Томарас из Гвалиора
Томарас из Гвалиора | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
ок. 1390–1515 гг. | |||||||||
История | |||||||||
• Учредил | около 1390 г. | ||||||||
• Упразднено | около 1515 г. | ||||||||
| |||||||||
Сегодня часть | Индия |
Томары Гвалиора (также называемые Томарами на современном языке из-за удаления слова «шва» ) — династия, правившая фортом Гвалиор и окружающим его регионом в центральной Индии в течение 14–16 веков. Они известны своим покровительством культурным мероприятиям в Гвалиоре .
Первоначально Томары владели небольшим феодальным владением в качестве феодалов династии Туглук Делийского султаната . В 1390-х годах они получили контроль над Гвалиором и в последующие годы стали независимыми. Они провели несколько сражений с правителями Дели, чтобы сохранить свою независимость, и отдали дань уважения Бахлулу Лоди, чтобы избежать войны. Они были вытеснены из Гвалиора Ибрагимом Лоди в первой четверти 16 века, хотя их потомки продолжали владеть феодальными владениями в других местах.
Источники информации
[ редактировать ]Большая часть информации о Томарах Гвалиора взята из надписей форта Гвалиор , современных хроник мусульманских писателей и различных книг по истории Гвалиора (известных как Гувалиар-нама ). Двумя известными Гувалиар-намами являются Гопачала-Акхьяна и Кулят-и-Гувалиари . [2]
Гопачала -Акхьяна Хадаграя существует в нескольких различных рукописях. Оно было написано на хинди для вождя томаров Кришна-симхи, который был потомком царей томаров Гвалиора. Текст был составлен во время правления Великих Моголов императора Шах-Джахана . Более поздняя рукопись содержит несколько упущений и дополнений к оригинальному тексту и охватывает историю Гвалиора вплоть до его завоевания маратхским генералом Махададжи Сциндией . [3]
Кулят-и-Гувалиари также был написан во время правления Шаха Джахана Сайедом Фазлом Али Шахом Кадири Чишти. Автор цитирует «Тарих-и-наму» Ганшьяма Брахмана как источник по истории Гвалиора. Генеалогия правителей Гвалиора Чишти противоречит другим источникам, включая Гопачала-Акхьяну , мусульманские хроники и надписи Томара. Например, он использует имя «Парамала-дева» для первого правителя Томары Вирасимхи и утверждает, что царь принадлежал к клану Парамара . Более поздняя рукопись содержит несколько дополнений к оригинальной работе и охватывает историю Гвалиора вплоть до его завоевания британским генералом Пофамом. [3]
Другие Гувалиар-нама включают: тексты [2]
- Гувалиар-нама Бадили Даса; продолжение книги Хадаг Рая
- Гувалиар-нама Хирамана Б. Гирдхардаса, мунши Мотмид-хана
- Гувалиар-нама Мотирама и Хушала, построенная по заказу капитана Уильяма Брюса после британского завоевания Гвалиора.
- Гувалиар-нама Хана Джахана и шейха Джалала Хисара
Источник
[ редактировать ]Томары утверждали, что они раджпуты . [4] 1631 года Надпись форта Рохтас гласит, что Томары принадлежали к лунной расе (Сомавамша), и их происхождение восходит к легендарному королю Панду . [2] Различные средневековые хроники связывают Томаров Гвалиора с Томарами Дели , власть которых пришла в упадок после вторжений Чахаманы и Гуридов в Дели в 12 веке. Кхадаграя Как и надпись Рохтаса, «Гопачала-Акхьяна» прослеживает происхождение Томарас от лунного божества Чандры . В разных рукописях разнится количество царей, предшествовавших Вирасимхе, первому правителю Томары Гвалиора. В одной рукописи говорится, что до Вирасимхи было 208 царей Томара. упоминаются легендарный король Джанамеджая и король Дели Томара Анагапала В этих рукописях среди его предков . Эти генеалогические списки явно вымышлены. [2]
В разных источниках даны разные имена дедушки Вирасимхи. [5] «Вирасимхавалока» , написанная во время правления Вирасимхи, называет его отца Девабрахмой (или «Девавармма» в одной рукописи), а его дедушку — Камаласимхой. Более поздние источники, которые кажутся неточными, дают этим двум людям разные имена. Например, в одной рукописи «Гопачала-Акхьяна» Кхадаграя отец назван Брахмадева, а дедушка — Гхатамадева. В другой рукописи с тем же текстом отец назван Султансимхой, а дедушка - Кунварпалой, при этом утверждается, что Брахмадева - это еще одно имя Вирасимхи. [6]
История
[ редактировать ]Томары возникли вокруг Гвалиора после того, как делийский султан Мухаммад бин Туглук подчинил себе последнего из вождей Пратихара в регионе Гвалиора . В 14 веке они служили феодалами туглукских правителей Дели . [7] Они владели феодальным владением в Айсе, которая сейчас является деревней недалеко от Амбы в округе Морена . [8] Они несли военную службу Фируз Шаху Туглуку до 1380 года. [7]
Вирасимха
[ редактировать ]Первым правителем Гвалиора Томара был Вирасимхадева. В «Тарих-и-Мубаракшахи» Яхья -бин-Ахмада Сирхинди упоминается, что в 1390–1391 годах правитель Туглуков Мухаммад Шах (годы правления 1390–1394) посетил Этаву . Там он подарил Вирасимхе хиллат (подарок) и отправил его обратно (в тексте не упоминается, где располагалось вотчина Вирасимхи). [9] В 1391-92 Вирасимха и некоторые другие феодалы восстали против султана. В ответ имперский генерал Ислам Хан победил его и разграбил его вотчину. [10]
По словам гвалиорских летописцев Хадаграя и Сайеда Фазла Али, после этого поражения Вирасимха был назначен сторожем королевского дворца Туглук в Дели. [9] Хадаграи добавляет, что его брат Уддхарана также был вызван в Дели и назначен сторожем. [11] Вирасимха искренне выполнял свой долг и во время сильного дождя не покинул своего поста, в отличие от других сторожей. Это произвело впечатление на Туглук-султана Ала уд-дина Сикандар-шаха (год правления 1394 г.), который подарил ему форт Гвалиор в качестве инама (феодального гранта). [9] где-то в январе-марте 1394 г. [12] Однако губернатор Гвалиора Сайед отказался передать ему форт. Вирасимха расположился лагерем возле форта и постепенно подружился с губернатором. Однажды губернатор пригласил Вирасимху и его свиту на обед, во время которого солдаты Вирасимхи напали на хозяев и захватили форт. [9]
Надпись на санскрите - нагари времен правления Вирасимхи была обнаружена в Гангола-тале (пруде) в форте Гвалиор. В нем говорится, что Вирасимха и Уддхарана победили шаков (мусульман в данном контексте). [13] Год надписи поврежден, но, судя по другим деталям, она была сделана 4 июня 1394 года. [12]
Правление Ала уд-дина Сикандар-шаха длилось всего один месяц и шестнадцать дней. Похоже, что его преемник Махмуд Шах (годы правления 1394–1413) не одобрял передачу Гвалиора Вирасимхе. Укрепив свою власть в Дели, новый султан в июне 1394 года возглавил экспедицию в Гвалиор. Однако заговор некоторых его дворян вынудил его отказаться от этой миссии и вернуться в Дели. [14] Мусульманские летописцы Яхья, Низамуддин и Фиришта заявляют, что Вирасимха вероломно захватил Гвалиор на фоне неразберихи, вызванной вторжением Тимура в Дели в 1398 году. [11]
«Вирасимхавалока» , труд по медицине, был написан во время правления Вирасимхи. Печатное издание текста приписывает его авторство самому Вирасимхе, но на самом деле он был написан Сарангадевой по просьбе Вирасимхи. [6]
Уддхарана
[ редактировать ]Преемником Вирасимхи стал Уддхаранадева (1400–1402 гг.). Отношения между этими двумя правителями не являются однозначными. В некоторых источниках Уддхарана упоминается как сын Вирасимхи: к ним относятся рукопись Датиа Хадаграя «Гопачала-Акхьяна» , Яшодхара-чарита Падманабхи, надпись Рохтаса и надпись Навара . Сайеда Фазла Али Однако в « Кулят-и-Гувалиари» утверждается, что он был братом Вирасимхи. Другие мусульманские летописцы вообще не упоминают его, а называют его преемника Вираму сыном Вирасимхи. В удджайнской рукописи Гопачала-Акхьяны его имя также не упоминается. « Яшодхара-чарита» была составлена во времена правления Вирамы, поэтому она более надежна. Следовательно, Уддхарана, скорее всего, был сыном Вирасимхи. [15]
Надпись на санскрите-нагари времен правления Уддхараны также была обнаружена в Гангола-тале (пруде). [6] Эта надпись свидетельствует, что он был правителем Гвалиора в июне 1401 года, хотя неизвестно, когда именно он взошел на трон. [16] Его преемник Вирама стал правителем Гвалиора к 1402 году, и, по словам Саеда Фазла Али, Уддхарана правил Гвалиором в течение 5 лет. Если это верно, то Уддхарана, должно быть, взошел на трон около 1397 года, а его предшественник Вирасимха, должно быть, правил Гвалиором около трех лет, в 1394-1397 годах. Однако Сант Лал Катаре отмечает, что в нескольких источниках имя Уддхараны исключено из списка правителей Томары, что позволяет предположить, что он правил более короткий период. [17]
В надписи Уддхараны говорится, что он очистил Гангола-тал, а также упоминается его победа над шаками (мусульманами). [18] Похоже, это отсылка к его завоеванию форта Гвалиор вместе с Вирасимхой. [15]
Согласно некоторым мусульманским хроникам, вождь по имени «Адхаран» был убит в 1392–1393 годах делийским генералом Мукаррабом-уль-Маликом за восстание против султаната. Историк Кишори Саран Лал отождествил этот «Адхаран» с Уддхараной. Однако эта идентификация неверна, о чем свидетельствует надпись 1401 года, обнаруженная в Гвалиоре. [15]
Вирама
[ редактировать ]На смену Уддхаране пришел Вирамадева (1402–1423 гг.). [19] Во время своего восхождения на престол Маллу Икбал Хан, министр Насир-уд-Дина Махмуда Шаха Туглука , решил возродить престиж Делийского султаната, подчинив себе вождей, провозгласивших независимость. В 1402 году он осадил форт Гвалиор; хотя ему не удалось захватить форт, он обыскал прилегающие территории. В следующем году он предпринял еще одну атаку на форт. [20] По словам Бадауни , ему удалось захватить форт. Однако историк Кишори Саран Лал считает, что это неточно, поскольку исторические данные свидетельствуют о том, что в последующие годы форт оставался под властью Томары. [20]
Некоторое время спустя Вирама присоединился к союзу против Икбал-хана: среди его союзников были правители Этавы Рай Шумер и Рай Джалбахар. Когда Икбал-хан выступил против них в 1404 году, союзники укрылись в Этаве и заключили мир с Икбал-ханом после 4-месячной осады. [21]
Во время правления Вирамы в Гвалиоре появилось множество джайнских ученых. [19] Министр Вирамы Кушараджа вдохновил поэта Каястхи Падманабху написать «Яшодхара Чарита» . [22] Кушараджа также заказал храм Чандрапрабхи в Гвалиоре; этот храм был заменен могилой мусульманского святого Мухаммеда Гауса в период Великих Моголов . [23] Джайнский ученый Наячандра утверждает, что на сочинение Хаммиры Махакавьи он был вдохновлен , бросив вызов, когда придворные Вирамы заявили, что ни один современный поэт не может сочинить стихотворение, сравнимое с стихотворениями, написанными древними поэтами. Основываясь на этом заявлении, Филлис Гранофф предполагает, что стихотворение было написано при дворе Томары около 1420 года нашей эры. [24]
Дунгарасимха и Киртисимха
[ редактировать ]Во время правления Дунгарасимхи и Киртисимхи джайны Бхаттараки из Кашта Сангхи . известность приобрели [19]
Внутри форта Гвалиор находится более 1500 джайнских наскальных рисунков, большинство из которых были вырезаны между 1440 и 1473 годами, во времена правления Дунгарасимхи (ок. 1425–1459 гг.) и Киртисимхи (ок. 1459–1480 гг.). [25] По словам джайнского поэта Райдху , развитие Гопалагири (фортового холма Гвалиора) как джайнского святого места ( тиртха ) было начато джайнским мирянином ( сангхави ) по имени Камаласимха. Хотя эта инициатива не была королевским проектом, Райду заявляет, что Дунгарасимха и Киртисимха предложили Камаласимхе полную поддержку. [26] Райду остался при дворе Гвалиора по приглашению Дунгарасимхи. [27] Министр Дунгарасимхи Асапати был покровителем Райдху. [26]
Киртисимха и Кальянамалла
[ редактировать ]В 1451 году династия Лоди захватила Делийский султанат. Первоначально Бахлул Лоди поддерживал дружеские отношения с Гвалиором, поскольку подчинить его было нелегко, а также потому, что Гвалиор служил буферным государством между Дели и малва . Однако в 1466 году правитель Гвалиора Киртисимха поддержал правителя Джаунпура Хусейна Шаха Шарки в войне против Дели. Правитель Гвалиора не только предоставил Хусейн Шаху людей и деньги, но и сопровождал его в Калпи во время его марша в Дели. Это сделало Бахул Лоди врагом Гвалиора. Он победил Хусейна Шарки в 1479 году, но дождался смерти преемника Киртисимхи Кальянамаллы в 1486 году, чтобы атаковать Гвалиор. [28]
Манасимха (Ман Сингх Томар)
[ редактировать ]Недавно коронованный Манасимха (более известный в мусульманских хрониках и народной литературе как Ман Сингх Томар) не был готов к вторжению из Дели и решил избежать войны, заплатив Бахлулу Лоди дань в размере 800 000 танков (монет). [28] В 1489 году Сикандар Лоди сменил Бахлула Лоди на посту султана Дели. В 1500 году Манасимха предоставил убежище некоторым повстанцам из Дели, которые были вовлечены в заговор с целью свержения Сикандера Лоди. Султан, желая наказать Манасимху и расширить свою территорию, начал карательную экспедицию против Гвалиора. В 1501 году он захватил Дхолпур , владение Гвалиора, правитель которого Винаяка-дев бежал в Гвалиор. [29]
Затем Сикандер Лоди двинулся в сторону Гвалиора, но после пересечения реки Чамбал вспышка эпидемии в его лагере вынудила его остановить марш. Манасимха воспользовался этой возможностью, чтобы примириться с Лоди, и отправил своего сына Викрамадитью в лагерь Лоди с подарками для султана. Он пообещал изгнать повстанцев из Дели при условии, что Дхолпур будет возвращен Винаяке-деву. Сикандер Лоди согласился на эти условия и ушел. Историк Кишори Саран Лал предполагает, что Винаяка Дева вообще не потерял Дхолпур: это повествование было создано летописцами Дели, чтобы польстить султану. [30]
В 1504 году Сикандер Лоди возобновил войну против Томаров. Сначала он захватил форт Мандраял , расположенный к востоку от Гвалиора. [30] Он разграбил территорию вокруг Мандраяла, но многие из его солдат погибли в результате последующей вспышки эпидемии, что вынудило его вернуться в Дели. [31] Некоторое время спустя Лоди перенес свою базу во вновь основанный город Агра , который располагался ближе к Гвалиору. Он захватил Дхолпур, а затем выступил против Гвалиора, охарактеризовав экспедицию как джихад . С сентября 1505 по май 1506 года Лоди удалось разграбить сельские районы вокруг Гвалиора, но не смог захватить форт Гвалиора из-за тактики Манасимхи «нападай и беги». Нехватка еды, вызванная уничтожением Лоди посевов, вынудила Лоди отказаться от осады. По возвращении в Агру Манасимха устроил засаду на свою армию возле Джатвара, нанеся захватчикам тяжелые потери. [32]
Не сумев захватить форт Гвалиор, Лоди решил захватить меньшие форты, окружающие Гвалиор. К этому времени Дхолпур и Мандраял уже были под его контролем. В феврале 1507 года он захватил форт Удитнагар (Утгир или Авангарх), лежащий на пути Нарвар — Гвалиор. [33] В сентябре 1507 года он выступил против Навара, правитель которого (член клана Томара) колебался в своей преданности между Томарами Гвалиора и султанатом малва . Он захватил форт после годичной осады. [34] В декабре 1508 года Лоди поставил Навара во главе Раджа Сингха Каччвахи и двинулся в Лахар (Лахайер), расположенный к юго-востоку от Гвалиора. Он пробыл в Лахаре несколько месяцев, в течение которых очистил окрестности от повстанцев. [34] В течение следующих нескольких лет Лоди продолжал участвовать в других конфликтах. В 1516 году он составил план захвата Гвалиора, но болезнь помешала ему это сделать. Манасимха умер в 1516 году, и болезнь Сикандера Лоди также привела к его смерти в ноябре 1517 года. [35]
Викрамадитья
[ редактировать ]В Гвалиоре Манасимхе наследовал его сын Викрамадитья. Тем временем преемнику Сикандера Лоди Ибрагиму Лоди пришлось сражаться с повстанцами, один из которых - Джалал Хан - нашел убежище в Гвалиоре. Ибрагим-хан послал сильную армию для осады Гвалиора. Эта армия под предводительством Азама Хумаюна Сарвани насчитывала 30 000 кавалеристов и 300 слонов. [36] Во время осады Джалал-хан уехал в малва, чтобы не причинять дальнейших неприятностей своему хозяину. Оказав некоторое первоначальное сопротивление, Викрамадитья понял, что ему грозит определенное поражение, и начал мирные переговоры. В рамках мирного договора Ибрагим Лоди заставил его сдать Гвалиор и передал ему феодальное владение Шамсабад. Викрамадитья остался верен Ибрагиму Лоди до конца своей жизни и погиб, сражаясь рядом с ним в Первой битве при Панипате против Бабура . [37]
Потомки
[ редактировать ]Рам Шах
[ редактировать ]На момент смерти Викрамдитьи его сын Рам Шах (также известный как Рам Сингх или Рама-сахи) был маленьким мальчиком. Томары во главе со своим родственником Дурмангадом (также известным как Дхарманакат, Мангал Део или Мангат Рай) начали преследовать Татар-хана, назначенного Лоди губернатора Гвалиора. Тем временем правитель Великих Моголов Бабур достиг Агры , и татарский хан решил принять его сюзеренитет. Однако, когда генерал Бабура Рахимдад прибыл в Гвалиор, татарский хан передумал. Тем не менее, Рахимдад взял под свой контроль Гвалиор и впоследствии сорвал попытку Дурмангада захватить форт. В 1542 году Шер Шах Сури захватил форт, и Рам Шах стал его союзником. [38]
После смерти сына Шер-шаха Ислама Шаха Сури в 1554 году форт находился под контролем назначенного Сури губернатора Бхил Хана (также известного как Бахвал, Бахбал, Бухаил или Сухайль Хан). В 1556 году Бхил Хан, столкнувшись с вторжением Великих Моголов, решил продать форт Рам Шаху. Однако Рам Шах потерпел поражение от генерала императора Великих Моголов Акбара Кия Хана (или Кия Хана). [39] [40]
По словам Фиришты, сын Рам Шаха Шаливахан был женат на принцессе Сисодии из Мевара. Поэтому после своего поражения Рам Шах укрылся у правителя Мевара Махараны Пратапа . Рам Шах и трое его сыновей были убиты, сражаясь за Пратап в битве при Халдигати 1576 года. [41]
Потомки Шаливахана
[ редактировать ]В санскритской надписи 1631 года (1688 г. до н. э.), найденной в форте Рохтас (на территории современного Бихара ), упоминается Вирамитра, принц Томара из Гопачалы (современный Гвалиор). Надпись представляет собой генеалогию Томаров, согласно которой у Шаливахана было два сына: Шьям Шах (также Шьям Шах или Шьяма-сахи) и Вирамитра (также называемый Вира-митрасена, Митрасена или Митра Сингх). [42] [43] В то время как другие [ который? ] источники также упоминают третьего сына по имени Рао Дхармагат. [44]
Надпись утверждает, что Вирамитра захватил форт у «Сера Шанам», и хвалится, что это беспрецедентное завоевание поразило императора Дели. Археолог Хамид Кураиси, идентифицировавший «Сера Шанам» как Шер Шах Сури , усомнился в подлинности этой надписи. Однако Девендракумар Раджарам Патил предположил, что этим «Сера Шанам» был местный офицер по имени Шер Хан, и Вирамитра, возможно, захватил этот форт как подчиненный императора Великих Шах Моголов -Джахана . [42] В любом случае, Вирамитра удерживал этот форт недолго: другая надпись предполагает, что шесть лет спустя форт находился под командованием Ихлас-хана. [45]
Согласно Гвалиора государственному вестнику , и Шьям Шах, и Вирамитра служили в . армиях Акбара [43] Судьба Вирамитры неизвестна, но потомки Шьям Шаха были заминдарами . [46] Сын Шьям Шаха Санграм Шах принял номинальный титул раджи Гвалиора около 1670 года. Внуки Санграма Биджай Сингх и Хари Сингх укрылись в Удайпуре . Биджай Сингх умер бездетным, но потомки Хари Сингха продолжали жить в Удайпуре. [43]
Список правителей
[ редактировать ]К правителям Томары Гвалиора относятся следующие. [47] [48]
Имя в династийных надписях ( ИАСТ ) | Царствование | Имена в мусульманских хрониках и народной литературе |
---|---|---|
Вирасимха-дева | в. 1375–1400 (ок. 1394–1400 в Гвалиоре) | Вирсингх Дев, Бир Сингх Томар, Бар Сингх (в трудах Яхьи), Хар Сингх (в Бадауни трудах ), Нар Сингх (в трудах Фиришты и Низамуддина). [49] |
Уддхарана-дева | в. 14.00-14.02 | Уддхаран Дев, Усаран или Адхаран (в трудах Хадаграя) [11] |
Вирама-дева | в. 1402-1423 гг. | Вирам Дев, Бирам Део (в трудах Яхьи), Барам Део (в ) трудах Фиришты |
Ганапати-дева | 1423-1425 | Ганпати Дев |
Дунгарендра-дева, он же Дунгара-симха | 1425-1459 | Дунгар Сингх, Дунгар Сен |
Киртисимха-дева | 1459-1480 | Кирти Сингх Томар |
На Кальянаме | 1480-1486 | Калянмал, Калян Сингх |
Мана-симха | 1486-1516 | Мана Сахи, Ман Сингх |
Викрамадитья | 1516-1523 | Викрам Сахи, Викрамджит |
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Шварцберг, Джозеф Э. (1978). Исторический атлас Южной Азии . Чикаго: Издательство Чикагского университета. п. 147, карта XIV.4(а). ISBN 0226742210 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Сант Лал Катаре 1975 , с. 344.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Центр Лал Катаре, 1975 , стр. 343–344.
- ^ Ромила Тапар (2003). История пингвинов ранней Индии: от истоков до 1300 года нашей эры . Пингвин Букс Лимитед. п. 179. ИСБН 978-0-14-193742-7 .
Другие, утверждавшие, что они раджпуты и произошли от солнечной и лунной линий, утвердились в качестве местных королей в Западной и Центральной Индии. Среди них были Чанделы, присутствовавшие в 12 веке в Бунделькханде, Томары, также подчинявшиеся более раннему правлению Пратихаров в регионе Харьяна недалеко от Дхилаки, ныне Дели, около 736 года нашей эры, а затем обосновавшиеся в регионе Гвалиор.
- ^ Сант Лал Катаре 1975 , с. 343.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Сант Лал Катаре 1975 , с. 345.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Иктидар Алам Хан 2008 , с. 136.
- ^ BD Misra 1993 , с. 103.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Сант Лал Катаре 1975 , с. 347.
- ^ Сант Лал Катаре 1975 , с. 348.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Сант Лал Катаре 1975 , с. 346.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Сант Лал Катаре 1975 , с. 350.
- ^ Сант Лал Катаре 1975 , стр. 343–345.
- ^ Сант Лал Катаре 1975 , стр. 348–349.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Сант Лал Катаре 1975 , с. 353.
- ^ Сант Лал Катаре 1975 , с. 349.
- ^ Сант Лал Катаре 1975 , стр. 352–353.
- ^ Сант Лал Катаре 1975 , с. 352.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Кайлаш Чанд Джайн, 2010 , с. 1044.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Кишори Саран Лал 1963 , с. 49.
- ^ Кишори Саран Лал 1963 , с. 52.
- ^ Калян Кумар Чакраварти 1984 , с. 113.
- ^ Калян Кумар Чакраварти 1984 , с. 44.
- ^ Филлис Гранофф 2006 , с. 42.
- ^ Филлис Гранофф 2006 , с. 31.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Филлис Гранофф 2006 , с. 33.
- ^ Филлис Гранофф 2006 , с. 34.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Кишори Саран Лал 1963 , с. 155.
- ^ Кишори Саран Лал 1963 , с. 174.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Кишори Саран Лал 1963 , с. 175.
- ^ Кишори Саран Лал 1963 , с. 176.
- ^ Кишори Саран Лал 1963 , с. 177.
- ^ Кишори Саран Лал 1963 , стр. 177–178.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Кишори Саран Лал 1963 , с. 179.
- ^ Кишори Саран Лал 1963 , с. 184.
- ^ Кишори Саран Лал 1963 , с. 205.
- ^ Кишори Саран Лал 1963 , с. 206.
- ^ BD Misra 1993 , с. 48-49.
- ^ BD Misra 1993 , с. 49-50.
- ^ С.Р. Шарма 1999 , с. 177.
- ^ BD Misra 1993 , стр. 158–159.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Девендракумар Раджарам Патил 1963 , с. 62.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Эндрю Топсфилд 2001 , с. 50.
- ^ М.Н. Матур, Битва при Халдигати, страница 2
- ^ Девендракумар Раджарам Патил 1963 , с. 63.
- ^ BD Misra 1993 , с. 159.
- ^ Калян Кумар Чакраварти 1984 , с. 98-116.
- ^ BD Misra 1993 , с. 27-46.
- ^ Кишори Саран Лал 1963 , с. 6.
Библиография
[ редактировать ]- Эндрю Топсфилд (2001). Придворная живопись в Удайпуре: искусство под покровительством махаранов Мевара . Издательство Artibus Asiae. ISBN 978-3-907077-03-0 .
- Б.Д. Мисра (1993). Форты и крепости Гвалиора и его внутренних районов . Манохар. ISBN 978-81-7304-047-4 .
- Девендракумар Раджарам Патил (1963). Антиквар остается в Бихаре . Исследовательский институт Каши Прасад Джаясвал. ОСЛК 248920006 .
- Иктидар Алам Хан (2008). Исторический словарь средневековой Индии . Пугало. ISBN 9780810864016 .
- Кайлаш Чанд Джайн (2010). История джайнизма: Средневековый джайнизм . Том. 3. ДК Принтмир. ISBN 978-81-246-0550-9 .
- Калян Кумар Чакраварти (1984). Форт Гвалиор: искусство, культура и история . Арнольд-Хайнеманн. ISBN 9780391032231 . OCLC 223392675 .
- Кишори Саран Лал (1963). Сумерки Султаната . Издательство Азия. OCLC 500687579 .
- Филлис Гранофф (2006). «Горы Вечности: Райду и колоссальные Джины Гвалиора» . Rivista di Studi Sudasiatici . 1 . Издательство Флорентийского университета: 31–50. дои : 10.13128/RISS-2455 . Архивировано из оригинала 22 апреля 2014 года . Проверено 26 августа 2017 г.
- С.Р. Шарма (1999). Империя Великих Моголов в Индии: систематическое исследование, включая исходный материал . Atlantic Publishers & Dist. ISBN 978-81-7156-817-8 .
- Сант Лал Катаре (1975). Би Джей Сандесара (ред.). «Два Ганголатала, Гвалиор, Надписи томара, королей Гвалиора» . Журнал Восточного института . XXIII . Восточный институт Университета Махараджи Саяджирао.