Теруккутту
Теруккутту — форма тамильского уличного театра, практикуемая в Тамил Наду штате в Индии и тамильскоязычных регионах Шри-Ланки . [1] Терукутту — это форма развлечения, ритуал и средство социального обучения. [2] Теруккутту играет различные темы. Одна из тем взята из тамильских языковых версий индуистского эпоса « Махабхарата» , в котором основное внимание уделяется персонажу Драупади . [3] Термины Теруккутту и Каттайккутту в наше время часто используются как синонимы; однако исторически эти два термина, по-видимому, различали, по крайней мере в некоторых деревнях, два разных вида представлений: в то время как Теруккутту относился к мобильным представлениям в процессии, Каттайккутту обозначает ночные повествовательные представления в фиксированном пространстве для выступлений. [4]
История
[ редактировать ]Термин теруккутту происходит от тамильских слов Теру («улица») и Кутту («театр»). [5] Слово « Каттайккутту » происходит от названия особых украшений, известных как каттай (или каттай каманкал ).
Писатель М. Шанмугам Пиллаи сравнил теруккутту с тамильским эпосом Силаппатикарам , назвав Силаппатикарам протоформой теруккутту. История Силаппатикарам по-прежнему разыгрывается актерами теруккутту, драма теруккутту начинается и заканчивается так же, как начало и конец каждой песни в эпосе, а актеры поют и разговаривают стихами, перемежающимися прозой, причем проза следует после стих как его объяснение. И Силаппатикарам, и теруккутту сосредоточены на целомудрии и моральной силе женщин как на заветных ценностях. [2]
Однако исторически теруккутту не более двух-трех столетий. [2] Исследователь Ричард А. Фраска писал, что некоторые из его исполнителей-информаторов считали, что теруккутту первоначально исходил из района Джинджи . [6] Он распространился от Южной Индии до Шри-Ланки и стал популярен в Джафне и Баттикалоа . Ранний сингальский «Надагам» (драма под открытым небом) по форме и стилю во многом повторял пьесы Терукутту. [7] Священники-иезуиты в Джафне также представили католические пьесы португальской традиции в стиле Терукутту. [8]
Многие ученые отмечают сходство теруккутту с другими соседними региональными драматическими формами, такими как Якшагана и Катхакали . [9] Однако, в отличие от Катхакали, теруккутту менее систематизирован и обычно считается народным искусством, а не классической формой искусства. [10] В последнее время некоторые группы теруккутту также начали действовать как профессиональные труппы. [11]
Тема
[ редактировать ]Многие представления терукутту сосредоточены вокруг разыгрывания истории Махабхараты с упором на роль Драупади . Пьесы Теруккутту на тему Рамаяны ставятся на фестивалях Мариямман, а в некоторых пьесах также участвуют местные божества. [9]
Игры теруккутту являются частью ритуальных торжеств, включая двадцатидневный храмовый фестиваль, начинающийся в Читтираи , первом месяце тамильского календаря . [2] Представления теруккутту начинаются в середине фестиваля и продолжаются до утра предпоследнего дня.
Основные темы пьес Терукутту включают:
- Драупади Кальянам (Женитьба Драупади )
- Супаттираи Кальянам (Женитьба Субхадры )
- Алли Арджунан (Женитьба Арджуны на Алли)
- Панкал Чапатам (Обет Драупади)
- Арджунан Тапам Арджуны ( тапас )
- Кришнан Титу (Миссия Кришны )
- Абхиманью Кантай (Поражение Абхиманью )
- Карна Мокшаям (Поражение Карны )
- Патинеттам Пор (Битва восемнадцатого дня)
- Араван калаппали («Жертвоприношение Аравана на поле битвы») [12]
Стиль
[ редактировать ]Пьесы теруккутту представляют собой сочетание песен, музыки, танцев и драмы, а также «умных сценических трюков». [13] Актеры одеты в яркие костюмы. Музыкальные инструменты, используемые музыкантами теруккутту, включают фисгармонию , барабаны , мухавинай (инструмент, похожий на гобой ) и тарелки .
Действующая арена размечается во дворе храма, на открытой площадке или в любом другом удобном месте и люди рассаживаются по трем сторонам прямоугольной арены. Хор певцов и музыкантов занимает место на задней стороне сцены, а актеры – на передней. На арену выходят два человека, держащие занавес, вместе с актером в образе Ганеши , индуистского бога с головой слона. Хор начинает обращение к Ганеше, а также возносятся молитвы ко многим другим божествам. Актер, играющий Ганешу, теперь уходит с арены, и Каттияккаран (шут и сутрадхара, на сцене появляется то есть рассказчик). Каттияккаран рассказывает историю спектакля, который будет поставлен, и представляет персонажей. Иногда персонажи представляются. Каттияккаран связывает сцены, обеспечивает контекст происходящему на сцене, а также шутит между сценами. Актеры поют сами при поддержке хора.
Текст пьесы теруккутту представляет собой серию песен, связанных одной темой. Каждая песня представлена в виде раги , построенной в форме классической песни. Ему предшествует вируттам , пение четырехстрочных стихов в той же раге, что и песня. [14] После песни актер произносит речь на ее основе.
Французская театральная группа Théâtre du Soleil использовала элементы Терукутту, в том числе две истории «Клятва Драупади» и «Поражение Карны», в своей пьесе «Комната в Индии». [13]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Сараччандра, Эдивира Р. (1966). Народная драма Цейлона . Коломбо: Департамент культуры Цейлона. п. 116. OCLC 63859810 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Варадпанде, Манохар Лаксман (1990) [1987]. История индийского театра . Публикации Абхинава. стр. 39–44. ISBN 978-81-7017-278-9 . OCLC 18270064 .
- ^ Шринивас, Смрити (2004) [2001]. Пейзажи городской памяти . Ориент Лонгман. п. 23. ISBN 81-250-2254-6 . OCLC 46353272 .
- ^ Брюин, Ханне М де (1999). Каттайккутту: гибкость южноиндийской театральной традиции . Э. Форест. стр. 85–99. ISBN 978-90-6980-103-2 . OCLC 42312297 .
- ^ Барфут, CC (1993). Театр Интерконтиненталь: формы, функции, соответствия . Родопи. п. 116. ИСБН 90-5183-575-2 . ОСЛК 29909259 .
- ^ Фраска, Ричард Армандо (1984). Теруккутту: ритуальный театр Тамилнада (докторская диссертация) . Калифорнийский университет в Беркли . п. 140. OCLC 13876271 .
- ^ WTA Лесли Фернандо (24 декабря 2003 г.). «Дейли Миррор» . Архивировано из оригинала 23 марта 2004 года . Проверено 21 ноября 2007 г.
- ^ WTA Лесли Фернандо. «В Рождество зародилась сингальская драма?» . Проверено 21 ноября 2007 г.
- ^ Перейти обратно: а б Хилтебейтель, Альф (1988). Культ Драупади: Мифологии: от Джинджи до Курукшетры . Издательство Чикагского университета. стр. 146–149. ISBN 978-0-226-34046-3 . OCLC 18739841 .
- ^ Ричмонд, Фарли П.; Дариус Л. Суонн; Филип Б. Заррилли (1993) [1990]. Индийский театр: традиции исполнения . Мотилал Банарсидасс . п. 309. ИСБН 978-0-8248-1322-2 . ОСЛК 20594132 .
- ^ «От уличного театра до Каттайкутту» . 4 ноября 1999 года . Проверено 21 ноября 2007 г.
- ^ [1] Символ жертвоприношения: Интернет-издание The Hindu , 17 августа 2001 г.
- ^ Перейти обратно: а б Грин, Джесси (6 декабря 2017 г.). «Рецензия: «Комната в Индии» переполнена удивительными видениями» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ под редакцией Стэнли Сэди. (1980). «Введение в индийскую музыку: народная музыка». Словарь музыки и музыкантов New Grove . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-1-56159-174-9 .
{{cite book}}
:|author=
имеет общее имя ( справка )
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Фраска, Ричард Армандо (1990). Театр Махабхараты: представления теруккутту в Южной Индии . Издательство Гавайского университета. ISBN 978-0-8248-1290-4 . OCLC 21147946 .
- Гентес, Мэри Жозефина (1987). Индуизм через деревенскую танцевальную драму: повествовательный образ и ритуальный процесс в ритуальных театрах Теруккутту и Яксагана в Южной Индии (докторская диссертация) . Университет Вирджинии. ОКЛК 20052719 .
- Фраска, Ричард Армандо (1998). «Игра в кости и раздевание (Пакатаи Туйил): Представление теруккутту». Азиатский театральный журнал . 15 (1). Издательство Гавайского университета: 1–44. дои : 10.2307/1124097 . JSTOR 1124097 .
- Брюин, Ханне М де (1999). Каттайккутту: гибкость южноиндийской театральной традиции . Э. Форест. ISBN 978-90-6980-103-2 . OCLC 42312297 .
- Шивапракаш, HS (2007). «Региональные театры (ix. Терукутту)». Традиционные театры . Дерево мудрости. ISBN 978-81-8328-075-4 . OCLC 85833550 .