Jump to content

Индуистская мифология

Тримурти Лакшми ( Брахма , Вишну и Шива супругами Тридеви ( Сарасвати , ) восседают на лотосах со своими и Парвати ).

Кришна сбегает с принцессой Рукмини
Шива убивает Гаджасуру
Вишну Матсья Аватар , известный индуистский миф.

Индуистская мифология — это совокупность мифов , приписываемых и поддерживаемых приверженцами индуистской религии , которые встречаются в индуистских текстах , таких как Веды , [1] итихаса ( эпопеи Махабхараты и Рамаяны , [2] ) Пураны , [3] и мифологические истории, характерные для конкретной этнолингвистической группы, такие как тамильские Перия Пуранам и Дивья Прабандхам , а также Мангал Кавья из Бенгалии. Индуистские мифы также встречаются в широко переводимых популярных текстах, таких как басни Панчатантра и Хитопадеша , а также в Юго-Восточной Азии . текстах [4] [5]

Значение слова «миф»

[ редактировать ]

Миф — это жанр фольклора состоящий или теологии, в основном из повествований , которые играют фундаментальную роль в обществе, таких как основополагающие сказки или мифы о происхождении . Для фольклористов, историков, философов или богословов это сильно отличается от использования слова «миф», просто указывающего на то, что что-то неправда. Напротив, истинностная ценность мифа не является определяющим критерием. [6]

Индуистские мифы можно найти в Ведах , итихасе ( Рамаяна и Махабхарата ) и основных Пуранах . Другие источники включают бенгальскую литературу, такую ​​как Мангал-Кавья , и тамильскую литературу , такую ​​как Дивья Прабандхам , Тирумурай и Пять Великих Эпосов .

Истоки и развитие

[ редактировать ]

Цивилизация долины Инда

[ редактировать ]

По мнению Джозефа Кэмпбелла , долина Инда (2600–1900 гг. до н.э.), возможно, оставила следы в верованиях и традициях индуизма. Артефакты выявили мотивы, которые также используются и почитаются индуистами сегодня, такие как основные мужские божества, которым поклоняется правящая элита, богини-матери, духи природы, поклонение змеям , а также почитание других териоморфных (животных) существ. [7] Эти темы будут поддерживаться дравидийской народной религией даже после упадка ее родительской цивилизации около 1800 г. до н.э. [8]

Ведический период

[ редактировать ]

Важным фактором развития индуизма была ведическая религия. Индоарийская миграция принесла их особые верования на Индийский субконтинент, где Веды были составлены около 1500 г. до н.э. В ведический пантеон божеств индоариев входили главный бог Индра , солнечное божество Сурья , Ушас , а также Агни . [9] [10]

Брахманский период

[ редактировать ]

В этот период были созданы комментарии, называемые « Брахманами» . [11]

Период Упанишад

[ редактировать ]

По словам Уильямса, с 900 по 600 год до нашей эры протесты населения против жертвоприношений ведическим богам и восстания против класса брахманов привели к принятию реформы последними и составлению четвертой Веды и текстов Веданты . Около половины Упанишад носили мистический и объединяющий характер, говоря о переживании божественного как единого (экам), тогда как другая половина пропагандировала преданность одному или нескольким божествам. Прославлялись новые боги и богини, и начали внедряться религиозные практики. [12]

Шраманские движения

[ редактировать ]

Такие элементы, как элементы буддизма и джайнизма, внесли свой «гетеропраксический» вклад в более позднюю индуистскую мифологию, например, храмы, внутренние святилища и ритуалы, созданные по образцу служения божественному царю. Традиции отречения внесли элементы, ставящие под сомнение жертвоприношения и убийство животных, а также пропагандировали аскетизм и вегетарианство. Все эти темы были включены классами брахманов в более поздний индуистский синтез , который развился в ответ на шраманические движения между ок. 500–300 гг. До н.э. и 500 г. н.э., а также нашли свое отражение в индуистской мифологии. [12]

Эпический период

[ редактировать ]

Эпоха с 400 г. до н. э. по 400 г. н. э. была периодом составления великих индийских эпосов — Махабхараты и Рамаяны . Это были центральные проявления недавно развивающегося индуистского синтеза, вносящие вклад в специфическую индуистскую мифологию, подчеркивающие божественное действие на земле в воплощениях Вишну и других божественных проявлениях. Знания дэвов и асуров расширились . Эпическая мифология предвещала богатый политеизм следующих двух периодов. «Махабхарата» содержала два приложения, которые стали чрезвычайно важными источниками для дальнейшего развития мифологии: « Бхагавад-гита» и « Харивамса» .

Пуранический период

[ редактировать ]

По мнению Уильямса, мифологию Пуран можно разделить на три периода (300–500; 500–1000; 1000–1800), или весь период можно просто назвать индуистским средневековьем. В этот век были созданы основные пуранические тексты веры, а также рост сектантства, когда последователи концентрировались вокруг культов Вишну , Шивы или Деви . Три деноминации в этот период помогают определить во времени историческое развитие внутри сектантских сообществ, подъем и упадок тантризма и его влияние на господствующую мифологию, тенденции в пуранической мифологизации подчинения ведических богов и героев прошлого постоянно растущим моральным слабостям, можно назвать периодом буйного политеизма. Однако это также сопровождалось верой в монотеизм, идеей о том, что все пути ведут к Высшей Реальности, Брахману . [12]

Тантрический период

[ редактировать ]

По словам Уильямса, в тантрический период с 900 по 1600 год нашей эры мифология тантры и шактизма возродила и обогатила кровавые жертвоприношения и стремление к удовольствиям как центральные темы. Сюжеты Тантры радикально отличались по смыслу от рассказов эпической мифологии, которые благоприятствовали преданности, аскетизму и долгу. Произошло либо возрождение, либо упор на шакти или космическую энергию богинь - концепция, возникшая во время цивилизации долины Инда. [12]

Современный период

[ редактировать ]

В современную эпоху преобладают мифологии доминирующих традиций вайшнавизма , шиваизма и шактизма . [13] Было найдено или изобретено несколько мифов, чтобы сделать племенных членов или бывших «изгоев» индуистами и включить их в культурное целое реконструированного индуистского мифологического сообщества.

Мифические темы и типы

[ редактировать ]
Изображения эпизодов из индуистской мифологии.

Академические исследования мифологии часто определяют мифологию как глубоко ценные истории, которые объясняют существование общества и мировой порядок: эти повествования о создании общества, его истоках и основах, его боге (богах), их первоначальных героях, связи человечества с «божественным». и их повествования об эсхатологии (что происходит в «загробной жизни»). Это очень общее описание некоторых основных священных историй на эти темы. В самом широком академическом смысле слово «миф» просто означает традиционную историю. Однако многие ученые ограничивают термин «миф» священными историями. [14] Фольклористы часто идут дальше, определяя мифы как «сказки, которые считаются правдой, обычно священные, действие которых происходит в далеком прошлом или в других мирах или частях света, и имеют внечеловеческих, бесчеловечных или героических персонажей». [15]

В классическом греческом языке слово « мутос» , от которого происходит английское слово «миф» , означало «история, повествование». Индуистская мифология не всегда имеет последовательную монолитную структуру. Один и тот же миф обычно появляется в разных версиях и может быть представлен по-разному в разных региональных и социально-религиозных традициях. [16] Многие из этих легенд развиваются в этих текстах, где меняются имена персонажей или история дополняется более подробной информацией. [16] [17] По словам Сатрена Херста, эти мифы получили множество интерпретаций. [16] Хотя, по мнению Донигера О'Флаэрти, основная идея и моральные ценности остаются прежними. [17] С течением времени они модифицировались различными философскими школами и имеют более глубокое, часто символическое значение. [16]

Космология

[ редактировать ]

Божества

[ редактировать ]

Пантеизм

Вайшнавизм (Вишнуцентричный)

Шиваизм (Шивацентричный)

Шактизм (ориентированный на Богиню)

Генотеизм и политеизм

Дравидийская народная религия ( коренная дравидийская вера)

Связи с другими системами верований

[ редактировать ]

Индуизм разделяет мифы с буддизмом , джайнизмом и сикхизмом .

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Макдонелл 1978 , с. 1–9.
  2. ^ Уошберн Хопкинс 1986 , стр. 1–3.
  3. ^ Боннефой 1993 , с. 90–101.
  4. ^ Оливель 1999 , с. xii–xiii.
  5. ^ Вальдау и Паттон 2009 , с. 186, 680.
  6. ^ Деретич, Ирина. «Почему мифы правдивы: Платон о правдивости мифов». Вестник СПбГУ. Философия и конфликтология (2020): Том. 36, выпуск 3, стр. 441–451.
  7. ^ Оплер, Моррис Э.; Кэмпбелл, Джозеф (январь 1962 г.). «Маски Бога: первобытная мифология». Журнал американского фольклора . 75 (295): 82. дои : 10.2307/537862 . ISSN   0021-8715 . JSTOR   537862 .
  8. ^ «Упадок цивилизации долины реки Инд (ок. 3300–1300 до н.э.)» . Климат в искусстве и истории . Архивировано из оригинала 31 июля 2022 года . Проверено 31 июля 2022 г.
  9. ^ Уильямс 2003 , стр. 6–7.
  10. ^ Макдонелл, Артур Энтони (1974). Ведическая мифология (Перепечатка, изд. 1995 г.). Дели: Мотилал Банарсидасс. ISBN  0-8426-0674-2 . OCLC   1951729 .
  11. ^ Уильямс 2003 , с. 7.
  12. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Справочник по индуистской мифологии . 1 мая 2004 г. с. 10.
  13. ^ Бишара, Азми (1 августа 2021 г.), «Асабия и секты Ибн Халдуна», Сектантство без сект , Oxford University Press, стр. 107-1. 199–220, doi : 10.1093/bear/9780197602744.003.0007 , ISBN  978-0-19-760274-4
  14. ^ «Что такое миф?» . Архивировано из оригинала 7 августа 2007 года . Проверено 17 июня 2007 г.
  15. ^ «Определение мифа» . Архивировано из оригинала 7 августа 2007 года . Проверено 17 июня 2007 г.
  16. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Сатрен Херст, 1998 год .
  17. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Дониджер О'Флаэрти 1975 , с. 11, 21–22.
  18. ^ Вемсани, Лаванья (13 июня 2016 г.). Кришна в истории, мысли и культуре: Энциклопедия индуистского Господа многих имен: Энциклопедия индуистского Бога многих имен . АВС-КЛИО. п. 91. ИСБН  978-1-61069-211-3 . Архивировано из оригинала 26 марта 2023 года . Проверено 2 марта 2023 г.

Общие источники

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b672bbb47c1631a5f0b6c5507b97c345__1721213760
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b6/45/b672bbb47c1631a5f0b6c5507b97c345.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Hindu mythology - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)