Jump to content

Создание смысла

Девушка, оплакивающая свою мертвую птицу , Жан -Батист Грёз

В психологии истолковывают создание смысла — это процесс того, как люди , понимают или осмысливают жизненные события, отношения и самого себя. [1]

Этот термин широко используется в конструктивистских подходах к консультативной психологии и психотерапии . [2] особенно во время тяжелой утраты , когда люди придают какое-то значение пережитой смерти или утрате. [3] Этот термин также используется в педагогической психологии . [4]

В более широком смысле смыслообразование является основным объектом исследования семиотики , биосемиотики и других областей. [5] Социальное смыслообразование является основным объектом исследования социальной семиотики и смежных дисциплин. [5]

Виктор Франкл , автор книги «Человек в поисках смысла»

Психиатр и Холокост переживший Виктор Франкл , основатель логотерапии в 1940-х годах, в своей книге 1946 года « Человек в поисках смысла» утверждал , что основной мотивацией человека является поиск смысла жизни. [6] Франкл настаивал на том, что смысл можно найти при любых обстоятельствах, даже в самых болезненных переживаниях утраты и трагедии. Он сказал, что люди могут открыть смысл, совершая поступок, испытывая ценность и испытывая страдания. Хотя Франкл не использовал термин «создание смысла», его акцент на создании смысла оказал влияние на более поздних психологов. [7]

Нил Постман и Чарльз Вайнгартнер, оба критики образования и пропагандисты исследовательского образования , опубликовали главу под названием «Создание смысла» в своей книге 1969 года « Обучение как подрывная деятельность ». [8] В этой главе они описали, почему они предпочитают термин «создание смысла» любым другим метафорам преподавания и обучения:

В свете всего этого, возможно, вы поймете, почему мы предпочитаем метафору «создание смысла» большинству метафор разума, используемых в школах. Во-первых, он гораздо менее статичен, чем другие. Он подчеркивает процессуальный взгляд на мышление, включая тот факт, что «мышление» претерпевает постоянные изменения. «Создание смысла» также заставляет нас сосредоточиться на индивидуальности и уникальности создателя смысла ( мыслителя ). В большинстве других метафор предполагается, что все учащиеся «одинаковы». «Сад», который нужно возделывать, тьму, которую нужно освещать, фундамент, на котором нужно строить, глину, которую нужно лепить — всегда подразумевается, что все обучение будет происходить одинаковым образом. Цветы будут одного цвета, свет будет освещать ту же комнату, глина примет ту же форму и так далее. Более того, такие метафоры подразумевают границы, предел обучения. Сколько цветов может вместить сад? Сколько воды может вместить ведро? Что происходит с учеником после того, как его разум сформирован? Насколько большим может быть здание, даже если оно построено на прочном фундаменте? «Создатель смысла» не имеет такого ограничения. Его воспитательному процессу нет конца. Он продолжает создавать новые смыслы...

- Нил Постман и Чарльз Вайнгартнер, «Создание смысла». [9]

К концу 1970-х годов термин «создание смысла» стал использоваться все чаще. [10] Этот термин стал часто использоваться в конструктивистской теории обучения, которая утверждает, что знания — это нечто, что активно создается людьми по мере того, как они испытывают что-то новое и интегрируют новую информацию со своими текущими знаниями. [4] Психолог развития Роберт Кеган использовал термин «создание смысла» в качестве ключевого понятия в нескольких широко цитируемых текстах по консультированию и человеческому развитию, опубликованных в конце 1970-х - начале 1980-х годов. [11] Кеган писал: « Человек — это создание смысла . Для человека эволюция означает развитие систем значений ; задача организмов — организовывать, как говорит Перри (1970)». [12] Термин «создание смысла» также использовался психологами под влиянием Джорджа Келли теории личного конструкта . [13]

В обзоре литературы по созданию смысла, опубликованной в 2010 году, психолог Кристал Л. Парк отметила, что существует богатая теория создания смысла, но эмпирические исследования не поспевают за развитием теории. [14] В 2014 году состоялся Первый Конгресс по строительству личного смысла. [15] состоялся в рамках восьмой раз в два года Международной конференции по смыслу, созванной Международной сетью по личному смыслу. [16]

Обучение как создание смысла

[ редактировать ]

Термин «создание смысла» использовался в конструктивистской педагогической психологии для обозначения личной эпистемологии , которую люди создают, чтобы помочь им осмыслить влияния, отношения и источники знаний в их мире. [4]

Например, примерно в 1980 году психолог Роберт Кеган разработал теоретическую основу, постулирующую пять уровней смыслообразования, вдохновленную теорией когнитивного развития Пиаже ; каждый уровень описывает более продвинутый способ понимания опыта, и люди могут освоить каждый уровень по мере своего психологического развития. [11] В книге Кегана « Над нашими головами » он применил свою теорию создания смысла к жизненным сферам воспитания детей (семьи), партнерства (пары), работы (компании), исцеления (психотерапия) и обучения (школы). [17]

Согласно теории преобразующего обучения , разработанной социологом и педагогом Джеком Мезировом в 1980-х и 1990-х годах, взрослые интерпретируют смысл своего опыта через призму глубоко укоренившихся предположений. [18] Когда они сталкиваются с чем-то, что противоречит или бросает вызов их способу ведения переговоров о мире, им приходится пройти через преобразующий процесс оценки своих предположений и процессов придания значения, что может привести к личностному росту и расширению кругозора. Опыт, который заставляет людей заниматься этим критическим самоанализом, или то, что Мезиров назвал «дезориентирующими дилеммами», [18] Это могут быть такие события, как потеря, травма, стрессовые жизненные перемены или другие прерывания.

В оперантной (поведенческой) психологии Ричард ДеГрандпре процитировал Кегана и показал, как модель оперантного обусловливания можно интерпретировать как процесс создания смысла. [19] [20] Как традиционно понимается в поведенческой теории, стимул осуществляет контроль над поведением, поскольку это поведение подкрепляется в присутствии этого стимула. [19] ДеГрандпре утверждал, что последствия не подкрепляют поведение сами по себе, а скорее формируют значение стимульных условий, в которых происходит поведение. [19] Таким образом, в интерпретации ДеГрандпре большая часть человеческого смысла является продуктом этой непредвиденной ситуации, когда значимые стимулы, включая частные эмоции, приходят, чтобы направлять поведение людей, в результате длительных историй последовательных событий людей. [19] Эта интерпретация резюмируется:

Акцент... делается на общности основных оперантных концепций, где обучение представляет собой процесс создания смысла, который в значительной степени регулируется естественными обстоятельствами; подкрепление — это органический процесс выбора отношений между средой и поведением, определяемый здесь как диалектический процесс создания смысла; а подкрепления — это последствия опыта с приобретенными, экологически обусловленными значениями. [21]

В скорби

[ редактировать ]

Переживая смерть , людям часто приходится создавать новый смысл своей утраты. Вмешательства, способствующие осознанию смысла, могут быть полезны для скорбящих, поскольку было обнаружено, что некоторые вмешательства улучшают как психическое, так и физическое здоровье. [22] Однако, по мнению некоторых исследователей, «для некоторых людей с трудным прошлым усилия по поиску смысла могут быть психологически нездоровыми», когда эти усилия «больше похожи на размышления, чем на решение» проблем. [23]

Некоторые исследователи сообщают, что создание смысла может помочь людям чувствовать себя менее расстроенными и позволяет им стать более устойчивыми перед лицом утраты. [24] И наоборот, неспособность придать смысл смерти приводит к более длительным страданиям некоторых людей. [25]

Существуют различные стратегии, которые люди могут использовать для создания смысла; многие из них обобщены в книге « Техники терапии горя» . [26] В одном исследовании была разработана «Кодовая книга значения потери», в которой общие стратегии создания смысла сгруппированы в 30 категорий. [27] Среди этих стратегий создания смысла наиболее часто используемые категории включают: личностный рост, семейные узы, духовность, ценность жизни, негативный аффект, непостоянство, образа жизни изменение , сострадание и освобождение от страданий. [28]

Семейные узы

[ редактировать ]

У людей, использующих существующие семейные узы для создания смысла, «меняются взгляды и / или поведение по отношению к членам семьи». [29] С помощью этой стратегии создания смысла люди создают смысл потери посредством взаимодействия с членами семьи и прилагают больше усилий, чтобы проводить с ними больше времени. [27] Когда люди используют семью, чтобы придать смысл утрате, в семейной системе появляется больше стратегий создания смысла. Несколько стратегий, которые члены семьи используют, чтобы помочь друг другу справиться с ситуацией, — это обсуждение наследия умершего и разговор с лицами, не являющимися членами семьи, о потере. [30]

Когда члены семьи могут открыто выражать свои взгляды и убеждения , это может привести к улучшению благосостояния и уменьшению разногласий в семье. [31] Установление смысла жизни в семье также может повысить удовлетворенность браком за счет снижения семейной напряженности, особенно если умерший был другим членом семьи. [22]

Духовность и религиозность

[ редактировать ]

Создание смысла через духовность и религиозность имеет важное значение, поскольку оно помогает людям справиться со своей потерей, а также развивать свои собственные духовные или религиозные убеждения. [32] Духовность и религиозность помогают скорбящим думать о трансцендентной реальности, делиться своим мировоззрением и испытывать чувство принадлежности к сообществам с общими убеждениями.

Когда люди с мировоззрением о божественности обретают смысл через духовность и религиозность, эти «люди воспринимают божественное как участие в крупном стрессовом жизненном событии» и используют божественное, чтобы обрести смысл потери. [33] Есть три основных способа, которыми теистический человек может создавать смысл через религию: доброжелательная религиозная переоценка, карающая переоценка Бога и переоценка Божьей силы. [33] Благожелательные религиозные переоценки представляют Бога в положительном свете, и скорбящие могут рассматривать смерть как часть Божьего плана. Переоценка наказания Бога выставляет Бога в темном свете, и скорбящие могут обвинять Бога в утрате или чувствовать себя наказанными Богом. Переоценка силы Бога ставит под сомнение способность Бога вмешаться в ситуацию. [33] Все эти оценки способствуют тому, как скорбящий может создать смысл своей потери.

Другая стратегия создания смысла, которую используют люди, — это создавать смысл, ценя свою собственную жизнь. Люди, которые таким образом создают смысл, могут попытаться дорожить своей жизнью, попытаться найти свое предназначение или изменить свой образ жизни. [27]

Филантропия

[ редактировать ]

Скорбящие могут придать смысл смерти посредством благотворительных услуг, таких как благотворительные организации, фонды и организации. Создание смысла посредством филантропии может создать финансовую поддержку, социальную поддержку, эмоциональную поддержку и помогает добиться положительных результатов от негативного опыта смерти. [34] Например, одна пара, потерявшая ребенка, рассказала, как они разработали «Проект Норы» после смерти их дочери-инвалида, чтобы помочь обеспечить инвалидными колясками детей с ограниченными возможностями по всему миру. [34] Мать сказала: «С помощью «Проекта Норы» я также исцеляюсь. Я могу превратить что-то ужасное, как она умерла, во что-то, что принесет миру добро». [34] Как и эта мать, люди часто хотят создать или сделать что-то хорошее для других. Филантропия помогает людям обретать смысл, постоянно и альтруистично уважая жизнь и одновременно помогая другим пережить аналогичный опыт. [34]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Игнельзи 2000 , с. 5: «Создание смысла, процесс того, как люди осмысливают знания, опыт, отношения и самого себя, должен учитываться при разработке учебной среды колледжа, способствующей обучению и развитию». Гиллис, Неймейер и Милман, 2014 г. , с. 208: Посредством создания смысла люди «сохраняют, подтверждают, пересматривают или заменяют элементы своей системы ориентации для разработки более тонких, сложных и полезных систем».
  2. ^ Например: Кеган 1980 ; Кеган 1982 ; Карлсен 1988 ; Дерпт и Миллер 1992 ; Драт и Палус 1994 ; Розен и Кюльвейн, 1996 г .; Бассешес 1997 ; Неймейер и Раскин 2000 ; Маккей, 2003 г .; Неймейер 2009 г.
  3. ^ Например: Эптинг и Неймейер, 1984 ; Аттиг 1996 ; Дока и Дэвидсон, 1998 г .; Неймейер, 2001 г .; Калайджян и Юджин, 2010 г .; Дырегров и др. 2011 год ; Штеффен и Койл, 2011 г .; Неймейер, 2012 г .; Гиллис, Неймейер и Милман, 2014 г.
  4. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Например: Почтальон и Вайнгартнер, 1969 ; Новак 1993 ; Мерриам и Хойер, 1996 г .; Рем 1999 ; английский 2000 г .; Куннен и Босма 2000 ; Мортимер и Скотт 2003 ; Викман, 2006 г .; Скотт, Мортимер и Агиар, 2006 г .; Нэш и Мюррей 2010 ; Бакстер Маголда и Кинг, 2012 г .; Фантоцци 2012
  5. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Тибо 2003 , с. 41: «...описание коммуникативных практик сообщества не может быть адекватно выполнено в рамках какой-либо одной дисциплины гуманитарных и социальных наук. Такое предприятие обязательно является трансдисциплинарным и опирается на идеи социологии, этнологии, лингвистики. , антропология, социальная психология и т. д., чтобы разработать единую концептуальную основу для разговоров о создании социальных смыслов (Gumperz 1992)».
  6. ^ Франкл 1962 .
  7. ^ Поиск цитат из работ Франкла в Google Scholar показывает, что «Человек в поисках смысла» цитируется некоторыми из самых влиятельных психологов и психотерапевтов 20-го века; он цитируется в книге Аарона Т. Бека « Когнитивная терапия депрессии» ; Новое руководство Альберта Эллиса по рациональной жизни ; Ричард С. Лазарус и Сьюзан Фолкман «Стресс, оценка и преодоление трудностей »; » Карла Роджерса «Свобода учиться ; и тысячи других текстов.
  8. ^ Почтальон и Вайнгартнер, 1969 .
  9. ^ Почтальон и Вайнгартнер 1969 , с. 91.
  10. ^ Как видно из Google Ngram термина «создание смысла» в Google Ngram Viewer , использование термина «создание смысла» в базе данных Google Книг резко возросло незадолго до 1980 года и увеличилось после этого.
  11. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Например: Кеган 1980 ; Кеган 1982 ; Фантоцци 2012
  12. ^ Кеган 1980 , с. 374; Кеган имел в виду Перри 1970 года.
  13. ^ Например: Эптинг и Неймейер, 1984 г.
  14. ^ Парк 2010 , стр. 290–293.
  15. ^ Медлок 2016 .
  16. ^ «Первый конгресс по формированию личного смысла: исследование того, что делает жизнь стоящей» . значение.ca . Архивировано из оригинала 7 апреля 2016 г. Проверено 7 апреля 2016 г.
  17. ^ Кеган 1994 .
  18. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Мезиров 2009 ; Парк 2010
  19. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д ДеГрандпре 2000 .
  20. ^ Стрэнд, Барнс-Холмс и Барнс-Холмс 2003 , стр. 107, 114.
  21. ^ ДеГрандпре 2000 , с. 721.
  22. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Маккей и Блак, 2010 , с. 720: «В своем исследовании родителей, переживших тяжелую утрату, Мерфи и др. (2003) показали, что поиск смысла был связан с меньшим психическим расстройством, более высокой удовлетворенностью браком и лучшим физическим здоровьем. Аналогичные связи с лучшей адаптацией были обнаружены в других выборках скорбящих родителей. родители (Keesee et al., 2008) и взрослые, потерявшие близких в результате насильственных действий (например, несчастных случаев, убийств и самоубийств; Currier, Holland & Neimeyer, 2006)».
  23. ^ Продажи, Merrill & Fivush 2013 , стр. 97.
  24. ^ Например: Калхун и Тедески, 2006 ; Дэвис, Харасимчук и Воль, 2012 ; Вебстер и Дэн, 2015 г.
  25. ^ Дэвис, Нолен-Хоксема и Ларсон 1998 .
  26. ^ Неймейер 2012 .
  27. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Гиллис, Неймейер и Милман, 2014 г.
  28. ^ Гиллис, Неймейер и Милман, 2014 , стр. 212–213.
  29. ^ Гиллис, Неймейер и Милман, 2014 , стр. 212.
  30. ^ Блэк, Сантанелло и Рубинштейн 2014 .
  31. ^ Дэвис, Харасимчук и Воль 2012 .
  32. ^ Путь 2013 года .
  33. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Штейн и др. 2009 год
  34. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Помада 2014 года .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2cd1efc1d91ffa7cf08d3de3dbc74a7f__1704606660
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/2c/7f/2cd1efc1d91ffa7cf08d3de3dbc74a7f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Meaning-making - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)