Jump to content

Средневековая эстетика

Средневековая эстетика общей философии красоты относится к средневекового периода . Хотя эстетика как область исследования в средние века не существовала, влиятельные мыслители, действовавшие в тот период, обсуждали природу красоты, и, таким образом, понимание средневековой эстетики можно получить из их сочинений.

Средневековая эстетика характеризуется синтезом классических и христианских представлений о красоте. Мысль Аристотеля и Платона , основанная на мысли неоплатоника Плотина , делала акцент на таких понятиях, как гармония, свет и символизм. [1] Напротив, чтение Библии вдохновило на вопрос об отношениях между природой и божественным. [2] Сочинения святого Августина и Псевдо-Дионисия объединили Платона и Плотина с ранней церковной доктриной, а святой Фома Аквинский включил философию Аристотеля в свое обсуждение красоты в природе. [2] практически игнорировались Теологические проблемы этих писателей означали, что их эстетические теории в эпоху Просвещения . [3] но их влияние было обширным, особенно в эпоху Возрождения . [4] В последнее время работы испанского режиссера Луиса Бунюэля вдохновлены средневековыми теориями красоты. [5]

Историография [ править ]

Эстетики как отдельной философской отрасли в средние века не существовало. Средневековая эстетика как предмет включает в себя исследования ключевых средневековых мыслителей современными писателями, такими как Умберто Эко и Эдгар де Брюйне . Тот факт, что средневековая философия красоты была скорее скрытой, чем явной, отчасти объясняется тем фактом, что более широкий философский менталитет того периода был в высшей степени традиционным и что «нововведения происходили без помпы». [6] Для Эко его исторический подход очевиден в его убеждении, что эстетику следует рассматривать как «способы, с помощью которых данная эпоха решала для себя эстетические проблемы, какими они представлялись в то время чувствам и культуре своего народа». [6]

Происхождение [ править ]

Средневековая эстетика во многом заимствована из сочинений Платона, Аристотеля и Плотина, если рассматривать их через призму средневековой библейской экзегезы . [7]

Библия [ править ]

Эстетическое рассмотрение материального мира исходит главным образом из Ветхого Завета. [8] По мнению Татаркевича, импорт греческой концепции калоса в христианскую мысль во время перевода еврейского языка на греческий означал, что отрывок из Книги Бытия : «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, это было весьма прекрасно», — подчеркнул Татаркевич. эстетические качества творения. [8] Это мнение было аналогичным образом переведено в « Книгу мудрости», которая раскрывает математическую природу эстетики и согласовывает работу Бога и человечества посредством их общего манипулирования этими математическими качествами для создания красоты. [9]

Платон [ править ]

На Симпозиуме представлено понятие прекрасной души как более ценное, чем материальная красота. Таким образом, красота соответствует добру , и это определение делает ее совместимой с христианской духовностью. [10]

Платона Теория форм лежит в основе многих сочинений святого Августина и Псевдо-Дионисия. [1] Теория относится к тому, что материальные объекты являются просто отражением или попыткой представления совершенной абстрактной реальности. [11] В рамках Платона эти чистые формы реальности определяются демиургом , но христианская интерпретация Платона Августином и Дионисием утверждает, что формы отражают совершенство собственного разума Бога. [1] Это понятие лежит в основе более значимого понятия мимесиса , согласно которому искусство и материальная красота считаются простым отражением красоты этого царства. [1]

Аристотель [ править ]

Аристотель следовал подходу Платона в « Большом Гиппии» и « Горгии» , постулируя неполноценность обоняния, вкуса и осязания, соединяя эстетический опыт с высшими ощущениями зрения и звука. [12] В «Поэтике» он обосновал некоторые основания для средневекового аргумента о том, что прекрасное можно приравнять к добру, поскольку «он считал, что трагедия может очистить негативные эмоции, такие как страх и жалость». [1]

Plotinus[editПлотин

Плотин известен своими сочинениями о красоте, которые составляют существенную часть того, что стало известно как неоплатонизм. Плотин особенно повлиял на средневековую эстетику, расширив понятие красоты так, чтобы оно не воспринималось исключительно с точки зрения симметрии. [13] [1]

Ключевые мыслители

Святой Августин [ править ]

Святой Августин , ок. 1645–1650, Филипп де Шампень .

Эстетика святого Августина менее теологична, чем у последующих мыслителей, отчасти из-за его ранней жизни в качестве язычника. [14] Его обращение в христианство позволило Августину привить христианству классические идеалы, одновременно привнося платонические и цицероновские идеи в христианскую веру. [15]

Представление Августина об объективном существовании красоты — одна из его самых фундаментальных идей. [16] Он пишет, что красота объективна и что эта объективность внешняя по отношению к человеку, который может созерцать красоту, не создавая ее. Августин писал, что нечто «приятно, потому что красиво». [16] Он подчеркнул, что красота сама по себе является незаменимым аспектом творения; он по своей сути гармоничен, и его существование соответствует глубочайшим, но «правильным» желаниям человечества. [17] потому что мера , форма и порядок делают что-то хорошее. В своем труде «О музыке» Августин утверждает, что красота — это единство разрозненных частей, таких как линии, цвета и звуки. [2] [15]

Августин также расширил римское представление о числе в ритме до красоты в более общем смысле, рассматривая ритм как единственный источник красоты. [1] По мнению Августина, всякое переживание красоты возникает и определяется ритмом. [1] Несмотря на то, что он уделял большое внимание красоте числа и, следовательно, равенству или балансу, он также осознавал цель контраста или неравенства частей. [1] Например, он объяснял красоту мира контрастом между вещами и поэтому считал, что правильное и естественное расположение вещей приводит к красоте. [1] [18]

Псевдо-Дионисий [ править ]

Святой Фома Аквинский , 1476 год, автор Карло Кривелли .

Псевдо-Дионисий Ареопагит развил классическое представление о том, что прекрасное соответствует добру, написав, что красота - это проявление добра. [19] Он обосновал это предположение своей идеей о том, что Бог является Причиной всего, а это означает, что красота и прекрасное одинаковы, потому что они имеют одну и ту же причину . [1] Он утверждал, что все вещи обладают красотой, потому что все происходит из Дела, а это означает, что ничто не может потерять свою красоту. [1] [20] Для Псевдо-Дионисия существует Абсолютная Красота, из которой вся материальная красота происходит посредством «эманации». Результатом этого является земная встреча с красотой божественной, даже если она может показаться несовершенной. [21] Такая концепция, по мнению Ананды К. Кумарасвами , важна, потому что с тех пор средневековая эстетика «фундаментально основывалась на [его] кратком рассмотрении Прекрасного» в « О божественных именах» . [22] Это лечение также включало важный этап использования слова «Красота» в качестве божественного имени . По словам Брендана Томаса Саммона, этот подход повлиял на то, как святой Фома Аквинский стал относиться к красоте. [23]

Святой Фома Аквинский [ править ]

Св. Фома Аквинский дал два индивидуальных определения красоты в Summa Theologica . [24] Первый утверждает, что прекрасное переживается через визуальное удовольствие, а второй утверждает, что прекрасное — это приятное восприятие. [24] Они представляют собой единое определение красоты, которое учитывает как субъективные, так и объективные переживания красоты, где акцент на зрении и восприятии создает целостную основу для понимания красоты. [24] Его самая исторически важная идея в отношении эстетики заключалась в том, что прекрасное доставляет удовольствие, но не все удовольствия прекрасны. [25]

В отличие от своего предшественника Псевдо-Дионисия, который начал свою эстетику с предположения об абсолютной и божественной красоте, Фома Аквинский взял за отправную точку материальную красоту, подчиненную эмпиризму. [25] Отойдя от платоновской трансцендентности, Фома Аквинский двинулся к аристотелизму, который позволил исследовать прекрасное и добро как независимые друг от друга. [25] Таким образом, этот шаг позволил Фоме Аквинскому разработать неявные критерии красоты: актуальность, пропорции, сияние и целостность. [1]

Пропорция [ править ]

Благодаря непреходящему наследию пифагорейцев и « Боэция » De Musica , музыкальные принципы пропорции применялись к искусству в более широком смысле, но с большим вниманием к музыке и архитектуре. [1] [26] Это привело к повторному присвоению пифагорейского понятия musica mundana, согласно которому красота мира рассматривалась как гармоничное взаимодействие контрастов, а именно между макрокосмом и микрокосмом. [27] Пропорции считались аспектом реальности, поскольку они «не были ни продуктом человеческого разума, ни изобретением музыканта». [28] Работы епископа и философа Роберта Гроссетеста воплотили эти предположения, поскольку они использовали математику для исследования гармонии как условия красоты, например, в его вере в то, что числа 1,2,3 и 4 были источником музыкальных принципов. [29] По словам Умберто Эко, средневековые концепции красоты были основаны на более ранней классической попытке связать математику с красотой: «Многие вариации [этой концепции красоты] сводятся к одному фундаментальному принципу единства в разнообразии ». [30] Эта эстетика имела и моральное измерение, заимствованное у Пифагора, для которого, например, считалось, что определенные музыкальные пропорции ведут к грехам. [1]

Музыкальные принципы часто внедрялись в архитектуру, чтобы здания строились в соответствии с «порядком, напоминающим музыкальную мелодию». [31] По этой причине архитекторов часто называли «композиторами», которые создавали красивые здания в соответствии с «божественным замыслом», при котором гармонизировались правильные пропорции широты, долготы и высоты. [32] Соборы служат примером строительства в соответствии с этими принципами, а богословие также формировало чувство меры, так что «с высоты птичьего полета [они] имели форму креста», что создавало ощущение «баланса, если смотреть изнутри собора». [1] Как отметили Чарльз Руфус Мори и Чарльз С. Болдуин, соборы олицетворяют элиминацию теологии и эстетики. [33]

Роберт Гроссетест, чьи работы повлияли на средневековую мысль о пропорциях и свете.

Свет [ править ]

Систематическая эстетика света начала появляться в тринадцатом веке. По мнению Эдгара Де Брюйна, считалось, что свет наделяет физические объекты благородством и красотой, поскольку он «составляет [составляет] сущность цвета и в то же время [был] внешним условием его видимости». Средневековая озабоченность светом была постоянной во всей эстетике, поскольку она расширила неоплатоническое представление о том, что свет является эманацией , поместив его в аристотелевскую космологию и утверждая, что это эманация Бога. [1] Эту идею можно найти, в частности, в творчестве Псевдо-Дионисия, где солнце символизирует вечность света и, следовательно, постоянство красоты. [1] Книга Роберта Гроссетеста « О свете» — это пример средневекового движения, направленного на понимание света с точки зрения красоты. [1] тринадцатого века Один из схоластов , Гроссетесте помог разработать «метафизику света», согласно которой считалось, что мир сформирован присутствием света, при этом прямые лучи солнца создают упорядоченность на его поверхности. [34]

Считалось, что свет неразрывно связан с теплом, что нашло отражение в вере в то, что мужская красота включает в себя «свежий и румяный, на полпути между бледным и румяным» цвет лица, на который влияет согревание крови души, поскольку душа обладает свойствами свет. [35] Де Брюйн также указывает на современный акцент на редких камнях и металлах как на проявление эстетики света, поскольку латинская этимология французских слов «бронза», «золото» и «серебро» отражает веру в то, что они были сделаны из освещенного воздуха и что это было источником света. красота. [36]

Символизм [ править ]

Дж. Хейзинга указывает на важность символизма в средние века как способа постижения цели существования и, следовательно, является ключевым для понимания средневековой парадигмы. [37] В основу эстетики легли богословские и философские принципы, поскольку базовым предположением той эпохи было то, что Бог создал все по Своему подобию, а это означает, что аспекты Его существа можно было воспринимать через символический взгляд на мир. [38] По этой причине искусство не изображало трансцендентное истины и красоты явно, потому что вместо этого символизм считался ближайшим способом постичь «следы» трансцендентального в творении. [39] Репрезентативное искусство было пронизано символизмом, потому что это было решением сбалансировать представление о том, что истина основана на естественном наблюдении, и попыткой изобразить духовный мир, который считался по своей сути отличным от реальности и, следовательно, требовал идеализации без искажения истины. [39]

Как отметил Татарткевич, архитектура в значительной степени основана на представлениях о символизме, основанных на числах: «пять дверей символизируют [поют] пять мудрых дев, а двенадцать колонн — двенадцать апостолов». Кафедры поддерживались одиннадцатью колоннами, символизирующими одиннадцать апостолов, присутствовавших при Сошествии Святого Духа, а киборий на десяти колоннах символизировал апостолов, не присутствовавших при Распятии ». [40] Церкви демонстрировали значительный символизм, который особенно заметен в восточных церквях , где творчество Псевдо-Дионисия пользовалось большим вниманием, а его идея эманации позволяла рассматривать церкви как продолжение Бога. [41] Эдессский собор, например, был построен так, что свет проникал в него через три окна с тремя фасадами, что символизировало Святую Троицу , а крыша представляла небо. [41]

Ссылки [ править ]

  1. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с Спичер, Майкл Р. «Средневековые теории эстетики» . Интернет-энциклопедия философии . Проверено 11 сентября 2018 г.
  2. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Компаньон Routledge в эстетике . Гаут, Берис Найджел., Лопес, Доминик. (Третье изд.). Лондон. 2013. С. 27–28. ISBN  9780415782869 . OCLC   813220944 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) CS1 maint: другие ( ссылка )
  3. ^ Татаркевич, Владислав (31 августа 2015 г.). Средневековая эстетика . Барретт, К. Берлин. ISBN  9783110808223 . OCLC   979634314 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  4. ^ Умберто., Эко (1986). Искусство и красота в средние века . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. стр. 2–3. ISBN  978-0300036763 . OCLC   15488935 .
  5. ^ Ларжье, Никлаус (1 ноября 2008 г.). «Молитва в числах: очерк средневековой эстетики». Представления . 104 (1): 73–91. дои : 10.1525/реп.2008.104.1.73 . ISSN   0734-6018 .
  6. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Умберто., Эко (1986). Искусство и красота в средние века . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. п. 2. ISBN  978-0300036763 . OCLC   15488935 .
  7. ^ де Брюйне, Эдгар (1969). Эстетика Средневековья . Паб Ф. Унгар. Компания р. 1. OCLC   1527 .
  8. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Татаркевич, Владислав (31 августа 2015 г.). Средневековая эстетика . Барретт, К. Берлин. стр. 5–6. ISBN  9783110808223 . OCLC   979634314 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  9. ^ Татаркевич, Владислав (31 августа 2015 г.). Средневековая эстетика . Барретт, К. Берлин. стр. 7. ISBN  9783110808223 . OCLC   979634314 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  10. ^ Великолепие и возвышенное в средневековой эстетике: искусство, архитектура, литература, музыка . Джагер, К. Стивен. (1-е изд.). Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан. 2010. стр. 17–18. ISBN  9780230618985 . OCLC   437300350 . {{cite book}}: CS1 maint: другие ( ссылка )
  11. ^ Краут, Ричард (2017), «Платон» , в Залте, Эдвард Н. (редактор), Стэнфордская энциклопедия философии (изд. осени 2017 г.), Лаборатория метафизических исследований, Стэнфордский университет , получено 19 октября 2018 г.
  12. ^ де Брюйне, Эдгар (1969). Эстетика Средневековья . Нью-Йорк: Паб F. Ungar. Компания р. 26. ОСЛК   1527 .
  13. ^ де Брюйне, Эдгар (1969). Эстетика Средневековья . Паб Ф. Унгар. Ко, стр. 34–35. OCLC   654158532 .
  14. ^ Татаркевич, Владислав (31 августа 2015 г.). Средневековая эстетика . Барретт, К. Берлин. стр. 47–49. ISBN  9783110808223 . OCLC   979634314 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  15. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Татаркевич, Владислав (31 августа 2015 г.). Средневековая эстетика . Барретт, К. Берлин. стр. 49. ISBN  9783110808223 . OCLC   979634314 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  16. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Татаркевич, Владислав (31 августа 2015 г.). Средневековая эстетика . Барретт, К. Берлин. стр. 50. ISBN  9783110808223 . OCLC   979634314 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  17. ^ де Брюйне, Эдгар (1969). Эстетика Средневековья . Нью-Йорк: Паб F. Ungar. Компания р. 20. ОСЛК   1527 .
  18. ^ Татаркевич, Владислав (31 августа 2015 г.). Средневековая эстетика . Барретт, К. Берлин. стр. 50–51. ISBN  9783110808223 . OCLC   979634314 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  19. ^ Татаркевич, Владислав (31 августа 2015 г.). Средневековая эстетика . Барретт, К. Берлин. стр. 28. ISBN  9783110808223 . OCLC   979634314 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  20. ^ Кумарасвами, Ананда К. (1935). «Средневековая эстетика: И. Дионисий Псевдо-Ареопагит и Ульрих Энгельберти из Страсбурга». Художественный вестник . 17 (1): 39. дои : 10.2307/3045565 . JSTOR   3045565 .
  21. ^ Татаркевич, Владислав (31 августа 2015 г.). Средневековая эстетика . Барретт, К. Берлин. стр. 29. ISBN  9783110808223 . OCLC   979634314 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  22. ^ Кумарасвами, Ананда К. (1935). «Средневековая эстетика: И. Дионисий Псевдо-Ареопагит и Ульрих Энгельберти из Страсбурга». Художественный вестник . 17 (1): 32. дои : 10.2307/3045565 . JSTOR   3045565 .
  23. ^ Сэммон, Брендан Томас (2013). Бог, который есть красота: красота как божественное имя у Фомы Аквинского и Дионисия Ареопагита . Джеймс Кларк и Ко Лтд. с. 7. дои : 10.2307/j.ctt1cgf4sw . ISBN  9780227174296 . JSTOR   j.ctt1cgf4sw .
  24. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Татаркевич, Владислав (31 августа 2015 г.). Средневековая эстетика . Барретт, К. Берлин. стр. 247. ISBN  9783110808223 . OCLC   979634314 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  25. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Татаркевич, Владислав (31 августа 2015 г.). Средневековая эстетика . Барретт, К. Берлин. стр. 248. ISBN  9783110808223 . OCLC   979634314 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  26. ^ Умберто., Эко (1986). Искусство и красота в средние века . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. стр. 29–32. ISBN  978-0300036763 . OCLC   15488935 .
  27. ^ Умберто., Эко (1986). Искусство и красота в средние века . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. п. 32. ISBN  978-0300036763 . OCLC   15488935 .
  28. ^ Татаркевич, Владислав (31 августа 2015 г.). Средневековая эстетика . Барретт, К. Берлин. стр. 126. ISBN  9783110808223 . OCLC   979634314 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  29. ^ Татаркевич, Владислав (31 августа 2015 г.). Средневековая эстетика . Барретт, К. Берлин. стр. 226. ISBN  9783110808223 . OCLC   979634314 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  30. ^ Умберто., Эко (1986). Искусство и красота в средние века . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. п. 29. ISBN  978-0300036763 . OCLC   15488935 .
  31. ^ де Брюйне, Эдгар (1969). Эстетика Средневековья . Паб Ф. Унгар. Компания р. 187. OCLC   654158532 .
  32. ^ де Брюйне, Эдгар (1969). Эстетика Средневековья . Паб Ф. Унгар. Ко, стр. 187–188. OCLC   654158532 .
  33. ^ Кумарасвами, Ананда К. (1938). «Средневековая эстетика: II. Св. Фома Аквинский о Дионисии и заметки об отношении красоты к истине». Художественный вестник . 20 (1): 73–74. дои : 10.2307/3046562 . JSTOR   3046562 .
  34. ^ Татаркевич, Владислав (31 августа 2015 г.). Средневековая эстетика . Барретт, К. Берлин. стр. 227. ISBN  9783110808223 . OCLC   979634314 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  35. ^ де Брюйне, Эдгар (1969). Эстетика Средневековья . Паб Ф. Унгар. Компания р. 55. OCLC   654158532 .
  36. ^ де Брюйне, Эдгар (1969). Эстетика Средневековья . Паб Ф. Унгар. Компания р. 56. OCLC   654158532 .
  37. ^ Умберто., Эко (1986). Искусство и красота в средние века . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. стр. 52–53. ISBN  978-0300036763 . OCLC   15488935 .
  38. ^ де Брюйне, Эдгар (1969). Эстетика Средневековья . Паб Ф. Унгар. Ко, стр. 67–68. ОСЛК   1527 .
  39. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Татаркевич, Владислав (31 августа 2015 г.). Средневековая эстетика . Барретт, К. Берлин. стр. 291. ISBN  9783110808223 . OCLC   979634314 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  40. ^ Татаркевич, Владислав (31 августа 2015 г.). Средневековая эстетика . Барретт, К. Берлин. стр. 20–21. ISBN  9783110808223 . OCLC   979634314 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  41. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Татаркевич, Владислав (31 августа 2015 г.). Средневековая эстетика . Барретт, К. Берлин. стр. 32. ISBN  9783110808223 . OCLC   979634314 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )

Дальнейшее чтение [ править ]

  • Владислав Татаркевич (1970). Мутон (ред.). История эстетики . Гаага. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) (Том 1ː Древняя эстетика; Том 2ː Средневековая эстетика; Том 3ː Современная эстетика).
  • Каррутерс, Мэри (2013), «Введение: обретение смысла» , Опыт красоты в средние века , Oxford University Press, стр. 1–15, doi : 10.1093/acprof:osobl/9780199590322.003.0001 , ISBN  9780199590322 , получено 11 сентября 2018 г.
  • Хассиг, Дебра (1990). «Красота в зверях: исследование средневековой эстетики». Res: Антропология и эстетика . 19–20: 137–161. дои : 10.1086/resvn1ms20166830 . ISSN   0277-1322 . S2CID   193586246 .
  • Кумарасвами, Ананда К. (1935). «Средневековая эстетика: И. Дионисий Псевдо-Ареопагит и Ульрих Энгельберти из Страсбурга». Художественный вестник . 17 (1): 31–47. дои : 10.2307/3045565 . JSTOR   3045565 .
  • Кумарасвами, Ананда К. (1938). «Средневековая эстетика: II. Св. Фома Аквинский о Дионисии и заметки об отношении красоты к истине». Художественный вестник . 20 (1): 66–77. дои : 10.2307/3046562 . JSTOR   3046562 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 223702fee855cce15a2afd47803f7164__1696266540
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/22/64/223702fee855cce15a2afd47803f7164.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Medieval aesthetics - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)