Jump to content

Смерть

Страница полузащищена
(Перенаправлено с Мертвого )

Картина 17 века с изображением различных предметов, самым известным из которых является человеческий череп.
Человеческий череп повсеместно используется как символ смерти.

Смерть — это конец жизни ; прекращение необратимое всех биологических функций , поддерживающих живой организм . [1] Останки бывшего организма обычно начинают разлагаться вскоре после смерти. [2] Смерть рано или поздно неизбежно наступает у всех организмов. Некоторые организмы, такие как Turritopsis dohrnii , биологически бессмертны но и по другим причинам , однако они все же могут умереть не только от старения, . [3] Смерть обычно применяется ко всем организмам; эквивалентом отдельных компонентов организма, таких как клетки или ткани , является некроз . [4] То, что не считается организмом, например вирус , может быть физически уничтожено, но не считается, что он умирает , поскольку вирус вообще не считается живым. [5]

По состоянию на начало 21 века ежегодно умирают 56 миллионов человек. Наиболее распространенной причиной являются сердечно-сосудистые заболевания , то есть заболевания , поражающие сердце или кровеносные сосуды . [6] По оценкам, к 2022 году в общей сложности погибнет 109 миллиардов человек, или примерно 93,8% всех когда-либо живших людей. [7] Подраздел геронтологии, известный как биогеронтология, направлен на устранение смерти человека в результате естественного старения, часто за счет применения естественных процессов, обнаруженных в определенных организмах. [8] However, as humans do not have the means to apply this to themselves, they have to use other ways to reach the maximum lifespan for a human, often through lifestyle changes, such as calorie reduction, dieting, and exercise.[9] Идея продления жизни рассматривается и изучается как способ продлить жизнь людей.

Determining when a person has definitively died has proven difficult. Initially, death was defined as occurring when breathing and the heartbeat ceased, a status still known as clinical death.[10] However, the development of cardiopulmonary resuscitation (CPR) meant that such a state was no longer strictly irreversible.[11] Brain death was then considered a more fitting option, but several definitions exist for this. Some people believe that all brain functions must cease. Others believe that even if the brainstem is still alive, the personality and identity are irretrievably lost, so therefore, the person should be considered entirely dead.[12] Brain death is sometimes used as a legal definition of death.[13] For all organisms with a brain, death can instead be focused on this organ.[14][15] The cause of death is usually considered important and an autopsy can be done. There are many causes, from accidents to diseases.

Many cultures and religions have a concept of an afterlife that may hold the idea of judgment of good and bad deeds in one's life. There are also different customs for honoring the body, such as a funeral, cremation, or sky burial.[16] After a death, an obituary may be posted in a newspaper, and the "survived by" kin and friends usually go through the grieving process.

Diagnosis

World Health Organization estimated number of deaths per million persons in 2012
  1.054–4.598
  4.599–5.516
  5.517–6.289
  6.290–6.835
  6.836–7.916
  7.917–8.728
  8.729–9.404
  9.405–10.433
  10.434–12.233
  12.234–17.141

Problems of definition

The concept of death is the key to human understanding of the phenomenon.[17] There are many scientific approaches and various interpretations of the concept. Additionally, the advent of life-sustaining therapy and the numerous criteria for defining death from both a medical and legal standpoint have made it difficult to create a single unifying definition.[18]

Defining life to define death

One of the challenges in defining death is in distinguishing it from life. As a point in time, death seems to refer to the moment when life ends. Determining when death has occurred is difficult, as cessation of life functions is often not simultaneous across organ systems.[19] Such determination, therefore, requires drawing precise conceptual boundaries between life and death. This is difficult due to there being little consensus on how to define life.

Symbols of death in a painting: it shows a flower, a skull and an hourglass
A flower, a skull, and an hourglass stand for life, death, and time in this 17th-century painting by Philippe de Champaigne.

It is possible to define life in terms of consciousness. When consciousness ceases, an organism can be said to have died. One of the flaws in this approach is that there are many organisms that are alive but probably not conscious.[20] Another problem is in defining consciousness, which has many different definitions given by modern scientists, psychologists and philosophers.[21] Additionally, many religious traditions, including Abrahamic and Dharmic traditions, hold that death does not (or may not) entail the end of consciousness. In certain cultures, death is more of a process than a single event. It implies a slow shift from one spiritual state to another.[22]

Other definitions for death focus on the character of cessation of organismic functioning and human death, which refers to irreversible loss of personhood. More specifically, death occurs when a living entity experiences irreversible cessation of all functioning.[23] As it pertains to human life, death is an irreversible process where someone loses their existence as a person.[23]

Definition of death by heartbeat and breath

Historically, attempts to define the exact moment of a human's death have been subjective or imprecise. Death was defined as the cessation of heartbeat (cardiac arrest) and breathing,[10] but the development of CPR and prompt defibrillation have rendered that definition inadequate because breathing and heartbeat can sometimes be restarted.[11] This type of death where circulatory and respiratory arrest happens is known as the circulatory definition of death (CDD). Proponents of the CDD believe this definition is reasonable because a person with permanent loss of circulatory and respiratory function should be considered dead.[24] Critics of this definition state that while cessation of these functions may be permanent, it does not mean the situation is irreversible because if CPR is applied fast enough, the person could be revived.[24] Thus, the arguments for and against the CDD boil down to defining the actual words "permanent" and "irreversible," which further complicates the challenge of defining death. Furthermore, events causally linked to death in the past no longer kill in all circumstances; without a functioning heart or lungs, life can sometimes be sustained with a combination of life support devices, organ transplants, and artificial pacemakers.

Brain death

Today, where a definition of the moment of death is required, doctors and coroners usually turn to "brain death" or "biological death" to define a person as being dead;[25] people are considered dead when the electrical activity in their brain ceases.[26] It is presumed that an end of electrical activity indicates the end of consciousness.[27] Suspension of consciousness must be permanent and not transient, as occurs during certain sleep stages, and especially a coma.[28] In the case of sleep, electroencephalograms (EEGs) are used to tell the difference.[29]

The category of "brain death" is seen as problematic by some scholars. For instance, Dr. Franklin Miller, a senior faculty member at the Department of Bioethics, National Institutes of Health, notes: "By the late 1990s... the equation of brain death with death of the human being was increasingly challenged by scholars, based on evidence regarding the array of biological functioning displayed by patients correctly diagnosed as having this condition who were maintained on mechanical ventilation for substantial periods of time. These patients maintained the ability to sustain circulation and respiration, control temperature, excrete wastes, heal wounds, fight infections and, most dramatically, to gestate fetuses (in the case of pregnant "brain-dead" women)."[30]

Ivory pendant of a Monk's face. The left half of the pendant appears skeletal, while the right half appears living
French – 16th-/17th-century ivory pendant, Monk and Death, recalling mortality and the certainty of death (Walters Art Museum)

While "brain death" is viewed as problematic by some scholars, there are proponents of it[who?] that believe this definition of death is the most reasonable for distinguishing life from death. The reasoning behind the support for this definition is that brain death has a set of criteria that is reliable and reproducible. Also, the brain is crucial in determining our identity or who we are as human beings. The distinction should be made that "brain death" cannot be equated with one in a vegetative state or coma, in that the former situation describes a state that is beyond recovery.[31]

EEGs can detect spurious electrical impulses, while certain drugs, hypoglycemia, hypoxia, or hypothermia can suppress or even stop brain activity temporarily;[32] because of this, hospitals have protocols for determining brain death involving EEGs at widely separated intervals under defined conditions.[33]

Neocortical brain death

People maintaining that only the neo-cortex of the brain is necessary for consciousness sometimes argue that only electrical activity should be considered when defining death. Eventually, the criterion for death may be the permanent and irreversible loss of cognitive function, as evidenced by the death of the cerebral cortex. All hope of recovering human thought and personality is then gone, given current and foreseeable medical technology.[12] Even by whole-brain criteria, the determination of brain death can be complicated.

Total brain death

At present, in most places, the more conservative definition of death (irreversible cessation of electrical activity in the whole brain, as opposed to just in the neo-cortex) has been adopted. One example is the Uniform Determination Of Death Act in the United States.[34] In the past, the adoption of this whole-brain definition was a conclusion of the President's Commission for the Study of Ethical Problems in Medicine and Biomedical and Behavioral Research in 1980.[35] They concluded that this approach to defining death sufficed in reaching a uniform definition nationwide. A multitude of reasons was presented to support this definition, including uniformity of standards in law for establishing death, consumption of a family's fiscal resources for artificial life support, and legal establishment for equating brain death with death to proceed with organ donation.[36]

Problems in medical practice

Aside from the issue of support of or dispute against brain death, there is another inherent problem in this categorical definition: the variability of its application in medical practice. In 1995, the American Academy of Neurology (AAN) established the criteria that became the medical standard for diagnosing neurologic death. At that time, three clinical features had to be satisfied to determine "irreversible cessation" of the total brain, including coma with clear etiology, cessation of breathing, and lack of brainstem reflexes.[37] These criteria were updated again, most recently in 2010, but substantial discrepancies remain across hospitals and medical specialties.[37]

Donations

The problem of defining death is especially imperative as it pertains to the dead donor rule, which could be understood as one of the following interpretations of the rule: there must be an official declaration of death in a person before starting organ procurement, or that organ procurement cannot result in the death of the donor.[24] A great deal of controversy has surrounded the definition of death and the dead donor rule. Advocates of the rule believe that the rule is legitimate in protecting organ donors while also countering any moral or legal objection to organ procurement. Critics, on the other hand, believe that the rule does not uphold the best interests of the donors and that the rule does not effectively promote organ donation.[24]

Signs

Signs of death or strong indications that a warm-blooded animal is no longer alive are:[38]

The stages that follow after death are:[39]

  • Pallor mortis, paleness which happens in 15–120 minutes after death
  • Algor mortis, the reduction in body temperature following death. This is generally a steady decline until matching ambient temperature
  • Rigor mortis, the limbs of the corpse become stiff (Latin rigor) and difficult to move or manipulate
  • Livor mortis, a settling of the blood in the lower (dependent) portion of the body
  • Putrefaction, the beginning signs of decomposition
  • Decomposition, the reduction into simpler forms of matter, accompanied by a strong, unpleasant odor.
  • Skeletonization, the end of decomposition, where all soft tissues have decomposed, leaving only the skeleton.
  • Fossilization, the natural preservation of the skeletal remains formed over a very long period
Timeline of postmortem changes (stages of death)

The death of a person has legal consequences that may vary between jurisdictions. Most countries follow the whole-brain death criteria, where all functions of the brain must have completely ceased. However, in other jurisdictions, some follow the brainstem version of brain death.[37] Afterward, a death certificate is issued in most jurisdictions, either by a doctor or by an administrative office, upon presentation of a doctor's declaration of death.[40]

Misdiagnosis

The Premature Burial, Antoine Wiertz's painting of a man buried alive, 1854

There are many anecdotal references to people being declared dead by physicians and then "coming back to life," sometimes days later in their coffin or when embalming procedures are about to begin. From the mid-18th century onwards, there was an upsurge in the public's fear of being mistakenly buried alive[41] and much debate about the uncertainty of the signs of death. Various suggestions were made to test for signs of life before burial, ranging from pouring vinegar and pepper into the corpse's mouth to applying red hot pokers to the feet or into the rectum.[42] Writing in 1895, the physician J.C. Ouseley claimed that as many as 2,700 people were buried prematurely each year in England and Wales, although some estimates peg the figure to be closer to 800.[43]

In cases of electric shock, cardiopulmonary resuscitation (CPR) for an hour or longer can allow stunned nerves to recover, allowing an apparently dead person to survive. People found unconscious under icy water may survive if their faces are kept continuously cold until they arrive at an emergency room.[44] This "diving response," in which metabolic activity and oxygen requirements are minimal, is something humans share with cetaceans called the mammalian diving reflex.[44]

As medical technologies advance, ideas about when death occurs may have to be reevaluated in light of the ability to restore a person to vitality after longer periods of apparent death (as happened when CPR and defibrillation showed that cessation of heartbeat is inadequate as a decisive indicator of death). The lack of electrical brain activity may not be enough to consider someone scientifically dead. Therefore, the concept of information-theoretic death has been suggested as a better means of defining when true death occurs, though the concept has few practical applications outside the field of cryonics.[45]

Causes

The leading cause of human death in developing countries is infectious disease. The leading causes in developed countries are atherosclerosis (heart disease and stroke), cancer, and other diseases related to obesity and aging. By an extremely wide margin, the largest unifying cause of death in the developed world is biological aging,[46] leading to various complications known as aging-associated diseases. These conditions cause loss of homeostasis, leading to cardiac arrest, causing loss of oxygen and nutrient supply, causing irreversible deterioration of the brain and other tissues. Of the roughly 150,000 people who die each day across the globe, about two thirds die of age-related causes.[46] In industrialized nations, the proportion is much higher, approaching 90%.[46] With improved medical capability, dying has become a condition to be managed.

In developing nations, inferior sanitary conditions and lack of access to modern medical technology make death from infectious diseases more common than in developed countries. One such disease is tuberculosis, a bacterial disease that killed 1.8 million people in 2015.[47] In 2004, malaria caused about 2.7 million deaths annually.[48] The AIDS death toll in Africa may reach 90–100 million by 2025.[49][50]

According to Jean Ziegler, the United Nations Special Reporter on the Right to Food, 2000 – Mar 2008, mortality due to malnutrition accounted for 58% of the total mortality rate in 2006. Ziegler says worldwide, approximately 62 million people died from all causes and of those deaths, more than 36 million died of hunger or diseases due to deficiencies in micronutrients.[51]

American children smoking in 1910. Tobacco smoking caused an estimated 100 million deaths in the 20th century.[52]

Tobacco smoking killed 100 million people worldwide in the 20th century and could kill 1 billion people worldwide in the 21st century, a World Health Organization report warned.[52]

Many leading developed world causes of death can be postponed by diet and physical activity, but the accelerating incidence of disease with age still imposes limits on human longevity. The evolutionary cause of aging is, at best, only beginning to be understood. It has been suggested that direct intervention in the aging process may now be the most effective intervention against major causes of death.[53]

Selye proposed a unified non-specific approach to many causes of death. He demonstrated that stress decreases the adaptability of an organism and proposed to describe adaptability as a special resource, adaptation energy. The animal dies when this resource is exhausted.[54] Selye assumed that adaptability is a finite supply presented at birth. Later, Goldstone proposed the concept of production or income of adaptation energy which may be stored (up to a limit) as a capital reserve of adaptation.[55] In recent works, adaptation energy is considered an internal coordinate on the "dominant path" in the model of adaptation. It is demonstrated that oscillations of well-being appear when the reserve of adaptability is almost exhausted.[56]

Le Suicidé by Édouard Manet depicts a man who has recently committed suicide via a firearm.

In 2012, suicide overtook car crashes as the leading cause of human injury deaths in the U.S., followed by poisoning, falls, and murder.[57]

Accidents and disasters, from nuclear disasters to structural collapses, also claim lives. One of the deadliest incidents of all time is the Failure of the 1975 Banqiao Dam Failure, with varying estimates, up to 240,000 dead.[58] Other incidents with high death tolls are the Wanggongchang explosion (when a gunpowder factory ended up with 20,000 deaths),[59] a collapse of a wall of Circus Maximus that killed 13,000 people,[60] and the Chernobyl disaster that killed between 95 and 4,000 people.[61][62]

Natural disasters kill around 45,000 people annually, although this number can vary to millions to thousands on a per-decade basis. Some of the deadliest natural disasters are the 1931 China floods, which killed an estimated 4 million people, although estimates widely vary;[63] the 1887 Yellow River flood, which killed an estimated 2 million people in China;[64] and the 1970 Bhola cyclone, which killed as many as 500,000 people in Pakistan.[65] If naturally occurring famines are considered natural disasters, the Chinese famine of 1906–1907, which killed 15–20 million people, can be considered the deadliest natural disaster in recorded history.

In animals, predation can be a common cause of death. Livestock have a 6% death rate from predation. However, younger animals are more susceptible to predation. For example, 50% of young foxes die to birds, bobcats, coyotes, and other foxes as well. Young bear cubs in the Yellowstone National Park only have a 40% chance to survive to adulthood from other bears and predators.[66]

Autopsy

A painting of an autopsy, by Rembrandt, entitled "The Anatomy Lesson of Dr. Nicolaes Tulp"
An autopsy is portrayed in The Anatomy Lesson of Dr. Nicolaes Tulp, by Rembrandt.

An autopsy, also known as a postmortem examination or an obduction, is a medical procedure that consists of a thorough examination of a human corpse to determine the cause and manner of a person's death and to evaluate any disease or injury that may be present. It is usually performed by a specialized medical doctor called a pathologist.[67]

Autopsies are either performed for legal or medical purposes.[67] A forensic autopsy is carried out when the cause of death may be a criminal matter, while a clinical or academic autopsy is performed to find the medical cause of death and is used in cases of unknown or uncertain death, or for research purposes.[68] Autopsies can be further classified into cases where external examination suffices, and those where the body is dissected and an internal examination is conducted.[69] Permission from next of kin may be required for internal autopsy in some cases.[70] Once an internal autopsy is complete the body is generally reconstituted by sewing it back together.[39]

A necropsy, which is not always a medical procedure, was a term previously used to describe an unregulated postmortem examination. In modern times, this term is more commonly associated with the corpses of animals.[71]

Death before birth

Death before birth can happen in several ways: stillbirth, when the fetus dies before or during the delivery process; miscarriage, when the embryo dies before independent survival; and abortion, the artificial termination of the pregnancy. Stillbirth and miscarriage can happen for various reasons, while abortion is carried out purposely.

Stillbirth

Stillbirth can happen right before or after the delivery of a fetus. It can result from defects of the fetus or risk factors present in the mother. Reductions of these factors, caesarean sections when risks are present, and early detection of birth defects have lowered the rate of stillbirth. However, 1% of births in the United States end in a stillbirth.[72]

Miscarriage

A miscarriage is defined by the World Health Organization as, "The expulsion or extraction from its mother of an embryo or fetus weighing 500g or less." Miscarriage is one of the most frequent problems in pregnancy, and is reported in around 12–15% of all clinical pregnancies; however, by including pregnancy losses during menstruation, it could be up to 17–22% of all pregnancies. There are many risk-factors involved in miscarriage; consumption of caffeine, tobacco, alcohol, drugs, having a previous miscarriage, and the use of abortion can increase the chances of having a miscarriage.[73]

Abortion

An abortion may be performed for many reasons, such as pregnancy from rape, financial constraints of having a child, teenage pregnancy, and the lack of support from a significant other.[74] There are two forms of abortion: a medical abortion and an in-clinic abortion or sometimes referred to as a surgical abortion. A medical abortion involves taking a pill that will terminate the pregnancy no more than 11 weeks past the last period, and an in-clinic abortion involves a medical procedure using suction to empty the uterus; this is possible after 12 weeks, but it may be more difficult to find an operating doctor who will go through with the procedure.[75]

Senescence

Dead camel thorn tree within Sossusvlei

Senescence refers to a scenario when a living being can survive all calamities but eventually dies due to causes relating to old age. Conversely, premature death can refer to a death that occurs before old age arrives, for example, human death before a person reaches the age of 75.[76] Animal and plant cells normally reproduce and function during the whole period of natural existence, but the aging process derives from the deterioration of cellular activity and the ruination of regular functioning. The aptitude of cells for gradual deterioration and mortality means that cells are naturally sentenced to stable and long-term loss of living capacities, even despite continuing metabolic reactions and viability. In the United Kingdom, for example, nine out of ten of all the deaths that occur daily relates to senescence, while around the world, it accounts for two-thirds of 150,000 deaths that take place daily.[77]

Almost all animals who survive external hazards to their biological functioning eventually die from biological aging, known in life sciences as "senescence." Some organisms experience negligible senescence, even exhibiting biological immortality. These include the jellyfish Turritopsis dohrnii,[78] the hydra, and the planarian. Unnatural causes of death include suicide and predation. Of all causes, roughly 150,000 people die around the world each day.[46] Of these, two-thirds die directly or indirectly due to senescence, but in industrialized countries – such as the United States, the United Kingdom, and Germany – the rate approaches 90% (i.e., nearly nine out of ten of all deaths are related to senescence).[46]

Physiological death is now seen as a process, more than an event: conditions once considered indicative of death are now reversible.[79] Where in the process, a dividing line is drawn between life and death depends on factors beyond the presence or absence of vital signs. In general, clinical death is neither necessary nor sufficient for a determination of legal death. A patient with working heart and lungs determined to be brain dead can be pronounced legally dead without clinical death occurring.[80]

Life extension

Life extension refers to an increase in maximum or average lifespan, especially in humans, by slowing or reversing aging processes through anti-aging measures. Aging is the most common cause of death worldwide. Aging is seen as inevitable, so according to Aubrey de Grey little is spent on research into anti-aging therapies, a phenomenon known as pro-aging trance.[46]

The average lifespan is determined by vulnerability to accidents and age or lifestyle-related afflictions such as cancer or cardiovascular disease. Extension of lifespan can be achieved by good diet, exercise, and avoidance of hazards such as smoking. Maximum lifespan is determined by the rate of aging for a species inherent in its genes. A recognized method of extending maximum lifespan is calorie restriction.[9] Theoretically, the extension of the maximum lifespan can be achieved by reducing the rate of aging damage, by periodic replacement of damaged tissues, molecular repair, or rejuvenation of deteriorated cells and tissues.[81]

A United States poll found religious and irreligious people, as well as men and women and people of different economic classes, have similar rates of support for life extension, while Africans and Hispanics have higher rates of support than white people. 38% said they would desire to have their aging process cured.[82]

Researchers of life extension can be known as "biomedical gerontologists." They try to understand aging, and develop treatments to reverse aging processes, or at least slow them for the improvement of health and maintenance of youthfulness.[8] Those who use life extension findings and apply them to themselves are called "life extensionists" or "longevists." The primary life extension strategy currently is to apply anti-aging methods to attempt to live long enough to benefit from a cure for aging.[83]

Cryonics

Technicians prepare a body for cryopreservation in 1985.

Cryonics (from Greek κρύος 'kryos-' meaning 'icy cold') is the low-temperature preservation of animals, including humans, who cannot be sustained by contemporary medicine, with the hope that healing and resuscitation may be possible in the future.[84][85]

Cryopreservation of people and other large animals is not reversible with current technology. The stated rationale for cryonics is that people who are considered dead by current legal or medical definitions, may not necessarily be dead according to the more stringent 'information-theoretic' definition of death.[45][86]

Some scientific literature is claimed to support the feasibility of cryonics.[87] Medical science and cryobiologists generally regard cryonics with skepticism.[88]

Location

Kyösti Kallio (middle), the fourth President of the Republic of Finland, had a fatal heart attack a few seconds after this photograph was taken by Hugo Sundström on December 19, 1940, at Helsinki railway station in Helsinki, Finland.[89][90]

Around 1930, most people in Western countries died in their own homes, surrounded by family, and comforted by clergy, neighbors, and doctors making house calls.[91] By the mid-20th century, half of all Americans died in a hospital.[92] By the start of the 21st century, only about 20 to 25% of people in developed countries died outside of a medical institution.[92][93][94] The shift from dying at home towards dying in a professional medical environment has been termed the "Invisible Death."[92] This shift occurred gradually over the years until most deaths now occur outside the home.[95]

Psychology

Death studies is a field within psychology.[96] To varying degrees people inherently fear death, both the process and the eventuality; it is hard wired and part of the 'survival instinct' of all animals.[97] Discussing, thinking about, or planning for their deaths causes them discomfort. This fear may cause them to put off financial planning, preparing a will and testament, or requesting help from a hospice organization.

Mortality salience is the awareness that death is inevitable. However, self-esteem and culture are ways to reduce the anxiety this effect can cause.[98] The awareness of someone's own death can cause a deepened bond in their in-group as a defense mechanism. This can also cause the person to become very judging. In a study, two groups were formed; one group was asked to reflect upon their mortality, the other was not, afterwards, the groups were told to set a bond for a prostitute. The group that did not reflect on death had an average of $50, the group who was reminded about their death had an average of $455.[99]

Different people have different responses to the idea of their deaths. Philosopher Galen Strawson writes that the death that many people wish for is an instant, painless, unexperienced annihilation.[100] In this unlikely scenario, the person dies without realizing it and without being able to fear it. One moment the person is walking, eating, or sleeping, and the next moment, the person is dead. Strawson reasons that this type of death would not take anything away from the person, as he believes a person cannot have a legitimate claim to ownership in the future.[100][101]

Society and culture

A duke insulting the corpse of Klaus Fleming
The regent duke Charles (later king Charles IX of Sweden) insulting the corpse of Klaus Fleming. Albert Edelfelt, 1878
Естественно мумифицированное тело (из Гуанахуато)
Мертвые тела могут быть мумифицированы либо естественным путем, как это в Гуанахуато , либо намеренно, как в Древнем Египте .

In society, the nature of death and humanity's awareness of its mortality has, for millennia, been a concern of the world's religious traditions and philosophical inquiry. Including belief in resurrection or an afterlife (associated with Abrahamic religions), reincarnation or rebirth (associated with Dharmic religions), or that consciousness permanently ceases to exist, known as eternal oblivion (associated with Secular humanism).[102]

Commemoration ceremonies after death may include various mourning, funeral practices, and ceremonies of honoring the deceased.[103] The physical remains of a person, commonly known as a corpse or body, are usually interred whole or cremated, though among the world's cultures, there are a variety of other methods of mortuary disposal.[16] In the English language, blessings directed towards a dead person include rest in peace (originally the Latin, requiescat in pace) or its initialism RIP.

Смерть является центром многих традиций и организаций; обычаи, связанные со смертью, являются особенностью каждой культуры во всем мире. Большая часть этого вращается вокруг ухода за умершими, а также загробной жизни и избавления от тел после наступления смерти. Утилизация человеческих трупов , как правило, начинается с последних офисов , прежде чем пройдет значительное время, и часто происходят ритуальные церемонии, чаще всего погребение или кремация. Это не единая практика; в Тибете , например, тело хоронят в небе и оставляют на вершине горы. Правильная подготовка к смерти, а также техники и церемонии, позволяющие передать свои духовные достижения в другое тело (реинкарнация), являются предметом детального изучения в Тибете. [104] В некоторых культурах также распространена мумификация или бальзамирование, чтобы замедлить скорость разложения . [105] Рост секуляризма привел к упадку материальных памятных знаков смерти. [106]

Некоторые части смерти в культуре основаны на законе и имеют законы, регулирующие наступление смерти, такие как получение свидетельства о смерти, урегулирование наследства умершего , а также вопросы наследования и, в некоторых странах, налогообложения наследства . [107]

Смертная казнь также является аспектом смерти, вызывающим культурные разногласия. В большинстве юрисдикций, где сегодня применяется смертная казнь, смертная казнь применяется за умышленное убийство, шпионаж, государственную измену или в рамках военной юстиции . В некоторых странах сексуальные преступления, такие как прелюбодеяние и содомия , караются смертной казнью, как и религиозные преступления, такие как отступничество , формальный отказ от своей религии. Во многих странах, где сохраняется смертная казнь , незаконный оборот наркотиков также карается смертной казнью. В Китае торговля людьми и серьезные случаи коррупции также наказываются смертной казнью. В вооруженных силах по всему миру военные суды выносили смертные приговоры за такие преступления, как трусость , дезертирство , неповиновение и мятеж . [108] В США мятеж карается смертью. [109]

Смерть на войне и нападения террористов-смертников также имеют культурные связи, а идеи dulce et Decorum est pro patria mori , что переводится как «сладко и правильно умереть за свою страну», - это концепция, уходящая корнями в древность. [109] скорбящие родственники погибших солдат и уведомления о смерти . Кроме того, во многих культурах укоренились [110] В последнее время в западном мире – с ростом терроризма после терактов 11 сентября , а также в более далёком прошлом, с терактами-смертниками, миссиями камикадзе во Второй мировой войне и миссиями смертников во множестве других конфликтов в истории – смерть за дело Способы нападения террористов-смертников, в том числе мученичество , оказали значительное культурное влияние. [111]

Самоубийство в целом и эвтаназия в частности также являются предметом культурных дискуссий. Оба действия понимаются по-разному в разных культурах. [112] В Японии, например, достойное окончание жизни посредством сэппуку считалось желательной смертью. [113] тогда как согласно традиционным христианским и исламским культурам самоубийство рассматривается как грех.

Санта Муэрте , олицетворение смерти в мексиканской традиции. [114]

Смерть олицетворяется во многих культурах с такими символическими изображениями, как Мрачный Жнец , Азраил , индуистский бог Яма и Отец Времени . На западе Мрачный Жнец или подобные ему фигуры являются самым популярным изображением смерти в западных культурах. [115]

В Бразилии смерть официально засчитывается, когда она регистрируется существующими членами семьи в карторио — официальном реестре. Прежде чем можно будет подать заявление об официальной смерти, умерший должен быть официально зарегистрирован в cartorio для официальной регистрации рождения. Хотя Закон о публичном реестре гарантирует всем гражданам Бразилии право регистрировать случаи смерти, независимо от финансового положения членов их семей (часто детей), бразильское правительство не сняло с себя это бремя, скрытые расходы и сборы за подачу заявления о смерти. . Для многих бедных семей косвенные затраты и бремя подачи заявления о смерти приводят к более привлекательным, неофициальным, местным и культурным захоронениям, что, в свою очередь, вызывает споры о неточных показателях смертности . [116]

Говорить о смерти и быть ее свидетелем — трудная проблема в большинстве культур. Западные общества, возможно, захотят относиться к умершим с величайшим материальным уважением, используя официальное бальзамирование и связанные с ним обряды. [105] Восточные общества (например, Индия) могут быть более готовы принять это как свершившийся факт , когда похоронная процессия мертвого тела заканчивается сожжением дотла под открытым небом. [117]

Истоки смерти

Происхождение смерти — это тема или миф о том, как возникла смерть. Она присутствует почти во всех культурах мира, поскольку смерть — явление универсальное. [118] Это делает его мифом о происхождении , мифом, который описывает, как появилась особенность природного или социального мира. [119] [120] Между мифами и культурами может быть некоторое сходство. В североамериканской мифологии тему человека, который хочет быть бессмертным, и человека, который хочет умереть, можно увидеть у многих коренных народов . [121] В христианстве смерть — результат грехопадения человека после вкусения плода с дерева познания добра и зла . [118] В греческой мифологии открытие ящика Пандоры несет в мир смерть. [122]

Сознание

Большой интерес и споры окружают вопрос о том, что происходит с сознанием человека после смерти тела. Веру в необратимую потерю сознания после смерти часто называют вечным забвением . Вера в то, что поток сознания сохраняется после физической смерти, описывается термином загробная жизнь . Ни то, ни другое вряд ли может быть подтверждено без смерти размышляющего.

Околосмертные переживания (ОПС) — это самое близкое к загробной жизни, которое мы знаем. Некоторые люди, пережившие околосмертный опыт, сообщают, что видели загробную жизнь, будучи мертвыми. Видение светового существа и разговор с ним, жизнь, мелькающая перед глазами , и подтверждение культурных представлений о загробной жизни — все это темы, которые происходят в моменты их смерти. [123]

В биологии

Дождевые черви — детритофаги, обитающие в почве.

смерти остатки бывшего организма становятся частью биогеохимического цикла , в ходе которого животные могут быть съедены хищником После или падальщиком . [124] Органический материал может затем подвергаться дальнейшему разложению детритофагами , организмами, которые перерабатывают детрит , возвращая его в окружающую среду для повторного использования в пищевой цепи , где эти химические вещества могут в конечном итоге потребляться и ассимилироваться клетками организма. [125] Примеры детритофагов включают дождевых червей , мокриц и многоножек . [126]

Микроорганизмы также играют жизненно важную роль, повышая температуру разлагающегося вещества, поскольку они расщепляют его на еще более простые молекулы. [127] Не все материалы должны быть полностью разложены. Одним из примеров является уголь , ископаемое топливо, формировавшееся на протяжении длительного периода времени в болотных экосистемах. [128]

Естественный отбор

Современная эволюционная теория рассматривает смерть как важную часть процесса естественного отбора . Считается, что организмы, менее приспособленные к окружающей среде, с большей вероятностью погибнут, произведя меньше потомства, тем самым уменьшая свой вклад в генофонд . Таким образом, их гены в конечном итоге выводятся из популяции, что в худшем случае приводит к вымиранию и, что более позитивно, делает возможным процесс, называемый видообразованием . Не менее важную роль в определении выживания вида играет частота размножения : организм, который умирает молодым, но оставляет многочисленное потомство, проявляет, согласно дарвиновским критериям, гораздо большую приспособленность, чем организм-долгожитель, оставляющий только одно. [129] [130]

Смерть также играет роль в конкуренции : если один вид побеждает другой, существует риск гибели популяции, особенно в том случае, когда они напрямую борются за ресурсы. [131]

Вымирание

Картина дронта
Додо . , птица, ставшая в английском языке олицетворением вымирания вида [132]

Смерть играет роль в вымирании , прекращении существования вида или группы таксонов , уменьшении биоразнообразия , поскольку вымирание обычно считается смертью последней особи этого вида (хотя способность к размножению и восстановлению могла быть ограничена). проиграл до этого момента). вида Поскольку потенциальный ареал может быть очень большим, определить этот момент сложно и обычно делается ретроспективно. [133]

Эволюция старения и смертности

Исследование эволюции старения направлено на объяснение того, почему так много живых существ и подавляющее большинство животных слабеют и умирают с возрастом. Однако есть исключения, такие как гидра и медуза Turritopsis dohrnii , которые, как показывают исследования, биологически бессмертны . [134]

Организмы, демонстрирующие только бесполое размножение , такие как бактерии, некоторые протисты , как эвгленоиды и многие амебозои , и одноклеточные организмы с половым размножением , колониальным или нет, как вольвоциновые водоросли Pandorina и Chlamydomonas , в некоторой степени «бессмертны», умирая только за счет внешним опасностям, например, быть съеденным или стать жертвой несчастного случая со смертельным исходом. У многоклеточных организмов, а также у многоядерных инфузорий [135] при вейсманистском развитии , то есть при разделении труда между смертными соматическими (телесными) клетками и «бессмертными» зародышевыми (репродуктивными) клетками , смерть становится существенной частью жизни, по крайней мере, для соматической линии. [136]

Водоросли Volvox относятся к числу простейших организмов, демонстрирующих такое разделение труда между двумя совершенно разными типами клеток и, как следствие, включают гибель соматической линии как регулярную, генетически регулируемую часть своей жизненной истории . [136] [137]

Горе у животных

Животные иногда выражают горе по своим партнерам или «друзьям». Когда два шимпанзе образуют связь, сексуальную или нет , и один из них умирает, выживший шимпанзе проявляет признаки горя, в гневе вырывает себе волосы и начинает плакать; если тело убрать, они будут сопротивляться и в конечном итоге затихнут, когда тело исчезнет, ​​но, увидев тело снова, шимпанзе вернется в агрессивное состояние. [138]

Более того, антрополог Барбара Дж. Кинг предположила, что один из способов оценить выражение горя у животных — это искать изменения в поведении, такие как социальная изоляция, нарушение режима питания или сна, выражение аффекта или усиление стрессовых реакций в ответ на смерть животного. член семьи, приятель или друг. [139] Эти критерии не предполагают способность предвидеть смерть, понимать ее окончательность или испытывать эмоции, эквивалентные человеческим, но в то же время не исключают возможности существования этих способностей у некоторых животных или того, что могут возникать различные виды эмоциональных переживаний. составляют горе. [140] Основываясь на этих критериях, Кинг приводит примеры наблюдаемого потенциального траурного поведения у таких животных, как китообразные, приматы и мартышки, слоны, домашние животные (включая собак, кошек, кроликов, лошадей и сельскохозяйственных животных), жирафы, пекари, ослы, степные полевки. и некоторые виды птиц. [139] [141]

Гибель абиотических факторов

Некоторые неживые существа можно считать мертвыми. Например, вулкан , батареи , электрические компоненты и звезды — все это неживые объекты, которые могут «умереть» в результате разрушения или прекращения функционирования.

Вулкан, разлом земной коры, из которого выходит лава , пепел и газы , может находиться в трех состояниях: активном, спящем и потухшем. недавно Действующий вулкан извергался или в настоящее время извергается ; у спящего вулкана он не извергался в течение значительного времени, но может извергнуться снова; в потухшем вулкане он может быть отрезан от подачи лавы и больше никогда не будет ожидать повторного извержения, поэтому вулкан можно считать мертвым. [142]

Аккумулятор можно считать разряженным после полного израсходования заряда. Электрические компоненты в этом смысле аналогичны, на случай, если их снова невозможно будет использовать, например, после попадания воды на компоненты. [143] компонент можно считать мертвым.

Сверхновая Кеплера после смерти того, что могло быть белым карликом

Звезды также имеют продолжительность жизни и, следовательно, могут умереть. После того, как у него начинает заканчиваться топливо, он начинает расширяться, это может быть аналогом старения звезды. После того, как он израсходует все топливо, он может взорваться сверхновой . [144] коллапсировать в черную дыру или превратиться в нейтронную звезду . [145]

Религиозные взгляды

буддизм

В буддийской доктрине и практике смерть играет важную роль. Осознание смерти побудило принца Сиддхартху стремиться найти «бессмертное» и, наконец, достичь просветления . В буддийской доктрине смерть служит напоминанием о ценности рождения человеком . Перерождение человеком считается единственным состоянием, в котором можно достичь просветления. Таким образом, смерть помогает напомнить себе, что нельзя воспринимать жизнь как нечто само собой разумеющееся. Вера в перерождение среди буддистов не обязательно устраняет тревогу смерти , поскольку все существование в цикле перерождений считается наполненным страданиями , а многократное перерождение не обязательно означает прогресс. [146]

Смерть является частью нескольких ключевых буддийских принципов, таких как Четыре благородные истины и зависимое происхождение . [146]

христианство

Данте В «Рае » Данте вместе с Беатриче смотрит на самые высокие небеса.

Хотя существуют разные секты христианства с разными ветвями веры, всеобъемлющая идеология смерти вырастает из знаний о загробной жизни. После смерти человек подвергнется отделению от смертности к бессмертию; их душа покидает тело, попадая в царство духов. После этого разделения тела и духа (смерти) воскресение . произойдет [147] Представляя ту же трансформацию, которую воплотил Иисус Христос после того, как его тело было помещено в гробницу на три дня, тело каждого человека воскреснет, воссоединив дух и тело в совершенной форме. Этот процесс позволяет душе человека противостоять смерти и трансформироваться в жизнь после смерти. [148]

индуизм

Иллюстрация, изображающая индуистские верования о реинкарнации.

В индуистских текстах смерть описывается как индивидуальная вечная духовная джива-атма (душа или сознательное «я»), покидающая нынешнее временное материальное тело. Душа покидает это тело, когда тело больше не может поддерживать сознательное «я» (жизнь), что может быть связано с умственными или физическими причинами или, точнее, с неспособностью действовать в соответствии со своей камой (материальными желаниями). [149] Во время зачатия душа входит в новое совместимое тело на основе оставшихся достоинств и недостатков своей кармы (хороших/плохих материальных действий, основанных на дхарме ) и состояния ума (впечатлений или последних мыслей) на момент смерти. [150]

Обычно процесс реинкарнации заставляет человека забыть все воспоминания о прошлой жизни. Поскольку на самом деле ничто не умирает, а временное материальное тело всегда меняется, как в этой жизни, так и в следующей, смерть означает забвение предыдущего опыта. [151]

ислам

Исламская точка зрения заключается в том, что смерть — это отделение души от тела, а также начало загробной жизни. [152] Загробная жизнь, или ахира , является одним из шести основных верований в исламе. Вместо того, чтобы рассматривать смерть как конец жизни, мусульмане рассматривают смерть как продолжение жизни в другой форме. [153] В исламе жизнь на земле сейчас – это короткая, временная жизнь и период испытаний для каждой души. Настоящая жизнь начинается с Судного Дня, когда все люди будут разделены на две группы. Праведные верующие будут приняты в джаннам (рай), а неверующие и злодеи будут наказаны в джаханнаме (адском огне). [154]

Мусульмане верят, что смерть совершенно естественна и предопределена Богом. Только Бог знает точное время смерти человека. [155] В Коране подчеркивается, что смерть неизбежна, как бы люди ни старались избежать смерти, она достигнет каждого. ( Q50:16 ) Жизнь на земле — это единственный шанс для людей подготовиться к будущей жизни и решить, верить или не верить в Бога, а смерть — это конец этой возможности обучения. [156]

иудаизм

В иудаизме существуют разнообразные верования о загробной жизни , но ни одно из них не противоречит предпочтению жизни перед смертью. Частично это происходит потому, что смерть ставит прекращение возможности исполнения каких-либо заповедей . [157]

Язык

Слово «смерть» происходит от древнеанглийского dēaþ , который, в свою очередь, происходит от прагерманского * dauþuz (реконструировано путем этимологического анализа). Это происходит от протоиндоевропейской основы * dheu-, означающей «процесс, действие, состояние умирания ». [158]

Концепция и симптомы смерти, а также различная степень деликатности, используемая в дискуссиях на общественных форумах, породили множество научных, юридических и социально приемлемых терминов или эвфемизмов. Когда человек умер, среди других социально принятых, религиозно специфичных, сленговых и непочтительных терминов также говорят, что он «ушел из жизни», «перешел», «истек» или «ушел».

В качестве формального обозначения умершего человека стало обычной практикой использовать причастную форму слова «смерть», например «покойный»; другая форма существительного — « умерший ».

Лишенный жизни, мертвый человек представляет собой «труп», « труп », «тело», «набор останков», а когда вся плоть исчезла, « скелет ». Термины « падаль » и «туша» также используются, обычно для мертвых животных, не являющихся людьми. Прах, оставшийся после кремации, в последнее время называют «кременами».

См. также

Ссылки

  1. ^ "смерть" . Dictionary.com Полный (онлайн). нд . Проверено 27 февраля 2021 г.
  2. ^ Хейман Дж., Марк Оксенхэм (2016). Разложение человеческого тела . Амстердам: Эльзевир. ISBN  978-0-12-803713-3 . OCLC   945734521 .
  3. ^ Масамото Ю., Пираино С., член парламента Мильетты (1 декабря 2019 г.). «Транскриптомная характеристика обратного развития Turritopsis dohrnii (Hydrozoa, Cnidaria)» . G3: Гены, геномы, генетика . 9 (12): 4127–4138. дои : 10.1534/g3.119.400487 . ISSN   2160-1836 . ПМК   6893190 . ПМИД   31619459 .
  4. ^ Проскуряков С.Ю., Коноплянников А.Г., Габай В.Л. (1 февраля 2003 г.). «Некроз: особая форма запрограммированной гибели клеток?» . Экспериментальные исследования клеток . 283 (1): 1–16. дои : 10.1016/S0014-4827(02)00027-7 . ПМИД   12565815 . Архивировано из оригинала 13 марта 2023 года . Проверено 14 февраля 2023 г. - через Elsevier Science Direct.
  5. ^ Лаутен Дж (2016). Основная вирусология человека . Эльзевир Наука . стр. 6. ISBN  978-0-12-801171-3 .
  6. ^ Ричти Х., Спунер Ф., Розер М. (февраль 2018 г.). «Причины смерти» . Наш мир в данных . Архивировано из оригинала 20 мая 2018 года . Проверено 14 февраля 2023 г.
  7. ^ Рутли Н. (25 марта 2022 г.). «Сколько людей когда-либо жило?» . Визуальный капиталист . Архивировано из оригинала 28 марта 2022 года . Проверено 3 октября 2023 г.
  8. ^ Перейти обратно: а б Стамблер I (1 октября 2017 г.). «Признание дегенеративного старения излечимым заболеванием: методология и политика» . Старение и болезни . 8 (5): 583–589. дои : 10.14336/AD.2017.0130 . ПМЦ   5614323 . ПМИД   28966803 .
  9. ^ Перейти обратно: а б Фонтана Л., Партридж Л., Лонго В.Л. (16 апреля 2010 г.). «Продление продолжительности здоровой жизни — от дрожжей к человеку» . Наука . 328 (5976): 321–326. Бибкод : 2010Sci...328..321F . дои : 10.1126/science.1172539 . ПМЦ   3607354 . ПМИД   20395504 .
  10. ^ Перейти обратно: а б Соединенные Штаты. Президентская комиссия по изучению этических проблем в медицине, биомедицинских и поведенческих исследованиях (1981). Определение смерти: отчет о медицинских, юридических и этических проблемах определения смерти · Часть 34 . Комиссия. п. 63. Архивировано из оригинала 17 августа 2023 года . Проверено 19 марта 2023 г.
  11. ^ Перейти обратно: а б Министерство армии США (1999). Обучение и тренинг лидерства (LET 1) . Министерство армии США. п. 188. Архивировано из оригинала 17 августа 2023 года . Проверено 19 марта 2023 г.
  12. ^ Перейти обратно: а б Занер Р.М. (2011). Смерть: за пределами критериев всего мозга (1-е изд.). Спрингер . стр. 77, 125. ISBN.  978-94-010-7720-0 .
  13. ^ «смерть мозга» . Dictionary.com Полный (онлайн). нд . Проверено 27 февраля 2021 г.
  14. ^ ДеГрация Д (2021). «Определение смерти» . В Залте EN (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии (изд. лета 2021 г.). Лаборатория метафизических исследований Стэнфордского университета. Архивировано из оригинала 23 июля 2022 года . Проверено 23 июля 2022 г.
  15. ^ Родитель Б, Тури А (1 декабря 2020 г.). «Трудные отношения смерти с законом» . Журнал этики АМА . 22 (12): 1055–1061. дои : 10.1001/amajethics.2020.1055 . ISSN   2376-6980 . ПМИД   33419507 . S2CID   231300316 . Архивировано из оригинала 23 июля 2022 года . Проверено 23 июля 2022 г.
  16. ^ Перейти обратно: а б Ньюкомб Т (17 октября 2019 г.). «7 уникальных погребальных ритуалов по всему миру» . Британская энциклопедия . Архивировано из оригинала 1 апреля 2020 года . Проверено 16 февраля 2023 г.
  17. ^ Самир Хоссейн Мохаммад, Гилберт Питер (2010). «Концепции смерти: ключ к нашей адаптации». Болезнь, кризис и утрата . 18 (1).
  18. ^ Витч Р.М., Росс Л.Ф. (2016). Определение смерти: аргументы в пользу выбора . Издательство Джорджтаунского университета . ISBN  978-1-62616-356-0 .
  19. ^ Хениг, Робин Маранц (апрель 2016 г.). «Пересечение: как наука переосмысливает жизнь и смерть» . Нэшнл Географик . Архивировано из оригинала 1 ноября 2017 года . Проверено 23 октября 2017 г.
  20. ^ Этика животных (2023). «Какие существа не обладают сознанием» . Этика животных . Архивировано из оригинала 8 ноября 2014 года . Проверено 14 февраля 2023 г.
  21. ^ Антоний М.В. (2001). «Является ли слово «сознание» двусмысленным?» . Журнал исследований сознания . 8 (2): 19–44. Архивировано из оригинала 6 марта 2023 года . Проверено 14 февраля 2023 г. - через PhilPapers.
  22. ^ Меткалф П., Хантингтон Р. (1991). Торжество смерти: антропология погребального ритуала . Нью-Йорк: Кембридж Пресс. [ нужна страница ]
  23. ^ Перейти обратно: а б ДеГрация Д. (2017). «Определение смерти» . В Залте EN (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии (изд. весны 2017 г.). Лаборатория метафизических исследований Стэнфордского университета. Архивировано из оригинала 18 марта 2019 года . Проверено 19 февраля 2019 г.
  24. ^ Перейти обратно: а б с д Бернат Дж.Л. (2018). «Концептуальные проблемы определения смерти донора DCDD» . Отчет Гастингсского центра . 48 (С4): С26–С28. дои : 10.1002/hast.948 . ISSN   1552-146X . ПМИД   30584853 .
  25. ^ Белкин Г.С. (2014). Смерть перед смертью: история, медицина и смерть мозга . Издательство Оксфордского университета . п. 220. ИСБН  978-0-19-989817-6 .
  26. ^ Департамент здравоохранения штата Нью-Йорк (2011 г.). «Руководство по определению смерти мозга» . Штат Нью-Йорк . Архивировано из оригинала 24 января 2012 года . Проверено 15 февраля 2023 г.
  27. ^ Национальная служба здравоохранения Великобритании (8 сентября 2022 г.). «Обзор: смерть мозга» . Национальная служба здравоохранения . Архивировано из оригинала 12 ноября 2008 года . Проверено 15 февраля 2023 г.
  28. ^ Ниткин К. (11 сентября 2017 г.). «Проблемы определения и диагностики смерти мозга» . Медицина Джонса Хопкинса . Архивировано из оригинала 10 октября 2019 года . Проверено 15 февраля 2023 г.
  29. ^ Чернецкий CC, Бергер Б.Дж. (2013). Лабораторные исследования и диагностические процедуры (6-е изд.). Сондерс. ISBN  978-1-4557-0694-5 .
  30. ^ Миллер Ф. (октябрь 2009 г.). «Смерть и донорство органов: назад в будущее» . Журнал медицинской этики . 35 (10): 616–620. дои : 10.1136/jme.2009.030627 . ПМИД   19793942 .
  31. ^ Магнус Д.К., Уилфонд Б.С., Каплан А.Л. (6 марта 2014 г.). «Принятие смерти мозга». Медицинский журнал Новой Англии . 370 (10): 891–894. дои : 10.1056/NEJMp1400930 . ISSN   0028-4793 . ПМИД   24499177 .
  32. ^ Никол А.У., Мортон Эй.Дж. (11 июня 2020 г.). «Характерные закономерности колебаний ЭЭГ у овец (Ovis aries), вызванных кетамином, могут объяснить психотропные эффекты, наблюдаемые у людей» . Научные отчеты . 10 (1): 9440. Бибкод : 2020NatSR..10.9440N . дои : 10.1038/s41598-020-66023-8 . ПМЦ   7289807 . ПМИД   32528071 .
  33. ^ Департамент здравоохранения Нью-Йорка (5 декабря 2011 г.). «Руководство по определению смерти мозга» . Штат Нью-Йорк . Архивировано из оригинала 24 января 2012 года . Проверено 15 февраля 2023 г.
  34. ^ Национальная конференция уполномоченных по единообразным законам штатов, Американская ассоциация адвокатов, Американская медицинская ассоциация (1981 год). Единый Закон об определении смерти (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 26 марта 2023 года . Проверено 15 февраля 2023 г.
  35. ^ Льюис А., Кан-Фуллер К., Каплан А. (март 2017 г.). «Разве мертвые не должны быть мертвыми?: В поисках единого определения смерти». Журнал права, медицины и этики . 45 (1): 112–128. дои : 10.1177/1073110517703105 . ISSN   1073-1105 . ПМИД   28661278 . S2CID   4388540 .
  36. ^ Сарбей Б. (1 декабря 2016 г.). «Определения смерти: смерть мозга и что важно в человеке» . Журнал права и биологических наук . 3 (3): 743–752. дои : 10.1093/jlb/lsw054 . ПМК   5570697 . ПМИД   28852554 .
  37. ^ Перейти обратно: а б с Бернат Дж.Л. (март 2013 г.). «Споры в определении и установлении смерти в отделениях интенсивной терапии». Обзоры природы Неврология . 9 (3): 164–173. дои : 10.1038/nrneurol.2013.12 . ISSN   1759-4766 . ПМИД   23419370 . S2CID   12296259 .
  38. ^ Министерство здравоохранения и ухода за престарелыми Австралии (июнь 2021 г.). «Физический процесс умирания» . Директ здоровья . Архивировано из оригинала 1 марта 2020 года . Проверено 15 февраля 2023 г.
  39. ^ Перейти обратно: а б Долинак Д., Матшес Э., Лью Э.О. (2005). Судебно-медицинская патология: принципы и практика . Эльзевир Академик Пресс . п. 526. ИСБН  978-0-08-047066-5 .
  40. ^ Всемирная организация здравоохранения (1979). Медицинское свидетельство о причине смерти: Инструкция для врачей по использованию международной формы медицинского свидетельства о причине смерти . Всемирная организация здравоохранения . ISBN  978-92-4-156062-7 .
  41. ^ Бондесон 2001 , стр. 77.
  42. ^ Бондесон 2001 , стр. 56, 71.
  43. ^ Бондесон 2001 , стр. 239.
  44. ^ Перейти обратно: а б Лиммер, Дэн, О'Киф, Майкл Ф., Бержерон, Дж. Дэвид, Грант, Харви, Мюррей, Боб, Дикинсон, Эд (21 декабря 2006 г.). Brady Emergency Care AHA (10-е обновленное издание). Прентис Холл. ISBN  978-0-13-159390-9 .
  45. ^ Перейти обратно: а б Меркл Р. «Информационно-теоретическая смерть» . Меркл.com . Архивировано из оригинала 9 августа 2016 года . Проверено 4 июня 2016 г. Человек мертв по теоретико-информационному критерию, если структуры, кодирующие память и личность, настолько нарушены, что восстановить их уже невозможно в принципе. Если вывод о состоянии памяти и личности в принципе возможен и, следовательно, восстановление соответствующего функционального состояния также в принципе возможно, то человек не умер.
  46. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Обри DNJ dG (2007). «Исследование продления жизни и общественные дебаты: социальные соображения» (PDF) . Исследования в области этики, права и технологий . 1 (1, статья 5). CiteSeerX   10.1.1.395.745 . дои : 10.2202/1941-6008.1011 . S2CID   201101995 . Архивировано из оригинала (PDF) 13 октября 2016 года . Проверено 20 марта 2009 г. около 150 000 смертей происходят каждый день по всему миру
  47. ^ «Информационный бюллетень по туберкулезу № 104 – Глобальная и региональная заболеваемость» . ВОЗ . Март 2006 г. Архивировано из оригинала 30 декабря 2013 г. Проверено 6 октября 2006 г.
  48. ^ Крис Томас, Глобальное здравоохранение/инфекционные заболевания и питание (2 июня 2009 г.). «Программы USAID по борьбе с малярией» . Usaid.gov. Архивировано из оригинала 26 января 2004 года . Проверено 19 сентября 2016 г.
  49. ^ «СПИД может убить 90 миллионов африканцев, - говорит ООН» . Хранитель . Лондон. 4 марта 2005 г. Архивировано из оригинала 29 августа 2013 г. Проверено 23 мая 2010 г.
  50. ^ Леонард Т. (4 июня 2006 г.). «Число случаев СПИДа в Африке может достичь 100 миллионов» . Вашингтон Пост . Архивировано из оригинала 17 декабря 2013 года . Проверено 26 декабря 2013 г.
  51. ^ Жан Зиглер , Империя стыда , Файярд, 2007 ISBN   978-2-253-12115-2 стр. 130. [ нужны разъяснения ]
  52. ^ Перейти обратно: а б «Доклад ВОЗ о глобальной табачной эпидемии, 2008 г.» (PDF) . ВОЗ . 2008. Архивировано из оригинала (PDF) 8 марта 2008 года . Проверено 26 декабря 2013 г.
  53. ^ Ольшанский С.Дж., Перри Д., Миллер Р.А., Батлер Р.Н. (2006). «Дивиденд долголетия: что нам следует делать, чтобы подготовиться к беспрецедентному старению человечества?». Ученый . 20 : 28–36.
  54. ^ Селье, Х. (1938). Экспериментальные данные, подтверждающие концепцию «энергии адаптации», Am. Дж. Физиол. 123 (1938), 758–765.
  55. ^ Голдстоун Б. (1952). «Врач общей практики и общий адаптационный синдром». Южноафриканский медицинский журнал . 26 (6): 106–109. ПМИД   14913266 .
  56. ^ Горбань АН, Тюкина Т.А., Смирнова Е.В., Покидышева Л.И. (2016). «Эволюция механизмов адаптации: энергия адаптации, стресс и колебательная смерть» . Дж. Теория. Биол . 405 (21): 127–139. arXiv : 1512.03949 . Бибкод : 2016JThBi.405..127G . дои : 10.1016/j.jtbi.2015.12.017 . ПМИД   26801872 . S2CID   9173426 . Архивировано из оригинала 3 октября 2018 года . Проверено 9 апреля 2016 г.
  57. ^ Рейнберг С. (20 сентября 2012 г.). «Самоубийства сейчас убивают больше американцев, чем автокатастрофы: исследование» . Медицинский экспресс . Архивировано из оригинала 6 октября 2012 года . Проверено 15 октября 2012 г.
  58. ^ Муфсон С. (22 февраля 1995 г.). «RIGHTS GROUP ПРЕДУПРЕЖДАЕТ КИТАЙ О ПРОЕКТЕ ПЛОТИНЫ» . Вашингтон Пост . Архивировано из оригинала 6 марта 2023 года . Проверено 17 февраля 2023 г.
  59. ^ Лян Г., Дэн Л. (29 апреля 2013 г.). «Разгадка 400-летней тайны: объяснение «взрыва» в центре Пекина в 1626 году» . ВсеЛучшиеЭссе . Архивировано из оригинала 20 февраля 2020 года . Проверено 17 февраля 2023 г.
  60. ^ Хамфри Дж. Х. (1986). Римские цирки: арены для гонок на колесницах . Издательство Калифорнийского университета . стр. 80, 102, 126–129. ISBN  978-0-520-04921-5 .
  61. ^ Sovacool BK (май 2008 г.). «Цена неудачи: предварительная оценка крупных энергетических аварий, 1907–2007 гг.» . Энергетическая политика . 36 (5): 1802–1820. Бибкод : 2008EnPol..36.1802S . дои : 10.1016/j.enpol.2008.01.040 . Архивировано из оригинала 17 февраля 2023 года . Проверено 17 февраля 2023 г. - через Elsevier Science Direct.
  62. ^ Sovacool BK (август 2010 г.). «Критическая оценка ядерной энергетики и возобновляемых источников энергии в Азии» (PDF) . Журнал современной Азии . 40 (3): 369–400. дои : 10.1080/00472331003798350 . S2CID   154882872 . Архивировано (PDF) из оригинала 6 марта 2023 года . Проверено 17 февраля 2023 г. - через Routledge.
  63. ^ CBC Arts (30 августа 2010 г.). «Самые страшные стихийные бедствия в мире: катастрофы 20-го и 21-го веков» . Канадская радиовещательная корпорация . Архивировано из оригинала 19 января 2011 года . Проверено 17 февраля 2023 г.
  64. ^ Минс Т, Паппас С (3 марта 2022 г.). «10 самых смертоносных стихийных бедствий в истории» . ЖиваяНаука . Архивировано из оригинала 2 июля 2013 года . Проверено 17 февраля 2023 г.
  65. ^ " "16 самых смертоносных штормов прошлого века" " . Бизнес-инсайдер Индии . 13 сентября 2017 г. Архивировано из оригинала 7 января 2022 г. Проверено 17 февраля 2023 г.
  66. ^ Донер СП (2017). Энциклопедия животных-хищников: узнайте об особенностях и поведении каждого хищника: определите следы и признаки более 50 хищников: защитите свой скот, домашнюю птицу и домашних животных . Норт-Адамс, Массачусетс: Storey Publishing. ISBN  978-1-61212-705-7 . ОСЛК   970604110 .
  67. ^ Перейти обратно: а б Johns Hopkins Medical (19 ноября 2019 г.). «Вскрытие» . Джонс Хопкинс Медикал . Архивировано из оригинала 26 июня 2020 года . Проверено 15 февраля 2023 г.
  68. ^ Департамент здравоохранения штата Мэриленд. «Судебно-медицинская экспертиза» . Департамент здравоохранения штата Мэриленд . Архивировано из оригинала 4 октября 2018 года . Проверено 15 февраля 2023 г.
  69. ^ Мадея Б., Ротшильд М. (1 июня 2010 г.). «Посмертный внешний осмотр» . Deutsches Ärzteblatt International (на немецком языке). 103 (33): 575–586, викторина 587–588. дои : 10.3238/arztebl.2010.0575 . ПМК   2936051 . ПМИД   20830284 . Архивировано из оригинала 6 марта 2023 года . Проверено 16 февраля 2023 г.
  70. ^ Медицинский факультет Университета Дьюка. «Патология вскрытия» . Департамент патологии Дьюка . Архивировано из оригинала 28 июня 2022 года . Проверено 15 февраля 2023 г.
  71. ^ Фадден М., Писли Дж. (19 марта 2019 г.). «Что такое вскрытие? Наука, лежащая в основе этого ценного диагностического инструмента» . Корнелльский университет. Архивировано из оригинала 4 июня 2019 года . Проверено 15 февраля 2023 г.
  72. ^ Гольденберг Р., Кирби Р., Калхейн Дж. (1 августа 2004 г.). «Мертворождение: обзор» . Журнал медицины матери, плода и новорожденных . 16 (2): 79–94. дои : 10.1080/jmf.16.2.79.94 . ISSN   1476-7058 . S2CID   218875617 .
  73. ^ Гарсиа-Энгиданос А., Калле М., Валеро Х., Луна С., Домингес-Рохас В. (10 мая 2002 г.). «Факторы риска выкидыша: обзор». Европейский журнал акушерства, гинекологии и репродуктивной биологии . 102 (2): 111–119. дои : 10.1016/S0301-2115(01)00613-3 . ПМИД   11950476 .
  74. ^ Файнер Л.Б., Фровирт Л.Ф., Дофини Л.А., Сингх С., Мур А.М. (1 сентября 2005 г.). «Причины, по которым женщины в США делают аборты: количественные и качественные перспективы» . Перспективы сексуального и репродуктивного здоровья . 37 (5): 100–118. doi : 10.1363/3711005 (неактивен 4 апреля 2024 г.). Архивировано из оригинала 25 июля 2023 года . Проверено 21 февраля 2023 г. - через Институт Гутмахера. {{cite journal}}: CS1 maint: DOI неактивен по состоянию на апрель 2024 г. ( ссылка )
  75. ^ Аттия (21 ноября 2019 г.). «Какие бывают виды абортов?» . Планируемое родительство . Архивировано из оригинала 3 мая 2022 года . Проверено 21 февраля 2023 г.
  76. ^ «Пять главных причин преждевременной смерти» . Familyserviceshub.havering.gov.uk . Архивировано из оригинала 21 сентября 2021 года . Проверено 15 августа 2023 г.
  77. ^ Хейфлик Л., Муди HR (2003). Кто-нибудь когда-нибудь умирал от старости? . Международный центр долголетия – США. Архивировано из оригинала 6 марта 2023 года . Проверено 16 февраля 2023 г.
  78. ^ «Turritopsis nutricula (Бессмертная медуза)» . Медузыфакты.нет. Архивировано из оригинала 13 октября 2016 года . Проверено 18 января 2014 г.
  79. ^ Криппен Д. «Мозговая недостаточность и смерть мозга» . Scientific American Surgery, Critical Care, апрель 2005 г. Архивировано из оригинала 24 июня 2006 года . Проверено 9 января 2007 г.
  80. ^ Беркл С.М., Шарп Р.Р., Вейдикс Э.Ф. (14 октября 2014 г.). «Почему смерть мозга считается смертью и почему не должно быть путаницы» . Неврология . 83 (16): 1464–1469. дои : 10.1212/WNL.0000000000000883 . ПМК   4206160 . ПМИД   25217058 .
  81. ^ Благосклонный МВ (1 декабря 2021 г.). «Нет предела максимальной продолжительности жизни человека: как побить рекорд 122-летней давности» . Онсознание . 2021 (8): 110–119. doi : 10.18632/oncoscience.547 . ПМЦ   8636159 . ПМИД   34869788 .
  82. ^ «Жизнь до 120 лет и дальше: взгляды американцев на старение, достижения медицины и радикальное продление жизни» . Исследовательский центр Пью . Проект «Религия и общественная жизнь» Исследовательского центра Пью. 6 августа 2013 года. Архивировано из оригинала 18 сентября 2016 года . Проверено 19 сентября 2016 г.
  83. ^ Мошакис А (23 июня 2019 г.). «Как жить вечно: встречайте экстремальных сторонников продления жизни» . Хранитель . Архивировано из оригинала 23 июня 2019 года . Проверено 16 февраля 2023 г.
  84. ^ Маккай Р. (13 июля 2002 г.). «Холодные факты о крионике» . Хранитель . Архивировано из оригинала 8 июля 2017 года . Проверено 1 декабря 2013 г. Крионика, зародившаяся в пятидесятые годы, представляет собой замораживание – обычно в жидком азоте – людей, официально объявленных мертвыми. Целью этого процесса является удержание таких людей в состоянии охлажденного подвешенного состояния, чтобы в будущем стало возможным реанимировать их, вылечить от состояния, которое их убило, а затем вернуть их к полноценной жизни в эпоху, когда медицина наука восторжествовала над деятельностью Бананового Жнеца
  85. ^ «Что такое крионика?» . Фонд Алькор . Архивировано из оригинала 3 декабря 2013 года . Проверено 2 декабря 2013 г. Крионика — это попытка спасти жизни, используя настолько низкие температуры, что человек, которому сегодняшняя медицина не поможет, может сохраняться в течение десятилетий или столетий, пока будущие медицинские технологии не смогут вернуть этому человеку полное здоровье.
  86. ^ Уэтстайн Л., Стрит С., Дарвин М., Криппен Д. (2005). «Этические дебаты за/против: когда мертвый действительно мертв?» . Критическая помощь . 9 (6): 538–42. дои : 10.1186/cc3894 . ПМК   1414041 . ПМИД   16356234 .
  87. ^ Лучшая четверка (2008). «Научное обоснование практики крионики» . Исследования омоложения . 11 (2): 493–503. дои : 10.1089/rej.2008.0661 . ПМЦ   4733321 . ПМИД   18321197 .
  88. ^ Ловгрен С (18 марта 2005 г.). «Трупы, замороженные для будущего возрождения компанией Аризона» . Нэшнл Географик . Архивировано из оригинала 14 июля 2014 года . Проверено 15 марта 2014 г. Однако многие криобиологи смеются над этой идеей...
  89. ^ Аладар Паасонен (1974). Как руководитель разведки Маршалла и правительственный чиновник. На финском языке. Вейлин, Гёос, Хельсинки
  90. ^ Хокканен К. «Каллио, Кёсти (1873–1940) президент Финляндии» . Биографический центр Финского литературного общества. Архивировано из оригинала 22 февраля 2014 года . Проверено 10 января 2013 г.
  91. ^ Арье П (1974). Западное отношение к смерти: от Средневековья до современности . Балтимор: Издательство Университета Джонса Хопкинса. стр. 87–89 . ISBN  978-0-8018-1762-5 .
  92. ^ Перейти обратно: а б с Нуланд С.Б. (1994). Как мы умираем: размышления о последней главе жизни . Нью-Йорк: А.А. Кнопф. стр. 254–255 . ISBN  978-0-679-41461-2 .
  93. ^ Ахмад С., О'Махони М. (декабрь 2005 г.). «Где умирают пожилые люди: ретроспективное популяционное исследование» . КДЖМ . 98 (12): 865–870. дои : 10.1093/qjmed/hci138 . ПМИД   16299059 .
  94. ^ Кассель К.К., Демель Б. (сентябрь 2001 г.). «Память о смерти: государственная политика в США» . JR Soc Med . 94 (9): 433–436. дои : 10.1177/014107680109400905 . ПМЦ   1282180 . ПМИД   11535743 .
  95. ^ Арье П (1981). «Невидимая смерть». Ежеквартальный журнал Уилсона . 5 (1): 105–115. JSTOR   40256048 . ПМИД   11624731 .
  96. ^ Соломон С., Пивен Дж. (9 мая 2017 г.) [2014 г.]. «Смерть и умирание» . Оксфордские библиографии в Интернете . Оксфордский университет. дои : 10.1093/обо/9780199828340-0144 . Архивировано из оригинала 22 июня 2021 года . Проверено 11 августа 2021 г.
  97. ^ «Исследование о том, кто меньше всего боится смерти | Оксфордский университет» . www.ox.ac.uk. ​24 марта 2017 года . Проверено 2 ноября 2023 г.
  98. ^ Хармон-Джонс Э., Саймон Л., Гринбург Дж., Пыщинский Т., Соломон С., МакГрегор Х. (1997). «Теория управления террором и самооценка: доказательства того, что повышение самооценки снижает заметность последствий смертности» . Журнал личности и социальной психологии . 72 (1): 24–36. дои : 10.1037/0022-3514.72.1.24 . ПМИД   9008372 . S2CID   32261410 . Архивировано из оригинала 17 февраля 2023 года . Проверено 17 февраля 2023 г. - через APA PsycNet.
  99. ^ Пыщинский Т.А. (2003). После 11 сентября: психология террора . Джефф Гринберг, Шелдон Соломон. Вашингтон, округ Колумбия: Американская психологическая ассоциация. ISBN  1-55798-954-0 . OCLC   49719188 .
  100. ^ Перейти обратно: а б Стросон Дж. (2018). Вещи, которые меня беспокоят: смерть, свобода, личность и т. д . Нью-Йоркское обозрение книг. стр. 72–73. ISBN  978-1-68137-220-4 . Архивировано из оригинала 30 июля 2020 года . Проверено 2 июля 2019 г.
  101. ^ Стросон Дж. (2017). Предмет опыта . Издательство Оксфордского университета. стр. 108–110. ISBN  978-0-19-877788-5 . Архивировано из оригинала 31 июля 2020 года . Проверено 2 июля 2019 г.
  102. ^ Хит PR, Климо Дж (2010). Справочник по загробной жизни . Североатлантические книги. п. 18. ISBN  978-1-55643-869-1 . Архивировано из оригинала 6 марта 2016 года . Проверено 12 апреля 2012 г.
  103. ^ Уильямс V (2016). Празднование жизненных обычаев во всем мире: от детского душа до похорон [3 тома] . АВС-КЛИО. ISBN  978-1-4408-3659-6 .
  104. ^ Маллин 1998 г. [ нужна страница ]
  105. ^ Перейти обратно: а б Бреннер Э. (18 января 2014 г.). «Сохранение человеческого тела – старые и новые методы» . Журнал анатомии . 224 (3): 316–344. дои : 10.1111/joa.12160 . ПМЦ   3931544 . ПМИД   24438435 . S2CID   30067467 .
  106. ^ Лутц Д. (2011). «Мертвые все еще среди нас: викторианские светские реликвии, украшения для волос и культура смерти» . Викторианская литература и культура . 39 (1): 127–142. ISSN   1060-1503 .
  107. ^ Даймонд Б. (2008). Правовые аспекты смерти (6-е изд.). Книги на набережной. ISBN  978-1-85642-333-5 .
  108. ^ «Выстрел на рассвете», кампания по помилованию солдат Великобритании и Содружества, казненных во время Первой мировой войны» . Снято в кампании Dawn Pardons. Архивировано из оригинала 4 октября 2006 года . Проверено 20 июля 2006 г.
  109. ^ Перейти обратно: а б Министерство армии США (1982). Справочник военных судей: Часть 1 . Министерство армии США. Архивировано из оригинала 17 августа 2023 года . Проверено 19 марта 2023 г.
  110. ^ Хасанхани Х., Харириан Х., Портер Дж.Э., Хитсон С. (1 марта 2018 г.). «Культурные аспекты уведомления о смерти после сердечно-легочной реанимации» . Журнал продвинутого сестринского дела . 74 (7): 1564–1572. дои : 10.1111/13558 января . ПМИД   29495080 . S2CID   3700635 . Архивировано из оригинала 16 февраля 2023 года . Проверено 16 февраля 2023 г. - через онлайн-библиотеку Wiley.
  111. ^ Кардуччи Би Джей (2009). Психология личности: точки зрения, исследования и приложения (2-е изд.). Уайли-Блэквелл. ISBN  978-1-4051-3635-8 .
  112. ^ Математика СО, Чатурведи С.К. (декабрь 2012 г.). «Эвтаназия: право на жизнь против права на смерть» . Индийский журнал медицинских исследований . 136 (6): 899–902. ПМЦ   3612319 . ПМИД   23391785 .
  113. ^ Масатака К. (март 2005 г.). «Эра Сёва (1926–1989)». Дедал . 119 (3): 24–27. doi : 10.1162/daed.2005.134.issue-2 . ISSN   0011-5266 . JSTOR   20025315 .
  114. ^ Чеснут РА (2018) [2012]. Посвящённые смерти: Святая смерть, Святой скелет (второе изд.). Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета . п. 6. дои : 10.1093/acprof:bear/9780199764662.001.0001 . ISBN  978-0-19-063332-5 . LCCN   2011009177 . Архивировано из оригинала 30 ноября 2021 года . Проверено 2 декабря 2021 г.
  115. ^ Маккенна А. (17 августа 2016 г.). «Откуда взялась концепция «мрачного жнеца»?» . Британника . Архивировано из оригинала 18 августа 2016 года . Проверено 16 февраля 2023 г.
  116. ^ Депутат Кнессета Наций, Амарал М.Л. (сентябрь 1999 г.). «Плоть, кровь, души и домашние хозяйства: культурная обоснованность исследования смертности». Медицинская антропология Ежеквартальный журнал . 5 (3): 204–220. дои : 10.1525/maq.1991.5.3.02a00020 .
  117. ^ Дениз Куш, Кэтрин А. Робинсон, Майкл Йорк, ред. (2008). Энциклопедия индуизма . Лондон: Рутледж. ISBN  978-0-7007-1267-0 . ОСЛК   62133001 .
  118. ^ Перейти обратно: а б Грин Дж.В. (2008). За пределами хорошей смерти: антропология современного умирания . Филадельфия: Издательство Пенсильванского университета. ISBN  978-0-8122-0207-6 . OCLC   835765644 .
  119. ^ Дандес А, изд. (1984). Священное повествование, чтения по теории мифа . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. ISBN  0-520-05156-4 . OCLC   9944508 .
  120. ^ Паттон Л.Л., Донигер В., ред. (1996). Миф и метод . Шарлоттсвилл: Университетское издательство Вирджинии. ISBN  0-8139-1656-9 . ОСЛК   34516050 .
  121. ^ Боас Ф. (октябрь 1917 г.). «Происхождение смерти». Журнал американского фольклора . 30 (118): 486–491. дои : 10.2307/534498 . JSTOR   534498 .
  122. ^ Ланг А (2007). Современная мифология . Миддлсекс: Библиотека Эха. ISBN  978-1-4068-1672-3 . OCLC   269027849 .
  123. ^ Грейсон Б., Джеймс Д., Холден Дж. М. (2009). Справочник по околосмертному опыту: тридцать лет исследований . АВС-КЛИО. ISBN  978-0-313-35865-4 .
  124. ^ Фальковский П.Г. (1 января 2001 г.). «Биогеохимические циклы» . В: Левин С.А. (ред.). Энциклопедия биоразнообразия . Нью-Йорк: Эльзевир. стр. 437–453. дои : 10.1016/b0-12-226865-2/00032-8 . ISBN  978-0-12-226865-6 . Архивировано из оригинала 9 февраля 2023 года . Проверено 23 августа 2022 г.
  125. ^ Ветцель Р. (2001). Лимнология: озерные и речные экосистемы (3-е изд.). Эльсевьерда. п. 700. ИСБН  978-0-12-744760-5 .
  126. ^ Линдси-Роббинс Дж., Васкес-Ортега А., МакКлуни К., Пелини С. (13 декабря 2019 г.). «Влияние детритофагов на динамику питательных веществ и биомассу кукурузы в мезокосмах» . Насекомые . 10 (12): 453. doi : 10.3390/insects10120453 . ПМЦ   6955738 . ПМИД   31847249 .
  127. ^ Руск Дж., Бенгстон П. (14 марта 2014 г.). «Микробная регуляция глобальных биогеохимических циклов» . Границы микробиологии . 5 : 103. дои : 10.3389/fmicb.2014.00103 . ПМЦ   3954078 . ПМИД   24672519 .
  128. ^ Джордж М. (2018). Каменноугольные гиганты и массовое вымирание: мир позднепалеозойского ледникового периода . Издательство Колумбийского университета. стр. 98–102. ISBN  978-0-231-18097-9 .
  129. ^ Григорий Т.Р. (июнь 2009 г.). «Понимание естественного отбора: основные понятия и распространенные заблуждения» . Эволюция: образование и информационно-пропагандистская деятельность . 2 (2): 156–175. дои : 10.1007/s12052-009-0128-1 . ISSN   1936-6434 . S2CID   4508223 .
  130. ^ Холдейн Дж. Б. (декабрь 1957 г.). «Цена естественного отбора» . Журнал генетики . 55 (3): 511–524. дои : 10.1007/BF02984069 . S2CID   32233460 . Архивировано из оригинала 17 августа 2023 года . Проверено 16 февраля 2023 г. - через SpringerLink.
  131. ^ Дело Т.Дж., Гилпин М.Е. (1 августа 1974 г.). «Интерференционная конкуренция и теория ниш» . Труды Национальной академии наук Соединенных Штатов Америки . 71 (8): 3073–3077. Бибкод : 1974PNAS...71.3073C . дои : 10.1073/pnas.71.8.3073 . ISSN   0027-8424 . ПМЦ   388623 . ПМИД   4528606 .
  132. ^ Даймонд Дж. М. (1999). «До стартовой линии». Оружие, микробы и сталь: судьбы человеческих обществ (иллюстрировано, переиздание). WW Нортон . стр. 43–44 . ISBN  978-0-393-31755-8 .
  133. ^ Первис А., Джонс К.Е., Мейс ГМ (10 ноября 2000 г.). «Вымирание» . Биоэссе . 22 (12): 1123–1133. doi : 10.1002/1521-1878(200012)22:12<1123::AID-BIES10>3.0.CO;2-C . ПМИД   11084628 . S2CID   221463059 . Архивировано из оригинала 16 февраля 2023 года . Проверено 16 февраля 2023 г. - через онлайн-библиотеку Wiley.
  134. ^ Национальный институт старения (2020). «Национальный институт старения: стратегические направления исследований на 2020–2025 годы» . Национальный институт старения . Архивировано из оригинала 4 июня 2020 года . Проверено 16 февраля 2023 г.
  135. ^ Бёкебум, Л. и Перрин, Н. (2014). Эволюция определения пола . Онлайн-глава 2: Разнообразие сексуальных циклов. Архивировано 12 ноября 2014 г. в Wayback Machine , стр. 12. Издательство Оксфордского университета.
  136. ^ Перейти обратно: а б Гилберт С. (2003). Биология развития (7-е изд.). Сандерленд, Массачусетс: Sinauer Associates. стр. 34–35. ISBN  978-0-87893-258-0 .
  137. ^ Холлманн А (июнь 2011 г.). «Эволюция репродуктивного развития у вольвоциновых водорослей» . Половое размножение растений . 24 (2): 97–112. дои : 10.1007/s00497-010-0158-4 . ПМК   3098969 . ПМИД   21174128 .
  138. ^ Браун А.Е. (март 1879 г.). «Горе шимпанзе». Американский натуралист . 13 (3): 173–175. дои : 10.1086/272298 . JSTOR   2448772 .
  139. ^ Перейти обратно: а б Король Би Джей (2013). Как скорбят животные . Чикаго, Иллинойс: Университет. из Чикаго Пресс. ISBN  978-0-226-15520-3 .
  140. ^ Король Би Джей (1 января 2016 г.). «Траур животных: Краткое описание того, как скорбят животные (Кинг, 2013)» . Чувство животных . 1 (4). дои : 10.51291/2377-7478.1010 . ISSN   2377-7478 .
  141. ^ Король Би Джей (2019). «ПЕЧАЛЬ КАСАТКИ» . Научный американец . 320 (3): 30–35. doi : 10.1038/scientificamerican0319-30 . ISSN   0036-8733 . JSTOR   27265108 .
  142. ^ «Вулканы» . Education.nationalgeographic.org . Архивировано из оригинала 26 мая 2022 года . Проверено 17 февраля 2023 г.
  143. ^ Байлакоглу И, Фортьер А, Кёнг С, Амбат Р, Консель-Гудла Х, Азарян М.Х., Пехт М.Г. (28 октября 2021 г.). «Вредное воздействие воды на электронные устройства» . E-Prime – Достижения в области электротехники, электроники и энергетики . 1 (10): 1016. doi : 10.1016/j.prime.2021.100016 . ISSN   2772-6711 . S2CID   245746859 .
  144. ^ Кросуэлл К. (21 января 2020 г.). «Массивная звезда умирает без взрыва, раскрывая чувствительную природу сверхновых» . Труды Национальной академии наук . 117 (3): 1240–1242. дои : 10.1073/pnas.1920319116 . ISSN   0027-8424 . ПМК   6983415 . ПМИД   31964780 .
  145. ^ Хегер А., Фрайер К.Л., Вусли С.Е., Лангер Н., Хартманн Д.Х. (июль 2003 г.). «Как массивные одиночные звезды заканчивают свою жизнь» . Астрофизический журнал . 591 (1): 288–300. arXiv : astro-ph/0212469 . Бибкод : 2003ApJ...591..288H . дои : 10.1086/375341 . ISSN   0004-637X . S2CID   15539500 . Архивировано из оригинала 20 июля 2023 года . Проверено 21 февраля 2023 г.
  146. ^ Перейти обратно: а б Блюм М.Л. (2004). «Смерть» (PDF) . В Buswell RE (ред.). Энциклопедия буддизма . Том. 1. Нью-Йорк: Справочник Макмиллана, Томсон Гейл . п. 203. ИСБН  978-0-02-865720-2 . Архивировано из оригинала (PDF) 29 июня 2018 года . Проверено 15 февраля 2018 г.
  147. ^ «Критический и экзегетический комментарий ко Второму посланию Святого Павла к Коринфянам. Альфред Пламмер». Библейский мир . 46 (3): 192. Сентябрь 1915 г. doi : 10.1086/475371 . ISSN   0190-3578 .
  148. ^ «Воскресение – Воскресение Христово». Таинство Мира Онлайн дои : 10.1163/2468-483x_smuo_com_003831 .
  149. ^ Индуистское общество Кама Шастры (1925). Камасутра Ватсияяны . Архивы Университета Торонто. стр. 8–11, 172.
  150. ^ Ядав Р. (24 марта 2018 г.). «Возрождение (индуизм)» . Индуизм и племенные религии . Энциклопедия индийских религий. стр. 1–4. дои : 10.1007/978-94-024-1036-5_316-1 . ISBN  978-94-024-1036-5 . Архивировано из оригинала 16 февраля 2023 года . Проверено 16 февраля 2023 г. - через Springer Live.
  151. ^ Шарма А. (март 1996 г.). «ВОПРОС ПАМЯТИ КАК ПРАМАНЫ И ЕЕ ПРИМЕНЕНИЕ ДЛЯ ПОДТВЕРЖДЕНИЯ РЕИНКАРНАЦИИ В ИНДУИЗМЕ». Журнал индийской философии . 24 (1). Спрингер: 21–36. дои : 10.1007/BF00219274 . JSTOR   23447913 . S2CID   170767668 .
  152. ^ Смит Дж.И., Хаддад Ю.Й. (12 декабря 2002 г.). «От смерти к воскресению: классический ислам». Исламское понимание смерти и воскресения . Издательство Оксфордского университета, Нью-Йорк. стр. 31–62. дои : 10.1093/0195156498.003.0002 . ISBN  0-19-515649-8 .
  153. ^ Пухальски CM, О'Доннелл Э (июль 2005 г.). «Религиозные и духовные убеждения в уходе за пожилыми людьми: как основные религии смотрят на смерть и умирание». Методы регионарной анестезии и обезболивания . 9 (3): 114–121. дои : 10.1053/j.trap.2005.06.003 . ISSN   1084-208X .
  154. ^ Оливер Лиман, изд. (2006). Коран: энциклопедия . Лондон: Рутледж. ISBN  0-203-17644-8 . OCLC   68963889 .
  155. ^ Тайеб М.А., Аль-Замель Э., Фарид М.М., Абуэллайль Х.А. (май 2010 г.). «Хорошая смерть»: взгляды мусульманских пациентов и медицинских работников» . Анналы саудовской медицины . 30 (3): 215–221. дои : 10.4103/0256-4947.62836 . ISSN   0256-4947 . ПМЦ   2886872 . ПМИД   20427938 .
  156. ^ Кампо Дж.Э. (2009). Энциклопедия ислама . Нью-Йорк: факты в архиве. ISBN  978-0-8160-5454-1 . OCLC   191882169 .
  157. ^ Рафаэль СП (май 2021 г.). Еврейские взгляды на загробную жизнь (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 11 июня 2023 года . Проверено 17 февраля 2023 г.
  158. ^ "Смерть" . Интернет-словарь этимологии . Архивировано из оригинала 13 октября 2016 года . Проверено 5 ноября 2013 г.

Библиография

Дальнейшее чтение

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7c3e93c8ef6f510a467b8ca22f730c74__1722462540
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/7c/74/7c3e93c8ef6f510a467b8ca22f730c74.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Death - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)