Индуистская мифология

Часть серии о |
индуизм |
---|
![]() |



Часть серии о |
Индуистская мифология |
---|
![]() |
Источники |
Космология |
Божества |
Личности эпосов |
Портал индуизма |
Мифология |
---|
Индуистская мифология — это совокупность мифов , приписываемых и поддерживаемых приверженцами индуистской религии , которые встречаются в индуистских текстах , таких как Веды , [1] итихаса ( эпопеи Махабхараты и Рамаяны , [2] ) Пураны , [3] и мифологические истории, характерные для конкретной этнолингвистической группы, такие как тамильские Перия Пуранам и Дивья Прабандхам , а также Мангал Кавья из Бенгалии. Индуистские мифы также встречаются в широко переводимых популярных текстах, таких как басни Панчатантра и Хитопадеша , а также в Юго-Восточной Азии . текстах [4] [5]
Значение слова «миф»
[ редактировать ]Миф — это жанр фольклора состоящий или теологии, в основном из повествований , которые играют фундаментальную роль в обществе, таких как основополагающие сказки или мифы о происхождении . Для фольклористов, историков, философов или богословов это сильно отличается от использования слова «миф», просто указывающего на то, что что-то неправда. Напротив, истинностная ценность мифа не является определяющим критерием. [6]
Индуистские мифы можно найти в Ведах , итихасе ( Рамаяна и Махабхарата ) и основных Пуранах . Другие источники включают бенгальскую литературу, такую как Мангал-Кавья , и тамильскую литературу , такую как Дивья Прабандхам , Тирумурай и Пять Великих Эпосов .
Истоки и развитие
[ редактировать ]Цивилизация долины Инда
[ редактировать ]По мнению Джозефа Кэмпбелла , долина Инда (2600–1900 гг. до н.э.), возможно, оставила следы в верованиях и традициях индуизма. Артефакты выявили мотивы, которые также используются и почитаются индуистами сегодня, такие как основные мужские божества, которым поклоняется правящая элита, богини-матери, духи природы, поклонение змеям , а также почитание других териоморфных (животных) существ. [7] Эти темы будут поддерживаться дравидийской народной религией даже после упадка ее родительской цивилизации около 1800 г. до н.э. [8]
Ведический период
[ редактировать ]Важным фактором развития индуизма была ведическая религия. Индоарийская миграция принесла их особые верования на Индийский субконтинент, где Веды были составлены около 1500 г. до н.э. В ведический пантеон божеств индоариев входили главный бог Индра , солнечное божество Сурья , Ушас , а также Агни . [9] [10]
Брахманский период
[ редактировать ]В этот период были созданы комментарии, называемые « Брахманами» . [11]
Период Упанишад
[ редактировать ]По словам Уильямса, с 900 по 600 год до нашей эры протесты населения против жертвоприношений ведическим богам и восстания против класса брахманов привели к принятию реформы последними и составлению четвертой Веды и текстов Веданты . Около половины Упанишад носили мистический и объединяющий характер, говоря о переживании божественного как единого (экам), тогда как другая половина пропагандировала преданность одному или нескольким божествам. Прославлялись новые боги и богини, и начали внедряться религиозные практики. [12]
Шраманские движения
[ редактировать ]Такие элементы, как элементы буддизма и джайнизма, внесли свой «гетеропраксический» вклад в более позднюю индуистскую мифологию, например, храмы, внутренние святилища и ритуалы, созданные по образцу служения божественному царю. Традиции отречения внесли элементы, ставящие под сомнение жертвоприношения и убийство животных, а также пропагандировали аскетизм и вегетарианство. Все эти темы были включены классами брахманов в более поздний индуистский синтез , который развился в ответ на шраманические движения между ок. 500–300 гг. До н.э. и 500 г. н.э., а также нашли свое отражение в индуистской мифологии. [12]
Эпический период
[ редактировать ]Эпоха с 400 г. до н. э. по 400 г. н. э. была периодом составления великих индийских эпосов — Махабхараты и Рамаяны . Это были центральные проявления недавно развивающегося индуистского синтеза, вносящие вклад в специфическую индуистскую мифологию, подчеркивающие божественное действие на земле в воплощениях Вишну и других божественных проявлениях. Знания дэвов и асуров расширились . Эпическая мифология предвещала богатый политеизм следующих двух периодов. «Махабхарата» содержала два приложения, которые стали чрезвычайно важными источниками для дальнейшего развития мифологии: « Бхагавад-гита» и « Харивамса» .
Пуранический период
[ редактировать ]По мнению Уильямса, мифологию Пуран можно разделить на три периода (300–500; 500–1000; 1000–1800), или весь период можно просто назвать индуистским средневековьем. В этот век были созданы основные пуранические тексты веры, а также рост сектантства, когда последователи концентрировались вокруг культов Вишну , Шивы или Деви . Три деноминации в этот период помогают определить во времени историческое развитие внутри сектантских сообществ, подъем и упадок тантризма и его влияние на господствующую мифологию, тенденции в пуранической мифологизации подчинения ведических богов и героев прошлого постоянно растущим моральным слабостям, можно назвать периодом буйного политеизма. Однако это также сопровождалось верой в монотеизм, идеей о том, что все пути ведут к Высшей Реальности, Брахману . [12]
Тантрический период
[ редактировать ]По словам Уильямса, в тантрический период с 900 по 1600 год нашей эры мифология тантры и шактизма возродила и обогатила кровавые жертвоприношения и стремление к удовольствиям как центральные темы. Сюжеты Тантры радикально отличались по смыслу от рассказов эпической мифологии, которые благоприятствовали преданности, аскетизму и долгу. Произошло либо возрождение, либо упор на шакти или космическую энергию богинь - концепция, возникшая во время цивилизации долины Инда. [12]
Современный период
[ редактировать ]В современную эпоху преобладают мифологии доминирующих традиций вайшнавизма , шиваизма и шактизма . [13] Было найдено или изобретено несколько мифов, чтобы сделать племенных членов или бывших «изгоев» индуистами и включить их в культурное целое реконструированного индуистского мифологического сообщества.
Мифические темы и типы
[ редактировать ]
Академические исследования мифологии часто определяют мифологию как глубоко ценные истории, которые объясняют существование общества и мировой порядок: эти повествования о создании общества, его истоках и основах, его боге (богах), их первоначальных героях, связи человечества с «божественным». и их повествования об эсхатологии (что происходит в «загробной жизни»). Это очень общее описание некоторых основных священных историй на эти темы. В самом широком академическом смысле слово «миф» просто означает традиционную историю. Однако многие ученые ограничивают термин «миф» священными историями. [14] Фольклористы часто идут дальше, определяя мифы как «сказки, которые считаются правдой, обычно священные, действие которых происходит в далеком прошлом или в других мирах или частях света, и имеют внечеловеческих, бесчеловечных или героических персонажей». [15]
В классическом греческом языке слово « мутос» , от которого происходит английское слово «миф» , означало «история, повествование». Индуистская мифология не всегда имеет последовательную монолитную структуру. Один и тот же миф обычно появляется в разных версиях и может быть представлен по-разному в разных региональных и социально-религиозных традициях. [16] Многие из этих легенд развиваются в этих текстах, где меняются имена персонажей или история дополняется более подробной информацией. [16] [17] По словам Сатрена Херста, эти мифы получили множество интерпретаций. [16] Хотя, по мнению Донигера О'Флаэрти, основная идея и моральные ценности остаются прежними. [17] С течением времени они модифицировались различными философскими школами и имеют более глубокое, часто символическое значение. [16]
Космология
[ редактировать ]![]() | Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( май 2021 г. ) |
- Брахман Высшая реальность в индуизме
- Сатьялока – обитель Брахмы.
- Хираньягарбха Золотое яйцо, из которого возникает творение.
- Вайкунтха – обитель Вишну.
- Голока – обитель Радхи-Кришны.
- Кайласа – обитель Шивы.
- Бхуми Индуистское название Земли.
- Патала Преисподняя
- Сварга Индуистская концепция «неба», но не связанная строго с загробной жизнью, а скорее похожая на «утопию» реального мира.
- Нарака Индуистская концепция «ада», а не места вечного проклятия.
Божества
[ редактировать ]![]() | Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( июль 2021 г. ) |
- Брахман Высшая Реальность
Вайшнавизм (Вишнуцентричный)
- Вишну Бог-охранитель
- Лакшми Богиня процветания
- Дашаватара Десять воплощений Вишну, главным образом Кришны и Рамы.
Шиваизм (Шивацентричный)
Шактизм (ориентированный на Богиню)
- Махадеви Верховная богиня
- Сарасвати богиня мудрости
- Лакшми, богиня процветания.
- Парвати, богиня силы
- Брахма Бог творения
- Вишну Бог-охранитель
- Шива Бог разрушения
- Индра, царь дэвов и сварги.
- Сарасвати Богиня мудрости
- Лакшми Богиня процветания
- Парвати Богиня силы
- Ганеша Бог благоприятности
- Кришна Бог любви и защиты
- Радха — богиня любви, главная супруга Кришны.
- Рукмини Первая царица-супруга и главная жена Кришны. [18]
- Сатьябхама Третья царица-супруга Кришны.
- Ямуна, одна из главных священных речных богинь в индуизме и четвертая королева-супруга Кришны.
- Бхудеви Богиня Земли
- Картикея (Муруган) Бог победы и войны.
- Рама Седьмое воплощение Вишну.
- Кали Ужасный аспект Парвати.
- Дурга Главный аспект Махадеви.
- Эшвинс – Боги-близнецы медицины.
- Агни Бог Огня
- Рудра Бог бури
- Шакти Олицетворение силы
- Ваю Бог ветра
- Сурья Бог Солнца
- Варуна Бог океанов
- Лакшмана, младший брат Рамы.
- Хануман Высочайший преданный Рамы
- Сита, супруга Рамы и воплощение Лакшми.
- Сати — воплощение богини Шакти.
- Кубера, бог богатства.
- Паршурама Шестое воплощение Вишну.
- Яма Бог смерти и подземного мира
- Чандра Бог Луны
- Баларама — воплощение Шеши и в некоторых традициях аватар Вишну.
- Праджапати Божество-Создатель
- Калки предсказал последнее воплощение Вишну.
- Дашаватара (Десять воплощений Вишну )
- Нарада Божественный мудрец, посланник богов
- Сундаравалли, дочь Вишну, супруга Муругана.
- Девасена, дочь Вишну, супруга Муругана.
- Камадева Бог любви и желания.
- Рати — богиня любви и желания.
- Шани Божественное олицетворение планеты Сатурн.
- Шеша Нааг Змеиный бог
Дравидийская народная религия ( коренная дравидийская вера)
- Мариамман- богиня-мать
- Айянар Божество-хранитель
- Айяппан Бог Дхармы
Связи с другими системами верований
[ редактировать ]![]() | Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( июль 2021 г. ) |
Индуизм разделяет мифы с буддизмом , джайнизмом и сикхизмом .
См. также
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Макдонелл 1978 , с. 1–9.
- ^ Уошберн Хопкинс 1986 , стр. 1–3.
- ^ Боннефой 1993 , с. 90–101.
- ^ Оливель 1999 , с. xii–xiii.
- ^ Вальдау и Паттон 2009 , с. 186, 680.
- ^ Деретич, Ирина. «Почему мифы правдивы: Платон о правдивости мифов». Вестник СПбГУ. Философия и конфликтология (2020): Том. 36, выпуск 3, стр. 441–451.
- ^ Оплер, Моррис Э.; Кэмпбелл, Джозеф (январь 1962 г.). «Маски Бога: первобытная мифология». Журнал американского фольклора . 75 (295): 82. дои : 10.2307/537862 . ISSN 0021-8715 . JSTOR 537862 .
- ^ «Упадок цивилизации долины реки Инд (ок. 3300–1300 до н.э.)» . Климат в искусстве и истории . Архивировано из оригинала 31 июля 2022 года . Проверено 31 июля 2022 г.
- ^ Уильямс 2003 , стр. 6–7.
- ^ Макдонелл, Артур Энтони (1974). Ведическая мифология (Перепечатка, изд. 1995 г.). Дели: Мотилал Банарсидасс. ISBN 0-8426-0674-2 . OCLC 1951729 .
- ^ Уильямс 2003 , с. 7.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Справочник по индуистской мифологии . 1 мая 2004 г. с. 10.
- ^ Бишара, Азми (1 августа 2021 г.), «Асабия и секты Ибн Халдуна», Сектантство без сект , Oxford University Press, стр. 107-1. 199–220, doi : 10.1093/bear/9780197602744.003.0007 , ISBN 978-0-19-760274-4
- ^ «Что такое миф?» . Архивировано из оригинала 7 августа 2007 года . Проверено 17 июня 2007 г.
- ^ «Определение мифа» . Архивировано из оригинала 7 августа 2007 года . Проверено 17 июня 2007 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Сатрен Херст, 1998 год .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Дониджер О'Флаэрти 1975 , с. 11, 21–22.
- ^ Вемсани, Лаванья (13 июня 2016 г.). Кришна в истории, мысли и культуре: Энциклопедия индуистского Господа многих имен: Энциклопедия индуистского Бога многих имен . АВС-КЛИО. п. 91. ИСБН 978-1-61069-211-3 . Архивировано из оригинала 26 марта 2023 года . Проверено 2 марта 2023 г.
Общие источники
[ редактировать ]- Боннефуа, Ив (1993). Азиатские мифологии . Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0-226-06456-7 . Архивировано из оригинала 24 апреля 2023 года . Проверено 28 декабря 2017 г.
- Донигер О'Флаэрти, Венди (1975), Индуистские эпосы: Справочник, переведенный с санскрита , Пингвин, ISBN 978-0140449907
- Уошберн Хопкинс, Эдвард (1986). Эпическая мифология . Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-81-208-0227-8 . Архивировано из оригинала 24 апреля 2023 года . Проверено 28 декабря 2017 г.
- Макдонелл, Артур Энтони (1978). Ведическая мифология ((переиздание) ред.). Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-81-208-1113-3 . Архивировано из оригинала 24 апреля 2023 года . Проверено 28 декабря 2017 г.
- Оливель, Патрик (1999). Панкатантра: Книга народной мудрости Индии . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-283988-6 .
- Сатрен Херст, Жаклин (1998), «Миф и история», в Боуэне, Поле (редактор), «Темы и проблемы индуизма» , Касселл.
- Вальдау, Пол; Паттон, Кимберли (2009). Сообщество субъектов: животные в религии, науке и этике . Издательство Колумбийского университета. ISBN 978-0-231-13643-3 .
- Уильямс, Джордж М. (2003). Справочник по индуистской мифологии . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-533261-2 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бхайрав, Дж. Фурцифер; Ракеш Кханна (2020). Призраки, монстры и демоны Индии . Blaft Publications Private Limited. ISBN 9789380636467 . OCLC 1259298225 .
- Брокингтон, Дж. Л. (1998). Санскритский эпос . БРИЛЛ Академик. ISBN 90-04-10260-4 .
- Бьютенен, фургон JAB; Диммитт, Корнелия (1978). Классическая индуистская мифология: читатель санскритских Пуран . Филадельфия: Издательство Университета Темпл. ISBN 0-87722-122-7 .
- Кэмпбелл, Джозеф (2003). Мифы света: восточные метафоры вечного . Новато, Калифорния: Библиотека Нового Мира. ISBN 1-57731-403-4 .
- Далал, Рошен (2010). Индуизм: Алфавитный справочник . Книги Пингвинов Индия. ISBN 978-0-14-341421-6 .
- Даллапиккола, Анна Л. (2002). Словарь индуистских преданий и легенд . ISBN 0-500-51088-1 .
- Димитрова, Стефания (2017). День Брахмы: Мифы Индии — эпопеи о человеческой судьбе . Альфа-Омега. ISBN 978-954-9694-27-7 .
- Доусон, Джон (1888). Классический словарь индуистской мифологии и религии, географии, истории и литературы . Лондон: Трубнер и Ко.
- Кришна, Нандита (2009). Книга Вишну . Книги Пингвинов Индия. ISBN 978-0-14-306762-7 .
- Кришна, Нандита (2010). Священные животные Индии . Книги Пингвинов Индия. ISBN 978-0-14-306619-4 .
- Макдонелл, Артур Энтони (1995). Ведическая мифология . Дели: Мотилал Банарсидасс. ISBN 81-208-1113-5 .
- Паттанаик, Девдутт (2003). Индийская мифология: сказки, символы и ритуалы из самого сердца субконтинента . Внутренние традиции/Медведь и компания. ISBN 0-89281-870-0 .
- Рао, Т. А. Гопинатха (1914). Элементы индуистской иконографии . Том. 1: Часть I. Мадрас: Юридическая типография.
- Уокер, Бенджамин (1968). Индуистский мир: энциклопедический обзор индуизма . Лондон: Аллен и Анвин.
- Уилкинс, WJ (1882). Индуистская мифология, ведическая и пураническая . Такер, Спинк и Ко.
- Гольдберг, Филип. Американская Веда . Книги Гармонии, 2010 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Библиотека санскрита Клэя издает классическую индийскую литературу, в том числе Махабхарату и Рамаяну, с текстом на развороте и переводом. Также предлагает корпус с возможностью поиска и загружаемые материалы.
- Коллекция санскритских документов : документы Упанишад, Стотр и т. д. в формате ITX.