Jump to content

Феноменология (психология)

Феноменология или феноменологическая психология , раздел психологии , является научным исследованием субъективного опыта. [1] Это подход к психологическим предметам, который пытается объяснить переживания с точки зрения субъекта посредством анализа его письменных или устных слов. [2] Этот подход уходит корнями в феноменологическую философскую работу Эдмунда Гуссерля . [3]

История [ править ]

Ранние феноменологи, такие как Гуссерль, Жан-Поль Сартр и Морис Мерло-Понти, проводили философские исследования сознания в начале 20 века. Их критика психологизма и позитивизма позже повлияла по крайней мере на две основные области современной психологии: феноменологический психологический подход школы Дюкена ( дескриптивный феноменологический метод в психологии ), включая Амедео Джорджи. [3] [4] и Фредерик Верц ; и экспериментальные подходы, связанные с Франсиско Варелой , Шоном Галлахером , Эваном Томпсоном и другими ( тезис о воплощенном разуме ). Другие имена, связанные с движением, включают Джонатана Смита ( интерпретативный феноменологический анализ ), Стейнара Квале и Вольфганга Келера . Но «еще более сильное влияние на психопатологию оказал Хайдеггер (1963), особенно Кунц (1931), Бланкенбург (1971), Телленбах (1983), Бинсвангер (1994) и другие». [5] Феноменологические психологи также сыграли заметную роль в истории движения гуманистической психологии . [6]

Методология [ править ]

Феноменология занимается богатым качественным описанием опыта первого лица. [7] Это контрастирует с количественными подходами, которые стремятся операционализировать, абстрагировать и прогнозировать поведение. [7] Следуя боевому кличу Гуссерля «назад к самим вещам», феноменологический подход стремится избежать предположений о глубинных причинах и вместо этого делает упор на прямом описании явлений, будь то посредством самоанализа или внимательного наблюдения за другим человеком. [8]

Опыт [ править ]

переживающим субъектом можно считать личность или себя . Для удобства В феноменологической философии (и в частности в работах Гуссерля, Хайдеггера и Мерло-Понти) «опыт» представляет собой значительно более сложное понятие, чем оно обычно принимается в повседневном использовании. Напротив, опыт (или бытие, или само существование) является феноменом «по-отношению» и определяется качествами направленности, воплощения и обмирщенности, которые вызываются термином « Бытие-в-Мире». ". [9]

Качество или природа данного опыта часто обозначается термином квалиа , архетипическим примером которого является «покраснение». Например, мы можем спросить: «Мое ощущение покраснения такое же, как ваше?» [10] Хотя на такой вопрос сложно ответить каким-либо конкретным образом, концепция интерсубъективности часто используется как механизм понимания того, как люди способны сопереживать переживаниям друг друга и действительно участвовать в осмысленном общении по поводу них. Центральное место здесь занимает феноменологическая формулировка «Бытия-в-мире», где человек и мир взаимно конститутивны. [11]

Наблюдатель или, в некоторых случаях, интервьюер достигает этого чувства понимания и чувства связи с опытом субъекта посредством субъективного анализа опыта, а также подразумеваемых мыслей и эмоций, которые он передает в своих словах. [2]

изучения субъективности Проблемы

Философская психология, преобладавшая до конца XIX века, в значительной степени опиралась на самоанализ . Спекуляции относительно разума, основанные на этих наблюдениях, подверглись критике со стороны новаторских сторонников более научного и объективного подхода к психологии, таких как Уильям Джеймс и бихевиористы Эдвард Торндайк , Кларк Халл , Джон Б. Уотсон и Б. Ф. Скиннер . Однако не все согласны с тем, что интроспекция по своей сути проблематична, например Франсиско Варела , который обучал участников эксперимента структурированной «интроспекции» феноменологической редукции . [12]

В начале 1970-х годов Амедео Джорджи применил феноменологическую теорию к разработке описательного феноменологического метода в психологии. Он стремился преодолеть определенные проблемы, которые он обнаружил в своей работе в области психофизики, подходя к субъективным явлениям с традиционной гипотетико-дедуктивной структуры естественных наук. Георгий надеялся использовать то, что он узнал из своего естественнонаучного образования, для разработки строгого качественного метода исследования. Его целью было обеспечить надежность и достоверность феноменологических исследований, и он добился этого, стремясь сделать их процессы все более измеримыми. [13]

Философы уже давно столкнулись с проблемой « квалиа ». Лишь немногие философы верят, что можно быть уверенным в том, что переживание «покраснения» объекта у одного человека такое же, как и у другого, даже если у обоих людей фактически идентичная генетическая и экспериментальная история. [14] В принципе, та же трудность возникает и в чувствах (субъективном переживании эмоции), в переживании усилия и особенно в «смысле» понятий. [15] В результате многие качественные психологи заявили, что феноменологическое исследование по сути является вопросом « создания смысла » и, следовательно, вопросом, к которому следует обращаться с помощью интерпретативных подходов. [9] [16]

Приложения [ править ]

Психотерапия [ править ]

Карла Роджерса основана Теория личностно-центрированной психотерапии непосредственно на теории «феноменального поля» личности Комбса и Снигга. [17] [18] Эта теория, в свою очередь, была основана на феноменологическом мышлении. [19] Роджерс пытается установить более тесный контакт терапевта с человеком, слушая рассказ человека о его недавних субъективных переживаниях, особенно об эмоциях, о которых человек не полностью осознает. Например, в отношениях проблема часто основана не на том, что на самом деле произошло, а на восприятии и чувствах каждого человека в отношениях. «В основе феноменологии лежит попытка описать и понять такие явления, как забота, исцеление и целостность, переживаемые людьми, пережившими их». [20]

Недавние заявки [ править ]

Изучение и практика феноменологии сегодня продолжают расти и развиваться. В 2021 году было проведено исследование опыта людей, посещавших центр сосуществования (CECO), с использованием феноменологических интервью, чтобы понять жизнь участников. После интервью исследователи составили подробное повествование, изложив своими словами свое понимание опыта участников. Этот процесс привел исследователей к пониманию того, что «CECO является благоприятным пространством для развития индивидуальных и коллективных возможностей и оценки конструктивных социальных отношений, которые способствуют и сохраняют присущую людям тенденцию к росту, автономии и психологическому взрослению». [21]

Еще одним примером феноменологии последних лет является статья, опубликованная в 2022 году, в которой объясняется, как феноменология может вырасти в более широкую область исследований, если мы осознаем, что феноменология способна делать опыт других людей более ясным, устраняя разрыв между субъективным и объективным. реальность. Он выдвигает «методологическую концепцию феноменологического объяснения, способствующую развитию феноменологии как психологии». [22]

Отзывы [ править ]

Лебона В 2022 году Герхард Тонхаузер опубликовал статью, в которой критикует феноменологию в психологии за принятие психологии толпы , а также то, что Тонхаузер называет «моделью болезни передачи эмоций». Тонхаузер утверждает, что практически нет доказательств существования концепции психологии толпы Лебона, на которую опирается феноменология. [23]

В статье 2015 года, написанной для блога Partially Examined Life , Майкл Берджесс утверждает, что «...фундаментальная проблема здесь заключается в том, что сознание не является контейнером для объектов; это утверждение в основном вытекает из другого: что сам мир кажется односторонним. но это другое, поэтому в своем первоначальном состоянии «кажущегося» оно само по себе не может быть реальным (эта иллюзия метафизична)». [24]

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. ^ Харди Лихи, Томас (2001). История современной психологии . Нью-Джерси: Прентис Холл. п. 381. ИСБН  0-13-017573-0 .
  2. ^ Перейти обратно: а б Лестер, Стэн (1999). «Введение в феноменологические исследования» .
  3. ^ Перейти обратно: а б Георгий, Амедео . (1970). Психология как наука о человеке. Нью-Йорк: Харпер и Роу.
  4. ^ Георгий, Амедео . (2009). Описательно-феноменологический метод в психологии. Издательство Университета Дюкен: Питтсбург, Пенсильвания.
  5. ^ Краус, Альберт (2010). «Экзистенциальные априори и феноменология шизофрении» (PDF) . Диалоги в философии, ментальных и нейронауках . 3 (1): 1–7. Архивировано (PDF) из оригинала 3 марта 2017 г.
  6. ^ Ройс, Джозеф Р.; Мосс, Леендерт П. (1981). Гуманистическая психология: концепции и критика . Нью-Йорк: Пленум Пресс. стр. 100-1 xiii–xv. ISBN  978-1-4684-1073-0 .
  7. ^ Перейти обратно: а б Лэнгдридж, Даррен (2007). Феноменологическая психология: теория, исследования и метод . Харлоу, Англия: ISBN Pearson Education Ltd.  978-0-13-196523-2 . OCLC   72354977 .
  8. ^ Моран, Дермот (04 июля 2019 г.), Стангеллини, Джованни; Брум, Мэтью; Рабалло, Андреа; Фернандес, Энтони Винсент (ред.), «Феноменологический подход» , Оксфордский справочник по феноменологической психопатологии , Oxford University Press, стр. 204–215, doi : 10.1093/oxfordhb/9780198803157.013.26 , ISBN  978-0-19-880315-7 , получено 29 апреля 2023 г.
  9. ^ Перейти обратно: а б Лэнгдридж, Д. (2006). Феноменологическая психология: теория, исследования и метод. Харлоу: Пирсон.
  10. ^ Тай, Майкл (20 августа 1997 г.). «Квалиа» . В Залте, Эдвард Н. (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии (изд. лета 2018 г.).
  11. ^ Дэвидсен, А.С. (2013). «Качественные исследования в психологии» . Феноменологические подходы в психологии и науках о здоровье . 10 (3): 318–339. дои : 10.1080/14780887.2011.608466 . ПМК   3627202 . ПМИД   23606810 .
  12. ^ Варела, FJ (1996). Нейрофеноменология: методологическое средство решения сложной проблемы. Журнал исследований сознания, 3330–350.
  13. ^ «Амедео Джорджи: жизнь в феноменологии - блог феноменологии» . Phenomenologyblog.com . Архивировано из оригинала 23 октября 2017 года . Проверено 24 апреля 2018 г.
  14. ^ Тай, Майкл (2018), «Квалиа» , в Залте, Эдвард Н. (редактор), Стэнфордская энциклопедия философии (изд. лета 2018 г.), Лаборатория метафизических исследований, Стэнфордский университет , получено 20 января 2021 г.
  15. ^ Тай, Майкл (2021 г.), «Квалиа» , в Залте, Эдвард Н. (редактор), Стэнфордская энциклопедия философии (изд. осенью 2021 г.), Лаборатория метафизических исследований, Стэнфордский университет , получено 16 ноября 2021 г.
  16. ^ Зейднер, Стэнли С. (1989). «Дилемма Келера», В вопросах языковой оценки . том 3. Ред., Стэнли С.Зейднер. Спрингфилд, Иллинойс: Совет по образованию штата. стр. 5–6.
  17. ^ Снигг, Дональд; Комбс, Артур В. (1949). Индивидуальное поведение: новая система координат для психологии . Нью-Йорк: Харпер и братья.
  18. ^ Роджерс, Карл Р. (1951) Клиент-центрированная терапия . Бостон: Хоутон Миффлин.
  19. ^ Бори, К. Джордж (1998). «Теории личности (теория Снигга и Комбса)» . webspace.ship.edu . Архивировано из оригинала 7 августа 2007 года . Проверено 7 октября 2007 г.
  20. ^ Войнар, Д.М., и Суонсон, К.М. (2007). Феноменология: исследование. Журнал целостного ухода, 25 (3), 172–180.
  21. ^ Андраде, Эберсон душ Сантос; Кюри, Вера Энглер (2021). «Исследование опыта пользователей общественного центра с точки зрения гуманистической психологии и феноменологии» . Журнал гештальт-подхода (на португальском языке). 27 (1): 25–36. дои : 10.18065/2021v27n1.3 . ISSN   1809-6867 .
  22. ^ Ватанабэ, Цунео (2022). «Как развивать феноменологию как психологию: от описания к разъяснению, на примере исследования анализа сновидений» . Интегративная психологическая и поведенческая наука . 56 (4): 964–980. дои : 10.1007/s12124-020-09581-w . ISSN   1932-4502 . ПМИД   33098070 . S2CID   225057758 .
  23. ^ Тонхаузер, Герхард (2022). «Критика психологического наследия толпы в ранней социологии, классической феноменологии и современной социальной психологии» . Континентальный обзор философии . 55 (3): 371–389. дои : 10.1007/s11007-022-09566-z . ISSN   1387-2842 . ПМЦ   8919694 . ПМИД   35309758 .
  24. ^ Берджесс, Майкл (26 марта 2015 г.). «Феноменология неверна» . Частично исследованный подкаст философии жизни: философский подкаст и блог . Проверено 29 апреля 2023 г.

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a44e46189638b7f1f6a87e7530df7ce2__1712316180
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a4/e2/a44e46189638b7f1f6a87e7530df7ce2.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Phenomenology (psychology) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)