Пол Клее
Пол Клее | |
---|---|
Рожденный | Мюнхенбухзее , Швейцария | 18 декабря 1879 г.
Умер | 29 июня 1940 г. Муральто , Швейцария | (60 лет)
Национальность | немецкий |
Образование | Академия изящных искусств , Мюнхен |
Известный | Живопись, рисунок, акварель, эстамп |
Заметная работа | Более 10 000 картин, рисунков и гравюр, в том числе «Ангелус Новус» (1920 г.), «Твиттерная машина» (1922 г.), «Рыбная магия» (1925 г.), «Виадуки ломают ряды» (1937 г.). |
Движение | Экспрессионизм , Баухаус , Сюрреализм |
Подпись | |
Пауль Клее (англ. Немецкий: [paʊ̯l ˈkleː] ; 18 декабря 1879 — 29 июня 1940) — немецкий художник швейцарского происхождения. Его весьма индивидуальный стиль находился под влиянием таких движений в искусстве, как экспрессионизм , кубизм и сюрреализм . Клее был прирожденным рисовальщиком, который экспериментировал и, в конечном итоге, глубоко исследовал теорию цвета , много о ней писал; его лекции «Сочинения по теории формы и дизайна» ( Schriften zur Form und Gestaltungslehre ), опубликованные на английском языке под названием « Записные книжки Пауля Клее» , считаются столь же важными для современного искусства, как » Леонардо да Винчи для «Трактат о живописи эпохи Возрождения . [1] [2] [3] Он и его коллега, русский художник Василий Кандинский , оба преподавали в Баухаус школе искусства, дизайна и архитектуры в Германии . Его работы отражают его сухой юмор и иногда детский взгляд на вещи, его личные настроения и убеждения, а также его музыкальность.
Молодость обучение и
Прежде всего, искусство жить; затем как моя идеальная профессия — поэзия и философия, а как моя настоящая профессия — пластические искусства ; в крайнем случае, за неимением дохода, иллюстрации.
— Пауль Клее [4]
Пауль Клее родился в Мюнхенбухзее , Швейцария , и был вторым ребенком немецкого учителя музыки Ганса Вильгельма Клее (1849–1940) и швейцарской певицы Иды Мари Клее, урожденной Фрик (1855–1921). [а] Его сестра Матильда (умерла 6 декабря 1953 года) родилась 28 января 1876 года в Вальценхаузене . Их отец был родом из Танна и изучал пение, игру на фортепиано, органе и скрипке в Штутгартской консерватории , где и познакомился со своей будущей женой Идой Фрик. Ганс Вильгельм Клее работал учителем музыки в Бернской государственной семинарии в Хофвиле недалеко от Берна до 1931 года. Клее смог развить свои музыкальные навыки, поскольку родители поощряли и вдохновляли его на протяжении всей его жизни. [5] В 1880 году его семья переехала в Берн, где они в конце концов, в 1897 году, после ряда перемен места жительства, переехали в собственный дом в районе Кирхенфельд . [6] С 1886 по 1890 год Клее посещал начальную школу и в возрасте 7 лет получил класс скрипки в Муниципальной музыкальной школе . Он был настолько талантлив в игре на скрипке, что в 11 лет получил приглашение играть в качестве выдающегося члена Бернской музыкальной ассоциации. [7] Другие его увлечения — рисование и написание стихов — не поощрялись так, как музыка. [8]
В ранние годы, следуя желанию родителей, Клее сосредоточился на карьере музыканта; он решил заняться изобразительным искусством но в подростковом возрасте , отчасти из-за бунта, а отчасти потому, что современная музыка не имела для него смысла. Он заявил: «Я не нашел идею творческого занятия музыкой особенно привлекательной, учитывая упадок в истории музыкальных достижений». [9] Как музыкант он играл и чувствовал эмоциональную привязанность к традиционным произведениям восемнадцатого и девятнадцатого веков , но как художник он жаждал свободы исследовать радикальные идеи и стили. [9] В шестнадцать лет пейзажные рисунки Клее уже демонстрируют значительное мастерство. [10]
Примерно в 1897 году Клее начал свой дневник, который он вел до 1918 года и который предоставил ученым ценную информацию о его жизни и мышлении. [11] В школьные годы он жадно рисовал в школьных учебниках, в частности рисовал карикатуры , и уже демонстрировал умение работать с линией и объёмом. [12] Он едва сдал выпускные экзамены в «Гимназии» Берна, где получил квалификацию по гуманитарным наукам . минимума довольно сложно Со свойственным ему сухим остроумием он писал: «В конце концов, добиться точного , и это сопряжено с риском». [13] В свое время, помимо глубокого интереса к музыке и искусству, Клее был большим читателем литературы, а позже писателем по теории искусства и эстетике . [14]
С неохотного разрешения родителей в 1898 году Клее начал изучать искусство в Академии изящных искусств в Мюнхене у Генриха Книрра и Франца фон Штука . Он преуспел в рисовании, но, похоже, ему не хватало естественного чувства цвета. Позже он вспоминал: «Третьей зимой я даже понял, что, вероятно, никогда не научусь рисовать». [13] В эти времена юношеских приключений Клее проводил много времени в пабах и заводил романы с женщинами из низшего сословия и моделями художников. В 1900 году у него родился внебрачный сын, который умер через несколько недель после рождения. [15]
Получив степень изящных искусств, Клее путешествовал по Италии с октября 1901 по май 1902 года. [16] с другом Германом Галлером . Они посетили Рим, Флоренцию, Неаполь и побережье Амальфи, изучая мастеров живописи прошлых столетий. [15] Он воскликнул: « Форум и Ватикан говорили со мной. Гуманизм хочет меня задушить». [17] Он откликнулся на цвета Италии, но с грустью отметил, «что мне предстоит долгая борьба на этом поприще цвета». [18] Для Клее цвет олицетворял оптимизм и благородство в искусстве, а также надежду на избавление от пессимистической натуры, которую он выражал в своих черно-белых гротесках и сатирах. [18] Вернувшись в Берн, он несколько лет жил с родителями и время от времени брал уроки рисования. К 1905 году он разработал некоторые экспериментальные техники, в том числе рисование иглой на затемненном стекле, в результате чего появилось пятьдесят семь работ, включая его «Портрет моего отца» (1906). [12] В 1903–05 годах он также завершил цикл из одиннадцати офортов на цинковых пластинах под названием «Изобретения» , свои первые выставленные работы, в которых он проиллюстрировал несколько гротескных персонажей. [15] [19] Он прокомментировал: «Хотя я вполне доволен своими офортами, я не могу продолжать в том же духе. Я не специалист». [20] Клее по-прежнему занимался музыкой, играл на скрипке в оркестре и писал обзоры концертов и театров. [21]
Брак годы ранние и
Брак [ править ]
Клее женился на баварской пианистке Лили Штумпф в 1906 году, и в следующем году у них родился сын по имени Феликс Пауль. Они жили в пригороде Мюнхена, и пока она давала уроки игры на фортепиано и время от времени выступала, он вел дом и занимался своим искусством. Его попытка стать иллюстратором журнала провалилась. [21] Художественная работа Клее развивалась медленно в течение следующих пяти лет, отчасти из-за того, что ему приходилось делить свое время с домашними делами, а отчасти потому, что он пытался найти новый подход к своему искусству. В 1910 году в Берне состоялась его первая персональная выставка, которая затем побывала в трех швейцарских городах.
к «Синему Рейтеру», г. Присоединение 1911
В январе 1911 года Альфред Кубин встретил Клее в Мюнхене и предложил ему проиллюстрировать Вольтера » « Кандида . Его полученные рисунки были опубликованы позже в версии книги 1920 года под редакцией Курта Вольфа. Примерно в это же время графическая работа Клее увеличилась. Его ранняя склонность к абсурду и саркастику была хорошо принята Кубином, который подружился с Клее и стал одним из его первых значительных коллекционеров. [22] Клее познакомился через Кубина с искусствоведом Вильгельмом Хаузенштайном в 1911 году. Клее был членом фонда и менеджером мюнхенского союза художников «Сема» . Тем летом [23] Осенью он познакомился с Августом Маке и Василием Кандинским , а зимой присоединился к редакционному коллективу альманаха Der Blaue Reiter , основанного Францем Марком и Кандинским. При встрече с Кандинским Клее записал: «Я почувствовал к нему глубокое доверие. Он особенный человек, у него исключительно красивый и ясный ум». [24] Среди других участников были Маке, Габриэле Мюнтер и Марианна фон Веревкин . Клее стал за несколько месяцев одним из самых важных и независимых членов « Синего всадника» , но он еще не полностью интегрировался. [25]
Выпуск альманаха отложили в пользу выставки. Первая выставка «Синего всадника» проходила с 18 декабря 1911 года по 1 января 1912 года в галерее Moderne Galerie Heinrich Thannhauser в Мюнхене. Клее на ней не присутствовал, но на второй выставке, проходившей с 12 февраля по 18 марта 1912 года в галерее Гольц , было показано 17 его графических работ. Эта художественная выставка называлась Schwarz-Weiß , поскольку она касалась только графической живописи. [26] , первоначально запланированный к выпуску в 1911 году, Синий всадник» Альманах Кандинского и Марка « был отложен на май 1912 года, включая репродуцированный рисунок тушью Штайнхауэра Клее. В то же время Кандинский опубликовал свою книгу по истории искусства « Über das Geistige in der Kunst» . [27]
в художественных выставках, 1912–1913 гг . Участие
Эта ассоциация открыла сознание Клее для современных теорий цвета. Его путешествия в Париж в 1912 году также познакомили его с брожением кубизма и новаторскими примерами «чистой живописи», раннего термина для абстрактного искусства . Использование смелых цветов Робером Делоне и Морисом де Вламинком также вдохновило его. [28] Вместо того, чтобы копировать этих художников, Клее начал проводить свои собственные цветовые эксперименты с бледной акварелью и создал несколько примитивных пейзажей, в том числе « В карьере» (1913) и «Дома возле гравийного карьера» (1913), используя цветные блоки с ограниченным перекрытием. [29] Клее признал, что «мне предстоит долгая борьба в этой области цвета», чтобы достичь своей «далекой благородной цели». Вскоре он открыл «стиль, соединяющий рисунок и царство цвета». [18]
Поездка в Тунис 1914 г. ,
Художественный прорыв Клее произошел в 1914 году, когда он ненадолго посетил Тунис с Августом Маке и Луи Муайе и был впечатлен качеством тамошнего света. Он писал: «Цвет овладел мной; мне больше не нужно за ним гоняться, я знаю, что он держит меня навсегда... Цвет и я — одно целое. Я художник». [30] С этим осознанием верность природе потеряла свое значение. Вместо этого Клее начал углубляться в «прохладный романтизм абстракции». [30] Обретая второй художественный словарь, Клее добавил красок к своим способностям в рисовании и во многих произведениях успешно сочетал их, как он это сделал в одной серии, которую он назвал «оперными картинами». [31] [32] Одним из наиболее ярких примеров этого нового синтеза является «Баварский Дон Жуан» (1919). [33]
Вернувшись домой, Клее написал свою первую чистую абстракцию « В стиле Кайруана» (1914), состоящую из цветных прямоугольников и нескольких кругов. [34] Цветной прямоугольник стал его основным строительным блоком, который некоторые ученые связывают с музыкальной нотой, которую Клее объединил с другими цветными блоками, чтобы создать цветовую гармонию, аналогичную музыкальной композиции. Его выбор определенной цветовой палитры имитирует музыкальную тональность. Иногда он использует дополнительные пары цветов, а иногда «диссонирующие» цвета, что опять же отражает его связь с музыкальностью. [35]
Военная карьера [ править ]
Через несколько недель началась Первая мировая война . Поначалу Клее был несколько отстранен от нее, как он иронически писал: «Эта война во мне уже давно. Вот почему внутренне она меня не касается». [36] Клее был призван в ландштурмсолдат (солдат резервных сил в Пруссии или императорской Германии) 5 марта 1916 года. Гибель его друзей Августа Маке и Франца Марка в бою начала влиять на него. пером и тушью Вымещая свое горе, он создал несколько литографий на военные темы, включая «Смерть за идею» (1915). [37] После окончания курса военной подготовки, начавшегося 11 марта 1916 года, его отправили солдатом в тыл. Клее перешел 20 августа в компанию по техническому обслуживанию самолетов. [б] в Обершлайсхайме , выполняя квалифицированную ручную работу, такую как восстановление камуфляжа самолета , и сопровождение авиаперевозок. 17 января 1917 года он был переведен в Королевскую баварскую летную школу в Герстхофене (которая 54 года спустя стала полевой станцией USASA в Аугсбурге ), чтобы до конца войны работать клерком у казначея. Это позволило ему остаться в небольшой комнате за пределами барака и продолжить рисовать. [38] [39]
Он продолжал рисовать на протяжении всей войны и успел выставиться на нескольких выставках. К 1917 году работы Клее хорошо продавались, а искусствоведы признали его лучшим из новых немецких художников. [40] Его «Абово» (1917) особенно примечательно своей сложной техникой. В нем используется акварель на марле и бумаге с меловой основой, что создает богатую текстуру треугольных, круглых и серповидных узоров. [30] Демонстрируя диапазон его исследований, смешивания цвета и линий, его «Предупреждение о кораблях» (1918) представляет собой цветной рисунок, наполненный символическими изображениями на поле подавленного цвета. [41]
карьера Зрелая
В 1919 году Клее подал заявление на преподавательскую должность в Академии художеств в Штутгарте. [42] Эта попытка не удалась, но он добился большого успеха в заключении трехлетнего контракта (с минимальным годовым доходом) с дилером Гансом Гольцем , чья влиятельная галерея дала Клее большую известность и некоторый коммерческий успех. Примечательна также ретроспектива из более чем 300 работ 1920 года. [43]
Клее преподавал в Баухаусе с января 1921 по апрель 1931 года. [44] Он был мастером «Формы» в переплетной, витражной и настенной мастерских, имел две мастерские. [45] В 1922 году Кандинский присоединился к коллективу и возобновил дружбу с Клее. Позже в том же году прошла первая выставка и фестиваль Баухауза, для которого Клее создал несколько рекламных материалов. [46] Клее приветствовал множество противоречивых теорий и мнений внутри Баухауза: «Я также одобряю конкуренцию этих сил друг с другом, если результатом является достижение». [47]
Клее также был членом Die Blaue Vier («Синяя четверка») вместе с Кандинским, Лионелем Фейнингером и Алексеем фон Явленским , которая образовалась в 1923 году по инициативе Галки Шейер, которая впоследствии организовала выставки своих работ в Соединенных Штатах. В 1924 году Клее провел свою первую выставку в Париже и стал хитом среди французских сюрреалистов. [48] Клее посетил Египет в 1928 году, который произвел на него меньшее впечатление, чем Тунис. В 1929 году вышла первая крупная монография о творчестве Клее, написанная Уиллом Громанном. [49]
Клее также преподавал в Дюссельдорфской академии с 1931 по 1933 год и был отмечен нацистской газетой: «Тогда на сцену выходит этот великий парень Клее, уже известный как преподаватель Баухауза в Дессау. Он говорит всем, что он чистокровный араб, но он типичный галицкий еврей». [50] Его дом обыскал гестапо , и он был уволен с работы. [3] [51] Его автопортрет «Вычеркнут из списка» (1933) посвящен этому печальному событию. [50] В 1933–34 годах Клее давал выставки в Лондоне и Париже и, наконец, встретил Пабло Пикассо , которым он очень восхищался. [52] Семья Клее эмигрировала в Швейцарию в конце 1933 года. [52]
Клее находился на пике творческой активности. Его «Ad Parnassum» (1932) считается его шедевром и лучшим примером его пуантилистского стиля ; это также одна из его крупнейших и наиболее тонко выполненных картин. [53] [54] В 1933 году, в последний год своего пребывания в Германии, он создал около 500 работ. [55] Однако в 1933 году у Клее начались симптомы того, что было диагностировано как склеродермия после его смерти . За развитием его смертельной болезни, из-за которой было очень трудно глотать, можно проследить по произведениям искусства, которые он создавал в последние годы своей жизни. Его продукция в 1936 году составила всего 25 картин. В конце 1930-х годов его здоровье несколько поправилось, и его воодушевил визит Кандинского и Пикассо. [56] Более простые и крупные проекты Клее позволили ему сохранить свою продуктивность в последние годы своей жизни, и в 1939 году он создал более 1200 работ, что является рекордом за один год. [57] Он использовал более тяжелые линии и в основном геометрические формы с меньшим количеством, но более крупными цветными блоками. Его разнообразные цветовые палитры, некоторые из которых были яркими, а другие мрачными, возможно, отражали его чередующиеся настроения оптимизма и пессимизма. [58] Вернувшись в Германию в 1937 году, семнадцать картин Клее были включены в выставку « Дегенеративное искусство », а 102 его работы из государственных коллекций были конфискованы нацистами. [59]
Смерть [ править ]
В 1935 году, через два года после переезда в Швейцарию и работы в очень ограниченных условиях, у Клее развилась склеродермия — аутоиммунное заболевание, приводящее к отвердению соединительной ткани. [60]
Он терпел боль, которая, кажется, нашла отражение в его последних произведениях искусства. [61] За последние месяцы своей жизни он создал 50 рисунков ангелов. [60] На одной из его последних картин, «Смерть и огонь », в центре изображен череп с немецким словом «смерть» «Тод», появляющимся на лице. Он умер в Муральто , Локарно, Швейцария, 29 июня 1940 года, не получив швейцарского гражданства, несмотря на то, что родился в этой стране. [61] [62] Швейцарские власти сочли его произведения искусства слишком революционными и даже деградирующими, но в конце концов они приняли его просьбу через шесть дней после его смерти. [63] Его наследие насчитывало около 9000 произведений искусства. [18] Слова на его надгробии, кредо Клее, помещенном туда его сыном Феликсом, гласят: «Меня нельзя схватить здесь и сейчас, ибо мое жилище находится как среди мертвых, так и среди еще нерожденных. Чуть ближе к сердцу творение, чем обычно, но все еще недостаточно близко». [64] Похоронен в Шоссхальденфридхофе , Берн, Швейцария.
Стиль и методы [ править ]
Клее по-разному ассоциировался с экспрессионизмом , кубизмом , футуризмом , сюрреализмом и абстракцией , но его картины трудно классифицировать. Обычно он работал изолированно от своих сверстников и по-своему интерпретировал новые направления искусства. Он был изобретателен в своих методах и технике. Клее работал в самых разных техниках — масляной краске , акварели , тушью , пастелью , офорте и других. Он часто объединял их в одно произведение. Он использовал холст, мешковину, муслин, лен, марлю, картон, металлическую фольгу, ткань, обои и газетную бумагу. [65] Клее использовал аэрозольную краску, нанесение ножом, штамповку, лессировку и импасто, а также смешанные техники , такие как масло с акварелью, акварель с пером и тушью, а также масло с темперой. [66]
Он был прирожденным рисовальщиком и благодаря долгим экспериментам развил мастерство цвета и тональности. Многие из его работ сочетают в себе эти качества. Он использует большое разнообразие цветовых палитр от почти монохромных до сильно полихромных . Его работы часто имеют хрупкий детский характер и обычно имеют небольшой масштаб. Он часто использовал геометрические формы и композиции в виде сетки, а также буквы и цифры, часто в сочетании с игривыми фигурками животных и людей. Некоторые работы были совершенно абстрактными. Многие из его работ и их названия отражают его сухой юмор и переменчивое настроение; некоторые выражают политические убеждения. Они часто отсылают к поэзии, музыке и снам, а иногда включают слова или нотную запись . Более поздние работы отличаются паучьими символами, похожими на иероглифы . Райнер Мария Рильке писал о Клее в 1921 году: «Даже если бы вы не сказали мне, что он играет на скрипке, я бы догадался, что во многих случаях его рисунки были транскрипциями музыки». [14]
Памела Корт заметила: «Рисунки Клее 1933 года предоставляют зрителю беспрецедентную возможность взглянуть на центральный аспект его эстетики , который остается в значительной степени недооцененным: его пожизненный интерес к возможностям пародии и остроумия . В этом заключается их истинное значение, особенно для аудитории. не подозревая, что искусство Клее имеет политическое измерение». [67]
Среди немногих пластиковых работ — ручные куклы, сделанные между 1916 и 1925 годами для его сына Феликса. Художник не считал их частью своего творчества и не включал их в свой каталог-резонне . Тридцать сохранившихся кукол хранятся в Центре Пауля Клее в Берне. [68]
Работает [ править ]
Ранние работы [ править ]
Некоторые из ранних сохранившихся детских рисунков Клее, которые поощряла его бабушка, были включены в его каталог-резонне . Всего за годы Берна было создано 19 офортов; десять из них были сделаны между 1903 и 1905 годами в цикле «Inventionen» (Изобретения), [69] которые были представлены в июне 1906 года на «Internationale Kunstausstellung des Vereins bildender Künstler Münchens ' Secession '» (Международная художественная выставка Ассоциации графических искусств, Мюнхен, Сецессион), его первое появление как художника перед публикой. [70] Клее удалил третье изобретение, «Пессимистическую аллегорию горы », в феврале 1906 года из своего цикла. [71] Сатирические (Старый Феникс) 1905 офорты, например Юнгфрау им Баум/Юнгфрау (träumend) (Дева на дереве/Дева (мечтающая)) 1903 года и Грейзер Феникс года, были классифицированы Клее как «сюрреалистические аванпосты». Юнгфрау-им-Баум связан с мотивом «Le cattive madri» (1894) Джованни Сегантини . Картина создана под влиянием гротескной лирики Альфреда Жарри , Макса Якоба и Кристиана Моргенштерна . [72] Ему присущ культурный пессимизм, который можно встретить на рубеже 20-го века в произведениях символистов . Изобретение №. 6, гравюра 1903 года « Цвай Мэннер, einander in höherer Stellung vermutend» («Два человека, предполагающие, что другой находится в более высоком положении»), изображает двух обнаженных мужчин, предположительно императора Вильгельма II и Франца Иосифа I Австрийского , узнаваемых по прическе и бородам. . Поскольку их одежда и знаки различия были лишены, «они оба понятия не имеют, в порядке ли их обычное приветствие […] или нет. Поскольку они предполагают, что их коллега мог бы получить более высокий рейтинг», они кланяются и царапают . [73]
- Дама с зонтиком , 1883–1885, бумага на картоне, карандаш, Центр Пауля Клее , Берн
- Хильтерфинген , 1895, бумага, тушь, Музей Соломона Р. Гуггенхайма , Нью-Йорк.
- Третье изобретение: Богородица на дереве , 1903, офорт, Музей современного искусства , Нью-Йорк.
- Шестое изобретение: Двое мужчин, считая друг друга занимающими более высокое положение, встречаются , 1903, офорт, Центр Пауля Клее, Берн.
- Старый Феникс , 1905, офорт, Музей Соломона Р. Гуггенхайма , Нью-Йорк.
Клее начал внедрять новую технику в 1905 году: царапание иглой на почерневшей стеклянной панели. Таким образом он создал около 57 картин Verre églomisé, в том числе Gartenszene (Сцена в саду) 1905 года и Porträt des Vaters (Портрет отца) 1906 года, с которыми он пытался объединить живопись и царапины. [74] Одинокое раннее творчество Клее закончилось в 1911 году, когда он познакомился и вдохновился художником-графиком Альфредом Кубином и стал ассоциироваться с художниками « Синего всадника» . [75]
период, 1914–1919 Мистически- абстрактный . гг
Во время своей двенадцатидневной образовательной поездки в Тунис в апреле 1914 года Клее создал акварельные картины Маке и Муайе, которые воплощают в себе сильные световые и цветовые стимулы сельской местности Северной Африки в духе формы Поля Сезанна и Роберта Делоне концепций кубистической . Целью было не подражать природе, а создать композиции, аналогичные формообразующему принципу природы, как в работах In den Häusern von Saint-Germain (В домах Сен-Жермена) и Straßencafé (Уличное кафе). Клее передал пейзаж в сетке, так что он растворяется в цветовой гармонии. В тот период он также создал абстрактные работы, такие как «Абстракция» и «Farbige Kreise durch Farbbänder verbunden» («Цветные круги, связанные чернильными лентами»). [76] Он никогда не оставлял объект; постоянной сегрегации так и не произошло. Потребовалось более десяти лет, чтобы Клее работал над экспериментами и анализом цвета, в результате чего возникла самостоятельная искусственная работа, в которой его дизайнерские идеи были основаны на красочном восточном мире.
- Окно и пальмы , 1914, акварель на грунте, бумага на картоне, Кунстхаус Цюрих , Цюрих
- В домах Сен-Жермена , 1914, бумага на картоне, акварель, Центр Пауля Клее , Берн
- Фен в Маркшенском саду , 1915, бумага, картон, акварель, Ленбаххаус , Мюнхен
- Акробаты , 1915, бумага, акварель, пастель, тушь, Музей Соломона Р. Гуггенхайма , Нью-Йорк.
Föhn im Marc'schen Garten (Фен в саду Марка) был создан после поездки в Турин. Он указывает на отношения между цветом и стимулом Маке и Делоне. Хотя элементы сада просматриваются отчетливо, заметно дальнейшее стремление к абстракции. В своем дневнике Клее сделал тогда следующую заметку:
В большой формовочной яме лежат руины, на которых частично висит один. Они дают материал для абстракции. […] Ужасный мир, абстрактное искусство, а счастливый мир порождает секуляристическое искусство. [77]
Под впечатлением от военной службы в 1917 году он создал картину Trauerblumen («Бархатные колокольчики»), которая своими графическими знаками, растительными и фантастическими формами является предвестницей его будущих работ, гармонично сочетая графику, цвет и предмет. Впервые на фотографиях появляются птицы, например, в «Блюменмитосе» («Цветочный миф») 1918 года, отражающие летящие и падающие самолеты, которые он видел в Герстхофене, и сфотографированный самолет разбивается.
В акварельной картине 1918 года «Einst dem Grau der Nacht enttaucht» , композиционно реализованной поэме, возможно, написанной Клее, он включил буквы в маленькие, по цвету разделенные квадраты, отрезав первый стих от второго серебряной бумагой. Вверху картона, на котором находится изображение, в рукописной форме начертаны стихи. Здесь Клее опирался не на краски Делоне, а на краски Марка, хотя содержание картин обоих живописцев не соответствует друг другу. Герварт Вальден , арт-дилер Клее, увидел в них «Wachablösung» (смену караула) его искусства. [78] С 1919 года он часто использовал масляные краски, с которыми сочетал акварель и цветной карандаш. Вилла R (Художественный музей Базеля) 1919 года объединяет видимые реальности, такие как солнце, луна, горы, деревья и архитектура, а также сюрреалистические обещания и чтения чувств. [79]
Работает в период Баухауза и Дюссельдорфе . в
Среди его работ этого времени — «Верблюд» (ритмичный пейзаж с деревьями), а также другие картины с абстрактными графическими элементами, такие как «Бетроффен Орт» («Пострадавшее место») (1922). В этот период он создал Die Zwitscher-Maschine (Машина Твиттера), которая позже была удалена из Национальной галереи . После того, как на мюнхенской выставке « Entartete Kunst » картина была названа клеветнической, она позже была куплена галереей Бухгольца в Нью-Йорке, а затем передана в 1939 году в Музей современного искусства . «Щебетание» в названии относится к птицам с открытым клювом, а «машина» — к рукоятке. [80]
Акварельная живопись на первый взгляд кажется детской, но допускает больше интерпретаций. Картину можно интерпретировать как критику Клее, который через денатурацию птиц показывает, что мировая технизация похищает самоопределение существ. [81]
Другими примерами этого периода являются der Goldfisch («Золотая рыбка») 1925 года, Katze und Vogel («Кошка и птица») 1928 года и Hauptweg und Nebenwege («Главная дорога и переулки») 1929 года. Через вариации фона холста и его комбинированную картину. техники Клее создавали новые цветовые эффекты и впечатления от картин.
С 1916 по 1925 год Клее создал для своего сына Феликса 50 ручных марионеток. Марионетки не упоминаются в каталоге работ Баухауза, поскольку с самого начала они предназначались как частные игрушки. [82] Тем не менее, они представляют собой впечатляющий пример образов Клее. Он занимался не только кукольными спектаклями в частном порядке, но и творческой работой в Баухаусе. [83]
В 1931 году Клее переехал в Дюссельдорф, чтобы преподавать в Академии; Вскоре после этого нацисты закрыли Баухаус. [84] За это время Клее проиллюстрировал серию ангелов-хранителей. Среди этих фигурок — «В Энгельшуте» («На попечении ангела»). Техника наложения демонстрирует полифонический характер его метода рисования между 1920 и 1932 годами. [85]
Картина 1932 года «Объявление Парнассум» также была создана в период Дюссельдорфа. 100 см × 126 см (39 × 50 дюймов). Это одна из его крупнейших картин, поскольку обычно он работал с небольшими форматами. В этой мозаичной работе в стиле пуантилизм он соединил разные техники и композиционные принципы. Под влиянием своей поездки в Египет с 1928 по 1929 год Клее построил цветовое поле из индивидуально отпечатанных точек, окруженных такими же отпечатанными линиями, в результате чего получилась пирамида. Над крышей « Парнаса » светит солнце. Название идентифицирует картину как дом Аполлона и муз . [86] Во время своего путешествия по Египту в 1929 году у Клее развилось чувство связи с землей, которое историк искусства Оливье Берггрюэн описал как мистическое чувство: «В пустыне интенсивные солнечные лучи, казалось, окутывали все живое, а ночью движение Звезды казались еще более ощутимыми. В архитектуре древних погребальных моментов Клее обнаружил чувство меры и меры, в котором люди, казалось, установили убедительную связь с необъятностью ландшафта, кроме того, его привлекла эзотерическая нумерология; это определяло способ строительства этих памятников». [87] В 1933 году, в свой последний год в Германии, он создал ряд картин и рисунков; каталог-резонне насчитывал 482 произведения. Автопортрет того же года — с программным названием von der Liste gestrichen (исключен из списка) — дает информацию о его чувствах после потери профессорской должности. Абстрактный портрет написан в темных тонах и показывает закрытые глаза и сжатые губы, а на затылке большой знак «Х», символизирующий, что его искусство больше не ценится в Германии. [88]
- Красно-зеленая архитектура (желто-фиолетовая градация) , 1922, холст, масло на картонной подставке, Художественная галерея Йельского университета , Йельский университет , Нью-Хейвен, Коннектикут
- Сенечо , 1922, марля, масло, Художественный музей Базеля , Базель
- Испуг девушки , 1922, акварель, рисунок тушью и маслом на бумаге, с тушью на бумажной подставке, Музей Соломона Р. Гуггенхайма , Нью-Йорк
- Марионетка без названия (автопортрет), 1922, Центр Пауля Клее, Берн
Последние работы в Швейцарии [ править ]
В этот период Клее в основном работал над картинами большого размера. После начала болезни в каталоге 1936 года было около 25 работ, но его продуктивность возросла в 1937 году до 264 картин, в 1938 году - до 489, а в 1939 году - его самом продуктивном году - до 1254. Они касались двойственных тем, выражая его личное судьба, политическая ситуация и его остроумие. Примерами могут служить акварельная картина Musiker (музыкант), лицо человечка с частично серьезным, частично улыбающимся ртом; и Revolution des Viadukts (Революция Виадуктов), антифашистское искусство. В Виадукте (1937 г.) арки моста оторвались от берега, поскольку они отказываются быть связанными с цепью и поэтому вызывают беспорядки. [89] С 1938 года Клее более интенсивно работал с иероглифическими элементами. На картине Insula dulcamara того же года, одной из самых больших (88 см × 176 см (35 × 69 дюймов)), показано белое лицо посреди элементов, символизирующее смерть с глазницами, обведенными черными кружками. . Горечь и печаль нередки во многих его произведениях того времени.
- Вывески желтого цвета , 1937, пастель на хлопке, цветная паста на джутовой подрамке, Фонд Бейелера , Риен , недалеко от Базеля.
- После наводнения , 1936 год, клей для обоев и акварель на энгре, бумага на картоне.
- Революция виадуктов , 1937, масло, масляная основа, хлопок на подрамнике, Гамбургский Кунстхалле.
- Ваза , 1938, джут, масло, Фонд Бейелера, Риен под Базелем.
- Героические розы , 1938, холст, масло, Художественная коллекция земли Северный Рейн-Вестфалия , Дюссельдорф.
- Insula dulcamara , 1938, масляная краска и цветная паста, газетная бумага, джут, на подрамнике, Центр Пауля Клее , Берн
- Без названия (Последний натюрморт) , 1940, холст, масло на подрамнике, Центр Пауля Клее, Берн
- Tod und Feuer (Смерть и пламя), 1940, темпера, масло, джут, Центр Пауля Клее, Берн.
Клее создал в 1940 году картину, сильно отличающуюся от предыдущих работ, оставив ее на эшафоте неподписанной. Сравнительно реалистический Ohne натюрморт Titel , позже названный Der Todesengel (Ангел Смерти), изображает цветы, зеленый горшок, скульптуру и ангела. Луна на черном фоне отделена от этих групп. Во время своего 60-летия Клее сфотографировался перед этой картиной. [90]
и наследие Прием
Внешние видео | |
---|---|
Пол Клее в галерее Tate Modern на YouTube , (3:38), The Art Fund (Великобритания) |
Современный взгляд [ править ]
Искусство не воспроизводит видимое; скорее, оно делает видимым.
«Поступок Клее очень престижен. Минимум в одной строчке он может раскрыть свою мудрость. Он есть все: глубокий, нежный и еще много хорошего, и это потому, что: он новатор», - писал Оскар Шлеммер , будущий художник Клее. коллега по Баухаусу в своем дневнике за сентябрь 1916 года. [91]
Писатель и друг Клее Вильгельм Хаузенштайн в своей работе «Über Expressionismus in der Malerei» («Об экспрессионизме в живописи») писал: «Может быть, позиция Клее в целом понятна музыкальным людям — насколько Клее является одним из самых восхитительных скрипачей, играющих Баха и Генделя, которые когда-либо ходил по земле […] Для Клее, немецкого художника-классика кубизма, мировая музыка стала его спутником, возможно, даже частью его искусства, написанное по нотам произведение, кажется, не отличается от других». [92]
Когда Клее посетил парижскую выставку сюрреализма в 1925 году, Макс Эрнст был впечатлен его работами. Его частично болезненные мотивы понравились сюрреалистам. Андре Бретон способствовал развитию сюрреализма и переименовал картину Клее 1912 года «Zimmerperspektive mit Einwohnern» («Перспектива комнаты с людьми») в «Chambre Spirit» в каталоге . Критик Рене Кревель назвал художника «мечтателем», «выпускающим из таинственных бездн рой маленьких лирических вшей». Доверенное лицо Пауля Клее Уилл Громан утверждал в Cahiers d'art , что он «определенно твердо стоит на ногах. Он ни в коем случае не мечтатель; он современный человек, преподающий в Баухаусе». После этого Бретон, как вспоминает Жоан Миро , критиковал Клее: «Мы с Массоном оба открыли для себя Пауля Клее. Поль Элюар и Кревель также интересуются Клее и даже навещали его. Но Бретон его презирает». [93]
Искусство психически больных людей вдохновило Клее, а также Кандинского и Макса Эрнста после того, как Ганса Принцхорна в 1922 году была опубликована книга Bildnerei der Geisteskranken («Искусство душевнобольных»). В 1937 году некоторые статьи из антологии Принцхорна были представлены в Национал-социалистической пропаганде. выставка « Entartete Kunst » в Мюнхене с целью очернить произведения Кирхнера , Клее, Нольде и других художников путем уподобления их произведениям умалишенных. [94]
В 1949 году Марсель Дюшан так прокомментировал Пауля Клее: «Первая реакция перед картиной Клее — это очень приятное открытие, что каждый из нас мог или мог сделать, попробовать рисовать, как в детстве. Большинство его композиций выставлены на выставке. на первый взгляд простое, наивное выражение, встречающееся в детских рисунках […] При втором анализе можно обнаружить технику, которая берет за основу большую зрелость мышления, чтобы создать собственный метод рисования. масло, структурированное в декоративные формы, позволило Клее выделиться в современном искусстве и сделать его несравненным. С другой стороны, его эксперимент был принят за последние 30 лет многими другими художниками в качестве основы для новых творений в самых разных областях. Его чрезвычайная продуктивность никогда не демонстрирует повторений, как это обычно бывает. Ему нужно было сказать так много, что один Кли никогда не становился другим Кли». [95]
Одна из картин Клее, «Angelus Novus », стала объектом интерпретационного текста немецкого философа и литературного критика Вальтера Беньямина , который приобрел картину в 1921 году. В своих «Тезисах по философии истории» Беньямин предполагает, что изображенный на картине ангел можно рассматривать как олицетворение ангела истории.
Еще одним аспектом его наследия, демонстрирующим его многогранное присутствие в современном художественном воображении, является его обращение к тем, кто интересуется историей алгоритма, примером которого является « Посвящение Паулю Клее» пионера компьютерного искусства Фридера Наке. [96]
Музыкальные интерпретации [ править ]
В отличие от своего пристрастия к авантюрным современным экспериментам в живописи, Клее, хотя и был музыкально талантлив, его привлекали старые музыкальные традиции; он не ценил ни композиторов конца XIX века, таких как Вагнер , Брукнер и Малер , ни современную музыку. Бах и Моцарт были для него величайшими композиторами; больше всего ему нравилось играть произведения последнего. [97]
Творчество Клее оказало влияние на таких композиторов, как аргентинец Роберто Гарсиа Морильо в 1943 году с «Tres pinturas de Paul Klee» . Среди других - американский композитор Дэвид Даймонд в 1958 году с четырехчастным Opus Welt von Paul Klee («Мир Пауля Клее»). Гюнтер Шуллер написал семь этюдов на темы Пауля Клее в 1959/60 годах, в которые вошли «Античные гармонии» , «Абстрактное трио» , «Маленький синий дьявол» , «Твиттер-машина» , «Арабская деревня» , «Жуткий момент » и «Пастораль» . Испанский композитор Бенет Касабланкас написал «Альтер Кланг» , «Экспромт для оркестра» по мотивам «Клее» (2006); [98] [99] Касабланкас также является автором Ретабло на тексты Пауля Клее , Кантаты да Камера для сопрано, меццо и фортепиано (2007). [100] [101] В 1950 году Гизельхер Клебе исполнил свое оркестровое произведение Die Zwitschermaschine с подзаголовком Metamorphosen über das Bild Пауля Клее в Donaueschinger Musiktage . [102] 8 Pieces on Paul Klee — название дебютного альбома Ensemble Sortisatio , записанного в феврале и марте 2002 года в Лейпциге и в августе 2002 года в Люцерне, Швейцария. Композиция «Wie der Klee vierblättrig wurde» (Как клевер стал четырехлистным) была вдохновлена акварельной картиной Hat Kopf, Hand, Fuss und Herz (1930), Angelus Novus и Hauptweg und Nebenwege .
В 1968 году джазовая группа The National Gallery при участии композитора Чака Манджионе выпустила альбом Performing Musical Interpretations of the Paintings of the Paul Klee . [103] В 1995 году греческий режиссер-экспериментатор Костас Сфикас создал фильм, полностью основанный на картинах Пауля Клее. Фильм называется « Вещая птица печали Пауля Клее » и основан на названии «Пейзажа с желтыми птицами» Клее. Он был сделан с использованием фрагментов и вырезов из картин Пауля Клее.
музыкальные интерпретации Дополнительные
- Шандор Вересс : Посвящение Паулю Клее (1951), фантазия для двух фортепиано и струнных
- Питер Максвелл Дэвис : Пять картинок Кли (1962), оркестровый
- Харрисон Бертвистл : Carmen Arcadiae Mechanicae Perpetuum (Вечная песня механической Аркадии) (1977), для оркестра
- Эдисон Денисов : Три картины Пауля Клее (1985), для шести игроков ( Диана на осеннем ветру - Сенецио - Ребенок на лестнице )
- Туру Такемицу : All in Twilight (1987), для гитары
- Джон Вулрич : Царство грез (1989), для гобоя и фортепиано («Пейзаж с желтыми птицами», «Баварский Дон Жуан», «Сказка а-ля Гофман», «Рыбная магия»)
- Лео Брауэр : Соната (1990), для гитары [104]
- Уолтер Стеффенс : Vier Aquarelle nach Paul Klee (Четыре акварельных рисунка Пауля Клее) (1991), op. 63, для магнитофонов
- Тан Дун : Смерть и огонь (1992), Диалог с Паулем Клее, оркестровый
- Джудит Вейр : Героические удары лука (1992), для оркестра
- Жан-Люк Дарбелле : Сад Орфея (1996), для шести инструментов
- Майкл Денхофф : Main and Sideways (1998), для струнных и фортепиано
- Ирис Сеги : Ad parnassum (2005), для струнных
- Патрик ван Дерзен : Шесть: линия - это точка, которая пошла на прогулку (2006), для флюгельгорна, контрабаса и перкуссии.
- Джим МакНили : Пол Клее (2007), джазовый альбом, написанный для Швейцарского джазового оркестра, состоящий из 8 пьес.
- Джейсон Райт Вингейт : Симфония No. 2: Клетудес ; Вариации для оркестра по мотивам Пауля Клее (2009), для оркестра в 27 частях
- Sakanaction : «Klee» (2010), из альбома Kikuuiki ; песня задумана как диалог с картинами Клее. [105]
- Людгер Штюльмейер : Super flumina Babylonis [На водах Вавилона] . (2019), фантазия для органа (Introduzione, Scontro, Elegie, Appassionato) на акварели Пауля Клее.
- Джордж Крамб : Метаморфозы, Книга 1: № 1, Черный принц; № 2, Золотая рыбка и метаморфозы, Книга 2: № 1, Древний звук, Аннотация на черном; № 2, Пейзаж с желтыми птицами (2019), для фортепиано по одноименным картинам Пауля Клее
награды Архитектурные
С 1995 года в «Архиве Пауля Клее» (архив Пауля Клее) Йенского университета хранится обширная коллекция произведений Клее. Он расположен на факультете истории искусств, основанном Францем-Иоахимом Верполем. Он включает в себя частную библиотеку коллекционера книг Рольфа Зауэрвайна, которая содержит около 700 произведений за 30 лет, состоящих из монографий о Клее, каталогов выставок, обширной вторичной литературы, а также оригинально иллюстрированных выпусков, открытки и подписанного фотопортрета Клее. [106] [107]
Архитектор Ренцо Пиано построил Центр Пауля Клее в июне 2005 года. Расположенный в Берне музей экспонирует около 150 (из 4000 работ Клее в целом) с шестимесячной ротацией, поскольку невозможно показать все его работы одновременно. Более того, его картины требуют периодов отдыха; они содержат относительно светочувствительные цвета, чернила и бумагу, которые могут обесцвечиваться, изменяться, становиться коричневыми и становиться хрупкими при слишком длительном воздействии света. [108] Музей современного искусства Сан-Франциско имеет обширную коллекцию Клее, подаренную Карлом Джерасси . Другие выставки включают коллекцию Розенгарта в Люцерне, Альбертину в Вене и музей Берггрюна в Берлине. Школы в Герстхофене, Любек ; Кляйн-Винтернхайм , Оверат ; место его рождения Мюнхенбухзее и Дюссельдорф носят его имя.
и Нацистские реституции грабежи
Помимо работ Клее, конфискованных нацистами из музеев, несколько его работ были украдены нацистами у еврейских коллекционеров и их семей. Некоторые из них были возвращены [109] в то время как другие стали предметом судебных исков и требований о реституции. [110] Одно из самых известных заявлений касалось «Легенды о болотах» Клее. [111]
Журнал [ править ]
Цвичер-Машина. Журнал Пауля Клее (ISSN 2297-6809) — издание, посвященное международным исследованиям Пауля Клее. Он включает в себя искусствоведческие и художественно-технологические исследования, а также литературные и философские тексты о жизни и творчестве Пауля Клее. Журнал доступен для авторов из международного исследовательского сообщества Клее в соответствии с подходом открытого доступа , известным как первичная издательская стратегия « золотой дороги ».
Публикации [ править ]
- Жарди, Энрик (1991). Пауль Клее , Rizzoli Intl Pubns, ISBN 0-8478-1343-6
- Каган, Эндрю (1993). Пауль Клее в музее Гуггенхайма (каталог выставки) [1] Введение Лизы Деннисон , эссе Эндрю Кагана. 208 страниц. Английское и испанское издания. 1993, ISBN 978-0-89207-106-7
- Каппеллетти, Паоло (2003). Неуловимое видение. Живопись и письмо Пауля Клее (на итальянском языке). Милан: Книга Хака. ISBN 88-16-40611-9
- Парч, Сюзанна (2007). Клее (переиздание) (на немецком языке). Кёльн: Бенедикт Ташен. ISBN 978-3-8228-6361-9 .
- Рудлофф, Дитер (1982). Неоконченное творение: Художники двадцатого века (на немецком языке). Ураххаус. ISBN 978-3-87838-368-0 .
- Баумгартнер, Майкл ; Клингсёр-Лерой, Катрин; Шнайдер, Катя (2010). Франц Марк, Пауль Клее: Диалог в картинках (на немецком языке) (1-е изд.). Веденсвиль: искусство и книги Nimbus. ISBN 978-3-907142-50-9 .
- Гидион-Велькер, Карола (1967). Клее (на немецком языке). Рейнбек: Ровольт. ISBN 978-3-499-50052-7 .
- Глеземер, Юрген; Керстен, Вольфганг; Траффеле, Урсула (1996). Пауль Клее: Жизнь и работа (на немецком языке). Остфильдерн: Хатье Канц . ISBN 978-3-7757-0241-6 .
- Рюмелин, Кристиан (2004). Пауль Клее: жизнь и творчество . Мюнхен: CH Бек. ISBN 3-406-52190-8 .
- Листа, Марселла (2011). Пауль Клее, 1879–1940: полифония. Арль: Actes Sud. ISBN 978-2330000530
Книги, эссе и лекции Пауля Клее [ править ]
- 1922 Вклад в изобразительную теорию формы («Вклад в изобразительную теорию формы», часть его лекций 1921–22 годов в Баухаусе).
- 1923 Wege des Naturstudiums (« Пути изучения природы »), 4 страницы. Опубликовано в каталоге Erste Bauhaus Ausstellung (Первая выставка Баухауза) летом 1923 года. Также опубликовано в «Записных книжках Пауля Клее», том 1.
- 1924 г. О современном искусстве («О современном искусстве»), лекция на выставке Пауля Клее в Кунстверайне в Йене 26 января 1924 г.
- 1924 года. альбом Педагогический
- 1949 Документы и изображения 1896–1930 годов , («Документы и изображения 1896–1930 годов»), Берн, Бентели.
- 1956 Графика , («Графика»), Берн, Клипштейн и Корнфельд
- 1956 г. Сочинения по теории формы и дизайна под редакцией Юрга Шпиллера (английское издание: «Записные книжки Пауля Клее»).
- 1956 Группа I: Das bildnerische Denken. , («Том I: творческое мышление»). на 572 страницы Обзор . (Английский перевод с немецкого Ральфа Манхейма: «Мыслящий глаз»)
- 1964 Том 2: Unendliche Naturgeschichte («Том 2: Бесконечная естественная история») (английский перевод с немецкого Хайнца Нордена: «Природа природы»)
- 1964 Дневники Пауля Клее 1898–1918 изд. Феликс Кли Беркли, Калифорнийский университет
- 1976 г. Письма, обзоры и эссе под редакцией Ч. Гилхара, Кельн,
- 1960 года Стихи под редакцией Феликса Клее.
- 1962 Некоторые стихи Пауля Клее и Ансельма Холло. Лондон
См. также [ править ]
Примечания и ссылки [ править ]
Примечания [ править ]
- а Отец Пауля Клее был гражданином Германии; его мать была швейцаркой. Швейцарское законодательство определяло гражданство по отцовской линии, и таким образом Пауль унаследовал немецкое гражданство своего отца. Он служил в немецкой армии во время Первой мировой войны. Клее вырос в Берне, Швейцария, и часто возвращался туда, даже до своей последней эмиграции из Германии в 1933 году. Он умер до того, как его заявление на получение швейцарского гражданства было обработано. [112] [113]
- б Немецкий: Werftkompanie, букв. «Судостроительная компания».
Ссылки [ править ]
- ^ Дизайн и планирование Марчелло Петриньяни с. 17
- ^ Гильо Карло Арган «Предисловие», Пол Клее, «Думающий глаз» (ред. Юрг Спиллер), Лунд Хамфрис, Лондон, 1961, стр. 13.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Частный Клее: работы Пауля Клее из коллекции Бюрги. Архивировано 9 октября 2009 г. в Wayback Machine , Эдинбург, 12 августа - 20 октября 2000 г. Шотландской национальной галерее современного искусства
- ^ Гуальтьери Ди Сан Лаццаро, Клее , Прегер, Нью-Йорк, 1957, стр. 16
- ^ Рудлофф, с. 65
- ^ Баумгартнер, с. 199
- ^ Гидион-Велькер, стр. 10–11
- ^ «Пауль Клее» . Проверено 9 августа 2022 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Парч, с. 9
- ^ Каган с. 54
- ^ Парч, с. 7
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Парч, с. 10
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Каган, с. 22
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Двор, с. 8
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Парч, с. 11
- ^ Галерея Ольги Пауль Клее
- ^ Двор, с. 9
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Каган, с. 23
- ^ «Изобретение» Пауля Клее в Музее современного искусства Сан-Франциско ARTinvestment.RU – 18 апреля 2009 г.
- ^ Двор, с. 10
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Парч, с. 12
- ^ Беате Офчарек, Стефан Фрей: Хронология дружбы . Михаэль Баумгартнер, Катрин Клингсёр-Лерой, Катя Шнайдер, с. 207
- ^ Томас Кейн, Мона Мейстер, Франц-Иоахим Версполь, Йена 1999, стр. 90
- ^ Двор, с. 12
- ^ Гёттлер: Der Blaue Reiter , с. 118
- ^ Дитмар Элгер, Экспрессионизм . 1988, с. 141, ISBN 3-8228-0093-7
- ^ Каталог-резонне, том 1, 1998, стр. 512; Томас Кейн, Мона Мейстер, Франц-Иоахим Версполь; Пауль Клее в Йене, 1924 год. Лекция. Минерва . Письма из Йены по истории искусств, том 10, семинар по истории искусств, Jenoptik AG, типография Гера, Йена, 1999, с. 92
- ^ Парч, с. 18
- ^ Жарди, пластина 7, 9.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Парч, с. 20
- ^ Парч, стр. 24–25.
- ^ Каган, с. 33
- ^ Каган, с. 35
- ^ Парч, с. 27
- ^ Каган, стр. 27, 29.
- ^ Парч, с. 31
- ↑ Воспроизведено вместе со стихотворением Герга Траки в Zeit-Echo 1915. Обратный экфрасис .
- ↑ Беате Офчарек, Стефан Фрей: Хронология дружбы , стр. 214 и далее.
- ^ Парч, с. 35
- ^ Парч, с. 36
- ^ Парч, с. 40
- ^ Гнев, Дженни. Пол Клее и декоративность в современном искусстве , Cambridge University Press, 2004, стр. 120–122.
- ^ Парч, с. 44
- ^ Геелхаар, Кристиан (1972). Пауль Клее и Баухаус. DuMont Schauberg, Кёльн, с. 9
- ^ Двор, с. 17
- ^ Двор, с. 18
- ^ Парч, с. 48
- ^ Двор, стр. 18-19
- ^ Двор, с. 20
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Парч, с. 73
- ^ Парч, с. 55
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Двор, с. 23
- ^ Парч, с. 64
- ^ Каган, с. 42
- ^ Парч, с. 74
- ^ Двор, с. 25
- ^ Парч, с. 76
- ^ Парч, стр. 77–80.
- ^ Парч, с. 94
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Анжелика Оберт (20 сентября 2015 г.). «Пауль Клее и внутренний взгляд» . Rundfunk.evangelisch.de (на немецком языке) . Проверено 30 марта 2021 г. - через Deutschlandfunk Kultur.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Сутер, Ганс (18 апреля 2014 г.). «Отчет о болезни Пауля Клее (1879–1940)» . Отчеты о случаях заболевания в дерматологии . 6 (1): 108–113. дои : 10.1159/000360963 . ПМК 4025051 . ПМИД 24876831 .
- ^ swissinfo.ch, SWI; Корпорация, филиал Swiss Broadcasting (21 апреля 2005 г.). «Бернец, но не швейцарец» . SWI swissinfo.ch (на немецком языке) . Проверено 8 марта 2019 г.
- ^ Парч, с. 80
- ^ Парч, с. 84
- ^ Каган, с. 26
- ^ Парч, стр. 58–60.
- ↑ Пауль Клее, 1933 г. Архивировано 13 мая 2008 г. в Wayback Machine на сайте www.culturalkiosque.com.
- ^ Дэниел Куппер: Пауль Клее . п. 81
- ^ Кристиан Рюмелин: Пауль Клее. Жизнь и работа , Мюнхен, 2004 г., стр. 12 и далее, онлайн .
- ^ Беате Офчарек, Стефан Фрей: Хронология дружбы , с. 203
- ^ Грегор Ведекинд: Пауль Клее: Изобретения . Раймер, Берлин, 1996, с. 62
- ^ Гидион-Велькер: Клее , стр. 23 и последующие
- ^ Кристиан Рюмелин: Пауль Клее. Жизнь и творчество , Мюнхен, 2004, с. 15
- ^ Гидион-Велькер, Клее , стр. 22–25
- ^ Темкин, Энн. «Клее, Пол». Гроув Арт Онлайн. Оксфордское искусство онлайн . Издательство Оксфордского университета. Веб.
- ^ «Пауль Клее» . Шедевры искусства, Исида Верлаг. Архивировано из оригинала 9 января 2009 года . Проверено 25 сентября 2008 г.
- ^ Геттлер: Синий всадник . стр. 118 и последующие
- ^ Парч: Клее , с. 41
- ^ «Искусство открывает глаза» . глаза.де. Архивировано из оригинала 9 января 2009 года . Проверено 26 октября 2008 г.
- ^ The Twittering-Machine , Moma.org, получено 10 января 2011 г.
- ^ Зиглинд Брун: Музей Das tönende , Gorz Verlag 2004, стр. 34 и последующие
- ^ Ингеборга Руте (30 сентября 2008 г.). «Пауль Клее оставил после себя художественные ручные куклы. Берлинские артисты выводят их на сцену в спектакле о жизни художника» . Berliner-zeitung.de . DuMont.next GmbH & Co. KG.
- ^ «Про клевер, или Кость в моей голове» . Tabula Rasa Magazine – газета для общества и культуры . Доктор Доктор Стефан Гросс, Массачусетс, 28 апреля 2009 г.
- ^ «Онлайн-коллекция | Пауль Клее - Музей Гуггенхайма» . Архивировано из оригинала 29 апреля 2015 года . Проверено 19 мая 2015 г.
- ^ Эндрю Каган, Пауль Клее в Музее Гуггенхайма, Нью-Йорк: Библиотека музея Гуггенхайма, 2003, 41.
- ^ Парч: Клее , с. 67
- ^ Берггрюн, «Пауль Клее - В поисках естественных знаков» в книге «Писание искусства» (Лондон: Pushkin Press, 2011), 63.
- ^ Парч: Клее , с. 75
- ^ Парч: Клее , с. 92
- ^ Парч: Клее , стр. 76–83.
- ^ Гидион-Велькер: Клее , с. 161
- ^ Гидион-Велькер: Клее , с. 162
- ^ Катрин Лорч (4 января 2007 г.). «Прекрасные маленькие духи Клее» . Frankfurter Allgemeine (на немецком языке). Архивировано из оригинала 14 июля 2011 года . Проверено 2 октября 2008 г.
- ^ «Коллекция Принцхорна Гейдельбергской университетской психиатрической больницы» (на немецком языке). Муниципальные музеи Йены. Архивировано из оригинала 1 ноября 2013 года . Проверено 2 января 2011 г.
- ^ Роберт Л. Герберт, Элеонора С. Аптер, Элиза К. Кенни: Анонимное общество и завещание Дрейера в Йельском университете. Каталог Raisonné , Нью-Хейвен/Лондон, 1984, стр. 376
- ^ Смит, Гленн (31 мая 2019 г.). «Интервью с Фридером Наке» . Искусство . 8 (2): 69. doi : 10.3390/arts8020069 .
- ^ Беате Офчарек, Стефан Фрей: Хронология дружбы . В: Михаэль Баумгартнер, Катрин Клингсёр-Лерой, Катя Шнайдер, с. 208
- ^ "Европейский тур "Alter Klang" завершается | Блог Трито" . Архивировано из оригинала 24 марта 2016 года . Проверено 24 марта 2013 г.
- ^ «Альтер Кланг, Экспромт для оркестра» (PDF) . 3 июня 2013 г. Архивировано из оригинала (PDF) 3 июня 2013 г. . Проверено 18 декабря 2018 г.
- ^ «Композиторы» . Архивировано из оригинала 30 мая 2013 года . Проверено 23 декабря 2018 г.
- ^ «Stradivarius – ведущий итальянский лейбл классической музыки» . 15 апреля 2011 г. Архивировано из оригинала 15 апреля 2011 г.
- ^ Зиглинд Брун. «Чирикающая машина: звуковые символы современности». Звучащий музей. Музыка ХХ века интерпретирует произведения изобразительного искусства (PDF) (на немецком языке). Издание Горз. Архивировано из оригинала (PDF) 18 декабря 2006 г. Проверено 3 октября 2008 г.
- ^ Виниловая пластинка, каталожный номер Philips: PHS 600-266.
- ^ Марсаль, Рикардо. Экфрасис в музыке: магические квадраты Пауля Клее в Сонате Лео Брауэра для гитары соло. Пер Муси н. 19 января – июня 2009 г., стр. 47–62.
- ^ Нати Эбисава (18 марта 2015 г.). Саканэкшн крупным планом (на японском языке). Возбуждайте. Архивировано из оригинала 25 октября 2011 года . Проверено 14 апреля 2015 г.
- ^ Исследовательский журнал. Йенский университет имени Фридриха Шиллера . Альма-матер Джененсис, летний семестр 1995 г., с. 40
- ^ Тюрингенский университет и государственная библиотека - Библиотека филиала истории искусств b2i.de. Проверено 19 апреля 2011 г.
- ^ «Авуары Пауля Клее в Центре Пауля Клее» (на немецком языке). Центр Пауля Клее . Проверено 24 октября 2012 г.
- ^ «Сын владельца возвращает украденные нацистами произведения искусства Клее» . www.lootedart.com . Архивировано из оригинала 23 июня 2021 года . Проверено 30 июня 2022 г.
- ^ «Мэр Мюнхена отклоняет иск о картине Клее, конфискованной нацистами» . lootedart.com . Архивировано из оригинала 22 июня 2021 года . Проверено 30 июня 2022 г.
- ^ «Дело о реституции нацистами украденной картины Пауля Клее урегулировано спустя 26 лет – Artlyst» . 27 июля 2017 года. Архивировано из оригинала 27 июля 2017 года . Проверено 30 июня 2022 г.
- ^ Фаял, М.: Пауль Клее: Человек, сделанный в Швейцарии , swissinfo, 25 мая 2005 г. URL. Проверено 5 сентября 2006 г.
- ↑ Zentrum Paul Klee: Швейцарец без красного паспорта. Архивировано 18 июля 2006 года в Wayback Machine . URL-адрес. Проверено 5 сентября 2006 г.
Дальнейшее чтение [ править ]
- Берггрюн, Оливье (2011). «Пауль Клее – В поисках природных знаков». Написание искусства . Лондон: Пушкин Пресс. ISBN 978-1906548629 .
- Францисконо, Марсель (1991). Пауль Клее: его работа и мысли . Издательство Чикагского университета, 406 страниц, ISBN 0-226-25990-0 .
- Хаузенштайн, Вильгельм (1921). Кайруан, или История художника Клее и искусства этой эпохи («Кайруан, или История художника Клее и искусства этой эпохи»)
- Корт, Памела (2004). Комический гротеск: остроумие и насмешка в немецком искусстве, 1870–1940 . Престель. п. 208. ИСБН 978-3-7913-3195-9 . Архивировано из оригинала 4 марта 2008 года.
- Пауль Клее: Каталог Резонне . 9 томов. Под редакцией Фонда Пауля Клее, Музей изящных искусств, Берн. Нью-Йорк: Темза и Гудзон , 1998–2004 гг.
- Рамп, Герхард Чарльз (1981), « Поэтика линии Пауля Клее. Замечания о графической лексике » . В: Герхард Чарльз Рамп: Психология искусства, искусство и психоанализ, искусствоведение . Олмс, Хильдесхайм и Нью-Йорк. стр. 169–185. ISBN 3-487-07126-6 .
- Сорг, Рето и Осаму Окуда (2005). Сатирические музы — Ганс Блёш, Пауль Клее и редакционный проект The Model Citizen . ZIP Цюрих (Исследования Клее; 2), ISBN 3-909252-07-9
- Пауль Клее: 1933 , опубликовано Städtische Galerie im Lenbachhaus, Мюнхен, Гельмут Фридель. Содержит эссе на немецком языке Памелы Корт , Осаму Окуда и Отто Карла Веркмайстера .
- Веркмайстер, Отто Карл (1989) [1984]. Становление карьеры Пауля Клее, 1914–1920 гг . University of Chicago Press , 343 страницы, 125 полутонов. ISBN 0-226-89358-8
Внешние ссылки [ править ]
- Кошки Пауля Клее
- Публикации Пауля Клее и о нем в каталоге Helveticat Швейцарской национальной библиотеки.
- Zentrum Paul Klee – Музей Пауля Клее в Берне
- Сканы страниц блокнотов Пауля Клее из Центра Пауля Клее
- «Творческое кредо» - Пауль Клее, 1920 г.
- Пауль Клее в Музее современного искусства
- Пол Клее в Музее современного искусства Сан-Франциско (SFMOMA)
- Биография Пауль Клее (на французском языке)
- «Пауль Клее», Дер Арарат , Том. 1, второй специальный номер , под редакцией Ганса Гольца , Мюнхен, май – июнь 1920 г.
- Клее 1879-1940 , Сюзанна Парч (2003)
- Пол Клее
- 1879 рождений
- 1940 смертей
- Немецкие художники XIX века.
- Художники-мужчины XIX века
- Немецкие художники 20 века.
- Немецкие художники-мужчины 20-го века
- Швейцарские художники 20-го века
- Швейцарские художники-мужчины
- Немецкие гравёры ХХ века
- Художники-абстракционисты
- Преподаватели искусств
- Выпускники Академии изящных искусств Мюнхена
- Академический состав Баухауза
- Художники-кубисты
- Смертность от склеродермии
- Эмигранты из нацистской Германии в Швейцарию
- Художники-экспрессионисты
- Академический состав Дюссельдорфской академии искусств
- Немецкие художники-мужчины
- Немецкоязычные поэты
- Художники-востоковеды
- Художники из Берна
- Люди из округа Берн-Миттелланд
- Выпускники Государственного университета музыки и исполнительских искусств Штутгарта
- Швейцарские граверы