Джанамеджая
Джанамеджая | |
---|---|
Король | |
Король Куру | |
Царствование | 12–9 века до н.э. |
Предшественник | Парикшит |
Преемник | Ашвамедхадатха |
Династия | Кому |
Отец | Парикшит |
Религия | Историческая ведическая религия |
Джанамеджая ( санскрит : जनमेजय ) был царем Куру , который правил в средний ведический период . [1] Вместе со своим отцом и предшественником Парикшитом он сыграл решающую роль в консолидации государства Куру, объединении ведических гимнов в сборники и развитии ортодоксального ритуала сраута , превратив царство Куру в доминирующую политическую и культурную часть северная Индия . Он также появляется как фигура в более поздних легендах и традициях, Махабхарате и Пуранах .
Этимология
[ редактировать ]Имя Джанамеджая означает «побуждающий человека» или «победоносный от рождения». [2]
В ведической литературе
[ редактировать ]Айтарейя -брахман утверждает, что он был великим завоевателем и что его пурохита (домашний священник) Тура Кавашея посвятил его в сан царя и совершил ашвамедху (жертвоприношение коня). В нем также говорится, что во время одного из своих жертвоприношений он нанял в качестве священников не Кашьяпу, а скорее Бхутавиров. В нем говорится, что семья Кашьяпы Аситамрига в конечном итоге была вновь нанята Джанамеджайей. Шатапатха -брахман упоминает, что он вместе со своими братьями Уграсеной, Бхимасеной и Шрутасеной совершил ашвамедху под руководством Индроты Дайвапы Шаунаки, чтобы очиститься от греха. Оба предыдущих брахмана заявляют, что его столицей был Асандивант. Гопатха -брахман рассказывает «абсурдный» анекдот о Джанамеджае и двух гусаках. [2] [3]
Панчавимша -брахман упоминает Джанамеджая, который был священником при жертвоприношении змей, но Макдонелл и Кейт считают его другим человеком, чем Джанамеджая, царь Куру. [4]
Историчность
[ редактировать ]
Х.К. Райчаудхури датирует Парикшита , его отца, девятым веком до нашей эры. [5] Майкл Витцель утверждает, что династия Парикшита соответствует присутствию черной и красной посуды в Пенджабе, а также западных и южных регионах Северной Индии, что археологически датируется 1180 годом до нашей эры. [6]
Историк Х.К. Райчаудхури отмечает, что в эпических и пуранических генеалогиях есть две пары Парикшитов и Джанамеджай, но считает, что описание второго Джанамеджайи лучше соответствует ведическому царю, тогда как информация, доступная о первом, скудна и противоречива, но Райчаудхури задается вопросом, существуют ли на самом деле были двумя разными королями. Он предполагает, что «имеет место вторжение в генеалогические тексты» поздней постведической традиции, в которой также упоминаются двое из отца Джанамеджаи Парикшита, возможно, «придуманные специалистами по генеалогии для объяснения анахронизмов» в более поздних частях Махабхараты , как «бардовское дублирование одного и того же первоначального человека, относительно точного места которого в генеалогии Куру не сохранилось единой традиции». [7] [примечание 1]
Четыре надписи на медных пластинах, предположительно выданные во время правления Джанамеджая, были обнаружены в 20 веке, но историки доказали, что они являются поддельными. [8] [9]
В пуранической литературе
[ редактировать ]Джанамеджая | |
---|---|
![]() Мудрец Вьяса и царь Джанамеджая | |
Персональная информация | |
Принадлежность | Какие |
Супруг | Вапуштама [10] |
Дети | Сатанинский, Санкукарна |
Родственники | Парикшит (отец), Мадавти (мать), Асвмедхадатта (внук) |
он был сыном царя Парикшита и царицы Мадравати. Согласно Махабхарате (I.95.85), [11] Он был внуком великого воина Абхиманью и правнуком Арджуны , доблестного воина-героя Махабхараты. Он взошел на трон Куру после смерти своего отца. Его значение приходит как слушатель первого повествования Махабхараты, рассказанного Вайшампаяной , учеником Вьясы . Согласно Ваю-пуране и Матсья-пуране , между ним и Вайшампаяной произошел спор. Возможно, после этого он отрекся от престола, и его преемником стал его сын Шатаника. [12] Также « Деви Бхагавата Пурану» . Вьяса рассказал ему [13]
В Махабхарате
[ редактировать ]В Махабхарате упоминается, что у Джанамеджая было шесть способных братьев: Какшасена, Уграсена, Читрасена, Индрасена, Сушена и Нахашена. [14] Первые главы эпоса повествуют о различных аспектах его жизни, включая завоевание Такшасилы и встречу с Нагой Такшакой . Он хотел истребить расу нагов, поскольку Такшака был ответственен за смерть его отца Парикшита.

Император Джанамеджая был ответственным за пересказ знаменитого эпоса Махабхарата , истории предков Джанамеджаи со времен Бхараты до великой войны Курукшетра между его прадедами Пандавами и их двоюродными братьями по отцовской линии Кауравами . В «Махабхарате» утверждается, что она была прочитана Джанамеджае во время сарпа-сатры (жертвоприношения змеи) мудрецом Вайшампаяной , которому ее передал его наставник Ведавьяса . [15] после того, как он спросил Вайшампаяну о его предках.
Сарпа Сатра (жертвоприношение змеи)
[ редактировать ]
Император Джанамеджая взошел на трон Хастинапура после смерти своего отца Парикшита . Согласно легенде, Парикшит, единственный потомок Дома Панду , умер от укуса змеи. Мудрец проклял его умереть так, проклятие было завершено вождем-змеем Такшаком .Джанамеджая затаил глубокую обиду на змей за этот поступок и поэтому решил полностью их истребить. Он попытался это сделать, совершив великую Сарпа Сатру – жертвоприношение, которое уничтожит всех живых змей.В это время пришёл и вмешался учёный мудрец по имени Астика , мальчик в возрасте. Его мать Манаса была нагой, а отец — брахманом . Джанамеджайе пришлось прислушаться к словам ученого Астики и освободить находившегося в то время в тюрьме Такшаку. Он также прекратил резню нагов и положил конец всякой вражде с ними (1,56). [16] С этого времени Наги и Куру жили в мире.Массовое жертвоприношение началось на берегу реки Аринд в Бардане, ныне известном как Пархам, коррумпированная форма Парикшитгарха . [ нужна ссылка ] Каменный резервуар (резервуар), который, как говорят, был построен императором Джанамеджайей, чтобы отметить место жертвенной ямы, известной как Парикшит кунд , до сих пор существует в Майнпури районе . Это известно как Годвана. Рядом с этой деревней была найдена очень большая и высокая Кера (местное слово, означающее Гамлет), содержащая руины форта и несколько каменных скульптур. Говорят, что оно восходит ко временам императора Парикшита. Популярная местная легенда гласит, что благодаря достоинствам этого жертвоприношения змеи по-прежнему безвредны в этом месте и его окрестностях.
Преемственность
[ редактировать ]Джанамеджае наследовал его внук Ашвамедхадатха . [17] [ нужна страница ] [18]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Кроме того, Витцель (1995) упоминает только одного Парикшита и одного Джанамеджайю.
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Майкл Витцель (1989), Прослеживание ведических диалектов в диалектах в литературе индоарийцев, изд. Кайя , Париж, 97–265.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Макдонелл, Артур Энтони; Кейт, Артур Берридейл (1912). Ведический указатель имен и предметов . Том. I. Джон Мюррей. стр. 72, 78–79, 273–274, 314.
- ^ Райчаудхури 1923 , с. 11.
- ^ Макдонелл, Артур Энтони; Кейт, Артур Берридейл (1912). Ведический указатель имен и предметов . Том. I. Джон Мюррей. стр. 78–79, 273–274, 314.
- ^ Райчаудхури 2006 , стр. 29–30.
- ^ Майкл Витцель (1989), Прослеживая ведические диалекты , стр.141
- ^ Райчаудхури (1996), стр.2-19.
- ^ Ричард Саломон (1998). Индийская эпиграфика: Руководство по изучению надписей на санскрите, пракрите и других индоарийских языках . Издательство Оксфордского университета, США. п. 167. ИСБН 978-0-19-509984-3 .
- ^ Шанкар Гоял (1996). Написание истории ранней Индии: новые открытия и подходы . Кусуманджали. п. 1. ОСЛК 34752382 .
- ^ «Махабхарата, Книга 1: Ади Парва: Самбхава Парва: Раздел XCV» . Архивировано из оригинала 16 января 2010 года.
- ^ Райчаудхури 2006 , с. 15, 35н.
- ^ Мисра, В.С. (2007). Древние индийские династии, Мумбаи: Бхаратия Видья Бхаван, ISBN 81-7276-413-8 , стр.278.
- ^ Донигер, Венди (1993). Пурана Переннис . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. п. 37. ИСБН 9780791413814 .
- ^ Журнал факультета литературы Калькуттского университета (факультет литературы), Publ. Издательство Калькуттского университета, 1923, стр. 2.
- ^ Вайдья П.Л. и А.Д. Пусалкар (1962, переиздание 2003 г.). Махабхарата: ее история и характер в книге С. Радхакришнана (ред.) Культурное наследие Индии , Том II, Калькутта: Институт культуры Миссии Рамакришны, ISBN 81-85843-03-1 , стр.60
- ^ «Сарпа Яга Джанамеджаи (Змеиное жертвоприношение) | Истории Махабхараты, краткое содержание и персонажи из Махабхараты» . www.махабхаратаонлайн.com . Проверено 3 сентября 2020 г.
- ^ Райчаудхури 1923 .
- ^ Уилсон, Гораций Х. (1868). Избранные произведения: «Вишну Пурана»; 4: система индуистской мифологии и традиции; переведено с оригинального санскрита и иллюстрировано примечаниями, взятыми главным образом из других Пуран . Трюбнер.
Источники
[ редактировать ]- Райчаудхури, Хемчандра (1923), Политическая история древней Индии: от прихода Парикшита к исчезновению династии Гуптов , Калькуттский университет
- Райчаудхури, Хемчандра (2006), Политическая история Древней Индии , Cosmo Publications, ISBN 81-307-0291-6