Jump to content

Околосмертные исследования

Околосмертные исследования — это область психологии и психиатрии , которая изучает физиологию , феноменологию и последствия околосмертного опыта (ОПС). Первоначально эта область была связана с отдельной группой североамериканских исследователей, которые продолжили первоначальную работу Рэймонда Муди и позже основали Международную ассоциацию исследований клинической смерти (IANDS) и Журнал исследований клинической смерти . С тех пор эта область расширилась и теперь включает в себя вклад широкого круга исследователей и комментаторов со всего мира. Исследования околосмертного опыта в основном ограничиваются дисциплинами медицины , психологии и психиатрии .

Околосмертный опыт

[ редактировать ]

Околосмертный опыт — это опыт, о котором сообщают люди, которые были близки к смерти в медицинских или немедицинских условиях. Аспект травмы и физических кризисов также считается индикатором этого явления. [1] По словам Линды Дж. Гриффит, пять процентов взрослого населения Америки пережили ОСП. [2] и Брюс Грейсон . [3] По данным IANDS, опросы, проведенные в США, Австралии и Германии, показывают, что от 4 до 15% населения пережили околосмертные переживания. [4] Исследователи изучают роль физиологических , психологических и трансцендентальных факторов, связанных с ОСП. [5] Эти измерения также являются основой для трех основных объяснительных моделей ОСП.

Некоторые общие характеристики ОСП включают: субъективные впечатления от пребывания вне физического тела; видения умерших родственников и религиозных деятелей; и преодоление эго и пространственно-временных границ. [6] [7]

Исследователи ОСП также обнаружили, что ОСП не является уникальным опытом Запада. Некоторые элементы и особенности ОСП схожи в разных культурах. [5] [7] [8] [9] [10] [11] но детали опыта (фигуры, существа, декорации) и интерпретация опыта различаются в зависимости от культуры. [7] [8] [10] [12] Некоторые исследователи «оспорили гипотезу о том, что на описания околосмертных переживаний существенное влияние оказывают преобладающие культурные модели». [13]

Ученые связывают эти события со стрессом и умиранием мозга. Эти видения и изменения в жизни могут быть вызваны нехваткой кислорода, несовершенной анестезией и нейрохимическими реакциями организма на травму. [14] Но многие люди, пережившие ОСП, до сих пор верят, что это было нечто большее, чем просто галлюцинации или сны. Они верят, что эти сообщения и этот опыт произошли с ними по более важной причине. [14]

Элементы ОСП

[ редактировать ]

По шкале NDE [10] [15] околосмертный опыт включает в себя несколько или несколько из следующих 16 элементов:

  1. Время ускоряется или замедляется.
  2. Мыслительные процессы ускоряются.
  3. Возвращение сцен из прошлого.
  4. Внезапное озарение или понимание.
  5. Чувство покоя или приятности.
  6. Ощущение счастья или радости.
  7. Ощущение гармонии или единения со Вселенной.
  8. Противостояние с ярким светом.
  9. Чувства становятся более яркими.
  10. Осознание того, что происходит где-то в другом месте, как будто посредством экстрасенсорного восприятия (ЭСВ).
  11. Переживание сцен из будущего.
  12. Ощущение отделения от тела.
  13. Ощущение другого, неземного мира.
  14. Встреча с мистическим существом или присутствием или слух неопознанного голоса.
  15. Видение умерших людей или религиозных духов.
  16. Подъезжаем к границе или точке невозврата.

В исследовании, опубликованном в журнале The Lancet van Lommel и его коллеги. [7] перечислите десять элементов ОСП: Обратите внимание

  1. Осознание того, что ты мертв.
  2. Положительные эмоции.
  3. Опыт выхода из тела .
  4. Движение по туннелю.
  5. Общение со светом.
  6. Наблюдение за цветами.
  7. Наблюдение небесного пейзажа.
  8. Встреча с умершими.
  9. Обзор жизни.
  10. Наличие границы.

Последствия

[ редактировать ]

ОСП связано с рядом последствий, [2] [6] [7] [8] [16] [17] [18] [19] или изменяющие жизнь эффекты. [5] [20] Эффекты, которые часто суммируются исследователями, включают в себя ряд изменений ценностей, отношений и убеждений. [8] [17] отражающие глубокие изменения личности, [8] и новый взгляд на жизнь и смерть, человеческие отношения и духовность. [2] [6] [16] [21] Многие из эффектов считаются положительными. [2] [20] или выгодно. [6] [22] Ван Ломмель и его коллеги провели «продолжительное исследование трансформационных процессов после околосмертных переживаний» и обнаружили «долгосрочный преобразующий эффект этого опыта». [7]

Однако не все последствия полезны. Негативные последствия могут быть очень значительными и широко распространенными. В некоторых случаях изменения в отношениях и поведении могут привести к дистрессам и психосоциальным, духовным или физиологическим проблемам. [16] [17] [23] Примечание б Негативные последствия ОСП часто связаны с адаптацией к новой ситуации после околосмертного опыта, а также с проблемами, возникающими при реинтеграции в обычную жизнь. [17] По словам Брюса Грейсона, те, кто пережил ОСП, также могут испытывать трудности с поддержанием отношений из-за страха быть отвергнутыми или высмеянными при обсуждении событий. [24] Этот страх быть осужденным или высмеянным также создает проблемы при необходимости поговорить с профессионалом. [24] Некоторые участники ОСП получили негативную реакцию со стороны профессионалов, что отпугнуло многих, кто нуждался в помощи. [24] Следовательно, многим людям, пережившим ОСП, очень трудно поделиться своим опытом ОСП и тем, как он повлиял на их жизнь. [24] Другая категория, так называемые тревожные или неприятные предсмертные переживания, исследовалась Грейсоном и Бушем. [25]

Объяснительные модели

[ редактировать ]

Согласно источникам, объяснительные модели феноменологии и элементов ОСП могут: [2] [5] [7] [26] [27] [28] [29] можно разделить на три широкие категории: психологические, физиологические и трансцендентальные. В исследовании, опубликованном в 1990 году, Оуэнс, Кук и Стивенсон [26] представили результаты, которые подтвердили все эти три интерпретации. Кристиан Агрильо [30] отмечает, что в литературе сообщается о двух основных теоретических основах: (1) «биологическая/психологическая» (теории внутри мозга) или (2) «теории выживания» (теории вне мозга).

Каждая модель содержит ряд переменных:

  • Психологические теории предполагают, что ОСП может быть следствием психических и эмоциональных реакций на предполагаемую угрозу смерти. [5] [7] [20] [26] или результат ожидания. [2] [9] [11] Другие психологические переменные, которые рассматривают исследователи, включают: воображение, [2] [11] деперсонализация, [2] [11] диссоциация, [2] [11] склонность к фантазиям, [2] [11] и память о рождении. [11]
  • Физиологические теории, как правило, сосредотачиваются на соматических , биологических или фармакологических объяснениях ОСП, часто с акцентом на физиологии мозга. Переменные, которые учитываются и часто суммируются исследователями, включают: аноксию; [7] [9] церебральная гипоксия; [5] [20] [31] гиперкапния; [5] [20] эндорфины; [5] [8] [9] [16] [20] [31] серотонин [5] [8] [11] [20] [31] или различные нейротрансмиттеры; [2] [11] [16] дисфункция височной доли или судороги; [2] [5] [8] [9] [11] [20] [31] [32] рецептор NMDA; [5] [20] [31] активация лимбической системы; [5] [20] наркотики; [5] [9] [20] [31] ишемия сетчатки; [11] и процессы, связанные с быстрым движением глаз во сне , или явления, возникающие на границе между сном и бодрствованием. [2] [11] [32] [33] [34]
  • Трансцендентальные теории, [2] [5] [7] [8] [26] [27] рассмотрим ряд категорий, выходящих за рамки физиологических или психологических объяснений. Эта объяснительная модель рассматривает, может ли ОСП быть связано с: существованием загробной жизни , [26] [27] меняющееся состояние сознания, [7] мистические (пиковые) переживания, [5] или разделение разума и тела . [27]

Некоторые исследователи в этой области выразили сомнения в отношении объяснений, которые являются чисто психологическими или физиологическими. [2] [7] [20] [34] [35] [36] Ван Ломмель и коллеги [7] выступали за включение трансцендентальных категорий как часть объяснительной структуры. Другие исследователи, такие как Парния, Фенвик, [20] и Грейсон, [10] [36] выступали за расширенную дискуссию об отношениях разума и мозга, а также о возможностях человеческого сознания.

Исследования – история и предыстория

[ редактировать ]

Прекурсоры

[ редактировать ]

Отдельные случаи ОСП в литературе были выявлены еще в древности. [37] В 1880-х и 1890-х годах околосмертные явления были частью исследования паранормальных явлений. [38] Предшественниками области околосмертных исследований являются работы исследователей паранормальных явлений, таких как Уильям Крукс и Фредерик Майерс, а также работы парапсихологических обществ, таких как Общество психических исследований (SPR) в Англии и его американский аналог. [38] Работа вызвала скептицизм со стороны современных отраслей науки. [38] Также в 1800-х годах две попытки вышли за рамки изучения отдельных случаев — одна была предпринята мормонами в частном порядке, а другая — в Швейцарии. [37]

Начало 1900-х годов было периодом отсутствия интереса к этой теме, отмеченным лишь редкими публикациями, включая комментарии Гарднера Мерфи и исследования Дональда Уэста. В 1948 году Уэст исследовал возникновение пси-феноменов у небольшой выборки британского населения. Он обнаружил, что «14 процентов его выборки испытали галлюцинаторный опыт, а 9 процентов сообщили, что видели призраки мертвых». [38] В 1970-е годы работы Элизабет Кюблер-Росс привлекли внимание, и она публично затронула эту тему. [39] [38] Интерес к теме также подогревался автобиографическими рассказами, например, книгами Джорджа Ричи . [2] [40] [41]

Период формирования - ранние профили

[ редактировать ]

Комментаторы [42] [43] Обратите внимание, что начало исследования клинической смерти началось с работы Рэймонда Муди . Муди заинтересовался темой околосмертных переживаний в начале своей карьеры. В середине семидесятых, проходя медицинскую ординатуру в качестве психиатра в Университете Вирджинии , он проводил интервью с людьми, пережившими клиническую смерть. [10] Позже он опубликовал эти открытия в книге «Жизнь после жизни» (1976). [44] В книге Муди обрисовываются различные элементы ОСП. Эти особенности были подхвачены более поздними исследователями, и книга привлекла внимание общественности к теме околосмертных переживаний. [8] [10]

Ранний вклад в область исследований клинической смерти также включает работу Рассела Нойеса, который собирал истории околосмертных переживаний из личных отчетов и медицинских записей. [38] По мнению комментаторов, его работа ознаменовала первый большой сдвиг во взглядах на эту область, отодвинув методологию от парапсихологии к принципам медицины. [38] В 1970-х годах Нойес и Клетти сообщили о явлении деперсонализации, связанном с опасной для жизни опасностью. [45] [46] [43]

В конце семидесятых годов была создана Ассоциация научного изучения околосмертных явлений , первая группа академических исследователей, в которую входили Джон Одетт, Рэймонд Муди, Брюс Грейсон, Кеннет Ринг и Майкл Сабом , которые заложили основы области клинической смерти. околосмертные исследования и провел некоторые из первых исследований ОСП после работы Moody's. [47] [42] Ассоциация была предшественницей Международной ассоциации исследований клинической смерти (IANDS), которая была основана в начале восьмидесятых годов и разместила свою штаб-квартиру в Университете Коннектикута , Сторрс. [48] [49] Эта группа исследователей, особенно Ринг, была ответственна за запуск Anabiosis , первого рецензируемого журнала в этой области. Позже журнал стал Журналом исследований клинической смерти . [2]

Несмотря на то, что околосмертные переживания были представлены в академической среде, этот предмет часто встречался с академическим недоверием. [50] или считается табу. [8] Медицинское сообщество неохотно занимается проблемой околосмертных переживаний. [8] [10] и финансирование исследований было ограничено. [8] Однако и Ринг, и Сабом внесли вклад, который оказал влияние на недавно созданную область. В 1980 году Ринг опубликовал книгу под названием « Жизнь после смерти: научное исследование околосмертного опыта» . [51] [52] В книге Ринг определил основной околосмертный опыт с соответствующими ему стадиями. [53] За этим ранним исследованием в 1984 году последовала книга Ринга « На пути к Омеге: в поисках смысла околосмертного опыта» . [47] [54] где он описал мистические и трансцендентные особенности ОСП, а также футуристические видения, описываемые людьми, пережившими клиническую смерть. [55] Ранние работы Майкла Сабома также привлекли внимание академического сообщества. Помимо публикации материалов в научных журналах, [56] он написал книгу « Воспоминания о смерти» (1982). [57] которая считается важной публикацией в развитии этой области. [47]

Некоторые из первых ретроспективных работ были проведены Грейсоном и Стивенсоном, которые опубликовали свои результаты в Американском журнале психиатрии в 1980 году. Авторы использовали анкеты, интервью и медицинские записи для изучения феноменологии околосмертных переживаний и предположили, что социальные и психологические факторы объясняли некоторые, но не все компоненты ОСП. [58] [59] Грейсон также затронул различные аспекты ОСП, такие как психодинамика переживания, [60] типология ОСП, [61] разновидности околосмертных переживаний, [3] и биология околосмертных переживаний. [62] Кроме того, он привлек внимание к ОСП как к объекту клинического внимания. [16] предполагая, что последствия ОСП в некоторых случаях могут привести к психологическим проблемам. По мере развития исследований в этой области Грейсон и Ринг разработали измерительные инструменты, которые можно использовать в клинических условиях. [15] [63] По словам Кинселлы, [42] ни один другой исследователь, кроме Муди, не сделал больше для «влияния на общественное мнение по теме околосмертных переживаний», чем Кеннет Ринг. Тем не менее, Брюс Грейсон имеет наибольший объем материала и остается ведущим ученым в этой области. [43]

В 1980-е годы также появились исследования Мелвина Морса , который представил исследования околосмертных состояний. [64] Морс и коллеги [65] [66] исследовали околосмертные переживания в педиатрической популяции. Они обнаружили, что дети сообщали о околосмертных переживаниях, аналогичных тем, которые описывали взрослые. Позже Морс опубликовал две книги, написанные в соавторстве с Полом Перри и предназначенные для широкой аудитории: « Ближе к свету: обучение на околосмертном опыте детей» (1990). [67] и «Преобразованные светом: мощное влияние околосмертного опыта на жизнь людей» (1992). [68] Британский нейропсихиатр Питер Фенвик начал собирать истории об околосмертных переживаниях в 1980-х годах, после их появления в телевизионных программах. [69] [43] Ответы людей, переживших околосмертный опыт, позже послужили основой для его книги, опубликованной в 1997 году, «Истина в свете », написанной в соавторстве с его женой Элизабет Фенвик. [70] В книге авторы исследовали более 300 ОСП и пришли к выводу, что «субъективный опыт» является ключом к пониманию феномена ОСП. [71] Сотрудничая с другими исследователями, такими как Сэм Парния , Фенвик рассмотрел [20] [31] и исследовал [5] потенциальная связь между околосмертным опытом и остановкой сердца.

Ранние исследования темы околосмертных переживаний также проводились в Университете Вирджинии , где Ян Стивенсон основал Отдел перцептивных исследований . в конце шестидесятых годов [72] Подразделение продолжило исследования ряда явлений, которые не считались основными. Помимо околосмертных переживаний сюда входили: реинкарнация и прошлые жизни, внетелесный опыт, видения и послесмертное общение, а также видения на смертном одре. [10] [73] Стивенсон, чьим главным академическим интересом была тема реинкарнации и прошлых жизней, [74] [75] также внес вклад в область исследований клинической смерти. [26] [76] В исследовании 1990 года, проведенном в соавторстве с Оуэнсом и Куком, исследователи изучили медицинские записи 58 человек, которые, как считалось, находились на грани смерти. По мнению авторов, 28 кандидатов действительно были близки к смерти, в то время как 30 кандидатов, которые просто думали, что они вот-вот умрут, не подвергались какой-либо медицинской опасности. Обе группы сообщили о схожем опыте, но первая группа сообщила о большем количестве особенностей основного ОСП, чем другая группа. [8] [26]

По мнению Лосеу и его коллег, [43] которые опубликовали анализ опубликованной литературы в области исследований клинической смерти, пик количества статей пришелся на 15-летний период между 1980 и 1995 годами, за которым последовала тенденция к снижению.

Более поздний период – новые профили, проспективные исследования

[ редактировать ]

Первые десятилетия исследований клинической смерти характеризовались ретроспективными исследованиями. [2] [5] [7] [20] [27] [77] [78] С 1975 по 2005 год около 2500 человек в США, сообщивших о себе, прошли ретроспективные исследования этого явления. [37] и еще 600 за пределами США на Западе, [37] и 70 в Азии. [37] Однако конец 1980-х годов ознаменовал начало перспективных исследований в этой области. Проспективные исследования (которые более дорогие) рассматривают группы людей и выясняют, у кого был околосмертный опыт. К 2005 году они идентифицировали 270 человек. [37]

Пим ван Ломмель ( кардиолог ) был одним из первых исследователей, которые внедрили изучение околосмертных переживаний в область больничной медицины. В 1988 году он начал проспективное исследование, охватившее 10 голландских больниц. В исследование были включены 344 человека, переживших остановку сердца. [7] [34] [79] 62 пациента (18%) сообщили о околосмертных переживаниях. 41 из этих пациентов (12%) описали основной опыт. Целью исследования было выяснить причину переживания и оценить переменные, связанные с частотой, глубиной и содержанием. [7] Проспективные исследования также проводились в США. Шванингер и его коллеги [80] сотрудничали с Barnes-Jewish Hospital , где они изучали пациентов с остановкой сердца в течение трехлетнего периода (апрель 1991 г. – февраль 1994 г.). Лишь небольшая часть пациентов выжила, и из этой группы 30 пациентов были опрошены. Из этих 30 пациентов 23% сообщили об ОСП, а 13% сообщили об ОСП во время «перенесенного ранее опасного для жизни заболевания».

В проспективном исследовании 2001 года, проведенном в больнице общего профиля Саутгемптона , Парния и его коллеги обнаружили, что 11,1% из 63 человек, переживших остановку сердца, сообщили о воспоминаниях о своем бессознательном периоде. Некоторые из этих воспоминаний включали в себя особенности ОСП. [5] Примечание с Greyson [35] провели 30-месячное обследование пациентов, поступивших в кардиологическое стационарное отделение больницы Университета Вирджинии . Он обнаружил, что о околосмертных переживаниях сообщали 10% пациентов с остановкой сердца и 1% других пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями. До 2005 года в 95% мировых культур было зарегистрировано упоминание ОСП. [37] В общей сложности около 3500 отдельных случаев в период с 1975 по 2005 год были рассмотрены примерно 55 исследователями или группами исследователей. [37]

В течение следующего десятилетия перспективные исследования начали появляться и в других частях мира. В исследовании 2010 года Клеменц-Кетис и его коллеги сообщили о людях, переживших внебольничную остановку сердца, которые позже были госпитализированы в отделения интенсивной терапии в медицинских центрах Словении. 21,2% пациентов в исследовании сообщили об околосмертных переживаниях. Исследователи также обнаружили, что «ОСП чаще возникают у пациентов с более высокими показателями petCO2 и pCO2»; «более высокие уровни калия в сыворотке коррелируют с более высоким баллом по шкале Грейсона NDE»; и «ОСП чаще возникают у пациентов, уже перенесших ОСП». [81]

Работы Джеффри Лонга также привлекли внимание к теме околосмертных переживаний как в академической, так и в популярной сфере. [82] [83] Лонг — исследователь околосмертного опыта, который верит в жизнь после смерти. [84] В 2010 году он выпустил книгу, написанную в соавторстве с Полом Перри, под названием « Свидетельства загробной жизни: наука о околосмертных переживаниях» . В книге Лонг представил результаты исследований, проведенных за предыдущее десятилетие. [85]

Судя по результатам анализа научной периодической литературы, посвященной ОСП, десятилетие между 2001 и 2011 годами ознаменовало расширение области исследований околосмертных состояний за счет включения новых авторов и новых площадок для публикаций. [43] Исследования также коснулись других областей интересов, таких как психическое здоровье ветеранов войны. Гоза, Холден и Кинси изучали околосмертные переживания среди ветеранов боевых действий. Они обнаружили, среди прочего, что боевые солдаты сообщали о «менее интенсивных» околосмертных переживаниях по сравнению с ОСП среди гражданского населения. [86]

Первая клиническая статья проекта AWARE (AWAreness во время реанимации), еще одного проспективного исследования, была опубликована в 2014 году. Исследование представляло собой многоцентровое обсервационное исследование, включающее медицинские центры США, Великобритании и Австрии. [87] [88] [89] [14] [90] [79] В исследовании Парния и его коллеги [87] обнаружили, что 9% пациентов, завершивших интервью на втором этапе, сообщили о переживаниях, совместимых с околосмертными переживаниями. Последующее исследование AWARE II было завершено в ноябре 2022 года (еще не рецензировано), в результате которого 28 участников прошли интервью, из которых 6 сообщили об ОСП. [91]

В исследовании 2020 года [92] Чарланд-Вервиль и его коллеги изучили околосмертный опыт 158 участников с помощью анализа текста . Это исследование показало, что анализ этих переживаний по тому, как участники объясняют их посредством речи, может позволить исследователям понять еще больше об ОСП, а не просто полагаться на воспоминания и самоотчеты участников, которые менее конфиденциальны, чем научные доказательства. Также было продемонстрировано, что невербальное общение, такое как жесты и эмоции, может позволить исследователям лучше понять ОСП и их влияние на людей, которые их пережили.

Психометрия

[ редактировать ]

Некоторые психометрические инструменты были адаптированы для исследований на грани смерти. В 1980 году [93] Ринг разработал взвешенный индекс основного опыта , чтобы измерить глубину околосмертных переживаний. [15] и этот индекс использовался с этой целью другими исследователями. [94] Индекс также использовался для измерения влияния околосмертного опыта на пациентов, находящихся на диализе. [95] По мнению некоторых комментаторов [2] индекс улучшил согласованность в этой области. Однако Грейсон отмечает, что, хотя индекс является «новаторской разработкой», он не основан на статистическом анализе и не проверялся на внутреннюю согласованность или надежность. [15] В 1984 году Ринг разработал инструмент под названием « Инвентаризация изменений жизни» (LCI) для количественной оценки изменений ценностей после ОСП. Позже инструмент был пересмотрен и стандартизирован, а в 2004 году была опубликована новая версия LCI-R. [96]

Greyson [15] разработал «Шкалу околосмертного опыта» . Было обнаружено, что эта шкала из 16 пунктов имеет высокую внутреннюю согласованность, надежность, разделенную пополам , и надежность повторного тестирования. [6] [15] и коррелировал с взвешенным индексом основного опыта Ринга . Вопросы, сформулированные по шкале, затрагивают такие измерения, как: познание (ощущение ускоренного мышления, или «обзора жизни»), аффект (чувство покоя и радости), паранормальный опыт (ощущение пребывания вне тела или восприятие будущего). события) и трансцендентность (опыт встречи с умершими родственниками или переживания неземного царства). В качестве стандартного критерия околосмертного опыта использовался балл 7 или выше из 32 возможных. [6] Масштаб, по мнению автора, [6] [15] клинически полезен для дифференциации околосмертных переживаний от органических мозговых синдромов и неспецифических реакций на стресс . Позже было обнаружено, что шкала NDE соответствует модели рейтинговой шкалы Раша . [97] Этот прибор использовался для измерения околосмертных переживаний среди людей, переживших остановку сердца. [5] [87] выжившие в коме, [98] пациенты/выжившие с остановкой сердца вне больницы, [28] [99] [100] злоупотребляющие психоактивными веществами, [101] и пациентов, находящихся на диализе. [95]

В конце 1980-х годов Торнбург разработал опросник знаний и отношения к околосмертным явлениям . [102] Анкета состоит из 23 пунктов ответа «верно/ложно/нерешительно», оценивающих знания, 23 пунктов шкалы Лайкерта , оценивающих общее отношение к околосмертным явлениям, и 20 пунктов шкалы Лайкерта , оценивающих отношение к уходу за клиентом, перенесшим околосмертный опыт. [103] Валидность содержания была установлена ​​с помощью группы экспертов, выбранных из области сестринского дела, социологии и психологии. Было также установлено, что инструмент удовлетворяет критериям внутренней согласованности. [102] Этот инструмент использовался для измерения отношения и знаний о околосмертном опыте среди студентов колледжей. [104] среди духовенства, [105] среди зарегистрированных психологов, [102] и среди медсестер хосписов. [103]

Марсьяль и коллеги [106] разработал шкалу содержания околосмертного опыта (NDE-C) , шкалу из 20 пунктов, созданную для переоценки шкалы Грейсона NDE и проверки новой шкалы NDE-C. Авторы обнаружили слабые места в исходной шкале ОСП, но хорошие психометрические свойства новой шкалы ОСП-С.

Грейсон также использовал в своих исследованиях основные психологические измерения, например: Шкалу диссоциативного опыта . [17] мера диссоциативных симптомов; и Индекс угрозы , [107] мера угрозы, подразумеваемой личной смертью.

Сообщество исследователей клинической смерти

[ редактировать ]

Научно-исследовательские организации и академические учреждения

[ редактировать ]

Область околосмертных исследований включает в себя несколько сообществ, изучающих феноменологию околосмертных переживаний. Одной из наиболее влиятельных является IANDS , международная организация, базирующаяся в Дареме, Северная Каролина, США, которая способствует исследованиям и образованию феномена околосмертных переживаний. [42] [108] Среди его публикаций — рецензируемый журнал «Журнал исследований клинической смерти» . [2] [42] Организация также ведет архив историй случаев клинической смерти для исследований и изучения. [109]

Другая исследовательская организация, базирующийся в Луизиане Фонд исследования опыта клинической смерти, был основан онкологом-радиологом Джеффри Лонгом в 1998 году. [82] [83] [110] Фонд поддерживает веб-сайт и базу данных о случаях клинической смерти. [83]

Несколько университетов связаны с исследованиями клинической смерти: Университет Коннектикута (США), [6] Саутгемптонский университет (Великобритания), [111] Университет Северного Техаса (США) [112] и Отдел перцептивных исследований Университета Вирджинии (США). [10] [13] [78]

Конференции

[ редактировать ]

IANDS проводит конференции на тему околосмертных переживаний. Первой встречей стал медицинский семинар в Йельском университете , Нью-Хейвен, Коннектикут, в 1982 году. Первая клиническая конференция состоялась в Пембрук-Пайнс, Флорида, а первая научно-исследовательская конференция состоялась в Фармингтоне, Коннектикут, в 1984 году. С тех пор конференции проводились в крупных городах США почти ежегодно. [113] Многие конференции посвящены конкретной теме, определенной заранее. В 2004 году участники собрались в Эванстоне, штат Иллинойс, под лозунгом: «Творчество из света». [40] [114] Некоторые конференции были организованы в академических учреждениях. В 2001 году исследователи и участники собрались в Тихоокеанском университете Сиэтла . [115] В 2006 году Онкологический центр имени доктора медицины Андерсона Техасского университета стал первым медицинским учреждением, принявшим ежегодную конференцию IANDS. [116]

Первая международная медицинская конференция по околосмертным переживаниям состоялась в 2006 году. [34] Около 1500 делегатов, включая людей, утверждающих, что у них были околосмертные переживания, посетили однодневную конференцию в Мартиге, Франция. Среди исследователей на конференции были Муди и врач-анестезиолог и реаниматор Жан-Жак Шарбонье. [117]

Соответствующие публикации

[ редактировать ]

IANDS издает ежеквартальный журнал исследований клинической смерти , единственный научный журнал в этой области. [2] IANDS также издает Vital Signs , ежеквартальный информационный бюллетень, который предоставляется его членам и включает комментарии, новости и статьи, представляющие общий интерес. [118]

Одним из первых представлений в области околосмертных исследований стал «Сборник материалов по исследованиям околосмертных состояний: научные исследования переживаний людей, находящихся на грани физической смерти» под редакцией Крейга Р. Лундала и выпущенный в 1982 году. [119] [120] Одним из первых читателей стала книга «Опыт клинической смерти: проблемы, перспективы, перспективы», опубликованная в 1984 году. [121] В 2009 году «Справочник по околосмертным опытам: тридцать лет исследований» был опубликован . Это был обзор области, основанный на документах, представленных на конференции IANDS в 2006 году. [37] [122] Осмысление околосмертных переживаний: Руководство для клиницистов было опубликовано в 2011 году . [123] В книге было много авторов, и в ней описывалось, как можно справиться с околосмертными переживаниями в психиатрической и клинической практике. [124] В 2017 году издательство Университета Миссури опубликовало книгу «Наука околосмертных переживаний». [125] сборник статей, первоначально опубликованных в медицинском журнале Missouri Medicine в период с 2013 по 2015 год. [126]

Признание и критика

[ редактировать ]

По данным литературы [37] Область околосмертных исследований связана с открытиями, проблемами и противоречиями. Скептическое отношение к результатам околосмертных исследований и обоснованности околосмертного опыта как предмета научных исследований широко распространено. По словам Кнаптона в The Daily Telegraph , [127] До недавнего времени эта тема была спорной. И учёные, и медицинские работники в целом настроены скептически. [8] [128] [129] [130] По мнению комментаторов в этой области [50] раннее изучение околосмертного опыта было встречено «академическим недоверием». Принятие околосмертных переживаний в качестве законной темы для научных исследований улучшилось. [8] но процесс идет медленно. [10]

По данным литературы [2] «психиатры сыграли роль в признании феномена «околосмертности», а также в популяризации этой темы и последующих исследованиях». Кинселла [42] отметил, что «растущий научный интерес последовал за общественным интересом к этому предмету». Хотя пока еще нет академического консенсуса относительно того, какими могут быть философские последствия исследований ОСП, вопрос о том, какой может быть истинная и фундаментальная природа человеческого сознания, остается без ответа и весьма спорным. Тем не менее, исследователи ОСП в целом согласны с тем, что исследование ОСП в настоящее время является законной академической областью научных исследований, и многие недавние открытия в этой области дают основание некоторым исследователям надеяться на «прорыв» в современном понимании процесса умирания. может быть неизбежным. [131]

Скептики отмечают, что трудно проверить многие отдельные сообщения, которые используются в качестве справочного материала для описания особенностей ОСП. [8] [82]

Комментатор Интернет-неверных Кейт Огастин раскритиковал интерпретацию околосмертных переживаний, основанную на выживании. Он также раскритиковал «слабости методологии исследования, недостаток данных и пробелы в аргументах». [132] [133] В ответ Грейсон предположил, что материалистическая модель, которой отдавал предпочтение Августин, поддерживается даже меньшим количеством данных, чем «модель разделения разума и мозга», которой отдают предпочтение многие исследователи в области околосмертных исследований. [133]

Результаты исследования ОСП оспариваются несколькими авторами в области психологии и нейробиологии . Сьюзан Блэкмор [82] оспорил результаты исследования ОСП и вместо этого выступил в пользу неврологического объяснения. Психолог Кристофер Френч [27] [77] рассмотрел несколько теорий, возникших в области исследований клинической смерти. Сюда входят теории, которые бросают вызов современной нейробиологии, предлагая новое понимание взаимоотношений разума и мозга в направлении трансцендентных или паранормальных элементов. В ответ на это Френч рассматривает общепринятое научное понимание и вводит несколько непаранормальных факторов, а также психологическую теорию, которая могла бы объяснить те околосмертные переживания, которые бросают вызов традиционным научным объяснениям. Однако он не исключает будущего пересмотра современной нейробиологии в ожидании новых и улучшенных исследовательских процедур.

Джейсон Брейтуэйт, старший преподаватель когнитивной нейронауки в Центре поведенческих наук о мозге Бирмингемского университета , опубликовал углубленный анализ и критику нейробиологии некоторых исследователей ОСП, заключив: «Трудно понять, чему можно научиться у некоторых исследователей ОСП». паранормальная позиция выживания, которая предполагает предположение об истинности того, что она пытается установить, делает дополнительные и ненужные предположения, искажает текущее состояние знаний основной науки и выглядит менее чем всеобъемлющим в своем анализе доступных фактов». [134]

Мартенс [100] отметил «отсутствие единой номенклатуры» и «неспособность контролировать изучаемую популяцию с устранением мешающих факторов» как примеры критики, направленной на околосмертные исследования. Энгманн [135] указывает на то, что исследования ОСП не соответствуют критериям качества медицинских исследований, а именно объективности .

Но критика этой области исходила и от комментаторов в ее собственных рядах. В открытом письме сообществу ОСП Ринг указал на «проблему возможной религиозной предвзятости в исследованиях клинической смерти». По словам Ринга, область околосмертных исследований, а также более широкое движение ОСП привлекли множество религиозных и духовных приверженцев из ряда традиций, что делает идеологические претензии от имени исследований ОСП. По его мнению, это поставило под угрозу целостность исследований и дискуссий. [47]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
а. ^ ван Ломмель и др., 2001: Таблица 2.
б. ^ Диагностический ярлык «Религиозная или духовная проблема» включен в DSM-IV в категорию «Другие состояния, которые могут быть в центре клинического внимания». См. Американскую психиатрическую ассоциацию (1994) «Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам», четвертое издание. Вашингтон, округ Колумбия: Американская психиатрическая ассоциация (код V62.89, Религиозные или духовные проблемы).
в. ^ Сообщенные воспоминания оценивались по шкале Грейсона NDE.
  1. ^ Соммерс М.С. Околосмертный опыт после множественной травмы. Медсестра интенсивной терапии . 14 апреля 1994 г. (2): 62–66.
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v Гриффит, Линда Дж. Околосмертный опыт и психотерапия, психиатрия (Эджмонт). 2009 октябрь; 6 (10): 35–42.
  3. ^ Jump up to: а б Грейсон Б. «Разновидности околосмертного опыта». Психиатрия . Ноябрь 1993 г.; 56 (4): 390–99.
  4. ^ ИАНДС. «Околосмертный опыт: ключевые факты» . Информационная брошюра, опубликованная Международной ассоциацией исследований клинической смерти. Дарем, Северная Каролина. Обновлено 24.7.07
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с Парния С., Уоллер Д.Г., Йейтс Р., Фенвик П. Качественное и количественное исследование частоты, особенностей и этиологии околосмертных переживаний у людей, переживших остановку сердца. Реанимация . Февраль; 48 (2): 149–56, 2001 г., реферат PubMed. PMID   11426476
  6. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Грейсон, Брюс. «Околосмертный опыт среди пациентов психиатрических амбулаторий». Психиатрические службы , декабрь, Том. 54 № 12. Американская психиатрическая ассоциация, 2003 г.
  7. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п ван Ломмель П., ван Вис Р., Мейерс В., Эльфферих И. Околосмертный опыт людей, переживших остановку сердца: проспективное исследование в Нидерландах. Ланцет . 15 декабря 2001 г.; 358(9298): 2039–45. PMID   11755611
  8. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Мауро, Джеймс. Яркий свет, большая тайна. Психология сегодня , июль 1992 г.
  9. ^ Jump up to: а б с д и ж Блэкмор, «Сьюзан Дж. Околосмертный опыт». «Журнал Королевского медицинского общества», том 89, февраль 1996 г.
  10. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Грейвс, Ли. Измененные состояния. Ученые анализируют околосмертный опыт. Журнал Университета Вирджинии , тема лета 2007 г.
  11. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Факко, Энрико и Агрильо, Кристиан. Околосмертный опыт между наукой и предрассудками. Границы человеческой неврологии . 2012 г.; 6: 209.
  12. ^ Беланти, Джон; Перера, Махендра и Джагадхисан, Каруппиа. Феноменология околосмертного опыта: межкультурная перспектива. Транскультурная психиатрия , 2008 45: 121.
  13. ^ Jump up to: а б Атаппилли Дж., Грейсон Б., Стивенсон И. Влияют ли преобладающие социальные модели на сообщения о околосмертных переживаниях? Сравнение отчетов, опубликованных до и после 1975 года. Журнал нервных и психических заболеваний , том 194, номер 3, март 2006 г.
  14. ^ Jump up to: а б с Личфилд, Гидеон (17 марта 2015 г.). «Наука околосмертных переживаний» . Атлантика . Проверено 5 мая 2022 г.
  15. ^ Jump up to: а б с д и ж г Грейсон, Брюс. Шкала околосмертного опыта. Конструкция, надежность и валидность. Журнал нервных и психических заболеваний , июнь; 171 (6): 369–75, 1983 г.
  16. ^ Jump up to: а б с д и ж Грейсон, Брюс. Околосмертный опыт как объект клинического внимания. Журнал нервных и психических заболеваний , май; 185 (5): 327–34, 1997 г.
  17. ^ Jump up to: а б с д и Грейсон, Б. Диссоциация у людей, переживших околосмертный опыт: вне тела или разума? Ланцет . 5 февраля; 355 (9202): 460–63, 2000 г.
  18. ^ Ян, К. Пол; Лукофф, Дэвид; Лу, Фрэнсис. Работа с духовными проблемами. Психиатрические анналы , 36:3, март 2006 г.
  19. ^ Вайнтрауб, Памела. Видение Света. Психология сегодня , сентябрь/октябрь 2014 г.
  20. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Парния С., Фенвик П. Околосмертные переживания при остановке сердца: видения умирающего мозга или видения новой науки о сознании. Реанимация . Январь 2002 г.; 52 (1): 5–11.
  21. ^ «Околосмертный опыт (ОСП)» . Отдел перцептивных исследований . Проверено 18 марта 2022 г.
  22. ^ Сартори, доктор Пенни (2014). Мудрость околосмертного опыта: как понимание околосмертных переживаний может помочь нам жить более полноценной жизнью . Уоткинс Медиа. стр. Глава 9, Раздел: Терапевтические преимущества. ISBN  978-1-5252-3092-9 . OCLC   969395726 .
  23. ^ Орн РМ. Смысл выживания: ранние последствия околосмертного опыта. Исследования в области сестринского дела и здоровья . июнь 1995 г.; 18 (3): 239–47. ПабМед аннотация ПМИД   7754094
  24. ^ Jump up to: а б с д Грейсон, Брюс (2013). «Освоение околосмертных переживаний: обзор околосмертных переживаний» . Миссури Медицина . 110 (6): 475–481. ISSN   0026-6620 . ПМК   6179792 . ПМИД   24563994 .
  25. ^ Грейсон Б., Буш, Н.Э. Тяжёлые околосмертные переживания. Психиатрия . 1992 февраль;55(1): 95–110.
  26. ^ Jump up to: а б с д и ж г Оуэнс Дж., Кук Э.В., Стивенсон И. Особенности «околосмертного опыта» в зависимости от того, находились ли пациенты на грани смерти. The Lancet , том 336, выпуск 8724, 10 ноября 1990 г., стр. 1175–77.
  27. ^ Jump up to: а б с д и ж Френч, Кристофер К. Околосмертный опыт у людей, переживших остановку сердца, в С. Лорейсе (ред.) (2005) Progress in Brain Research , Vol. 150
  28. ^ Jump up to: а б Клеменц-Кетис З., Керсник Дж., Грмек С. Влияние углекислого газа на околосмертные переживания у людей, переживших внебольничную остановку сердца: проспективное обсервационное исследование. Критический уход . 2010;14(2):R56.
  29. ^ Грейсон, Брюс. Западные научные подходы к околосмертному опыту. Гуманитарные науки 2015, 4, 775–796; дои: 10.3390/h4040775
  30. ^ Агрилло, Кристиан. Околосмертный опыт: вне тела и вне мозга? Обзор общей психологии , 2011, Том. 15, № 1, 1–10.
  31. ^ Jump up to: а б с д и ж г Парния С., Спирпойнт К., Фенвик П.Б. Околосмертный опыт, когнитивные функции и психологические последствия выживания при остановке сердца. Реанимация . Август 2007 г.; 74 (2): 215–21.
  32. ^ Jump up to: а б Бриттон В.Б., Бутзин Р.Р. Околосмертные переживания и височная доля. Психол. наук. 15, 254–58, 2004 г.
  33. ^ Руттиманн, Жаклин. Околосмертные переживания — это сон? Журнал Nature , онлайн, 10 апреля 2006 г.
  34. ^ Jump up to: а б с д Уильямс, Дэниел. В час нашей смерти. Журнал Время . 31 августа 2007 г.
  35. ^ Jump up to: а б Грейсон, Брюс. Частота и корреляты околосмертных переживаний в кардиологическом отделении. Больничная психиатрия общего профиля , 25 (2003) 269–76.
  36. ^ Jump up to: а б Грейсон, Брюс. «Последствия околосмертного опыта для постматериалистической психологии». Психология религии и духовности , том 2 (1), февраль 2010 г., стр. 37–45.
  37. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Холден, Дженис Майнер; Грейсон, Брюс; Джеймс, Дебби, ред. (2009). «Область исследований клинической смерти: прошлое, настоящее и будущее». Справочник по околосмертному опыту: тридцать лет исследований . Издательская группа Гринвуд. стр. 1–16. ISBN  978-0-313-35864-7 .
  38. ^ Jump up to: а б с д и ж г Уокер, Барбара и Сердахели, Уильям. Исторические перспективы околосмертных явлений. Журнал исследований клинической смерти , 9 (2) зима 1990 г., стр. 105–121.
  39. ^ Ноубл, Холкомб Б. «Элизабет Кюблер-Росс, 78 лет, умерла; психиатр произвел революцию в уходе за неизлечимо больными». Нью-Йорк Таймс , 26 августа 2004 г.
  40. ^ Jump up to: а б Андерсон, Джон. «Проливая свет на жизнь на пороге смерти». Чикаго Трибьюн , онлайн, 13 мая 2004 г.
  41. ^ Слейтон, Джереми. «Уведомление о смерти: Джордж Гордон Ричи-младший умирает». Richmond Times Dispatch , онлайн, 31 октября 2007 г.
  42. ^ Jump up to: а б с д и ж Кинселла, Майкл. Околосмертный опыт и сетевая духовность: возникновение движения за загробной жизни. Журнал Американской академии религии , март 2017 г., Том. 85, № 1, стр. 168–198. дои : 10.1093/jaarel/lfw037
  43. ^ Jump up to: а б с д и ж Лосеу, Сахарназ и др. Область исследований клинической смерти до 2011 года: обновленный анализ научной периодической литературы. Журнал исследований клинической смерти , 31(4), лето 2013 г.
  44. ^ Муди Рэймонд А. (1976). Жизнь за жизнью: исследование феномена – выживания после телесной смерти . Гаррисберг, Пенсильвания: Stackpole Books.
  45. ^ Нойес Р. и Клетти Р. (1976). Деперсонализация перед лицом опасной для жизни опасности: Описание. Психиатрия , 39, 19–27.
  46. ^ Нойес Р. и Клетти Р. (1977). Деперсонализация в ответ на опасную для жизни опасность. Комплексная психиатрия , 18 (4), 375–384.
  47. ^ Jump up to: а б с д Кольцо, Кеннет. Религиозные войны в движении ОСП: некоторые личные размышления о «Свете и смерти» Майкла Сэбома. Журнал исследований клинической смерти , 18 (4) лето 2000 г.
  48. ^ Сотрудники New York Times. Путеводитель по Коннектикуту; Околосмертный симпозиум. Нью-Йорк Таймс , 25 апреля 1982 г.
  49. ^ Фултон, Роберт. Рецензия на книгу: Околосмертный опыт: проблемы, перспективы, перспективы. Брюс Грейсон и Чарльз П. Флинн. Современная социология , июль 1985 г., Том. 14, № 4, стр. 452-453.
  50. ^ Jump up to: а б Буш, Нэнси Эванс. «Десять лет — это обзор жизни?» Журнал исследований клинической смерти , 10 (1), осень 1991 г.
  51. ^ Ринг, К. (1980a). Жизнь после смерти: научное исследование околосмертного опыта . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Кауард, Макканн и Геогеган.
  52. ^ Ашер, Кэтрин Г. Рецензия на книгу: Ринг, Кеннет. Жизнь после смерти: научное исследование околосмертного опыта. Библиотечный журнал , 15 сентября 1980 г., стр. 1870.
  53. ^ Хэмби, Уоррен К. Рецензии на работы: Жизнь после смерти: научное исследование околосмертного опыта Кеннета Ринга. Журнал научного изучения религии , Vol. 21, № 3 (сентябрь 1982 г.), стр. 289-290.
  54. ^ Ринг, К. (1984). На пути к омеге: В поисках смысла околосмертного опыта . Нью-Йорк, Нью-Йорк: Уильям Морроу.
  55. ^ Бюлер, Дэвид А. Рецензия на книгу: Ринг, Кеннет. Движение к Омеге: поиск смысла околосмертного опыта. Библиотечный журнал , август 1984 г., стр. 1455.
  56. ^ Сабом, М.Б. Околосмертный опыт. JAMA 1980, 4 июля; 244 (1): 29–30.
  57. ^ Сабом, М. (1982). Воспоминания о смерти: Медицинское расследование. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Харпер и Роу.
  58. ^ Грейсон Б., Стивенсон И. Феноменология околосмертных переживаний. Am J Психиатрия . Октябрь 1980 г.; 137 (10): 1193-6. дои: 10.1176/ajp.137.10.1193. ПМИД 7416264.
  59. ^ Ольвера-Лопеса, Эдгардо и Варона, Джозеф. От редакции: «ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ во время СЛР: будьте осторожны в том, что говорите!» Реанимация 85 (2014) А5–А6, https://doi.org/10.1016/j.resuscitation.2014.09.023
  60. ^ Грейсон, Брюс. «Психодинамика околосмертных переживаний». Журнал нервных и психических заболеваний , июнь 1983 г.; 171 (6): 376–81.
  61. ^ Грейсон Б. «Типология околосмертных переживаний». Am J Психиатрия . Август 1985 г.; 142 (8): 967-9.
  62. ^ Грейсон Б. «Биологические аспекты околосмертного опыта». Перспектива Биол Мед . Осень 1998 г.; 42 (1): 14–32.
  63. ^ Ринг, Кеннет. (1980) Жизнь после смерти. Научное исследование околосмертного опыта . Нью-Йорк: Кауард Макканн и Геогенан.
  64. ^ Мэрилс, Дейзи. За бестселлерами. Издательский еженедельник . 240.20 (17 мая 1993 г.): с. 17. Из Литературного ресурсного центра.
  65. ^ Морс М., Коннер Д., Тайлер Д. «Опыты клинической смерти в педиатрической популяции. Предварительный отчет». Американский журнал болезней детей , июнь; 139 (6): 595–600, 1985 г.
  66. ^ Морс М., Кастильо П., Венеция Д., Мильштейн Дж., Тайлер округ Колумбия. «Околосмертные переживания в детстве». Американский журнал болезней детей , ноябрь; 140 (11): 1110–14, 1986 г.
  67. ^ Морс, Мелвин (с Полом Перри) (1990) Ближе к свету: обучение на околосмертном опыте детей . Нью-Йорк: Книги Вилларда.
  68. ^ Морс, Мелвин (с Полом Перри) (1992) Преобразованные светом: мощное влияние околосмертных переживаний на жизнь людей . Нью-Йорк: Книги Вилларда.
  69. ^ Фенвик, Питер и Менсель, Ларс. Я больше не боюсь смерти. The European , 10.03.2013, www.theeuropean.de , получено 5 января 2023 г.
  70. ^ Фенвик, Питер и Фенвик, Элизабет (1997). Правда в свете: расследование более 300 случаев околосмертного опыта . Нью-Йорк: Книги Беркли.
  71. ^ Истман, Найджел. Рецензируемые работы: «Правда в свете» Питера Фенвика и Элизабет Фенвик. Британский медицинский журнал , Vol. 310, № 6988 (6 мая 1995 г.), с. 1211 https://www.jstor.org/stable/29727231
  72. ^ Отдел перцептивных исследований
  73. ^ Фокс, Маргалит. «Ян Стивенсон умирает в 88 лет; изучал утверждения о прошлых жизнях». Нью-Йорк Таймс , 18 февраля 2007 г.
  74. ^ Уоллис, Дэвид. «Беседы / доктор Ян Стивенсон; возможно, вы читаете это в какой-то будущей прошлой жизни». Нью-Йорк Таймс , 26 сентября 1999 г.
  75. ^ Кадоре, Реми Дж. «Книжный форум: европейские случаи реинкарнации». Am J Psychiatry 162: 823–24, апрель 2005 г.
  76. ^ Стивенсон I, Кук EW. Непроизвольные воспоминания во время тяжелого соматического заболевания или травмы. Журнал нервных и психических заболеваний . Июль 1995 г.; 183 (7): 452–58.
  77. ^ Jump up to: а б Француз, Кристофер. "Комментарий." The Lancet 358, стр. 2010–11, 2001 г.
  78. ^ Jump up to: а б Грейсон, Брюс. Обзор околосмертных переживаний. Миссури Медисин , ноябрь/декабрь 2013 г.
  79. ^ Jump up to: а б Орландо, А. (2021). Бросающий вызов смерти. Откройте для себя , 42 (6), 50–58.
  80. ^ Шванингер Дж., Айзенберг П.Р., Шехтман КБ, Вайс АН. Проспективный анализ околосмертного опыта у пациентов с остановкой сердца. Журнал исследований клинической смерти , 20 (4), лето 2002 г.
  81. ^ Клеменц-Кетис и др.: Влияние углекислого газа на околосмертные переживания у людей, переживших внебольничную остановку сердца: проспективное обсервационное исследование. Critical Care 2010 14:R56.
  82. ^ Jump up to: а б с д Бек, Мелинда. «В поисках доказательств в заявлениях о близкой смерти». The Wall Street Journal (Журнал здоровья) , 25 октября 2010 г.
  83. ^ Jump up to: а б с Макдональд, Дж. Джеффри. «Ученые исследуют краткие контакты с загробной жизнью». The Christian Century , 12 января 2011 г., www.christian Century.org , получено 4 января 2023 г.
  84. ^ Цакирис, Алекс (25 марта 2010 г.). «Доктор Джеффри Лонг критикует свидетельства загробной жизни | околосмертный опыт» . Скептик - Наука на переломном этапе . Проверено 11 марта 2022 г.
  85. ^ Фицпатрик, Лаура. Существует ли такая вещь, как жизнь после смерти? . Журнал Time , онлайн, 22 января 2010 г.
  86. ^ Гоза, Трейси Х., Холден, Дженис М. и Кинси, Ли. Боевой околосмертный опыт: предварительное исследование. Военная медицина , 179,10:1113, 2014.
  87. ^ Jump up to: а б с Парния С. и др. AWARE – ОСВЕДОМЛЕННОСТЬ во время реанимации – проспективное исследование. Реанимация , Том. 85, выпуск 12, с1799-1805, 01 декабря 2014 г.
  88. ^ Вайнтрауб, Памела. Видеть свет. Psychology Today , 2 сентября 2014 г., www.psychologytoday.com , получено 3 января 2023 г.
  89. ^ Робб, Алиса. Ученые, изучающие жизнь после смерти, не являются полными мошенниками. The New Republic , 8 октября 2014 г., www.newrepublic.com , данные получены 3 января 2023 г.
  90. ^ Райс, Д.Т., Нуделл, Н.Г., Хабрат, Д.А., Смит, Дж.Э. и Эрнест, Е.В., СЛР, индуцированное сознание: протоколы седации для этой особой группы населения. Британский фельдшерский журнал 2016, том. 1 (2) 24–29
  91. ^ Парния, С. и др. Осведомленность во время реанимации - II: Многоцентровое исследование сознания и осведомленности при остановке сердца. ССРН , 11 января 2023 г., [1]
  92. ^ Чарланд-Вервиль, Ванесса; Паула, Деметриус Рибейру де; Марсьяль, Шарлотта; Кассоль, Хелена; Антонопулос, Георгиос; Хроник, Блейн Александр; Содду, Андреа; Лорейс, Стивен (30 января 2020 г.). «Характеристика околосмертных переживаний с использованием анализа текста: предварительное исследование» . ПЛОС ОДИН . 15 (1): e0227402. Бибкод : 2020PLoSO..1527402C . дои : 10.1371/journal.pone.0227402 . ISSN   1932-6203 . ПМК   6992169 . ПМИД   31999716 .
  93. ^ Марсьяль, Шарлотта; Саймон, Джессика; Путтаерт, Нинон; Госсерис, Оливия; Чарланд-Вервиль, Ванесса; Ниссен, Анн-Софи; Грейсон, Брюс; Лорейс, Стивен; Кассоль, Елена (01 ноября 2020 г.). «Шкала содержания околосмертного опыта (NDE-C): разработка и психометрическая проверка» (PDF) . Сознание и познание . 86 : 103049. doi : 10.1016/j.concog.2020.103049 . ISSN   1053-8100 . ПМИД   33227590 .
  94. ^ Лестер, Дэвид. «Глубина околосмертного опыта и мешающие факторы». Перцептивные и моторные навыки , 2003,96, 18.
  95. ^ Jump up to: а б Лай и др. «Влияние околосмертного опыта на пациентов, находящихся на диализе: многоцентровое совместное исследование». Am J Kidney Dis . Июль 2007 г.;50(1): 124–32, 132.e1-2.
  96. ^ Грейсон, Брюс; Кольцо, Кеннет. «Описание изменений в жизни – пересмотренное». Журнал исследований клинической смерти , том 23 (1), 2004 г., 41–54.
  97. ^ Ланге Р., Грейсон Б., Хуран Дж. «Подтверждение масштабирования Раша «основного» околосмертного опыта». Британский журнал психологии . Том: 95 Часть: 2 стр. 161-177, 2004 г.
  98. ^ Тоннард М., Шарланд-Вервиль В., Бредар С., Деон Х., Леду Д., Лорейс С., Ванхауденхейз А. Характеристики воспоминаний о околосмертных переживаниях по сравнению с воспоминаниями о реальных и воображаемых событиях. ПЛОС Один . 2013;8(3):e57620. 27 марта.
  99. ^ Клеменц-Кетис З. «Изменения в жизни пациентов после внебольничной остановки сердца: влияние околосмертных переживаний». Int J Behav Med . Март 2013 г.; 20 (1): 7–12.
  100. ^ Jump up to: а б Мартенс PR. «Околосмертный опыт у людей, переживших внебольничную остановку сердца. Значимые явления или просто фантазия о смерти?» Реанимация . 1994 март;27(2): 171–75.
  101. ^ Корацца О, Скифано Ф. «Околосмертельные состояния зарегистрированы в выборке из 50 злоупотребителей». Использование подмены Неправильное использование . Май 2010 г.; 45(6): 916–24.
  102. ^ Jump up to: а б с Уокер, Барбара и Рассел, Роберт Д. «Оценка знаний и отношения психологов к околосмертным явлениям». Журнал исследований клинической смерти , Vol. 8, № 2, 103–110
  103. ^ Jump up to: а б Барнетт, Линда. «Знания медсестер хосписа и отношение к околосмертному опыту». Журнал исследований клинической смерти , 9 (4), лето 1991 г.
  104. ^ Кетценбергер, Кей Э. и Кейм, Джина Л. «Опыт околосмертного опыта: знания и отношение студентов». Журнал исследований клинической смерти , том 19, номер 4, 227–32.
  105. ^ Бектель, Лори Дж.; Чен, Алекс; Пирс, Ричард А.; Уокер, Барбара А. «Оценка знаний и отношения духовенства к околосмертному опыту». Журнал исследований клинической смерти , том 10 (3), 1992, 161–70.
  106. ^ Марсьяль и др. Шкала содержания околосмертного опыта (NDE-C): разработка и психометрическая проверка. Сознательное познание. 2020 ноя;86:103049. дои : 10.1016/j.concog.2020.103049 .
  107. ^ Грейсон, Брюс. «Снижение угрозы смерти у людей, находящихся на грани смерти». Исследования смерти , Том. 16, выпуск 6, 1992.
  108. ^ ИАНДС. [2] Дарем: Международная ассоциация исследований клинической смерти. Пресс-кит IANDS 2021. По состоянию на 8 мая 2022 г.
  109. ^ IANDS: Архивы ОСП . По состоянию на 6 февраля 2011 г.
  110. ^ Адлер, Джерри. «Возвращение из мертвых». Ньюсуик , 23 июля 2007 г.
  111. ^ Стивенсон, Рэйчел (18 сентября 2008 г.). «Открытки с небес: ученые изучают околосмертный опыт» . Хранитель . Проверено 8 мая 2022 г.
  112. ^ Новости UNT (Университета Северного Техаса). «Исследование ЕНТ дает новые результаты относительно околосмертного опыта боевых солдат». онлайн, 11 июля 2011 г.
  113. ^ «Информационный бюллетень IANDS, по состоянию на декабрь 2010 г.» . По состоянию на 9 февраля 2012 г.
  114. ^ Гордон, Скотт. «Эванстон на грани смерти». The Daily Northwestern , онлайн, 30 июня 2004 г.
  115. ^ Прости, Рид. «Взгляд на« другую сторону »: конференция в Сиэтле объединяет людей, находящихся на грани смерти». The Seattle Times , онлайн, 27 июля 2001 г.
  116. ^ Хоппер, Ли. «Конференция, призванная пролить свет на «околосмертные» переживания». The Houston Chronicle , онлайн, 25 октября 2006 г.
  117. ^ Сотрудники журнала «Космос». «Околосмертный опыт проходит под французским микроскопом». Журнал «Космос» , 18 июня 2006 г. Cosmos Media Pty Ltd.
  118. ^ IANDS: Жизненно важные признаки . По состоянию на 8 мая 2022 г.
  119. ^ Камерман, Дж. (1984). Сборник материалов по исследованиям околосмертных состояний (обзор книги). Современная социология , 13, 120.
  120. ^ Адамс, Ребекка Г. Рецензия на книгу: Сборник материалов по исследованиям околосмертных состояний: научные исследования переживаний людей, находящихся на грани физической смерти. Социологический опрос . Осень 87, Том. 57 Выпуск 4, стр. 447-448. 2п. DOI: 10.1111/j.1475-682X.1987.tb00249.x
  121. ^ Брюс Грейсон (редактор), Чарльз П. Флинн (редактор) (1984) Околосмертный опыт: проблемы, перспективы, перспективы . Charles C Thomas Pub Ltd.
  122. ^ Корацца, Орнелла. Смертность. Рецензия на книгу: Справочник околосмертных переживаний: тридцать лет исследований. Смертность , май 2010 г., Том. 15 Выпуск 2, стр. 180-181. 2п. DOI: 10.1080/13576275.2010.482784.
  123. ^ Махендра Перера, Каруппиа Джагадхисан, Энтони Пик (редакторы) (2011) Осмысление околосмертных переживаний: Справочник для клиницистов. Издательство Джессики Кингсли, 176 стр.
  124. ^ Рассел, Ребекка. «Рецензии на книги: Осмысление околосмертных переживаний: Справочник для врачей». Британский журнал психиатрии (2012) 201: 415.
  125. ^ Хаган, Джон К. (редактор) (2017). Наука о околосмертных переживаниях. Колумбия: Университет Миссури Press
  126. ^ Ван Уэй, Чарльз В. Рецензия на книгу: «Наука околосмертных переживаний», Джон К. Хаган III, доктор медицинских наук, редактор. Миссури Медисин , январь/февраль 2018 г., 115:1, 2
  127. ^ Кнаптон, Сара. Первый намек на «жизнь после смерти» в крупнейшем научном исследовании. The Telegraph , онлайн, 7 октября 2014 г.
  128. ^ Петре, Джонатан. Врачи-самооценки находят жизнь после смерти . The Telegraph , онлайн, 22 октября 2000 г.
  129. ^ О'Коннор, Анахад. «Следуя за ярким светом к более спокойному завтра». New York Times , онлайн, 13 апреля 2004 г.
  130. ^ Зиглер, Январь. Околосмертные переживания, достойные серьезного исследования. 6 октября 1985 г., Chicago Tribune онлайн. По состоянию на 21 сентября 2014 г.
  131. Новая наука о смерти: «В мозгу происходит что-то бессмысленное», The Guardian. Алекс Бласдел.2 апреля 2024 г. Проверено 7 апреля 2024 г.
  132. ^ Августин, К. «Психофизиологические и культурные корреляты, подрывающие выживательную интерпретацию околосмертных переживаний». Журнал исследований клинической смерти , 26 (2): 89–125 (2007).
  133. ^ Jump up to: а б Грейсон, Брюс. «Комментарий к книге «Психофизиологические и культурные корреляты, подрывающие выживалистскую интерпретацию околосмертного опыта»». Журнал исследований клинической смерти , 26 (2), зима 2007 г.
  134. ^ Брейтуэйт, Дж. Дж. «На пути к когнитивной нейронауке умирающего мозга» . Скептик, Том 21, Выпуск 2 (2008).
  135. ^ Энгманн, Б: Телега была поставлена ​​впереди лошади - Основные проблемы исследования ОСП. Реанимация . 2015 декабрь;97:e13. DOI: 10.1016/j.resuscitation.2015.03.029 https://www.resuscitationjournal.com/article/S0300-9572(15)00808-4/fulltext
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: cc58aef31db417bb9b236c85e282b050__1720972200
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/cc/50/cc58aef31db417bb9b236c85e282b050.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Near-death studies - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)