Jump to content

Кантабрийская мифология

Кантабрийская стела Барроса.

Кантабрийская мифология относится к мифам, учениям и легендам кантабриев , доримского кельтского народа северного прибрежного региона Иберии (Испания). Со временем кантабрийская мифология, вероятно, была разбавлена ​​кельтской и римской мифологией, при этом некоторые первоначальные значения были утеряны. Позже господство христианского мира поглотило или положило конец языческим обрядам кантабрийской, кельтской и римской мифологии, что привело к синкретизму . Некоторые реликвии кантабрийской мифологии сохранились.

Божества

[ редактировать ]
Церемония маскарада Видханера

Некоторые реликвии и остатки кантабрийского поклонения божествам-покровителям сохранились. Одним из примеров является кантабрийская стела Барроса , которая предполагает поклонение богу Солнца. Другим примером могут быть костры Святого Иоанна, совпадающие с летним солнцестоянием . Бронзовая скульптура, найденная недалеко от города Эррера в Камарго, Кантабрия, предполагает поклонение мужской фигуре. Такая фигура была бы частью римского поклонения Юпитеру .

Страбон , Гораций и Силий Италикус пишут о кантабрийском боге войны, позже отождествленном с римским Марсом . Кантабрийскому богу войны приносились в жертву козлы , лошади или большое количество пленных . [1] [2] [3] Эти большие жертвоприношения, или « гекатомбы », сопровождались питьем еще теплой крови лошадей.

Кантабрийцы считали лошадей священными животными. Тацит (56–120 гг. н. э.) упоминает, что германцы верили в это. В Германии X (98 г. н. э.), он писал: se sacerdotes enim ministros deorum, illos equos conscios putant («сами лошади думают о жрецах как о служителях богов»). Гораций (65 г. до н. э. – 8 г. до н. э.) пишет: et laetum equino sanguine Concanum («Кантабрийцы, опьяненные кровью лошадей»). [4]

Хулио Каро Бароха предполагает, что среди латиноамериканских кельтов, возможно, существовало конное божество, подобное божеству других европейских кельтов. Кельтской богиней лошадей, которой поклонялись даже в Риме, была Эпона , которую в древней Кантабрии называли Эпане . Некоторые связывают жертвоприношение лошадей с кельтским вариантом бога Марса и что лошади представляют собой реинкарнацию Марса . [5] В Нуманции , где находятся руины иберийского кельтского поселения, реликвии, изображающие бога-коня, украшены солнечными знаками.

О человеческих жертвоприношениях кантабрийцев сообщает святой Мартин Брагский . [6] они были похожи на кельты Галлии . По назначению Пострадавший был одет в тонкую тунику . Их правая рука была отрезана и посвящена богам. Падение жертвы и состояние ее внутренностей использовались для предсказания будущего, в то же время люди искали искупления у богов. [7]

Кантабрийцы, будучи аграрным обществом, поклонялись богиням-матерям плодородия, связанным с Луной и влияющим на фазы посева и сбора урожая .

Кельтская группа, поклонявшаяся морскому богу, была подобна группе римского Нептуна . Статуэтка этого божества, показывающая черты кантабрийского божества, была найдена в Кастро Урдиалесе .

Кантабрийцы верили в бессмертие духа. Кремация была предпочтительным погребальным обычаем. Однако павшие солдаты оставались лежать на поле боя, пока стервятники не разорили их внутренности. Это означало, что душа солдата была перенесена в загробную жизнь и воссоединилась со своими предками во славе. практика зафиксирована в гравюрах кантабрийской стелы Зурита Эта .

Самопожертвование, например, путем самосожжения, особенно со стороны военачальника, считалось важным способом исполнения воли богов ради коллективного блага. В посвящении вождь или генерал приносил себя в битву в жертву богам, чтобы обеспечить победу своей армии. [8]

Теллурическая и древесная мифология

[ редактировать ]
Торре Бермеха (2400 м) и Пенья Санта (Священная гора) (2596 м) в Пикос-де-Эуропа .
Тисовые ягоды. Это дерево, возможно, является самым представительным представителем Кантабрии, и его часто сажают возле зданий.
Кантабрийский дубовый лес.

Мифология, связанная с поклонением Матери-Земле, происходит от обожествления животных, деревьев, гор и вод как элементарных духов. Это было характерно для народов, получивших кельтское влияние.

Некоторые священные места, такие как Пико Добра в долине Бесайя , относятся к доримским временам. С другой стороны, существует алтарь, посвященный богу Эрудину , датированный 399 годом н.э., демонстрирующий, что в Кантабрии эти обряды сохранились и после принятия христианства в качестве официальной религии Римской империи . Определенные топонимы также указывают на наличие древних священных мест. К ним относятся Пенья Сагра («Священная гора»), Пенья Санта («Святая гора»), Мозагро Монтем Сакрум» или «Священная гора») и Монтемано ( монтем фанум или «Гора святилища»). Монастырь Святого Себастьяна Ханонского датируется 14 веком нашей эры, но до монастыря на том же месте существовала небольшая часовня.

Обожествление происходило также в отношении рек и водоемов. На горе Чильда было место, посвященное богине-матери Матер Деве , олицетворению реки Дева . В Отаньесе проходил ритуал, посвященный нимфе источника , обладавшего лечебными свойствами. Плиний Старший [9] упоминает о существовании трех прерывистых источников в Кантабрии. Кантабрийцы поклонялись Тамарским фонтанам как источнику пророческих предзнаменований. Плиний записал существование трех фонтанов рядом друг с другом, воды которых сливались в один пруд. Там поток остановится на 12-20 дней. Прекращение потока было воспринято народом как негативный знак. Светоний в рассказе о жизни Гальбы записывает нахождение Гальбой двенадцати топоров в озере во время его пребывания в Кантабрии. Светоний упоминает об этом как о признаке хорошего гадания . [10] Там были оставлены вотивные приношения , что свидетельствует о традиции культов, связанных с озерами. [11] Эти подношения Водам Стипса включали бронзовые монеты низкой стоимости, а также другие монеты более высокой стоимости, такие как денарии , ауреи и солиды . Такие предметы были найдены в Ла-Эрмиде , Пенья-Кутрале , Альседе и на реке Хихар .

Леса также были обожествлены группой с явным кельтским влиянием. Некоторые виды деревьев пользовались особым уважением, например, тис и дуб . Силий , Флор , Плиний и Исидор Севильский писали о кантабрийцах, покончивших жизнь самоубийством, приняв яд тисового листа. [12] Смерть была предпочтительнее рабства. [13] [14] [15] [16] Тисовые деревья сажали на городских площадях, кладбищах, церквях, часовнях, дворцах и больших домах, поскольку они считались «деревом-свидетелем». Рядом с церковью Святой Марии Лебеньи растет древний тис . Священное место датируется доримскими временами. Заседания городского совета проходили в тени дерева. [17]

Дуб – священная порода для друидов . Он присутствует в кельтском ритуале дуба и омелы , когда омела срезается с ветвей дуба. В Кантабрии дуб является частью фольклора, символических и магических верований. Дуб использовался в качестве майского шеста , шеста, управляющего праздниками, вокруг которого люди танцевали, чтобы отпраздновать возрождение растительности весной. Дуб символизировал союз неба и земли , как ось мира. Дуб играл роль в церемониях, привлекая дождь и огонь , поскольку он привлекал удары молний .

Дубы, буки , мальвы и тисы использовались кантабрийцами как места встреч племен, где религиозным и светским законам обучали . До недавнего времени открытыми собраниями обычно собирались под очень старыми деревьями. Например, собрания Трасмьеры проводились в Ос-де-Анеро , Рибамонтан-аль-Монте , под падубом.

Значимые даты

[ редактировать ]
Бузинные цветы

В кантабрийской мифологии были даты, имеющие большое значение. Например, во время летнего солнцестояния «ночь волшебна». Традиция гласит, что Caballucos del Diablu ( «стрекозы» , «дьявольские лошадки») и ведьмы теряют свою силу с наступлением сумерек, и курандеро контроль над ними получают (народные целители). Собранные на рассвете клевер четырехлистный , плоды бузины , листья ивы , можжевельника обыкновенного и вереска лечат и приносят счастье. Во время Рождества ( зимнего солнцестояния ) кантабрийцы проводили церемонии, связанные с древними культами деревьев, огня и воды. Истоки рек и балконы домов были украшены цветами. Люди танцевали и прыгали через костры.

Важны были определенные моменты дня, такие как сумерки . Кантабрийцы говорили о «Солнце мертвых», имея в виду ту последнюю часть дня, когда солнце еще было видно. Они верили, что последний проблеск солнца был послан мертвыми и что он знаменовал момент, когда мертвые вернулись к жизни. Возможно, это было связано с солнечным культом. [18]

Мифологические существа

[ редактировать ]
Трапайоны, существа природы.

Кантабрийцы верили не только в теллурических и природных божеств, но и в других сказочных существ. Люди любили или боялись их и слагали о них легенды. В кантабрийской мифологии много таких существ.

Оянкану ( «Печаль Кантабрии»), циклоп гигант- , олицетворял зло, жестокость и жестокость. Это была кантабрийская версия греческого Полифема . Существа, похожие на Оянкану, встречаются и в других пантеонах, таких как экстремадурская мифология , в которой это Янкану, Пелуханкану или Янканас. [19] [20] [21] Он также встречается в баскской мифологии как Тартало или Торто . Оханкана или Хуанкана была женой Оянкану. Она была более безжалостной и убила своих детей.

Анджана была противоположностью Оханчану и Оханчане. Анжана была доброй и щедрой феей , защищавшей честных, влюбленных и тех, кто заблудился в лесу или на дороге.

Гоблины представляли собой большую группу маленьких мифологических существ, большинство из которых были озорными. Было две группы. Одними из них были домашние гоблины, которые жили в домах или вокруг них, включая Трасгу и Трастолиллу. Вторыми были лесные гоблины, Тренти и Тентирую .

Другие существа в кантабрийской мифологии включают Вентолин , Кабаллукос дель Диаблу , Нуберу , Мусгосу , Кулебре и Рамидреху .

Сиренука Кастро («Русалочка») — красивая, но непослушная и избалованная молодая девушка, пороком которой было карабкаться на самые опасные скалы -Урдиалес, чтобы петь на волнах. Она превратилась в водную нимфу.

Другая популярная легенда — « Рыбочеловек» , история человека из Лиерганеса , который любил плавать и заблудился в реке Миера . Его нашли в Кадисском заливе как странное водное существо.

  1. ^ Эстр. III, 3, 7
  2. ^ Карм. III, 4, 34
  3. ^ Силий III, 361 г.
  4. Кармина, книга 3, глава 4. стихи 29–36.
  5. ^ Э. Тевено. По следам древнего Марса , Брюгге, 1995 год.
  6. ^ Об исправлении крестьян VIII
  7. ^ Мартинес Дж. Религиозность латиноамериканцев глазами греческих и латинских авторов , 1977 г., доступ 8 сентября 2007 г. (испанский)
  8. ^ Кабрия Дж. Мифы и легенды Кантабрии. Жертвоприношение, способ единения с божественностью. Другая реальность, доступ 12 июля 2007 г., испанский.
  9. ^ Плиний, NH XXXI 23-24.
  10. ^ Сует., Гальба, VIII 13.
  11. ^ А. Шультен. Кантабрийцы и астурийцы и их война с Римом . Мадрид. 1943 год
  12. ^ Листья тиса и его семена, присутствующие в красных ягодах, содержат очень токсичный , который алкалоид таксин при провоцирует гипотонию и остановку сердца . употреблении
  13. ^ Силий III, 328 г.
  14. ^ Флор II, 33, 50
  15. ^ Плиний XVI, 50
  16. ^ Исидор Книга XVII, 9, 25
  17. ^ Инвентаризация одиночных деревьев Кантабрии Дерексьон-Генерал-дель-Медио-Натурале. По состоянию на 8 сентября 2017 г.
  18. ^ Веб-сайт Cabria J. Mitologia Otra Realidad. Доступ 20 июня 2008 г. (испанский) неработающая ссылка.
  19. Веб-сайт Revista de Folklore Funjdiaz заархивирован 3 февраля 2007 г. По состоянию на 9 сентября 2017 г. (испанский) pdf.
  20. Monstruos . Архивировано 21 декабря 2008 г. на веб-сайте Wayback Machine Алонсо Кихано.
  21. ^ Веб-сайт Торри Бабуэсы

Библиография

[ редактировать ]
  • Мифы и легенды Кантабрии . Сантандер, 2001. Ллано Мерино, Книжный магазин Estvdio. ISBN   84-95742-01-2
  • Кантабрийцы . Сантандер, 1983. Гонсалес Эчегарай, Книжный магазин J. Ed. ISBN   84-87934-23-4
  • Большая энциклопедия Кантабрии . Сантандер 1985 г. (8 томов) и 2002 г. (тома IX, X и XI). Различный. Редакционная Кантабрия SA ISBN   84-86420-00-8
  • Мифология и суеверия Кантабрии . Сантандер 1993. Адриано Гарсиа-Ломас . Книжный магазин Эствдио. ISBN   84-87934-87-0
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4a2a7a5c550680aef332a9a10c861c8c__1720321740
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/4a/8c/4a2a7a5c550680aef332a9a10c861c8c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Cantabrian mythology - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)