Надпись в пещере Вадатика
Надпись в пещере Вадатика , также известная как надпись в пещере холма Нагарджуни в Анантавармане , представляет собой санскритские надписи V или VI века нашей эры, написанные шрифтом Гупта, найденные в пещере холма Нагарджуни группы пещер Барабар в районе Гая штата Бихар . [ 1 ] Надпись примечательна наличием символа Ома в эпоху Гуптов. Это знаменует посвящение пещеры статуе Бхутапати ( Шивы ) и Деви ( Парвати ). Статуя, вероятно, принадлежала Ардханаришваре , которая пропала, когда пещеры привлекли внимание археологов в 18 веке. [ 1 ]
История
[ редактировать ]Пещера Вадатика, также называемая Вадати ка Кубха, является одной из трех пещер, найденных в группе холмов Нагарджуни недалеко от пещер Барабар в Бихаре. Две другие — это пещера Вапияка и пещера Гопика, также называемые Вапия ка Кубха и Гопи ка Кубха соответственно. [ 2 ] Они находятся недалеко от пещеры Ломас Риши , самой ранней известной пещеры, раскопанной в III веке до нашей эры и подаренной Ашокой монахам Адживикас . Пещеры Нагарджуни были раскопаны в 214 г. до н.э. на гранитном холме внуком Ашоки. [ 2 ] Они находятся примерно в 16 милях (26 км) к северу от Гайи . [ 2 ]

По словам Артура Бэшема, мотивы, вырезанные в этих группах пещер, а также надписи помогают установить, что пещеры Нагарджуни и Барабар-Хилл датируются III веком до нашей эры. [ 3 ] Коренными жителями этих мест были адживики, небуддийская индийская религия, которая позже вымерла. В какой-то момент они покинули пещеры. [ 3 ] Затем эти пещеры использовали буддисты, поскольку здесь найдены надписи Бодхимулы и Клеша-кантара. [ 2 ] Столетия спустя индуистский король по имени Анантаварман из династии Маухари посвятил индуистские мурти (изображения) вайшнавизма , шиваизма и шактизма в трех из этих пещер в V или VI веке. [ 4 ] В ознаменование освящения он оставил надписи на санскрите. Эти надписи выполнены распространенным в то время письмом Гупта и сохранились. [ 2 ] [ 3 ] [ 5 ] После 14 века этот район был оккупирован мусульманами, так как поблизости находится несколько гробниц. [ 2 ]
Надпись в пещере Вадатика была впервые замечена в 1785 году Дж. Х. Харрингтоном, о которой затем сообщалось ученым в выпуске журнала Asiatic Researches, том 2 за 1790 год . [ 1 ] Он находится на северной стороне холма, рядом с пещерой Вапияка и ее Вапи (резервуаром для воды). [ 2 ] В пещере есть несколько надписей, в том числе одна, относящаяся к III веку до нашей эры. Он начинается с указания названия пещеры - Вадати, источника исторического названия этой пещеры и надписи. [ 2 ] Надпись, скопированная Харрингтоном, была впервые переведена Чарльзом Уилкинсом. В 1847 году Маркхэм Киттоу сделал новую копию и опубликовал ее с новым переводом Раджендралала Митры. [ 6 ] Джон Флит опубликовал еще один исправленный перевод в 1888 году. [ 1 ]
Описание
[ редактировать ]Надпись высечена на граните площадью примерно 4,25 фута (1,30 м) на 1,5 фута (0,46 м). Он состоит из восьми строк шрифтом Гупта с буквами высотой примерно 1 дюйм (25 мм). Это одна из самых ранних индийских надписей, в которой используются полные матры (горизонтальная полоса над каждой буквой). [ 7 ]
Надпись под редакцией Флита
[ редактировать ]1. Ом ассит сарвамахикшита манур ива кшаттраститер ддешиках_шриман маттагагендрахелагаманах шрийагьявармма нрипах |
2. йасйахутасахасранеттравирахакшама садаивадхвараих_пауломи чирам ашрупатамалинам дхатте каполашриям ||
3. шришардуланрипатмаджах парахитах шрипаурушах шруйате|локе чандрамаричинирммалагуно йо нантавармабхидхах |
4. дрштадриштавибхути картрварадам тенадбхутам каритам|вимвам бхутапатер гухашритам идам девьяш ча пайадж джагат ||
5. ансантакришташарнгаправитатасашараджьяспхуранмандаланта_вьяктабхруббхангалакшмавьятикарашавалакхандавактрендувимва |
6. антаянантавармма смарасадришавапур дживите ниспхабхих_дршта стхитва мригибхих сучирам анимишаснигдхамугдхекшанабхи ||
7. Введение KuravirutasPerвалентная структура_2_Dvegaviddhah Прогнозирующие свойства Наследование Saustaven |
8. дурапрапи виматхитагаджодбхрантаваджи правиро_2_вано ристривьясанападавидешико нантанамна ||- Надпись в пещере Вадатика [ 8 ]
Перевод Флота
[ редактировать ]Джон Флит перевел это так:
Ом! Был славный царь, прославленный Яджнаварман, который, словно Ану, наставлял всех правителей земли в долге тех, кто принадлежит к касте воинов; чья походка была подобна игре гонящегося слона; (и) благодаря чьим жертвоприношениям (богиня) Пауломи, всегда истощенная разлукой с (богом Индрой), имеющим тысячу глаз, вызываемая (этим царем так постоянно, что он постоянно отсутствовал у нее), приобрела красоту ( ее) щеки уже давно запачканы слезами.
Он, сын прославленного царя Сардулы, носящий имя Анантаварман; который слывет в мире доброжелательным к другим, (и) обладателем удачи и мужественности, (и) полным добродетелей, безупречных, как лучи луны, тот был сделан этим чудесное изображение (бога) Бхутапати , помещенное в (этой) пещере [ примечание 1 ] и (богиня) Деви , обладающая превосходством (мастерства), некоторые из них (ранее) видели (в других изображениях), но другие - нет; (и) который дарует блага создателю (если таковой имеется). Пусть оно защитит мир!
Поверхность полной луны, которая является (его) лицом, стала серой из-за того, что она была усеяна пятнами, которые представляют собой (его) хмурые взгляды, отображенные на концах изогнутой дуги, блестящие от (ее) туго натянутой веревки и оснащенной стрелой. , лука, натянутого до кончиков (его) плеч, Анантаварман, чье тело похоже на (тело) (бога) Смара, стоявшего под очень долгим взором оленей, равнодушного к жизнь, чьи влажные и нежные глаза не моргают (из-за пристального внимания, с которым они смотрят на него), (живет только) для (цели раздать) смерть. Далеко идущая (и) мощная стрела, разбрасывающая слонов и сбивающая с толку лошадей от страха, того, кого зовут Ананта, пущенная с быстротой (и) умело выпущенная из машины (его) лука, оснащенного хорошо- натянутая веревка, которая натянута очень туго (и) соперничает с криками скопы (шумом ее звона), учит жен (его) врагов состоянию печалей ( вдовство). [ 10 ]
Значение
[ редактировать ]Надпись представляет собой надпись Шайва, в которой упоминается одна статуя ( вимвам, бимба ), изображающая Шиву и Парвати, в которой говорится, что Флот, вероятно, означает, что это было изображение Ардханаришвары , в котором одна половина была Шивой-мужчиной, а другая половина - Парвати-женщиной. [ 4 ] [ 11 ] Надпись начинается с буквы «Ом» перед первой строкой, что указывает на ее важность в индуистском богословии V века. [ 12 ]
Маркхэм Китто, посетивший пещеру до 1847 года, заявил, что в пещере были разбросаны фрагменты скульптур, стиль которых напомнил ему ранний стиль. Он писал: «Раньше здесь, должно быть, был очень красивый храм». [ 6 ] [ 4 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Д. Р. Бхандаркар, Б. К. Чхабра и Г. С. Гай, 1981 , стр. 221–222.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Сэр Александр Каннингем (1871 г.). Четыре отчета, сделанные за 1862-63-64-65 годы . Центральная правительственная пресса. стр. 43–52 .
- ^ Jump up to: а б с Артур Ллевеллин Бэшем (1951). История и доктрины адживиков, исчезнувшей индийской религии . Мотилал Банарсидасс. стр. 153–159. ISBN 978-81-208-1204-8 .
- ^ Jump up to: а б с Ханс Баккер (2014). Мир Скандапураны . БРИЛЛ Академик. стр. 43–44 со сносками. ISBN 978-90-04-27714-4 .
- ^ Петр Бальцерович (2015). Ранний аскетизм в Индии: адживикизм и джайнизм . Тейлор и Фрэнсис. стр. 335–336. ISBN 978-1-317-53852-3 . ;Подробнее о датировке Маухари см.: Династия Маухари , Британская энциклопедия.
- ^ Jump up to: а б Маркхэм Китто (1847), Заметки о пещерах Бурабур, Журнал Азиатского общества Бенгалии, том 16, страницы 401–406.
- ^ Д. Р. Бхандаркар, Б. К. Чхабра и Г. С. Гай 1981 , стр. 223–224.
- ^ Д. Р. Бхандаркар, BC Чхабра и Г. С. Гай 1981 , стр. 224–225.
- ^ Киран Кумар Таплял (1985). Надписи Маухари, Поздних Гуптов, Пушпабхути и Яшовармана из Канауджа . Индийский совет исторических исследований. п. 128.
- ^ Д. Р. Бхандаркар, BC Чхабра и Г. С. Гай 1981 , стр. 225–226.
- ^ Киран Кумар Таплял (1985). Надписи Маухари, Поздних Гуптов, Пушпабхути и Яшовармана из Канауджа . Индийский совет исторических исследований. стр. 135–138.
- ^ Д. Р. Бхандаркар, BC Чхабра и Г. С. Гай 1981 , стр. 224–226.
Библиография
[ редактировать ]- Д.Р. Бхандаркар; БК Чхабра; Г.С. Гай (1981). Надписи ранних царей Гуптов Дж. Флита, Corpus Inscriptionum Indicarum, том III, 3-е издание . Археологическая служба Индии. OCLC 606389410 .
- Динесчандра Сиркар (1965). Избранные надписи, касающиеся истории и цивилизации Индии, том 1, 2-е издание . Университет Калькутты. OCLC 785763290 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Надпись в пещере Вадатика , Сиддхам, Великобритания