И сети
Неминат | |
---|---|
22-й Тиртханкар | |
Член Тиртханкара , Салакапуруши , Ариханта и Сиддха | |
Другие имена | Пол, Нет |
Почитается в | Джайнизм |
Предшественник | Наминатх |
Преемник | Паршванатх |
Символ | шанкха (раковина) [1] |
Высота | 10 луков – 98 футов (30 м) [2] |
Возраст | 1000 |
Цвет | Черный |
Пол | Мужской |
Персональная информация | |
Рожденный | Ариштанеми |
Умер | |
Родители |
|
Династия | Клан Яду [3] [4] |
Часть серии о |
Джайнизм |
---|
Неминатх ( Деванагари : नेमिनाथ) ( санскрит , также известный как Неми и Ариштанеми ( Деванагари : अरिष्टनेमि), двадцать второй тиртханкара джайнизма : नेमिनाथः ) нашего времени ( Авасарпини ). Неминатх жил за 81000 лет до 23-го Тиртханкара Паршванатха. Согласно традиционным сведениям, он родился у короля Самудравиджая и королевы Шивадеви из династии Яду в северном индийском городе Саурипура . Дата его рождения — пятый день Шравана Шуклы по джайнскому календарю. Кришна , девятый и последний джайн Васудев , приходился ему двоюродным братом.
Неминат, когда услышал крики животных, убиваемых на его свадебном пиру, освободил животных, отказался от мирской жизни и стал джайнским аскетом. Представители этого события популярны в джайнском искусстве . Он достиг мокши на холмах Гирнар недалеко от Джунагадха и стал сиддхом , освобожденной душой, которая уничтожила всю свою карму .
Наряду с Махавирой , Паршванатхой и Ришабханатхой , Неминатх является одним из двадцати четырех тиртханкаров , которые привлекают наиболее преданное поклонение среди джайнов. Его иконы включают одноименного оленя в качестве его эмблемы, дерево Махавену , Сарванху (Дигамбара) или Гомедху (Шветамбара) Якшу и Амбика Якши .
Номенклатура [ править ]
Имя Неминатха состоит из двух санскритских слов: Неми , что означает «обод, часть колеса» или, альтернативно, «удар молнии». [5] и натха , что означает «господин, покровитель, защитник». [6]
Согласно джайнскому тексту Уттарапурана , а также объяснению Ачарьи Хемчандры , именно древнеиндийское божество Индра назвал 22-й тиртханкару Неминатхой, поскольку рассматривал Джину как «обод колеса дхармы ». [7]
В шветамбарских джайнских текстах его имя Аристанеми произошло от сна, который приснился его матери во время беременности, где она увидела «колесо драгоценностей Ариста ». [8] Его полное имя упоминается как Аристанеми , что является эпитетом солнечной колесницы. [9] [10] Имя Неминатхи пишется близко к 21-му тиртханкаре Наминатха . [11]
Жизнь [ править ]
Неминатха был двадцать вторым Тиртханкарой (создателем брода) авасарпини ( современного нисходящего цикла джайнской космологии ). [12] [13] [14] Джайнская традиция считает его современником Кришны , девятого и последнего васудева . [15] между Неминатхой и его предшественником Наминатхой был разрыв в 581 750 лет. Согласно традиционным верованиям, [16] [11] Он прожил ок. го Тиртханкары Паршванатха За 81 000 лет до согласно Тришаштишалакапурсуша Чаритре Хемачандры Ачарьи 23 - . [16]
Рождение [ править ]
Неминатха упоминается как младший сын царя Самудравиджая и царицы Шивадеви из рода Яду . [3] [4] родился в Саурипуре (Двараке) . [17] Считается, что он полюбил животных в молодости, потому что жил в семье скотоводов. Джайнские легенды помещают его в Гирнар - Катиавад (в районе Саураштры современного Гуджарата ). [18] [19] [20] Считается, что датой его рождения является пятый день Шравана Шукла по индуистскому календарю . [14]
Жизнь до отречения [ править ]
Считается, что он родился с темно-синей кожей. [22] очень красивый, но застенчивый молодой человек. [4] [17] Его отец упоминается как брат Васудевы он упоминается как двоюродный брат Кришны , отца Кришны, поэтому в «Тришашти-салака-пуруша-чаритре» . [12] [23] [21] [24] [25] [26] Скульптуры, найденные в Канкали Тиле , Матхуре периода Кушаны, изображают Кришну и Балараму как двоюродных братьев Неминатхи. [27]
, издеваясь над ним Сатьябхамой В одной из легенд Неминатха изображается выдувшим через ноздри Панчаджанью , могучую раковину Кришны , женой Кришны. Согласно текстам, никто, кроме Кришны, не мог поднять раковину, не говоря уже о том, чтобы трубить в нее. [28] [17] После этого события в «Харивамшапуране», составленной Ачарьей Джинасеной, говорится, что Кришна решил проверить силу Неминатхи и вызвал его на дружескую дуэль. Неминатха, будучи Тиртханкарой , легко победил Кришну. Считается, что [29] Он также упоминается как вращавший большую чакру пальцем правой ноги в детстве. [17]
Как учитель [ править ]
Считается, что в войне между Кришной и Джарасандхой Неминатха участвовал вместе с Кришной. [30] Считается, что это является причиной празднования праздников, связанных с Кришной, в джайнизме и общения с индуистами, которые поклоняются Кришне как одному из воплощений Вишну. [31]
Чандогья Упанишада , религиозный текст в индуизме, упоминает Ангираса Гхору как учителя Кришны. [15] Считается, что он научил Кришну пяти обетам, а именно честности, аскетизму, благотворительности, ненасилию и правдивости. Некоторые ученые идентифицируют Гору как Неминатху. [15] Махабхарата упоминает его как учителя пути спасения царя Сагары . Его также можно отождествлять со скандинавским или китайским божеством, но такие утверждения обычно не принимаются. [32]
Отречение [ править ]
Джайнская традиция гласит, что брак Неминатхи был устроен с Раджулакумари, или Раджимати, или Раджамати, дочерью Уграсены . [28] [17] Считается, что Уграсена — царь Двараки и дедушка Кришны по материнской линии. [17] Считается, что он слышал крики животных, которых забивали на свадебном пиру. Считается, что, охваченный печалью и горем при этом видении, он отказался от желания жениться, стал монахом и отправился на гору Гирнар . [12] [33] [34] [24] [11] Считается, что его будущая невеста Раджулакумари последовала за ним и стала монахиней, а его брат Раханеми стал монахом, присоединившись к его аскетическому ордену. [17] [25] [28]
Согласно Кальпасутре , Неминатха вел аскетический образ жизни, питаясь только раз в три дня. [35] медитировал 55 дней, а затем обрел всеведение на горе Райватака , под деревом Махавену. [22]
Ученики [ править ]
Согласно джайнским текстам, у Неминатхи было 11 гандхаров, а Варадатта Свами был лидером учеников Неминатхи. [36] Неминатхи сангха (религиозный орден) состояла из 18 000 садху (монахов-мужчин) и 44 000 садхви Согласно упоминаниям в Кальпа-сутре, (монахов-женщин) . [37]
Нирвана [ править ]
Говорят, что он прожил 1000 лет. [38] и провел много лет, распространяя свои знания и проповедуя принципы ахимсы (ненасилия) и апариграхи (аскетизма) в регионе Саураштры . [39] Говорят, что он достиг мокши (нирваны) на пятой вершине или вершине (Урджаянт Парват) горы Гирнар. [25] [36] [12] Считается, что из этих 1000 лет он провел 300 лет в качестве холостяка, 54 дня в качестве монаха-аскета и 700 лет в качестве всеведущего существа. [35]
Якша ) и якши Неминатхи — это Сарванха (Дигамбара) или Гомедха (Шветамбара Якша и Амбика Якши . [36]
Наследие [ править ]
Поклонение [ править ]
Наряду с Махавирой , Паршванатхой и Ришабханатхой , Неминатха является одним из двадцати четырех Тиртханкаров , которые привлекают наибольшее преданное поклонение среди джайнов. [40] В отличие от двух последних тиртханкаров , историки считают Неминатху и всех других тиртханкаров легендарными персонажами. [12] Сцены из жизни Неминатхи популярны в джайнском искусстве . [36] Джинастотрани — это сборник гимнов, посвященных Неминатхе наряду с Мунисувратой , Чандрапрабхой , Шантинатхой , Махавирой, Паршванатхой и Ришабханатхой. [41]
Якша согласно традиции Дигамбара и Гомедха и и якши Неминатхи — это Сарванха и Амбика Амбика согласно традиции Шветамбары. [36]
» Самантабхадры «Сваямбхустотра восхваляет двадцать четыре тиртханкары , а ее восемь шлок (песен) восхваляют Шантинатху. [42] Одна из таких шлок гласит:
О, Досточтимый Господь! Наделенный высшими достижениями, вы сожгли кармическое топливо с помощью чистой концентрации; глаза твои были широки, как раскрытые кувшинки. Вы были главой династии Хари и распространили безупречную традицию почтения и контроля над чувствами. Вы были океаном правильного поведения и нестареющими. О Превосходнейший Господь Ариштанеми! Осветив мир (вселенную и не-вселенную) мощными путями всеведения, вы достигли освобождения.
- Сваямбхустотра (22-1-121) [43]
Литература [ править ]
Джайнские традиции о Неминатхе включены в пурану Джинасены Харивамса - . [44] [45] Рукопись из пальмового листа о жизни Неминатхи, названная Неминатха-Чаритра , была написана в 1198-1142 годах нашей эры. Сейчас он хранится в Шантинатха Бхандаре , Кхамбхат . [46] Случай, когда Неминатха изображен трубящим в могучую раковину Кришны, описан в Кальпа-сутре . [9]
Любовь Раджула к Неминатхе описана в « Раджал-Барахмаса» (стихотворении Виджаячандрасури начала XIV века). [47] Разделение Раджула и Неминатхи было популярной темой среди джайнских поэтов, сочинивших гуджаратский фагу , поэтический жанр. Некоторые примеры: Неминатха Фагу (1344 г.) Раджшехара, Неминатха Фагу (1375 г.) Джаяшекхара и Рангасагара Неминатха Фагу (1400 г.) Сомсундара. В стихотворении «Неминатха Чатушпадика » (1269 г.) описана та же история. Винайчандры [48] [49] [50] [51] [52]
Арддха Неми , «Неоконченная жизнь Неми», — незаконченный эпос Джанна , одного из самых влиятельных поэтов каннада 13 века. [53] [54] Немидутам, составленный Ачарьей Джинасеной , 9 век, представляет собой поклонение Неминатхе. [55]
Неминатха, наряду с Ришбханатхой и традицией Шрамана, упоминается в Ригведе . Неминатха также упоминается в Яджурведе . [56] [57]
Иконография [ править ]
Считается, что Неминатха имел такую же темно-голубоватую кожу, как и Кришна. [58] Картины, изображающие истории его жизни, обычно идентифицируют его как темнокожего человека. Его иконографический идентификатор — раковина, вырезанная или выбитая под его статуями. Иногда, как и в иконографии Вишну, чакру рядом с ним также изображают , как в скульптуре VI века, найденной на археологическом участке недалеко от Падхавали ( Мадхья-Прадеш ). [59] Произведения, изображающие Неминатху, иногда включают Амбику якши , но ее цвет варьируется от золотистого до зеленоватого и темно-синего в зависимости от региона. [60]
Самое раннее известное изображение Неминатхи было найдено в Канкали Тила и датировано ок. 18 г. н.э. [61]
- Статуя Неминатхи Джайн (ок. 475 г. н.э.) в стиле Будды из Шрейаншгири.
- Неминатха, пещеры Насик , VI век.
- Акота-бронзы , музей МЕТ , VII век.
- Скульптура Неминат, Национальный музей, Нью-Дели , 11 век.
- Изображение в музее Махараджи Чхатрасала , 12 век.
- Идол Неминатх, Правительственный музей, Матхура , 12 век.
- Изображение Неминатхи на Нааге в виде кровати, чакры на пальце стопы и раковины, играемой носом в храме Паршванатх, Тиджара.
Храмы [ править ]
Неминатха — один из пяти наиболее почитаемых Тиртханкаров, наряду с Махавирой, Ришабханатхой, Паршванатхой и Шантинатхой. [40] Его изображение изображено в различных джайнских храмовых комплексах по всей Индии, и это важные места паломничества в джайнизме. Например, гора Гирнар в Гуджарате , которая, как полагают, была местом, где Неминатха, как полагают, достигла нирваны . [62]
Луна Васахи в храмах Дилвара , построенных в 1230 году двумя братьями Порвадами — Ваступалой и Теджпалом, считающихся известными благодаря сложной архитектуре и замысловатой резьбе. [63] На потолке храма изображены сцены из жизни Неминатхи с изображением Раджмати (который должен был жениться на Неминатхе). [64] и Кришна . [65] [36] Шанка Басади в Лакшмешваре , построенный в 7 веке, считается одним из самых важных храмов, построенных Кальяни Чалукьясом . [66] Храм получил свое название от изображения Неминатхи в позе кайотсарги , стоящей на большой шанкхе (раковине). [64] Уникальной особенностью этого храма является монолитный столб с резьбой 1008 тиртханкар, известный как Сахасракута Джинабимба . [67] [68] Адикави Пампа написал Ади-пурану , сидя в этом басади (храме) в 9 веке. [69] [70]
Важные храмовые комплексы Неминатхи включают Тирумалай (джайнский комплекс) , Кулпакджи , Арахантгири Джайн Матх , Немгири , Бханд Девал , Бханд Девал в Аранге и Одегал базади.
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
Цитаты [ править ]
- ^ Тандон 2002 , с. 45.
- ^ Сарасвати 1970 , с. 444.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Глазенапп 1925 , с. 317.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Донигер 1993 , с. 225.
- ^ Монье Уильямс , с. 569.
- ^ Монье Уильямс , с. 534.
- ^ Умакант П. Шах 1987 .
- ^ Умакант П. Шах 1987 , стр. 164–165.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Джайн и Фишер 1978 , с. 17.
- ^ Циммер 1953 , с. 225.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с фон Глазенапп 1925 , стр. 317–318.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и «Ариштанеми: джайнский святой» . Британская энциклопедия . Проверено 15 сентября 2017 г.
- ^ Циммер 1953 , с. 224.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Тукол 1980 , с. 31.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Натубхай Шах 2004 , с. 23.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Циммер 1953 , с. 226.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Натубхай Шах 2004 , с. 24.
- ^ Здесь 2011 , с. 193–196.
- ^ Упиндер Сингх 2008 , с. 313.
- ^ Палатка 2001 , стр. 23.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Джайн и Фишер 1978 , стр. 16–17.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Умакант П. Шах 1987 , с. 164.
- ^ Джонсон 1931 , стр. 1–266.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Умакант П. Шах 1987 , стр. 165–166.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Сангаве 2001 , с. 104.
- ^ Гаур 1976 , с. 46.
- ^ Вяс 1995 , с. 19.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Глазенапп 1925 , с. 318.
- ^ Донигер 1993 , с. 226.
- ^ Бек 2012 , с. 156.
- ^ Лонг 2009 , с. 42.
- ^ Натубхай Шах 2004 , стр. 23–24.
- ^ Сехдев Кумар 2001 , стр. 143–145.
- ^ Кайлаш Чанд Джайн 1991 , с. 7.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Джонс и Райан 2006 , с. 311.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Умакант П. Шах 1987 , с. 165.
- ^ Палатка 2001 , стр. 47.
- ^ Мелтон и Бауманн 2010 , с. 1551.
- ^ Натубхай Шах 2004 , с. 25.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Дандас 2002 , с. 40.
- ^ Линхард 1984 , с. 137.
- ^ Джайн 2015 , стр. 150–155.
- ^ Джайн 2015 , стр. 150–151.
- ^ Умакант П. Шах 1987 , с. 239.
- ^ Упиндер Сингх 2016 , стр. 26.
- ^ Умакант П. Шах 1987 , с. 253.
- ^ Келтинг 2009 , с. 117.
- ^ Амареш Датта 1988 , с. 1258.
- ^ К.К. Шастри 2002 , стр. 56–57.
- ^ Нагендра 1988 , стр. 282–283.
- ^ Джавери 1978 , стр. 14, 242–243.
- ^ Парул Шах 1983 , стр. 134–156.
- ^ Райс 1982 , с. 43.
- ^ Шастри 2002 , стр. 358–359.
- ^ Ачарья Чарантиртха 1973 , с. 47.
- ^ Натубхай Шах 2004 , с. 269.
- ^ Редди 2023 , с. 187.
- ^ Умакант П. Шах 1987 , стр. 164–168.
- ^ Умакант П. Шах 1987 , стр. 164–170.
- ^ Умакант П. Шах 1987 , стр. 264–265.
- ^ Умакант П. Шах 1987 , с. 166.
- ^ Палатка 2001 , стр. 229.
- ^ Чинг, Джарзомбек и Пракаш 2010 , стр. 336.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Умакант П. Шах 1987 , с. 169.
- ^ Титце и Брюн 1998 , с. 253.
- ^ Чух 2016 , с. 300.
- ^ Чух 2016 , с. 295.
- ^ Чух 2016 , стр. 305–306.
- ^ Азербайджан 2011 .
- ^ Чух 2016 , с. 437.
Источники [ править ]
Книги [ править ]
- Бек, Гай Л. (1 февраля 2012 г.), Альтернативные кришнаиты: региональные и народные вариации индуистского божества , SUNY Press , ISBN 978-0-7914-6415-1
- Корт, Джон Э. (2001), Джайны в мире: религиозные ценности и идеология в Индии , Oxford University Press , ISBN 978-0-19-803037-9
- Чинг, Фрэнсис ДК ; Ярзомбек, Марк М .; Пракаш, Викрамадитья (2010) [1934], Глобальная история архитектуры , John Wiley & Sons , ISBN 978-0-471-26892-5
- Чу, Лалит (2016). Богатое наследие Карнатаки - искусство и архитектура (от доисторических времен до периода Хойсала, ред.). Ченнаи : Notion Press . ISBN 978-93-5206-825-8 .
- Ачарья Чарантиртха (1973). Мегхадутам Махакави Калидаса . Санскритская серия Чаухамба. Варанаси: Чаукхамба Сурбхарати Пракашан.
- Датта, Амареш (1988), Энциклопедия индийской литературы , Сахитья Академи , ISBN 978-81-260-1194-0
- Дере, Рамчандра К. (2011), Восстание народного бога: Виттал из Пандхарпура , Oxford University Press, ISBN 978-0-19-977759-4
- Дандас, Пол (2002) [1992], Джайны (второе изд.), Routledge , ISBN 0-415-26605-Х
- Донигер, Венди (1993), Пурана Переннис: взаимность и трансформация в индуистских и джайнских текстах , SUNY Press , ISBN 0-7914-1381-0
- Джайн, Джьотиндра ; Фишер, Эберхард (1978), Иконография Джайны , том. 12, Издательство «Брилл» , ISBN 978-90-04-05259-8
- Джайн, Кайлаш Чанд (1991), Господь Махавира и его времена , Мотилал Банарсидасс , ISBN 978-81-208-0805-8
- Джайн, Виджай К. (2015), Сваямбхустотра Ачарьи Самантабхадры: Поклонение двадцати четырех тиртханкаров , Vikalp Printer, ISBN 9788190363976 ,
Без авторских прав
- Джавери, Мансухлал (1978), История литературы Гуджарати , Sahitya Akademi , заархивировано из оригинала 20 декабря 2016 г.
- Джонсон, Хелен М. (1931), Неминатхачаритра (Книга 8 Тришашти Шалака Пуруша Чаритра) , Восточный институт Барода
- Джонс, Констанс; Райан, Джеймс Д. (2006), Энциклопедия индуизма , Издательство информационной базы, ISBN 978-0-8160-7564-5
- Келтинг, М. Уитни (2009), Ритуалы героических жен, истории и достоинства джайнской женственности , Oxford University Press , ISBN 978-0-19-538964-7
- Кумар, Сехдев (2001), Тысячелепестковый лотос: джайнские храмы Раджастана: архитектура и иконография , Abhinav Publications, ISBN 978-81-7017-348-9
- Лонг, Джеффри Д. (2009), Джайнизм: Введение , IB Tauris, ISBN 978-1-84511-625-5
- Линхард, Зигфрид (1984), История классической поэзии: санскрит, пали, пракрит , История индийской литературы: классическая санскритская литература, том. 1, Харрасовиц Верлаг , ISBN 978-1-84511-625-5
- Мелтон, Дж. Гордон ; Бауманн, Мартин, ред. (2010), Религии мира: Комплексная энциклопедия верований и практик , том. Один: AB (Второе изд.), ABC-CLIO , ISBN. 978-1-59884-204-3
- Нагендра (1988), Индийская литература , Прабхат Пракашан
- Райс, EP (1982) [1921]. История канарской литературы . Нью-Дели : Азиатские образовательные услуги . ISBN 81-206-0063-0 .
- Редди, П. Ченни (2023). Кальяна Митра: сокровищница истории, культуры и археологических исследований . Том. 5. Издательство Blue Rose. ISBN 978-93-5741-111-0 .
- Сангаве, Вилас Адинатх (2001), Грани джайнологии: избранные исследовательские статьи о джайнском обществе, религии и культуре , Мумбаи : Популярный Пракашан , ISBN 978-81-7154-839-2
- Сарасвати, Свами Даянанда (1970), Английский перевод Сатьярта Пракаша , Свами Даянанда Сарасвати [ постоянная мертвая ссылка ]
- Шах, Натубхай (2004), Джайнизм: Мир завоевателей , том. 1, Мотилал Банарсидасс , ISBN 9788120819382
- Шах, Парул (31 августа 1983 г.), «5», Танец раса Гуджараты (доктор философии), том. 1, факультет танца, Университет Махараджи Саяджирао в Бароде, hdl : 10603/59446
- Шастри, К.К. (2002), Гуджарат Даршана: История литературы , Darshan Trust, Ахмедабад
- Сингх, Апиндер (2016), История древней и раннесредневековой Индии: от каменного века до XII века , Pearson Education , ISBN 978-93-325-6996-6
- Шах, Умакант Премананд (1987), Джайна-рупа-мандана: джайнская иконография , Abhinav Publications, ISBN 81-7017-208-Х
- Шастри, К.А. Нилаканта (2002) [1955]. История Южной Индии от доисторических времен до падения Виджаянагара Нью-Дели: Индийское отделение, Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-560686-8 .
- Сингх, Апиндер (2008), История древней и раннесредневековой Индии: от каменного века до 12 века , Нью-Дели : Pearson Education , ISBN 978-81-317-1120-0
- Тандон, Ом Пракаш (2002) [1968], Святыни Джайны в Индии (1-е изд.), Нью-Дели : Отдел публикаций, Министерство информации и радиовещания , правительство Индии , ISBN 81-230-1013-3
- Титце, Курт; Брюн, Клаус (1998). Джайнизм: иллюстрированный путеводитель по религии ненасилия (2-е изд.). Мотилал Банарсидасс . ISBN 978-81-208-1534-6 .
- Тукол, Т.К. (1980), Сборник джайнизма , Дхарвад : Университет Карнатаки.
- фон Глазенапп, Хельмут (1925), спасения религия Джайнизм: индийская , Шридхар Б. Шротри (пер.), Мотилал Банарсидасс (Перепечатка: 1999), ISBN 81-208-1376-6
- Вьяс, доктор RT, изд. (1995), Исследования в области джайнского искусства, иконографии и смежных предметов , директор Восточного института от имени регистратора, Университет магистратуры Бароды, Вадодара, ISBN 81-7017-316-7
- Уильямс, Монье , Неми - санскритский словарь английского языка с этимологией , Oxford University Press
- Циммер, Генрих (1953) [апрель 1952], Кэмпбелл, Джозеф (редактор), Philosophies Of India , Лондон : Routledge & Kegan Paul Ltd, ISBN 978-81-208-0739-6 ,
В данной статье использован текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
Интернет [ править ]
- Гаур, Р.К. (1976). «Ведокская хронология» . Труды Индийского исторического конгресса . 37 . Конгресс истории Индии : 46–49. JSTOR 44138897 . Проверено 11 февраля 2023 г.
- Азер, Рахман (27 июня 2011 г.). «Лакшмешвар, плавильный котел культур» . Декан Вестник . Проверено 9 мая 2021 г.