Экстази (философия)
Экстаз (от древнегреческого ἔκστασις ekstasis , «быть или стоять вне себя, перемещение в другое место» от ek- «вне» и stasis «стоять или противостоять силам») — термин, используемый в экзистенциальной философии для означают «вне себя». Сознание человека, например, не замкнуто в себе, поскольку можно осознавать Другого человека , который находится далеко за пределами самого себя. В некотором смысле сознание обычно находится «вне себя», поскольку его объект (то, о чем оно думает или воспринимает) не является им самим. Это контрастирует с термином энстазис , который означает «стоять внутри себя», который относится к созерцанию с точки зрения спекулянта. [1]
Это понимание энстаза уступает место использованию «экстаза», поскольку со временем человек может оказаться «вне себя». При темпорализации каждое из следующих событий: прошлое («бывшее»), будущее («еще не») и настоящее («создание настоящего») являются «вне себя» друг друга. . Термин «экстаз» ( нем . Ekstase ) использовался в этом смысле Мартином Хайдеггером , который в своей книге «Бытие и время » 1927 года утверждал, что наше бытие-в-мире обычно фокусируется на каком-то человеке, задаче или прошлом ( см. также существование и Dasein ). Тогда совет кому-то «оставаться в настоящем» мог бы быть внутренне противоречивым, если бы настоящее возникало только как «вне себя» будущих возможностей (наша проекция; Entwurf ) и прошлых фактов (наша заброшенность ; Geworfenheit ). [2]
Эммануэль Левинас не согласился с позицией Хайдеггера относительно экстаза и экзистенциальной временности с точки зрения опыта бессонницы. [3] Левинас говорил о Другом в терминах «бессонница» и «бодрствование». [4] Он подчеркивал абсолютную инаковость Другого и устанавливал социальные отношения между Другим и самим собой. [5] Более того, он утверждал, что экстаз, или экстериоризация по отношению к Другому, навсегда остается за пределами любых попыток полного захвата; эта инаковость бесконечна или бесконечна. [6] Эта «бесконечность» Другого позволила бы Левинасу вывести другие аспекты философии как вторичные по отношению к этой этике. Левинас пишет:
Другие, которые преследуют меня в другом, не затрагивают меня как представители одного и того же рода, объединенные с моим соседом сходством или общей природой, индивидуациями человеческого рода или отколовшимися от старого блока... Остальные интересуют меня с самого начала. . Здесь братство предшествует общности рода . Мои отношения с Другим как с соседом придают смысл моим отношениям со всеми остальными. [7]
Ссылки [ править ]
- ^ Фризен, Дж. Гленн (2011). «Энстази, экстаз и религиозное саморефлексия: история идей Дойевеерда о дотеоретическом опыте» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 4 марта 2016 г.
- ^ Как -экзистенциалист пишет ученый Альфонсо Лингис : «Экзистенциальная философия определила новые концепции экстаза или трансцендентности, чтобы зафиксировать особый вид бытия, который заключается в том, чтобы выбрасывать себя из данного места и времени, не рассеиваясь, потому что в каждый момент он проецирует себя — или, точнее, вариант самого себя — в другое место и время. Такое существо не является идеальностью, определяемой как интуитивно понятная или воспроизводимая где угодно и в любой момент. Существование, понимаемое этимологически, не столько состояние или. позиция как движение, которое заключается в осознании отклонения от самого себя или своей потенциальности и ввергании себя в это расхождение со всем, что оно есть». —Лингис, Альфонсо. «Императив», издательство Индианского университета, 1998.
- ^ Николас Баннин, Дачунь Ян, Линью Гу (редакторы), Левинас: китайские и западные перспективы , John Wiley & Sons, 2009, стр. 19.
- ^ АТ. Тименецка (редактор), «Феноменология во всем мире» , Springer, 2003, с. 421.
- ^ Николас Баннин и др. (ред.), 2009, стр. 18.
- ^ Социальность — это «отношение… к бесконечному» (Э. Левинас, Время и другое , Presses universitaire de France, 1991, стр. 8). «Отношения с Другим» являются одним из « неизбежных проявлений трансцендентности времени », которые не являются «ни экстазом, когда То же самое поглощается(в) Другом, ни знанием, где Другой принадлежит Тому же » ( там же , стр. 13).
- ^ Э. Левинас, «Иначе, чем бытие или за пределами сущности» , 1981, Springer, с. 159.