Нейрофеноменология
Нейрофеноменология относится к программе научных исследований, направленной на сложной проблемы сознания решение прагматическое . [1] Он сочетает нейробиологию с феноменологией для изучения опыта , разума и сознания с упором на воплощенное состояние человеческого разума. [2] Эта область во многом связана с такими областями, как нейропсихология , нейроантропология и поведенческая нейробиология (также известная как биопсихология), а также изучение феноменологии в психологии .
Обзор [ править ]
Этикетка была придумана К. Лафлином , Дж. Макманусом и Э. д'Акуили в 1990 году. [3] Однако этот термин был присвоен и ему дано особое понимание когнитивным нейробиологом Франсиско Варелой в середине 1990-х годов. [4] чья работа вдохновила многих философов и нейробиологов продолжить это новое направление исследований.
Феноменология – философский метод исследования повседневного опыта. Основное внимание в феноменологии уделяется исследованию различных явлений (от греческого phainomenon , «то, что проявляется») в том виде, в каком они кажутся сознанию , то есть в перспективе от первого лица. Таким образом, феноменология является дисциплиной, особенно полезной для понимания того, как явления представляются нам и как мы приписываем им значение. [5] [6]
Нейронаука — это научное исследование мозга, изучающее аспекты сознания от третьего лица. [7] Некоторые ученые, изучающие сознание, полагают, что исключительное использование методов первого или третьего лица не даст ответов на сложные вопросы сознания. [8]
Исторически Эдмунд Гуссерль считается философом, чьи работы сделали феноменологию целостной философской дисциплиной с конкретной методологией изучения сознания, а именно эпохи . Гуссерль, который был бывшим учеником Франца Брентано , считал, что при изучении разума чрезвычайно важно признать, что сознание характеризуется интенциональностью , концепцией, которую часто объясняют как «осмысленность»; сознание всегда есть сознание чего -то. Особый акцент на феноменологии воплощения сделал философ Морис Мерло-Понти в середине 20 века.
Естественно, феноменология и нейробиология обнаруживают совпадение общих интересов. Однако, прежде всего из-за онтологических разногласий между феноменологией и философией сознания , диалог между этими двумя дисциплинами до сих пор остается весьма спорным предметом. [9] Сам Гуссерль очень критически относился к любым попыткам «натурализации» философии, а его феноменология была основана на критике эмпиризма , « психологизма » и «антропологизма» как противоречивых точек зрения в философии и логике. [10] [11] Влиятельная критика онтологических предположений вычислительной и репрезентативной когнитивной науки, а также искусственного интеллекта , сделанная философом Хьюбертом Дрейфусом , обозначила новые направления для интеграции нейробиологии с воплощенной онтологией. Работа Дрейфуса повлияла на ученых-когнитивистов и нейробиологов, заставивших их изучать феноменологию и воплотивших в себе когнитивную науку и/или энактивизм . Одним из таких случаев является нейробиолог Уолтер Фримен , чей нейродинамический анализ имеет ярко выраженный подход Мерло-Понти. [12]
См. также [ править ]
- Антонио Дамасио
- Аутопоэзис
- Биогенетический структурализм
- Биосемиотика
- Воплощенное познание
- Франсиско Варела
- Хьюберт Дрейфус
- Уолтер Фриман
Ссылки [ править ]
- ^ Рудрауф, Дэвид; Лутц, Антуан; Космелли, Диего; Лашо, Жан-Филипп; Ле Ван Куен, Мишель (2003). «От аутопоэзиса к нейрофеноменологии: исследование биофизики бытия Франсиско Варелой» . Биологические исследования . 36 (1): 27–65. дои : 10.4067/s0716-97602003000100005 . ПМИД 12795206 .
- ^ Галлахер, Шон (2009). «Нейрофеноменология» . Ин Бэйн, Т.; Клиреманс, А.; Уилкен, П. (ред.). Оксфордский спутник сознания . стр. 470–472. ISBN 978-0-19-856951-0 .
- ^ Лафлин, Чарльз (1990). Мозг, символ и опыт: к нейрофеноменологии человеческого сознания . Бостон, Массачусетс: Новая научная библиотека. ISBN 978-0-87773-522-9 . ОСЛК 20759009 .
- ^ Варела, Ф.Дж. (1 апреля 1996 г.). «Нейрофеноменология: методологическое средство решения сложной проблемы» . Журнал исследований сознания . 3 (4): 330–349.
- ^ Стэнфордская энциклопедия философии: феноменология
- ^ Галлахер, С. и Захави, Д. 2008. Феноменологический разум . Лондон: Рутледж, Глава 2.
- ^ «Нейронаука» . c.merriam-webster.com . Проверено 21 июля 2021 г.
- ^ Энгель, Андреас К.; Фристон, Карл Дж.; Крагич, Даника, ред. (2016). Прагматический поворот: к взглядам, ориентированным на действие, в когнитивной науке . МТИ Пресс.
- ^ Дебаты между Д. Чалмерсом и Д. Деннеттом: фантазия науки от первого лица
- ^ Интернет-энциклопедия философии : Эдмунд Гуссерль
- ^ Карел, Хави; Мичем, Дариан, ред. (2013). Феноменология и натурализм: изучение связи между человеческим опытом и природой . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9781107699052 .
- Эван Томпсон (7 октября 2014 г.). «Феноменология и натурализм: изучение связи между человеческим опытом и природой» . Философские обзоры Нотр-Дама (обзор).
- ^ «Юбер Дрейфус «Интеллект без репрезентации: критика ментальной репрезентации Мерло-Понти» » . Архивировано из оригинала 1 декабря 2008 г. Проверено 6 ноября 2008 г.
Дальнейшее чтение [ править ]
- МакЛеннан, Брюс Дж. (апрель 2019 г.). Финамор, Джон Ф. (ред.). «Нейрофеноменология и неоплатонизм». Международный журнал платонической традиции . 13 (1). Лейден и Бостон : Издательство Brill от имени Международного общества неоплатонических исследований : 51–67. дои : 10.1163/18725473-12341422 . eISSN 1872-5473 . ISSN 1872-5082 . S2CID 171757240 .
- Андрие, Бернар (2006). «Мозг во плоти: перспективы нейрофеноменологии» (PDF) . Янус Хед . 9 (1).
- Петито, Жан (1999). Натурализация феноменологии: проблемы современной феноменологии и когнитивной науки . Издательство Стэнфордского университета. ISBN 978-0-8047-3610-7 .
Внешние ссылки [ править ]

- Страница Эухенио Боррелли: Феноменология и когнитивная наука в Wayback Machine (архивировано 18 февраля 2012 г.)
- Стэнфордская энциклопедия философии: феноменология
- Статьи Франсиско Варелы по нейрофеноменологии и методам от первого лица
- Майкл Винкельман в archive.today (архивировано 9 декабря 2012 г.)
- http://www.neurophenomenology.com
- Юбер Дрейфус «Интеллект без репрезентации: критика ментальной репрезентации Мерло-Понти»
- Дебаты между Д. Чалмерсом и Д. Деннетом: фантазия науки от первого лица