Шакуни
Шакуни | |
---|---|
![]() Яванская теневая марионетка Шакуни | |
Информация | |
Пол | Мужской |
Семья | Родители
|
Дети | Флай (сын) |
Родственники |
|
Дом |
Часть серии о |
индуизм |
---|
![]() |
Шакуни ( санскрит : शकुनि , IAST : Śakuni , букв. « птица » ) — один из антагонистов индуистского эпоса «Махабхарата » . Когда он был представлен, он был принцем королевства Гандхара , а позже стал его королем после смерти своего отца Субалы . Он был братом Гандхари и дядей Кауравов по материнской линии .
Изображаемый хитрым и коварным, Шакуни поддерживал своих племянников, особенно старшего, Дурьодхану , в заговоре против их двоюродных братьев — Пандавов . Именно Шакуни сыграл в игру в кости против Юдхиштхиры, что стало одним из важнейших событий эпоса. Используя свои навыки манипуляции и нечестной игры, он дважды выиграл игру, что привело к изгнанию Пандавов и консолидации власти Кауравов. [ 2 ] Во время Курукшетрской войны между Кауравами и Пандавами Шакуни был убит младшим Пандавом, Сахадевой .
Этимология и эпитеты
[ редактировать ]Санскритское слово Шакуни означает «большая птица», часто используется для обозначения стервятника. Другие фигуры с таким же именем включают змея , риши , сына царя Икшваку и асура , сына Хираньякши , который был отцом Врикасуры. [ 3 ]
Шакуни упоминается эпитетами в Махабхарате . [ 4 ] Различные отчества включают Саубала, Саубалака, Саубалея, Субаладжа и Субалапутра . Из-за своего происхождения из Гандхары Шакуни также называли Гандхарапати, Гандхарараджа, Гандхарараджапутра, Гандхарараджасута . Парватия («тот, кто с гор») и Китава («игрок») также являются известными эпитетами Шакуни. [ 3 ] [ 4 ]
Ранняя жизнь и семья
[ редактировать ]Согласно Махабхарате , Шакуни был воплощением Двапара Юги , олицетворенной третьей эпохи в индуистской космологии . Он был сыном Субалы, царя Гандхары (современный Афганистан ). У Шакуни была сестра по имени Гандхари и множество братьев, среди которых наиболее выдающимися были Ачала и Вришака. [ 3 ] [ 5 ] Улука был его сыном и служил посланником во время войны на Курукшетре . [ 6 ] В эпопее Ашвамедхика Парва упоминается потомок Шакуни, который правил Гандхарой после битвы на Курукшетре. [ 5 ]
Ади Парва Махабхараты говорит , что Бхишма , тогдашний хранитель царства Куру, отправился в Гандхару, чтобы устроить бракосочетание ее принцессы Гандхари с Дхритараштрой , старшим сыном Вичитравирьи, слепым от рождения. Субала поначалу сопротивлялся из-за слепоты Дхритараштры, но позже согласился, учитывая высокую репутацию королевской семьи Куру. [ 7 ] Шакуни сопровождал свою сестру в Хастинапур , столицу Куру. После свадьбы Шакуни вернулась в Гандхару. [ 3 ] [ 8 ]
Влияние на Куру
[ редактировать ]Шакуни часто посещал Хастинапур и оставался там, чтобы присматривать за своей сестрой, которая из преданности слепому мужу завязала себе глаза, и своим детям, Кауравам . [ 9 ] Точно так же Кришна (двоюродный брат Пандавов по материнской линии ) помогает братьям Пандавам на протяжении всего эпоса. также играет семья Драупади (общая жена Пандавов) Большую роль в воспитании ее детей . На основе подобных примеров учёные отмечают важность и влияние материнских семей на формирование повествования Махабхараты . [ 10 ] [ 9 ]
Шакуни был в тесном союзе со своим старшим племянником Дурьодханой и желал, чтобы он стал следующим императором клана Куру. На протяжении всего эпоса он помогает Дурьодхане в его планах отобрать трон у Пандавов. [ 3 ]
Игра в кости
[ редактировать ]
В эпосе наиболее важным эпизодом с участием Шакуни является азартный матч между Дурьодханой и Юдхиштхирой (старшим братом Пандавом). Событие является одним из поворотных моментов в эпосе, которое приводит к унижению Драупади и изгнанию Пандавов. [ 3 ] [ 5 ]
Сабха Парва Махабхараты Об этом событии повествует . Когда между Дурьодханой и Юдхиштхирой возникает спор о престолонаследии, Дхритараштра делит Королевство Куру на две области. Пандавы основали город Индрапрастха , который служит столицей их половины владений предков. Чтобы добиться императорского статуса, Юдхиштхира решает провести Раджасуя яджну, и к жертвоприношению приглашаются королевские семьи разных королевств. Шакуни вместе со своим отцом, братьями и племянниками также присутствует на мероприятии. После завершения яджны все гости возвращаются в свои королевства, но Шакуни и Дурьодхана остаются и становятся свидетелями богатства и процветания Пандавов. [ 3 ] [ а ]
Вернувшись в Хастинапур , Шакуни замечает беспокойство Дурьодханы по поводу растущей славы и процветания Пандавов. Он извлекает выгоду из ревности Дурьодханы и предлагает организовать Пашу — игру в кости — чтобы уладить спор между Кауравами и Пандавами. Шакуни, известный как Грандмастер игры в кости, предлагает идею дуэли между двумя ветвями клана Куру посредством игры в кости. Дурьодхана поддерживает эту идею, и они планируют использовать Шакуни в качестве доверенного лица Дурьодханы в игре. Шакуни вместе с Дурьодханой убеждает Дхритараштру организовать игру в кости. Несмотря на возражения мудрого советника Видуры , Дурьодхана угрожает покончить жизнь самоубийством, если его план не будет принят. Дхритараштра, потрясенный горем сына, неохотно соглашается продолжить игру. Видура снова пытается остановить игру, осознавая опасность, которую она представляет. Он обращается к Дхритараштре с просьбой прекратить разбирательство, подчеркивая неэтичный характер игры и лживую тактику Шакуни. Шакуни уверяет Дхритараштру, что он заметил плохие навыки Юдхиштхиры в игре в кости, несмотря на его страсть к игре. Он планирует воспользоваться этой слабостью, зная, что Юдхиштхира будет уязвимым противником в предстоящем матче. [ 11 ] [ 12 ]
Несмотря на предупреждения Видуры, Юдхиштхира соглашается на предложенный азартный матч и прибывает в Хастинапуру в сопровождении своих братьев и их жены Драупади. Шакуни, как доверенное лицо Дурьодханы, участвует в игре из 20 бросков с Юдхиштхирой. Каждый раз Юдхиштхира проигрывает, что приводит к постепенной потере его богатства, слуг и даже братьев. Шакуни, не извиняющийся за использование обмана, оправдывает свою тактику тем, что она необходима достойному сопернику. Он отклоняет призыв Юдхиштхиры избегать нечестных действий и продолжает игру, используя свой опыт в том, чтобы придать краже вид умелой игры. Во время игры умение Шакуни представить нечестную игру честной развлекает Дурьодхану и старейшин Кауравов. Дхритараштра, ослепленный волнением, после каждого броска жадно спрашивает, выиграла ли Шакуни. В конце концов, Юдхиштхира ставит на карту себя и проигрывает. После этого он теряет Драупади, что приводит к ее унижению со стороны Дурьодханы и его союзников. [ 3 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ]
Драупади подвергает сомнению ответственность Юдхиштхиры за то, что он поставил ее на карту после того, как проиграл в игре, и ему удается вернуть свое имущество у Дхритараштры. [ 15 ] После игры в кости Сахадева , младший из Пандавов, в порыве гнева поклялся убить Шакуни. [ 3 ] После возвращения Пандавов в свою столицу Дурьодхана, недовольный провалом своего прежнего плана, жалуется Дхритараштре и заставляет его немедленно пригласить Юдхиштхиру на новый раунд игры. В этом раунде оговаривается только одна ставка с изгнанием проигравшей стороны на тринадцать лет. Благодаря навыкам Шакуни Дурьодхана снова побеждает, и Пандавы вынуждены покинуть страну. [ 12 ] [ 16 ]
Курукшетра Война и смерть
[ редактировать ]Шакуни активно участвовал в войне на Курукшетре на стороне Кауравов, где продемонстрировал сочетание мастерства, хитрости и стратегии. В первый день войны Шакуни вступил в поединок с Пративиндхьей ( Бхишма Парва , глава 45, стих 63). По ходу войны он вступил в конфронтацию с Ираваном , которому удалось убить в битве пятерых братьев Шакуни ( Бхишма Парва , глава 90, стих 25). Впоследствии Шакуни столкнулся с Юдхиштхирой , Накулой и Сахадевой , потерпев поражение от их рук ( Бхишма Парва , глава 105, стих 8). [ 3 ]
Его использование трюков с иллюзиями против Арджуны было встречено стойко, поскольку Арджуна успешно противостоял им, вынудив Шакуни отступить с поля битвы ( Дрона Парва , глава 30, стих 15). Шакуни также участвовал в бою с Абхиманью , Накулой, Сахадевой и Сатьяки . Позже натиск Бхимы привел к гибели семи махарати и пяти братьев Шакуни ( Дрона Парва , глава 157, стих 22). По мере того, как война переросла в Карна Парву , Шакуни победил Шрутасену , но уступил доблести Сатьяки и Бхимы в последующих сражениях ( Карна Парва , Глава 25, Стих 40; Карна Парва , Глава 61, Стих 48; Карна Парва , Глава 77, Стих 66). В Шалья Парве Шакуни был ранен конницей Пандавов ( Шалья Парва , глава 23, стих 41). [ 3 ]
На 18-й день войны Пандавы напали на Шакуни, Улуку и их армию. Когда Дурьодхана и другие его братья бросились защищать своего дядю, Бхима вмешался , сразился с оставшимися Кауравами и убил многих из них (кроме Дурьодханы). Тем временем Накула убил многих выдающихся гандхарских воинов и телохранителей Улуки . Сахадева сразился с Шакуни и Улукой и вскоре после этого убил Улуку. Шакуни пришла в ярость и напала на Сахадеву . Он сломал свою колесницу и лук, но Сахадева взошел на другую колесницу и яростно сражался с Шакуни. После множества атак и подкатов оба они сошли с колесниц, чтобы уладить дела в поединке. Затем Сахадева обезглавил Шакуни и убил его. . [ 3 ]
В производной литературе
[ редактировать ]В последующих литературных произведениях, последовавших за «Махабхаратой» , и в различных повествовательных адаптациях Шакуни изображается как фигура, подвергающаяся виктимизации, движимая стремлением отомстить Куру. восьмого века Джайнский текст , Харивамса Пурана , повествует легенду, утверждающую, что астрологи предсказали короткую продолжительность жизни мужа Гандхари при ее рождении. Чтобы предотвратить эту участь, Субала и его сыновья торжественно выдали Гандхари замуж за козла перед ее браком с Дхритараштрой, впоследствии принеся козла в жертву, чтобы свести на нет предсказанное несчастье. Бхишма, обнаружив этот ритуал, осуждает Субалу за то, что он позволил предполагаемой «вдове» войти в его семью, и решает наказать Субалу и его родственников, что приводит к их тюремному заключению и строгому нормированию. Пленники, признавая интеллект и мстительный потенциал Шакуни, отдают ему свои скудные средства к существованию. В конце концов, Субала и другие его сыновья погибают, а Шакуни выживает и достигает освобождения. Альтернативно, в другом сообщении утверждается, что Бхишма заключил семью Шакуни из-за их отказа выдать Гандхари замуж за слепого Дхритараштру, причем Дурьодхана иногда заменял Бхишму в этой роли. Последнее повествование встречается в Одия Махабхарата , региональный пересказ эпоса. [ 10 ]
Во всех этих повествованиях Шакуни торжественно клянется возмездие, планируя постепенную гибель Хастинапура. Он достигает этого, манипулируя своим импульсивным племянником Дурьодханой, чтобы он спровоцировал войну с Пандавами, что привело к падению линии Куру. В некоторых версиях сказки Шакуни вылепливает игральные кости из костей своих умерших членов семьи, обеспечивая их непогрешимость в игре, поскольку душа отца Шакуни якобы влияет на игральные кости, приводя к желаемому результату. [ 10 ] [ 17 ] Однако эти повествования противоречат повествованию, засвидетельствованному в Махабхарате ; Субала и его сыновья посетили Раджасуя яджну Юдхиштхиры , в то время как братья Шакуни сражались в великой войне на Курукшетре и были убиты во время конфликта. [ 3 ] [ 7 ]
Сноски
[ редактировать ]- ↑ История продолжается: Дурьодхана упал в бассейн с водой во дворце, а Пандавы смеются над ним. Униженный этим, Дурьодхана и его союзники возвращаются в Хастинапур.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Махабхарата: Том 2 . Пингвин Великобритания. 1 июня 2015 г. ISBN 978-81-8475-403-2 .
- ^ Маккензи, Дональд Александр (15 августа 2020 г.). Индийские мифы и легенды . Совет директоров – Книги по запросу. ISBN 978-3-7524-4315-8 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Мани, Веттам (1975). Пураническая энциклопедия: всеобъемлющий словарь со специальными ссылками на эпическую и пураническую литературу . Робартс – Университет Торонто. Дели: Мотилал Банарсидасс. п. 670. ИСБН 9780842608220 .
- ^ Перейти обратно: а б Ганди, Манека (2004). Книга индуистских имен для мальчиков «Пингвин» . Книги Пингвинов Индия. ISBN 978-0-14-303168-0 .
- ^ Перейти обратно: а б с Мойтра, Танни (1 декабря 2017 г.). «Регион через тексты: изображение Гандхары в Махабхарате » В Рэе, Химаншу Прабха (ред.). Буддизм и Гандхара: археология музейных коллекций . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 978-1-351-25274-4 .
- ^ Мани 1975, с. 805
- ^ Перейти обратно: а б Мани 1975, 745
- ^ «Махабхарата, Книга 1: Ади Парва: Самбхава Парва: Раздел CX» . www.sacred-texts.com . Проверено 1 сентября 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б Карве, Иравати (2006). Юганта: Конец эпохи . Ориент Лонгман. ISBN 978-81-250-1424-9 .
- ^ Перейти обратно: а б с Паттанаик, Девдутт (2010). Джая: иллюстрированный пересказ Махабхараты . Книги Пингвинов Индия. п. 141. ИСБН 978-0-14-310425-4 .
- ^ Перейти обратно: а б Хестерман, Дж. К.; Хук, Альберт В. Ван ден; Колфф, Дирк Х.А.; Оорт, MS (1992). Ритуал, государство и история в Южной Азии: очерки в честь Дж. К. Хистермана . БРИЛЛ. ISBN 978-90-04-09467-3 .
- ^ Перейти обратно: а б с Чакрабарти, Ариндам; Бандиопадхьяй, Сибаджи (19 сентября 2017 г.). Махабхарата сейчас: повествование, эстетика, этика . Рутледж. ISBN 978-1-317-34214-4 .
- ^ «Махабхарата, Книга 2: Сабха Парва: Шишупала-бадха Парва: Раздел LVIII» . Sacred-texts.com . Проверено 5 августа 2024 г.
- ^ «Махабхарата, Книга 2: Сабха Парва: Шишупала-бадха Парва: Раздел LXIV» . Sacred-texts.com . Проверено 5 августа 2024 г.
- ^ «Махабхарата, Книга 2: Сабха Парва: Шишупала-бадха Парва: Раздел LXX» . Sacred-texts.com . Проверено 5 августа 2024 г.
- ^ «Махабхарата, Книга 2: Сабха Парва: Шишупала-бадха Парва: Раздел LXXV» . Sacred-texts.com . Проверено 5 августа 2024 г.
- ^ «Эпосы как романы» . Девдутт . 7 января 2017 года . Проверено 6 июля 2021 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Датт, Ромеш (1899). «Маха-Бхарата, эпос Древней Индии» .
- Двайпаяна, Вьяса. «Махабхарата Кришны» .
- Гангули, Кисари. «Махабхарата Кришна-Двайпаяна Вьясы» .
- Менон, Рамеш (20 июля 2006 г.). Современная интерпретация Махабхараты . iUniverse. ISBN 9780595845644 .
- История Шакуни , Шрибд.
- Сучетана Сен Кумар. «Субал Шакуни» опубликовано в издательстве «Экалавья Пракашан» в 2021 году (ранее опубликовано в 2020 году на международной книжной ярмарке в Калькутте).