Первичное сознание
Первичное сознание — это термин, который американский биолог Джеральд Эдельман ввёл для описания способности, обнаруженной у людей и некоторых животных, объединять наблюдаемые события с памятью, чтобы создать осознание настоящего и ближайшего прошлого окружающего мира. Эту форму сознания также иногда называют «чувственным сознанием». Другими словами, первичное сознание — это наличие различных субъективных сенсорных содержаний сознания, таких как ощущения , восприятия и мысленные образы. Например, первичное сознание включает в себя переживание человеком голубизны океана, пения птиц и ощущения боли. Таким образом, первичное сознание означает мысленное осознание вещей в мире в настоящем без какого-либо ощущения прошлого и будущего; оно состоит из мысленных образов, привязанных ко времени вокруг измеримого настоящего. [1]
И наоборот, сознание высшего порядка можно охарактеризовать как «осознающее себя сознательным»; оно включает в себя рефлексивное мышление, представление о прошлом и размышления о будущем.
Первичное сознание можно разделить на две формы: фокусное осознание и периферическое осознание. Фокальное осознание охватывает центр внимания , тогда как периферическое осознание состоит из вещей, находящихся за пределами центра внимания, о которых человек или животное осознают лишь смутно. [2]
Теории
[ редактировать ]Одна выдающаяся теория основы нейрофизиологической первичного сознания была предложена Джеральдом Эдельманом. Эта теория сознания основана на трех основных предположениях:
- Законы физики применимы к сознанию , что исключает такие понятия, как духи и душа, и допускает чисто физиологическую модель сознания.
- Сознание — это развитая характеристика, а это означает, что это полезная характеристика с дарвиновской точки зрения.
- Не существует такого понятия, как « наблюдатель, свободный от квалиа ». Квалиа — это совокупность личных или субъективных переживаний, чувств и ощущений, которые неизбежно сопровождают человеческое осознание. [3]
Теория Эдельмана фокусируется на двух организациях нервной системы : стволе мозга и лимбической системе, с одной стороны, и таламусе и коре головного мозга , с другой стороны. Ствол мозга и лимбическая система заботятся о жизненно важном функционировании и выживании организма, в то время как таламокортикальная система получает сигналы от сенсорных рецепторов и посылает сигналы произвольным мышцам, например мышцам рук и ног. Теория утверждает, что соединение этих двух систем в ходе эволюции помогло животным научиться адаптивному поведению . [1] Эта связь позволяет коррелировать прошлые сигналы, связанные с ценностями, установленными лимбической системой ствола мозга, и классифицированными сигналами из внешнего мира, что приводит к сохранению памяти в концептуальных областях. восприятием организма Эта память затем связывается с текущим , что приводит к осознанию настоящего или первичного сознания. Другими словами, Эдельман утверждает, что первичное сознание возникает в результате корреляции концептуальной памяти с набором продолжающихся перцептивных категоризаций - «запоминающегося настоящего». [1]
Другие ученые выступили против теории Эдельмана, вместо этого предполагая, что первичное сознание могло возникнуть вместе с основными вегетативными системами мозга. То есть эволюционное происхождение могло идти от ощущений и первичных эмоций, возникающих от сенсоров и рецепторов , как внутренних, так и поверхностных, сигнализирующих о том, что благополучие существа находится под непосредственной угрозой — например, голод, жажда, голод, боль. и резкие перепады температур. Это основано на неврологических данных, показывающих, что таламическая , гиппокампальная , орбитофронтальная , островковая доля и средний мозг являются ключом к осознанию жажды. [4]
Эти ученые также отмечают, что кора головного мозга, возможно, не так важна для первичного сознания, как полагают некоторые нейробиологи. [4] Доказательством этого является тот факт, что исследования показывают, что систематическое отключение частей коры у животных не приводит к потере сознания. Другое исследование показало, что дети, рожденные без коры головного мозга, находятся в сознании. Вместо корковых механизмов эти ученые подчеркивают, что механизмы ствола мозга важны для сознания. [4] Тем не менее, эти ученые признают, что сознание высшего порядка действительно задействует кору и сложную связь между различными областями мозга.
Нейрофизиологические основы
[ редактировать ]С физиологической точки зрения относительно первичного сознания выделяются три фундаментальных факта: [5]
- Бодрствующее сознание связано с малоамплитудной , нерегулярной активностью ЭЭГ в диапазоне 20–70 Гц.
- И наоборот, бессознательные состояния, такие как глубокий сон, кома , общая анестезия и эпилептические состояния отсутствия, демонстрируют преобладание низкочастотных , высокоамплитудных и более регулярных напряжений с частотой менее 4 Гц.
- Сознание, по-видимому, неразрывно связано с таламусом и корой головного мозга, даже если степень достоверности этого утверждения оспаривается среди ученых.
- Повреждение ствола мозга или таламуса может привести к потере сознания, в то время как повреждение сенсорной коры, по-видимому, приводит к удалению определенных сознательных функций, таких как цветовое зрение , зрительное движение, сознательное восприятие объектов и лиц и тому подобное.
- Сознание явно связано с широко распространенной активацией мозга, связанной с сознательным содержанием.
- Возможно, два десятка экспериментов показывают, что сенсорная информация, поддерживающая сознание, распространяется от сенсорной коры к теменной , префронтальной и медиально-височной коре, в то время как близко совпадающие входные данные, не достигающие сознания, активируют в основном локальные сенсорные области. Более того, широкомасштабная деятельность, судя по всему, предполагает более глобально скоординированную деятельность. [5]
Измерение
[ редактировать ]Чтобы быть полностью всеобъемлющими, измерения сознания должны не только определять и различать сознательные и бессознательные состояния, но также должны обеспечивать руководство, с помощью которого можно определить уровень сознания или степень сознания. [6] Каждая мера сознания связана с конкретными теориями. [7]
Некоторые определяющие теории приведены ниже:
Мирская теория дискриминации утверждает, что любое психическое состояние, проявляющееся в поведении, является сознательным; таким образом, организм сознательно осознает что-то в мире, если он может различить это с помощью выбора поведения. Теория обнаружения сигналов количественно определяет различимость стимула среди набора различных стимулов. Теории интеграции фокусируются на поиске различия между сознательными и бессознательными процессами. Согласно теориям интеграции, сознательное содержимое широко доступно для многих когнитивных и/или нервных процессов. [8]
Эти теории затем сопровождаются измерениями уровня сознания, которые подразделяются на поведенческие и физиологические . [6]
Поведенческие меры
[ редактировать ]Поведенческие меры первичного сознания могут быть как объективными, так и субъективными. Что касается объективных мер, то знание бессознательно, если оно выражается в косвенной проверке. Например, способность выбирать, какой элемент может быть следующим в серии, может указывать на бессознательное знание закономерностей в последовательностях. [7] [8] «Стратегические меры контроля» используют способность человека сознательно использовать или не использовать знания согласно инструкциям. Если они используют информацию, несмотря на намерение не использовать ее, это указывает на неосознанное знание. [7] Также можно использовать ставки после принятия решения. В этом методе испытуемые проводят дискриминацию первого порядка (т.е. делают выбор), а затем делают ставку на результат дискриминации. Некоторые ученые рассматривают это как прямой и объективный показатель сознания, и его можно использовать с детьми и животными. Однако этот метод считается субъективным и косвенным. [7]
Физиологические меры
[ редактировать ]Связанные с событием корковые потенциалы (ERP) использовались для оценки того, ли стимул воспринимается сознательно или нет. Эти измерения ЭЭГ либо не зависят от теории, приобретая доверие благодаря надежной корреляции, либо предполагают версию теории интеграции, в которой появление определенного ERP указывает на глобальную доступность или локально повторяющуюся обработку. [9]
Многочисленные данные указывают на то, что сознательно воспринимаемые входные данные вызывают широкую активацию мозга по сравнению с входными данными, которые не достигают сознания.
Гипотеза динамического ядра (DCH) предполагает, что сознание возникает в результате нейронной динамики в таламокортикальной системе, измеряемой величиной нейронной сложности (CN). CN — это теоретико-информационная мера; Значение CN велико, если каждое подмножество нейронной системы может принимать множество разных состояний и если эти состояния влияют на остальную часть системы. [5] Теория информационной интеграции сознания (IITC) разделяет с DCH идею о том, что сознательный опыт обеспечивает информативное различение среди обширного репертуара возможного опыта. В IITC величина фи определяется как информация, которая интегрирована в информационное «самое слабое звено» системы. Важно отметить, что фи — это мера способности нейронной системы интегрировать информацию, тогда как CN — это мера фактической динамики системы. Третий показатель, причинная плотность (CD) , измеряет долю причинных взаимодействий между элементами системы, которые являются статистически значимыми. [5]
Проблемы измерения
[ редактировать ]Важно отметить, что субъективные измерения всегда являются косвенными и могут быть подвержены множеству предубеждений (например, нежеланию сообщать о неопределенном опыте). Кроме того, поскольку содержание метакогнитивного сознания предполагает первичное сознание, а не наоборот, субъективные измерения рискуют пропустить или отвергнуть наличие сенсорного сознания просто потому, что метапознание не наблюдается. [6]
Более того, существует проблема ставок после принятия решения, которая подвергается критике, поскольку существует вероятность того, что выгодные ставки могут быть усвоены бессознательно; в результате ставки после принятия решения фактически не будут считаться сознательным поведением. Например, индивидуальные различия в неприятии риска могут привести к различиям в результативности ставок даже при одной и той же основополагающей сознательной феноменологии. [8]
Таким образом, хотя поведенческие измерения в основном используются для оценки того, какое содержимое находится в сознании, некоторые измерения, основанные на мозге, кажутся более подходящими для измерения уровня сознания. Однако объективные измерения также имеют свои проблемы. Во-первых, объективные меры по-прежнему требуют критерия реагирования, например, решения о том, нажимать кнопку или нет. Во-вторых, они могут вообще не измерять сознание, потому что многие поведенческие показатели, такие как точность принятия решений по принудительному выбору, можно изучить бессознательно. [1] [10]
Разные исследования
[ редактировать ]В осознанных снах
[ редактировать ]Хобсон утверждает, что существование осознанных сновидений означает, что человеческий мозг может одновременно находиться в двух состояниях: бодрствовании и сновидении. Часть сновидения имеет переживания и, следовательно, обладает первичным сознанием, в то время как бодрствующее «я» распознает сновидение и может рассматриваться как имеющее своего рода вторичное сознание в том смысле, что существует осознание психического состояния. Исследования смогли показать, что осознанные сновидения связаны с мощностью и профилями когерентности ЭЭГ, которые значительно отличаются как от неосознанных сновидений, так и от бодрствования. [11] Осознанное сновидение находится между этими двумя состояниями. Осознанное сновидение характеризуется большей частотой 40 Гц, чем неосознанное сновидение, особенно в лобных областях. Поскольку в предыдущих исследованиях именно мощность 40 Гц коррелировала с сознанием бодрствования, можно предположить, что в мозг неосознанных сновидений было добавлено достаточно мощности 40 Гц, чтобы поддержать увеличение субъективного осознания , которое обеспечивает осознанность, но недостаточно для того, чтобы вызвать полное пробуждение. [11]
Таким образом, сновидение — это опыт виртуальной реальности с удивительно предсказуемым моделированием внешней реальности. Осознанные сновидцы могут испытывать первичное сознание (сон) и вторичное сознание (бодрствование) по отдельности, но одновременно. Более того, мы недавно предположили, что первичное сознание характерно для сновидений. Еще предстоит выяснить, используют ли при воспроизведении поведения во сне те же мозговые процессы, что и те, которые опосредуют это самое поведение в бодрствовании, и управляется ли сознание во сне теми же процессами. [11]
При эпилептических припадках
[ редактировать ]Исследования показывают, что можно сохранять первичное и даже вторичное сознание во время сложных парциальных эпилептических припадков . В одном исследовании были проанализированы 40 пациентов со сложными парциальными припадками, чтобы определить уровень их сознания во время припадков. Полученные данные были основаны на субъективных описаниях пациентов и описаниях членов их семей, которые были свидетелями приступов. [2] Это исследование показало, что полное отсутствие сознания наблюдалось только у 65% людей в основной период приступов. Между тем, 35% припадков включали ту или иную форму первичного сознания. В пяти описаниях приступов даже сообщалось о некоторой форме вторичного сознания, хотя и короткой и прерывистой. Уровень и содержание сознания во время эпилептических припадков обнаруживают значительную вариабельность. [2]
В жажде
[ редактировать ]В одном исследовании 10 взрослых мужчин прошли позитронно-эмиссионную томографию по трем различным сценариям: [12]
- При возникновении умеренной жажды путем внутривенного введения гипертонического раствора 0,51 М.
- После смачивания рта водой для устранения ощущения сухости.
- Через 3, 14, 45 и 60 минут после употребления воды для полного утоления жажды.
Данные показывают, что передняя и задняя поясная извилина , а также передняя стенка третьего желудочка являются основными элементами цепи, включающей таламическую , гиппокампальную , орбитофронтальную , островковую области и средний мозг, которые необходимы для формирования сознания жажды. [12] Это исследование показывает, что осознание некоторых ключевых ощущений, таких как жажда, управляется древнейшими областями мозга, что поднимает вопрос о том, действительно ли тогда можно сказать, когда развилось первичное сознание. [12]
В медитации
[ редактировать ]В некоторых видах медитации/йоги можно получить опыт, известный как самадхи, при котором присутствует внутренняя бдительность, но нет объекта сознания. [13] Это психическое состояние соответствует определенным физиологическим параметрам. [14]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Эдельман, Г. (2004). Шире неба: Феноменальный дар сознания : Йельский университет Pr.
- ^ Jump up to: а б с Йохансон М., Ревонсуо А., Чаплин Дж. и Ведлунд Дж.-Э. (2003). Уровень и содержание сознания при парциальных эпилептических припадках. Эпилепсия и поведение , 4(3), 279–285.
- ^ Эдельман, Г. (2003). Натурализация сознания: теоретическая основа. Труды Национальной академии наук, 100 (9), 5520.
- ^ Jump up to: а б с Меркер, Б. (2007). Сознание без коры головного мозга: вызов нейробиологии и медицине. Поведенческие науки и науки о мозге , 30 (01), 63–81.
- ^ Jump up to: а б с д Сет, А.К., и Баарс, Б.Дж. (2005). Нейрондарвинизм и сознание. Сознание и познание , 14(1), 140–168.
- ^ Jump up to: а б с Морен, А. (2006). Уровни сознания и самосознания: сравнение и интеграция различных нейрокогнитивных взглядов. Сознание и познание , 15(2), 358–371.
- ^ Jump up to: а б с д Сет, АК (2008). Теории и меры сознания развиваются вместе. Сознание и познание , 17(3), 986–988.
- ^ Jump up to: а б с Сет А.К., Динес З., Клиреманс А., Овергаард М. и Пессоа Л. (2008). Измерение сознания: соотношение поведенческих и нейрофизиологических подходов. Тенденции в когнитивных науках , 12(8), 314–321.
- ^ Сет, А. (2009). Объяснительные корреляты сознания: теоретические и вычислительные проблемы. Когнитивные вычисления , 1 (1), 50–63.
- ^ Эдельман, Г. (2001). Сознание: вспоминаемое настоящее. Анналы Нью-Йоркской академии наук , 929, 111–122.
- ^ Jump up to: а б с Хобсон, А. (2009). Нейробиология сознания: осознанное сновидение пробуждается. Международный журнал исследований сновидений , 2 (2), 41–44.
- ^ Jump up to: а б с Дентон Д., Шейд Р., Замариппа Ф., Иган Г., Блэр-Уэст Дж., МакКинли М. и др. (1999). Нейровизуализация возникновения и утоления жажды и интероцепторная теория происхождения первичного сознания. Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America , 96(9), 5304.
- ^ Йога-сутры Патанджали.
- ^ Трэвис, Ф. и Пирсун. C. (2000) Чистое сознание: отчетливые феноменологические и физиологические корреляты «самого сознания», Международный журнал нейробиологии , 100 стр. 77–89.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Адам Земан (2004). «Рецензия на книгу: Шире неба: Феноменальный дар сознания » . Журнал клинических исследований . 114 (11). Дж. Клин. Инвест.: 1530. doi : 10.1172/JCI23795 . ПМК 529293 . Проверено 25 июня 2008 г.