Околосмертные исследования
Околосмертные исследования — это область психологии и психиатрии , которая изучает физиологию , феноменологию и последствия околосмертного опыта (ОПС). Первоначально эта область была связана с отдельной группой североамериканских исследователей, которые продолжили первоначальную работу Рэймонда Муди и позже основали Международную ассоциацию исследований клинической смерти (IANDS) и Журнал исследований клинической смерти . С тех пор эта область расширилась и теперь включает в себя вклад широкого круга исследователей и комментаторов со всего мира. Исследования околосмертного опыта в основном ограничиваются дисциплинами медицины , психологии и психиатрии .
Околосмертный опыт
[ редактировать ]Околосмертный опыт — это опыт, о котором сообщают люди, которые были близки к смерти в медицинских или немедицинских условиях. Аспект травмы и физических кризисов также считается индикатором этого явления. [1] По словам Линды Дж. Гриффит, пять процентов взрослого населения Америки пережили ОСП. [2] и Брюс Грейсон . [3] По данным IANDS, опросы, проведенные в США, Австралии и Германии, показывают, что от 4 до 15% населения пережили околосмертные переживания. [4] Исследователи изучают роль физиологических , психологических и трансцендентальных факторов, связанных с ОСП. [5] Эти измерения также являются основой для трех основных объяснительных моделей ОСП.
Некоторые общие характеристики ОСП включают: субъективные впечатления от пребывания вне физического тела; видения умерших родственников и религиозных деятелей; и преодоление эго и пространственно-временных границ. [6] [7]
Исследователи ОСП также обнаружили, что ОСП не является уникальным опытом Запада. Некоторые элементы и особенности ОСП схожи в разных культурах. [5] [7] [8] [9] [10] [11] но детали опыта (фигуры, существа, декорации) и интерпретация опыта различаются в зависимости от культуры. [7] [8] [10] [12] Некоторые исследователи «оспорили гипотезу о том, что на описания околосмертных переживаний существенное влияние оказывают преобладающие культурные модели». [13]
Ученые связывают эти события со стрессом и умиранием мозга. Эти видения и изменения в жизни могут быть вызваны нехваткой кислорода, несовершенной анестезией и нейрохимическими реакциями организма на травму. [14] Но многие люди, пережившие ОСП, до сих пор верят, что это было нечто большее, чем просто галлюцинации или сны. Они верят, что эти сообщения и этот опыт произошли с ними по более важной причине. [14]
Элементы ОСП
[ редактировать ]По шкале NDE [10] [15] околосмертный опыт включает в себя несколько или несколько из следующих 16 элементов:
- Время ускоряется или замедляется.
- Мыслительные процессы ускоряются.
- Возвращение сцен из прошлого.
- Внезапное озарение или понимание.
- Чувство покоя или приятности.
- Ощущение счастья или радости.
- Ощущение гармонии или единения со Вселенной.
- Противостояние с ярким светом.
- Чувства становятся более яркими.
- Осознание того, что происходит где-то в другом месте, как будто посредством экстрасенсорного восприятия (ЭСВ).
- Переживание сцен из будущего.
- Ощущение отделения от тела.
- Ощущение другого, неземного мира.
- Встреча с мистическим существом или присутствием или слух неопознанного голоса.
- Видение умерших людей или религиозных духов.
- Подъезжаем к границе или точке невозврата.
В исследовании, опубликованном в журнале The Lancet van Lommel и его коллеги. [7] перечислите десять элементов ОСП: Обратите внимание
- Осознание того, что ты мертв.
- Положительные эмоции.
- Опыт выхода из тела .
- Движение по туннелю.
- Общение со светом.
- Наблюдение за цветами.
- Наблюдение небесного пейзажа.
- Встреча с умершими.
- Обзор жизни.
- Наличие границы.
Последствия
[ редактировать ]ОСП связано с рядом последствий, [2] [6] [7] [8] [16] [17] [18] [19] или изменяющие жизнь эффекты. [5] [20] Эффекты, которые часто суммируются исследователями, включают в себя ряд изменений ценностей, отношений и убеждений. [8] [17] отражающие глубокие изменения личности, [8] и новый взгляд на жизнь и смерть, человеческие отношения и духовность. [2] [6] [16] [21] Многие из эффектов считаются положительными. [2] [20] или выгодно. [6] [22] Ван Ломмель и его коллеги провели «продолжительное исследование трансформационных процессов после околосмертных переживаний» и обнаружили «долгосрочный преобразующий эффект этого опыта». [7]
Однако не все последствия полезны. Негативные последствия могут быть очень значительными и широко распространенными. В некоторых случаях изменения в отношениях и поведении могут привести к дистрессам и психосоциальным, духовным или физиологическим проблемам. [16] [17] [23] Примечание б Негативные последствия ОСП часто связаны с адаптацией к новой ситуации после околосмертного опыта, а также с проблемами, возникающими при реинтеграции в обычную жизнь. [17] По словам Брюса Грейсона, те, кто пережил ОСП, также могут испытывать трудности с поддержанием отношений из-за страха быть отвергнутыми или высмеянными при обсуждении событий. [24] Этот страх быть осужденным или высмеянным также создает проблемы при необходимости поговорить с профессионалом. [24] Некоторые участники ОСП получили негативную реакцию со стороны профессионалов, что отпугнуло многих, кто нуждался в помощи. [24] Следовательно, многим людям, пережившим ОСП, очень трудно поделиться своим опытом ОСП и тем, как он повлиял на их жизнь. [24] Другая категория, так называемые тревожные или неприятные предсмертные переживания, исследовалась Грейсоном и Бушем. [25]
Объяснительные модели
[ редактировать ]Согласно источникам, объяснительные модели феноменологии и элементов ОСП могут: [2] [5] [7] [26] [27] [28] [29] можно разделить на три широкие категории: психологические, физиологические и трансцендентальные. В исследовании, опубликованном в 1990 году, Оуэнс, Кук и Стивенсон [26] представили результаты, которые подтвердили все эти три интерпретации. Кристиан Агрильо [30] отмечает, что в литературе сообщается о двух основных теоретических основах: (1) «биологическая/психологическая» (теории внутри мозга) или (2) «теории выживания» (теории вне мозга).
Каждая модель содержит ряд переменных:
- Психологические теории предполагают, что ОСП может быть следствием психических и эмоциональных реакций на предполагаемую угрозу смерти. [5] [7] [20] [26] или результат ожидания. [2] [9] [11] Другие психологические переменные, которые рассматривают исследователи, включают: воображение, [2] [11] деперсонализация, [2] [11] диссоциация, [2] [11] склонность к фантазиям, [2] [11] и память о рождении. [11]
- Физиологические теории, как правило, сосредотачиваются на соматических , биологических или фармакологических объяснениях ОСП, часто с акцентом на физиологии мозга. Переменные, которые учитываются и часто суммируются исследователями, включают: аноксию; [7] [9] церебральная гипоксия; [5] [20] [31] гиперкапния; [5] [20] эндорфины; [5] [8] [9] [16] [20] [31] серотонин [5] [8] [11] [20] [31] или различные нейротрансмиттеры; [2] [11] [16] дисфункция височной доли или судороги; [2] [5] [8] [9] [11] [20] [31] [32] рецептор NMDA; [5] [20] [31] активация лимбической системы; [5] [20] наркотики; [5] [9] [20] [31] ишемия сетчатки; [11] и процессы, связанные с быстрым движением глаз во сне , или явления, возникающие на границе между сном и бодрствованием. [2] [11] [32] [33] [34]
- Трансцендентальные теории, [2] [5] [7] [8] [26] [27] рассмотрим ряд категорий, выходящих за рамки физиологических или психологических объяснений. Эта объяснительная модель рассматривает, может ли ОСП быть связано с: существованием загробной жизни , [26] [27] меняющееся состояние сознания, [7] мистические (пиковые) переживания, [5] или разделение разума и тела . [27]
Некоторые исследователи в этой области выразили сомнения в отношении объяснений, которые являются чисто психологическими или физиологическими. [2] [7] [20] [34] [35] [36] Ван Ломмель и коллеги [7] выступали за включение трансцендентальных категорий как часть объяснительной структуры. Другие исследователи, такие как Парния, Фенвик, [20] и Грейсон, [10] [36] выступали за расширенную дискуссию об отношениях разума и мозга, а также о возможностях человеческого сознания.
Исследования – история и предыстория
[ редактировать ]Прекурсоры
[ редактировать ]Отдельные случаи ОСП в литературе были выявлены еще в древности. [37] В 1880-х и 1890-х годах околосмертные явления были частью исследования паранормальных явлений. [38] Предшественниками области околосмертных исследований являются работы исследователей паранормальных явлений, таких как Уильям Крукс и Фредерик Майерс, а также работы парапсихологических обществ, таких как Общество психических исследований (SPR) в Англии и его американский аналог. [38] Работа вызвала скептицизм со стороны современных отраслей науки. [38] Также в 1800-х годах две попытки вышли за рамки изучения отдельных случаев — одна была предпринята мормонами в частном порядке, а другая — в Швейцарии. [37]
Начало 1900-х годов было периодом отсутствия интереса к этой теме, отмеченным лишь редкими публикациями, включая комментарии Гарднера Мерфи и исследования Дональда Уэста. В 1948 году Уэст исследовал возникновение пси-феноменов у небольшой выборки британского населения. Он обнаружил, что «14 процентов его выборки испытали галлюцинаторный опыт, а 9 процентов сообщили, что видели призраки мертвых». [38] В 1970-е годы работы Элизабет Кюблер-Росс привлекли внимание, и она публично затронула эту тему. [39] [38] Интерес к теме также подогревался автобиографическими рассказами, например, книгами Джорджа Ричи . [2] [40] [41]
Период формирования - ранние профили
[ редактировать ]Комментаторы [42] [43] Обратите внимание, что начало исследования клинической смерти началось с работы Рэймонда Муди . Муди заинтересовался темой околосмертных переживаний в начале своей карьеры. В середине семидесятых, проходя медицинскую ординатуру в качестве психиатра в Университете Вирджинии , он проводил интервью с людьми, пережившими клиническую смерть. [10] Позже он опубликовал эти открытия в книге «Жизнь после жизни» (1976). [44] В книге Муди обрисовываются различные элементы ОСП. Эти особенности были подхвачены более поздними исследователями, и книга привлекла внимание общественности к теме околосмертных переживаний. [8] [10]
Ранний вклад в область исследований клинической смерти также включает работу Рассела Нойеса, который собирал истории околосмертных переживаний из личных отчетов и медицинских записей. [38] По мнению комментаторов, его работа ознаменовала первый большой сдвиг во взглядах на эту область, отодвинув методологию от парапсихологии к принципам медицины. [38] В 1970-х годах Нойес и Клетти сообщили о явлении деперсонализации, связанном с опасной для жизни опасностью. [45] [46] [43]
В конце семидесятых годов была создана Ассоциация научного изучения околосмертных явлений , первая группа академических исследователей, в которую входили Джон Одетт, Рэймонд Муди, Брюс Грейсон, Кеннет Ринг и Майкл Сабом , которые заложили основы области клинической смерти. околосмертные исследования и провел некоторые из первых исследований ОСП после работы Moody's. [47] [42] Ассоциация была предшественницей Международной ассоциации исследований клинической смерти (IANDS), которая была основана в начале восьмидесятых годов и разместила свою штаб-квартиру в Университете Коннектикута , Сторрс. [48] [49] Эта группа исследователей, особенно Ринг, была ответственна за запуск Anabiosis , первого рецензируемого журнала в этой области. Позже журнал стал Журналом исследований клинической смерти . [2]
Несмотря на то, что околосмертные переживания были представлены в академической среде, этот предмет часто встречался с академическим недоверием. [50] или считается табу. [8] Медицинское сообщество неохотно занимается проблемой околосмертных переживаний. [8] [10] и финансирование исследований было ограничено. [8] Однако и Ринг, и Сабом внесли вклад, который оказал влияние на недавно созданную область. В 1980 году Ринг опубликовал книгу под названием « Жизнь после смерти: научное исследование околосмертного опыта» . [51] [52] В книге Ринг определил основной околосмертный опыт с соответствующими ему стадиями. [53] За этим ранним исследованием в 1984 году последовала книга Ринга « На пути к Омеге: в поисках смысла околосмертного опыта» . [47] [54] где он описал мистические и трансцендентные особенности ОСП, а также футуристические видения, описываемые людьми, пережившими клиническую смерть. [55] Ранние работы Майкла Сабома также привлекли внимание академического сообщества. Помимо публикации материалов в научных журналах, [56] он написал книгу « Воспоминания о смерти» (1982). [57] которая считается важной публикацией в развитии этой области. [47]
Некоторые из первых ретроспективных работ были проведены Грейсоном и Стивенсоном, которые опубликовали свои результаты в Американском журнале психиатрии в 1980 году. Авторы использовали анкеты, интервью и медицинские записи для изучения феноменологии околосмертных переживаний и предположили, что социальные и психологические факторы объясняли некоторые, но не все компоненты ОСП. [58] [59] Грейсон также затронул различные аспекты ОСП, такие как психодинамика переживания, [60] типология ОСП, [61] разновидности околосмертных переживаний, [3] и биология околосмертных переживаний. [62] Кроме того, он привлек внимание к ОСП как к объекту клинического внимания. [16] предполагая, что последствия ОСП в некоторых случаях могут привести к психологическим проблемам. По мере развития исследований в этой области Грейсон и Ринг разработали измерительные инструменты, которые можно использовать в клинических условиях. [15] [63] По словам Кинселлы, [42] ни один другой исследователь, кроме Муди, не сделал больше для «влияния на общественное мнение по теме околосмертных переживаний», чем Кеннет Ринг. Тем не менее, Брюс Грейсон имеет наибольший объем материала и остается ведущим ученым в этой области. [43]
В 1980-е годы также появились исследования Мелвина Морса , который представил исследования околосмертных состояний. [64] Морс и коллеги [65] [66] исследовали околосмертные переживания в педиатрической популяции. Они обнаружили, что дети сообщали о околосмертных переживаниях, аналогичных тем, которые описывали взрослые. Позже Морс опубликовал две книги, написанные в соавторстве с Полом Перри и предназначенные для широкой аудитории: « Ближе к свету: обучение на околосмертном опыте детей» (1990). [67] и «Преобразованные светом: мощное влияние околосмертного опыта на жизнь людей» (1992). [68] Британский нейропсихиатр Питер Фенвик начал собирать истории об околосмертных переживаниях в 1980-х годах, после их появления в телевизионных программах. [69] [43] Ответы людей, переживших околосмертный опыт, позже послужили основой для его книги, опубликованной в 1997 году, «Истина в свете », написанной в соавторстве с его женой Элизабет Фенвик. [70] В книге авторы исследовали более 300 ОСП и пришли к выводу, что «субъективный опыт» является ключом к пониманию феномена ОСП. [71] Сотрудничая с другими исследователями, такими как Сэм Парния , Фенвик рассмотрел [20] [31] и исследовал [5] потенциальная связь между околосмертным опытом и остановкой сердца.
Ранние исследования темы околосмертных переживаний также проводились в Университете Вирджинии , где Ян Стивенсон основал Отдел перцептивных исследований . в конце шестидесятых годов [72] Подразделение продолжило исследования ряда явлений, которые не считались основными. Помимо околосмертных переживаний сюда входили: реинкарнация и прошлые жизни, внетелесный опыт, видения и послесмертное общение, а также видения на смертном одре. [10] [73] Стивенсон, чьим главным академическим интересом была тема реинкарнации и прошлых жизней, [74] [75] также внес вклад в область исследований клинической смерти. [26] [76] В исследовании 1990 года, проведенном в соавторстве с Оуэнсом и Куком, исследователи изучили медицинские записи 58 человек, которые, как считалось, находились на грани смерти. По мнению авторов, 28 кандидатов действительно были близки к смерти, в то время как 30 кандидатов, которые просто думали, что они вот-вот умрут, не подвергались какой-либо медицинской опасности. Обе группы сообщили о схожем опыте, но первая группа сообщила о большем количестве особенностей основного ОСП, чем другая группа. [8] [26]
По мнению Лосеу и его коллег, [43] которые опубликовали анализ опубликованной литературы в области исследований клинической смерти, пик количества статей пришелся на 15-летний период между 1980 и 1995 годами, за которым последовала тенденция к снижению.
Более поздний период – новые профили, проспективные исследования
[ редактировать ]Первые десятилетия исследований клинической смерти характеризовались ретроспективными исследованиями. [2] [5] [7] [20] [27] [77] [78] С 1975 по 2005 год около 2500 человек в США, сообщивших о себе, прошли ретроспективные исследования этого явления. [37] и еще 600 за пределами США на Западе, [37] и 70 в Азии. [37] Однако конец 1980-х годов ознаменовал начало перспективных исследований в этой области. Проспективные исследования (которые более дорогие) рассматривают группы людей и выясняют, у кого был околосмертный опыт. К 2005 году они идентифицировали 270 человек. [37]
Пим ван Ломмель ( кардиолог ) был одним из первых исследователей, которые внедрили изучение околосмертных переживаний в область больничной медицины. В 1988 году он начал проспективное исследование, охватившее 10 голландских больниц. В исследование были включены 344 человека, переживших остановку сердца. [7] [34] [79] 62 пациента (18%) сообщили о околосмертных переживаниях. 41 из этих пациентов (12%) описали основной опыт. Целью исследования было выяснить причину переживания и оценить переменные, связанные с частотой, глубиной и содержанием. [7] Проспективные исследования также проводились в США. Шванингер и его коллеги [80] сотрудничали с Barnes-Jewish Hospital , где они изучали пациентов с остановкой сердца в течение трехлетнего периода (апрель 1991 г. – февраль 1994 г.). Лишь небольшая часть пациентов выжила, и из этой группы 30 пациентов были опрошены. Из этих 30 пациентов 23% сообщили об ОСП, а 13% сообщили об ОСП во время «перенесенного ранее опасного для жизни заболевания».
В проспективном исследовании 2001 года, проведенном в больнице общего профиля Саутгемптона , Парния и его коллеги обнаружили, что 11,1% из 63 человек, переживших остановку сердца, сообщили о воспоминаниях о своем бессознательном периоде. Некоторые из этих воспоминаний включали в себя особенности ОСП. [5] Примечание с Greyson [35] провели 30-месячное обследование пациентов, поступивших в кардиологическое стационарное отделение больницы Университета Вирджинии . Он обнаружил, что о околосмертных переживаниях сообщали 10% пациентов с остановкой сердца и 1% других пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями. До 2005 года в 95% мировых культур было зарегистрировано упоминание ОСП. [37] В общей сложности около 3500 отдельных случаев в период с 1975 по 2005 год были рассмотрены примерно 55 исследователями или группами исследователей. [37]
В течение следующего десятилетия перспективные исследования начали появляться и в других частях мира. В исследовании 2010 года Клеменц-Кетис и его коллеги сообщили о людях, переживших внебольничную остановку сердца, которые позже были госпитализированы в отделения интенсивной терапии в медицинских центрах Словении. 21,2% пациентов в исследовании сообщили об околосмертных переживаниях. Исследователи также обнаружили, что «ОСП чаще возникают у пациентов с более высокими показателями petCO2 и pCO2»; «более высокие уровни калия в сыворотке коррелируют с более высоким баллом по шкале Грейсона NDE»; и «ОСП чаще возникают у пациентов, уже перенесших ОСП». [81]
Работы Джеффри Лонга также привлекли внимание к теме околосмертных переживаний как в академической, так и в популярной сфере. [82] [83] Лонг — исследователь околосмертного опыта, который верит в жизнь после смерти. [84] В 2010 году он выпустил книгу, написанную в соавторстве с Полом Перри, под названием « Свидетельства загробной жизни: наука о околосмертных переживаниях» . В книге Лонг представил результаты исследований, проведенных за предыдущее десятилетие. [85]
Судя по результатам анализа научной периодической литературы, посвященной ОСП, десятилетие между 2001 и 2011 годами ознаменовало расширение области исследований околосмертных состояний за счет включения новых авторов и новых площадок для публикаций. [43] Исследования также коснулись других областей интересов, таких как психическое здоровье ветеранов войны. Гоза, Холден и Кинси изучали околосмертные переживания среди ветеранов боевых действий. Они обнаружили, среди прочего, что боевые солдаты сообщали о «менее интенсивных» околосмертных переживаниях по сравнению с ОСП среди гражданского населения. [86]
Первая клиническая статья проекта AWARE (AWAreness во время реанимации), еще одного проспективного исследования, была опубликована в 2014 году. Исследование представляло собой многоцентровое обсервационное исследование, включающее медицинские центры США, Великобритании и Австрии. [87] [88] [89] [14] [90] [79] В исследовании Парния и его коллеги [87] обнаружили, что 9% пациентов, завершивших интервью на втором этапе, сообщили о переживаниях, совместимых с околосмертными переживаниями. Последующее исследование AWARE II было завершено в ноябре 2022 года (еще не рецензировано), в результате которого 28 участников прошли интервью, из которых 6 сообщили об ОСП. [91]
В исследовании 2020 года [92] Чарланд-Вервиль и его коллеги изучили околосмертный опыт 158 участников с помощью анализа текста . Это исследование показало, что анализ этих переживаний по тому, как участники объясняют их посредством речи, может позволить исследователям понять еще больше об ОСП, а не просто полагаться на воспоминания и самоотчеты участников, которые менее конфиденциальны, чем научные доказательства. Также было продемонстрировано, что невербальное общение, такое как жесты и эмоции, может позволить исследователям лучше понять ОСП и их влияние на людей, которые их пережили.
Психометрия
[ редактировать ]Некоторые психометрические инструменты были адаптированы для исследований на грани смерти. В 1980 году [93] Ринг разработал взвешенный индекс основного опыта , чтобы измерить глубину околосмертных переживаний. [15] и этот индекс использовался с этой целью другими исследователями. [94] Индекс также использовался для измерения влияния околосмертного опыта на пациентов, находящихся на диализе. [95] По мнению некоторых комментаторов [2] индекс улучшил согласованность в этой области. Однако Грейсон отмечает, что, хотя индекс является «новаторской разработкой», он не основан на статистическом анализе и не проверялся на внутреннюю согласованность или надежность. [15] В 1984 году Ринг разработал инструмент под названием « Инвентаризация изменений жизни» (LCI) для количественной оценки изменений ценностей после ОСП. Позже инструмент был пересмотрен и стандартизирован, а в 2004 году была опубликована новая версия LCI-R. [96]
Greyson [15] разработал «Шкалу околосмертного опыта» . Было обнаружено, что эта шкала из 16 пунктов имеет высокую внутреннюю согласованность, надежность, разделенную пополам , и надежность повторного тестирования. [6] [15] и коррелировал с взвешенным индексом основного опыта Ринга . Вопросы, сформулированные по шкале, затрагивают такие измерения, как: познание (ощущение ускоренного мышления, или «обзора жизни»), аффект (чувство покоя и радости), паранормальный опыт (ощущение пребывания вне тела или восприятие будущего). события) и трансцендентность (опыт встречи с умершими родственниками или переживания неземного царства). В качестве стандартного критерия околосмертного опыта использовался балл 7 или выше из 32 возможных. [6] Масштаб, по мнению автора, [6] [15] клинически полезен для дифференциации околосмертных переживаний от органических мозговых синдромов и неспецифических реакций на стресс . Позже было обнаружено, что шкала NDE соответствует модели рейтинговой шкалы Раша . [97] Этот прибор использовался для измерения околосмертных переживаний среди людей, переживших остановку сердца. [5] [87] выжившие в коме, [98] пациенты/выжившие с остановкой сердца вне больницы, [28] [99] [100] злоупотребляющие психоактивными веществами, [101] и пациентов, находящихся на диализе. [95]
В конце 1980-х годов Торнбург разработал опросник знаний и отношения к околосмертным явлениям . [102] Анкета состоит из 23 пунктов ответа «верно/ложно/нерешительно», оценивающих знания, 23 пунктов шкалы Лайкерта , оценивающих общее отношение к околосмертным явлениям, и 20 пунктов шкалы Лайкерта , оценивающих отношение к уходу за клиентом, перенесшим околосмертный опыт. [103] Валидность содержания была установлена с помощью группы экспертов, выбранных из области сестринского дела, социологии и психологии. Было также установлено, что инструмент удовлетворяет критериям внутренней согласованности. [102] Этот инструмент использовался для измерения отношения и знаний о околосмертном опыте среди студентов колледжей. [104] среди духовенства, [105] среди зарегистрированных психологов, [102] и среди медсестер хосписов. [103]
Марсьяль и коллеги [106] разработал шкалу содержания околосмертного опыта (NDE-C) , шкалу из 20 пунктов, созданную для переоценки шкалы Грейсона NDE и проверки новой шкалы NDE-C. Авторы обнаружили слабые места в исходной шкале ОСП, но хорошие психометрические свойства новой шкалы ОСП-С.
Грейсон также использовал в своих исследованиях основные психологические измерения, например: Шкалу диссоциативного опыта . [17] мера диссоциативных симптомов; и Индекс угрозы , [107] мера угрозы, подразумеваемой личной смертью.
Сообщество исследователей клинической смерти
[ редактировать ]Научно-исследовательские организации и академические учреждения
[ редактировать ]Область околосмертных исследований включает в себя несколько сообществ, изучающих феноменологию околосмертных переживаний. Одной из наиболее влиятельных является IANDS , международная организация, базирующаяся в Дареме, Северная Каролина, США, которая способствует исследованиям и образованию феномена околосмертных переживаний. [42] [108] Среди его публикаций — рецензируемый журнал «Журнал исследований клинической смерти» . [2] [42] Организация также ведет архив историй случаев клинической смерти для исследований и изучения. [109]
Другая исследовательская организация, базирующийся в Луизиане Фонд исследования опыта клинической смерти, был основан онкологом-радиологом Джеффри Лонгом в 1998 году. [82] [83] [110] Фонд поддерживает веб-сайт и базу данных о случаях клинической смерти. [83]
Несколько университетов связаны с исследованиями клинической смерти: Университет Коннектикута (США), [6] Саутгемптонский университет (Великобритания), [111] Университет Северного Техаса (США) [112] и Отдел перцептивных исследований Университета Вирджинии (США). [10] [13] [78]
Конференции
[ редактировать ]IANDS проводит конференции на тему околосмертных переживаний. Первой встречей стал медицинский семинар в Йельском университете , Нью-Хейвен, Коннектикут, в 1982 году. Первая клиническая конференция состоялась в Пембрук-Пайнс, Флорида, а первая научно-исследовательская конференция состоялась в Фармингтоне, Коннектикут, в 1984 году. С тех пор конференции проводились в крупных городах США почти ежегодно. [113] Многие конференции посвящены конкретной теме, определенной заранее. В 2004 году участники собрались в Эванстоне, штат Иллинойс, под лозунгом: «Творчество из света». [40] [114] Некоторые конференции были организованы в академических учреждениях. В 2001 году исследователи и участники собрались в Тихоокеанском университете Сиэтла . [115] В 2006 году Онкологический центр имени доктора медицины Андерсона Техасского университета стал первым медицинским учреждением, принявшим ежегодную конференцию IANDS. [116]
Первая международная медицинская конференция по околосмертным переживаниям состоялась в 2006 году. [34] Около 1500 делегатов, включая людей, утверждающих, что у них были околосмертные переживания, посетили однодневную конференцию в Мартиге, Франция. Среди исследователей на конференции были Муди и врач-анестезиолог и реаниматор Жан-Жак Шарбонье. [117]
Соответствующие публикации
[ редактировать ]IANDS издает ежеквартальный журнал исследований клинической смерти , единственный научный журнал в этой области. [2] IANDS также издает Vital Signs , ежеквартальный информационный бюллетень, который предоставляется его членам и включает комментарии, новости и статьи, представляющие общий интерес. [118]
Одним из первых представлений в области околосмертных исследований стал «Сборник материалов по исследованиям околосмертных состояний: научные исследования переживаний людей, находящихся на грани физической смерти» под редакцией Крейга Р. Лундала и выпущенный в 1982 году. [119] [120] Одним из первых читателей стала книга «Опыт клинической смерти: проблемы, перспективы, перспективы», опубликованная в 1984 году. [121] В 2009 году «Справочник по околосмертным опытам: тридцать лет исследований» был опубликован . Это был обзор области, основанный на документах, представленных на конференции IANDS в 2006 году. [37] [122] Осмысление околосмертных переживаний: Руководство для клиницистов было опубликовано в 2011 году . [123] В книге было много авторов, и в ней описывалось, как можно справиться с околосмертными переживаниями в психиатрической и клинической практике. [124] В 2017 году издательство Университета Миссури опубликовало книгу «Наука околосмертных переживаний». [125] сборник статей, первоначально опубликованных в медицинском журнале Missouri Medicine в период с 2013 по 2015 год. [126]
Признание и критика
[ редактировать ]По данным литературы [37] Область околосмертных исследований связана с открытиями, проблемами и противоречиями. Скептическое отношение к результатам околосмертных исследований и обоснованности околосмертного опыта как предмета научных исследований широко распространено. По словам Кнаптона в The Daily Telegraph , [127] До недавнего времени эта тема была спорной. И учёные, и медицинские работники в целом настроены скептически. [8] [128] [129] [130] По мнению комментаторов в этой области [50] раннее изучение околосмертного опыта было встречено «академическим недоверием». Принятие околосмертных переживаний в качестве законной темы для научных исследований улучшилось. [8] но процесс идет медленно. [10]
По данным литературы [2] «психиатры сыграли роль в признании феномена «околосмертности», а также в популяризации этой темы и последующих исследованиях». Кинселла [42] отметил, что «растущий научный интерес последовал за общественным интересом к этому предмету». Хотя пока еще нет академического консенсуса относительно того, какими могут быть философские последствия исследований ОСП, вопрос о том, какой может быть истинная и фундаментальная природа человеческого сознания, остается без ответа и весьма спорным. Тем не менее, исследователи ОСП в целом согласны с тем, что исследование ОСП в настоящее время является законной академической областью научных исследований, и многие недавние открытия в этой области дают основание некоторым исследователям надеяться на «прорыв» в современном понимании процесса умирания. может быть неизбежным. [131]
Скептики отмечают, что трудно проверить многие отдельные сообщения, которые используются в качестве справочного материала для описания особенностей ОСП. [8] [82]
Комментатор Интернет-неверных Кейт Огастин раскритиковал интерпретацию околосмертных переживаний, основанную на выживании. Он также раскритиковал «слабости методологии исследования, недостаток данных и пробелы в аргументах». [132] [133] В ответ Грейсон предположил, что материалистическая модель, которой отдавал предпочтение Августин, поддерживается даже меньшим количеством данных, чем «модель разделения разума и мозга», которой отдают предпочтение многие исследователи в области околосмертных исследований. [133]
Результаты исследования ОСП оспариваются несколькими авторами в области психологии и нейробиологии . Сьюзан Блэкмор [82] оспорил результаты исследования ОСП и вместо этого выступил в пользу неврологического объяснения. Психолог Кристофер Френч [27] [77] рассмотрел несколько теорий, возникших в области исследований клинической смерти. Сюда входят теории, которые бросают вызов современной нейробиологии, предлагая новое понимание взаимоотношений разума и мозга в направлении трансцендентных или паранормальных элементов. В ответ на это Френч рассматривает общепринятое научное понимание и вводит несколько непаранормальных факторов, а также психологическую теорию, которая могла бы объяснить те околосмертные переживания, которые бросают вызов традиционным научным объяснениям. Однако он не исключает будущего пересмотра современной нейробиологии в ожидании новых и улучшенных исследовательских процедур.
Джейсон Брейтуэйт, старший преподаватель когнитивной нейронауки в Центре поведенческих наук о мозге Бирмингемского университета , опубликовал углубленный анализ и критику нейробиологии некоторых исследователей ОСП, заключив: «Трудно понять, чему можно научиться у некоторых исследователей ОСП». паранормальная позиция выживания, которая предполагает предположение об истинности того, что она пытается установить, делает дополнительные и ненужные предположения, искажает текущее состояние знаний основной науки и выглядит менее чем всеобъемлющим в своем анализе доступных фактов». [134]
Мартенс [100] отметил «отсутствие единой номенклатуры» и «неспособность контролировать изучаемую популяцию с устранением мешающих факторов» как примеры критики, направленной на околосмертные исследования. Энгманн [135] указывает на то, что исследования ОСП не соответствуют критериям качества медицинских исследований, а именно объективности .
Но критика этой области исходила и от комментаторов в ее собственных рядах. В открытом письме сообществу ОСП Ринг указал на «проблему возможной религиозной предвзятости в исследованиях клинической смерти». По словам Ринга, область околосмертных исследований, а также более широкое движение ОСП привлекли множество религиозных и духовных приверженцев из ряда традиций, что делает идеологические претензии от имени исследований ОСП. По его мнению, это поставило под угрозу целостность исследований и дискуссий. [47]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- а. ^ ван Ломмель и др., 2001: Таблица 2.
- б. ^ Диагностический ярлык «Религиозная или духовная проблема» включен в DSM-IV в категорию «Другие состояния, которые могут быть в центре клинического внимания». См. Американскую психиатрическую ассоциацию (1994) «Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам», четвертое издание. Вашингтон, округ Колумбия: Американская психиатрическая ассоциация (код V62.89, Религиозные или духовные проблемы).
- в. ^ Сообщенные воспоминания оценивались по шкале Грейсона NDE.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Соммерс М.С. Околосмертный опыт после множественной травмы. Медсестра интенсивной терапии . 14 апреля 1994 г. (2): 62–66.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v Гриффит, Линда Дж. Околосмертный опыт и психотерапия, психиатрия (Эджмонт). 2009 октябрь; 6 (10): 35–42.
- ^ Jump up to: а б Грейсон Б. «Разновидности околосмертного опыта». Психиатрия . Ноябрь 1993 г.; 56 (4): 390–99.
- ^ ИАНДС. «Околосмертный опыт: ключевые факты» . Информационная брошюра, опубликованная Международной ассоциацией исследований клинической смерти. Дарем, Северная Каролина. Обновлено 24.7.07
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с Парния С., Уоллер Д.Г., Йейтс Р., Фенвик П. Качественное и количественное исследование частоты, особенностей и этиологии околосмертных переживаний у людей, переживших остановку сердца. Реанимация . Февраль; 48 (2): 149–56, 2001 г., реферат PubMed. PMID 11426476
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Грейсон, Брюс. «Околосмертный опыт среди пациентов психиатрических амбулаторий». Психиатрические службы , декабрь, Том. 54 № 12. Американская психиатрическая ассоциация, 2003 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п ван Ломмель П., ван Вис Р., Мейерс В., Эльфферих И. Околосмертный опыт людей, переживших остановку сердца: проспективное исследование в Нидерландах. Ланцет . 15 декабря 2001 г.; 358(9298): 2039–45. PMID 11755611
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Мауро, Джеймс. Яркий свет, большая тайна. Психология сегодня , июль 1992 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Блэкмор, «Сьюзан Дж. Околосмертный опыт». «Журнал Королевского медицинского общества», том 89, февраль 1996 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Грейвс, Ли. Измененные состояния. Ученые анализируют околосмертный опыт. Журнал Университета Вирджинии , тема лета 2007 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Факко, Энрико и Агрильо, Кристиан. Околосмертный опыт между наукой и предрассудками. Границы человеческой неврологии . 2012 г.; 6: 209.
- ^ Беланти, Джон; Перера, Махендра и Джагадхисан, Каруппиа. Феноменология околосмертного опыта: межкультурная перспектива. Транскультурная психиатрия , 2008 45: 121.
- ^ Jump up to: а б Атаппилли Дж., Грейсон Б., Стивенсон И. Влияют ли преобладающие социальные модели на сообщения о околосмертных переживаниях? Сравнение отчетов, опубликованных до и после 1975 года. Журнал нервных и психических заболеваний , том 194, номер 3, март 2006 г.
- ^ Jump up to: а б с Личфилд, Гидеон (17 марта 2015 г.). «Наука околосмертных переживаний» . Атлантика . Проверено 5 мая 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Грейсон, Брюс. Шкала околосмертного опыта. Конструкция, надежность и валидность. Журнал нервных и психических заболеваний , июнь; 171 (6): 369–75, 1983 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Грейсон, Брюс. Околосмертный опыт как объект клинического внимания. Журнал нервных и психических заболеваний , май; 185 (5): 327–34, 1997 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Грейсон, Б. Диссоциация у людей, переживших околосмертный опыт: вне тела или разума? Ланцет . 5 февраля; 355 (9202): 460–63, 2000 г.
- ^ Ян, К. Пол; Лукофф, Дэвид; Лу, Фрэнсис. Работа с духовными проблемами. Психиатрические анналы , 36:3, март 2006 г.
- ^ Вайнтрауб, Памела. Видение Света. Психология сегодня , сентябрь/октябрь 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Парния С., Фенвик П. Околосмертные переживания при остановке сердца: видения умирающего мозга или видения новой науки о сознании. Реанимация . Январь 2002 г.; 52 (1): 5–11.
- ^ «Околосмертный опыт (ОСП)» . Отдел перцептивных исследований . Проверено 18 марта 2022 г.
- ^ Сартори, доктор Пенни (2014). Мудрость околосмертного опыта: как понимание околосмертных переживаний может помочь нам жить более полноценной жизнью . Уоткинс Медиа. стр. Глава 9, Раздел: Терапевтические преимущества. ISBN 978-1-5252-3092-9 . OCLC 969395726 .
- ^ Орн РМ. Смысл выживания: ранние последствия околосмертного опыта. Исследования в области сестринского дела и здоровья . июнь 1995 г.; 18 (3): 239–47. ПабМед аннотация ПМИД 7754094
- ^ Jump up to: а б с д Грейсон, Брюс (2013). «Освоение околосмертных переживаний: обзор околосмертных переживаний» . Миссури Медицина . 110 (6): 475–481. ISSN 0026-6620 . ПМК 6179792 . ПМИД 24563994 .
- ^ Грейсон Б., Буш, Н.Э. Тяжёлые околосмертные переживания. Психиатрия . 1992 февраль;55(1): 95–110.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Оуэнс Дж., Кук Э.В., Стивенсон И. Особенности «околосмертного опыта» в зависимости от того, находились ли пациенты на грани смерти. The Lancet , том 336, выпуск 8724, 10 ноября 1990 г., стр. 1175–77.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Френч, Кристофер К. Околосмертный опыт у людей, переживших остановку сердца, в С. Лорейсе (ред.) (2005) Progress in Brain Research , Vol. 150
- ^ Jump up to: а б Клеменц-Кетис З., Керсник Дж., Грмек С. Влияние углекислого газа на околосмертные переживания у людей, переживших внебольничную остановку сердца: проспективное обсервационное исследование. Критический уход . 2010;14(2):R56.
- ^ Грейсон, Брюс. Западные научные подходы к околосмертному опыту. Гуманитарные науки 2015, 4, 775–796; дои: 10.3390/h4040775
- ^ Агрилло, Кристиан. Околосмертный опыт: вне тела и вне мозга? Обзор общей психологии , 2011, Том. 15, № 1, 1–10.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Парния С., Спирпойнт К., Фенвик П.Б. Околосмертный опыт, когнитивные функции и психологические последствия выживания при остановке сердца. Реанимация . Август 2007 г.; 74 (2): 215–21.
- ^ Jump up to: а б Бриттон В.Б., Бутзин Р.Р. Околосмертные переживания и височная доля. Психол. наук. 15, 254–58, 2004 г.
- ^ Руттиманн, Жаклин. Околосмертные переживания — это сон? Журнал Nature , онлайн, 10 апреля 2006 г.
- ^ Jump up to: а б с д Уильямс, Дэниел. В час нашей смерти. Журнал Время . 31 августа 2007 г.
- ^ Jump up to: а б Грейсон, Брюс. Частота и корреляты околосмертных переживаний в кардиологическом отделении. Больничная психиатрия общего профиля , 25 (2003) 269–76.
- ^ Jump up to: а б Грейсон, Брюс. «Последствия околосмертного опыта для постматериалистической психологии». Психология религии и духовности , том 2 (1), февраль 2010 г., стр. 37–45.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Холден, Дженис Майнер; Грейсон, Брюс; Джеймс, Дебби, ред. (2009). «Область исследований клинической смерти: прошлое, настоящее и будущее». Справочник по околосмертному опыту: тридцать лет исследований . Издательская группа Гринвуд. стр. 1–16. ISBN 978-0-313-35864-7 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Уокер, Барбара и Сердахели, Уильям. Исторические перспективы околосмертных явлений. Журнал исследований клинической смерти , 9 (2) зима 1990 г., стр. 105–121.
- ^ Ноубл, Холкомб Б. «Элизабет Кюблер-Росс, 78 лет, умерла; психиатр произвел революцию в уходе за неизлечимо больными». Нью-Йорк Таймс , 26 августа 2004 г.
- ^ Jump up to: а б Андерсон, Джон. «Проливая свет на жизнь на пороге смерти». Чикаго Трибьюн , онлайн, 13 мая 2004 г.
- ^ Слейтон, Джереми. «Уведомление о смерти: Джордж Гордон Ричи-младший умирает». Richmond Times Dispatch , онлайн, 31 октября 2007 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Кинселла, Майкл. Околосмертный опыт и сетевая духовность: возникновение движения за загробной жизни. Журнал Американской академии религии , март 2017 г., Том. 85, № 1, стр. 168–198. дои : 10.1093/jaarel/lfw037
- ^ Jump up to: а б с д и ж Лосеу, Сахарназ и др. Область исследований клинической смерти до 2011 года: обновленный анализ научной периодической литературы. Журнал исследований клинической смерти , 31(4), лето 2013 г.
- ^ Муди Рэймонд А. (1976). Жизнь за жизнью: исследование феномена – выживания после телесной смерти . Гаррисберг, Пенсильвания: Stackpole Books.
- ^ Нойес Р. и Клетти Р. (1976). Деперсонализация перед лицом опасной для жизни опасности: Описание. Психиатрия , 39, 19–27.
- ^ Нойес Р. и Клетти Р. (1977). Деперсонализация в ответ на опасную для жизни опасность. Комплексная психиатрия , 18 (4), 375–384.
- ^ Jump up to: а б с д Кольцо, Кеннет. Религиозные войны в движении ОСП: некоторые личные размышления о «Свете и смерти» Майкла Сэбома. Журнал исследований клинической смерти , 18 (4) лето 2000 г.
- ^ Сотрудники New York Times. Путеводитель по Коннектикуту; Околосмертный симпозиум. Нью-Йорк Таймс , 25 апреля 1982 г.
- ^ Фултон, Роберт. Рецензия на книгу: Околосмертный опыт: проблемы, перспективы, перспективы. Брюс Грейсон и Чарльз П. Флинн. Современная социология , июль 1985 г., Том. 14, № 4, стр. 452-453.
- ^ Jump up to: а б Буш, Нэнси Эванс. «Десять лет — это обзор жизни?» Журнал исследований клинической смерти , 10 (1), осень 1991 г.
- ^ Ринг, К. (1980a). Жизнь после смерти: научное исследование околосмертного опыта . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Кауард, Макканн и Геогеган.
- ^ Ашер, Кэтрин Г. Рецензия на книгу: Ринг, Кеннет. Жизнь после смерти: научное исследование околосмертного опыта. Библиотечный журнал , 15 сентября 1980 г., стр. 1870.
- ^ Хэмби, Уоррен К. Рецензии на работы: Жизнь после смерти: научное исследование околосмертного опыта Кеннета Ринга. Журнал научного изучения религии , Vol. 21, № 3 (сентябрь 1982 г.), стр. 289-290.
- ^ Ринг, К. (1984). На пути к омеге: В поисках смысла околосмертного опыта . Нью-Йорк, Нью-Йорк: Уильям Морроу.
- ^ Бюлер, Дэвид А. Рецензия на книгу: Ринг, Кеннет. Движение к Омеге: поиск смысла околосмертного опыта. Библиотечный журнал , август 1984 г., стр. 1455.
- ^ Сабом, М.Б. Околосмертный опыт. JAMA 1980, 4 июля; 244 (1): 29–30.
- ^ Сабом, М. (1982). Воспоминания о смерти: Медицинское расследование. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Харпер и Роу.
- ^ Грейсон Б., Стивенсон И. Феноменология околосмертных переживаний. Am J Психиатрия . Октябрь 1980 г.; 137 (10): 1193-6. дои: 10.1176/ajp.137.10.1193. ПМИД 7416264.
- ^ Ольвера-Лопеса, Эдгардо и Варона, Джозеф. От редакции: «ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ во время СЛР: будьте осторожны в том, что говорите!» Реанимация 85 (2014) А5–А6, https://doi.org/10.1016/j.resuscitation.2014.09.023
- ^ Грейсон, Брюс. «Психодинамика околосмертных переживаний». Журнал нервных и психических заболеваний , июнь 1983 г.; 171 (6): 376–81.
- ^ Грейсон Б. «Типология околосмертных переживаний». Am J Психиатрия . Август 1985 г.; 142 (8): 967-9.
- ^ Грейсон Б. «Биологические аспекты околосмертного опыта». Перспектива Биол Мед . Осень 1998 г.; 42 (1): 14–32.
- ^ Ринг, Кеннет. (1980) Жизнь после смерти. Научное исследование околосмертного опыта . Нью-Йорк: Кауард Макканн и Геогенан.
- ^ Мэрилс, Дейзи. За бестселлерами. Издательский еженедельник . 240.20 (17 мая 1993 г.): с. 17. Из Литературного ресурсного центра.
- ^ Морс М., Коннер Д., Тайлер Д. «Опыты клинической смерти в педиатрической популяции. Предварительный отчет». Американский журнал болезней детей , июнь; 139 (6): 595–600, 1985 г.
- ^ Морс М., Кастильо П., Венеция Д., Мильштейн Дж., Тайлер округ Колумбия. «Околосмертные переживания в детстве». Американский журнал болезней детей , ноябрь; 140 (11): 1110–14, 1986 г.
- ^ Морс, Мелвин (с Полом Перри) (1990) Ближе к свету: обучение на околосмертном опыте детей . Нью-Йорк: Книги Вилларда.
- ^ Морс, Мелвин (с Полом Перри) (1992) Преобразованные светом: мощное влияние околосмертных переживаний на жизнь людей . Нью-Йорк: Книги Вилларда.
- ^ Фенвик, Питер и Менсель, Ларс. Я больше не боюсь смерти. The European , 10.03.2013, www.theeuropean.de , получено 5 января 2023 г.
- ^ Фенвик, Питер и Фенвик, Элизабет (1997). Правда в свете: расследование более 300 случаев околосмертного опыта . Нью-Йорк: Книги Беркли.
- ^ Истман, Найджел. Рецензируемые работы: «Правда в свете» Питера Фенвика и Элизабет Фенвик. Британский медицинский журнал , Vol. 310, № 6988 (6 мая 1995 г.), с. 1211 https://www.jstor.org/stable/29727231
- ^ Отдел перцептивных исследований
- ^ Фокс, Маргалит. «Ян Стивенсон умирает в 88 лет; изучал утверждения о прошлых жизнях». Нью-Йорк Таймс , 18 февраля 2007 г.
- ^ Уоллис, Дэвид. «Беседы / доктор Ян Стивенсон; возможно, вы читаете это в какой-то будущей прошлой жизни». Нью-Йорк Таймс , 26 сентября 1999 г.
- ^ Кадоре, Реми Дж. «Книжный форум: европейские случаи реинкарнации». Am J Psychiatry 162: 823–24, апрель 2005 г.
- ^ Стивенсон I, Кук EW. Непроизвольные воспоминания во время тяжелого соматического заболевания или травмы. Журнал нервных и психических заболеваний . Июль 1995 г.; 183 (7): 452–58.
- ^ Jump up to: а б Француз, Кристофер. "Комментарий." The Lancet 358, стр. 2010–11, 2001 г.
- ^ Jump up to: а б Грейсон, Брюс. Обзор околосмертных переживаний. Миссури Медисин , ноябрь/декабрь 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Орландо, А. (2021). Бросающий вызов смерти. Откройте для себя , 42 (6), 50–58.
- ^ Шванингер Дж., Айзенберг П.Р., Шехтман КБ, Вайс АН. Проспективный анализ околосмертного опыта у пациентов с остановкой сердца. Журнал исследований клинической смерти , 20 (4), лето 2002 г.
- ^ Клеменц-Кетис и др.: Влияние углекислого газа на околосмертные переживания у людей, переживших внебольничную остановку сердца: проспективное обсервационное исследование. Critical Care 2010 14:R56.
- ^ Jump up to: а б с д Бек, Мелинда. «В поисках доказательств в заявлениях о близкой смерти». The Wall Street Journal (Журнал здоровья) , 25 октября 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с Макдональд, Дж. Джеффри. «Ученые исследуют краткие контакты с загробной жизнью». The Christian Century , 12 января 2011 г., www.christian Century.org , получено 4 января 2023 г.
- ^ Цакирис, Алекс (25 марта 2010 г.). «Доктор Джеффри Лонг критикует свидетельства загробной жизни | околосмертный опыт» . Скептик - Наука на переломном этапе . Проверено 11 марта 2022 г.
- ^ Фицпатрик, Лаура. Существует ли такая вещь, как жизнь после смерти? . Журнал Time , онлайн, 22 января 2010 г.
- ^ Гоза, Трейси Х., Холден, Дженис М. и Кинси, Ли. Боевой околосмертный опыт: предварительное исследование. Военная медицина , 179,10:1113, 2014.
- ^ Jump up to: а б с Парния С. и др. AWARE – ОСВЕДОМЛЕННОСТЬ во время реанимации – проспективное исследование. Реанимация , Том. 85, выпуск 12, с1799-1805, 01 декабря 2014 г.
- ^ Вайнтрауб, Памела. Видеть свет. Psychology Today , 2 сентября 2014 г., www.psychologytoday.com , получено 3 января 2023 г.
- ^ Робб, Алиса. Ученые, изучающие жизнь после смерти, не являются полными мошенниками. The New Republic , 8 октября 2014 г., www.newrepublic.com , данные получены 3 января 2023 г.
- ^ Райс, Д.Т., Нуделл, Н.Г., Хабрат, Д.А., Смит, Дж.Э. и Эрнест, Е.В., СЛР, индуцированное сознание: протоколы седации для этой особой группы населения. Британский фельдшерский журнал 2016, том. 1 (2) 24–29
- ^ Парния, С. и др. Осведомленность во время реанимации - II: Многоцентровое исследование сознания и осведомленности при остановке сердца. ССРН , 11 января 2023 г., [1]
- ^ Чарланд-Вервиль, Ванесса; Паула, Деметриус Рибейру де; Марсьяль, Шарлотта; Кассоль, Хелена; Антонопулос, Георгиос; Хроник, Блейн Александр; Содду, Андреа; Лорейс, Стивен (30 января 2020 г.). «Характеристика околосмертных переживаний с использованием анализа текста: предварительное исследование» . ПЛОС ОДИН . 15 (1): e0227402. Бибкод : 2020PLoSO..1527402C . дои : 10.1371/journal.pone.0227402 . ISSN 1932-6203 . ПМК 6992169 . ПМИД 31999716 .
- ^ Марсьяль, Шарлотта; Саймон, Джессика; Путтаерт, Нинон; Госсерис, Оливия; Чарланд-Вервиль, Ванесса; Ниссен, Анн-Софи; Грейсон, Брюс; Лорейс, Стивен; Кассоль, Елена (01 ноября 2020 г.). «Шкала содержания околосмертного опыта (NDE-C): разработка и психометрическая проверка» (PDF) . Сознание и познание . 86 : 103049. doi : 10.1016/j.concog.2020.103049 . ISSN 1053-8100 . ПМИД 33227590 .
- ^ Лестер, Дэвид. «Глубина околосмертного опыта и мешающие факторы». Перцептивные и моторные навыки , 2003,96, 18.
- ^ Jump up to: а б Лай и др. «Влияние околосмертного опыта на пациентов, находящихся на диализе: многоцентровое совместное исследование». Am J Kidney Dis . Июль 2007 г.;50(1): 124–32, 132.e1-2.
- ^ Грейсон, Брюс; Кольцо, Кеннет. «Описание изменений в жизни – пересмотренное». Журнал исследований клинической смерти , том 23 (1), 2004 г., 41–54.
- ^ Ланге Р., Грейсон Б., Хуран Дж. «Подтверждение масштабирования Раша «основного» околосмертного опыта». Британский журнал психологии . Том: 95 Часть: 2 стр. 161-177, 2004 г.
- ^ Тоннард М., Шарланд-Вервиль В., Бредар С., Деон Х., Леду Д., Лорейс С., Ванхауденхейз А. Характеристики воспоминаний о околосмертных переживаниях по сравнению с воспоминаниями о реальных и воображаемых событиях. ПЛОС Один . 2013;8(3):e57620. 27 марта.
- ^ Клеменц-Кетис З. «Изменения в жизни пациентов после внебольничной остановки сердца: влияние околосмертных переживаний». Int J Behav Med . Март 2013 г.; 20 (1): 7–12.
- ^ Jump up to: а б Мартенс PR. «Околосмертный опыт у людей, переживших внебольничную остановку сердца. Значимые явления или просто фантазия о смерти?» Реанимация . 1994 март;27(2): 171–75.
- ^ Корацца О, Скифано Ф. «Околосмертельные состояния зарегистрированы в выборке из 50 злоупотребителей». Использование подмены Неправильное использование . Май 2010 г.; 45(6): 916–24.
- ^ Jump up to: а б с Уокер, Барбара и Рассел, Роберт Д. «Оценка знаний и отношения психологов к околосмертным явлениям». Журнал исследований клинической смерти , Vol. 8, № 2, 103–110
- ^ Jump up to: а б Барнетт, Линда. «Знания медсестер хосписа и отношение к околосмертному опыту». Журнал исследований клинической смерти , 9 (4), лето 1991 г.
- ^ Кетценбергер, Кей Э. и Кейм, Джина Л. «Опыт околосмертного опыта: знания и отношение студентов». Журнал исследований клинической смерти , том 19, номер 4, 227–32.
- ^ Бектель, Лори Дж.; Чен, Алекс; Пирс, Ричард А.; Уокер, Барбара А. «Оценка знаний и отношения духовенства к околосмертному опыту». Журнал исследований клинической смерти , том 10 (3), 1992, 161–70.
- ^ Марсьяль и др. Шкала содержания околосмертного опыта (NDE-C): разработка и психометрическая проверка. Сознательное познание. 2020 ноя;86:103049. дои : 10.1016/j.concog.2020.103049 .
- ^ Грейсон, Брюс. «Снижение угрозы смерти у людей, находящихся на грани смерти». Исследования смерти , Том. 16, выпуск 6, 1992.
- ^ ИАНДС. [2] Дарем: Международная ассоциация исследований клинической смерти. Пресс-кит IANDS 2021. По состоянию на 8 мая 2022 г.
- ^ IANDS: Архивы ОСП . По состоянию на 6 февраля 2011 г.
- ^ Адлер, Джерри. «Возвращение из мертвых». Ньюсуик , 23 июля 2007 г.
- ^ Стивенсон, Рэйчел (18 сентября 2008 г.). «Открытки с небес: ученые изучают околосмертный опыт» . Хранитель . Проверено 8 мая 2022 г.
- ^ Новости UNT (Университета Северного Техаса). «Исследование ЕНТ дает новые результаты относительно околосмертного опыта боевых солдат». онлайн, 11 июля 2011 г.
- ^ «Информационный бюллетень IANDS, по состоянию на декабрь 2010 г.» . По состоянию на 9 февраля 2012 г.
- ^ Гордон, Скотт. «Эванстон на грани смерти». The Daily Northwestern , онлайн, 30 июня 2004 г.
- ^ Прости, Рид. «Взгляд на« другую сторону »: конференция в Сиэтле объединяет людей, находящихся на грани смерти». The Seattle Times , онлайн, 27 июля 2001 г.
- ^ Хоппер, Ли. «Конференция, призванная пролить свет на «околосмертные» переживания». The Houston Chronicle , онлайн, 25 октября 2006 г.
- ^ Сотрудники журнала «Космос». «Околосмертный опыт проходит под французским микроскопом». Журнал «Космос» , 18 июня 2006 г. Cosmos Media Pty Ltd.
- ^ IANDS: Жизненно важные признаки . По состоянию на 8 мая 2022 г.
- ^ Камерман, Дж. (1984). Сборник материалов по исследованиям околосмертных состояний (обзор книги). Современная социология , 13, 120.
- ^ Адамс, Ребекка Г. Рецензия на книгу: Сборник материалов по исследованиям околосмертных состояний: научные исследования переживаний людей, находящихся на грани физической смерти. Социологический опрос . Осень 87, Том. 57 Выпуск 4, стр. 447-448. 2п. DOI: 10.1111/j.1475-682X.1987.tb00249.x
- ^ Брюс Грейсон (редактор), Чарльз П. Флинн (редактор) (1984) Околосмертный опыт: проблемы, перспективы, перспективы . Charles C Thomas Pub Ltd.
- ^ Корацца, Орнелла. Смертность. Рецензия на книгу: Справочник околосмертных переживаний: тридцать лет исследований. Смертность , май 2010 г., Том. 15 Выпуск 2, стр. 180-181. 2п. DOI: 10.1080/13576275.2010.482784.
- ^ Махендра Перера, Каруппиа Джагадхисан, Энтони Пик (редакторы) (2011) Осмысление околосмертных переживаний: Справочник для клиницистов. Издательство Джессики Кингсли, 176 стр.
- ^ Рассел, Ребекка. «Рецензии на книги: Осмысление околосмертных переживаний: Справочник для врачей». Британский журнал психиатрии (2012) 201: 415.
- ^ Хаган, Джон К. (редактор) (2017). Наука о околосмертных переживаниях. Колумбия: Университет Миссури Press
- ^ Ван Уэй, Чарльз В. Рецензия на книгу: «Наука околосмертных переживаний», Джон К. Хаган III, доктор медицинских наук, редактор. Миссури Медисин , январь/февраль 2018 г., 115:1, 2
- ^ Кнаптон, Сара. Первый намек на «жизнь после смерти» в крупнейшем научном исследовании. The Telegraph , онлайн, 7 октября 2014 г.
- ^ Петре, Джонатан. Врачи-самооценки находят жизнь после смерти . The Telegraph , онлайн, 22 октября 2000 г.
- ^ О'Коннор, Анахад. «Следуя за ярким светом к более спокойному завтра». New York Times , онлайн, 13 апреля 2004 г.
- ^ Зиглер, Январь. Околосмертные переживания, достойные серьезного исследования. 6 октября 1985 г., Chicago Tribune онлайн. По состоянию на 21 сентября 2014 г.
- ↑ Новая наука о смерти: «В мозгу происходит что-то бессмысленное», The Guardian. Алекс Бласдел.2 апреля 2024 г. Проверено 7 апреля 2024 г.
- ^ Августин, К. «Психофизиологические и культурные корреляты, подрывающие выживательную интерпретацию околосмертных переживаний». Журнал исследований клинической смерти , 26 (2): 89–125 (2007).
- ^ Jump up to: а б Грейсон, Брюс. «Комментарий к книге «Психофизиологические и культурные корреляты, подрывающие выживалистскую интерпретацию околосмертного опыта»». Журнал исследований клинической смерти , 26 (2), зима 2007 г.
- ^ Брейтуэйт, Дж. Дж. «На пути к когнитивной нейронауке умирающего мозга» . Скептик, Том 21, Выпуск 2 (2008).
- ^ Энгманн, Б: Телега была поставлена впереди лошади - Основные проблемы исследования ОСП. Реанимация . 2015 декабрь;97:e13. DOI: 10.1016/j.resuscitation.2015.03.029 https://www.resuscitationjournal.com/article/S0300-9572(15)00808-4/fulltext