Избирательное восприятие
Избирательное восприятие — это тенденция не замечать и быстрее забывать стимулы, вызывающие эмоциональный дискомфорт и противоречащие предыдущим убеждениям. Например, у учителя может быть любимый ученик, потому что он подвержен внутригрупповому фаворитизму . Учитель игнорирует плохую успеваемость ученика. И наоборот, они могут не заметить успехов своего наименее любимого ученика. [1] Это также может произойти при использовании средств массовой информации , позволяя людям видеть факты и мнения, которые им нравятся, игнорируя при этом те, которые не соответствуют конкретным мнениям, ценностям, убеждениям или системе взглядов . Психологи считают, что этот процесс происходит автоматически. [2]
Определение
[ редактировать ]Избирательное восприятие может относиться к любому количеству когнитивных искажений в психологии, связанных с тем, как ожидания влияют на восприятие . Человеческие суждения и принятие решений искажаются множеством когнитивных, перцептивных и мотивационных предубеждений, и люди склонны не признавать свою собственную предвзятость, хотя они склонны легко распознавать (и даже переоценивать) влияние предвзятости в человеческих суждениях со стороны других. [3] Одна из причин, по которой это может произойти, может заключаться в том, что люди просто каждый день подвергаются слишком большому количеству раздражителей, чтобы уделять всему одинаковое внимание, поэтому они выбирают в соответствии со своими собственными потребностями. [4]
Соответствующие исследования
[ редактировать ]Чтобы понять, когда и почему выбирается конкретная область сцены, исследователи наблюдали и описывали движения глаз людей во время выполнения определенных задач. В данном случае зрение представляло собой активный процесс, который объединял свойства сцены со специфическим, целенаправленным глазодвигательным поведением. [5]
Несколько других исследований показали, что студенты, которым сказали, что они употребляют алкогольные напитки (которые на самом деле были безалкогольными), считали себя « пьяными », проявляли меньше физиологических симптомов социального стресса и водили симулированную машину, как и другие испытуемые, которые действительно употреблял алкоголь. Результат чем-то похож на эффект плацебо . [ нужна ссылка ]
В одном классическом исследовании на эту тему, связанном с эффектом враждебности СМИ (что само по себе является примером избирательного восприятия), зрители смотрели диафильм особенно жестокого Принстон – Дартмут матча по американскому футболу . Зрители Принстона сообщили, что видели почти вдвое больше нарушений правил, совершенных командой Дартмута, чем зрители Дартмута. Один выпускник Дартмута не заметил никаких нарушений, совершенных дартмутской стороной, и ошибочно предположил, что ему прислали только часть фильма, отправив сообщение с просьбой оставить остальное. [6]
Реклама
[ редактировать ]Избирательное восприятие также является проблемой для рекламодателей, поскольку потребители могут взаимодействовать с некоторыми объявлениями, а не с другими, исходя из своих уже существующих убеждений о бренде.
Сеймур Смит, известный исследователь рекламы, обнаружил доказательства избирательного восприятия в исследованиях рекламы в начале 1960-х годов и определил его как «процедуру, с помощью которой люди пропускают или отсеивают рекламные материалы, которые у них есть возможность увидеть или услышать». . Они делают это из-за своих взглядов, убеждений, предпочтений и привычек использования, условий и т. д.». [7] Люди, которым нравится, покупают или рассматривают возможность покупки бренда, с большей вероятностью заметят рекламу, чем те, кто нейтрально относится к бренду. Этот факт имеет последствия в области рекламных исследований , поскольку любой пострекламный анализ, изучающий различия в отношениях или покупательском поведении среди тех, кто знает о рекламе, и тех, кто не знает о ней, ошибочен, если не контролировать ранее существовавшие различия. Методы исследования рекламы, использующие лонгитюдный дизайн , возможно, лучше приспособлены для контроля избирательного восприятия.
Типы
[ редактировать ]Избирательное восприятие бывает двух типов:
- Низкий уровень – Перцептивная бдительность.
- Высокий уровень – Перцептивная защита.
См. также
[ редактировать ]- Предвзятость подтверждения
- Список когнитивных предубеждений
- Плацебо
- Избирательное внимание
- Выборочное сохранение
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Рики В. Гриффин (31 января 2013 г.). Основы менеджмента . Cengage Обучение. п. 259. ИСБН 978-1-133-62749-4 .
- ^ Консультирование Стивена Лукаса. (2009, 29 декабря). Психологическое определение недели: избирательное восприятие. Получено 18 марта 2013 г. с https://web.archive.org/web/20120416014147/http://counsellingcentral.com/psychology-definition-of-the-week-selective-perception .
- ^ Эмили Пронин, « Восприятие и неправильное восприятие предвзятости в человеческих суждениях. Архивировано 22 июля 2012 г. в Wayback Machine », « Тенденции в когнитивных науках», том 11, выпуск 1, январь 2007 г., стр. 37–43.
- ^ «Статьи: Избирательное восприятие» . lilt.ilstu.edu . Архивировано из оригинала 22 мая 2010 года . Проверено 12 января 2022 г.
- ^ Каноса, РЛ (2009). Видение реального мира: избирательное восприятие и задача. АКМ Транс. Прил. Проц., 6, 2, ст. 11, 34 с.
- ^ Хасторф, А.Х. и Кантрил, Х. (1954). Они увидели игру: тематическое исследование. Журнал аномальной и социальной психологии , 49, 129–134.
- ^ Новак, Теодор и Смит, Сеймур. «Реклама работает, и рекламные исследования тоже». Презентация ESOMAR . Испания: 1970-е годы.