Драупади
Драупади | |
---|---|
Член Панчаканьи | |
![]() Драупади поклоняются как Драупади Амман | |
Другие имена |
|
Деванагари | Драупади |
Принадлежность | |
Тексты | |
Пол | Женский |
Генеалогия | |
Рожденный | |
Умер | |
Родители | |
Братья и сестры |
|
Супруг | Пандавы |
Дети | Упапандавы
|
Династия | Династия Куру по браку |
Драупади ( санскрит : द्रौपदी , латинизированное : draupadī , букв. «Дочь Друпады »), также известная как Кришна , Панчали и Яджнасени , была царицей древнего царства Куру и старшей женой царя Куру Юдхиштхиры вместе со своим четыре брата (Пандавы) — Бхима , Арджуна , Накула и Сахадева . [ 1 ] История ее жизни описана в индуистском эпосе «Махабхарата» , в котором она является главной героиней. Она известна своей красотой, смелостью и полиандрическим браком. [ 2 ]
Драупади и ее брат-близнец Дхриштадьюмна родились в результате ( огненного жертвоприношения), организованной царем Друпадой Панчалы ягьи . Арджуна добилась ее руки, но ей пришлось выйти замуж за пятерых братьев из-за непонимания свекрови . Позже она стала императрицей Индрапрастхи после того, как Юдхиштхира совершил ритуал Раджасуя и достиг статуса императора. У нее было пять сыновей, по одному от каждого Пандава, которых все вместе называли Упапандавами . [ 3 ]
Самый примечательный случай в жизни Драупади — игра в кости в Хастинапуре, где Юдхиштхира потерял все свое имущество, и она была унижена братьями Кауравами и Карной . попыталась Душасана раздеть ее, но она была спасена божественным вмешательством Кришны . После последующих эпизодов Драупади и Пандавы были изгнаны на тринадцать лет, причем последний год стал периодом сокрытия, когда она приняла личность горничной Сайрандри . За изгнанием последовала Курукшетра война , в которой Драупади потеряла отца, братьев и пятерых детей. После войны она возобновила свою роль императрицы на тридцать шесть лет, после чего удалилась в Гималаи вместе со своими мужьями. [ 4 ]
История Драупади послужила источником вдохновения для создания различных искусств, представлений и вторичной литературы. [ 5 ] В индуизме ее превозносят как одну из панчаканья (пяти дев), архетипов женского целомудрия, чьи имена, как полагают, рассеивают грех при произнесении. [ 6 ] В некоторых частях субконтинента существует секта Драупади, где ей поклоняются как богине. [ 7 ]
Этимология и эпитеты
[ редактировать ]Слово Драупади (букв. «дочь Друпады») является отчеством, происходящим от слова Друпада , что означает «столп». [ 8 ] [ 9 ] она упоминается под несколькими именами Как и другие эпические персонажи, в Махабхарате . Некоторые из ее других имен и эпитетов следующие:
- Кришна ( Кришна ) – «тот, у кого темный цвет лица». Это имя при рождении Драупади. [ 10 ] [ 11 ]
- Панчали ( Панчали ) – «один из Панчалы ». [ 12 ] [ 13 ]
- Яджнасени ( Ягьясени ) - еще одно отчество, происходящее от другого имени Друпады Ягьясена (букв. «Тот, чья армия приносит жертвы»); или это имя может также означать «тот, кто родился от Ягьи (жертвенного огня)». [ 14 ] [ 10 ]
- Друпадаканья ( Drupadakanya ) – «дочь Друпады».
- Сайрандри ( Сайрандри ) – «опытная горничная». Этот псевдоним взяла на себя Драупади во время своей инкогнито. [ 15 ]
- Паршати ( Паршати ) – «внучка Пришаты», или «дочь Пришати ». Оба имени — Паршати и Пришати — происходят от Пришаты, отца Друпады. [ 16 ]
- Нитьаювани ( Нитьяювани ) – «тот, кто навсегда остаётся молодым и никогда не стареет».
- Махабхарати – добродетельная жена великих потомков Бхараты (Пандавов)
- Агнисута – «Дочь огня».
- Кальяни – «Тот, кто приносит удачу». Юдхиштхира обратился к ней по этому имени.
- Малини ( Mālinī ) – благоухающая, делающая гирлянды. [ 17 ]
- Панчаваллабха ( Панчаваллабха ) – «Возлюбленный пяти Пандавов». [ 18 ]
- Пандушармила ( Pandusharmila ) – «Невестка Панду ». [ 18 ]
Литературное образование
[ редактировать ]История Драупади рассказана великим индийским письмом Махабхарата , одним из санскритских эпосов Индийского субконтинента . Работа написана на классическом санскрите и представляет собой сложную работу, состоящую из пересмотров, редактирования и интерполяций на протяжении многих столетий. Самые старые части сохранившейся версии текста, вероятно, датируются примерно 400 годом до нашей эры. [ 19 ]
Рукописи Махабхараты существуют в многочисленных версиях, в которых особенности и детали основных персонажей и эпизодов различаются, часто значительно. За исключением разделов, содержащих Бхагавад-гиту , которые удивительно согласуются между собой в многочисленных рукописях, остальная часть эпоса существует во многих версиях. [ 20 ] Различия между северной и южной редакцией особенно значительны: южные рукописи более обширны и длиннее. Ученые попытались создать критическое издание , опираясь главным образом на изучение «Бомбейского» издания, «Пунского» издания, «Калькуттского» издания и «южно-индийских» изданий рукописей. Наиболее распространенной версией является версия, подготовленная учеными под руководством Вишну Суктханкара в Институте восточных исследований Бхандаркара , сохранившаяся в Киотском университете , Кембриджском университете и различных индийских университетах. [ 21 ]
Жизнь и легенды
[ редактировать ]Рождение
[ редактировать ]
В большинстве индуистских текстов говорится, что Драупади родилась не от женщины, и поэтому ее часто называют айониджа ( букв. «Тот, кто не родился из чрева женщины»). [ 22 ] [ 23 ] О ее рождении рассказывается в Ади Парве эпоса. Дрона — учитель принцев Куру — с помощью своих учеников побеждает Друпаду и захватывает половину Панчалы. Друпада жаждет мести, но понимает, что ни один из его детей и союзников не способен убить Дрону. В результате он решает совершить яджну (огненное жертвоприношение), чтобы обрести могущественного сына. Яджна проводится под руководством мудрецов Яджи и Упьяджи в качестве главных священников. После завершения жрецы поручают Пришати — жене Друпады — съесть жертвоприношение, но она отказывается и просит их подождать, пока она вымоется. Не в силах ждать, Яджа выливает подношение на алтарь жертвоприношения, из которого выходят молодой мужчина и женщина. За рождением последнего следует божественное пророчество:
«Эта темноволосая девушка будет первой из всех женщин, и она станет причиной гибели многих кшатриев . Эта женщина с тонкой талией со временем осуществит замысел богов, и вместе с ней многие опасность настигнет Кауравов ». [ 24 ]
Юношу и девушку зовут Дхриштадьюмна и Кришна, но последний более известен под отчеством «Драупади». Они принимают Друпаду и Пришати своими родителями и воспитываются во дворце Друпады. [ 24 ] [ 16 ]
Драупади описывается как чрезвычайно красивая. Вьяса — автор « Махабхараты» — описывает ее смуглую кожу, лотосные глаза, красивые медные ногти, темные вьющиеся волосы и чарующий аромат, подобный аромату голубого лотоса. [ 24 ] [ 22 ]
Махабхарата включает чрезвычайно лестное описание Драупади, когда она восстала из огня:
«Огнерожденная женщина была чрезвычайно красива. Глаза ее были черные и большие, как лепестки лотоса, цвет лица ее был смугл, а локоны голубые и вьющиеся. Ногти у нее были красиво выпуклые и блестящие, как полированная медь, брови у нее были светлые, Ее грудь была глубока. Действительно, она напоминала истинную дочь небожителя, рожденного среди людей. Ее тело источало аромат, подобный аромату голубого лотоса, который можно было ощутить на расстоянии целых двух миль. Ее красота была такова, что ей не было равных. на земле , как и сама небожительница, ее мог желать (в браке) небожитель, данава или якша. (Махабхарата. Ади Парва. Глава 169:3)». [ 25 ]
Брак и дети
[ редактировать ]Друпада намеревался выдать Драупади замуж за Арджуну , который ранее победил его в битве. Услышав о смерти Пандавов предполагаемой в Варнавате , он устроил соревнование Сваямвара , в котором Драупади должна была выбрать своего мужа из конкурсного конкурса. [ 26 ] Испытание заключалось в том, чтобы поднять и натянуть лук, а также выстрелить стрелами, чтобы пронзить глаз золотой рыбке, только взглянув на ее отражение в воде. Весть о сваямваре Драупади распространилась повсюду, и многочисленные князья, а также широкая общественность, включая брахманов, начали двигаться в сторону Панчалы. Случилось так, что в это время Пандавы также начали свое путешествие в Панчалу вместе со своей матерью Кунти . По пути в Панчалу их встретила большая группа брахманов, направлявшихся в Панчалу, которые пригласили Пандавов присоединиться к ним. [ 27 ] В Сваямваре почти все монархи не смогли справиться с задачей. Есть некоторые варианты участия Карны. В некоторых версиях показано, что Драупади отказывается жениться на Карне из-за того, что он Сута, в то время как в других версиях описывается, что он не смог натянуть лук «на ширину волоса». [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ] [ примечание 1 ]
В конце концов, Арджуна справляется с задачей, одетый как брахман . Другие участники, в том числе Кауравы и Карна, протестуют против победы брамина в соревновании и нападают на Драупади и Арджуну. Арджуна и Бхима вместе защищают Драупади, побеждая всех присутствующих, и могут отступить. Арджуна вместе с Драупади и его братьями бежит домой, чтобы рассказать Кунти о своем успехе, крича: «Посмотрите, что мы нашли». Кунти подумала, что он имеет в виду милостыню, найденную в лесу, или какую-то великую награду, неизвестную ей. Она говорит Арджуне, что находкой нужно поделиться с его братьями, поскольку они всегда делились подобными вещами в прошлом. Это недоразумение в сочетании с материнским повелением приводит к соглашению, что все пятеро братьев женятся на ней. Это один из редких примеров полиандрии в санскритской литературе . [ 31 ] [ 3 ] Братья согласились, что никто не должен вмешиваться, если Драупади будет наедине с одним из остальных, за это будет назначено наказание в виде 12 лет изгнания. [ 31 ] [ 32 ] В некоторых версиях говорится, что каждому Пандаву был отведен год, и только в течение этого года Пандава мог войти в личные покои Драупади, в то время как в других таких упоминаний нет.
Позже Драупади становится матерью пятерых сыновей, по одному сыну от братьев Пандавов. Они были известны как Упапандавы . Их имена были Пративиндхья (от Юдхиштхиры), Сутасома (от Бхимы), Шрутакарма (от Арджуны), Сатаника (от Накулы) и Шрутасена (от Сахадевы). [ 33 ] Ашваттхама убил Упапандавов во время своего внезапного набега на лагерь Пандавов на восемнадцатый день войны, чтобы отомстить за смерть своего отца Дроны. [ 34 ]
Драупади как императрица
[ редактировать ]
Когда выяснилось, что Пандавы выжили, начался кризис преемственности. После известия о смерти Пандавов в Варнаврате титул «наследного принца» перешел к Дурьодхане . Дхритраштра приглашает Пандавов в Хастинапур и предлагает разделить царство. Пандавам отведена пустошь Кхандавапрастха , называемая невостребованной пустыней . С помощью Кришны Пандавы превратили Кхандавпрастху в славный Индрапрастху . Жемчужина королевства была построена в лесу Кхандава , где Драупади жила во «Дворце иллюзий». [ 35 ] Юдхиштхира совершил раджасуя-ягью вместе с Драупади; Пандавы получили власть над многими регионами. [ 36 ] Драупади имела экономическое образование и отвечала за казну Империи. Кроме того, она также руководила связью с гражданами. Ее обязанности занятой императрицы упоминаются в ее знаменитом разговоре с Сатьябхамой, любимой женой Кришны, во время их изгнания. [ 37 ] [ 22 ]
Оскорбление Дурьодханы
[ редактировать ]Существует популярный миф, который считается причиной ненависти Дурьодханы к Драупади. Дурьодхана и его свита осматривали крепость во время посещения Раджасуя-ягьи Юдхиштхиры. Осматривая территорию, ничего не подозревающий Дурьодхана стал жертвой одной из многих иллюзий, которые можно было увидеть повсюду во дворце. Когда он ступил на, казалось бы, твердую часть двора, раздался всплеск, и Дурьодхана оказался по пояс в воде, мокрый с головы до ног у скрытого бассейна. Миф гласит, что Драупади и ее служанки с удовольствием увидели это с балкона и пошутили: «Андхасья Путра Андхаха», что означает « сын слепого слепой». Веда Вьясы, Эта знаменитая история не упоминается в «Махабхарате» но является плодом воображения гораздо более позднего драматурга. Постепенно он приобрел огромную популярность благодаря повторным изображениям в различных экранных и письменных адаптациях эпоса по всей стране. Самые популярные изображения принадлежат Б. Р. Чопре. сериал « Махабхарата» , вышедший в эфир на канале «Дурдаршан» в 1988 году, и знаменитый фильм на телугу «Даана Вира Сура Карна» с Нандамури Таракой Рамой Рао в главной роли в роли Дурьодханы, где смех Драупади отличался драматическим эффектом. [ 38 ]
В санскритском эпосе Вьясы сцена совершенно иная. [ 39 ] Именно Бхима , Арджуна и братья-близнецы вместе со своей свитой были свидетелями падения Дурьодханы и смеялись вместе со своими слугами. В санскритском тексте Драупади вообще не упоминается в этой сцене: она либо смеется, либо оскорбляет Дурьодхану. Тем не менее, Дурьодхана почувствовал себя оскорбленным поведением четырех Пандавов, что разожгло в нем ненависть к ним. Позже он вернулся в Хастинапур и выразил своему слепому отцу свою огромную агонию от того, что стал свидетелем богатства Пандавов, что и послужило основной причиной приглашения его двоюродных братьев для игры в кости. Его главным желанием было присвоить богатство своих двоюродных братьев, накопленное ими благодаря Раджасуя Яджне. Во время этого разговора, известный немногим, Дурьодхан упоминает, как он наблюдал, как Драупади подавала еду всем, включая граждан с ограниченными возможностями в качестве Императрицы. Он говорит своему отцу: «И, о царь, Ягьясени, не поев сама, ежедневно проверяет, поели ли все, включая даже уродцев и карликов». [ 40 ]
Затем он выразил свой гнев из-за того, что упал в лужу с водой и над ним насмешливо смеялись, в основном Бхима, за которым следовали Арджун, Накул, Сахадева и другие слуги во дворце. Именно здесь он мимолетно упомянул имя Драупади, которая, по словам Дурьодханы, «присоединилась к смеху вместе с другими женщинами». Говорил ли Дурьодхана неправду или ее имя было добавлено в эту часть текста позже, остается спорным.
Смех Драупади на протяжении веков выделялся и романтизировался писателями как причина игры в кости и войны. Однако в санскритском эпосе Вьясы ее роль в этой сцене тривиальна по сравнению с преувеличенной трактовкой, которую она получила в популярных адаптациях. [ 39 ]
Игра в кости и унижение
[ редактировать ]
Этот ключевой инцидент часто считается решающим моментом в истории Махабхараты . Это одна из движущих причин, которая в конечном итоге привела к войне на Курукшетре .
Вместе со своим дядей по материнской линии Шакуни Дурьодхана сговорился призвать Пандавов в Хастинапур и завоевать их царства в азартной игре . Существует известная легенда о том, что у архитектора этого плана Шакуни были волшебные игральные кости, которые никогда не подчинялись его воле, поскольку они были сделаны из костей отца Шакуни. Однако этой истории нет в санскритском эпосе. По ходу игры Юдхиштхира сначала теряет все. брат Юдхиштхиры Накула Во втором раунде на кону стоит , и Юдхиштхира проигрывает ему. Юдхиштхира впоследствии проигрывает Сахадеве , Арджуне и Бхиме . Наконец, Юдхиштхира ставит себя на карту и снова проигрывает. Для Дурьодханы унижение Пандавов не было полным. Он подталкивает Юдхиштхиру к тому, что он еще не все потерял; У Юдхиштхиры все еще есть Драупади, и, если он захочет, он сможет все вернуть, поставив Драупади на карту. Опьяненный игрой, Юдхиштхира, к ужасу всех присутствующих, делает ставку на Драупади в следующем раунде. В следующем раунде Шакуни побеждает. Драупади пришла в ужас, узнав, что она была поставлена на карту и теперь является рабыней Дурьодханы. Дурьодхана сначала отправляет своего возничего Пратикамина привести Драупади ко двору. Пратикамин сообщает Драупади об инцидентах, произошедших во время игры в кости. Драупади сомневается в праве Юдхиштхиры на нее, поскольку он первым потерял себя, а она все еще была королевой. Дурьодхана, рассерженный вопросами Драупади, приказывает младшему брату: Душасана , чтобы привести ее в суд, если потребуется, силой. [ 41 ] [ 42 ] Душасана тащит Драупади за волосы во двор. Увидев это, Бхима клянется отрубить Душасане руки, когда они касались волос Драупади. Теперь, обращаясь к присутствующим на форуме старейшинам, Драупади неоднократно подвергает сомнению законность права Юдхиштхиры поставить ее на карту. [ 43 ] [ 44 ]
Чтобы еще больше спровоцировать Пандавов, Дурьодхана обнажает и похлопывает свое бедро, глядя Драупади в глаза, подразумевая, что она должна сесть на его бедро. Разъяренный Бхима клянется перед всем собранием, что сломает Дурьодхане бедра или согласится быть рабом Дурьодханы на семь жизней. В это время Викарна , брат Дурьодханы, просит собравшихся при дворе царей ответить на вопрос Драупади. Он высказывает мнение, что Драупади не завоевана по праву, поскольку Юдхиштхира сначала проиграл себя, прежде чем поставить ее на карту. Кроме того, согласно шастрам, никто не имеет права ставить женщину на ставку; ни муж, ни отец, ни даже боги. Услышав эти слова, Карна злится и говорит, что, когда Юдхиштхира потерял все свои владения, он потерял и Драупади, даже специально заколов ее. [ 45 ] Карна называет Драупади «шлюхой» за то, что она замужем за пятью мужчинами, добавляя, что ее появление в суде не является удивительным поступком, вне зависимости от того, одета она или обнажена. [ 46 ] Затем он приказывает Душасане снять одежду Драупади. [ 47 ] [ 48 ] После того, как ее мужья не смогли ей помочь, Драупади молится Кришне , чтобы тот защитил ее. Душасана пытается раздеть ее, но Кришна чудесным образом защищает ее, и Душасана обнаруживает, что, пока он продолжает разворачивать слои ее сари , количество ткани, покрывающей ее, никогда не уменьшается. Душасана в конечном итоге доходит до изнеможения, поскольку благоговейный суд замечает, что Драупади все еще целомудренно одета. В этот момент разъяренный Бхима клянется пить кровь из груди Душасаны, испытывая боль от того, что не видит своих предков/входит в рай. Эта клятва тревожит весь двор.

Единственные Кауравы , которые возражают против разоблачения Драупади в суде, - это Викарна и Ююцу. Видура открыто называет Дурьодхану змеей и демоном, не найдя поддержки даже у собственного брата, Видура беспомощен. Карна далее приказывает Душасане отвести Драупади в помещения для прислуги и насмешливо просит ее выбрать другого мужа, который, в отличие от Юдхиштхиры, не проиграет ее. В этот момент шакалы кричат как знак злого предзнаменования. На сцену выходит царица Гандхари и советует Дхритараштре исправить проступки ее сыновей. Опасаясь дурных предзнаменований, Дхритараштра вмешивается и дарует Драупади благо. Драупади просит освободить ее мужа Юдиштхиру от рабства, чтобы ее сына Пративиндхью не называли рабом. Чтобы еще больше ее умиротворить, Дхритараштра предлагает второе благо. Спокойно она просит свободы Пандавов вместе с их оружием. Когда Дхритараштра спрашивает ее о третьем желании, она напоминает ему, что женщина-кшатрия может исполнять только два желания, три из которых были бы признаком жадности. Дхритараштра возвращает им их богатство и разрешает вернуться домой. [ 49 ]
Удивленный внезапным поворотом событий, Карна отмечает, что они «никогда не слышали о таком поступке, совершенном кем-либо из женщин, известных в этом мире своей красотой». Он насмехается над Пандавами, восхваляя их жену, поскольку она спасла их «как лодку из океана бедствий». [ 50 ]
Восстановив свою гордость и богатство, Пандавы и Драупади уезжают в Индрапрастху только для того, чтобы получить еще одно приглашение сыграть в кости, в которой проигравшему будет дано изгнание на 12 лет, за которым следует год Агьятавасы, что означает «жизнь в инкогнито». ". Юдхиштира снова принимает приглашение, проигрывает и отправляется в изгнание со своими братьями и женой Драупади. [ 51 ]
Жизнь в изгнании
[ редактировать ]Визит Дурвасы
[ редактировать ]
Однажды Драупади и Пандавы закончили есть еду, приготовленную из Акшая Патры . Неожиданно их посетил мудрец Дурваса и его ученики. Их послал Дурьодхана, так как он хотел, чтобы мудрец проклял Пандавов. Братья приветствовали мудреца вместе с его учениками и предложили им служение. Дурваса потребовал еды, так как был голоден. Однако Драупади уже нечем было накормить гостей. Испугавшись, что мудрец проклянет их, Драупади помолилась богу. Затем Кришна пришел туда и попросил ее отдать ему сосуд. Драупади отдала сосуд Кришне, и он съел единственное оставшееся в нем рисовое зернышко. Мудрец и его ученики вдруг почувствовали, что съели грандиозный пир, и с удовлетворением покинули это место. Хотя рассказ очень популярен, «Критическое издание» не включает этот инцидент. [ 30 ] [ 52 ] [ 53 ]
Похищение Джаядратхой
[ редактировать ]
Пока Пандавы находились в лесу Камьяка , они часто ходили на охоту, оставляя Драупади одну. В это время Джаядратха , сын Вриддхакшатры и муж сестры Дурьодханы Дуссалы , проходил через лес Камьяка по пути в Шальва Деша. Джаядратха встретил Драупади и затем начал умолять ее уйти с ним и бросить мужа. Драупади указал на безнравственность оставления своих супругов, когда они оказались в затруднительном положении, и попытался остановить и отговорить Джаядрадху, описывая, как Пандавы накажут его. Не сумев найти слов, Джаядратха заставил ее сесть на свою колесницу. Тем временем Пандавы завершили охоту и обнаружили пропавшую Драупади. Узнав о похищении Джаядратхой своей жены, они бросились ее спасать. Увидев, что Пандавы преследуют его, Джаядратха оставил Драупади на дороге, хотя в конечном итоге Пандавам удалось его арестовать. Арджуна убеждал Бхиму сохранить жизнь Джаядратхи ради Дуссалы и Гандхари , к большому негодованию Драупади. В некоторых версиях истории Юдхиштхира просит Драупади вынести приговор, поскольку именно на нее напали, и она неохотно советует пощадить его из-за их общих отношений. Прежде чем освободить его, Пандавы обрили голову Джаядратхи в пяти местах, чтобы публично унизить его. [ 54 ]
Агьятвас (инкогнито)
[ редактировать ]
На тринадцатом году своего изгнания Пандавы решают остаться в Королевстве Матсья . Драупади становится служанкой Судешны , царицы Матсьи, и служит ей. Однажды Кичака , брат Судешны и командующий войсками царя Вираты , случайно увидел Драупади. Он наполняется вожделением, глядя на нее, и просит ее руки и сердца. Драупади отказывает ему, говоря, что она уже замужем за Гандхарвами . Видя его настойчивость, она предупреждает Кичаку, что ее мужья очень сильны и ему не удастся избежать смерти от их рук. Позже он убеждает свою сестру, царицу Судешну , помочь ему завоевать Драупади. Судешна приказывает Драупади принести вино из дома Кичаки, игнорируя протесты Драупади. Когда Драупади идет за вином, Кичака пытается приставать к ней. [ 46 ]
Драупади убегает и бежит во двор Вираты. Кичака пинает ее на глазах у всех придворных, включая Юдхиштхиру . Боясь потерять своего самого могущественного воина, даже Вират не предпринимает никаких действий. Бхима присутствует, и только взгляд Юдхиштхиры удерживает его от нападения на Кичаку. В ярости Драупади спрашивает об обязанностях короля и дхарме . Затем она проклинает Кичаку смертью от руки мужа. Отшучиваясь, Кичака лишь сомневается в их местонахождении и спрашивает присутствующих, где находятся гандхарвы . Юдхиштхира обращается к Драупади как к Сайрандри и приказывает ей пойти в храм , так как Кичака ничего ей там не сделает (в некоторых версиях он рекомендует ей искать убежища у царицы). При этом король просит Кичаку уйти и хвалит ответ Юдхиштхиры, поскольку сам он ни о чем не мог подумать.

Позже той же ночью Бхима утешает Драупади, и они вынашивают план убийства Кичаки. Драупади встречается с Кичакой, притворяясь, что действительно любит его, и соглашаясь выйти за него замуж при условии, что никто из его друзей или братьев не узнает об их отношениях. Кичака принимает ее условие. Драупади просит Кичаку прийти ночью в танцевальный зал. Бхима (в образе Драупади) сражается с Кичакой и убивает его. [ 46 ]
Драупади звонит членам семьи Кичаки и показывает им изуродованное тело Кичаки. Убийство приписывают ее мужьям-гандхарвам. Это злит братьев Кичаки, и они решают сжечь ее вместе с телом Кичаки, чтобы отомстить. Получив разрешение от Вираты, Драупади насильно привязывают к костру Кичаки. По ее просьбе Бхима бежит к ней на помощь и убивает братьев Кичаки, тем самым спасая ее от сожжения заживо. [ 55 ]
Курукшетра война
[ редактировать ]Во время войны Драупади остается в Экачакре с другими женщинами. На 16-й день Бхима убивает Душасана , выпив его кровь и выполнив свою клятву.
Популярный миф, часто изображаемый в известных адаптациях Махабхараты, изображает Драупади, моющую волосы кровью своего зятя Душасаны, в знак мести за приставания, которым она подверглась во время игры в кости. Хотя это чрезвычайно мощная и символичная тема, этот инцидент не упоминается в санскритской Махабхарате Вьясы. Альф Хилтебейтель в своей знаменитой исследовательской работе «Культ Драупади» исследует источник этого мифа, путешествуя по сельским районам Индии. Он обнаруживает, что первое литературное упоминание темы промывания крови появилось в «Венисамхаре». [ 56 ] или «Заплетение волос (Драупади)», санскритская пьеса, написанная в период Паллавы выдающимся драматургом Бхаттой Нараяной . С тех пор эта мощная тема мести использовалась в большинстве пересказов и адаптаций Махабхараты, таким образом ошибочно приписывая авторство Веда Вьясе.
Атака Ашваттхамы
[ редактировать ]Ашватхама , чтобы отомстить Куру за вероломное убийство своего отца, а также других воинов Пандавам , ночью нападает на их лагерь вместе с Крипачарьей и Критавармой . Ашватхама убил Дхриштадьюмну , Шикханди , Упапандавов и оставшуюся армию Пандавов и Панчалов. [ 33 ] Утром Юдхиштхира слышит эту новость и просит Накулу привести Драупади из Королевства Матсья . [ 57 ] Драупади клянется, что, если Пандавы не убьют Ашваттхаму, она будет поститься до смерти. [ 58 ] [ 59 ] Пандавы находят Ашваттхаму в хижине Вьясы . Арджуна и Ашваттхама в конечном итоге стреляют Брахмаширша-астрой друг в друга . Вьяса вмешивается и просит двух воинов отозвать разрушительное оружие. Не наделенный знаниями для этого, Ашваттхама вместо этого перенаправляет оружие в утробу Уттары , но Кришна защищает единственного наследника Пандавов своей Сударшана-чакрой. Кришна проклинает его за этот поступок. Пандавы ловят Ашваттхаму и забирают его драгоценность. [ 58 ] Драупади передает драгоценный камень Юдхиштхире и прощает убийцу ее детей. Благодаря силе медитации ее гнев подавлен, и она говорит об Ашватхаме, сыне их наставника Дроны:
«Я хотел лишь выплатить наш долг за нанесенный нам ущерб. Сын наставника достоин моего почтения как сам наставник. Пусть царь навяжет себе на голову этот драгоценный камень, о Бхарата!» [ 60 ]
Дальнейшая жизнь и смерть
[ редактировать ]
Драупади и Юдхиштхира совершили ашвамедху и правили 36 лет. Когда ее мужья оставили мир и отправились в путешествие к Гималаям и небесам, она сопровождала их и первой упала замертво в пути. Когда Бхима спросил Юдхиштхиру, почему пала Драупади, Юдхиштхира ответил:
«О лучший из людей, хотя мы все были равны с ней, она питала большую симпатию к Дхананджае . Сегодня она получает плоды этого поведения, о лучший из людей». [ 61 ] [ 62 ]
Полиандрия
[ редактировать ]
Полиандрия не воспринималась без порицания обществом, о котором говорится в эпосе. Ведические тексты не делают различия между полиандрией и полигамией, но обычно женщинам королевских семей разрешалось заниматься полиандрией для расширения потомства, хотя полигиния была более распространена среди мужчин более высоких социальных слоев. Ее брак с пятью мужчинами был спорным по политическим причинам, поскольку это было преимуществом для принца Дурьодханы получить трон Бхарат-Варши. Однако, отвечая на вопрос Кунти , чтобы привести пример полиандрии, Юдхиштхира цитирует клан Гаутамы Джатилу (женатую на семи Саптариши ) и Хираньякши Прачети (замужнюю на десяти братьях). сестру [ 63 ]
Есть много женщин знатного происхождения или королевского класса, таких как принцесса Мадхави, у которой было четыре мужа, единственная дочь короля Яяти . Полиандрия была в царском сословии, но под строгим руководством ведических мудрецов, точно так же, как полигамные браки древнеиндийских царей находились под строгим контролем и руководством ведических законов и ведических мудрецов. [ 64 ] [ 65 ]
Драупади как богиня
[ редактировать ]В санскритской Махабхарате Драупади описывается как воплощение разных богинь. [ 66 ] В разделе Самбхава Ади Парвы она считается частичным воплощением Богини Шачи (или Шачи). [ 67 ] Однако в разделе Вайвахика Ади Парвы [ 68 ] Вьяса описывает ее как небесную Шри . В «Сваргароханика-парве» Юдхиштхира попадает на небеса и видит Драупади, сидящую в образе богини Шри (или Шри). [ 69 ]
Секта Драупади Амман (или религиозная секта Драупади) - это традиция, которая объединяет сообщество людей, поклоняющихся Драупади Амман как деревенской богине с уникальными ритуалами и мифологией. Хождение по огню или Тимити - популярный ритуал, проводимый в храмах Драупади Амман. [ 70 ] На древнем религиозном фестивале Пита в Бангалоре под названием Бангалор Карага Драупади поклоняются как воплощению Адишакти и Парвати в течение девяти дней. [ 71 ]
Есть более 400 храмов, посвященных Драупади в индийских штатах Андхра-Прадеш , Тамилнад , Карнатака и других странах, таких как Шри-Ланка , Сингапур , Малайзия , Маврикий , Реюньон , Южная Африка . [ 70 ] В этих регионах Драупади поклоняются в основном люди Палли или Ваннияр Кулакшатрияр . [ 72 ] [ 73 ] [ 74 ]
Есть несколько шествий и фестивалей, которые проводятся около трех недель в году. Самый известный фестиваль проходит в деревне Дургасамудрам, Тирупати района Читтур . [ 75 ]
Как деревенское божество
[ редактировать ]Культ Драупади Амман (или секта Драупади) — это региональная индуистская секта, в которой общины кшатриев Паллис или Ваннияр Кула поклоняются Драупади Амман как главному богу Ваннияра, деревенской богине с уникальными ритуалами и мифологией. [ 72 ] [ 76 ] [ 74 ] [ 77 ] [ 78 ]
Воплощение Кали
[ редактировать ]Пилле, Ваннияры, Мудалияры, Конары и община Гундеров Тамил Наду, [ 77 ] [ 78 ] и община Тигала в Карнатаке верят, что Драупади Амман была воплощением Ади Парашакти и домашней богиней (куладеви) их общин. В деревнях Южной Индии есть множество храмов, посвященных Драупади Амману, где отмечаются ежегодные фестивали. Один из популярных храмов Шри Дхармараясвами-Драупади находится в Тигарапете, сердце Бангалора, штат Карнатака. [ нужна ссылка ] .
Ритуал хождения по огню
[ редактировать ]
Хождение по огню или Тимитхи — популярный ритуал, проводимый в храмах Драупади Аммана. [ 79 ]
В других традициях
[ редактировать ]В буддизме Кришна Драупади представлен в Махавасту и Лалитавистаре как одна из восьми богинь, обитающих в западном кардинальном направлении. [ 80 ] [ 81 ]
В дигамбара- писаниях джайнов, таких как Харивамса-пурана , полиандрия Драупади отвергается и предполагается, что она была замужем только за Арджуной. Хемачандра , шветамбарский джайнский монах, принимает полиандрию в своей работе «Тришашти» и далее предполагает, что Драупади была Нагасри в одной из своих предыдущих жизней и отравила джайнского монаха. Поэтому ей пришлось несколько жизней пострадать в аду и животных воплощениях, прежде чем родиться женщиной, которая впоследствии стала джайнской монахиней. После ее смерти она переродилась как Драупади и была замужем за пятью Пандавами. [ 82 ]
В популярной культуре
[ редактировать ]В народных культурах
[ редактировать ]- Согласно фольклору, Драупади представил популярную индийскую закуску Пани Пури . [ 83 ]
- В санскритском эпосе у Драупади было всего пять сыновей. Но, согласно некоторым фольклору, у Пандавов и Драупади было еще шесть дочерей. На основе нескольких таких сказок имена их дочерей перечислены ниже:
Искусство и танцы
[ редактировать ]Карага — это народный праздник штата Карнатака, который зародился как ритуал в Южной Индии, посвященный Драупади, известному в этих краях как Драупадамма. Ритуал проводится в день полнолуния. История Драупади — одна из центральных тем Якшаганы , традиционной танцевальной пьесы, практикуемой в Карнатаке и Теруккутту , формы тамильского уличного театра, практикуемой в Тамил Наду штате в Индии и тамильскоязычных регионах Шри-Ланки . [ 86 ] [ 87 ] [ 88 ]
В литературе
[ редактировать ]Огненная героиня Махабхараты на протяжении веков была темой исследований и дискуссий. По ее мотивам написаны различные пьесы и романы.
- Яджнасени Пратибхи Рэя . Этот роман, первоначально написанный в Одиа, был удостоен премии Джнанпитх . [ 89 ] Он также был переведен на различные языки, такие как английский, хинди, бенгали, тамильский, малаялам и т. д.
- Дворец иллюзий: роман Читры Банерджи Дивакаруни - сильно отклоняющийся от санскритского текста, [ 90 ] Дивакаруни поднимает эмоции Драупади, переосмысливая весь эпос с ее точки зрения. [ 91 ]
- «Драупади» Ярлагадды Лакшми Прасада — это роман на телугу, удостоенный премии Сахитья Академии, в котором Махабхарата повествуется с точки зрения Драупади. [ 92 ]
- Культ Драупади [ 93 ] Альф Хилтебейтель . Эта трилогия представляет собой исчерпывающий научный отчет о различных народных традициях, окружающих Драупади в Южной Индии. Хилтебейтель путешествует по различным частям Индии, отслеживая и записывая менее известные обычаи и племена культа Джинги и многих других, которые широко поклоняются Драупади как своему божеству - статус, которого достигли немногие персонажи Махабхараты. В более чем 400 храмах поставлена более 31 пьесы и баллад, посвященных Драупади Амман. История Драупади вызывает большое уважение к женщинам в обществе. Ее жертва и ее внутренняя сила побеждают злые действия, совершаемые над женщинами.
- «Натхабати Анатбат» Шаоли Митры - Это постановка. [ 94 ] изображая агонию Драупади как женщины, у которой «пять мужей, но нет ни одного, кто мог бы защитить ее».
- Допди Махасветы Деви на бенгали - современная история угнетения с Драупади в роли главного героя. [ 95 ]
- Великий индийский роман доктора Шаши Тхарура . Написанный как художественное произведение, аналогичное событиям, описанным в Махабхарате, с целью описания современной индийской политики, доктор Тхарур описал персонажа «Драупади» как «Ди Мокраси». которая является внебрачной дочерью Дхритараштры и леди Дрюпад в романе. Тхарур сравнивает Драупади с принципами «демократии». Как упоминается в эпосе Веда Вьясы, он приписывает ей жену всех пяти «Пандьев», которые сами по себе являются аббревиатурой различных аспектов индийской политики. [ 96 ]
См. также
[ редактировать ]- Агниванша
- Драупати Амман
- Яджнасени — роман Пратибхи Рэя.
- Яджнасени , пьеса Сумана Похрела
- Историчность Махабхараты
Примечания
[ редактировать ]- ^ «Махабхарата, Книга 1: Ади Парва: Вайвахика Парва: Раздел CLXLIX» . Архивировано из оригинала 25 марта 2022 года . Проверено 20 июня 2020 г.
- ^ Патра, Авинаш (2012). «Драупади, женщина редкой любви» . Издательство Оксфордского университета. Архивировано из оригинала 16 августа 2023 года . Проверено 11 марта 2022 г.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Перейти обратно: а б Джонсон, WJ (2009). «Драупади». Словарь индуизма . Издательство Оксфордского университета. дои : 10.1093/acref/9780198610250.001.0001 . ISBN 978-0-19861-025-0 .
- ^ Бхавалкар, Ванамала (2002). Выдающиеся женщины Махабхараты . ISBN 9788185616803 . Архивировано из оригинала 16 августа 2023 года . Проверено 11 марта 2022 г.
- ^ «Пересмотр, пересказ и перечитывание женщин в эпосе» . Перспективы . 1 октября 2021 года. Архивировано из оригинала 6 марта 2022 года . Проверено 6 марта 2022 г.
- ^ Бхаттачарья, Прадип (март – апрель 2004 г.). «Пять святых девственниц, пять священных мифов: поиск смысла (Часть I)» (PDF) . Мануши (141). Архивировано (PDF) из оригинала 13 марта 2012 года . Проверено 12 января 2013 г.
- ^ Альф Хильтейтель (1 января 1991 г.). Культ Драупади: Мифологии: От Джинджи до Куруксерты Мотилал Банарсидасс. п. ii. ISBN 978-81-208-1000-6 .
- ^ Монье-Вильямс 1872 , с. 441.
- ^ Монье-Вильямс 1872 , с. 440.
- ^ Перейти обратно: а б Бхаттачарья 2004 , с. 20.
- ^ Монье-Вильямс 1872 , с. 250.
- ^ Ганди 1993 , с. 294.
- ^ Монье-Вильямс 1872 , с. 561.
- ^ Хилтебейтель 2011 , с. 490.
- ^ Мани 1975 , с. 551.
- ^ Перейти обратно: а б Карве 2006 , с. 81.
- ^ Ганди 1993 , с. 245.
- ^ Перейти обратно: а б Ганди 1993 , с. 295.
- ^ Брокингтон, Дж. Л. (1998). Санскритские эпопеи . Брилл Академик. п. 26. ISBN 978-9-00410-260-6 .
- ^ Майнор, Роберт Н. (1982). Бхагавад Гита: Экзегетический комментарий . Книги Южной Азии. стр. л–ли. ISBN 978-0-8364-0862-1 . Архивировано из оригинала 16 апреля 2023 года . Проверено 6 марта 2022 г.
- ^ МакГрат, Кевин (2004). Санскритский герой: Карна в эпической Махабхарате . Брилл Академик. стр. 19–26. ISBN 978-9-00413-729-5 . Архивировано из оригинала 16 апреля 2023 года . Проверено 6 марта 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Бхаттачарья 2004 .
- ^ Чакрабарти и Бандиопадхьяй, 2017 .
- ^ Перейти обратно: а б с Гангули 1889, Ади Парва: Чайтраратха Парва: Раздел CLXIX. Архивировано 7 мая 2021 года в Wayback Machine.
- ^ «Махабхарата, Книга 1: Ади Парва: Чайтраратха Парва: Раздел CLXIX» . Архивировано из оригинала 7 мая 2021 года . Проверено 12 июня 2021 г.
- ^ Джонс, Констанс; Райан, Джеймс Д. (2006). Энциклопедия индуизма . Издательство информационной базы. стр. 136–137. ISBN 9780816075645 . Архивировано из оригинала 20 октября 2022 года . Проверено 27 апреля 2016 г.
- ^ «Махабхарата, Книга 1: Ади Парва: Сваямвара Парва: Раздел CLXXXVI» . Архивировано из оригинала 21 сентября 2021 года . Проверено 21 сентября 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б Вишну С. Суктханкар (11 марта 2018 г.). «МАХАБХАРАТА» . БХАНДАРКАРСКИЙ ВОСТОЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ, ПУНА - через Интернет-архив.
- ^ «Институт восточных исследований Бхандаркара: проект Махабхарата» . bori.ac.in. Архивировано из оригинала 20 декабря 2017 года . Проверено 3 декабря 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б М. А. Мехендейл (1 января 2001 г.). «Интерполяции в Махабхарате» - из Интернет-архива.
- ^ Перейти обратно: а б Уильямс, Джордж М. (2008). «Арджуна». Справочник по индуистской мифологии . Издательство Оксфордского университета. п. 61. ИСБН 978-0-19533-261-2 .
- ^ Джонсон, WJ (2009). «Арджуна». Словарь индуизма . Издательство Оксфордского университета. дои : 10.1093/acref/9780198610250.001.0001 . ISBN 978-0-19861-025-0 .
- ^ Перейти обратно: а б К. М. Гангулы (1883–1896). Книга 10 Махабхараты: Сауптика Парва, раздел 9. Архивировано 25 сентября 2015 года в Wayback Machine. Ашваттхама убивает Дхриштадьюмну, октябрь 2003 г., Проверено 17 апреля 2015 г.
- ^ Дас, Гуручаран (2010). Трудность быть хорошим . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0199754410 . Архивировано из оригинала 16 августа 2023 года . Проверено 14 сентября 2020 г.
- ^ Далал, Рошен (2010). Индуизм: Алфавитный справочник . Книги о пингвинах. п. 166.
- ^ Пармешварананад, Свами (2001). Энциклопедический словарь Пуран . Нью-Дели: Саруп и сыновья. п. 524.
- ^ «Вана Парва» . Sacred-texts.com. Архивировано из оригинала 25 октября 2017 года . Проверено 10 ноября 2017 г. .
- ^ «Оскорбила ли Драупади Дурьодхану во время Раджасуи, Карны в Сваямваре?» . мояИндияГлори . 19 мая 2020 г. Архивировано из оригинала 17 сентября 2020 г. . Проверено 9 сентября 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Сабха парва» . Sacred-texts.com. Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 года . Проверено 13 июля 2015 г.
- ^ «Сабха парва» . Sacred-texts.com. Архивировано из оригинала 23 октября 2017 года . Проверено 10 ноября 2017 г. .
- ^ Хадсон, Эмили (2012). Дезориентирующая Дхарма: этика и эстетика страдания в Махабхарате . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0199860784 . Архивировано из оригинала 16 августа 2023 года . Проверено 14 сентября 2020 г.
- ^ «Махабхарата, Книга 2: Сабха Парва: Шишупала-бадха Парва: Раздел LXVI» . Sacred-texts.com. Архивировано из оригинала 7 февраля 2009 года . Проверено 20 октября 2013 г.
- ^ Уильямс, Оливер Ф.; Хоук, Джон В. (1992). Добродетельная жизнь в бизнесе: истории мужества и честности в корпоративном мире . Роуман и Литтлфилд. ISBN 978-0-8476-7747-4 . Архивировано из оригинала 16 августа 2023 года . Проверено 4 октября 2020 г.
- ^ Уппал, Нишант (29 ноября 2018 г.). Дурьодханизация: злодеями рождаются, становятся или выдумываются? . Penguin Random House India Private Limited. ISBN 978-93-5305-369-7 . Архивировано из оригинала 16 августа 2023 года . Проверено 4 октября 2020 г.
- ^ Паттанаик, Девдатт (2 августа 2006 г.). «Одежда Драупади» . Девдутт . Архивировано из оригинала 20 февраля 2015 года . Проверено 20 февраля 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Чакраварти 2007 .
- ^ Хадсон, Эмили (2012). Дезориентирующая Дхарма: этика и эстетика страдания в Махабхарате . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0199860784 . Архивировано из оригинала 16 августа 2023 года . Проверено 14 сентября 2020 г.
- ^ «Махабхарата, Книга 2: Сабха Парва: Шишупала-бадха Парва: Раздел LXVII» . Sacred-texts.com. Архивировано из оригинала 17 июля 2019 года . Проверено 24 июля 2015 г.
- ^ «Махабхарата с комментариями Нилакантхи» . Июнь 2013 года . Проверено 24 июля 2015 г.
- ^ «Махабхарата, Книга 2: Сабха Парва: Шишупала-бадха Парва: Раздел LXVII» . Sacred-texts.com. Архивировано из оригинала 23 октября 2017 года . Проверено 10 ноября 2017 г. .
- ^ Джонсон, WJ (2009). «Махабхарата». Словарь индуизма . Издательство Оксфордского университета. дои : 10.1093/acref/9780198610250.001.0001 . ISBN 978-0-19861-025-0 .
- ^ «История Махабхараты: Дурваса Муни и котел Драупади! | Бхагаватам-катха» . Архивировано из оригинала 1 сентября 2020 года . Проверено 6 сентября 2020 г.
- ^ «Дурваса Муни посещает Пандавов» . Архивировано из оригинала 16 ноября 2020 года . Проверено 6 сентября 2020 г.
- ^ «Истории Махабхараты – похищение Драупади» . Архивировано из оригинала 13 мая 2021 года . Проверено 26 августа 2020 г.
- ^ Кулкарни, Шрипад Даттатрая (1992). Эпосы Рамаяна и Махабхарата . Шри Бхагаван Ведавьяса Итихаса Самсодхана Мандир (Бхишма). ISBN 978-81-900113-6-5 . Архивировано из оригинала 16 августа 2023 года . Проверено 3 мая 2021 г.
- ^ Портессор санскритского колледжа Эльфинстоун, Бомбей (11 марта 2018 г.). «Венисамхара Бхатты Нараяны» - из Интернет-архива.
- ^ К. М. Гангули (1883–1896). Книга 10 Махабхараты: Сауптика Парва, раздел 10 [ постоянная мертвая ссылка ] Юдхиштхира плачет из-за смерти Упапандавов, октябрь 2003 г., дата обращения 17 апреля 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Махабхарата, Книга 10: Сауптика Парва: Раздел 11» . Sacred-texts.com. Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 года . Проверено 24 июля 2015 г.
- ^ «Ашватхама и Крипа рождаются бессмертными и неуязвимыми для любого оружия» . Архивировано из оригинала 11 мая 2015 года . Проверено 28 июня 2015 г.
- ^ К. М. Гангули (1883–1896). Книга 10 Махабхараты: Сауптика Парва, раздел 16. Архивировано 8 октября 2017 г. в Wayback Machine. Драупади прощает Ашватаму, октябрь 2003 г., дата обращения 10 ноября 2017 г.
- ^ «Махабхарата, Книга 17: Махапрастханика Парва: Раздел 2» . Архивировано из оригинала 25 февраля 2018 года . Проверено 3 июня 2018 г.
- ^ Хадсон, Эмили (2012). Дезориентирующая Дхарма: этика и эстетика страдания в Махабхарате . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0199860784 . Архивировано из оригинала 16 августа 2023 года . Проверено 14 сентября 2020 г.
- ^ «Махабхарата, Книга 1: Ади Парва: Вайвахика Парва: Раздел CXLLVIII» . Sacred-texts.com. Архивировано из оригинала 19 апреля 2018 года . Проверено 20 октября 2013 г.
- ^ Сарва Даман Сингх (1 января 1988 г.). Полиандрия в Древней Индии . Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-8120804876 .
- ^ Сингх, Сарва Даман (1988). Полиандрия в Древней Индии . Мотилал Банарсидасс Publ. ISBN 978-81-208-0487-6 . Архивировано из оригинала 16 августа 2023 года . Проверено 24 декабря 2020 г.
- ^ Боукер, Джон (2000). «Драупади». Краткий Оксфордский словарь мировых религий . Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/acref/9780192800947.001.0001 . ISBN 978-0-19172-722-1 .
- ^ «Ади парва» . Sacred-texts.com. Архивировано из оригинала 25 октября 2017 года . Проверено 13 июля 2015 г.
- ^ «Ади парва» . Sacred-texts.com. Архивировано из оригинала 25 марта 2022 года . Проверено 13 июля 2015 г.
- ^ «Сваргароханика парва» . Sacred-texts.com. Архивировано из оригинала 10 сентября 2015 года . Проверено 13 июля 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б Хильтейтель, Альф (1991). Культ мифологии Драупади: от Джинджи до Курукшетры . Том. 1. Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-81-208-1000-6 .
- ^ «Сегодня вечером город почувствует пыл Караги» . Декан Вестник . 18 апреля 2011 г. Архивировано из оригинала 2 марта 2018 г. . Проверено 1 марта 2018 г.
- «Карага Шактиотсава Адишакти Драупади» . Архивировано из оригинала 3 июня 2013 года . Проверено 18 января 2018 г. - ^ Перейти обратно: а б Хильтейтель, Альф (1991). Культ Драупади: Мифологии: от Джинджи до Куруксерты Мотилал Банарсидасс. п. 221. ИСБН 978-81-208-1000-6 . Архивировано из оригинала 16 августа 2023 года . Проверено 14 ноября 2021 г.
- ^ Мадхусудхан, НР (2012). «Древняя традиция оживает» . Новый Индийский экспресс. Архивировано из оригинала 30 октября 2014 года . Проверено 10 октября 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б Хилтебейтель, Альф (1998). Культ Драупади, Том 2 . Чикагский университет. п. 23107. ISBN 9780226340470 . Архивировано из оригинала 2 мая 2023 года . Проверено 19 марта 2023 г.
- ^ «Храм Дроупати Самета Дхармараджа Свами» . Десибанту . Архивировано из оригинала 25 марта 2014 года . Проверено 13 июня 2013 г.
- ^ Мадхусудхан, НР (2012). «Древняя традиция оживает» . Новый Индийский экспресс. Архивировано из оригинала 30 октября 2014 года . Проверено 10 октября 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б Альф хильтебейтель, изд. (2008). Культ Драупади. Мифологии от Джинджи до куруксерты, Том 1 . Чикагский университет. п. 32. ISBN 9788120810006 . Архивировано из оригинала 16 августа 2023 года . Проверено 27 октября 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б Кэтлин Гоф, изд. (2008). Сельское общество в Юго-Восточной Индии . Кембридж. п. 360. ИСБН 9780521040198 . Архивировано из оригинала 16 августа 2023 года . Проверено 27 октября 2022 г.
- ^ Хитебайтал (1991)
- ^ Джей Джей Джонс (17 марта 2019 г.). «Махавасту (великая история)» . Лузак. Архивировано из оригинала 16 августа 2023 года . Проверено 7 апреля 2022 г.
- ^ «Пьеса полностью» . 84000.co. Архивировано из оригинала 1 марта 2022 года . Проверено 7 апреля 2022 г.
- ^ Донигер 1993 , с. 241.
- ^ «Острая история любимой уличной еды Голгаппы-Индии» . Таймс оф Индия . 17 июля 2021 года. Архивировано из оригинала 24 апреля 2024 года . Проверено 3 марта 2022 г.
- ^ «Арджуна и его сыновья – два поколения мужества» . 17 марта 2019 г. Архивировано из оригинала 21 октября 2020 г. Проверено 5 сентября 2020 г.
- ^ «Махабхарата. Может ли кто-нибудь объяснить генеалогическое древо Пандавов?» . Архивировано из оригинала 22 октября 2020 года . Проверено 5 сентября 2020 г.
- ^ Сараччандра, Эдивира Р. (1966). Народная драма Цейлона . Коломбо: Департамент культуры Цейлона. п. 116. OCLC 63859810 .
- ^ Варадпанде, Манохар Лаксман (1990) [1987]. История индийского театра . Публикации Абхинава. стр. 39–44. ISBN 978-81-7017-278-9 . OCLC 18270064 .
- ^ Шринивас, Смрити (2004) [2001]. Пейзажи городской памяти . Ориент Лонгман. п. 23. ISBN 81-250-2254-6 . OCLC 46353272 .
- ^ «Писатель Одиа Пратибха Рэй удостоен премии Джнанпитх» . Индия сегодня . 27 декабря 2012 года. Архивировано из оригинала 27 декабря 2012 года . Проверено 3 декабря 2017 г.
- ^ «Дворец иллюзий: альтернативная интерпретация вечно актуального индийского эпоса» . Новый Индийский экспресс . 3 декабря 2018 года. Архивировано из оригинала 3 марта 2022 года . Проверено 3 марта 2022 г.
- ^ «Дворец иллюзий Читры Банерджи Дивакаруни» . Хранитель . 26 сентября 2009 г. Архивировано из оригинала 3 марта 2022 г. . Проверено 3 марта 2022 г.
- ^ «Заглянув в сердце загадочной женщины» . Телеграф . Индия. 26 июня 2015 г. Архивировано из оригинала 3 марта 2022 г. . Проверено 3 марта 2022 г.
- ^ Культ Драупади, Том 1 . Издательство Чикагского университета. Архивировано из оригинала 4 декабря 2017 года . Проверено 3 декабря 2017 г.
- ^ Абхимонью Деб (31 августа 2016 г.). «Натхабати Анатбат на хинди - Шаоли Митра» . Архивировано из оригинала 7 ноября 2021 года — на YouTube.
- ^ «Контекст и смысл «Драупади» Махасветы Деви » . Индус . 27 августа 2021 года. Архивировано из оригинала 20 октября 2021 года . Проверено 3 марта 2022 г.
- ^ «Почему великий индийский роман Шаши Тхарура до сих пор привлекает внимание» . Новости Би-би-си . 16 октября 2014 г. Архивировано из оригинала 3 марта 2022 г. . Проверено 3 марта 2022 г.
- ↑ Согласно критическому изданию Махабхараты Бхандаркарского института восточных исследований , этот случай оскорбления или отрицания Карны является интерполяцией, поскольку это событие недоступно во всей кумбаконамской версии Махабхараты (южный текст Махабхараты), Шарада и бенгальские рукописи. Ему не удалось натянуть легендарный лук. [ 28 ]
Ссылки
[ редактировать ]- Бхаттачарья, Пратип (2004). « Та, кому нужно подчиняться , Драупади: злосчастная» (PDF) . Мануши . Панчаканья 19–30.
- Выдающиеся женщины в Махабхарате Ванамала Бхавалкар.
- Мани, Веттам (1975). Пураническая энциклопедия: обширный словарь с особым упором на эпическую и пураническую литературу . Издательство Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-0-8426-0822-0 .
- Чакраварти, Бишнупада (13 ноября 2007 г.). Пингвин-спутник Махабхараты . Пингвины Великобритании. ISBN 978-93-5214-170-8 .
- Чакрабарти, Ариндам; Бандиопадхьяй, Сибаджи (19 сентября 2017 г.). Махабхарата сейчас: повествование, эстетика, этика . Рутледж. ISBN 978-1-317-34213-7 .
- Критическое издание Махабхараты (1966), опубликованное Институтом восточных исследований Бхандаркара.
- Махабхарата (1999) Кришны Дхармы
- Махабхарата Кришны Двайпаяна Вьяса, английский перевод Кисари Мохана Гангули
- Донигер, Венди , изд. (1993), Пурана Переннис: взаимность и трансформация в индуистских и джайнских текстах , State University of New York Press , ISBN 0-7914-1381-0
- Хилтебейтель, Альф (1999). Переосмысление устных и классических эпосов Индии: Драупади среди раджпутов, мусульман и далитов . Чикаго : Издательство Чикагского университета . ISBN 0226340554 . Проверено 28 сентября 2015 г.
- Ганди, Манека (1993). Книга индуистских имен пингвинов . Книги Пингвинов Индия. ISBN 978-0-14-012841-3 .
- Карве, Иравати (2006). Юганта: Конец эпохи . Ориент Лонгман. ISBN 978-81-250-1424-9 .
- Монье-Вильямс, сэр Монье (1872). Санскритско-английский словарь, составленный этимологически и филологически: с особым упором на греческий, латинский, готский, немецкий, англосаксонский и другие родственные индоевропейские языки . Кларендон Пресс.
- Махасвета Деви (6 декабря 2012 г.). «Драупади». В Гаятри Чакраворти Спивак (ред.). В других мирах: Очерки культурной политики . Рутледж. п. 251. ИСБН 978-1-135-07081-6 .
- Венди Донигер (март 2014 г.). Об индуизме . Издательство Оксфордского университета. п. 533. ИСБН 978-0-19-936007-9 .
- Девдутт Паттанаик (1 сентября 2000 г.). Богиня в Индии: пять ликов вечной женственности . Внутренние традиции / Медведь и компания с. 98. ИСБН 978-1-59477-537-6 .
- Дас, Гурчаран (4 октября 2010 г.). Трудность быть хорошим: о тонком искусстве Дхармы . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-978147-8 .
- Хилтебейтель, Альф (17 августа 2011 г.). Дхарма: ее ранняя история в праве, религии и повествовании . Издательство Оксфордского университета, США. ISBN 978-0-19-539423-8 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Sacred-texts.com
- Раса Кауравов в Шри-Ланке и поклонение Драупади
- Поклонение Караге посвящено богине Драупади.
- Хильтейтель, Альф (1991). Культ мифологии Драупади: от Джинджи до Курукшетры . Том. 1. Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-81-208-1000-6 .
- Паттанаик, Девадатт (2009). 7 секретов индуистского календарного искусства . Вестленд, Мумбаи. ISBN 978-81-89975-67-8 .
- Храм/храм Драупади Амман – КОНДАЛ, Майиладутурай, Теннесси.