Бхишма
Бхишма | |
---|---|
![]() Статуя Бхишмы | |
Информация | |
Псевдонимы |
|
Пол | Мужской |
Позиция | Верховный главнокомандующий армии Куру |
Принадлежность | Кауравы |
Оружие | |
Семья |
|
Родственники | Kuru dynasty - Чандравамша |
Дом | Хастинапура |
Бхишма ( санскрит : भीष्म , латинизированный : bhīṣma , букв. «могучий»), [1] также известный как Питамаха , Гангапутра и Деваврата , был принцем и полководцем древнего индийского королевства Куру , а также главным персонажем эпоса Махабхарата и главным героем эпизода Бхишма Парвы . Он был верховным главнокомандующим войсками Кауравов во время войны на Курукшетре . Он был единственным персонажем, который стал свидетелем всех событий Махабхараты, начиная с правления его отца, короля Шантану из королевства Куру . Бхишма был сводным братом Вьясы , дедушкой Пандавов и Кауравов. Он был видным государственным деятелем Королевства Куру. Он родился как младший сын царя Шантану и богини Ганги .
Первоначально его звали Деваврата, и он стал наследником своего царства. Однако ради счастья отца он отказался от своего первородства и дал обет пожизненного безбрачия . Благодаря этому самоотверженному решению он стал известен как Бхишма, и его отец Шантану благословил его жить столько, сколько он хотел. Он участвовал в Курукшетрской войне на стороне Кауравов . На десятый день войны принц пандавов Арджуна с помощью Шикханди пронзил Бхишму многочисленными стрелами и парализовал его на ложе из стрел. Проведя пятьдесят одну ночь на ложе из стрел, герой Бхишма оставил свое тело в благоприятный Уттараяну ( зимнее солнцестояние ). Перед смертью он передал Сахасранаму Юдхиштхире . Вишну
Бхишма — почитаемая фигура в индуизме. Каждый год годовщина его смерти празднуется как Бхишма Аштами , который приходится на восьмой лунный день Шукла ( светлой) половины месяца Магха (январь – февраль).
Этимология и эпитеты
[ редактировать ]По словам Монье Монье-Уильямса , слово Бхишма (भीष्म) означает «ужасный», «крайний», «ужасный», «ужасный» или «жестокий». Это слово также используется для описания Рудры , свирепого бога, а также Ракшаса . [2] В эпосе Деваврата получил это, когда дал жестокий или ужасный обет (Бхишма пратигья) и выполнил его. [3] [4] При рождении Бхишма получил имя Деваврата (देवव्रत), что означает «тот, кто предан богам». [5]
Поскольку Бхишма был единственным выжившим сыном Ганги, ему дали множество эпитетов, означающих «сын Ганги» — Гангапутра (сын Ганги), Ганга (Ганга), Гангасута (сын Ганги) и Гангея (сын Ганги). Слово Гангадатта (Гангадатта) означает «данный Гангой». [6] Отчества Бхишмы включают Шантанаву (शांतनव), Шантанупутру, Шантанусуту и Шантануджа. [7] Бхишму также называли:
- Гауранга (गौरांग) – тот, у кого прекрасное тело.
- Шветавира (श्वेतवीर) – белый воин или тот, кто героически-белый и имеет все оружие белого цвета.
- Бхарата (Бхарат) – потомок Бхараты
- Махамахима (Его Превосходительство)
- Паршурамашишья - ученик Паршурамы
- Питамаха (पितामह) - Дедушка (также известный как Бхишма Питамаха; его называют Пандавы и Кауравы)
Рождение и молодость
[ редактировать ]
Рождение и юность Бхишмы в основном рассказывается в Ади Парва книге эпоса . Он был единственным выжившим сыном Шантану , царя, принадлежавшего к лунной династии , и его первой жены Ганги , речной богини. Считается, что он был аватаром Васу по имени Дью, он же Прабхаса. [8]
Согласно легенде, Шантану, младший сын царя Пратипы и царя царства Куру , был на охоте, когда увидел на берегу реки Ганги красивую женщину . Он влюбился в нее и попросил ее руки и сердца. Дама согласилась на его предложение, но с одним условием: он никогда не будет подвергать сомнению ее действия; и если бы это условие было нарушено, она бы бросила его. Шантану принял это и прожил с ней счастливую семейную жизнь. Однако, когда рождался ребенок, царица топила его в реке Ганге. Один за другим родились и утонули семь сыновей, а Шантану хранил молчание из-за своего обязательства. Когда она собиралась бросить восьмого ребенка в реку, Шантану, не в силах контролировать себя, остановил ее и рассказал ей о ее действиях. Услышав резкие слова Шантану, женщина представилась богиней Гангой, оправдала свои действия и рассказала следующую историю. [9] [3]
Однажды небесные Васу и их жены развлекались в лесу, когда жена Дью заметила превосходную корову и попросила мужа украсть ее. Коровой была Нандини, дочь исполняющей желания коровы Сурабхи , и она принадлежала мудрецу Вашиштхе . С помощью своих братьев Дью попытался украсть его, но Вашиштха поймал их и проклял родиться смертными и вести жалкую жизнь. По их просьбе Вашишта проявил милосердие и сказал остальным семи Васу, что они будут освобождены вскоре после рождения. Однако Дю, главный герой кражи, был проклят прожить долгую жизнь на земле. Перед рождением сыновей Гангу попросили убить семерых детей вскоре после их рождения. [10] [3] Услышав это, Шантану был полон горя и сожалений, и Ганга решила бросить его, поскольку ее состояние было нарушено. Прежде чем исчезнуть, она пообещала Шантану вернуть его наследника. [9]

Ганга назвала своего сына Девавратой и отвела его в разные локи (царства), где его воспитывали и обучали многие выдающиеся мудрецы. [11] [12] [13]
- Брихаспати и Шукрачарья обучали Деваврату обязанностям царей (Данданити), политологии и другим шастрам .
- Мудрецы Вашиштха и Чьявана Ведам и Ведангам . научили Деваврату
- Санаткумара : Старший сын бога Брахмы обучал Деваврату ментальным и духовным наукам.
- Маркандейя : бессмертный сын Мриканду из расы Бхригу, получивший вечную молодость от бога Шивы, обучал Деваврату обязанностям Яти.
- Парашурама : сын Джамадагни обучал Бхишму военному делу.
- Индра : царь дэвов. Он даровал Бхишме небесное оружие.
Спустя годы Шантану бродил по берегам Ганги и заметил, что вода в реке обмелела. Он увидел молодого человека, перегораживающего потоки воды плотиной из стрел. Шантану узнал своего сына из-за сходства и умолял Гангу вернуть его. Ганга появилась в юной форме и, как и обещала, передала своего сына Шантану. Молодой Деваврата был известен как Гангадатта, поскольку он был передан Гангой. [14]
Присяга
[ редактировать ]
Деваврата был назначен наследником, и граждане любили его из-за его божественного происхождения и прав. Тем временем Шантану отправился в лес и встретил рыбачку по имени Сатьявати , которая управляла лодками, пересекающими Ямуну . Он влюбился в нее и попросил ее руки и сердца у ее отца. Однако главный рыбак заявил, что согласится только в том случае, если Шантану пообещает поставить наследником сына, рожденного Сатьявати. Шантану отклонил предложение, поскольку он уже пообещал трон Деваврате, и вернулся во дворец. Он начал избегать любой компании и проводить время в постели в горе и одиночестве. Деваврата заметил печаль своего отца и узнал ее причину от министра. [3]
Деваврата немедленно бросился в хижину вождя рыбаков и умолял его о Сатьявати, но вождь рыбаков повторил свое прежнее условие. Ради удовольствия и счастья своего отца Деваврата уступил свои права на трон и пообещал посадить на трон царства сына Сатьявати. Отец Сатьявати не был уверен, поскольку он утверждал, что между сыном Сатьявати и детьми Девавраты могут возникнуть споры относительно прав на трон. Чтобы удовлетворить его, Деваврата дал обет пожизненной брахмачарьи (безбрачия), тем самым отказывая себе в удовольствиях супружеской жизни. [3] [15]
Небожители осыпали цветы с небес, и он стал известен как «Бхишма», поскольку принял ужасный обет. С согласия рыбака Бхишма отвез Сатьявати на колеснице к отцу и сообщил ему о своих обетах. Любящий отец Шантану дал ему дар Ичча Мритью , контроль над временем его смерти. [11] [16] [17] двое детей — Читрангада и Вичитравирья . Шантану и Сатьявати вскоре поженились, и у них родилось [3]
Дела Королевства Куру
[ редактировать ]После смерти отца Бхишма играл важную роль в делах королевства Куру. Он управлял королевством, когда возникали кризисы престолонаследия. Он также устроил бракосочетание своих племянников и пытался установить мир между своими внучатыми племянниками, Кауравами и Пандавами .
В тексте Харивамса упоминается, что во время траура после смерти Шантану Бхишма убил Уграюдху Паураву, государственного деятеля королевства Панчала , который жаждал Сатьявати и пытался купить ее богатством. [18] Согласно «Махабхарате» , Читрангада был коронован как царь, однако вскоре был убит гандхарвой ( небесным музыкантом). Бхишма совершил погребальный обряд Читрангады. [3] [19] Вичитравирья, который был слишком молод, чтобы править, был коронован Бхишмой, но фактический контроль над королевством находился под контролем Сатьявати, пока он не достиг совершеннолетия. В это время Бхишма помогал Сатьявати. [20]
Сваямвара принцесс Каши и битва с Парашурамой
[ редактировать ]Когда Вичитравирья подрос, Бхишма решил привести Амбу , Амбику и Амбалику — принцесс королевства Каши — и выдать их замуж за себя. Бхишма достиг королевства и сразился с Шалвой, легко победив его и по праву одержал победу над принцессами, выбиравшими себе супруга на Сваямваре (церемония, на которой женщина выбирает мужа из группы женихов путем проведения конкурса или задания, и победитель женится на принцессе). Шалва , правитель королевства Шалва или Саубала и любовник Амбы, попытался остановить Бхишму, но потерпел неудачу. Достигнув Хастинапура , Амбика и Амбалика согласились выйти замуж за Вичитравирью, а Амба рассказала Бхишме о своей любви к Шалве. Узнав о ее чувствах, Бхишма отправил Амбу в королевство Саубала.
Удьога Парва далее повествует об Амбе, а также о битве между Бхишмой и Парашурамой. Когда Амба предложил Шалве жениться на ней, он отверг ее, заявив, что уже был унижен во время Сваямвары. Он также сказал ей, что не может принять женщину, которую завоевал другой мужчина. Вариант предполагает, что после того, как Амба вернулась в Хастинапур, Бхишма попросил Вичитравирью жениться на ней, но он также отказался жениться на ней, поскольку она любила другого мужчину. Поскольку некому было принять ее, Амба обвинила Бхишму в ее страданиях и хотела от него отомстить. Она пошла к королям нескольких королевств и пыталась убедить их убить Бхишму; но никто из них не согласился. По совету некоторых мудрецов она встретила Парашураму, учителя Бхишмы, и успешно убедила его дать обет помочь ей. [21]
Парашурама отправился на Курукшетру и послал Бхишме сообщение о встрече с ним. Бхишма прибыл на место и предложил свои услуги своему учителю. Желая разрешить ситуацию, Парашурама приказал ему жениться на Амбе, сказав, что это его долг . Однако Бхишма опроверг это, напомнив ему о своем обете. Это разозлило Парашураму, и он пригрозил Бхишме смертью. Бхишма пытался его успокоить, но это ему не удалось. Началась напряженная битва, когда оба защищали свои слова. Они сражались двадцать три дня, каждый используя небесное оружие. Ганга попыталась остановить их, но безуспешно. [21] На двадцать четвертый день битвы Бхишма попытался использовать Прашвапастру против Парашурамы , но вмешались божественный мудрец Нарада и боги и проявили свою обеспокоенность по поводу использования мощного оружия, которое могло уничтожить мир. Парашурама положил конец конфликту, и битва была объявлена тупиковой. Услышав об этом событии, Амба решила отомстить самостоятельно и совершила суровую аскезу, чтобы угодить богу Шиве . Перед ней появился Шива и заверил, что она переродится и сыграет важную роль в смерти Бхишмы. Удовлетворенная, она разожгла погребальный костер из дров и покончила с собой. Спустя годы она переродилась как Шикхандини , дочь царя Друпады королевства Панчала . [22]
Политические влияния
[ редактировать ]
Вичитравирья был коронован как царь Хастинапура и правил несколько лет, прежде чем умер от туберкулеза . У него не было потомства, и род находился под угрозой исчезновения. Сатьявати убедила Бхишму жениться на вдовах Вичитравирьи и править как царь или, по крайней мере, оплодотворить их, чтобы произвести на свет наследника. [23] Однако Бхишма отказался от предложения и рассказал ей о своем обете. Затем он предположил, что можно попросить мудреца выполнить Нийогу (практику, в которой другого человека просят оплодотворить женщину, чей муж умер или импотент). [24] Сатьявати позвала своего добрачного сына Вьясу , чтобы оплодотворить невесток. [25] [26] [27] Родилось трое детей — Дхритараштра от Амбики, Панду от Амбалики и Видура от служанки. Бхишма обучил их, а также женил. Он устроил свадьбу Дхритараштры с Гандхари , принцессой королевства Гандхара . [28] [29] Он также привез Мадри для Панду из Королевства Мадра , а также женил Видуру на дочери Деваки. [30] [31]
Несмотря на то, что Дхритраштра был старшим среди братьев, ему было отказано на троне из-за его слепоты. Панду был назначен царем, но позже он отказался от своего поста и ушел в лес со своими женами. Дхритараштра стал фактическим царем, а Гандхари родила братьев и сестер Кауравов . Тем временем две жены Панду родили пятерых братьев Пандавов . После преждевременной смерти Панду его первая жена Кунти вернулась в Хастинапур со своими сыновьями. Сатьявати вместе с Амбикой и Амбаликой решили удалиться в лес для аскезы, оставив Бхишме ответственность за королевство. Воин-брамин Дрона был нанят Бхишмой для обучения принцев военному делу. [32]
Кауравы с детства ненавидели своих кузенов и неоднократно пытались их убить. Одним из таких было событие Лакшагрихи , во время которого Дурьодхана — старший Каурав — решил сжечь Пандавов. Бхишма был в отчаянии, но Видура утешил его и сказал им, что Пандавы живы. Это событие привело к спору о престолонаследии между Дурьодханой и Юдхиштхирой . Чтобы решить эту проблему, Бхишма посоветовал Дхритараштре разделить королевство между принцами. Пандавы обосновались в Индрапрастхе и совершили Раджасую, чтобы добиться суверенитета и статуса императора. Бхишма поддержал их и присутствовал на церемонии. Он предложил Юдхиштхире отдать Кришне высшее место в церемонии, но это привело в ярость Шишупалу — врага Кришны. Сначала он протестовал против передачи этой должности Бхишме, но после того, как Бхишма не выказал возражений в отношении почитания Кришны, Шишупала начал его оскорблять. [30]
Бхишма присутствовал во время азартной игры в Хастинапуре , где Драупади — жена Пандавов — была унижена в суде. Когда она задала вопрос о дхарме Юдхиштхиры, потерявшей ее в игре, Бхишма попытался, но не смог ответить ей, и описал дхарму как тонкую. [33]
Война на Курукшетре
[ редактировать ]В великой битве при Курукшетре Бхишма в течение десяти дней был верховным главнокомандующим войсками Кауравов. Он неохотно сражался на стороне Кауравов , поклявшись защищать город Хастинапур от всех угроз и вторжений.
Перед битвой, на собрании армии Кауравов, Бхишма выделил Карну и запретил ему участвовать в войне под его командованием и даже оскорбил его как Сутапутру (сына Суты - ребенка отца-кшатрия и матери-брамина). Затем Карна ответил взаимностью на враждебность, отказавшись служить под началом Бхишмы. По правде говоря, обе стороны оскорбления знали об истинном происхождении Карны, и им пришлось найти предлог, чтобы помешать Карне сражаться со своими братьями.
Бхишма был одним из самых могущественных воинов своего времени и в истории. Он приобрел свою доблесть и непобедимость, будучи сыном священной Ганги и учеником Господа Парашурамы. Несмотря на то, что ему было около пяти поколений, Бхишма был слишком силен, чтобы его мог победить любой воин, живший в то время. Каждый день он убивал не менее 10 000 солдат и около 1000 ратхов .
В начале войны Бхишма поклялся не убивать ни одного из Пандавов, так как любил их, будучи их двоюродным дедушкой. Дурьодхана часто противостоял Бхишме, утверждая, что на самом деле он не сражался за лагерь Кауравов, поскольку он не стал бы убивать ни одного из Пандавов. Он также не позволил никому из Кауравов погибнуть на войне, так как любил всех своих внучатых племянников и хотел мирных переговоров.
Однажды ночью Дурьодхана подошел к Бхишме и обвинил его в том, что он не сражается в полную силу из-за своей привязанности к Пандавам. На следующий день между Бхишмой и Арджуной произошла ожесточенная битва. Хотя Арджуна был очень опытным и могущественным, он не сражался всерьез, поскольку его сердце не хотело причинять вред своему любимому деду Бхишме. Бхишма выпустил стрелы так, что Арджуна и Кришна были ранены. Кришна , разгневанный опустошением Бхишмой армии Пандавов, слез со своего сиденья колесничего и поднял смещенное колесо, намереваясь использовать его вместо своей Сударшана-чакры . Увидев это, и Арджуна, и Бхишма прекратили свою битву, а защитник Хастинапура смиренно сказал аватару Вишну, что он немедленно отдаст свою жизнь, если Кришна предпримет действия здесь и сейчас. В конце концов Арджуна убедил Кришну остаться верным своему обету и вернулся в свою колесницу. Таким образом Бхишма выполнил свой обет заставить Кришну поднять оружие. Тогда Арджуна применил более сильное оружие, ранив Бхишму. Поединок Бхишмы и Арджуны похвалили сами боги, наблюдавшие за ним с неба.
Таким образом, война зашла в тупик. Пока Пандавы размышляли над этой ситуацией, Кришна посоветовал им посетить самого Бхишму и попросить его предложить выход из этой тупиковой ситуации. Бхишма любил Пандавов и знал, что он является препятствием на их пути к победе, поэтому, когда они посетили Бхишму, он намекнул им, как они могут победить его. Он сказал им, что если он столкнется с человеком, который когда-то был противоположным полом, он сложит оружие и больше не будет сражаться.
Позже Кришна рассказал Арджуне, как он может победить Бхишму с помощью Шикханди . Пандавы не согласились на такую уловку, поскольку, используя такую тактику, они не следовали бы по пути Дхармы, но Кришна предложил умную альтернативу. И таким образом, на следующий день, десятый день битвы, Шикханди сопровождал Арджуна, поскольку Арджуна был его защитником на колеснице, и они столкнулись с Бхишмой, который избегал Шикханди. Затем он был сражен в бою Арджуной , пронзенный бесчисленными стрелами. Арджуна выпустил в Бхишму стрелы, пронзив все его тело. Таким образом, как было предопределено (благо Махадевы Амбе, что она станет причиной падения Бхишмы), Шикханди, то есть перевоплощенная Амба, была причиной падения Бхишмы.
Когда Бхишма упал, все его тело было удержано над землей древками стрел Арджуны, которые торчали из его спины, а также через руки и ноги. Вид Бхишмы, лежащего на таком ложе из стрел, смирил даже богов, которые с благоговением наблюдали за ним с небес. Они молча благословили могучего воина. Когда молодые принцы обеих армий собрались вокруг него, спрашивая, могут ли они что-нибудь сделать, он сказал им, что, пока его тело лежит на ложе из стрел над землей, его голова свисает без поддержки. Услышав это, многие принцы, как Кауравы, так и Пандавы, принесли ему подушки из шелка и бархата, но он отказался от них. Он попросил Арджуну дать ему подушку, достойную воина. Затем Арджуна вынул три стрелы из своего колчана и положил их под голову Бхишмы заостренными кончиками стрел вверх. Чтобы утолить жажду ветерана войны, Арджуна пустил стрелу в землю, и струя воды поднялась вверх и попала в рот Бхишмы. [34] Говорят, что сама Ганга поднялась, чтобы утолить жажду своего сына. [21]
Смерть
[ редактировать ]После войны, находясь на смертном одре (кровати со стрелами), он дал Юдхиштхире глубокие и содержательные наставления относительно государственного управления и обязанностей царя. Бхишма всегда отдавал приоритет Дхарме . Он всегда шел путем Дхармы, несмотря на свое состояние, из-за обета он должен был насильно следовать приказам своего царя Дхритхараштры, которые в основном были Адхармой , и он был полностью расстроен. Он был уверен, что должен позволить Дхарме победить, а Пандавам победить, но то, как он вел войну и хранил молчание, было в некотором смысле его грехом, и он заплатил за это ложем стрел. Наконец, Бхишма отказался от боя, сосредоточив свою жизненную силу и дыхание, запечатывая раны и ожидая благоприятного момента, чтобы оставить свое тело на ложе для стрел. Он ждал около 58 ночей зимнего солнцестояния или первого дня Уттараяны, чтобы оставить свое тело на ложе со стрелами. Позже его тело было кремировано императором Юдхиштхирой на торжественной церемонии.
Махабхарата утверждает, что он обрел спасение после смерти. Ему был дарован Маатру Лок (который считается даже выше Сварги, неба). Магха (месяц) Шукла Аштами отмечает годовщину смерти Бхишмы Питамы (Отца), день, известный как Бхишма Аштами . Индусы соблюдают для него Экодишта Шраддху в этот день на протяжении многих поколений, и ее могут совершать только те, чьи отцы умерли. Бхишма Панчака врата (пост) соблюдается во всех храмах Вишну , начиная с Бхишма Аштами, в течение пяти дней до Бхишма Двадаши. [ нужна ссылка ] Люди верят, что у них родится сын, обладающий стойкими качествами Бхишмы, если они будут соблюдать эти священные ритуалы на берегах реки. [35] Также сказано, что те, кто будет соблюдать этот пост, проживут счастливую жизнь и обретут спасение после смерти.

В популярной культуре
[ редактировать ]Фильмы и телевидение
[ редактировать ]О его жизни было снято множество фильмов на разных индийских языках. Первый немой фильм был снят в 1922 году. В период звукового кино был снят первый фильм на хинди (1937). За ним последовал бенгальский фильм 1942 года режиссера Джйотиша Баннерджи. Джахар Гангули исполнил главную роль. [ нужна ссылка ]
- Кинотеатр на телугу , снято два фильма. Первый фильм о Бхишме был снят в 1944 году режиссером Читрапу Нараяной Рао . Джандхьяла Гуринатха Шастри исполнил роль Бхишмы. В 1962 году Б. А. Субба Рао снял фильм под названием «Бхишма» . Главную роль исполнил Н. Т. Рама Рао . [ нужна ссылка ]
- Персонажа Бхишмы сыграл Мукеш Кханна в классическом телесериале Б.Р. Чопры «Махабхарат» (1988).
- В Рамананда Сагара телесериале « Шри Кришна» (1993) этого персонажа сыграл Сунил Нагар.
- Сурендра Пал изобразил этого персонажа в Чандрапракаша Двиведи » «Ek Aur Mahabharat .
- В телесериале «Драупади» (2001) Панкадж Дир . этого персонажа сыграл
- В фильме Balaji Telefilms « Кахаани Хамаарай Махабхаарат Ки» (2008) Ронит Рой . роль сыграла
- В телесериале Star Plus « Махабхарат » (2013) Арав Чоудхари сыграл роль Бхишмы.
- Амитабх Баччан также озвучил персонажа в анимационном «Махабхарате» (2013).
- Навед Аслам в на Sony TV сериале «Сурьяпутра Карн» . [ нужна ссылка ]
- Амбариш сыграл роль Бхишмы в мифологическом фильме на каннада 2019 года « Курукшетра» , который также стал его последним фильмом.
- В малаяламском фильме 2022 года «Бхишма Парвам» главный герой (которого играет Маммотти ) был основан на Бхишме. История и персонажи были вдохновлены Махабхаратой и Крестным отцом .
Современные ссылки
[ редактировать ]танк Т-90 В честь Бхишмы назван основной боевой , один из самых совершенных в мире ОБТ, приобретенный в России для индийской армии . [36] [37]
Примечания
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ www.wisdomlib.org (28 сентября 2011 г.). «Бхишма, Бхишма, Бхишма, Бхишма, Бхишма: 22 определения» . www.wisdomlib.org . Проверено 24 апреля 2023 г.
- ^ Монье-Вильямс 1872 , с. 712.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Мани 1975 , с. 135.
- ^ Длинный 2020 , с. 91.
- ^ Монье-Вильямс 1872 , с. 432.
- ^ Ганди 2004 , с. 115.
- ^ Jump up to: а б Мани 1975 , с. 137.
- ^ Мани 1975 , с. 134.
- ^ Jump up to: а б Гангули , Ади Парва: Раздел 98
- ^ Гангули , Ади Парва: раздел 99
- ^ Jump up to: а б Гангули , Ади Парва: участок 100
- ^ Гангули , Шанти Парва: раздел 38
- ^ «Почему Деваврата стал известен как Бхишма?» . Зи Новости . 12 апреля 2017 года . Проверено 29 августа 2020 г.
- ^ Нарасимхан, Чакраварти В. (1999). Махабхарата: английская версия, основанная на избранных стихах . Мотилал Банарсидасс Publ. ISBN 978-81-208-1673-2 .
- ^ Арора, Джай Гопал (22 марта 2022 г.). कलरव [ Чирикание ] (на хинди). Нью-Дели: Публикации Аль-Лины. стр. 34–42. ISBN 979-8-4370-5396-6 .
- ^ Ирландия, Королевское азиатское общество Великобритании и (1879 г.). Журнал Королевского азиатского общества Великобритании и Ирландии . Издательство Кембриджского университета для Королевского азиатского общества.
- ^ «Клятва Девавраты» . Индус . 7 июля 2016 г. ISSN 0971-751X . Проверено 29 августа 2020 г.
- ^ Бхаттачарья 2004 , с. 21–25.
- ^ Гангули , Ади Парва: Раздел 101
- ^ Гангули , Ади Парва: Раздел 102
- ^ Jump up to: а б с Бхану, Шарада (1997). Мифы и легенды Индии – Великие женщины . Ченнаи: Macmillan India Limited. стр. 30–8. ISBN 0-333-93076-2 .
- ^ «История Махабхараты Раджаджи - страница 5 | Истории Махабхараты, краткое содержание и персонажи из Махабхараты» . www.махабхаратаонлайн.com . Проверено 29 августа 2020 г.
- ^ Мейер, стр. 165–6.
- ^ Гангули, Кисари Мохан (1883–1896). «СЕКЦИЯ CIV». Махабхарата: Книга 1: Ади Парва . Архив священных текстов.
- ^ Чопра, Кусум (17 июня 2017 г.). «Сатьявати, феминистка, выступившая против патриархата» . ДНК Индии . Проверено 26 октября 2020 г.
- ^ Гангули, Кисари Мохан (1883–1896). «РАЗДЕЛ CIII». Махабхарата: Книга 1: Ади Парва . Архив священных текстов.
- ^ Мейер с. 165
- ^ Шривастава, Дивакер Икшит (11 декабря 2017 г.). Расшифровка метафоры Махабхараты . One Point Six Technology Pvt Ltd. ISBN 978-93-5201-000-4 .
- ^ «Махабхарата, Книга 1: Ади Парва: Самбхава Парва: Раздел CX» . www.sacred-texts.com . Проверено 1 сентября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Мани 1975 , с. 136.
- ^ Дебалина (20 декабря 2019 г.). В мифы: реалистичный подход к мифологии и эпосу . Издательство Партридж. ISBN 978-1-5437-0576-8 .
- ^ Далал, Roshen (18 апреля 2014 г.). Индуизм: Алфавитный справочник . Пингвин Великобритания. ISBN 978-81-8475-277-9 .
- ^ Хадсон, Эмили Т. (2013). Дезориентирующая Дхарма: этика и эстетика страдания в Махабхарате . ОУП США. ISBN 978-0-19-986078-4 .
- ^ Вьяса Дева, Кришна Двайпаяна (2018). Махабхарата: текст на санскрите и перевод на английский язык; Перевод по М. Н. Датту . Манматха Натх Датт, Ишвар Чандра, ОН Бимали (4-е изд.). Дели: Паримал Публикации. стр. 427–428. ISBN 978-81-7110-196-2 . OCLC 855398616 .
- ^ «Бхишма Аштами» . Дрик Панчанг . Проверено 24 января 2019 г.
- ^ Роберт Джексон (1 марта 2007 г.). Танки и боевые бронированные машины . Паррагон Инкорпорейтед. стр. 295–. ISBN 978-1-4054-8664-4 . Проверено 24 июня 2012 г.
- ^ С. Мутиа (2008). Мадрас, Ченнаи: 400-летний рекорд первого города современной Индии . Братья Паланиаппа. стр. 288–. ISBN 978-81-8379-468-8 . Проверено 24 июня 2012 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Гангули, Кисари Мохан . «Священные тексты: индуизм» . www.sacred-texts.com . Проверено 12 февраля 2021 г.
- Мани, Веттам (1975). Пураническая энциклопедия: обширный словарь с особым упором на эпическую и пураническую литературу . Издательство Мотилал Банарсидасс. стр. 134–137. ISBN 978-0-8426-0822-0 .
- Монье-Вильямс, сэр Монье (1872). Санскритско-английский словарь, составленный этимологически и филологически: с особым упором на греческий, латинский, готский, немецкий, англосаксонский и другие родственные индоевропейские языки . Кларендон Пресс.
- Ганди, Манека (2004). Книга индуистских имен для мальчиков «Пингвин» . Книги Пингвинов Индия. ISBN 978-0-14-303168-0 .
- Лонг, Джеффри Д. (15 апреля 2020 г.). Исторический словарь индуизма . Роуман и Литтлфилд. ISBN 978-1-5381-2294-5 .
- Мейер, Иоганн Якоб (1989) [1971]. Сексуальная жизнь в древней Индии . Мотилал Банарсидасс Publ. ISBN 81-208-0638-7 .
- Бродбек, Саймон; Брайан, Блэк, ред. (9 августа 2007 г.). Гендер и повествование в Махабхарате . Рутледж. ISBN 978-1-134-11995-0 .
- Далал, Roshen (18 апреля 2014 г.). Индуизм: Алфавитный справочник . Пингвин Великобритания. ISBN 978-81-8475-277-9 .
- Б. Р. Раджам Айяр (30 сентября 1996 г.). Прогулки по Веданте . Мотилал Банараси Дас Паблишерс Пвт Лтд. стр. 113–114. ISBN 9788120809123 . Проверено 7 мая 2020 г.
- Верма, Маниш (2000). Посты и праздники Индии . Diamond Pocket Books (P) Ltd., стр. 73–. ISBN 978-81-7182-076-4 . Проверено 13 июня 2012 г.
- Бхаттачарья, Прадип (май – июнь 2004 г.). «О Кунти и Сатьявати: сексуально напористые женщины Махабхараты» (PDF) . Мануши (142): 21–25.
Внешние ссылки
[ редактировать ]Цитаты, связанные с Бхишмой , в Wikiquote
СМИ, связанные с Бхишмой , на Викискладе?
- Личности и истории из Махабхараты
- Маленькая история, иллюстрирующая величие Бхишмы