Археологический парк Чампанер-Павагадх
Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО | |
---|---|
![]() Вид на джайнский храм, Павагад в Чампанере | |
Расположение | Панчмахал, Гуджарат , Индия |
Критерии | Культурные: (iii), (iv), (v), (vi) |
Ссылка | 1101 |
Надпись | 2004 г. (28-я сессия ) |
Область | 1328,89 га (3283,8 акра) |
Буферная зона | 2911,74 га (7195,1 акра) |
Координаты | 22 ° 29' с.ш., 73 ° 32' в.д. / 22,483 ° с.ш., 73,533 ° в.д. |
Археологический парк Чампанер-Павагадх , ЮНЕСКО объект Всемирного наследия , расположен в районе Панчмахал в Гуджарате , Индия. Он расположен вокруг исторического города Чампанер , города, который был основан Ванраджем Чавдой , самым выдающимся королем династии Чавда , в восьмом веке. Он назвал его в честь своего друга и генерала Чампы, также известного позже как Чампарадж. Объект наследия усеян фортами с бастионами, начиная с холмов Павагадха и заканчивая городом Чампанер. Ландшафт парка включает в себя археологические, исторические и живые памятники культурного наследия, такие как места энеолита , горную крепость ранней индуистской столицы и руины столицы штата Гуджарат 16-го века. Здесь есть дворцы, входные ворота и арки, мечети, гробницы и храмы, жилые комплексы, сельскохозяйственные постройки и водные сооружения, такие как ступеньки и резервуары , датируемые восьмым-четырнадцатым веками. Храм Калика Мата , расположенный на вершине высоты 800 метров (2600 футов). Холм Павагадх — важная индуистская святыня в регионе, привлекающая большое количество паломников в течение всего года. [1] [2] [3]
Переход между индуистской и мусульманской культурой и архитектурой в конце 15-го - начале 16-го века задокументирован в парке, особенно в раннем исламском и домогольском городе , который остался без каких-либо изменений. [4] В 2004 году он был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. [5]
География
[ редактировать ]
Объект наследия Чампанер-Павагадх занимает площадь более 1329 гектаров (3280 акров) с буферной зоной площадью 2812 гектаров (6950 акров). [1] Помимо Зоны первичного наследия площадью 983,27 га (2429,7 акра), есть несколько других объектов, в том числе: Кабутархана, Макбара, Макбара Мандви, Макбара возле деревни Патидар, Малик Сандал Ни Вав, Хатикхана, Синд Мата, Сикандер Ка Реуза, Бабахан. Ки Дарга, Нау Куан Сат Вавди и Чандракала Вав. Это место находится в 50 километрах (31 милях) к востоку от Бароды и в 42 милях (68 км) к югу от Годры , история которого записана со второго века нашей эры и где находится множество религиозных памятников гуджаратских султанов ( турецкого происхождения), раджпутов и Джайны . Он включает в себя дворец Махмуда Бегады , внука Ахмед Шаха , основавшего город Ахмадабад , Джама Масджид и другие мечети. [6] Обстановка представляет собой холмистые холмы и плато. Здесь находятся крутые скальные обнажения, образовавшиеся в результате древних извержений вулканов и потоков лавы.
Шампанер находится по адресу 22 ° 30'N 73 ° 30'E / 22,500 ° N 73,500 ° E , примерно в 1 миле (1,6 км) к югу от холма Павагад. Холм Павагад поднимается на высоту 800 метров (2600 футов), имеет геологическую структуру из красновато-желтого камня и считается одним из старейших скальных образований в Индии. [1] [2] [6] Самая высокая точка холма представляет собой холмистую лесистую местность в направлении Джамбуходы . На холме Павагад находится исторический форт, где расположен древний храм Калика Мата. Путь к вершине проходит через множество старых ворот и прорезает лестничные естественные скальные выступы с отвесными склонами. На полпути по этому пути находится ровная площадка, усыпанная валунами. Выше этой точки находится очень крутой уступ с мраморным храмом и двумя фонарными башнями. [7]
История
[ редактировать ]

Ранняя история
[ редактировать ]Судя по ранним археологическим находкам и записям, этот район был заселен уже в период энеолита ; однако им пренебрегали примерно до 400 г. н.э. История также сообщает местную легенду о том, что божественность холмов произошла от пальца правой ноги богини Калики , который, по-видимому, упал на холм. [2]
Чампанер назван в честь Чампа Бхила, последнего короля Бхилов Чампанера. [8] Чампа Бхил построил форт Чампанер. [9] Он также основал этот город во время правления Ванраджа Чавды из Анхилвад-Патана (с 746 по 806 год нашей эры). В одиннадцатом веке правил Рам Гаур Туар, а Чампанер находился под властью Анхилвада примерно до 1297 года, когда они были побеждены Алауддином Халджи , который сделал его своей крепостью. В этот период Чаухан Раджпут также поселился в Чампанере. Холм Павагад был местом, где короли Соланки и Кхичи Чауханы строили крепости и правили оттуда. Однако в 1484 году они потеряли свою власть в Шампанере.
В 1418 и примерно в 1450 году Хичису удалось отбиться от своего соседа Рао Идара и мусульманских правителей Ахмадабада благодаря защите, обеспечиваемой холмом. Однако в 1483 году, когда Махмуда Бегады капитан , Малик Асад, совершал набег на Чампанер, он был атакован и убит Равалем Джасингхом . В последующие годы последовало полное поражение раджпутов султаном Бегадой. Холм был окружен, а форт удерживался в осаде более года и наконец был захвачен 17 ноября 1484 года, когда Кивамул Мулк и Малик Аяз Султани проникли через стены и сломали главные ворота, уничтожили армию и ранили лидеров раджпутов. . Равал Джасингх был ранен и на шесть месяцев был амнистирован, но затем был убит, так как отказался принять ислам. [ нужна ссылка ]
Однако сын Раваля принял ислам и стал дворянином с титулом «Низам-уль-Мульк». После захвата форта Махмуд переименовал город в «Мухмудабад Чампанер». Именно в этот период Махмуд заложил фундамент своей мечети. Он построил сложные богато украшенные сооружения, укрепил оба форта, сделал крепость на холме своей Маулией (что означает «Владыка горы») и своей цитаделью в течение 23 лет и в конечном итоге перенес свою столицу из Ахмадабада в Чампанер. [4]
В этот период Чампанер славился манго , сандаловыми деревьями (которые тогда использовались для строительства домов и изготовления лезвий мечей ) и разноцветными шелками. Процветали купцы и ремесленники. Махмуд умер в 1511 году, и его преемники продолжали править от Чампанера до смерти Бахадур-шаха (1536 г.). Город Шампанер был очень хорошо спланирован: улицы и побеленные каменные дома. В 1526 году молодой Сикандер-шах умер, и следующим правителем Чампанера стал Бахадур-шах. [ нужна ссылка ] В 1535 году император Великих Моголов Хумаюн вторгся в Чампанер и разграбил казну. После смерти Бахадура в 1536 году столица и двор вернулись в Ахмадабад. Город пришел в быстрый упадок, был по большей части заброшен и в течение нескольких столетий находился в запустении и почти безлюдном. [4]
Это было джайнское паломничество. Было несколько попыток уничтожить свидетельства его джайнского наследия . Однако суд постановил не уничтожать факты и наследие. Его джайнская история восходит к III веку до нашей эры. [10] [11]
- Царь Сампрати в III веке до нашей эры построил и установил идола Самбхавнатхи , который был освящен шветамбарским джайнским монахом Ачарьей Сухастисури. [12] [13]
- В 1055 году нашей эры монах Шветамбара Ачарья Гунсагарсури освятил новый храм Джиравала Паршванатха и реконструировал древний храм Абхинандансвами с 52 святынями . [14]
- Ачалгачч джайнистской секты Шветамбара основал здесь В 10 веке нашей эры Ачарья Арьяракшицури . Он был недоволен неправильными практиками, которые проникли в поведение джайнских монахов из-за влияния яти . Он пытался провести реформы, но потерпел неудачу. Поэтому он поднялся на холм, чтобы совершить саллехану . Легенда гласит, что полубогиня Махакали предстала перед ним и попросила Ачарью не совершать Саллехану и сказала, что он единственный, кто может распространять правду. Она попросила его основать новый орден, основанный на истине Агам , и заверила его, что защитит мирских последователей нового порядка и что они будут процветать. Таким образом, в 1112 году нашей эры Ачарья Арьяракшицури основал Ачалгачч (или Виддхипакш) в Павагадхе и назначил полубогиню Махакали адхиштхайикой божество - ( перевод: защитник ) гаччи . Основатель Шраваки гаччи в идола Махакали установил на холме знак своего почтения. Это идол и святыня, на которую позже посягнули индуисты. [15] [16] [13]
- Есть упоминание о храме под названием «Сарватобхадра» (в переводе «благоприятный со всех сторон»), построенном министром Теджпалом в 12 веке. [16]
- Церемония установки и освящения храма, построенного Джаявантом Сетом Ачарьей Виджайсенсури в 1581 году нашей эры. [14]
- Под руководством Ачарьи Кальянсагарсури , монаха и реформатора Ачалгача, шраваки Шет Вардхаман и Шет Падамшин реконструировали храм Махакали в 16 веке нашей эры. [16] [13]
- В 1689 году нашей эры Гани Шилвиджай Махарадж упомянул о существовании храма Неминатхи . [14]
- В хвалебном стихотворении, посвященном Джиравале Паршванатхе и составленном джайнским монахом Дипвиджаем Кавираджем в конце XVIII века нашей эры, подробно описаны существующие здесь храмы. [16]
Несколько монахов Ахалгачча, таких как Махендрапрабхасури, Мерутунгасури и Джайкесарисури, среди многих, а также монахи Тапагача, такие как Дхармаратнасури, Хемвималсури, Лакшмисагарсури, Бхувансундарсури и т. Д., Освятили многочисленные храмы и идолов на холме. Согласно нескольким писаниям Шветамбары , когда-то эти святыни считались такими же по рангу и важности, как и те, что на вершине холма в Палитане . [11]
Считается, что Шветамбара раньше на холме стоял один большой храм , который подвергся многочисленным вторжениям. Руины этого храма были использованы для строительства трех меньших Дигамбара храмов .
Более поздняя история
[ редактировать ]
Британцы . посетили город Чампанер в 1803 году, когда там проживало всего 500 человек Старый город лежал в руинах и дико зарос. Они заново основали его, и он стал крупным экспортером шелка, располагая оборудованием для стирки и подготовки шелка-сырца . Однако к 1812 году из-за эпидемии холеры население сократилось до 400 семей. Когда 13 июля 1829 года британцы наконец узурпировали эту территорию, она была почти пуста; предпринятые в то время попытки заселить это место путем привлечения земледельцев со стимулом в 1260 рупий для освоения земель в то время также потерпели неудачу. В 1879 году здесь проживало несколько племен Бхил и Найкда , но в течение следующих нескольких лет он стал хорошо известен в Индии благодаря своим правителям и оставленным ими памятникам. [17]
В последнее десятилетие это место привлекло внимание археологов и фондов наследия, работающих в этом районе, чтобы превратить его в туристическую достопримечательность и объект всемирного наследия. Фонд наследия Бароды выступил с инициативой в этом направлении и провел ландшафтное исследование бывшего городского центра. Генеральный план археологического парка был разработан для городов Чампанер и Павагарх как культурного заповедника, а Археологическая служба Индии при поддержке Фонда наследия Бароды представила ЮНЕСКО предложение объявить этот объект объектом Всемирного наследия. В июле 2004 года ЮНЕСКО одобрила это предложение и внесла это место в Список всемирного наследия с обоснованием его «совместного значения как живого центра индуистского паломничества, его группы джайнских храмов, его замечательно сохранившейся средневековой городской структуры, его изысканной резьбы по песчанику. мечети и гробницы, а также ценности нематериального наследия». [18] На туризм в этом районе повлияли индуистско-мусульманские беспорядки Годхры , что привело к противоречивым интересам в развитии инфраструктуры, такой как дороги, канатные дороги и жилые помещения для паломников и туристов, посещающих различные памятники на этом месте. [19]
Городское планирование
[ редактировать ]На этом месте остались королевские территории внутри крепостных стен, входные ворота или городские ворота, мечеть за пределами укреплений, королевская дорожка, ведущая во дворец, и вторая ограда, состоящая из неисследованной Джаханпаны. [20] Городское планирование города предполагает хорошо проложенные и мощеные улицы, ведущие к центру города. Жилой район состоит из домов как богатых, так и бедных; дома богатых людей построены с живописными садами и водными каналами. Жилой комплекс окружают общественные парки и павильоны. Однако храмы, мечети и гробницы в основном сосредоточены на холмах Павагарх. Прогулка вверх по холму с равнины называется Патха (маршрут паломника); Считается «душой Шампанера», он имеет тысячи ступеней и украшен декоративными и важными конструкциями. [ нужна ссылка ]
- Сбор дождевой воды
Одной из новаторских особенностей двух центров исторических памятников была разработка методов сбора дождевой воды в виде резервуаров или прудов на холмах Павагадх (называемых «холмом сотни водоемов») и бесчисленных колодцев в городе Чампаран. который получил прозвище «город тысячи колодцев». Река Вишамитри — единственный ручей, берущий начало с холмов Павгада и использовавшийся для питания колодцев в Чампанере и резервуаров в Павагаде. Танки служили паломникам и другим утилитарным, рекреационным, духовным и эстетическим потребностям. Некоторые резервуары были построены путем строительства насыпей и отвода хранимой воды в каменные цистерны . Некоторые из известных водных сооружений: Ганга, Ямуна и Сарасвати Кундс (на плато Маулия); Вада Талао, самый большой резервуар для воды, питаемый ручьями, расположенный в восточной части города; инновационный танк «Габен Шах»; изысканно украшенные винтовые ступеньки, например, в скверах и на въезде в город, а также королевские летние павильоны. Водный канал в доме дворянина, названный «Манзил Амира», считается отражением «превосходного качества изготовления водных сооружений, построенных теми, кто отвечал за небную и религиозную архитектуру Чампанера». [20]
Памятники
[ редактировать ]

В Чампанер-Павагаде одиннадцать различных типов зданий, включая мечети, храмы, зернохранилища, гробницы, колодцы, стены и террасы. [21] Памятники расположены у подножия холма Павагад и вокруг него. Фонд наследия Бароды насчитывает 114 памятников в этом районе, из которых только 39 памятников поддерживаются Археологической службой Индии из-за ограниченного финансирования. [20] Департаменту леса принадлежит здесь 94% земли, а храмовые тресты и другие сектантские учреждения предоставляют условия для проживания и питания паломникам и туристам. На южной стороне у подножия холма также можно увидеть несколько полуразрушенных домов и фундаменты джайнских храмов. [20]
К памятникам относятся: [22]
- Шампанер
- Спиральный шагнул хорошо
- Дарга Сакар-хана
- Городские ворота возле Касбин Талао
- Стены цитадели
- Городские стены в юго-восточном углу цитадели, поднимающиеся на холм.
- Восточные и Южные ворота Бхадры
- Сахар ки Масджид (Бохрани)
- Три камеры внутри стены цитадели между Сахар ки Масджид и местным фондом Дхармашала.
- Мандви или таможня
- Джами Масджид
- Степвелл к северу от Джама Масджид
- Кевда Масджид и Кенотаф
- Гробница с большим куполом в центре и маленькими угловыми куполами на пути к мечети Каджури возле Вада Талао.
- Кенотаф Кевда Масджид
- Нагина Масджид
- Кенотаф Нагина Масджид
- Лила Гумбаз ки Масджид, чапанер
- Павильон Кабутархана на северном берегу Вада Талао возле Кхаджури Масджид
- Мечеть Камани
- Мечеть Баваман
- Холм Павагад
- Ворота №1 на холме Павагарх (Ворота Атак)
- Ворота №2 (с тремя воротами, ворота Будхия)
- Ворота №3 (ворота Моти, Ворота Саданшаха)
- Ворота № 4 с большим бастионом с кельями внутри.
- Сат Манзил между воротами № 4 и 5 вплоть до бастионов наверху
- Монетный двор над воротами №4
- Ворота нет. 5 возле Мачи (ворота Гулан Булан)
- Ворота нет. 6 (Буланд Дарваза)
- Макай Котар
- Дворец Патай Равал с танками
- Ворота №7 возле железного моста (Ворота Макай)
- Ворота №8 (Тарапорские ворота)
- Форт Павагад и разрушенные индуистские и джайнские храмы на вершине холмов Павагад.
- Навлаха Котар
- Стены форта сверху
Крепости и стены
[ редактировать ]
Крепость, построенная королями Соланки в Гуджарате, была дополнительно укреплена Кхичи Чауханами. В 1484 году султан Махмуд Бегада захватил форт и переименовал его в Мухаммадабад Чампанер. Укрепления начинаются на плато Маулия, расположенном на холме, и заканчиваются равниной. Они очень большие, построены из стен из песчаника, соединенных через определенные промежутки с бастионами, и имеют элегантные балконы. [6] В укреплениях есть несколько ворот, а на огороженной территории также есть казармы и тюрьмы. [3] Западные ворота имеют укрепления, идущие от хребта на север, построенные из кирпича и цемента, за которыми следует свободно уложенная каменная стена длиной примерно в милю, за которой следует вторая линия старой стены (высотой 30 футов (9,1 м)), которая простирается на 220 ярдов (200 м) и поднимается вверх, присоединяясь к первой линии (известной как атака ) укреплений на холме. Огромная стена из свободного камня, известная как стена Бигады, окружает Джахапану (мировое убежище) и Бхадар или цитадель Махмудабада Чампанера; территория, окруженная этим укреплением, имеет длину 1 милю (1,6 км) и ширину 280 ярдов (260 м). [3] Прямоугольное здание на подходе к цитадели представляет собой караульное помещение размером 150 футов (46 м) на 1120 футов (37 м) с двойными воротами, имеющими каменные окна, украшенные замысловатой резьбой. Шикари Кот или Форт Охотников расположен к востоку от Цитадели. Бада Талао или Великое озеро находится рядом с руинами дворца. [ нужна ссылка ]
Храмы
[ редактировать ]Самый ранний храм на холме Павагадх на плато Маулия датируется 10–11 веками и посвящен Лакулишу . Однако храм находится в руинах, и сейчас сохранились только Гудха Мандапа ( Святилище святилища ) и Ардха Мандапа, часть Антаралы . Лакулиш , Дакшинмурти , Брахма , Вишну , Гаджендрамокша , различные формы Шивы , Индры , сидящей Амбики и Сурасундари — это изображения, которые можно увидеть в этом храме. [23] Храм был построен в индуистского храма архитектурном стиле с гарбхагрихой , мандапой и входным крыльцом . [6] Он имел богато украшенные украшения, в основном состоящие из резьбы по камню. [6] Хотя этот самый старый храм находится в полуразрушенном состоянии и не используется, все остальные храмы используются как места поклонения. Они богато украшены, в основном резьбой по камню. [6]

Примечательны также храмы джайнской религии в Павагаде. Они делятся на три разные группы: первая состоит из храмов Бхаванадери возле ворот Наккархана, называемых храмами Навалакка, вторая группа посвящена Тиртханкарасу Супаршванатхе и Чандрапрабхе , а третья группа расположена на юго-востоке холма Павагарх ( Матаджи скала ). , находится недалеко от храма Паршвы , рядом с резервуаром Дудхия. Предполагается, что эти храмы были построены в XIV–XV веках на основе «[их] стилистических и архитектурных особенностей». Искусно вырезанные сидячие и стоящие изображения джайнского пантеона можно увидеть на внешних стенах храмов. В этих храмах Гарбабрихи украшены красивыми каменными изображениями Тиртханкара. Все храмы со временем подвергались реконструкции. [23]
Самый посещаемый храм на холме — храм Калика Мата . [2] На нем есть три изображения богинь: центральное изображение Калика Мата, окруженное Кали справа и Бахучара Мата слева. На шпиле этого храма находится святыня Саданандша пира , мусульманского святого, пользующегося большим почитанием в этом регионе. Это третий из главных Шакти Питов Гуджарата, известный тантрическим поклонением. [24] Он соединен одноканатной канатной дорогой длиной 740 метров (2430 футов), которая может перевозить 1200 человек в час и считается самой высокой канатной дорогой в стране. [25] В Чайтра аштами , во время Наваратри (девятидневного фестиваля), в храме Калика Мата проводится ярмарка, которую посещают тысячи преданных. [ нужна ссылка ] Руины дворца Патаи Раваля можно увидеть по дороге к храму.
Мечети
[ редактировать ]

Среди пяти мечетей, находящихся в очень хорошем состоянии, Джами Масджид (также пишется как «Джама Масджид») возле восточных ворот, построенный султаном Бегадой, является одним из наиболее примечательных среди 114 памятников, внесенных в список Фонда наследия Бароды. Она сочетает в себе индуистскую и мусульманскую архитектуру, сохраняя исламский дух, а благодаря своим элегантным интерьерам считается одной из лучших мечетей в Западной Индии. [20] Мечеть построена на высоком постаменте, имеет центральный купол, два минарета высотой по 30 метров (98 футов) каждый, 172 колонны, семь михрабов и богато украшенные резные входные ворота, оснащенные каменными жалами . [4] Говорят, что архитектура Великих Моголов заимствована из архитектуры султанатов, которая представляет собой смесь индуистских религиозных коннотаций и мастерства с мусульманским духом; большие купола указывают на такое сочетание. [2] [3] В Джами Масджид орнамент поверхностей мечети и гробницы состоит из символов Солнца, бриллиантов, горшков и виноградных лоз, а также знаков лотоса, которые использовались в более ранних храмах. В этой мечети есть три фрески продолговатой формы: одна наверху кафедры, а две другие по бокам, с гравюрами гимнов из Корана . Из двух минаретов один был поврежден в результате умышленного обстрела в 1812 году Патанкаром, губернатором Сциндии. [20]
Другими известными мечетями в зоне наследия являются: Кевада Масджид , Эк Минарка Масджид (мечеть с одним куполом); Панч Махуда ка Масджид (пятикупольная мечеть) в лесной зоне; Шерка Масджид (городская мечеть), элегантное сооружение, расположенное внутри цитадели; и Нагина Масджид (драгоценная мечеть), примерно в 0,75 мили (1,21 км) к югу от цитадели, построенная из чистого белого камня; Рядом с этой мечетью находится ступенчатый колодец, украшенный арками. Гробницы строились рядом с мечетями, неизменно квадратной формы с возведенными над ними колоннами и куполами, а также украшенными украшениями. [2] Могила Сикандер Шаха возле Халола представляет собой простое одноэтажное здание в мусульманском архитектурном стиле. Храм Хонпира , святого, красочная гробница, была местом поклонения общины ткачей (мусульман, известных как Таис ) Чампанера. [ нужна ссылка ]
Дворцы
[ редактировать ]Таможня, вероятно, использовалась как помещение для охраны. Он хорошо спланирован и имеет квадратную форму с пятью рядами арок и пятью равными нефами с колоннами. С этого места и до восточных ворот вид на современный Чампанер состоит из ветхих домов на одинокой улице. [ нужна ссылка ] Павильон Кабутархана расположен на северном берегу Бада Талао недалеко от мечети Кхаджури. [26] Еще одно здание с колоннами также расположено на холме Павагад, над крышей храма Махакали. [ нужна ссылка ]
Проблемы и противоречия
[ редактировать ]Сообщается, что 16 июня 2024 года на холме произошел инцидент жестокого вандализма. Несколько идолов Тиртханкары, закреплённых по бокам ступеней старой тропы, ведущей к святилищу Калика Мата, были осквернены и сломаны. Джайнский монах Джинпремвиджая возглавил мирную, но мощную акцию протеста у местного офиса коллекционеров, где местные джайны собрались в огромных количествах. Сообщается, что протест начался вечером 16 июня 2024 года и продолжился в ночь на 17 июня 2024 года. Большинству оскверненных идолов было более 400 лет, некоторые еще более древние и принадлежали исключительно секте Шветамбара . [27] [28] [29]




Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с «Археологический парк Чампанер-Павагадх» . Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры . Проверено 24 сентября 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж «Оценка консультативного органа, Чампанер-Павагад (Индия) № 1101» (PDF) . Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры. стр. 26–29 . Проверено 24 сентября 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Информационный бюллетень Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО)» . Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры . Проверено 24 сентября 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Чампанер-Павагадх» . Worldheritagesite.org. Архивировано из оригинала 6 октября 2012 года . Проверено 23 сентября 2012 г.
- ^ Серия всемирного наследия — Чампанер Павагадх . Нью-Дели: Визуальная коммуникация. 2009. с. 5.
- ^ Jump up to: а б с д и ж «Археологический парк Чампанер-Павагарх (2004 г.), Гуджарат» . Национальный информационный центр (NIC) археологической службы Индии (ISI). Архивировано из оригинала 1 мая 2012 года . Проверено 24 сентября 2012 г.
- ^ «Чампанер, недалеко от Бароды, Индия. Февраль 1879 года» . Интернет-галерея, Британская библиотека, Великобритания . Проверено 29 сентября 2012 г.
- ^ Мишра, Фаниканта (1995). Исследования в области индийской археологии, искусства, архитектуры, культуры и религии: памятный том Виджаяканты Мишры . Сандип Пракашан. ISBN 978-81-85067-80-3 .
- ^ Низами, Ахтар Хусейн (1990). Обзор истории Кхичи Чаухана: с биографическими примечаниями . Исследовательский институт Кхичи Чаухан.
- ^ Краузе, Шарлотта. «Древние джайнские гимны» . jaiqq.org . Проверено 17 июня 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Шах, Рамник. «Джайнизм Вивидуса» .
- ^ Комитет по образованию, JAINA. «Король Сампрати» .
- ^ Jump up to: а б с Ачарья Калапрабхасури. «Этихасик Тирт Павагад Чампанер - Арья Кальян Гаутам Смрути Грантх» .
- ^ Jump up to: а б с Сомпура, Кантилал. «Структурные храмы Гуджарата» .
- ^ Муни, Ратнапрабхавиджай. «Шрамана Бхагван Махавира, часть 5» .
- ^ Jump up to: а б с д Ачарья, Джагаччандрасури. «Павагадх Тиртх ки Этихасикта» .
- ^ Камдар, Мира (2008). Планета Индия: бурный подъем крупнейшей демократии и будущее нашего мира . Саймон и Шустер. п. 217. ИСБН 978-0-7432-9686-1 .
- ^ Silverman & Ruggles 2008 , стр. 56–57.
- ^ Silverman & Ruggles 2008 , стр. 59–60.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Рагглс, Д. Фэйрчайлд ; Сильверман, Хелейн (2009). Воплощение нематериального наследия . Спрингер. стр. 91–93, 96–97. ISBN 978-1-4419-0071-5 .
- ^ Обновление документации . Справедливые варианты туризма. п. 141.
- ^ «Исторические памятники Гуджарата» . Комиссия Союза государственной службы . Проверено 30 сентября 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Б. Буса Гауд. «Научная консервация памятников всемирного наследия Чампанер-Павгад» (PDF) . ЮНЕСКО. Орг . Проверено 29 сентября 2012 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Вьяс, Раджни (2006). Добро пожаловать в Гуджарат . Акшара Пракашан. п. 128.
- ^ Книга рекордов Лимки . ООО «Бислери Бевереджиз», 1990 год . Проверено 28 сентября 2012 г.
- ^ Индия. Суперинтендант переписи населения, Гуджарат (1964 год). Панчмахалы . Директор правительственной печати. и канцелярские товары, штат Гуджарат. п. 188.
- ^ «Вековые джайнские идолы удалены властями Павагада, общественные протесты» . english.gujaratsamachar.com . Проверено 17 июня 2024 г.
- ^ ДешГуджарат (17 июня 2024 г.). «Джайнская община протестует против удаления идолов Тиртханкара с лестницы Павагадха» . ДешГуджарат . Проверено 17 июня 2024 г.
- ^ «x.com» . X (ранее Twitter) . Проверено 17 июня 2024 г.
Библиография
[ редактировать ]- Сильверман, Хелейн; Рагглс, Д. Фэйрчайлд (2008). Культурное наследие в глобализированном мире . Спрингер. стр. 56–60. ISBN 978-0-387-76579-2 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
