Храм Брихадишвара, Гангайконда Чолапурам
Храм Гангайконда Чолапурам Брихадишвара | |
---|---|
Храм Гангайконда Чолешварар | |
![]() Храм Гангайконда Чолапурам | |
Религия | |
Принадлежность | индуизм |
Округ | Ариялурский район |
Божество | Шива |
Фестивали | Маха Шиваратри , Садхая вижа |
Расположение | |
Состояние | Тамил Наду |
Страна | Индия |
Географические координаты | 11 ° 12'22,44 "с.ш. 79 ° 26'56" в.д. / 11,2062333 ° с.ш. 79,44889 ° в.д. |
Архитектура | |
Тип | Чола Архитектура [1] |
Создатель | Раджендра Чола I |
Завершенный | 11 век нашей эры |
Надписи | тамильский |
Часть | Великие живые храмы Чола |
Критерии | Культурные: (ii), (iii) |
Ссылка | 250бис |
Надпись | 1987 (11-я сессия ) |
Расширения | 2004 |
Храм Брихадишвары — индуистский храм, посвященный Шиве, в Гангайконда Чолапураме , Джаянкондам , в южноиндийском штате Тамил Наду . , построенный в 1035 году нашей эры Раджендрой Чолой I как часть его новой столицы, Этот храм эпохи династии Чола похож по дизайну и имеет такое же название, что и более старый храм Брихадисварар 11 века, расположенный примерно в 70 километрах (43 мили) к юго-западу. в Танджавуре . [2] Храм Гангайконда Чолапурам меньше, но более изысканный, чем храм Танджавур . Оба являются одними из крупнейших храмов Шивы в Южной Индии и являются образцами храмов в дравидийском стиле . В текстах храм также упоминается как Храм Гангайконда Чолапурам или Храм Гангайкондачолисварам.
Главный храм, посвященный Шиве, имеет квадратную форму, но в нем изображены и другие индуистские божества, такие как Вишну , Дурга , Сурья , Харихара , Ардханаришвара и другие. [3] [4] Он открывается на восход солнца, и его святилище, а также мандапы выровнены по оси восток-запад. Помимо главной святыни, в храмовом комплексе есть ряд небольших святынь, гопуры и других памятников, некоторые из которых частично разрушены или восстановлены в более поздние века. Храм славится своими бронзовыми скульптурами, произведениями искусства на стенах, изображением Нанди и масштабами башни. Помимо того, что храм был построен Раджендрой I, он также примечателен многочисленными надписями, хотя ни одна из них не принадлежит ему. [3] [5]
За исключением этого храма, старый город Гангайконда Чолапурам – столица могущественной азиатской империи примерно с 900 по 1215 год нашей эры, или более трех столетий, вместе с другими крупными индуистскими храмами эпохи Чола был полностью разрушен, оставив пустынное место. [6] [7] Храм Гангайконда Чолапурам остается действующим храмом. Здесь проводятся четыре ежедневных ритуала и множество ежегодных фестивалей, из которых Шиваратри во время тамильского месяца Маси (февраль – март), Айпасси Пурнами во время Айпасси (октябрь – ноябрь) и Тирувадираи во время Маргажи наиболее известными являются (декабрь – январь). . Это одна из самых посещаемых туристических достопримечательностей Тамил Наду. Археологическая служба Индии (ASI) считает храм охраняемым памятником наследия. ЮНЕСКО объявила его объектом Всемирного наследия в 2004 году вместе с храмом Брихадисварар в Танджавуре и храмом Айраватешвара в Дарасураме . Все вместе они называются Великими Живыми Храмами Чола . [3] [8]
Расположение

Храм Брихадисварар расположен недалеко от деревни Гангайконда Чолапурам , примерно в 280 километрах (170 миль) к юго-западу от Ченнаи и в 50 километрах (31 милях) от Чидамбарама . Примерно в 70 километрах (43 миль) к северо-востоку находится одноименный династии Чола эпохи храм Брихадисварар в Танджавуре и примерно в 30 километрах (19 миль) к северо-востоку от храма Айраватешвара . Все три являются ЮНЕСКО . объектами всемирного наследия [3] [8]
Храм находится на шоссе 81, соединяющем Тиручираппалли и Чидамбарам . [9] Соседний город Чидамбарам связан с другими крупными городами ежедневными поездами индийской железнодорожной сети, автобусами Тамил Наду и национальными автомагистралями 36, 81 и 245. [10] [11] Ближайший аэропорт с регулярными рейсами - международный аэропорт Тиручираппалли (IATA: TRZ), расположенный примерно в 120 километрах (75 миль). [12]
Хотя храм находится внутри страны, он находится недалеко от реки Коллидам , в дельте реки Каувери с выходом к Бенгальскому заливу и через него к Индийскому океану . [13]
Описание

Архитектура
Храм Гангайконда Чолапурам построен в дравидийском стиле и имеет квадратную форму. [14] Первоначальный двор представляет собой два квадрата, расположенных рядом друг с другом, все мандапы , упапитамы , планы святынь, гарбха гриха (святилище) и элементы башни имеют квадратную форму и включают в себя круги и принципы геометрической симметрии. Структурные элементы напоминают большой храм Брихадишвары в Танджавуре. Оба включают двор, в который можно попасть через несколько ворот, и относительно небольшой гопурам (башню). Внутри находятся святыни, большинство из которых расположены по оси восток-запад; некоторые перпендикулярны. В храмовый комплекс входят Нанди Мандапа , Аланкар Мандапа , Маха Мандапа , Мукха Мандапа и Ардха Мандапа . Некоторые из них были добавлены и восстановлены индуистскими королевствами после 14 века или специалистами по сохранению произведений искусства Британской Индии в 19 веке. [15]
Видимый упапитхам имеет размеры 103,63 м (340,0 футов) в длину и 30,48 м (100,0 футов) с осью восток-запад, но часть его, вероятно, отсутствует, поскольку сохранившийся фундамент покрыт почвой и поверхность восстановлена для туризма. [16] [17] В видимой части, утверждает Баласубрахманьям, длина гарбха-грихи (святилища) составляет 30,48 м (100,0 футов), длина маха мандапы (большого зала) составляет 53,34 м (175,0 футов), а длина ардха-мандапы (частичного зала) составляет 19,81 м. (65,0 футов). квадратной формы Ардха Мандапа соединяет святилище и большой зал. [15] Храм является одним из первых, в котором были залы с колоннами, которые стали обычным явлением в последующих храмах. [18]
Главный храм построен на возвышении, размер внутреннего двора которого составляет 560 футов (170 м) на 320 футов (98 м). Его святилище имеет площадь 100 кв. футов (9,3 м2). 2 ) и вводится через Ардха Мандапу . Дверной проем святилища окружен дварапалами , стражами, каждый высотой 6 футов (1,8 м). В святилище находится Брихадисварар (Шива) в форме лингама . Высота этого лингама составляет 4 м (13 футов), а окружность основания — 18 м (59 футов). [19]
Во дворе есть изображение сидящего быка Нанди , выровненное по оси на расстоянии 200 м (660 футов) от святилища. [20] Вокруг святилища расположены пять святынь и Львиный колодец, пристроенный в 19 веке. На территории храма есть монолитное изображение Наваграхов , девяти планетарных божеств. [19]
Шри-вимана
Виманам (храмовая башня) имеет высоту 55 м (180 футов), что на 3 м (9,8 фута) меньше , чем храм Танджавур. Историки полагают, что высота храма намеренно сохранена низкой по сравнению с храмом Танджавур в знак уважения Раджендры к шедевру своего отца. [21] По сравнению с храмом Танджавур, имеющим прямые контуры, этот храм имеет криволинейный контур, слегка вогнутый к вершине. [22] Он разделен на восемь зон. [17]
Башня возвышается в виде вертикальной квадратной конструкции на высоту 10,67 м (35,0 футов) над адхистанамом . [23] массивного карниза Он имеет две горизонтальные полосы, обернутые вокруг . Каждая полоса имеет пять отдельных пролетов на южной, западной и восточной сторонах с пилястрами между пролетами. Концевые отсеки квадратные, остальные три продолговатые. Центральный отсек каждого набора из пяти человек является самым широким. С каждой стороны имеется резьба по стене с четырьмя горизонтальными рядами фризов . Они повествуют индуистские легенды и пураническую мифологию традиций Шайвы , Вайшнавов и Шактов . [24] [25] Каждый этаж имеет лепные горизонтальные выступы (карнизы) с растительными арочными мотивами ( гавакша ). По словам Баласубрахманьяма, в элементы включены мифические существа в форме яли , а антаблемент украшен мотивами в форме ожерелья. [26]
|
Шри-вимана в Гангайконде имеет девять этажей ( талас ), включая нижние уровни, в отличие от тринадцати этажей в Танджавуре. На каждом этаже есть произведение искусства в форме квадрата, круга и продолговатости. Верхние уровни повторяют дизайн нижнего уровня в ритмичном уменьшающемся узоре. Принципы симметрии тщательно встроены, но скорость сжатия не зависит от высоты. Нижние этажи сжимаются быстрее, чем верхние. Это придает вимане необычную параболическую форму. Грива . (шея) ориентирована по сторонам света, и, как и в храме Танджавур, быки Нанди сидят в ее верхних углах Над гривой находится киртимукха , затем симметричный раскрытый лотос. Башню увенчивает каласа , надпись на которой когда-то была покрыта золотом; золота давно нет. Над каласой возвышается бутон лотоса, приветствующий небо. [24]
Скульптура
Стены святилища украшены около пятидесяти скульптурными рельефами, три из которых — Натараджа , Сарасвати и Шива, венчающий преданного гирляндой, — являются наиболее выдающимися. Здесь находится храм шайвского святого и ученого Чандешвары (одного из шестидесяти трех наянаров ). Вокруг стен храма есть и другие ниши, изображающие различные формы Шивы, Дурги и Вишну . В храме много бронзовых статуй, изображающих искусство Чола 11 века, статуя Картикеи . наиболее узнаваемой из которых является [27]
На одном из рельефов изображен весьма необычный портрет индуистского правителя, построившего храм. Шива вместе с Парвати рядом с ним вручает гирлянду цветов в ознаменование своей победы миниатюрной сидящей фигурке I. Раджендры [28]
История
Храм был построен в 1035 году нашей эры Раджендрой Чолой I (1012-44 гг. н.э.), сыном знаменитого Чола короля Раджи Раджи Чолы I , который построил храм Брихадисварар в Танджавуре. [20] Некоторые специалисты полагают, что храм был построен в 1020 году, в 6-й год правления , однако надписи указывают на 20-й год правления, то есть 1035 год нашей эры. Раджендра хотел подражать храму, построенному его отцом после его победы в кампании по Индии, которая, как утверждают тексты эпохи Чола, охватывала Карнатаку , Андхра-Прадеш , Одишу и Бенгалию . После своей победы он потребовал, чтобы побежденные королевства прислали горшки с водой из реки Ганг и вылили ее в колодец храма. [15] Колодец первоначально назывался Чолагангам, так как он был наполнен водой из Ганги. [21]

Раджендра I, согласно тамильской традиции, затем принял имя Гангайконда Чолан, что означает «тот, кто покорил Ганг». Он основал Гангайконду Чолапурам в качестве своей столицы на базе более ранней столицы Чола Танджавура. Гангайконда Чолапурам оставался столицей Чола в течение следующих 250 лет. [30] Раджендра I построил всю столицу с несколькими храмами, используя планы и инфраструктуру, рекомендованные в тамильских Васту и Агама Шастры . текстах [15] В их число входили Дхарма Шаста , храм Вишну и другие храмы. Однако все эти сооружения, за исключением этого храма, были разрушены в конце 13-го и 14-го веков. Другие достопримечательности Чолы, четко обозначенные покрытыми землей курганами, раскопанными обломками колонн и кирпичными стенами, находятся на большой территории поблизости. [15] [31] Самая ранняя надпись, в которой упоминается этот город по имени, датируется 1029 годом, а самое раннее упоминание об экспедиции Раджендры I к реке Ганг на севере датируется 1023 годом. Первый подарок недавно построенному храму Гангайконда Чолапурам датируется 1035 годом. [15]
Раджендра I, утверждает Дехеджия, должно быть, нанял тех же мастеров, которых использовал его отец, и перевез их из Танджавура. [20] Большинство или все короли Чола из Раджендры I прошли коронацию в Гангайконда Чолапураме. Археологические раскопки обнаружили крепостные стены и остатки дворца в нескольких километрах от этого храма. Считается, что Кулотунга Чола I , преемник Раджендры, построил укрепления вокруг города. [31]
Причины разрушения города неясны. По словам Васанти, Пандьи , победившие Чола во второй половине 13-го века, «возможно, сравняли город с землей», чтобы отомстить за свои предыдущие поражения. [31] Однако неясно, почему другие храмы были разрушены, а этот храм сохранился, а также почему существует около двадцати надписей из более поздних империй Чола, Пандья и Виджаянагара, указывающих на различные дары и гранты этому храму, если они ранее разрушили это место. [32]
Альтернативная теория связывает разрушения с набегами, грабежами и войнами, особенно с вторжением в столицу и территории, которые ранее были частью империй Чола и Мадурай, армий Делийского султаната во главе с мусульманским полководцем. Малик Кафур в 1311 году, за ним последовали Хосров-хан в 1314 году и Мухаммад бин Туглак в 1327 году. [33] [34] [35] В последующий период произошли войны между индуистскими королями и мусульманскими султанами, которые стали преемниками Делийского султаната и образовали новые государства, такие как близлежащий Мадурайский султанат (1335–1378). [36] [примечание 1] Империя Виджаянагара разгромила султанат Мадурай в 1378 году, и этот храм вместе с другими храмами эпохи Чола затем вернулся под контроль индуистских королей, которые отремонтировали и восстановили многие из них. [36] [33]
Тексты
Гангайконда Чолпурам и храм упоминаются во многих современных произведениях того периода, таких как «Мувар Ула» и «Калингатхупарани» . XI века тамильским поэтом Камбаром Такие ученые, как Васанти, полагают, что описание Айодхьи было основано на улицах и городской структуре Гангайконда Чолапурам. Аналогичная корреляция выводится на основе работ Секкижара в «Перия Пуранам» . Мувар Ула , трактат о Черасе , Чоласе и Пандьях, дает яркое описание города и храма. [31] Считается, что, как и храм Танджавур, этот храм стал центром социальной, экономической и политической деятельности. Культурные мероприятия, такие как музыка, танцы и искусство в виде бронзы, поощрялись и проводились в храме. [38]
Сегодня

Храм был добавлен в список Великих живых храмов Чола в 2004 году. Все три храма были построены Чола между 10 и 12 веками нашей эры и имеют много общего. [39] [40] В 2009 году Археологическая служба Индии (ASI) расширила торговые помещения и офисы для привлечения посетителей в храме, включив в них музей, ресторан, магазины и туалеты под эгидой Индуистского религиозного и благотворительного совета правительства Тамил Наду . [41] Храмы классифицируются как Великие живые храмы Чола, поскольку их до сих пор посещают, в них поклоняются и используют в том же виде, в котором они были построены. [42] Празднование тысячелетия коронации Раджендры Чолы отмечалось в храме в течение двух дней в июле 2014 года. [43]
Фестивали и богослужения
Хотя он находится в ведении ASI как памятник, практики поклонения соблюдаются так же, как и в других храмах Шивы в Тамил Наду. Храм следует шиваитской традиции, и храмовые священники проводят пуджу (ритуалы) во время фестивалей и ежедневно. Храмовые ритуалы проводятся четыре раза в день: Каласанти в 8:30, Учикалам в 12:30, Саяракшай в 18:00 и Артхаджамам с 19:30 до 20:00. Каждый ритуал состоит из трех этапов: алангарам ( украшение), нейветханам (подношение еды) и дипа араданай (размахивание лампами) как для Брихадисварара, так и для Перии Наяги. В храме проводятся еженедельные, ежемесячные и двухнедельные ритуалы. Храм открыт с 6:00 до 12:30 и с 16:00 до 21:00 каждый день. В календаре храма много фестивалей, Шиваратри во время тамильского месяца Маси (февраль – март), Айпасси Пурнами во время Айпасси (октябрь – ноябрь) и Тирувадираи во время Маргажи (декабрь – январь). наиболее заметными из которых являются [44] Аннабхишекам , омовение верховного божества приготовленным рисом, совершается во время фестиваля Айпаси . [19]
Галерея
В храме множество скульптур и рельефов: [45]
Шиваизм
- Еще одно изображение Натараджи в окружении танцующих Парвати и других божеств. [46]
- Легенда о Калантаке , означающая танец времени и вечности Шивы. [47]
- Шива внутри линга- Лингодбхава.
- Шива с Парвати в любовной позе, их окружают панно-танцовщицы.
- Шива с Парвати в абхая мудре, под ними панели воинов.
- Ганеша , сын Парвати и Шивы, с ручкой и сладкой едой в руках.
- Дакшинамурти изображался учителем йоги, танцев и наук, переступающим через демона невежества. [48]
- Дварапала (привратник)
Вайшнавизм, Шактизм
- Кали — гневная, свирепая форма Дурги, божества шактизма.
- Брахма — ведическое божество и одно из индуистских троиц.
- Гаджалакшми , богиня традиции вайшнавизма.
- Скульптура Вишну Дурги, показывающая слияние вайшнавизма и шактизма и веру в то, что Дурга - сестра Вишну. [49]
Поврежденные руины и более поздние дополнения
- Рельеф оскверненного божества (вероятно, Нарада)
- Еще один оскверненный рельеф (вероятно, Дакшинамурти).
- Статуи, извлеченные из руин
- Лев в колодце в храме, добавленный в 19 веке.
См. также
- Список самых высоких построек, построенных до 20 века
- Король Раджа Чола I
- Династия Чола
- Группа памятников в Махабалипураме – еще одном объекте всемирного наследия в Тамил Наду.
Примечания
- ^ Танджавур был целью как мусульманского, так и индуистского королевств, как ближнего, так и дальнего. Мадурайский султанат был основан в 14 веке после катастрофических вторжений и грабежей Южной Индии армиями Ала уд-Дина Халджи Делийского султаната во главе с Маликом Кафуром . [37] Позже султанат Адил-Шахи , Кутб-шахи , Рандаула-хан и другие с восточного и западного побережья Южной Индии совершили набег на него, а некоторые оккупировали его на несколько лет. [36]
Ссылки
- ^ Рао, Рагхунадха (1989). Индийское наследие и культура . Стерлинг Паблишерс Прайвит Лимитед. п. 32. ISBN 9788120709300 .
- ^ SR Balasubrahmanyam 1975 , стр. 241–245.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Великие живые храмы Чола. Архивировано 22 сентября 2013 года в Wayback Machine , Археологическая служба Индии, Правительство Индии.
- ^ PV Джагадиса Айяр (1993), Южноиндийские святыни, Азиатские образовательные службы, ISBN 81-206-0151-3 , страницы 291-295.
- ^ SR Balasubrahmanyam 1975 , стр. 241, 243–249.
- ^ SR Balasubrahmanyam 1975 , стр. 241–245 со сноской к 243.
- ^ Ирамакантиран Накачами (1970). Гангайкондачолапурам . Государственный департамент археологии правительства штата Тамил Наду. стр. 14–16.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Великие живые храмы Чола» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО. 2004. Архивировано из оригинала 12 сентября 2015 года.
- ^ SR Balasubrahmanyam 1975 , стр. 240–241.
- ^ «Подробная информация о NH в отношении участков, вверенных NHAI» (PDF) . Министерство автомобильного транспорта и автомобильных дорог, правительство Индии . Национальное управление автомобильных дорог Индии . п. 2. Архивировано из оригинала (PDF) 25 февраля 2009 года . Проверено 17 декабря 2011 г.
- ^ «Автобусные маршруты Танджавура» . Муниципалитет Танджавура. Архивировано из оригинала 17 июня 2013 года . Проверено 29 декабря 2012 г.
- ^ Э. Ке Чешаттири (2008). Шри Брихадишвара: Великий храм Танджавура . Нил. п. 5. Архивировано из оригинала 27 ноября 2017 года.
- ^ Маршалл М. Бутон (2014). Аграрный радикализм в Южной Индии . Издательство Принстонского университета. стр. 72–78. ISBN 978-1-4008-5784-5 . Архивировано из оригинала 27 ноября 2017 года.
- ^ Амбуджам Анантараман 2006 , стр. 68–9.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж С.Р. Баласубрахманьям 1975 , стр. 241–249.
- ^ SR Balasubrahmanyam 1975 , стр. 245, контекст: 241-249.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Рома Чаттерджи 2016 , с. 33.
- ^ Хабиб 2007 , с. 44.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с В. и Мина (1974). Храмы в Южной Индии (1-е изд.). Канниякумари: Искусство Харикумара. п. 38.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Дехеджия, Видья (2013). Искусство Императорского Чоласа . Издательство Колумбийского университета. стр. 79–81. ISBN 9780231515245 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Нандкумар, Вимала (28 ноября 2015 г.). «Потрясающий, впечатляющий храм Гангай-Конда-Чолапурам: история этого места связана с рекой Ганга, и город был основан Раджендрой Чола I» . Ежедневные новости и анализ . Архивировано из оригинала 15 апреля 2018 года . Получено 13 апреля 2018 г. - через HighBeam Research .
- ^ Джеймс С. Харл (1994). Искусство и архитектура Индийского субконтинента . Издательство Йельского университета. п. 316 . ISBN 978-0-300-06217-5 .
- ^ SR Balasubrahmanyam 1975 , стр. 243–244.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б С.Р. Баласубрахманьям 1975 , стр. 243–249.
- ^ Ирамакантиран Накачами (1970). Гангайкондачолапурам . Государственный департамент археологии правительства штата Тамил Наду. стр. 26–34.
- ^ SR Balasubrahmanyam 1975 , стр. 244–245.
- ^ Рома Чаттерджи 2016 , с. 44.
- ^ Мичелл, 53 года.
- ^ Джордж Мичелл 1988 , с. 51 сноска 17.
- ^ Мелтон, Дж. Гордон (15 января 2014 г.). Веры во времени: 5000 лет истории религии [4 тома]: 5000 лет истории религии . ISBN 9781610690263 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д С., Васанти (2009). «Раскопки в Гангайконда Чолапураме, столице империи Раджендра Чола, и их значение» . В Кульке, Герман; К., Кесавапани; Сахуджа, Виджай (ред.). От Нагапаттинама до Суварнадвипы: размышления о военно-морских экспедициях Чола в Юго-Восточную Азию . Сингапур: Институт исследований Юго-Восточной Азии. стр. 96–100. ISBN 978-981-230-938-9 . Архивировано из оригинала 27 ноября 2017 года.
- ^ Пиллаи, Дж. М. Соманасундарам (1994). Великий храм в Танджоре . Тамильский университет, Танджавур. стр. 109–111.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Майкл С. Ховард (2012). Транснационализм в древних и средневековых обществах . МакФарланд. стр. 93–94. ISBN 978-0-7864-9033-2 . Архивировано из оригинала 27 ноября 2017 года.
- ^ Джордж Мичелл (1986). Исламское наследие Декана . Публикации Марга. п. 8. Архивировано из оригинала 27 ноября 2017 года.
- ^ Джамал Малик (2008). Ислам в Южной Азии: Краткая история . БРИЛЛ Академик. п. 140. ИСБН 978-90-04-16859-6 . Архивировано из оригинала 27 ноября 2017 года.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Джордж Мичелл (2008), Архитектура и искусство Южной Индии, Cambridge University Press, страницы 16–21, 89–91.
- ^ Джордж Мичелл (2008), Архитектура и искусство Южной Индии, Cambridge University Press, страницы 9–13, 16–21.
- ^ Випул, Сингх (2009). Лонгман Вистас 7 . Пирсон Образовательная Индия. стр. 14–15. ISBN 9788131729090 .
- ^ Айяр, П.В. Джагадиса (1993). Южноиндийские святыни . Нью-Дели: Азиатские образовательные услуги. п. 316. ИСБН 81-206-0151-3 .
- ^ Т., Рамакришнан (7 июля 2004 г.). «Статус храма Айраватешвара как объекта Всемирного наследия» . Индус . Архивировано из оригинала 15 августа 2008 года . Проверено 28 ноября 2015 г.
{{cite news}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - ^ «Гангайкондачолапурам украшен для встречи туристов» . Индус . Ариялур. 28 декабря 2009 года . Проверено 28 ноября 2015 г.
- ^ Шринивасан, Панкаджа (4 июня 2012 г.). «Внутри храма Чола» . Индус . Коимбатур. Архивировано из оригинала 19 июня 2014 года . Проверено 28 ноября 2015 г.
- ^ М., Балаганессин (25 июля 2014 г.). «Дань уважения Раджендре Чоле» . Индус . Ариялур . Проверено 28 ноября 2015 г.
- ^ «Храм Шри Брагадишварар» . Динамалар. 2014. Архивировано из оригинала 27 июля 2014 года . Проверено 31 мая 2014 г.
- ^ К. Шиварамамурти (2007). Великие храмы Чола: Танджавур, Гангайкондачолапурам, Дарасурам . Археологическая служба Индии. стр. 82–93 . ISBN 978-81-87780-44-1 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Т. А. Гопинатха Рао (1997). Элементы индуистской иконографии Мотилал Банарсидасс. стр. 100-1 стр. 223–229, 237. ISBN. 978-81-208-0877-5 .
- ^ Венди Донигер О'Флаэрти (1982). Женщины, андрогины и другие мифические звери . Издательство Чикагского университета. стр. 138–139. ISBN 978-0-226-61850-0 .
- ^ Т. А. Гопинатха Рао (1997). Элементы индуистской иконографии Мотилал Банарсидасс. стр. 100-1 273–281. ISBN 978-81-208-0877-5 .
- ^ Раджу Калидос; Р.К. Кесава Раджараджан; РК Партибан (2006). Энциклопедия индуистской иконографии: Богини Шакти . Шарада. п. 82. ИСБН 978-81-88934-36-2 .
Библиография
- А.К. Кумарасвами; Майкл В. Мейстер (1995). Очерки теории архитектуры . Национальный центр искусств Индиры Ганди. ISBN 978-0-19-563805-9 .
- Адам Харди (1995). Индийская храмовая архитектура: форма и трансформация . Публикации Абхинава. ISBN 978-81-7017-312-0 .
- Адам Харди (2007). Храмовая архитектура Индии . Уайли. ISBN 978-0470028278 .
- Амбуджам Анантараман (2006), Храмы Южной Индии , East West Books (Мадрас), ISBN 978-81-88661-42-8
- Адам Харди (2015). Теория и практика храмовой архитектуры в средневековой Индии: Самаранганасутрадхара Бходжи и линейные рисунки Бходжпура . Национальный центр искусств Индиры Ганди. ISBN 978-93-81406-41-0 .
- Аджай Дж. Синха (2000). Воображая архитекторов: творчество в религиозных памятниках Индии . Университет Делавэра Пресс. ISBN 978-0-87413-684-5 .
- Элис Бонер; Садашива Ратх Шарма (2005). Силпа Пракаша . Brill Academic (перепечатано Мотилалом Банарсидасом). ISBN 978-8120820524 .
- Элис Бонер (1990). Принципы композиции в индуистской скульптуре: период пещерного храма . Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-81-208-0705-1 .
- Бертон Стейн (1978). Южноиндийские храмы . Викас. ISBN 978-0706904499 .
- Бертон Стейн (1989). Новая Кембриджская история Индии: Виджаянагара . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-26693-2 .
- Бертон Стейн; Дэвид Арнольд (2010). История Индии . Джон Уайли и сыновья. ISBN 978-1-4443-2351-1 .
- Д Шринивасан (1997). Много голов, рук и глаз: происхождение, значение и форма множественности в индийском искусстве . БРИЛЛ Академик. ISBN 90-04-10758-4 .
- Джордж Мичелл (1988), Индуистский храм: введение в его значение и формы , University of Chicago Press, ISBN 978-0-226-53230-1
- Джордж Мичелл (1995). Архитектура и искусство Южной Индии . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-44110-0 .
- Джордж Мичелл (2000). Индуистское искусство и архитектура . Темза и Гудзон. ISBN 978-0-500-20337-8 .
- Хабиб, Ирфан (2007). Средневековая Индия изучение цивилизации . Национальный книжный фонд, Индия. п. 49. ИСБН 978-81-237-5255-6 .
- Капила Вацяян (1997). Площадь и Круг индийских искусств . Публикации Абхинава. ISBN 978-81-7017-362-5 .
- Кнут А. Якобсен; Элен Басу; Анжелика Малинар; и др. (2009). Энциклопедия индуизма Брилла: Священные тексты, ритуальные традиции, искусство, концепции . Брилл Академик. ISBN 978-90-04-17893-9 .
- Майкл В. Мейстер; Мадхусудан Даки (1986). Энциклопедия индийской храмовой архитектуры . Американский институт индийских исследований. ISBN 978-0-8122-7992-4 .
- Моника Джунеха (2001). Архитектура в средневековой Индии: формы, контексты, истории . Ориент Блэксван. ISBN 978-8178242286 .
- Прасанна Кумар Ачарья (1996). Индуистская архитектура в Индии и за рубежом . Лорье. ISBN 978-81-215-0732-5 .
- Прасанна Кумар Ачарья (1997). Словарь индуистской архитектуры: трактовка санскритских архитектурных терминов с иллюстративными цитатами . Издательство Оксфордского университета (перепечатано в 1997 году Мотилалом Банарсидасом). ISBN 978-81-7536-113-3 .
- Прасанна Кумар Ачарья (2010). Энциклопедия индуистской архитектуры . Издательство Оксфордского университета (переиздано Мотилалом Банарсидасом). ISBN 978-81-7536-534-6 .
- Рома Чаттерджи, изд. (2016), Искусство и архитектура Индии в древний и средневековый периоды , Нью-Дели: Отдел публикаций, Министерство информации и радиовещания, правительство Индии, стр. 33, ISBN 978-81-230-2080-8
- С.Р. Баласубрахманьям (1975), Храмы Средней Чола , Thomson Press, ISBN 978-9060236079
- Стелла Крамриш (1976). Индуистский храм, том 1 . Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-81-208-0223-0 .
- Стелла Крамриш (1979). Индуистский храм, том 2 . Мотилал Банарсидасс (перепечатано, 1946 г., издательство Принстонского университета). ISBN 978-81-208-0224-7 .
- Стелла Снид ; Венди Донигер; Джордж Мичелл (1989). Животные в четырёх мирах: Скульптуры из Индии . Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0-226-76726-0 .
- Т. А. Гопинатха Рао (1993). Элементы индуистской иконографии Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-81-208-0878-2 .
- Винаяк Бхарне; Крупали Круще (2014). Открытие заново индуистского храма: сакральная архитектура и урбанизм Индии . Издательство Кембриджских ученых. ISBN 978-1-4438-6734-4 .
Внешние ссылки
