Карма йога
Часть серии о |
индуизм |
---|
Карма-йога ( санскрит : कर्म योग ), также называемая Карма-маргой , является одной из четырех [1] [2] классические духовные пути в индуизме , основанные на « йоге действия», [3] остальные — это Джнана-йога (путь знания), Раджа-йога (путь медитации) и Бхакти-йога (путь любовной преданности личному богу). [4] [5] [6] Для карма-йога правильное действие — это форма молитвы. [7] В индуизме эти пути не являются взаимоисключающими, но относительный акцент между карма-йогой, джняна-йогой и бхакти-йогой варьируется в зависимости от человека. [8]
Из классических путей духовного освобождения в индуизме карма-йога — это путь бескорыстных действий. [7] [9] Оно учит, что духовный искатель должен действовать в соответствии с дхармой , не привязываясь к плодам или личным последствиям. Карма-йога, как утверждает Бхагавад-гита , очищает ум. Это заставляет человека рассматривать дхарму работы и работу в соответствии со своей дхармой, выполняя работу Бога и в этом смысле становясь «подобными богу Кришне » в каждый момент своей жизни. [7]
Концепция
[ редактировать ]По словам Кришны в Бхагавад-гите, карма-йога — это духовная практика «самоотверженных действий, совершаемых на благо других». [10] [11] Карма-йога – это путь достижения мокши (духовного освобождения) через труд. Это законное действие без привязанности к плодам и без манипулирования возможными результатами, преданность своему долгу и старание изо всех сил, оставаясь нейтральным к наградам или результатам, таким как успех или неудача. [12] В индуизме эта концепция известна как сева , что означает бескорыстное служение другим как средство духовной практики. [13]
Тенденция человека искать плоды действий является нормальной, утверждают индуистские тексты, но исключительная привязанность к плодам и положительным непосредственным последствиям может поставить под угрозу дхарму (этическое, законное действие). Карма-йога, как утверждает Билимория, — это «этически продуманное действие». [14] По мнению Стивена Филлипса, профессора философии и азиатских исследований, «только дхармическое подходит в карма-йоге действие» , в котором человек преуменьшает свою исключительную роль или свои исключительные интересы. Вместо этого карма-йог беспристрастно учитывает интересы всех сторон, всех существ, элементов Пракрити , а затем поступает правильно. [15] Однако, добавляет Филлипс, есть комментаторы, которые не согласны с этим и заявляют, что «любое действие можно выполнять как карма-йогу», и оно не обязательно должно соответствовать дхарме. [15] [16]
Карма йога
Ваша работа – ваша ответственность,
а не его результат.
Никогда не позволяйте плодам своих действий
быть твоим мотивом.
И не поддаваться бездействию.
Крепко настройтесь на себя, делайте свое дело,
ни к чему не привязан.
Оставайся уравновешенным в успехе,
и в неудаче.
Уравновешенность — это истинная йога.
Карма-йога, как утверждает Билимория, не означает отказ от эмоций или желаний, скорее, это означает действие, движимое «невозмутимостью, балансом», с «бесстрастием, незаинтересованностью», избеганием «односторонности, страха, жажды, предпочтения себе или одной группе или клану». , жалость к себе, самовозвеличивание или любая форма крайней реактивности». [14] Карма-йог действует и выполняет свой долг, будь то «домохозяйка, мать, медсестра, плотник или сборщик мусора, не думая о собственной славе, привилегиях или финансовом вознаграждении, а просто как посвящение Господу». , – утверждает Гарольд Кауард – профессор религиоведения, специализирующийся на индийских религиях. [19]
По словам Филлипса, карма-йога применима к «любому действию в любой профессии или семейной деятельности», в котором йог самоотверженно работает на благо других. Это контрастирует с другими формами йоги, которые сосредоточены на саморазвитии и самореализации, обычно с изоляцией и медитативным самоанализом. [20] Идея «бескорыстного действия», утверждает Филлипс, не является уникальной для индуизма, и аналогичные заповеди бескорыстного отсутствия жажды для монахов и монахинь можно найти в буддизме и джайнизме. [21]
Бхагавад Гита
[ редактировать ]Согласно Бхагавад-гите , самоотверженное служение правильному делу и единомышленникам, с правильными чувствами и правильным отношением, является формой поклонения и духовности. [7] [22] [примечание 1]
В стихе 3.4 Бхагавад-гиты говорится, что уклонение от работы или отказ от ее начала не являются путем к освобождению от рабства, точно так же, как отречение от мира и ношение монашеской одежды не делает человека автоматически духовным. [24] Бездействие — это форма действия, имеющая последствия и кармическое воздействие, а природа существования такова, что люди всегда действуют в своем окружении, теле или уме, и ни на мгновение они не действуют, согласно стиху 3.5. [24] [25] В стихах с 3.6 по 3.8 Бхагавад -гиты говорится, что действие может быть мотивировано телом или управляться внешними воздействиями. Альтернативно, это может быть мотивировано внутренним размышлением и истинным «я» (душой, Атманом, Брахманом). [12] [24] [26] Первое создает рабство, второе дает свободу. Духовный путь к освобожденному состоянию блаженства состоит в том, чтобы делать все возможное, оставаясь при этом непривязанным к результатам, плодам, успеху или неудаче. Карма-йог, практикующий такую нишкама карму ( нишкамакарма ), утверждает Бхавук, следует «путешествию внутрь, которое по своей сути приносит удовлетворение и удовлетворение». [24] [27] [28]
Часть предпосылки «бескорыстного действия» заключается в том, что чем больше человек действует с надеждой получить вознаграждение, тем больше он подвержен разочарованию, разочарованию или саморазрушительному поведению. Далее, другая часть предпосылки состоит в том, что чем больше человек привержен «бескорыстному действию», тем больше он учитывает дхарму (этическое измерение), сосредотачивается на других аспектах действия, стремится сделать все возможное, и это ведет к освобождению. расширение прав и возможностей. [29]
Согласно главе 5 «Бхагавад -гиты» , и саньяса (отречение, монашеская жизнь), и карма-йога являются средствами к освобождению. Между ними рекомендуется карма-йога , утверждая, что любой, кто является преданным карма-йогом, не испытывает ни ненависти, ни желаний, и поэтому такой человек является «вечным отречением». [26]
Бхагавад -гита дает краткое изложение процесса карма-йоги. [30] Сама Гита представляет собой главу из эпоса, известного как Махабхарата , в которой происходит диалог между принцем Арджуной и его другом и колесничим Кришной на пороге великой династической войны. Их разговор ведет Арджуна, охваченный печалью и опасениями по поводу предстоящей битвы, в которой у него есть друзья и родственники с обеих сторон. В ответ Кришна затем разъясняет ряд философских систем и практик йоги (включая карма-йогу), с помощью которых Арджуна действительно должен продолжать борьбу за праведные принципы.
В Бхагавад-гите Кришна говорит:
«тасмад асактах сататам карьям карма самачара асакто хй ачаран карма парам апноти пурушах»
Поэтому, не привязываясь к результатам деятельности, следует действовать исходя из долга, ибо, работая без привязанности, человек достигает Всевышнего. [31]
Другие индуистские тексты
[ редактировать ]Самыми ранними текстами, которые являются предшественниками идей карма-йоги в Бхагавад-гите, являются древние Упанишады, такие как Брихадараньяка-упанишада . [32] В других ведических текстах, а также в постведической литературе Мимамса школы индуистской философии упоминается карма марга , но они контекстуально относятся к пути ритуалов. [33] По мнению Раджу, идеи мимамсы, хотя и ортодоксальные, были благодатной почвой, на которой развились более поздние идеи карма-йоги . [34]
Карма-йога обсуждается во многих других индуистских текстах. Например, в разделе 11.20 « Бхагавата-пураны» говорится, что есть только три средства духовного освобождения: гьяна-йога (знание), карма-йога (действие) и бхакти-йога (преданность). [35] Те, кто придерживается философских взглядов, предпочитают «путь знания». Те, кто склонен к продуктивному применению искусств, умений и знаний, предпочитают «путь кармы». Те, кто предпочитает эмоциональную связь, предпочитают «путь преданности». Эти три пути пересекаются, но с разным относительным акцентом. [8] [35]
Обсуждения карма-йоги также можно найти в главе 33 « Нарада-пураны» . [36]
Позже новые движения в индуизме добавили раджа-йогу в качестве четвертого духовного пути, но не все признают, что он отличается от трех других. [37] [38]
Карма йога против Крийя йоги
[ редактировать ]В то время как карма-йога определяется как «йога действия», крийя-йога — это «йога ритуального действия». Крийя-йога встречается в тантрических текстах, и ее практикующие полагают, что она активирует чакры и энергетические центры тела посредством дисциплинированных дыхательных практик. В этом смысле крийя-йога является разновидностью карма-йоги. [39] [ сомнительно – обсудить ]
См. также
[ редактировать ]- Поток (психология)
- Танха – жадность, жажда
- Три яда – три недуга, упомянутые в буддийских текстах как то, что вовлекает людей в цикл перерождений и страданий.
- Трул Хор
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Первые шесть глав Бхагавад -гиты посвящены карма-йоге, главы 7–12 посвящены бхакти-йоге , а главы 13–18 описывают джняна-йогу . [23]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «4 пути йоги» . 10 февраля 2019 г.
- ^ «Четыре пути йоги» .
- ^ PT Raju (1954), Концепция духовного в индийской мысли , Философия Востока и Запада, Vol. 4, № 3 (октябрь 1954 г.), стр. 210.
- ^ Джон Лохтефельд (2014), Иллюстрированная энциклопедия индуизма, Rosen Publishing, Нью-Йорк, ISBN 978-0823922871 , стр. 98–100, см. также статьи о бхактимарге и джнянамарге.
- ^ Клостермайер, Клаус (1989). Обзор индуизма . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. 210–212. ISBN 978-0-88706-807-2 .
- ^ Карен Печелис (2014), Воплощение бхакти, Oxford University Press, ISBN 978-0195351903 , стр. 14–15, 37–38.
- ^ Перейти обратно: а б с д Роберт А. МакДермотт (1975), Индийская духовность на Западе: библиографическое картирование , Философия Востока и Запада, University of Hawai'i Press, Vol. 25, № 2 (апрель 1975 г.), стр. 228–230.
- ^ Перейти обратно: а б В. Хорош; Тэд Клементс (2012). Религия и человеческие цели: междисциплинарный подход . Спрингер Наука. стр. 258–259. ISBN 978-94-009-3483-2 .
- ^ Перейти обратно: а б Гарольд Г. Кауард (2012). Совершенство человеческой природы в восточной и западной мысли . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. 142–145. ISBN 978-0-7914-7885-1 .
- ^ Джеймс Г. Лохтефельд (2002). Иллюстрированная энциклопедия индуизма: AM . Издательская группа Розен. п. 352. ИСБН 978-0-8239-3179-8 .
- ^ Джеффри Бродд (2009). Мировые религии: путешествие открытий . Пресса Сент-Мэри. стр. 53–54. ISBN 978-0-88489-997-6 .
- ^ Перейти обратно: а б Мулла, Зубин Р.; Кришнан, Венкат Р. (2013). «Карма-йога: индийская модель нравственного развития». Журнал деловой этики . 123 (2). Springer Nature: 342–345, контекст: 339–351. дои : 10.1007/s10551-013-1842-8 . S2CID 29065490 .
- ^ Джейкобс, Стивен (2010). Индуизм сегодня: Введение . Лондон: Международное издательство Continuum. п. 43. ИСБН 9786612874345 .
- ^ Перейти обратно: а б П. Билимория (2014). С ван Хофт (ред.). Справочник по этике добродетели . Рутледж. п. 302. ИСБН 978-1-317-54477-7 .
- ^ Перейти обратно: а б Стивен Филлипс (2009). Йога, карма и перерождение: краткая история и философия . Издательство Колумбийского университета . стр. 97–102. ISBN 978-0-231-14485-8 .
- ^ Уильям Л. Близек (2009). Непрерывный спутник религии и кино . Академик Блумсбери. стр. 161–162. ISBN 978-0-8264-9991-2 .
- ^ Клаус К. Клостермайер (2007). Индуизм: Руководство для начинающих . Оксфорд: Один мир. стр. 63–66. ISBN 978-1-85168-538-7 .
- ^ Уинтроп Сарджант (2010). Кристофер Ки Чаппл (ред.). Бхагавад-гита: издание к двадцать пятой годовщине . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. 124–135 со сносками. ISBN 978-1-4384-2840-6 .
- ^ Гарольд Г. Кауард (2012). Совершенство человеческой природы в восточной и западной мысли . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. 132–133. ISBN 978-0-7914-7885-1 .
- ^ Стивен Филлипс (2009). Йога, карма и перерождение: краткая история и философия . Издательство Колумбийского университета. стр. 100–101. ISBN 978-0-231-14485-8 .
- ^ Стивен Филлипс (2009). Йога, карма и перерождение: краткая история и философия . Издательство Колумбийского университета. п. 99. ИСБН 978-0-231-14485-8 .
- ^ Стивен Филлипс (2009). Йога, карма и перерождение: краткая история и философия . Издательство Колумбийского университета. стр. 99–100. ISBN 978-0-231-14485-8 .
- ^ Брайан Ходжкинсон (2006). Сущность Веданты . Лондон: Арктур. стр. 91–93. ISBN 978-1-84858-409-9 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Дхарм Бхавук (2011). Духовность и индийская психология: уроки Бхагавад-гиты . Спрингер Наука. стр. 147–148 со сносками. ISBN 978-1-4419-8110-3 .
- ^ Юврадж Кришан (1997). Учение о карме: ее происхождение и развитие в брахманической, буддийской и джайнской традициях . Бхаратия Видья Бхаван. стр. 112–114. ISBN 978-81-208-1233-8 .
- ^ Перейти обратно: а б Элиот Дойч; Рохит Далви (2004). Основная Веданта: новый источник Адвайта Веданты . Мировая Мудрость. стр. 64–68. ISBN 978-0-941532-52-5 .
- ^ Тара Чаттерджи (2003). Знание и свобода в индийской философии . Лексингтон. стр. 125–137. ISBN 978-0-7391-0692-1 .
- ^ Джинин Д. Фаулер, 2012 .
- ^ Джонардон Ганери (2007). Скрытое искусство души: теории личности и практики истины в индийской этике и эпистемологии . Издательство Оксфордского университета. стр. 67–69. ISBN 978-0-19-920241-6 .
- ^ Махариши Махеш Йоги о Бхагавад-Гите, новом переводе и комментариях, главы 1-6. Penguin Books, 1969, стр. 131 (т. 45), стр. 144 (т. 51), стр. 149–150 (т. 54)
- ^ «Бхагавад Гита 3.19» . vedabase.io . Проверено 3 ноября 2020 г. .
- ^ Стивен Филлипс (2009). Йога, карма и перерождение: краткая история и философия . Издательство Колумбийского университета. стр. 164–165. ISBN 978-0-231-14484-1 .
- ^ Клаус К. Клостермайер (2007). Обзор индуизма: третье издание . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. 119–121, 133–135. ISBN 978-0-7914-7082-4 .
- ^ PT Raju (1954), Концепция духовного в индийской мысли , Философия Востока и Запада, Vol. 4, № 3 (октябрь 1954 г.), стр. 212-213.
- ^ Перейти обратно: а б Т. Р. Шарма (2013). Карел Вернер (ред.). Божественная любовь: исследования бхакти и религиозного мистицизма . Тейлор и Фрэнсис. п. 85. ИСБН 978-1-136-77468-3 .
- ^ Ален Даниэлу (1991). Йога: овладение тайнами материи и Вселенной . Внутренние традиции. п. 169. ИСБН 978-0-89281-301-8 .
- ^ Родерик Хиндери (1978). Сравнительная этика в индуистской и буддийской традициях . Мотилал Банарсидасс. стр. 26–27. ISBN 978-81-208-0866-9 .
- ^ Джордж Д. Криссайдс (2012). Исторический словарь новых религиозных движений . Роуман и Литтлфилд. п. 285. ИСБН 978-0-8108-6194-7 .
- ^ Констанс Джонс; Джеймс Д. Райан (2006). Энциклопедия индуизма . Издательство информационной базы. стр. 248, 476, 511. ISBN. 978-0-8160-7564-5 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Джинин Д. Фаулер (2012). Бхагавад-гита: текст и комментарии для студентов, глава 3 . Сассекс Академик Пресс. ISBN 978-1-84519-520-5 . OCLC 748941730 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Правин К. Шах. «Вся жизнь – это йога» . Центр джайнских исследований Северной Каролины, Гарвардский архив. Архивировано из оригинала 19 февраля 2001 года.