Jump to content

Ришабханатха

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Тиртханкара Ришабханатха
Член Тиртханкары , Шалакапуруша ,
Арихант и Сиддха
Ришабханатха
Идол Господа Ришабханатхи в храмах Палитана, расположенных в районе Бхавнагар , Гуджарат.
Другие имена • Адинатха и Адешвара (первый завоеватель)

• Адарша Пуруша (совершенный человек)

Икшваку
Почитается в Джайнизм
Предшественник Сампратти (последний Тиртханкара предыдущего временного цикла )
Преемник Аджитанатха
Мантра Ом Ришабхадева Намах
Ом Шри Адинатхая Намах
Символ Бык
Высота 500 дхануш (1500 метров) [1]
Возраст 8,4 миллиона грязи (592,704 х 10 18 годы) [1] [2] [3]
Дерево Баньян
Цвет Золотой
Тексты Ади Пурана
Махапурана
Бхактамара Стотра
Пол Мужской
Фестивали Акшая Тритья
Генеалогия
Рожденный
Ршабха

Умер
Родители
Супруг Сумангала
в Сунанде [4] [5]
Дети • 100 сыновей (в том числе: Чакраварти Бхарата , принц Нами и Камадева Бахубали )

• 2 дочери: Махасати Брахми и Махасати Сундари.

Ссылка: [6]
Рождение Тиртханкары Ришабхи, лист из Девасано Падо Кальпасутры, Кальпасутры и Калакачарья Катхи . Гуджарат , гр. 1500. Бхарат Кала Бхаван.

Ришабханатха ( Деванагари : ऋषभभनाथ), также Ришабхадева ( Деванагари: ऋषभभदेव, ) , Ришабха (Деванагари: ऋषभ, Ṛṣabha ) или Икшваку (Деванагари: Ṛṣabhadeva ), первый тиртханкара (Верховный проповедник) джайнизма . [7] [8] Он был первым из двадцати четырех учителей нынешнего полупериода времени в джайнской космологии, и его называли «создателем брода», потому что его учение помогало пересечь море бесконечных перерождений и смертей . Легенды описывают его как жившего миллионы лет назад. Он был духовным преемником Сампратти Бхагвана, последнего Тиртханкара предыдущего временного цикла. [6] [9] Он также известен как Адинатха (букв. «Первый Господь»), [9] а также Адишвара (первый Джина), Югадидева (первый дэв юги), Пратхамараджешвара (первый Бог-царь) и Набхейя (сын Набхи). [10] [11] Он также известен как Икшваку , основатель династии Икшваку . Наряду с Махавирой , Паршванатхом , Неминатхом и Шантинатхом , Ришабханатха является одним из пяти Тиртханкаров, которые привлекают наибольшее преданное поклонение среди джайнов. [12]

Согласно традиционным источникам, он родился у короля Набхи и королевы Марудеви в северном индийском городе Айодхья , также называемом Винита. [6] У него было две жены, Сумангала и Сунанда. Сумангала описывается как мать его девяноста девяти сыновей (включая Бхарату ) и одной дочери Брахми. Сунанда изображается как мать Бахубали и Сундари. Внезапная смерть Ниланджаны, одного из танцоров, посланных Индрой в зал суда, напомнила ему о преходящей природе мира, и у него появилось желание отречься.

После его отречения легенды, описанные в основных джайнских текстах, таких как » Хемачандры « Тришашти-Шалакапуруша-Чаритра и Адинатчаритра, написанные Ачарьей Вардхамансури, утверждают, что Ришабханатха путешествовал без еды в течение 400 дней. [13] [14] [15] День, в который он получил свою первую ахару (пищу), джайны отмечают как Акшая Тритья . В преданности Ришабханатхе шветамбара-джайны соблюдают 400-дневный пост, во время которого они принимают пищу через день. Эта религиозная практика известна как Варшитап. Пост прерывается в Акшая Тритью . [16] [17] Он достиг Мокши на горе Астхапада (Кайлас). Тексты «Ади-пурана» , Джинасены « Аадесварчаритра» в «Тришашти-Шалакапуруша-чаритре» представляют Хемачандры собой отчеты о событиях его жизни и учения. Его иконография включает в себя древние идолы, такие как храмы Кулпак Тирт и Палитана, а также колоссальные статуи, такие как статуя Ахимсы , Бавангаджи и те, что установлены на холме Гопачал . Его иконы включают одноименного быка в качестве его эмблемы, дерево Ньягродха , Гомукху (бычье лицо) Якшу и Чакрешвари Якши .

Ришабханатха известен под многими именами, включая Адинатху, Адишвару, Югадеву и Набхею. [10] Ади-пурана , основной джайнский текст, описывает жизнеописание Ришабханатхи, а также десяти предыдущих воплощений в соответствии с традицией дигамбара. [18] Биография Ришабханатхи в соответствии с традицией Шветамбары встречается в нескольких текстах, таких как » Хемачандры «Тришашти-Шалакапуруша-Чаритра и «Адинатчаритра», написанные Ачарьей Вардхамансури. [15] Джайнская традиция связывает жизнь тиртханкары с пятью благоприятными событиями, называемыми панча кальянака . К ним относятся гарбха (беременность матери), джанма (рождение), дикша (посвящение), кевалягьяна (всеведение) и мокша (освобождение). [2] [19] [20]

Согласно джайнской космологии , Вселенная не имеет временного начала и конца. Это «Всеобщая история». [21] делит цикл времени на две половины ( авасарпини и усарпини ) с шестью арас (спицами) в каждой половине, и циклы продолжают повторяться постоянно. Двадцать четыре Тиртханкары появляются в каждой половине , первый Тиртханкара, основавший джайнизм, каждый раз после разрушения дхармы в конце каждого полупериода времени. Это похоже, но не полностью, на идею разрушения дхармы в конце Кали-юги в индуистской мифологии . В нынешнем временном цикле Ришабханатха считается первым тиртханкарой . Обычно все тиртханкары рождаются в четвертой спице полуцикла. Однако Ришабханатха является исключением, поскольку он родился в конце третьей половины (известной как сукхама-дукхама э ра ). [4] [22] [23]

Ришабханатха считается основателем джайнизма в нынешнем Авсарпини (временном цикле) всеми субтрадициями и сектами джайнизма. [4] [8] Джайнская хронология помещает Ришабханатху в исторические рамки как человека, жившего миллионы лет назад. [6] [9] [24] Считается, что он родился 10 224 лет назад и прожил 8 400 000 пурва (592,704 × 10 18 годы). [1] [2] Его рост описан в джайнских текстах как 500 луков (1312 локтей ), или около 4920 футов/1500 метров. [1] Подобные описания нечеловеческого роста и возраста также встречаются для следующих 21 тиртханкара в джайнских текстах и, по словам Кристи Уайли – ученого из Калифорнийского университета в Беркли, известной своими публикациями по джайнизму. Большинство индологов и ученых считают все первые 22 из 24 Тиртханкар доисторическими. [25] или исторический и часть джайнской мифологии. [1] [26] Однако среди джайнских писателей и некоторых индийских ученых некоторые из первых 22 Тиртханкаров считаются отражением исторических личностей, при этом некоторые признают, что завышенная биографическая статистика является мифом. [27]

По словам Сарвепалли Радхакришнана , профессора сравнительного религиоведения и философии в Оксфорде, который позже стал вторым президентом Индии , есть свидетельства того, что Ришабдеву поклонялись еще в первом веке до нашей эры. Яджурведа [а] упоминает имена трех Тиртханкаров - Ришабхи, Аджитанатхи и Ариштанеми , утверждает Радхакришнан, и « Бхагавата-пурана подтверждает точку зрения, что Ришабха был основателем джайнизма». [28]

Рождение

[ редактировать ]
Идол Ришабхи с матерью Марудеви в Палитане.

Ришабханатха родился у Набхи и Марудеви , короля и королевы Айодхьи , в девятый день темной половины месяца Чайтра ( caitra krişna navamĩ ). [4] [29] [30] Его связь с Айодхьей делает его священным городом для джайнов, как в индуизме это место рождения Рамы . [6] В джайнской традиции рождение тиртханкары отмечается 14 благоприятными снами матери. Считается, что Марудеви увидела их во второй день Ашадхи (месяца джайнского календаря ) Кришны (новолуния). сны означали рождение чакравартина или тиртханкары . Согласно предполагаемому объяснению Индры Марудеви, [31]

Брак и дети

[ редактировать ]

Считается, что у Ришабханатхи было две жены: Сунанда и Сумангала. [4] [32] Утверждается, что Сумангала является матерью девяноста девяти сыновей (включая Бхарату ) и одной дочери Брахми. [4] [33] Считается, что Сунанда является матерью Бахубали и Сундари. [10] В джайнских текстах говорится, что Ришабханатха обучал своих дочерей Брахми и Сундари письменности брахми и науке чисел ( Анк-Видья ) соответственно. [4] Паннавана -сутра (2-й век до н.э.) и Самаваянга-сутра (3-й век до н.э.) аагамов, за которыми следует Шветамбара , перечисляют многие другие письменные сценарии, известные в древней джайнской традиции, из которых сценарий Брахми, названный в честь дочери Ришабхи, возглавляет список. [34] Утверждается, что его старший сын Бхарата правил древней Индией из своей столицы Айодхьи. [35] В джайнских текстах он описан как справедливый и добрый правитель, не привязанный к богатству или порокам. [36]

Правило, администрация и учение

[ редактировать ]
Руины древнего джайнского поселения II века до нашей эры в Канкали Тила , Матхура, изображающие сцену танца Ниланджаны из жизни Ришабдевы.

Ришабханатха родился в бхога-бхуми , в эпоху вездесущего счастья. [4] [21] [37] Далее предполагается, что никому не приходилось работать из-за чудесных деревьев, исполняющих желания, называемых калпаврикшас . [4] [21] [37] Утверждается, что люди обратились к королю за помощью из-за того, что с течением времени эффективность деревьев снизилась. [4] [21] [38] Говорят, что Ришабханатха научил их шести основным профессиям. Это были: (1) Аси (владение мечом для защиты), (2) Маси (навыки письма), (3) Криши (сельское хозяйство), (4) Видья (знания), (5) Ваниджья (торговля и коммерция) и (6) ) Шип (поделки). [39] [40] [41] Другими словами, ему приписывают введение карма-бхуми (эпохи действия), основав искусства и профессии, позволяющие домохозяевам поддерживать себя. [21] [42] [43] В джайнизме Ришабханатхе приписывают изобретение и обучение огню, кулинарии и всем навыкам, необходимым для жизни человека. В общей сложности Ришабханатха, как говорят, научил семидесяти двум наукам мужчин и шестидесяти четырем женщинам. [6] Утверждается, что институт брака возник после того, как его брак с Сунандой стал приоритетом. [4] [42] По мнению Пола Дандаса , Ришабханатха в джайнизме, таким образом, является не просто духовным учителем, но тем, кто основал знание в его различных формах. [21] Он изображен как своего рода культурный герой текущего космологического цикла. [21]

Традиционные источники утверждают, что Ришабханатха был первым царем, основавшим свою столицу в Винитанагаре (Айодхья). [39] Утверждается, что он издал первые законы для управления королем. [39] Говорят, что он установил тройную систему варн , основанную на профессиях, состоящих из кшатриев (воинов), вайшьев (торговцев) и шудр (ремесленников). [21] [39] [44] Говорят, что Бхарата добавил четвертую варну , брамина . к системе [45]

Отречение

[ редактировать ]
Скульптура, изображающая медитацию Ришабханатхи в позе Кайотсарги . (Фото: храм Аджмер Джайн )

Джайнские легенды рассказывают о танце небесных танцоров, организованном в зале царских собраний Ришабханатхи Индрой , небесным царем первых небес. [46] Говорят, что Ниланджана, один из танцоров, умер во время серии энергичных танцевальных движений. [45] [47] [48] Говорят, что внезапная смерть Ниланджаны напомнила Ришабханатхе о преходящей природе мира, побудив его отказаться от своего королевства, семьи и материального богатства. [45] [46] [49] Считается, что затем он разделил свое королевство между сотней своих сыновей. [45] Предположительно, Бхарата получил город Айодхья, а Бахубали, как полагают, получил город Таксилу и королевство Гандхара (согласно традиции Шветамбары ). [50] [51] [52] или Поданапур (согласно традиции Дигамбара). [45] [48] Считается, что он стал монахом в саду Сиддхарта, на окраине Айодхьи, под деревом Ашока в девятый день месяца Чайтра Кришна (индуистский календарь). [45] Тиртханкары обычно при посвящении вырывают пять пучков своих волос. Шветамбары В тексте «Тришасти-салака-пуруша-чаритра» упоминается, что Ришабханатха оторвал себе всего четыре пригоршни волос. Как раз в тот момент, когда он собирался вытащить и оторвать пятую пригоршню, Индра попросил его не делать этого, потому что оставшиеся волосы «блестели, как изумруд, на его золотых плечах». [53]

Акшая Тритья

[ редактировать ]
Диорама в джайнском музее Мадхубана, Гиридих, изображающая Шрейансу, предлагающую сок сахарного тростника Ришабханатхе.

Джайны полагают, что люди не знали процедуры предложения еды монаху, поскольку Ришабханатха был первым. [54] [55] Его правнук, Шрейанса, царь Гаджапура (ныне Хастинапур ), вспомнив свое предыдущее рождение, в котором он предлагал еду джайнскому монаху, принимая во внимание все диетические ограничения и готовя ее без всех недостатков, предложил ему сахарный тростник. сок ( икшу-раса ) с необходимой процедурой для прерывания 400-дневного поста . [55] [56] Джайны празднуют это событие как Акшая тритью каждый год в третий день светлой половины месяца Вайшака (обычно апрель). [55] [57] Считается, что это начало ритуала ( ахараданы подношения еды) от мирян нищим. [21]

Всезнание

[ редактировать ]
Ришабханатха движется над лотосом после достижения всеведения

Говорят, что Ришабханатха провел тысячу лет, выполняя аскезы, прежде чем достиг кевала-гьяны (всеведения) под баньяновым деревом в 11-й день фалгун -кришны (месяца по традиционному календарю) после уничтожения всех четырех своих гхати- карм . [6] [55] [58] ( после этого дэвы Предполагается, что небесные существа) создали для него божественные залы для проповедей, известные как самавасараны . [2] Считается, что он дал пять главных обетов для монахов и 12 малых обетов для мирян. [59] Считается, что он основал сангху (четырехкратный религиозный орден), состоящую из нищих и учеников мужского и женского пола. [2] [60] упоминается, что его религиозный орден В Кальпа Сутре состоял из 84 000 садху (монахов-мужчин) и 3 000 000 садхви (монахов-женщин). [61]

Нирвана Кальянака

[ редактировать ]
Гора Кайлас или Аштапад, место Нирваны Ришабдевы.

Говорят, что Ришабханатха повсюду проповедовал принципы джайнизма. [60] [62] Предполагается, что он достиг нирваны или мокши , уничтожив все четыре своей агати- кармы . [63] Это отмечается как освобождение его души от бесконечного цикла перерождений, чтобы вечно оставаться на сиддхалоке . В джайнизме считается, что его смерть произошла на Аштападе (также известной как гора Кайлас ) на четырнадцатый день Магха Кришны (индуистский календарь). [62] [64] [65] Предполагается, что его общий возраст на тот момент составлял 84 лакх пурва года, при этом до третьей эры оставалось три года и восемь с половиной месяцев . [49] Согласно джайнским текстам средневековья, Ришабханатха совершал аскетизм в течение миллионов лет, затем вернулся в Аштападу, где постился и выполнял внутреннюю медитацию для своей мокши. Далее они утверждают, что после этого Индра пришел со своими собратьями-богами с небес, чтобы совершить ритуалы того места, где Ришабханатха достиг мокши . [66]

В литературе

[ редактировать ]

Ади -пурана поэма IX века — санскритская . [18] X века на языке каннада и комментарий к нему поэта Адикави Пампы (ок. 941 г. н. э.), написанный в стиле Чампу , представляющий собой смесь прозы и стихов и состоящий из шестнадцати песен, повествующий о десяти жизнях Ришабханатхи и двух его сыновей. . [67] [68] В 11 веке монах Шветамбара Ачарья Вардхамансури написал Адинатхчарит , биографию Ришабханатхи длиной в 11 000 стихов на пракрите. Жизнь Господа Ришабханатхи также подробно описана в «Махапуране Джинасены » , «Тришасти-салака-пуруша-чаритре» монаха -шветамбара Ачарьи Хемачандры , «Кальпа-сутре» ( шветамбара -джайнском тексте, написанном Бхадрабаху и содержащем биографии некоторых тиртханкаров) и Джамбудвипа-праджняпти . [69] [70] «Бхактамара Стотра» Ачарьи Манатунги одна из самых известных молитв, в которых упоминается Ришабханатха. [71] Есть упоминание о Ришабхе в индуистских текстах , например, в Ригведе , Вишну-пуране и Бхагавата-пуране (в 5-й песни). [72] [73] таких как « Бхагаватапурана» , он описывается как аватар Вишну В более поздних текстах , , великого мудреца, известного своей ученостью и аскезами. [69] [74] Ришабханатха также упоминается в буддийской литературе . Здесь говорится о нескольких тиртханкарах и включает в себя Ришабханатху, а также: Падмапрабху , Чандрапрабху , Пушпаданту , Вималанатху , Дхарманатху и Неминатху . Ришабханатха упоминается как В буддийском писании Дхармоттарапрадипа Апта (Тиртханкара). [33]

Иконография

[ редактировать ]
Резьба в пещерах Амбика Гумпха, Удаягири и Кхандагири , II век до нашей эры.

Ришабханатху обычно изображают в позе лотоса или кайотсарге , стоячей позе для медитации. Отличительными чертами Ришабханатхи являются его длинные пряди волос, ниспадающие на плечи, и изображение быка в его скульптурах. [75] В соответствии с традицией Шветамбары , почти все идолы, изображающие Ришабханатху, имеют пряди волос на обоих плечах, в соответствии с упоминанием лоха ( выдергивания волос) четырьмя пригоршнями вместо обычных пяти пригоршней в Тришасти-салака-пуруша-чаритре. , что отличает его иконографию от других Тиртханкаров. [53] Большую часть его иконографии, согласно верованиям традиции Шветамбара , можно найти в храмах Палитаны . Волосы Ришабханатхи были изображены на скульптурах первого века нашей эры, найденных в Матхуре и Каузе. [76] Его картины обычно изображают легендарные события его жизни. Некоторые из них включают его женитьбу и выполнение Индрой ритуала, известного как абхишека (посвящение). Иногда его изображают преподносящим чашу своим последователям и обучающим их гончарному искусству, покраске дома или ткачеству. Визит его матери Марудеви также широко показан в живописи. [77] Он также связан с его эмблемой Быка, деревом Ньягродха , Гомукхой (бычьим лицом) Якшей и Чакрешвари Якши . [78]

Статуя Ахимсы , вырезанная из цельной скалы, представляет собой статую Ришабханатхи высотой 108 футов (33 м) (121 фут (37 м), включая постамент) и имеет размер 1840 квадратных футов. Говорят, что это самый высокий джайнский идол в мире. [79] Он расположен на высоте 4343 футов (1324 м) над уровнем моря, на Манги-Тунги холмах недалеко от Нашика (Махараштра). Представители Книги рекордов Гиннеса посетили Манги Тунги и вручили инженеру статуи Ришабхдева высотой 108 футов Ч.Р. Патилу официальный сертификат самого высокого джайнского идола в мире. [80] [81] был установлен 108-футовый идол Ришабхнатхи (Адинатхи) В 2016 году в Палитане . [82]

В Мадхья-Прадеше есть холм Бавангаджа (что означает 52 ярда (156 футов)) недалеко от Барвани с покрытой на вершине фигурой Гомматешвары. Это место важно для джайнских паломников, особенно в день полнолуния в январе. [83] На этом месте есть статуя Ришабанатхи, вырезанная из вулканической скалы. [84] Статуя Ришабханатхи высотой 58,4 фута (17,8 м) на холме Гопачал , форт Гвалиор , Мадхья-Прадеш . Тысячи джайнских идолов, в том числе идол Ришабханатхи высотой 58,4 фута, были вырезаны на идоле холма Гопачал с 1398 по 1536 год н.э. правителями династии Томара - Вирамдевом, Дунгаром Сингхом и Кирти Сингхом . [85]

Храмы Палитаны

Ришабханатха — один из пяти наиболее почитаемых Тиртханкаров, наряду с Махавирой, Паршванатхой, Неминатхой и Шантинатхой. [12] Его изображения представлены в различных джайнских храмовых комплексах по всей Индии, и это важные места паломничества в джайнизме. Гора Шатрунджая , например, представляет собой холмистую часть южного Гуджарата , которая, как полагают, была местом, где проповедовали 23 из 24 тиртханкаров вместе с Ришабхой. [86] Считается, что многочисленные монахи достигли здесь освобождения от циклов перерождений, а большой храм на территории комплекса посвящен Ришабхе в память о его просветлении в Айодхье . Центральная икона Ришабхи этого комплекса называется Адинатха или просто Дада (дедушка). По словам Джона Корта , эта икона является наиболее почитаемой из всех икон муртипуджака , которая, по мнению некоторых представителей джайнской традиции, обладает чудодейственной силой. [86] В джайнских текстах Кунти и пять братьев Пандавов из индуистского эпоса Махабхарата пришли на вершину холма, чтобы выразить почтение, и освятили икону Ришабхи в Шатрунджае. [87] Важные храмовые комплексы Ришабхи включают храмы Палитана , храмы Дилвара , Кулпакджи , Кундальпур , Папораджи , Сониджи Ки Насиан , Ришабдео , Сангхиджи , Ханумантал Бада Джайн Мандир , Трилок Тирт Дхам , Павагад и джайнский храм Сарводая .

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Неджайнский индуистский текст
  1. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Глазенапп 1925 , с. 16.
  2. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Якоби 1964 , стр. 284–285.
  3. ^ Сарасвати 1908 , с. 444.
  4. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Джайни 2000 , с. 327.
  5. ^ Чампат Рай Джайн 1929 , с. 64-66.
  6. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Далал 2010b , с. 311.
  7. ^ Циммер 1953 , с. 208-09.
  8. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Сангаве 2001 , с. 131.
  9. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Британика 2000 .
  10. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Умакант 1987 , с. 112.
  11. ^ Варадпанде 1983 , стр. 26–27.
  12. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Дандас 2002 , с. 40.
  13. ^ Пракаш «Баблу», доктор Рави (11 сентября 2021 г.). Индийская философия и религия . Публикации КК.
  14. ^ Хендрикс, Стив (6 сентября 2022 г.). Старейшее лекарство в мире: приключения в искусстве и науке голодания . Абрамс. ISBN  978-1-64700-002-8 .
  15. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ятиндрасури, Ачарья. «Мемориальный грант Раджендрасури» . jaiqq.org . Проверено 31 мая 2024 г.
  16. ^ Чемберс, Джеймс (1 июля 2015 г.). Праздничные символы и обычаи, 5-е изд . Infobase Holdings, Inc. ISBN  978-0-7808-1365-6 .
  17. ^ Фредрикс, Рэнди (20 декабря 2012 г.). Голодание: исключительный человеческий опыт . АвторДом. ISBN  978-1-4817-2379-4 .
  18. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Упиндер Сингх 2016 , с. 26.
  19. ^ Циммер 1953 , с. 195.
  20. ^ Джайни 1998 , с. 7.
  21. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я Дандас 2002 , с. 21.
  22. ^ Чампат Рай Джайн 1929 , с. xiv.
  23. ^ Далал 2010a , с. 27.
  24. ^ Чампат Рай Джайн 1929 , с. хв.
  25. ^ Уайли 2004 , с. XXIX.
  26. ^ Jestice 2004 , с. 419.
  27. ^ Сангаве 2001 , стр. 103–104.
  28. ^ Радхакришнан 1923 , с. 287.
  29. ^ Виджей К. Джайн, 2015 , с. 181.
  30. ^ Чампат Рай Джайн 1929 , с. 83.
  31. ^ Чампат Рай Джайн 1929 , с. 76-79.
  32. ^ Чампат Рай Джайн 1929 , с. 64–66.
  33. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Сангаве 2001 , с. 105.
  34. ^ Саломон 1998 , с. 9 со сносками.
  35. ^ Далал 2010b , с. 42.
  36. ^ Уайли 2004 , с. 54.
  37. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Виджей К. Джайн, 2015 г. , с. 78.
  38. ^ Чампат Рай Джайн 1929 , с. 88.
  39. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Натубхай Шах 2004 , с. 16.
  40. ^ Чампат Рай Джайн 1929 , с. х.
  41. ^ Сангаве 2001 , с. 103.
  42. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кайлаш Чанд Джайн, 1991 , с. 5.
  43. ^ Чампат Рай Джайн 1929 , с. 89.
  44. ^ Джайни 2000 , стр. 340–341.
  45. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Натубхай Шах 2004 , с. 17.
  46. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Корт 2010 , стр. 25.
  47. ^ Виджей К. Джайн, 2015 , с. 181-182.
  48. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Титце 1998 , с. 8.
  49. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Виджей К. Джайн, 2015 г. , с. 182.
  50. ^ Далал, Roshen (18 апреля 2014 г.). Религии Индии: краткое руководство по девяти основным конфессиям . Пингвин Великобритания. ISBN  978-81-8475-396-7 .
  51. ^ Наик, профессор Катта Нарасимха Редди, профессор Э. Шива Наги Редди, профессор К. Кришна (31 января 2023 г.). Кальяна Митра: Том 6: Архитектура . Издательство Blue Rose. {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  52. ^ РЕДДИ, профессор д-р ПЕДАРАПУ ЧЕННА (24 февраля 2022 г.). Нагабхарана: последние тенденции в исследованиях джайнизма . Издательство Blue Rose. ISBN  978-93-5611-446-3 .
  53. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б www.wisdomlib.org (20 сентября 2017 г.). «Часть 1: Посвящение Ришабхи» . www.wisdomlib.org . Проверено 31 мая 2024 г.
  54. ^ БК Джайн 2013 , с. 31.
  55. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Натубхай Шах 2004 , с. 18.
  56. ^ Jestice 2004 , с. 738.
  57. ^ Титце 1998 , с. 138.
  58. ^ Кришна и Амирталингам 2014 , с. 46.
  59. ^ Натубхай Шах 2004 , стр. 18–19.
  60. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Натубхай Шах 2004 , с. 19.
  61. ^ Палатка 2001 , стр. 47.
  62. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Корт 2010 , стр. 115.
  63. ^ Далал 2010b , стр. 183, 368.
  64. ^ Натубхай Шах 2004 , стр. 20–21.
  65. ^ Корт 2010 , стр. 135.
  66. ^ Корт 2010 , стр. 121–122.
  67. ^ Популярные публикации 2000 , с. 78.
  68. ^ «Попурри Камата: История литературы каннада -II» . kamat.com . Архивировано из оригинала 24 октября 2012 года . Проверено 4 ноября 2012 г.
  69. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Джайни 2000 , с. 326.
  70. ^ Гупта 1999 , с. 133.
  71. ^ «Шри Бхактамара Мантра (Бхактамара Стотра)» , digambarjainonline.com , заархивировано из оригинала 15 августа 2015 г. , получено 15 августа 2015 г.
  72. ^ Рао 1989 , стр. 13.
  73. ^ Донигер 1999 , с. 549.
  74. ^ Донигер 1993 , с. 243.
  75. ^ Умакант 1987 , с. 113.
  76. ^ Вяс 1995 , с. 19.
  77. ^ Джайн и Фишер 1978 , с. 16.
  78. ^ Тандон 2002 , с. 44.
  79. ^ «Джайнское сообщество поздравило Амита Шаха» , The Statesman , Nashik , PTI , 14 февраля 2016 г., заархивировано из оригинала 19 марта 2016 г. , получено 17 декабря 2016 г.
  80. ^ «Книга рекордов Гиннесса для сертификации кумира Манги Тунги» , The Times of India , 6 марта 2016 г., заархивировано из оригинала 31 мая 2016 г. , получено 17 декабря 2016 г.
  81. ^ «108-футовый идол Джайн Тиртханкар вошел в «Книгу рекордов Гиннеса» » , The Hindu , 7 марта 2016 г., заархивировано из оригинала 13 мая 2017 г. , получено 17 декабря 2016 г.
  82. ^ «Палитана, статуя Адинатх дада высотой 108 футов» . Дайник Бхаскар . Проверено 11 марта 2017 г.
  83. ^ Бхаттачарья 1977 , с. 269.
  84. ^ Сенгупта 1996 , стр. 596–600.
  85. ^ «В духовных поисках» , Deccan Herald , 29 марта 2015 г., заархивировано из оригинала 7 ноября 2016 г. , получено 8 марта 2017 г.
  86. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Корт 2010 , стр. 143–144.
  87. ^ Корт 2010 , стр. 144–145.

Источники

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 82ab2269db29f92ac2b227c35bb636a6__1721306400
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/82/a6/82ab2269db29f92ac2b227c35bb636a6.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Rishabhanatha - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)