Jump to content

Теория действия (социология)

В социологии представленная теория действия — это теория социального действия, американским теоретиком Талкоттом Парсонсом .

Парсонс создал теорию действия, чтобы объединить изучение социальных действий и социального порядка с аспектами макро- и микрофакторов. Другими словами, он пытался сохранить научную строгость позитивизма , признавая при этом необходимость «субъективного измерения» человеческой деятельности, включенного в герменевтические типы социологического теоретизирования. Парсонс рассматривает мотивы как часть наших действий. Поэтому он считал, что социальные науки должны учитывать цели, задачи и идеалы, рассматривая действия. Парсонс поместил свое обсуждение в более высокий эпистемологический и объяснительный контекст теории систем и кибернетики .

Теория действия

[ редактировать ]

Теория действия Парсонса характеризуется теоретико-системным подходом, который объединил метаструктурный анализ с произвольной теорией. В первой крупной работе Парсонса «Структура социального действия» (1937) обсуждались методологические и метатеоретические предпосылки, лежащие в основе теории социального действия. Он утверждал, что теория действия должна основываться на волюнтаристском фундаменте, утверждая, что ни чистый позитивистско-утилитарный подход, ни чистый «идеалистический» подход не удовлетворяют необходимым предпосылкам, и предлагал альтернативную, системную общую теорию.

Парсонс разделял стремление позитивизма к созданию общей единой теории не только для социальных наук, но и для всей области систем действия (в которую Парсонс включил концепцию «живых систем»). С другой стороны, он отошел от них в вопросах критериев науки, особенно в отношении положения Огюста Конта о том, что ученые не должны искать «конечных целей», чтобы избежать неразрешимых метафизических вопросов. Парсонс утверждал, что, по крайней мере для социальных наук, значимая теория должна включать в себя вопрос о высших ценностях . [1] которые по самой своей природе и определению включали вопросы метафизики. По сути, теория Парсонса стоит, по крайней мере, одной ногой в сфере герменевтики и подобных интерпретативных парадигм, которые становятся особенно актуальными, когда вопрос о «целях» должен рассматриваться в рамках систем ориентации на действие. Таким образом, системных теоретиков, таких как Парсонс, можно рассматривать как по крайней мере частично антипозитивистов . [2] Парсонс был не функционалистом как таковым, а теоретиком действия. Фактически, он никогда не использовал термин «функционализм» для обозначения своей собственной теории. Кроме того, использование им термина «структурный функционализм», обычно понимаемого как характеристика его теории, использовалось Парсонсом в специальном контексте для описания определенного этапа методологического развития социальных наук. [3]

Одной из главных особенностей подхода Парсонса к социологии было то, как он утверждал, что культурные объекты образуют автономный тип. Это одна из причин, почему Парсонс установил тщательное разделение между культурной и социальной системой, и этот момент он подчеркнул в коротком заявлении, которое он написал вместе с Альфредом Крёбером : [4] и выражен в его парадигме AGIL . Для Парсонса адаптация, достижение цели, интеграция и латентность образуют основные характеристики социального действия и могут быть поняты как четырехчастная функция кибернетической системы, в которой иерархическим порядком является LIGA. Наиболее метафизические вопросы его теории были заложены в концепции конститутивной символизации , которая представляла собой поддержание паттернов культурной системы и была культурным системным эквивалентом поддержания скрытых паттернов через такие институты, как школа и семья (или, проще говоря, «L»). ). Позже метафизические вопросы стали более конкретизированы в «Парадигме человеческого состояния», которую Парсонс разработал за несколько лет до своей смерти как расширение первоначальной теории AGIL.

Разделение культурной и социальной системы имело различные последствия для природы основных категорий культурной системы; особенно это повлияло на то, как когнитивный капитал воспринимается как фактор истории. В отличие от прагматизма , материализма , бихевиоризма и других антикантианских типов эпистемологических парадигм, склонных считать роль когнитивного капитала идентичной основным процессам рационализации в истории, Парсонс рассматривал этот вопрос как принципиально иной. Когнитивный капитал, утверждал Парсонс, связан со страстью и верой и участвует в качестве стимулирующих факторов в процессах рационализации, но не поглощается и не тождественен этим процессам как таковым.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Талкотт Парсонс, «Место высших ценностей в социологической теории». Международный журнал этики, Том 45. 1935. стр. 282-316.
  2. ^ Буррико, Ф. «Социология Талкотта Парсонса», Издательство Чикагского университета. ISBN   0-226-06756-4 . п. 94
  3. ^ Талкотт Парсонс, «Современный статус «структурно-функциональной» теории в социологии». В Талкотте Парсонсе, Социальные системы и эволюция теории действия, Нью-Йорк: Свободная пресса, 1975.
  4. ^ Талкотт Парсонс и Альфред Л. Кребер, Концепции культуры и социальной системы. Американское социологическое обозрение. Октябрь 1958 г. с.582.

Источники

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a9bf44a5e057662336493f6084968213__1647760260
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a9/13/a9bf44a5e057662336493f6084968213.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Action theory (sociology) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)