Карнабхарам
![]() | Эта статья написана как личное размышление, личное эссе или аргументативное эссе , в котором излагаются личные чувства редактора Википедии или представлен оригинальный аргумент по определенной теме. ( январь 2021 г. ) |




Карнабхарам или Муки Карны (буквально: Бремя Карны ) [ 1 ] — это санскритская одноактная пьеса, написанная индийским драматургом Бхасой , индийским драматургом, получившим похвалу даже от Калидаса в начале своей пьесы «Малавикагнимитрам». [ 2 ] В пьесе описывается душевная боль Карны накануне войны на Курукшетре . [ 3 ] Карнабхарам, по сути, представляет собой пересказ эпизода индийского эпоса «Махабхарата», но в пьесе эта история представлена в иной перспективе. Это, пожалуй, единственная потенциальная трагедия в классической санскритской литературе, представленная в форме, наиболее близкой к форме одноактной пьесы «Вьяйога» (санскрит: व्यायोग). [ 4 ] Возможно, это так, потому что Натья Шастра предписывает драматургам создавать пьесы для развлечения и, по сути, создавать счастливые финалы. [ 5 ] В Карнабхараме трагедия не происходит на сцене (в отличие от Урубханги, трагедии, в которой показано умирание Дурьодханы, - опять же, написанной Бхасой). Карнабхарам показывает доблестного, щедрого и праведного Карну, едущего к полю битвы, где его смерть при душераздирающих обстоятельствах неизбежна. Основной сюжет этой пьесы вдохновлен Махабхаратой.
Карнабхарам сегодня известен как одна из 13 рукописей пьес, которые обычно с некоторым несогласием приписывают Бхасе. [ 6 ] Сценарий этих пьес на малаяли был найден на 105 пальмовых листьях, которым на момент обнаружения предположительно было около 300 лет. Махамахопадхьяя Т. Ганапати Шастри сделал это открытие в рамках своих полевых исследований на месте под названием Маналиккар, расположенном в районе Каньякумари, который сейчас находится на территории города Тривандрум (ныне Тируванантапурам). [ 7 ] Обнаружение этих рукописей происходило в период, начиная с 1909 года, когда были найдены десять пьес и некоторые части одиннадцатой пьесы. Ни одна из них не носила имени своего автора. [ 8 ] Вскоре после этого были найдены еще две и, наконец, еще одна неповрежденная пьеса, как было установлено, была найдена Дутавакьям, в результате чего количество пьес достигло 13. [ 9 ]
Краткое содержание
[ редактировать ]«Карнабхарам» — самая короткая и наименее динамичная среди пьес, написанных Бхасой . [ 10 ]
Основными элементами этой пьесы являются Мангала Шлока , Пролог, Вступление солдата, Мука Карны, Проклятие Парашурамы, Обретение Карной внутреннего блеска, Пожертвование Кавачи и Кундалы, Получение силы Вималы и Бхарат Вакья. [ 11 ]
Пьеса начинается со сцены, в которой солдат, посланный Дурьодханой, сообщает Карне, что пришло время отправляться на поле битвы. Карна чувствует себя наполненным крайней агонией и горем, которые проявляются во всем его поведении, что было иронично, учитывая, что для него это был день великой битвы (Шлока-6). Но Карна не может избавиться от недавнего открытия того факта, что он был старшим сыном Кунти (Шлока-7), который не хотел, чтобы он убивал своего заклятого врага, а теперь и своего младшего брата - Арджуну (Шлока-8). . Карна также помнит событие, связанное с проклятием его Гуру. Когда он рассказывает об этом Шале, царю Мадры и возничему Карны, Индра обращается к Карне с просьбой о великой милости. Индра облачен в одежду брамина и не раскрывает свою личность. Карна предлагает ему множество вещей, от которых Индра отказывался, до тех пор, пока Карна не предлагает свои доспехи и серьги. Индра соглашается и уходит. «Индра обманул тебя!» — кричит Шаля. «Нет, это Индру я обманул», — отвечает Карна. Это ответ, заставляющий задуматься, поскольку читатель задается вопросом, как именно Карна обманул Индру. Это правда, что Индре был обязан, его одобряли и даже затмили, но как Карна думает, что Индру обманули, — это вопрос, на который нет готового ответа. [ 12 ]
Когда Карна обещает Индре дать ему все, что он пожелает, Индра благословляет его «вечной славой». Карна задается вопросом, почему, как это было принято, получатель не дал обычного благословения «живи долго» ( санскрит : दीर्घायु भव ). Карна подозрителен, но продолжает милостивый акт пожертвования безоговорочно и с непоколебимой верой. Некоторое время спустя прибывает гонец, посланный Индрой, и дает ему то, что Индра прислал в ответ, — оружие по имени Вимла, которое никогда не подвело цель. Карна снова отважно отвечает: «Я никогда не ищу отдачи от того, что подарил». ( Санскрит : दत्तस्य न प्रतिगृह्णामि ) Но посланник настаивает на том, чтобы он сохранил его «по просьбе брамина». ( Санскрит : ननु ब्राह्मणवचनात् गृह्यताम् ) Карна соглашается и снова просит Шалью отвезти его колесницу туда, где стоит Арджуна ( санскрит : य Дэйв Джонс चोध्यतां मम रथ :).
Таким образом, пьеса начинается с посланника Дурьодханы и заканчивается сценой с участием посланника Индры.
Потому что
[ редактировать ]Карна был одним из величайших воинов древней Индии, как описано в Махабхарате. Он был королем королевства Анга. Согласно «Махабхарате», Карна и Арджуна были единственными воинами, способными завоевать весь мир.
Изображение Карны
[ редактировать ]В пьесе изображены душевные муки Карны за день до войны на Курукшетре, когда он думает о своем прошлом и своей вере. В пьесе показаны смертельные страдания человека, не уверенного в своей личности. Карна, главный герой, одновременно героичен и жалок, поскольку он пытается найти свое место между насмешками и преклонением перед социальными силами, с одной стороны, и насмешливыми вызовами судьбы, с другой.
Обработка пьесы выводит ее за пределы реальности, за пределы карикатуры на фарс, в царство, которое выходит за пределы пространства и времени и связано с социальными реалиями сегодняшнего дня. Карна задерживается в сознании как символ Вселенского человека, ищущего самого себя – высшую дилемму существования.
Сюжет
[ редактировать ]Время и пространство действия — с одиннадцатого дня на поле войны Махабхараты.
Великий воин Карна, сын Сурьи, изображен на поле войны встревоженным и подавленным, вместо того, чтобы быть могущественным и могущественным. В пьесе анализируются причины.
Он обеспокоен своим происхождением, своей кастой и своим социальным статусом. Является ли он сыном Кунти и Сурьи или Радхи и Адхиратхи? Насмешки и лесть общества формируют его личность и судьбу. На какое-то время его трогает бессмысленность войны, где люди убивают друг друга. Он говорит, что независимо от его победы или поражения, война — это настоящая трата сил. Это видение усиливает его турбулентность.
Карна рассказывает Шале о проклятии, наложенном его Гуру Парашурамой. Этот эпизод разыгрывается путем соотнесения повествования настоящего с разыгрыванием прошлого. Астра, советованная Парашурамой, в нужный час оказывается бессильной.
Далее следует появление Индры, замаскированного под брамина, который хитро забирает божественную Кавачу и Кундалу у Карны. Он понимает, что всем заговором руководит проницательный Кришна, и принимает свою судьбу. Посланник Индры предлагает мощное оружие Вималу , способное уничтожить одного из Пандавов.
Приняв вызов Арджуны и Кришны, обновленный Карна героически идет к этой окончательной судьбе. Так заканчивается пьеса Бхасы «Карнабхарам».
Источники пьесы
[ редактировать ]- Шанти Парва . Глава 3. История о том, как Карна обучился «Астравидье» (искусству войны) и дивьястрам (божественному оружию) у Парасурама. Проклятие гуру.
- Вана Парва . Глава. 310. Визит Индры и раздача доспехов и сережек в обмен на магическую силу.
- Удйогапарва . Глава 146. Просьба Кунти пощадить ее детей. Обещание Карны (исключение Арджуна)
- Карна Парва : марш Карны на поле битвы с Сальей в качестве возничего.
Название пьесы
[ редактировать ]«Бхара», или бремя, является центральной темой. Слово «бхара» в названии может относиться к
- Вес доспехов и сережек
- Мысль об убийстве своих братьев.
- Мысль о трех проклятиях.
- Мысль о том, что его оружие станет бесполезным в решающий момент.
- Потеря сережек и доспехов в решающий момент увеличила его бхару или ответственность как командующего армией.
Отклонение от Махабхараты Вьясы
[ редактировать ]В пьесе много отклонений от оригинальной Махабхараты, и все отклонения целенаправленны. Три основных изменения:
Во-первых, для пьесы характерен дружеский диалог Карны и Шали, его возничего. [ 13 ] Шаля неизменно сочувствует Карне и даже беспокоится о его интересах - он предупреждает Карну не отдавать свои доспехи и серьги незнакомцу, похожему на брамина. В оригинальной истории Шалья был царем Мадры и симпатизировал Пандавам. Карна согласился стать генералом армии Кауравов при условии, что Шалия будет управлять его колесницей. Шалья не мог отказать Дурьодхане в просьбе, но сохраняет свое условие — что Карна ничего не скажет и не сделает в ответ на все, что он ему скажет. Карна соглашается, и на поле битвы Шаля постоянно критикует Карну, напоминая ему о его низком происхождении и других неудачах в жизни. Карна Махабхараты (в Карнапарве) храбро сражается, несмотря на назойливую критику Шалии. Карна Карнабхарама находит союзника в лице Шалии.
Во-вторых, в оригинале Сурья - отец Карны посещает его во сне и предупреждает о возможном обмане со стороны Индры (Ванапарвы). Карне из Карнабхарама никто из его семьи не помогает и не поддерживается, и кажется ироничным, что Индра, биологический отец Арджуна, отправляется в Карну, чтобы защитить своего сына, в то время как Сурья, биологический отец Карны, наблюдает за этим с неба. В оригинале Индра, изображая из себя брамина, просит доспехи и серьги, и Карна соглашается. В Карнабхараме Карна предлагает одну вещь за другой, но Индра отказывается и, в конце концов, предлагает свои доспехи и серьги. Карна из Карнабхарама — навязчивый даятель. Кроме того, в оригинале, когда Индра просит получить что-нибудь в обмен на великую благотворительность, Карна просит дать ему возможность убить врага. В Карнабхарам виноватый Индра отправляет оружие, которое Карна отказывается принять, говоря, что он не ищет отдачи от благотворительности. Карна Бхасы галантен и очень, очень щедр.
В-третьих, душевная агония, которую испытывает Карна, — это исследование и представление Бхасы. Хотя история Карны появляется в различных частях Махабхараты, все они появляются вместе и служат фоном для сильного стресса Карны, чувства разочарования в жизни и неблагоприятных предзнаменований, указывающих на надвигающуюся судьбу, Карна Бхасы рассказывает Шале:
«Даже если его убьют, он получит рай, а если победит, то получит славу: В обоих мирах нет ничего бесплодного в бою 12. 12.
[Значение: если убит, человек достигает небес, а если победит, получает славу. Оба высоко ценятся в этом мире — нет ничего лучше поражения на войне.]
В-четвертых, в оригинале, когда Карна идет к Парашураме, он называет себя брахманом . В Карнабхаре он просто говорит ему: «नाहं क्षत्रिय:» (что означает: я не кшатрий ). Это имеет смысл, ведь, если Карна до объявления войны не знал, что Кунти была его матерью, то он знал лишь, что его приемными родителями были Суты — колесничие Дурьодханы. В этом случае заявление Карны о том, что он не был кшатрием, вероятно, не было ложью. Опять же, в Махабхарате проклятие Парашурамы ограничивается использованием Карной Брахмастры. Но в Карнабхаре проклятие Парашурамы гласит: «Ваше оружие будет бессильно в нужный момент (Шлока 10)». - этому Карне из Бхасы грозит гораздо более зловещая угроза.
Далее время появления Индры в пьесе приходится на 17-й день битвы. В версии Вьясы это происходит гораздо раньше.
Основные сцены
[ редактировать ]Интересную дискуссию вокруг основных сцен этой пьесы можно найти в Пусалкаре. [ 14 ] Выбранные детали показаны ниже:
Мангала шлока ( санскрит : मंगलश्लोक )
[ редактировать ]Примечательно, что шлока, ищущая благословения у божества, представлена Сутрадхарой, которая представлена как «नान्द्यन्ते तत: प्रविशति Сэр:।" (что означает: Сутрадхара входит после Нанди). Нанди встречается первым, но мы не знаем, как он исполнялся в пьесах Бхасы. После Нанди Сутрадхара представляет благоприятную шлоку, просьбу о благословении или пожелание добра зрителям.
Также стоит отметить, что Мангала Шлока Карнабхарама ищет благословения Нарасимхи, аватара Вишну. В этом аватаре Вишну — яростный и свирепый полулев-получеловек, который убивает демона Хираньякашипу голыми руками с помощью ногтей. Обращение к Нарасимхе может вызвать эмоции страха и отбросить мрачные тени убийства и смерти, что также указывает на характер сюжета пьесы. [ 15 ]
Муки Карны
[ редактировать ]В этой сцене свежи воспоминания Карны о просьбе его матери не убивать его собственных братьев и проклятии его Гуру. [ 16 ] Его ждет битва всей его жизни, поскольку теперь он генерал армии Кауравов . Тем не менее, он знает, что его опыт и оружие не смогут служить его воле. Смерть в этом случае неминуема, так как его противником является не кто иной, как Арджуна, один из величайших воинов того времени. Словно отражая эту внутреннюю тень, его лошади и слоны также кажутся тусклыми, слабыми и испуганными. Из рассказа Карны Шале нельзя не почувствовать страдания Карны: за что его наказали? Была ли его вина, что он был первым сыном незамужней Кунти? Была ли его вина, что его усыновил шудра -возничий? Действительно ли он лгал, когда говорил своему Гуру, что он не кшатрий? Фактически, вместо того, чтобы противодействовать несправедливости мира несправедливостью, Карна оказался великим воином и филантропом, милостивым дающим, который давал безоговорочно, без каких-либо ожиданий ответной милости. Но почему отец его врага обманул его и лишил его единственной защиты, которая у него осталась? Когда мир не одобрял его, отказываясь признать его истинную личность, только Дурьодхана помог ему. Разве это не Дхарма – поступать доброжелательно по отношению к тому, кто был добр?
И все же доблестному Карне, герою Карнабхарама, удается сохранить самообладание, рассказывая историю проклятия Парашурамы . Вскоре следует мошенничество со стороны Индры, и Карна оправдывает свою репутацию верховного дарителя — Данешвари (( санскрит : दानेश्वरी ). С непоколебимой доблестью он просит Шалью найти для него Арджуну.
Сила Вималы
[ редактировать ]Индра, кажется, на удивление счастлив, что достиг своей цели и украл у Карны его защищающие жизнь доспехи и серьги, с которыми он родился. Теперь ему не терпится наблюдать за битвой между Арджуной и Карной с небес, сидя на спине своего слона Айраваты . Но он также чувствует себя виноватым в собственном обмане и отправляет своего посланника с безотказным, смертоносным, одноразовым оружием под названием Вимала. Карна отказывается от этого, но принимает это только потому, что он никогда прежде не отказывался от слова брамина.
Задача в исполнении Карнабхарама
[ редактировать ]Авасти и Шехнер (1988) [ 17 ] Обратите внимание, что продолжительности «Карнабхарама» следует придавать должное значение. «Карнабхарам» — одноактная пьеса, время чтения которой невелико. Однако спектакль содержит множество постановочных знаков, а их разнообразие значительно увеличивает время спектакля (с. 51). Настолько, что, по мнению авторов, «Мадхьяма Вьягога», «Урубханга» и «Карнабхарам» Бхасы занимают в четыре раза больше времени, чем чтение.
Постановка
[ редактировать ]«Карнабхарам» , пьеса на санскрите, была поставлена в зале Siri Fort Auditorium в Нью-Дели 29 марта 2001 года. Спектакль был поставлен в рамках Национального театрального фестиваля Национальной школы драмы . Его разработал и поставил Кавалам Нараяна Паникер . Спектакль длился 55 минут. Индийский киноактер Моханлал сыграл Карну в спектакле. [ 18 ] [ 19 ]
Истории из Махабхараты, составляющие основу Карнабхарама
[ редактировать ]Карнабхарам создан путем сплетения воедино нескольких случаев и ситуаций, упомянутых в разных частях Махабхараты, но по традиции Бхаса внес свои модификации. [ 20 ] обсуждалось выше. На заднем плане находится история, в которой Карна идентифицируется как сын Кунти, рожденный от Сурьи ( санскрит : सूर्य ) в то время, когда она еще не была замужем. Кунти стало стыдно за это, он положил Карну в корзину и переправил его через реку. Его спасла и вырастила семья колесничих.
Согласно легенде, Карна родился с нагрудными доспехами ( санскрит : कवच ) и серьгами ( санскрит : कुण्डल ) из золота. Конечно, после того, как Кунти вышла замуж за царя Панду ( санскрит : पाण्डु ), который был проклят умереть, если и когда он попытается заняться любовью, у Кунти родилось еще три сына ( Юдхиштхира , Арджуна и Бхима ) от трех разных богов. У Кунти было дар, данный Риши Дурвасой , который позволил ей призвать бога, повторяя мантру для получения сына. Мантру можно использовать пять раз. Поскольку Карна у нее был в очень молодом возрасте до замужества, и она использовала мантру из любопытства, Кунти бросила Карну, поместив его в ящик и оставив ящик на плаву в реке. Теперь, перед великой битвой Махабхараты, когда Кунти узнала, что Карна поклялся убить Арджуну в битве, она пошла к Карне, представилась его матерью и попросила его пощадить его братьев. Щедрый Карна, вместо того, чтобы спрашивать ее, почему она вспомнила о нем спустя столько лет, и спрашивать, не убьют ли ее сыновья его, если он не убьет их, заверил ее, что она, как всегда, останется матерью пятерых Пандавов - либо он или Арджун умрет.
Вторая история — это история пребывания Карны со своим Гуру Парашурамой . Парашурама был заклятым врагом кшатриев и обучал стрельбе из лука (Дханурвидья) только брахманов. Карна, однако, решил учиться только у Парашурамы, поэтому во время поступления, когда Парашурама попросил его Джати, Карна сказал, что он брамин, что было ложью. Затем, однажды, когда Парашурама взял своих учеников в лес, Парашурама спал, положив голову на колени Карны во время сиесты. На бедро Карны сел клоп и начал так злобно кусать, что у Карны пошла кровь. Не желая нарушать сон своего Гуру, Карна не двинулся с места и даже не издал ни звука. Но поток теплой крови коснулся Парашурамы, который проснулся и понял, что такая сила духа выше брамина. Столкнувшись с Гуру, Карна признал, что солгал о своем Джати. Возмущенный этим предательством, Парашурама проклял Карну, что тот забудет всю свою лживую видью в момент истинной нужды.
Третья история о щедрости Карны и обете благотворительности, который остался нерушимым даже ценой его собственной жизни. Каждое утро Карна совершал пуджу Сурье, после чего следовал сеанс благотворительности, на котором он оказывал все милости, о которых просили люди, пришедшие к нему за помощью. Слава о нем распространилась повсюду, и люди выстраивались в очередь, ожидая окончания Сурья-пуджи Карны, чтобы они могли попросить у Карны милостыню. Незадолго до дня битвы, когда Карна принял в ней участие (первоначально он воздержался, так как не принял полководческий пост Бхишмы ), Индра, отец Арджуны, подошел к Карне в образе брамина и попросил у Карны золотой нагрудный доспех. и серьги. Карна заподозрил предательство, но, поскольку он не хотел нарушать свой обет исполнять каждое желание, загаданное после пуджи, он отдал эти два предмета. Однако он знал, что без этих двух божественных объектов на своем теле он был уязвим для смерти. Индра почувствовал себя виноватым в своем предательстве и ответил взаимностью, подарив Карне одноразовое оружие, которое никогда не выходило из строя и вызывало верную смерть врага, против которого оно было использовано.
См. также
[ редактировать ]Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Тринадцать пьес Тривандрума, приписываемые Бхасе (2 тома), перевод Х.К.Вулнера, Лакшман Саруп, 193
- Мани Мадхава Чакьяр (1975), Натьякальпадрума , Керала Каламандалам, Валлатол Нагар
- Дхарвадкер, Апарна Бхаргава (2005). Театры независимости: драма, теория и городское представление в Индии с 1947 года . Университет Айовы Пресс. ISBN 0-87745-961-4 .
- Энциклопедия индийского театра: Бхаса Бисваджита Синхи, Ашока Кумара Чоудхури. Публикации Раджа, 2000. ISBN 81-86208-11-9 .
- А.Д. Пусалкер: Бхаса – исследование. Мунширам Манохарлал Паблишерс Пвт. Ltd. Нью-Дели, Индия, 1968 г.
- В. Венкатачалам : Бхаса (монография из серии «Индийские литераторы»), Сахитья Академи, Нью-Дели, 1986; Второе изд. 1994 год; (стр. 16+192) (Переведено на бенгали, гуджарати, каннада и телугу-паб. Сахитья Академи)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Доктор Г.К.Бхат, 1947. Проблема Карнабхары. Бомбейский университет
- ^ Кашинатх Пандуранг Параб, 1924. Малавикагнимитра Калидасы: с комментарием Катьявемы (Ред.), (6-е изд.), P.4. Бомбей
- ^ «Индуистские Священные Писания | Ведический образ жизни, Священные Писания, Веды, Упанишады, Смрути» .
- ^ PC Дэйв и SJ Дэйв, 2012. Махакави Калидаса Вирачитам Карнабхарам (на гуджарати). Сарасвати Пустак Бхандар, Ахмедабад
- ^ AB Кейт, 1924. Санскритская драма в ее происхождении, развитии, теории и практике. P.110, Издательство Оксфордского университета, Великобритания.
- ^ Бхат, Г.К., 1954. «Проблема пьес Бхасы в Махабхарате». Анналы Бхандаркарского института восточных исследований 35, 73–83.
- ^ Бхат, ГК, 1968. Исследования Бхасы. Колхапур: Махараштра Грант Бхандар
- ^ Унни, Н. П., 1978. Новые проблемы в пьесах Бхасы. Тривандрам: Книжный дом колледжа
- ^ Брюкнер, Х., 1999–2000. «Рукописи и традиции исполнения так называемых «Тривандрумских пьес», приписываемых Бхасе: отчет о незавершенной работе». Bulletin d'Etudes Indiennes 17–18, 499–549.
- ^ Брукнер, Х. (?) Карнабхара - Издание одноактной пьесы, приписываемой Бхасе, на основе трех рукописей, [1]
- ^ Дэйв, ПК и Дэйв С.Дж., 2012–2013 гг. Махакави Бхаса Вирачитам: Карнабхарам. Сарасвати Пустак Бхандар, Ахмадабад (в Гуджарати)
- ^ PC Дэйв и SJ Дэйв, 2012. Махакави Калидаса Вирачитам Карнабхарам (на гуджарати). Сарасвати Пустак Бхандар, Ахмедабад
- ^ Дэйв, ПК и Дэйв С.Дж., 2012–2013 гг. Махакави Бхаса Вирачитам: Карнабхарам. Сарасвати Пустак Бхандар, Ахмадабад (в Гуджарати)
- ^ Пусалкар, 1940 г. н.э. (2-е изд.) Munshiram Manoharlal Oriental Publishers & Booksellers, Дели.
- ^ Дэйв, ПК и Дэйв С.Дж., 2012–2013 гг. Махакави Бхаса Вирачитам: Карнабхарам. Сарасвати Пустак Бхандар, Ахмадабад (в Гуджарати)
- ^ Дэйв, ПК и Дэйв С.Дж., 2012–2013 гг. Махакави Бхаса Вирачитам: Карнабхарам. Сарасвати Пустак Бхандар, Ахмадабад (на гуджарати
- ^ Авасти, С. и Шехнер, Р. (1989). «Театр корней»: Встреча с традициями, TDR Vol. 33, № 4 (зима, 1989 г.), MIT Press, стр. 48–69.
- ^ Хосе, Д. (13 марта 2001 г.). «Новая навязчивая идея Моханлала» . Rediff.com . Архивировано из оригинала 5 декабря 2016 года . Проверено 12 сентября 2013 г.
- ^ Наир, Суреш (21 сентября 2001 г.). «Карнабхарам приезжает в город» . Таймс оф Индия .
- ^ Дэйв, ПК и Дэйв С.Дж., 2012–2013 гг. Махакави Бхаса Вирачитам: Карнабхарам. Сарасвати Пустак Бхандар, Ахмадабад (в Гуджарати)