Jump to content

Праксиология

В философии праксиология праксиология или ( praxis ( / ˌ p r æ k s i ˈ ɒ l ə i / ; от древнегреческого πρᾶξις ) «деяние, действие» и -λογία (-logia) «изучение») — это теория человеческого действия , основанная на представлении о том, что люди ведут целенаправленное поведение, в отличие от рефлексивного поведения и другого непреднамеренного поведения.

Французский социальный философ Альфред Эспинас придал этому термину его современное значение, а праксиология развивалась независимо двумя основными группами: австрийской школой , возглавляемой Людвигом фон Мизесом , и польской школой, возглавляемой Тадеушем Котарбинским . [1]

Происхождение и этимология

[ редактировать ]

Создание слова праксиология ( praxéologie ) часто приписывают Луи Бурдо, французскому автору классификации наук, которую он опубликовал в своей «Теории наук: Plan de Science intégrale» в 1882 году: [2]

В силу двойственной природы специализации и всеобщности эти функции должны быть предметом отдельной науки. Некоторые ее части изучаются уже давно, поскольку наибольший интерес всегда представлял именно такого рода исследования, в которых главным объектом мог бы быть человек. Физиология, гигиена, медицина, психология, история животных, история человечества, политическая экономия, мораль и т. д. представляют собой фрагменты науки, которую мы хотели бы основать, но как фрагменты, разрозненные и несогласованные, остались до сих пор лишь части частных наук. Их следует соединить вместе и сделать целостным, чтобы подчеркнуть порядок целого и его единство. Теперь у вас есть наука, пока безымянная, которую мы предлагаем назвать Праксиологией (от πραξις — действие), или, имея в виду влияние среды, мезологией (от μεσος — среда). [3]

Однако этот термин использовался по крайней мере один раз ранее (с небольшой разницей в написании), в 1608 году, Клеменсом Тимплером в его Philosophiae pratticae systema Methodicum :

Была Аретология: вслед за Праксиологией: которая является второй частью Этики, в общем, комментирующей действия моральных добродетелей. [4]

Позже он был упомянут Робертом Флинтом в 1904 году в обзоре «Теории наук» Бурдо . [2] [5]

Современное определение этого слова было впервые дано Альфредом В. Эспинасом (1844–1922). [6] французский философ и социолог; он был предшественником польской школы науки эффективного действия. [2] Австрийская экономическая школа основывалась на аналогичной философской науке. [2]

В другом написании это слово использовал английский психолог Чарльз Артур Мерсье (в 1911 году) и предложил Найт Данлэп Джону Б. Уотсону как лучшее название для своего бихевиоризма , но Уотсон отверг его. [2] Китайский физиолог поведения Цзин-Ян Го (р. 1898) принял этот термин примерно в 1935 году. [2] [7] Его также использовал Уильям Макдугалл (в 1928 году и позже). [2] [8]

Ранее слово «праксиология» в том значении, которое придал ему Эспинас, использовал Тадеуш Котарбинский (в 1923 г.). [2] Украинский экономист Евгений Слуцкий (1926) использовал его в своей попытке основать экономику на теории действия. [2] Его также использовали австрийский экономист Людвиг фон Мизес (1933), русский марксист Николай Бухарин (1888–1938) во время Второго международного конгресса по истории науки и техники в Лондоне (в 1931 году) и польский ученый Оскар Ланге (1904–1965 ). ) в 1959 году и позже. [2]

Сицилийский философ Кармело Оттавиано использовал итальянизированную версию, prassiologia , в своих трактатах, начиная с 1935 года, но по-своему, как теорию политики. [2] После Второй мировой войны использование термина праксиология широко распространилось. [2] После эмиграции Мизеса в США его ученик Мюррей Ротбард защищал праксиологический подход. [2] Возрождение подхода Эспинаса во Франции проявилось в работах Пьера Массе (1946), кибернетика Жоржа Теодуля Гильбо (1953), бельгийского логика Лео Апостеля (1957), кибернетика Анатоля Рапопорта (1962), Анри Пьерона. , психолог и лексикограф (1957), Франсуа Перру , экономист (1957), социальный психолог Робер Даваль (1963), известный социолог Раймон Арон (1963) и методисты Авраам Антуан Молес и Ролан Код (1965). . [2]

Под влиянием Тадеуша Котарбинского в Польше процветала праксиология. [2] специальный «Центр праксиологии» ( Zaklad Praxeologiczny Под организационным руководством Польской академии наук был создан ) со своим периодическим изданием (с 1962), называвшимся сначала Materiały Prakseologiczne ( «Праксеологические статьи» ), а затем сокращенно « Prakseologia» . [2] В нем опубликованы сотни статей разных авторов, а также материалы специального словаря под редакцией профессора Тадеуша Пщоловского, ведущего праксиолога молодого поколения. [2] Подробный обзор праксиологического подхода можно найти в статье французского статистика Мишлин Петрушевич «A propos de la praxéologie». [2] [9]

Людвиг фон Мизес находился под влиянием нескольких теорий при формировании своей работы по праксиологии, включая Иммануила Канта работы Макса Вебера , работы о методологическом индивидуализме и Карлом Менгером развитие субъективной теории ценности . [10]

Философ науки Марио Бунге опубликовал работы по систематической философии , которые внесли вклад в праксиологию. [11] : 407 

Австрийская экономика

[ редактировать ]

Австрийская экономика в традициях Людвига фон Мизеса в значительной степени опирается на праксиологию при разработке своих экономических теорий. [12] Мизес считал экономику субдисциплиной праксиологии. [13] Экономисты австрийской школы, следуя Мизесу, используют праксиологию и дедукцию, а не эмпирические исследования, для определения экономических принципов. По мнению этих теоретиков, взяв за отправную точку аксиому действия , можно сделать выводы о человеческом поведении, которые будут одновременно объективными и универсальными. Например, представление о том, что люди совершают акты выбора, подразумевает, что у них есть предпочтения, и это должно быть верно для любого, кто демонстрирует намеренное поведение. [ нужна ссылка ]

Сторонники праксиологии также говорят, что она дает понимание области этики. [14]

Подразделения

[ редактировать ]

В 1951 году Мюррей Ротбард разделил подотрасли праксиологии следующим образом:

А. Теория изолированного человека ( Экономика Крузо )
Б. Теория добровольного межличностного обмена ( Каталлактика , или Экономика рынка)
1. Бартер
2. С помощью средства обмена
а. На свободном рынке
б. Последствия насильственного вмешательства в рынок
в. Последствия насильственной отмены рынка (социализма)
C. Теория войны – враждебные действия
D. Теория игр ( Game Theory ) (например, фон Неймана и Моргенштерна )
Е. Неизвестно

В то время темы C, D и E рассматривались Ротбардом как открытые исследовательские проблемы. [15]

Томас Майер утверждал, что, поскольку праксиология отвергает позитивизм и эмпиризм в разработке теорий , она представляет собой не что иное, как отказ от научного метода . По мнению Майера, это лишает законной силы методологии австрийской экономической школы . [16] [17] Австрийцы утверждают, что самих эмпирических данных недостаточно для описания экономики; что, следовательно, эмпирические данные не могут фальсифицировать экономическую теорию; что логический позитивизм не может предсказать или объяснить действия человека; и что методологические требования логического позитивизма невозможно реализовать для экономических вопросов. [18] [12] Людвиг фон Мизес, в частности, выступал против эмпиристских подходов к социальным наукам в целом, поскольку человеческие события уникальны и неповторяемы, тогда как эксперименты в физических науках обязательно воспроизводимы. [18]

Однако экономист Энтони Дэвис утверждает, что, поскольку статистические тесты основаны на независимом развитии теории, для выбора модели необходима некоторая форма праксиологии; и наоборот, праксиология может проиллюстрировать удивительные философские последствия экономических моделей. [19]

Аргентино-канадский философ Марио Бунге отверг версию праксиологии фон Мизеса как «не что иное, как принцип максимизации субъективной полезности - причудливую версию эгоизма». [11] : 394  Бунге, который также был яростным критиком лженауки , предупреждал, что, если «праксиология воспринимается в чрезвычайно общих терминах и отделена как от этики, так и от науки, она вряд ли имеет какую-либо практическую ценность». [11] : 394 

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Райан, Лео В.; Насер, Ф. Байрон; Гаспарски, Войцех, ред. (2002). Праксиология и прагматизм . Праксиология: международный ежегодник практической философии и методологии. Том. 10. Нью-Брансуик, Нью-Джерси: Издатели транзакций . стр. 7–9. ISBN  978-0765801678 . OCLC   49617735 .
  2. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р Островский, Ян Дж. (октябрь 1968 г.). «Рецензия на книгу: Праксиология - введение в науку об эффективных действиях . Тадеуш Котарбинский. Перевод с польского Ольгерда Войтасевича. (Оксфорд, Pergamon Press; Варшава, Польское научное издательство, 1965. Стр. ii + 219. Цена 50 шиллингов. )". Философия . 43 (166): 402–404. дои : 10.1017/S0031819100063026 . JSTOR   3750267 . S2CID   170701970 .
  3. ^ Бурдо, Луи (1882). «Теория науки: план интегральной науки» . Лиллиада – Университет Лилля – Науки и технологии . Том второй: 463 . Проверено 4 февраля 2017 г. Из-за двойственного характера специализации и всеобщности эти функции должны составлять предмет отдельной науки. Некоторые ее части были изучены рано, потому что этот тип исследований, главным предметом которых человек мог сделать себя, всегда представлял наиболее живой интерес. Физиология, гигиена, медицина, психология, история животных, история человечества, политическая экономия, мораль и т. д. представляют собой фрагменты науки, которую мы хотели бы основать; но фрагменты, разрозненные и несогласованные, оставались в состоянии частных наук. Их следует собрать вместе и составить единое целое, чтобы подчеркнуть порядок целого и его единство. Тогда у нас была бы… наука, до сих пор не названная и которую мы предлагаем назвать Праксиологией (от πραξις — действие) или, имея в виду влияние сред, мезологией (от μεơος — среда).
  4. ^ Тимплер, Клемент (1608). Методическая система практической философии . Том. 4 книги Ганновер: У Уильяма Энтони. п. 388 Проверено 4 февраля 2017 г. Была Аретология. Далее следует Праксиология: вторая часть Этики, посвященная в основном моральным действиям.
  5. ^ Флинт, Роберт (1904). Философия как наука о науках Эдинбург. стр. 254 -255. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  6. ^ Островский, Жан Дж. (июль – сентябрь 1967 г.). «Биографические и библиографические заметки об Альфреде Эспинасе». Обзор Philosophique de la France et de l’Étranger (3): 385–391.
  7. ^ Куо, Цзин Ян (январь 1937 г.). «Пролегомены к праксиологии». Журнал психологии . 4 (1): 1–22. дои : 10.1080/00223980.1937.9917522 .
  8. ^ Уотсон, Джон Б .; Макдугалл, Уильям (1928). «Основы психологии — изучение бихевиоризма» . Битва бихевиоризма: экспозиция и разоблачение . Миниатюры Психики. Генеральная серия. Том. 19. Лондон: К. Пол, Тренч, Трубнер и Ко. с. 35. ОСЛК   6439698 .
  9. ^ В журнале «Математика и гуманитарные науки» , Париж, Центр социальной математики и статистики - École Pratique des Hautes Études, № 11. Ete, 1965, стр. 11–18, и объединение «Ответ на призыв» Дж. Островского, там же , № 19, Лето, 1967, с. 21–26
  10. ^ Селгин, Джордж А. (1987). «Праксеология и понимание: анализ противоречий в австрийской экономике» . Обзор австрийской экономики . 2:22 . Проверено 4 февраля 2017 г.
  11. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Бунге, Марио (2016). Между двумя мирами: Мемуары философа-ученого . Биографии Спрингера. Берлин; Нью-Йорк: Springer-Verlag . дои : 10.1007/978-3-319-29251-9 . ISBN  978-3319292502 . OCLC   950889848 .
  12. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Ротбард, Мюррей Н. (1976). «Праксеология: методология австрийской экономики» . Основы современной австрийской экономики . стр. 19–39.
  13. ^ Мизес, Людвиг фон (1957). «Психология и тимология» . Теория и история . стр. 272 ​​.
  14. ^ Ротбард, Мюррей Н. «Праксеология, оценочные суждения и государственная политика». Основы современной австрийской экономики (1976): 89–114.
  15. ^ Мюррей Н. Ротбард. «Праксеология: ответ г-ну Шуллеру» , American Economic Review , декабрь 1951 г., стр. 943–946.
  16. ^ Майер, Томас (зима 1998 г.). «Австрийская критика господствующей экономики Беттке: ответ эмпирика» (PDF) . Критический обзор . 12 (1–2): 151–171. дои : 10.1080/08913819808443491 . (требуется подписка)
  17. ^ «Правила изучения натуральной философии », Ньютон 1999 , стр. 794–796. , из Книги 3 , Система мира .
  18. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Мизес, Людвиг фон (2003). Эпистемологические проблемы экономики . Перевод Райсмана, Джорджа (3-е изд.). Институт Людвига фон Мизеса. ISBN  0945466366 . Проверено 31 января 2022 г.
  19. ^ Дэвис, Энтони (12 сентября 2012 г.). «Дополнительные подходы» . Катон освобожденный . Проверено 27 декабря 2016 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]

Австрийская школа

[ редактировать ]

Польская школа

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0786264cdf285de3c23603378368fab5__1719089640
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/07/b5/0786264cdf285de3c23603378368fab5.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Praxeology - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)