Сьюзан Блэкмор
Сьюзан Блэкмор | |
---|---|
![]() Блэкмор в 2014 году | |
Рожденный | Сьюзен Джейн Блэкмор 29 июля 1951 г. |
Образование | Колледж Святой Хильды, Оксфорд Университет Суррея |
Род занятий | Писатель-фрилансер , преподаватель , телеведущий |
Супруги | |
Дети | 2 |
Веб-сайт | www |
Примечания | |
Сьюзан Джейн Блэкмор (родилась 29 июля 1951 года) — британская писательница , преподаватель , скептик , телеведущая и приглашенный профессор Плимутского университета . Области ее исследований включают меметику , парапсихологию , сознание , и она наиболее известна своей книгой «Машина мемов» . Она написала или участвовала в написании более 40 книг и 60 научных статей, а также является автором газеты The Guardian . [1]
Карьера [ править ]
В 1973 году Сьюзен Блэкмор окончила колледж Святой Хильды в Оксфорде со степенью бакалавра (с отличием) в области психологии и физиологии . Она получила степень магистра экологической психологии в 1974 году в Университете Суррея . В 1980 году она получила степень доктора парапсихологии в том же университете; ее докторская диссертация называлась «Экстрасенсорное восприятие как когнитивный процесс». [2] В 1980-х годах Блэкмор проводила эксперименты по психокинезу, чтобы проверить, сможет ли ее маленькая дочь Эмили повлиять на генератор случайных чисел . Эксперименты были упомянуты в книге, сопровождающей сериал Артура Кларка « Мир странных сил» . [3] Блэкмор преподавал в Университете Западной Англии в Бристоле до 2001 года. [4] Проведя время в исследованиях парапсихологии и паранормальных явлений , [5] ее отношение к этой области изменилось от веры к скептицизму. [6] [7] В 1987 году Блэкмор написала, что у нее случился опыт выхода из тела вскоре после того, как она начала руководить Обществом психических исследований Оксфордского университета (OUSPR): [8] [9]
За несколько недель я не только узнал много нового об оккультизме и паранормальных явлениях, но и получил опыт, который оказал на меня неизгладимое влияние – опыт выхода из тела (ВТО). Это произошло, когда я бодрствовал, сидел и разговаривал с друзьями. Оно длилось около трех часов и включало в себя все: от типичной «астральной проекции» с серебряным шнуром и двойным телом до свободного полета и, наконец, мистического опыта.Мне было ясно, что доктрина астральной проекции с ее астральными телами, плавающими на астральных планах, интеллектуально неудовлетворительна. Но назвать этот опыт «просто фантазией» было бы невозможно, не будучи нечестным в отношении того, как он ощущался в тот момент. Это казалось вполне реальным. Все выглядело ясным и ярким, и я мог думать и говорить совершенно ясно.
В статье New Scientist в 2000 году она снова написала об этом:
Чуть более тридцати лет назад у меня был драматический опыт выхода из тела, который убедил меня в реальности психических явлений и побудил меня в крестовый поход, чтобы показать этим ограниченным ученым, что сознание может выйти за пределы тела и что смерть это был не конец. Всего несколько лет тщательных экспериментов все изменили. Я не обнаружил никаких психических явлений — только принятие желаемого за действительное, самообман, экспериментальные ошибки и, иногда, мошенничество. Я стал скептиком. [10] [11]
Она является членом Комитета по скептическим расследованиям (ранее CSICOP). [12] а в 1991 году был удостоен награды CSICOP «Выдающийся скептик». [4]
В статье в The Observer о сонном параличе Барбара Роуленд написала, что Блэкмор «в период с 1996 по 1999 год провел большое исследование «паранормальных» переживаний, большинство из которых явно подпадало под определение сонного паралича». [13]
Блэкмор провела исследование мемов (о которых она написала в своей популярной книге «Машина мемов ») и теории эволюции . Ее книга «Сознание: введение» (2004 г.) представляет собой учебник, широко охватывающий область исследований сознания . [14] Она входила в редакционную коллегию Journal of Memetics ( электронный журнал ) с 1997 по 2001 год, а с 1998 года была редактором-консультантом журнала Skeptical Inquirer . [15]
Она выступала в роли одного из психологов , показанных в британской версии телешоу « Большой брат» . [16] Говоря о психологическом состоянии конкурсантов. Она является покровителем гуманистов Великобритании . [2]
В 2007 году Блэкмор дискутировал с христианским апологетом Алистером МакГратом о существовании Бога . В 2018 году она обсуждала с Джорданом Петерсоном вопрос о том, нужен ли Бог, чтобы иметь смысл жизни. [17]
В 2017 году Блэкмор появился на 17-м Европейском конгрессе скептиков (ESC) в Старом городе Вроцлаве, Польша. Этот конгресс был организован Klub Sceptyków Polskich (Клуб польских скептиков) и Český klub skeptiků Sisyfos (Клуб чешских скептиков). На конгрессе она присоединилась к Скотту Лилиенфельду , Збинеку Выбиралу и Томашу Витковски в группе по скептической психологии, которую возглавлял Майкл Хип. [18]
и Меметика культура религиозная
Внешние видео | |
---|---|
![]() | |
![]() |
Сьюзан Блэкмор внесла вклад в область меметики . [19] Термин мем был придуман Ричардом Докинзом в его книге «Эгоистичный ген» в 1976 году . В предисловии к книге Блэкмора «Машина мемов» (1999) Докинз сказал: «Любая теория заслуживает лучшего применения, и именно это Сьюзан Блэкмор дала теории мема». [20] Другие трактовки мемов, в которых цитируется Блэкмор, можно найти в работах Роберта Аунгера: The Electric Meme . [21] и Джонатан Уитти: Меметическая парадигма управления проектами . [22]
Подход Блэкмора к меметике настаивает на том, что мемы являются настоящими эволюционными репликаторами, вторым репликатором, который, как и генетика, подчиняется дарвиновскому алгоритму и претерпевает эволюционные изменения. [23] Ее предсказание о центральной роли, которую играет имитация как культурный репликатор, и о нейронных структурах, которые должны быть уникальными для людей, чтобы облегчить им работу, недавно получило дальнейшее подтверждение в исследованиях зеркальных нейронов и различий в размерах этих структур между людьми и людьми. предполагаемая ближайшая ветвь предков обезьян. [24]
На конференции TED в феврале 2008 года Блэкмор представил особую категорию мемов, называемую темами . Темы — это мемы, которые живут в технологических артефактах, а не в человеческом разуме. [25]
Блэкмор критически писал как о недостатках, так и о искупительных качествах религии, говоря: [26] [2]
В религиях процветают всевозможные заразительные мемы, несмотря на свою ложность, такие как идея бога-творца, непорочное зачатие , подчинение женщин, пресуществление и многие другие. В основных религиях они подкреплены призывами иметь веру, а не сомнения, а также непроверяемыми, но жестокими наградами и наказаниями».
...большинство религий включают в себя как минимум два аспекта, которые мне было бы жаль потерять. Во-первых, это истины, которые многие содержат в своих мистических или духовных традициях; включая понимание природы себя, времени и непостоянства [...] Другой — это ритуалы, которые, по-видимому, нужны нам, людям, отмечающие такие события, как рождение, смерть и празднования. Гуманизм предлагает нерелигиозную альтернативу, и я обнаружил, что те немногие такие церемонии, которые я посетил, были освежающим изменением по сравнению с христианскими церемониями моего воспитания. Я также рад, что эти церемонии позволяют эклектично сочетать песни, музыку и слова. Несмотря на мое неверие, я все еще наслаждаюсь древними гимнами моего детства, и я знаю, что другие тоже. Мы можем и должны опираться на свои традиции, а не выбрасывать все вместе с нашими детскими убеждениями.
В сентябре 2010 года Блэкмор написала в The Guardian , что она больше не называет религию просто «вирусом разума», «если мы не исказим концепцию «вируса», включив в него что-то полезное и адаптируемое к своему хозяину, а также что-то вредно, оно просто неприменимо». Блэкмор изменила свою позицию, когда увидела благотворное влияние религии, например, данные, связывающие более высокий уровень рождаемости с частотой религиозного поклонения, и что «религиозные люди могут быть более щедрыми и больше сотрудничать в таких играх, как « «Дилемма узника Дилемма узника» и ». что введение религиозных концепций и вера в «наблюдателя сверхъестественного» усиливают эффект». [27] [28]
Личная жизнь [ править ]
Блэкмор — сторонница светской духовности , атеистка , гуманистка и практикующая дзэн , хотя она называет себя «не буддисткой », поскольку не готова согласиться с какой-либо догмой. [29] [30] Блэкмор является покровителем гуманистов Великобритании . [31] Она является почетным членом Национального светского общества. [32]
15 сентября 2010 года Блэкмор вместе с 54 другими общественными деятелями подписал открытое письмо, опубликованное в The Guardian , в котором заявил о своем несогласии с государственным визитом Папы Бенедикта XVI в Великобританию. [33]
Что касается ее личного взгляда на научное понимание сознания , она считает себя иллюзионисткой ; она считает, что феноменальное сознание - это «иллюзия» и «великое заблуждение». [34] [35]
Она замужем за писателем Адамом Харт-Дэвисом . [16] В 1995 году Блэкмор перенес приступ синдрома хронической усталости . [1]
Публикации [ править ]

Книги [ править ]
- —; Троцянко, Е. (2018). Сознание: Введение (3-е изд.). Лондон, Рутледж. 2018. ISBN 1138801313 . ISBN 9781317625865 . ОСЛК 1008770304.
- Видение себя: новая наука о внетелесном опыте . 2018. РОБИНЗОН. ISBN 147213737X . ОКЛК 1015243143.
- Сознание: очень краткое введение . Очень короткие вступления. Издательство Оксфордского университета. 2017 (2-е изд.). ISBN 978-0198794738 . ISBN 0198794738
- Сознание: Введение (2-е изд.). Нью-Йорк, Oxford University Press, февраль 2011 г., стр. ISBN 0199739099
- Дзен и искусство сознания , Оксфорд, Oneworld Publications (2011), ISBN 185168798X
- Сознание: Введение (2-е изд.). Лондон, Ходдерское образование (2010). дои : 10.4324/9780203783986 . ISBN 144410487X
- Десять дзен-вопросов . Оксфорд: Публикации Oneworld. 2009. ISBN 9781851686421 . (мягкая обложка). ISBN 185168798X .
- Беседы о сознании . Издательство Оксфордского университета. 2005. ISBN 9780191604867 .
- Сознание: очень краткое введение . Издательство Оксфордского университета. 2005. ISBN 9780191578052 .
- Сознание: Введение (1-е изд.). Лондон: Ходдер и Стоутон. 2003. ISBN 9780340809099 . (Использовал.) ISBN 9780195153439 .
- Машина мемов (1-е изд.). Издательство Оксфордского университета . 1999. ISBN 978-0198503651 .
- —; Харт-Дэвис, Адам (1995). Проверьте свои экстрасенсорные способности (1-е изд.). Лондон: Торсонс. ISBN 978-1855384415 . (Использовал.). ISBN 0806996692 .
- Умирать, чтобы жить: наука и околосмертный опыт . Лондон: Графтон. 1993. ISBN 9780586092125 . (Использовал.). ISBN 0879758708 .
- Приключения парапсихолога (1-е изд.). Буффало, Нью-Йорк: Прометей . 1986. ISBN 9780879753603 . (2-е изд. переработанное). ISBN 9781573920612 .
- За пределами тела: исследование внетелесного опыта (1-е изд.). Лондон: Хайнеманн . 1982. ISBN 9780434074709 . (2-е изд.). ISBN 978089733-3443 .
- Парапсихология и внетелесные переживания . Хоув, Англия: Трансперсональные книги. 1978. ISBN 9780906326015 .
Избранные статьи [ править ]
- «Психологическая теория внетелесного опыта». Журнал парапсихологии . 48 (3): 201–18. Сентябрь 1984 года.
- —; Троцянко, Т. (ноябрь 1985 г.). «Вера в паранормальные явления: вероятностные суждения, иллюзорный контроль и« случайный сдвиг базовой линии » ». Британский журнал психологии . 76 (4): 459–68. дои : 10.1111/j.2044-8295.1985.tb01969.x .
- — (1987). «Где я? Перспективы образов и внетелесный опыт». Журнал ментальных образов . 11 (2): 53–66.
- —; Брельстафф, Г.; Нельсон, К.; Тростянко, Т. (1995). «Является ли богатство нашего визуального мира иллюзией? Трансаккадическая память на сложные сцены». Восприятие . 24 (9): 1075–81. дои : 10.1068/p241075 . ПМИД 8552459 . S2CID 28031132 .
- - (февраль 1996 г.). «Околосмертные переживания» . Журнал Королевского медицинского общества . 89 (2): 73–6. дои : 10.1177/014107689608900204 . ПМК 1295660 . ПМИД 8683504 .
- - (ноябрь 1997 г.). «Ошибочное суждение о вероятности и вера в паранормальные явления: газетный обзор». Британский журнал психологии . 88 (4): 683–9. дои : 10.1111/j.2044-8295.1997.tb02665.x .
- — (1998). «Имитация и определение мема» . Журнал меметики — эволюционные модели передачи информации . 2 (2): 159–70.
- Булл, Л.; Холланд, О.; — (2000). «О коэволюции мемов и генов». Искусственная жизнь . 6 (3): 227–35. дои : 10.1162/106454600568852 . ПМИД 11224917 . S2CID 7638207 .
- — (2001). «Эволюция и мемы: человеческий мозг как устройство избирательного подражания». Кибернетика и системы . 32 (1–2): 225–55. дои : 10.1080/019697201300001867 . S2CID 9112642 .
- — (2002). «Нет потока сознания. Что все это? Что все это вокруг меня; этот поток переживаний, который я, кажется, испытываю все время?». Журнал исследований сознания . 9 (5–6): 17–28.
Ссылки [ править ]
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Лисман, СР; Догерти, К. (2007). Синдром хронической усталости для чайников . Джон Уайли и сыновья . п. 298 . ISBN 9780470117729 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с «Уважаемые сторонники: доктор Сьюзан Блэкмор» . Британской гуманистической ассоциации Сайт . Проверено 19 июля 2013 г.
- ^ Джон Фэрли; Саймон Благосостояние (1984). Мир странных сил Артура Кларка . Патнэм. п. 91. ИСБН 978-0-399-13066-3 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Кто есть кто из скептиков СМИ: скептики или догматики?» . Сайт скептических расследований . Ассоциация скептических расследований. Архивировано из оригинала 17 апреля 2008 года.
- ^ Блэкмор 1986 , с. 163.
- ^ Бергер, Р.Э. (апрель 1989 г.). «Критический анализ пси-экспериментов Блэкмора» . Журнал Американского общества психических исследований . 83 : 123–144.
- ^ Блэкмор 1986 , с. 249.
- ^ Блэкмор, С. (1987). «Неуловимый открытый разум» . Скептический исследователь . 11 (3): 125–135.
- ^ Кэрролл, Р. (11 января 2011 г.). «внетелесный опыт (ВТО) [онлайн]» . Словарь скептика: собрание странных убеждений, забавных обманов и опасных заблуждений . Джон Уайли и сыновья. стр. 270–271 (печать) . ISBN 9781118045633 .
- ^ Блэкмор, С. (2000). «От первого лица — в неизвестность». Новый учёный . 4:55 .
- ^ Ламонт, П. (октябрь 2007 г.). «Паранормальная вера и признание предварительного скептицизма». Теория и психология . 17 (5): 681–96. дои : 10.1177/0959354307081624 . S2CID 21749711 .
- ^ «Сотрудники и сотрудники CSI» . Комитета скептических расследований Сайт . Проверено 19 июля 2013 г.
- ^ Роулендс, Б. (17 ноября 2001 г.). «В глубокой ночи» . Наблюдатель . Проверено 24 июля 2013 г.
- ^ Сондерс, Г. (декабрь 2003 г.). «Является ли сознание неразрешимым?» . Научно-медицинское обозрение . Научно-медицинская сеть. Архивировано из оригинала (рецензия на книгу «Сознание: введение») 1 мая 2008 года.
- ^ "Резюме" . Официальный сайт Сьюзан Блэкмор . 15 января 2013 года . Проверено 19 июля 2013 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Сьюзан Блэкмор на IMDb
- ^ «Невероятно? Джордан Петерсон против Сьюзан Блэкмор: Нужен ли нам Бог, чтобы придать жизни смысл?» . premierchristianradio.com . Премьер-христианское радио. 9 июня 2018 года. Архивировано из оригинала 29 октября 2018 года . Проверено 29 октября 2018 г.
- ^ Гербич, Сьюзен (9 февраля 2018 г.). «Скептические приключения в Европе, часть 2» . www.csicop.org . Комитет по скептическим расследованиям . Проверено 29 апреля 2018 г.
- ^ Аунгер, Р. (2000). Дарвинизирующая культура: статус меметики как науки . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780192632449 .
- ^ Докинз, Ричард . Предисловие. В Блэкморе (1999) , с. xvi.
- ^ Аунгер, Р. (2002). Электрический мем: новая теория того, как мы думаем . Саймон и Шустер. ISBN 9780743201506 .
- ^ Уитти, Дж. (2005). «Меметическая парадигма управления проектами» (PDF) . Международный журнал управления проектами . 23 (8): 575–83. CiteSeerX 10.1.1.513.2861 . дои : 10.1016/j.ijproman.2005.06.005 . Проверено 19 июля 2013 г.
- ^ «Сьюзен Блэкмор: Меметическая эволюция» . Эволюция: «Большой взрыв разума» (видео). 2001. ПБС . ВГБХ .
- ^ Якобони, М. (2005). «Глава 2: Понимание других: подражание, язык и сочувствие». В Херли, С.; Чейтер, Н. (ред.). Перспективы имитации: от нейронауки к социальным наукам . Том. I: Механизмы подражания и подражания у животных. Кембридж, Массачусетс: MIT Press . стр. 77–100 . ISBN 9780262582506 .
- ^ Зеттер, К. (29 февраля 2008 г.). «Люди — всего лишь машины для распространения мемов» . Проводной сайт .
- ^ Блэкмор, С. (2002). «Дзен в науку» . В Роне, Р. (ред.). Нейротеология: мозг, наука, духовность, религиозный опыт . Сан-Хосе, Калифорния: Университетское издательство. стр. 159–161. ISBN 9780971644588 .
- ^ Блюм, М. (2011). «Бог в мозгу? Что может объяснить нейротеология?» . В Беккере, П.; Дивальд, У. (ред.). Будущие перспективы богословско-научного диалога (на немецком и английском языках). Геттинген, Германия: Ванденхук и Рупрехт . стр. 306–14 . ISBN 9783525569573 .
- ^ Блэкмор, С. (16 сентября 2010 г.). «Почему я больше не верю, что религия — это вирус разума» . Хранитель . Лондон . Проверено 20 июля 2013 г.
- ^ Блэкмор, С.; Якобсен, SD (22 апреля 2014 г.). «Доктор Сьюзен Блэкмор, приглашенный профессор Плимутского университета» . In-Sight (4.A): 91–105.
- ^ Полсон, С. (интервьюер) (31 октября 2012 г.). «Сьюзан Блэкмор о сознании дзен» . Насколько нам известно . ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР . Общественное радио штата Висконсин . Архивировано из оригинала 28 ноября 2013 года. Расшифровка Сьюзан Блэкмор без купюр .
{{cite episode}}
:|first=
имеет общее имя ( справка ) - ^ «Доктор Сьюзан Блэкмор» . Гуманисты Великобритании . Проверено 30 сентября 2017 г.
- ^ «Почетные члены Национального светского общества» . Национальное светское общество . Проверено 31 июля 2019 г.
- ^ «Письма: суровые суждения о папе и религии» . Хранитель . Лондон. 15 сентября 2010 года . Проверено 20 июля 2013 г.
- ^ Сьюзан Блэкмор (14 сентября 2017 г.). Сознание: очень краткое введение . Издательство Оксфордского университета. стр. 130–. ISBN 978-0-19-879473-8 .
Моя собственная точка зрения такова. Сознание — это иллюзия: соблазнительная и неотразимая иллюзия [...] Я предполагаю, что именно так возникает великое заблуждение сознания.
- ^ Блэкмор, Сьюзен (2016). «Заблуждения сознания» . Журнал исследований сознания . 23 (11–12): 52–64.
Иллюзионизм Франкиша направлен на замену сложной проблемы проблемой иллюзий; объяснить, почему феноменальное сознание, кажется, существует и почему иллюзия настолько сильна. Моя цель, хотя и в целом иллюзионистская, состоит в том, чтобы объяснить, почему многие другие ложные предположения или заблуждения настолько сильны.
Внешние ссылки [ править ]


- Официальный сайт
- Блог Сьюзан (Сью) Блэкмор в The Guardian
- Сьюзан Блэкмор на TED
- Выступление TED: Сьюзан Блэкмор: Мемы и «темы» (TED2008)
- Дебаты по поводу предложения «Вера в Бога — опасное заблуждение» между Блэкмором и Алистером МакГратом (автором «Заблуждения Докинза») в Бристольском университете 13 ноября 2007 года.
- Сеть историй (2:12), Сьюзен Блэкмор, первая из 23 частей.
- 1951 рождений
- Атеисты 20-го века
- Британские женщины-учёные XX века
- Британские писательницы XX века
- Британские эссеисты XX века
- Британские психологи XX века
- Атеисты 21 века
- Британские женщины-учёные XXI века
- Британские писательницы XXI века
- Британские эссеисты XXI века
- Британские психологи XXI века
- Академики из Лондона
- Выпускники колледжа Святой Хильды в Оксфорде
- Выпускники Университета Суррея
- Британские активисты атеизма
- Британские атеисты
- Британские гуманисты
- Британские женщины-эссеистки
- Британские женщины-писатели научно-популярной литературы
- Британские исследователи и теоретики сознания
- Критики парапсихологии
- Британские критики религий
- Критики католической церкви
- Английские скептики
- Английские писатели на паранормальные темы
- Писатели-экологи
- Живые люди
- меметика
- Британские парапсихологи
- Люди с синдромом хронической усталости
- Писатели о религии и науке