Душа в Библии
Идея нематериальной и бессмертной души , отличной от тела, не появлялась в иудаизме до вавилонского изгнания . [1] но сложилась в результате взаимодействия с персидской и эллинистической философией. [2] Соответственно, еврейское слово נֶ֫פֶשׁ , нефеш переводится как « душа , хотя в некоторых старых англоязычных Библиях », на самом деле имеет значение, более близкое к «живому существу». Нефеш был переведен на греческий язык в Септуагинте как ψυχή ( psūchê ), используя греческое слово, означающее «душа». В Новом Завете также используется слово ψυχή .
Текстовые свидетельства указывают на множественность взглядов на душу, включая возможные изменения, произошедшие на протяжении столетий, в течение которых развивался библейский корпус . [3]
Отношение к греческому «психике».
[ редактировать ]Единственное еврейское слово, традиционно переводимое как «душа» ( нефеш ) в англоязычной Библии, относится к живому, дышащему сознательному телу, а не к бессмертной душе. [4] В Новом Завете греческое слово, традиционно переводимое как «душа» ( ψυχή ) «психика», имеет практически то же значение, что и еврейское, без ссылки на бессмертную душу. В греческом Септуагенте psyche используется для перевода каждого экземпляра нефеш. [5]
Сколько раз Нефеш и Псуче переводятся определенными английскими словами. [6] |
---|
Сколько раз еврейские и греческие слова переводятся определенными английскими словами. [6] |
---|
Бытие 2:7
[ редактировать ]Согласно Бытию 2:7, Бог не создал тело и не вложил в него душу, как письмо в конверт из праха; скорее, он образовал тело человека из праха, затем, вдохнув в него божественное дыхание, оживил тело праха, т. е. прах не воплотил душу, но стал душой – целым существом. [7]
Раввинское понимание Бытия 2:7 в Таргуме
[ редактировать ]И Господь Бог создал человека в двух формациях; и взял прах от места дома святилища и от четырех ветров мира, и смешал из всех вод мира, и сотворил его красным, черным и белым; и вдохнул в ноздри его вдохновение жизни, и было в теле Адама вдохновение говорящего духа, к просвещению очей и слуху ушей. — Таргум Псевдо-Джонатан [8]
И Господь Бог сотворил Адама из праха земного, и вдохнул в лицо его дыхание жизни, и сделалось в Адаме Говорящим Духом. – Таргум Онкелос [9]
Мужчина как племянник
[ редактировать ]Господь Бог создал человека из праха земного [ человек ] и вдохнул в ноздри его дыхание жизни [ Нишмат Хаим ] ; и человек стал живой душой [ ленефеш айя ] .
- Бытие 2:7 (с добавленными примечаниями)
Здесь и «во всем Писании» «живая душа» обозначает «живого человека». [10] Это потому, что, как пишет Бревард Чайлдс , с библейской точки зрения человек «не имеет души, но является душой». [11]
Животные как племянник
[ редактировать ]Бог из земли И образовал Господь всех зверей полевых и всех птиц небесных; и привел их к Адаму, чтобы посмотреть, как он их назовет: и как Адам назвал каждое живое [что] существо, [нэфеш] это было его имя.
- Бытие 2:19 (с добавленными примечаниями)
В 1 Коринфянам 15:45 (KJV) душа [ psūchê ] определяется на основе интерпретации текста Ветхого Завета; «И так написано: первый человек Адам стал душой живой. [ псучэ ] ; последний Адам стал животворящим духом» ( 1 Коринфянам 15:45 ).
Новый Завет
[ редактировать ]Новозаветный аналог ветхозаветного слова « нефеш» , обозначающего душу , — это психе . Эти два слова имеют схожий диапазон значений. [2] Оба могут обозначать человека или жизнь человека в целом. [12] Обо всех значениях и значениях слова psyche /ψυχἠ см. в книге Джозефа Генри Тайера « Греко-английский лексикон Нового Завета» . [13]
Смерть души
[ редактировать ]По мнению некоторых авторов, нефеш и псуче не бессмертны по своей природе. [2] [14] [15] [16] [17] Они умирают [18] [19] и ничего не понимают [20] во время между смертью и в Судный день воскресением , [21] [22] [23] [24] [25] также известное как промежуточное состояние .
Джон Голдингей пишет: «Жизнь человека исходит непосредственно от Бога, и также очевидно, что, когда кто-то умирает, дыхание ( rûaḥ , например, Пс 104:29) или жизнь ( nepeš , например, Быт. 35: 18) исчезает и возвращается к Богу, который есть руах ». [26]
Бессмертие
[ редактировать ]Концепция нематериальной души, отдельной от тела и переживающей его, сегодня распространена, но, по мнению современных ученых, она не встречается в древних еврейских верованиях. [1] Слово нефеш никогда не означает бессмертную душу. [27] или бестелесная часть человеческого существа [28] который может пережить смерть тела как дух мертвого. [29]
Традиционное христианство
[ редактировать ]В святоотеческой мысли, к концу II века, psuchê начали понимать скорее в греческом, чем в еврейском смысле, в отличие от тела. К III веку под влиянием Оригена предания о неотъемлемом бессмертии души и ее божественной природе. утвердились [30] Как отмечается в новой Британской энциклопедии : «Ранние христианские философы приняли греческую концепцию бессмертия души и считали душу сотворенной Богом и вселившейся в тело при зачатии». [31] Неотъемлемое бессмертие души признавалось среди западных и восточных богословов на протяжении всего Средневековья , а также после Реформации, о чем свидетельствует Вестминстерское исповедание . [32] [ нужна ссылка ]
Современная стипендия
[ редактировать ]Научный консенсус 20-го века считал, что каноническое учение Ветхого Завета не упоминает бессмертную душу, независимую от тела, по крайней мере, в его более ранние периоды. [33] [34] [35] [36] Широкий спектр научных справочных работ постоянно отражает эту точку зрения. [37] [38] [39] [40] [41] В последнее время все большее число ученых расходятся с этой точкой зрения. [3] [42] [43] [44] По словам Стивена Кука , учёные «теперь горячо обсуждают старую, общепринятую позицию о том, что идея души, отдельной от тела, играла малую роль или вообще не играла никакой роли в Израиле до плена» и что «недавние подходы к израильской религии, которые всё больше основаны на археологических раскопках». Артефакты защищают точку зрения, согласно которой вера Израиля в загробную жизнь была гораздо более яркой, чем многие ученые готовы признать». [45] Кристофер Хейс также согласен. [46]
Многие современные богословы отвергают точку зрения, согласно которой Библия учит доктрине бессмертной души. [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] и Хебблтуэйт утверждает, что эта доктрина «сегодня не популярна среди христианских богословов и христианских философов». [56]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Табор, Джеймс, Что Библия говорит о смерти, загробной жизни и будущем. «Древние евреи не имели представления ни о бессмертной душе, живущей полной и жизненной жизнью после смерти, ни о каком-либо воскресении или возвращении после смерти . Человеческие существа, как и полевые звери, созданы из «праха земного» и после смерти они возвращаются в этот прах (Быт. 2:7; 3:19). Еврейское слово нефеш , традиционно переводимое как «живая душа», но более правильно понимаемое как «живое существо», — это то же самое слово, которое используется для обозначения всех дышащих существ. не относится ни к чему бессмертному».
- ^ Jump up to: а б с Томсон (2008). Тела мысли: наука, религия и душа в эпоху раннего Просвещения . п. 42.
Для смертников Библия не учила существованию отдельной нематериальной или бессмертной души, а слово «душа» означало просто «жизнь»; Учение об отдельной душе считалось заимствованным Платоном.
- ^ Jump up to: а б Штайнер, Ричард К. (2015). Бестелесные души: Нефеш в Израиле и родственные души на древнем Ближнем Востоке, с приложением к надписи Катумува . Атланта: SBL Press.
- ^ «Даже несмотря на то, что мы осознаем широкое и очень распространенное библейское использование термина «душа», нам должно быть ясно, что Священное Писание не представляет даже элементарно развитой теологии души. Повествование о сотворении ясно, что вся жизнь возникла из Однако еврейское писание не предлагает конкретного понимания происхождения отдельных душ, того, когда и как они привязываются к конкретным телам, или их потенциального существования отдельно от тела после смерти. как мы отметили в начале, еврейская Библия не представляет теории души, выходящей далеко за пределы простой концепции силы, связанной с дыханием, следовательно, жизненной силы». Эйвери-Пек, «Душа», у Нойснера, и др. (ред.), «Энциклопедия иудаизма», с. 1343 (2000)
- ^ Нейри (1985). "Душа". В Ахтемайере; Харпер; Роу (ред.). Библейский словарь Харпера (1-е изд.). стр. 982–983 .
В Новом Завете слово «душа» сохраняет свое основное еврейское поле значения. Душа относится к жизни человека: Ирод искал душу Иисуса (Мф. 2:20); можно было спасти душу или забрать ее (Марка 3:4). Смерть наступает тогда, когда Бог «требует души твоей» (Луки 12:20). «Душа» может относиться ко всему человеку, к самому себе: «три тысячи душ» были обращены в Деяниях 2:41 (см. Деяния 3:23). Хотя греческая идея бессмертной души, отличной по своей природе от смертного тела, не очевидна, слово «душа» означает существование человека после смерти (см. Луки 9:25; 12:4; 21:19); однако греческое влияние можно обнаружить в замечании 1 Петра о «спасении душ» (1:9). Умеренный дуализм существует в противопоставлении духа телу и даже душе, где «душа» означает жизнь, еще не охваченную благодатью. См. также Плоть и Дух; Человеческое Существо.
- ^ Jump up to: а б Цифры взяты из «Исчерпывающего согласия Стронга» и «Исчерпывающего согласования NIV» Зондервана.
- ^ Берри, Венделл (1997). «Христианство и выживание творения» . В Вулфе, Грегори (ред.). Новые религиозные гуманисты . Свободная пресса. п. 253. ИСБН 9780684832548 .
Решающим испытанием, вероятно, является Бытие 2:7, где описывается процесс создания Адама: «Господь Бог образовал человека из праха земного и вдохнул в ноздри его дыхание жизни, и стал человек душою живою». ' Мой разум, как и большинство людей, находился под глубоким влиянием дуализма, и я вижу, как дуалистические умы относятся к этому стиху. Они приходят к выводу, что формула сотворения человека такова: человек равен телу плюс душе. Но этот вывод не может быть выведен иначе, как путем насилия, из Бытия 2:7, который не является дуалистическим. Формула, данная в Бытие 2:7, гласит: человек не равен телу плюс душе; формула души равна пыли плюс дыханию. Согласно этому стиху, Бог не создал тело и не вложил в него душу, как письмо в конверт. Он создал человека из праха; затем, вдохнув в него Свое дыхание, Он оживил пыль. Пыль, образовавшаяся как человек и оживившая, не воплотила в себе душу, она стала душой, то есть целым существом. Таким образом, человечество предстает нам в Адаме не как существо, состоящее из двух отдельных частей, временно склеенных вместе, а как единая тайна.
- ^ «ПсДжон Ген. 1-6» . targum.info . Проверено 1 июня 2024 г.
- ^ «Тгонк Ген. 1-6» . Проверено 1 июня 2024 г.
- ^ Джеймс Гастингс, Библейский словарь: Том IV: Часть I: Плерома-Шимон (сыновья Скрибнера, 1902), св. «Психология», 166–167.
- ^ Бревард С. Чайлдс, Богословие Ветхого Завета в каноническом контексте (Fortress, 1985), 199.
- ^ Уолтер А. Элвелл, редактор, Евангелический словарь библейского богословия Бейкера (Baker Books, 1966), раздел «Душа».
- ^ «G5590 - psychē - Греческий лексикон Стронга (kjv)» . Библия с синими буквами . Проверено 1 июня 2024 г.
- ^ Гарбер; Айерс (2003). Кембриджская история философии XVII века . Том. И. п. 383.
Но среди философов они, возможно, были столь же печально известны своей приверженностью смертной ереси; это учение, отрицающее существование естественно бессмертной души.
- ^ Экклшолл; Кенни (1995). Западная политическая мысль: библиографический справочник по послевоенным исследованиям . п. 80.
мортализм, отрицание того, что душа является бестелесной субстанцией, переживающей тело.
- ^ Крис (1997). Благочестие и человечность: очерки религии и ранней современной политической философии . п. 97.
В Левиафане душа и тело едины; не существует «отдельных сущностей [ sic ]»; смерть означает полную смерть – душа, просто другое слово для обозначения жизни или дыхания, прекращается со смертью тела. Этот взгляд на душу известен как христианский мортализм – неортодоксальный взгляд, которого действительно придерживаются некоторые искренние верующие, и не только Гоббс.
- ^ Брэндон (2007). Последовательность «Левиафана» Гоббса: объединение гражданской и религиозной власти . п. 65.
Мортализм, идея о том, что душа не бессмертна по своей природе.
- ^ См. Иезекииль 18:4, 20: «Душа согрешающая умрет».
- ^ см . «Матфея 10:28 и дуализм | Душа бессмертна?» , Джефферсон Ванн.
- ^ «Ибо живые знают, что они умрут, а мертвые ничего не знают ; им больше нет награды, и даже память о них исчезла. Их любовь, их ненависть и их ревность давно исчезли; никогда больше они не будут иметь части во всем, что происходит под солнцем». Екк 9:5-6
- ^ Хик (1994). Смерть и вечная жизнь . п. 211.
христианский мортализм - точка зрения, согласно которой душа либо спит до Судного Дня, либо уничтожается и воссоздается заново.
- ^ Хорват (1993). Вечность и вечная жизнь: спекулятивная теология и наука в дискурсе . п. 108.
Так называемая теория Ганцтода , или смертность, утверждает, что со смертью человеческая личность полностью перестает существовать.
- ^ Покок (2003). Макиавеллистский момент: флорентийская политическая мысль и традиция Атлантической республики . Издательство Принстонского университета. п. 35 . ISBN 9780691114729 .
доктрины мортализма или психопаннихизма, которые утверждали, что бытие или опыт души были приостановлены на оставшуюся часть светского времени.
- ^ Фадж; Петерсон (2000). Два взгляда на ад: библейский и теологический диалог . п. 173.
Теолог Эдвард Фадж определяет мортализм как «веру в то, что, согласно божественному откровению, душа не существует как независимая субстанция после смерти тела».
- ^ Миндаль (1994). Рай и ад в Англии эпохи Просвещения . п. 38.
Морталистские взгляды – особенно те, которые утверждали, что душа спит или умирает – были широко распространены в период Реформации. Джордж Уильямс показал, насколько преобладал мортализм среди радикалов Реформации.
- ^ Голдингей , «Богословие Ветхого Завета», том 2, с. 640 (2006)
- ^ Евангелический словарь библейского богословия Бейкера.
- ^ Словарь библейского богословия, отец Ксавье Леон Дюфур, 1985.
- ^ Новый международный словарь .
- ↑ Ранние евреи, по-видимому, имели представление о душе, но не отделяли ее от тела, хотя более поздние еврейские писатели развили идею души дальше. Ветхозаветные упоминания о душе связаны с концепцией дыхания и не устанавливают различия между эфирной душой и телесным телом. Христианские концепции дихотомии тела и души возникли у древних греков и были рано введены в христианское богословие св. Григорием Нисским и св. Августином. — Британника, 2004 г.
- ^ Новая Британская энциклопедия (1988), том 11, стр. 25
- ^ «Под сомнение бессмертие души в Вестминстерском исповедании, глава 32 «Религиозность» . Религиозный . 05.04.2017 . Проверено 05 апреля 2017 г.
- ^ «Библейские ученые двадцатого века в основном согласны с тем, что древние евреи не имели четкого представления о личной загробной жизни вплоть до самого позднего периода Ветхого Завета. Бессмертие души было типично греческим философским понятием, совершенно чуждым мышлению древних семитских народов. последний слой Ветхого Завета утверждает даже воскресение тела, точка зрения, более близкая семитам». - Донелли, «Кальвинизм и схоластика в учении Вермигли о человеке и благодати», с. 99 (1976)
- ^ «Современная наука подчеркнула тот факт, что еврейская и греческая концепции души не были синонимами. Хотя еврейский мыслительный мир отличал душу от тела (как материальной основы жизни), не было и речи о двух отдельных, независимых сущностях. Человек не Имели тело, но были одушевленным телом, единицей жизни, проявляющейся в телесной форме – психофизическим организмом (Баттрик, 1962). Хотя греческие представления о душе сильно различались в зависимости от конкретной эпохи и философской школы, греческая мысль часто представляла собой взгляд на душу как на отдельную сущность от тела. До последних десятилетий христианское богословие души больше отражало греческие (разделенные), чем еврейские (объединительные) идеи.», Moon, «Душа», в Benner & Hill (ред. ), «Энциклопедия психологии и консультирования Бейкера», стр. 1148 (2-е изд. 1999 г.).
- ^ «Среди ученых-библеистов и богословов возник широкий консенсус в том, что дуализм души и тела — это платоновская эллинистическая идея, которой нет нигде в Библии. Библия, от корки до корки, пропагандирует то, что они называют «еврейской концепцией целостного человека». Г.К. Беркувер пишет, что библейский взгляд всегда целостный, что в Библии душе никогда не придается никакого особого религиозного значения. Вернер Йегер пишет, что дуализм души и тела — это причудливая идея, вчитанная в Библию заблудшими отцами церкви. например, Августин Рудольф Бультманн пишет, что Павел использует слово «сома» (тело) для обозначения всего человека, самости, так что нет души и тела, а тело — это все. Это интерпретация антропологии Павла. была темой многих последующих исследований Павла», МакМинн и Филлипс, «Забота о душе: исследование пересечения психологии и теологии», стр. 107–108 (2001).
- ^ «По общему мнению, Ветхий Завет отверг любое естественное или врожденное бессмертие», Макнамара, «Красота и священник: обретение Бога в Новом веке», стр. 64 (1997).
- ^ «Действительно, спасение «бессмертной души» иногда было банальным явлением в проповедях, но это в основе своей небиблейское. Библейская антропология не дуалистична, а монистична: человеческое существо состоит из интегрированной целостности тела и души, и Библия никогда не рассматривает бестелесное существование души в блаженстве», Майерс (ред.), «Библейский словарь Эрдмана», стр. 518 (1987).
- ^ «В Ветхом Завете нет никаких предположений о переселении души как нематериальной, бессмертной сущности. Человек — это единство тела и души — термины, которые описывают не столько две отдельные сущности в человеке, сколько одну личность с разных точек зрения. Следовательно, в описании сотворения человека в Бытие 2:7 фразу «живая душа» (kjv) лучше перевести как «живое существо». Элвелл и Комфорт (ред.), «Библейский словарь Тиндейла». , с. 1216 (2001)
- ^ «Барр, безусловно, прав, подчеркивая, что история Книги Бытия в ее нынешнем виде указывает на то, что люди не были созданы бессмертными, но имели (и потеряли) шанс обрести бесконечную жизнь», Райт, «Воскресение Сына Божьего», стр. 92 (2003); сам Райт фактически интерпретирует некоторые отрывки Священного Писания как указывающие на альтернативные убеждения: «Библия предлагает спектр убеждений о жизни после смерти», Райт, «Воскресение Сына Божьего», стр. 129 ( 2003)
- ^ «В отличие от двух загадочных упоминаний Еноха и Илии, существует множество упоминаний о том факте, что смерть является окончательной судьбой для всех людей, что у Бога нет контакта с мертвыми или власти над ними, и что мертвые не имеют любые отношения с Богом (см., в частности, Пс. 6:6, 30:9–10, 39:13–14, 49:6–13, 115:16–18, 146:2–4, если таковые имеются). Возможным местом для введения учения о загробной жизни было бы у Иова, поскольку Иов, хотя и праведный, в настоящей жизни пострадал от Бога. Но Иов 10:20–22 и 14:1–10 подтверждают обратное. .», Гиллман, «Смерть и загробная жизнь, иудаистские доктрины», в Нойснере, «Энциклопедия иудаизма», том 1, стр. 176 (2000)
- ^ «Кто знает, поднимается ли дыхание человека вверх, а дыхание животного опускается на землю?» (Еккл. 3:21). Во времена Кохелета, возможно, были люди, которые размышляли о том, что люди будут наслаждаться позитивной загробной жизнью, в то время как животные не будут этого делать.», Голдингей , «Богословие Ветхого Завета» . ", том 2, с. 644 (2006)
«Жизнь человека исходит непосредственно от Бога, и также очевидно, что, когда кто-то умирает, дыхание (rûaḥ, например, Пс 103:29) или жизнь (nepeš, например, Быт. 35:18) исчезает и возвращается к Богу, который есть руах. И хотя живые могут надеяться, что отсутствие Бога снова сменится присутствием Бога, мертвые навсегда отрезаны от присутствия Бога.241 Смерть означает конец общения с Богом и общения с Ним. других людей. Это означает конец деятельности Бога и деятельности других людей. Еще более очевидно, что это означает конец моей собственной деятельности.», там же, с. 640 - ^ Сигварцен, Ян Аге (2019). Верования в загробную жизнь и воскресение в псевдоэпиграфах . Издательство Блумсбери. стр. 178–179. ISBN 978-0-567-68555-1 .
- ^ Плейжель, Ричард (2019). «Быть или иметь племянника?» . Журнал науки Ветхого Завета . 131 (2): 194–206. дои : 10.1515/zaw-2019-2007 . ISSN 1613-0103 . S2CID 195790213 .
- ^ Шапер, Иоахим (2020). «Элементы истории души в северо-западных семитских текстах: npš/nbš в еврейской Библии и надписи Катумува» . Ветус Заветум . 70 (1): 156–176. дои : 10.1163/15685330-12341427 . hdl : 2164/13653 . ISSN 0042-4935 .
- ^ «Загробная жизнь и бессмертие» . Оксфордские библиографии в Интернете . Проверено 1 июня 2024 г.
- ^ Хейс, Кристофер Б. (2022). «Смерть и загробная жизнь» . В Кеймере, Кайл Х.; Пирс, Джордж А. (ред.). Древний израильский мир . Тейлор и Фрэнсис. стр. 505–519. ISBN 978-1-000-77324-8 .
- ^ «Но евреи не верили, что люди состоят из бессмертной души, на время погребенной в смертном теле», Кэрд и Херст, «Богословие Нового Завета», стр. 267 (1994).
- ^ «Хотя идея бессмертной души является устоявшейся верой для большинства христиан, она не может быть подтверждена библейскими текстами», Форд и Мюерс, «Современные теологи: введение в христианское богословие с 1918 года», стр. 693 (2005).
- ^ «Следовательно, буддийские и библейские взгляды на личность сходятся в том, что не существует бессмертной души, которая оставалась бы самотождественно постоянной во времени», Форд и Мюерс, «Современные теологи: введение в христианское богословие с 1918 года», стр. 693 (2005).
- ^ «У Беркувера есть длинная глава о значении души под названием «Целый человек». Здесь он осуждает теорию «существенной дихотомии» между бессмертной душой и смертным телом». Муди, «Слово истины: Краткое изложение христианской доктрины, основанной на библейском откровении», с. 182 (1990).
- ^ «Критика Беркувером веры в естественное бессмертие души настолько же значительна, насколько и библейска. Только Бог по своей природе бессмертен, а бессмертие человека — это дар, полученный в зависимости от бессмертного Бога». Муди, «Слово истины: Краткое изложение христианской доктрины, основанной на библейском откровении», стр. 182 (1990).
- ^ «Фадж признает, что вера в бессмертие души является основным течением в истории церкви. Однако он придерживается другой точки зрения: «Пересекая все это, течет поток христианского мортализма... Это понимание предстает как сверкающая вода первозданное христианство». Он определяет мортализм как «веру в то, что согласно божественному откровению душа не существует как независимая субстанция после смерти тела». Фадж и Петерсон, «Два взгляда на ад: библейский и теологический диалог», стр. 173 (2000).
- ^ «Теодор Р. Кларк также учил этому. По его мнению, весь человек смертен и подлежит окончательному и полному уничтожению», Ричардс, «Ветры доктрин: происхождение и развитие южнобаптистского богословия», стр. 207 (1991).
- ^ «Принято считать, что в библейской мысли нет разделения тела и души и, следовательно, воскресение тела занимает центральное место. Идея бессмертной души не является еврейской концепцией, а исходит из философии Платона. считался серьезным искажением Нового Завета, чтобы включить эту иностранную идею в его учение». Фогельс, «Обзор книги Джеймса Барра «Райский сад и надежда на бессмертие», Критический обзор книг по религии, том 7». , с. 80 (1994).
- ^ «Некоторые евангелические богословы предполагают, что концепция человека, обладающего «бессмертной душой», не является учением Слова Божьего. Кларк Пиннок утверждает, что его источником является Платон (или греческая философия в целом), а не Библия». Диксон , «Что такое человек?», Журнал Эммауса (9.2.168), 2000.
- ^ «То, что идея бессмертия души как бестелесного состояния после смерти не популярна сегодня среди христианских богословов и христианских философов», Хебблтуэйт, «Философская теология и христианская доктрина», с. 113 (2005).