Jump to content

Джулиан Джейнс

Джулиан Джейнс
Рожденный ( 1920-02-27 ) 27 февраля 1920 г.
Умер 21 ноября 1997 г. ) ( 1997-11-21 ) ( 77 лет
Образование
Род занятий Психолог , писатель

Джулиан Джейнс (27 февраля 1920 — 21 ноября 1997) был американским психологом из Йельского и Принстонского университетов на протяжении почти 25 лет, наиболее известен своей книгой 1976 года «Происхождение сознания в результате распада двухпалатного разума» . [1] Его карьера была посвящена проблеме сознания : «разница между тем, что другие видят о нас, и нашим ощущением нашего внутреннего «я» и глубокими чувствами, которые его поддерживают. ... Люди осознавали проблему сознания почти с тех пор, как появилось сознание. ." [2] Решение Джейнса затрагивает многие дисциплины, включая нейробиологию , лингвистику , психологию , археологию , историю, религию и анализ древних текстов .

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Джейнс родился и жил в Вест-Ньютоне, штат Массачусетс , в семье Джулиана Клиффорда Джейнса (1854–1922), унитарного министра, и Клары Буллард Джейнс (1884–1980). У него была старшая сестра Хелен и младший брат Роберт. У семьи был летний дом в Кеппохе, на острове Принца Эдуарда , место, которое Джейнс любил и которое дало ему связь с Канадой на всю его жизнь. [3]

Летом 1939 года он зарегистрировался для поступления в Гарвардский университет , но получил стипендию в Университете Макгилла , который окончил в 1941 году со степенью бакалавра психологии, а затем начал обучение в аспирантуре Университета Торонто, чтобы узнать больше о мозге. Его учеба была прервана во время Второй мировой войны : из-за своих унитарных принципов он подал заявление и получил официальное признание в качестве отказника от военной службы по убеждениям , но отказался соблюдать закон правительства США для пацифистов ; Джейнс провел три года в тюрьме в Льюисбурге, штат Пенсильвания , работая в тюремной больнице. [4] [5] После освобождения в 1946 году он поступил в Йельский университет в надежде, что в поведении животных он сможет найти ключ к зарождению сознания. [6] Джейнс получил степень магистра в 1948 году, а затем отказался принять докторскую степень, снова из-за «принципиального» спора относительно образовательного уровня. [7] После Йельского университета Джейнс провел несколько лет в Англии, работая актером и драматургом. [8]

Академическая карьера

[ редактировать ]

Он вернулся в Йельский университет в 1954 году, работая преподавателем и лектором до 1960 года, внося значительный вклад в области экспериментальной психологии , обучения и этологии , а также опубликовав несколько статей совместно с Фрэнком А. Бичем . Джейнс начал обращать свое внимание на сравнительную психологию и историю психологии , а в 1964 году он стал научным сотрудником в Принстонском университете . Там он подружился с Эдвином Дж. Борингом , и, имея достаточно времени для изучения проблемы сознания, Принстон стал его академическим домом до 1995 года. [9]

Исследования и мотивация

[ редактировать ]

Джейнс посвятил годы психологических исследований проблеме сознания. [10] и он искал корни сознания в процессах обучения и познания , которые были общими для животных и людей, в соответствии с преобладающими эволюционными предположениями, которые доминировали в мышлении середины 20-го века. [3] Он заработал свою репутацию в области изучения обучения животных и естественного поведения животных , а в 1968 году читал лекции по истории сравнительной психологии в Летнем институте Национального научного фонда . В сентябре 1969 года он выступил со своей первой публичной речью о своей «новой теории сознания» на ежегодном собрании Американской психологической ассоциации . [11]

Его «радикальный подход» [12] объяснил явления интроспекции как зависящие от культуры и языка, особенно от метафор , больше, чем от физиологии мозга. Это было вызовом основным предположениям исследований 20-го века, особенно тем, которые оправдывали поиск происхождения сознания в эволюции. Это был также вызов бихевиористам , которые «под руководством Джона Ватсона решили проблему сознания, игнорируя ее». [13] Что они «игнорировали», так это проблемы интроспекции и слабости интроспекционистских методов психологов XIX века. Однако те мыслители 20-го века, которые ставили под сомнение существование самоанализа, никогда не сомневались в существовании чувственного восприятия ; они четко различали эти два понятия. [14] С другой стороны, в последующие годы подход Джейнса стал «радикальным» в подчеркивании этого различия. Джейнс расходился с теми, кто его игнорировал, например со Стюартом Сазерлендом , который просто определял сознание как « осознание ». [15] Джейнс признал, что вся его аргументация «противоречит обычным и [...] поверхностным взглядам на сознание», и он настаивал на том, что «самая распространенная ошибка», которую допускают люди, «это путать сознание с восприятием». [16]

Но в науке о сознании не может быть прогресса до тех пор, пока не будут проведены тщательные различия между тем, что поддается интроспекции, и всем множеством других нейронных способностей, которые мы стали называть познанием . Сознание не тождественно познанию и его следует резко отличать от него. [16]

В последующие годы Джейнс больше говорил о том, как зародилось сознание, представляя «свою речь [...] широко, поскольку слухи о его немного возмутительной, но заманчивой теории распространились». [17] В 1972 году он выступил с докладом «Происхождение сознания» в Корнелльском университете, написав: «Ибо если сознание основано на языке, то из этого следует, что только люди обладают сознанием и что мы стали таковыми в какую-то историческую эпоху после появления языка. был развит». [18] Это привело Джейнса, как он выразился, непосредственно к «самым ранним писаниям человечества, чтобы посмотреть, сможем ли мы найти какие-либо намеки на то, когда могло произойти это важное изобретение сознания». [18] Он обратился к древним текстам в поисках ранних свидетельств существования сознания и нашел то, что, по его мнению, было свидетельством недавнего способности слышать голос без сознания . В полуисторическом греческом эпосе Джейнс «Илиада » обнаружил «самое раннее человеческое письмо на языке, который мы действительно можем понять, [который], если смотреть на него объективно, обнаруживает менталитет, совершенно отличный от нашего». [19] В интервью 1978 года Ричард Роудс сообщил, что Джейнс «занялся изучением греческого языка , чтобы проследить греческие слова, обозначающие ум, до их истоков. К тому времени, когда он добрался до « Илиады» , слова стали конкретными, но слова для обозначения ума не существует. в «Илиаде» вообще». [20]

Публикации и теории

[ редактировать ]

Единственная книга Джейнса, опубликованная в 1976 году, — «Происхождение сознания при распаде двухпалатного разума» . Тема сознания – «способность человека к самоанализу». [21] - представлен обзором предыдущих попыток объяснить его проблемный характер: эти усилия, как признал один из первых критиков Джейнса, в сумме составляют «впечатляющую историю неудач». [22] Отказавшись от предположения, что сознание является врожденным, Джейнс вместо этого объясняет его как приобретенное поведение, которое «возникает… из языка и, в частности, из метафоры». [23] Понимая это, Джейнс затем демонстрирует, что древние тексты и археология могут раскрыть историю человеческого менталитета наряду с историями других культурных продуктов. Его анализ доказательств приводит его не только к выводу о зарождении сознания во 2-м тысячелетии до нашей эры, но и к выдвижению гипотезы о существовании более древнего бессознательного «менталитета, который он называет двухпалатным разумом, имея в виду два полушария мозга». [24]

После публикации «Происхождение сознания в результате распада двухпалатного разума » Джейнса часто приглашали выступать на конференциях и в качестве приглашенного лектора в других университетах. В 1984 году его пригласили прочитать пленарную лекцию на симпозиуме Витгенштейна в Кирхберге, Австрия. Он прочитал шесть основных лекций в 1985 году и девять в 1986 году. Он был удостоен почетной степени доктора философии Колледжа Род-Айленда в 1979 году и еще одной степени Элизабеттаунского колледжа в 1985 году. [3]

Джейнс написал обширное послесловие к изданию своей книги 1990 года: [25] в котором он обратился к критике и пояснил, что его теория состоит из четырех отдельных гипотез: 1) сознание основано на языке и доступно ему; 2) бессознательное двухпалатное сознание основано на вербальных галлюцинациях; 3) распад двухпалатного разума предшествует сознанию, но датировка варьируется; 4) «двойной мозг» двухпалатного типа основан на том, что два полушария коры головного мозга организованы иначе, чем сегодняшняя функциональная латерализация . Он также подробно остановился на влиянии сознания на воображение и память, представления о Самости , эмоции, тревогу, вину и сексуальность.

Джейнс умер в больнице Королевы Елизаветы в Шарлоттауне, Остров Принца Эдуарда , 21 ноября 1997 года. В 2006 году его биографы Вудворд и Тауэр сообщили, что Джейнс «чувствовал, что не добился по-настоящему успеха» в работе всей своей жизни, потому что, по их словам, « Он был прав» в своем чувстве, что «были люди, которые с ним не соглашались, [которые] на самом деле не читали его книгу и не понимали ее». [26]

Наследие

[ редактировать ]

Общество Джулиана Джейнса было основано Марселем Куйстеном в 1997 году, вскоре после смерти Джейнса. Общество опубликовало ряд книг по теории Джулиана Джейнса, включая иностранные издания теории Джулиана Джейнса на французском, немецком и испанском языках. У общества также есть личный кабинет, где публикуются статьи, лекции и интервью по теории Джейнса. [27]

Работает

[ редактировать ]
Статьи
  • Джейнс, Дж. (1973). «Проблема живого движения в семнадцатом веке». Ин Хенле, М.; Джейнс, Дж.; Салливан, Дж. (ред.). Исторические концепции психологии . Нью-Йорк: Издательская компания Springer. стр. 166–179.
  • Джейнс, Дж. (1976). «Эволюция языка в позднем плейстоцене». В Харнаде, С.; Стеклис, HD; Ланкастер, Дж. Б. (ред.). Происхождение и эволюция языка и речи . Анналы Нью-Йоркской академии наук. Том. 280. стр. 312–325. дои : 10.1111/j.1749-6632.1976.tb25496.x .
Книги

Примечания

[ редактировать ]

Цитируемые работы

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8446a10c099a01bbf5e6f242da10f924__1721451900
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/84/24/8446a10c099a01bbf5e6f242da10f924.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Julian Jaynes - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)