Jump to content

Гийом Аполлинер

Гийом Аполлинер
Фотография Гийома Аполлинера весной 1916 года после осколочного ранения в висок.
Фотография Гийома Аполлинера весной 1916 года после осколочного ранения в висок.
Рожденный Вильгельм Альберт Влодзимеж Аполинарий Костровицкий
( 1880-08-26 ) 26 августа 1880 г.
Рим, Италия
Умер 9 ноября 1918 г. ) ( 1918-11-09 ) ( 38 лет
Париж, Франция
Место отдыха Кладбище Пер-Лашез , Париж
Занятие
  • Поэт
  • писатель
  • искусствовед
Литературное движение Кубизм , Сюрреализм , Орфизм
Подпись
Герб семьи Костровицких.

Гийом Аполлинер (англ. Французский: [ɡijom apɔlinɛʁ] , урожденный Костровицкий ; [а] 26 августа 1880 — 9 ноября 1918) — французский поэт , драматург, , прозаик и искусствовед польского новеллист происхождения.

Аполлинер считается одним из выдающихся поэтов начала 20 века, а также одним из самых страстных защитников кубизма и праотцом сюрреализма . Ему приписывают создание термина «кубизм». [1] в 1911 году для описания зарождающегося художественного движения , термина «орфизм» в 1912 году и термина «сюрреализм» в 1917 году для описания работ Эрика Сати . Он писал стихи без знаков препинания, пытаясь быть решительно современными как по форме, так и по тематике. [2] Аполлинер написал одно из первых сюрреалистических литературных произведений — пьесу «Груди Тиресия» (1917), ставшую основой для оперы Франсиса Пуленка 1947 года «Мамеллы де Тиресиас» .

Под влиянием символистской поэзии в юности, он при жизни восхищался молодыми поэтами, которые позже составили ядро ​​сюрреалистической группы ( Бретон , Арагон , Супо ). Он очень рано обнаружил свою оригинальность, которая освободила его от любой школы влияния и сделала его одним из предшественников литературной революции первой половины 20 века. Его искусство основано не на какой-либо теории, а на простом принципе: акт творчества должен исходить из воображения, из интуиции, потому что он должен быть как можно ближе к жизни, к природе, к окружающей среде и к человеку. существование.

Аполлинер также работал журналистом и искусствоведом в журналах Le Matin , L'Intransigeant , L'Esprit nouveau , Mercure de France и Paris Journal . В 1912 году Аполлинер основал Les Soirées de Paris художественный и литературный журнал .

Через два года после ранения в Первой мировой войне Аполлинер умер во время пандемии испанского гриппа 1918 года и был признан «Павшим за Францию» ( Mort pour la France ) из-за его участия во время войны. [3]

Семья и ранняя жизнь

[ редактировать ]
Продолжительность: 48 секунд.
Аполлинер (слева) и Андре Рувейр в 1914 году.
Аполлинер, 1902, Кельн.

Вильгельм Альберт Влодзимеж Аполинарий Костровицкий родился в Риме, Италия, и вырос, говоря на французском, итальянском и польском языках . [4] Он эмигрировал во Францию, когда был подростком, и принял имя Гийом Аполлинер. Его мать, урожденная Анжелика Костровицкая, была польско-литовской дворянкой, родившейся недалеко от Новогрудка Гродненской губернии (бывшее Великое княжество Литовское, современная Беларусь ). Его дед по материнской линии участвовал в восстании 1863 года против оккупированной России и был вынужден эмигрировать, когда восстание провалилось. [5] Отцом Аполлинера неизвестен, но, возможно, им был Франческо Костантино Камилло Флюджи д'Аспермонт (род. 1835), граубюнденский аристократ, который рано исчез из жизни Аполлинера. Франческо Флюджи д'Аспермонт был племянником Конрадина Флюджи д'Аспермонта (1787–1874), поэта, писавшего на ладин -путере (официальном языковом диалекте Швейцарии, на котором говорят в Верхнем Энгадине ), и, возможно, также миннезенгера Освальда фон Волькенштейна ( родился около 1377 г., умер 2 августа 1445 г., см. Les ancêtres Grisons du poète Guillaume Apollinaire at Geneanet ).

В конце концов Аполлинер переехал из Рима в Париж в 1900 году. [6] и стал одним из самых популярных членов художественной общественности Парижа (как на Монмартре , так и на Монпарнасе ). Среди его друзей и сотрудников в тот период были Пабло Пикассо , Анри Руссо , Гертруда Стайн , Макс Жакоб , Андре Салмон , Андре Бретон , Андре Дерен , Фаик Коница , Блез Сендрар , Джузеппе Унгаретти , Пьер Реверди , Александра Экстер , Жан Кокто , Эрик Сати , Осип Цадкин , Марк Шагал , Марсель Дюшан и Жан Метцингер . У него завязались романтические отношения с Мари Лорансен , которую часто называют его музой. Находясь там, он баловался анархизмом и выступал как Дрейфусар в защиту невиновности Дрейфуса. [7]

Метцингер написал первый кубистический портрет Аполлинера. В своей «Анекдотической жизни» (16 октября 1911 г.) поэт с гордостью пишет: «Для меня большая честь быть первой моделью художника-кубиста Жана Метцингера для портрета, выставленного в 1910 году в Салоне Независимых». По словам Аполлинера, это был не только первый кубистический портрет, но и первый великий портрет поэта, выставленный на публике, до других портретов Луи Маркусси , Амедео Модильяни , Михаила Ларионова и Пикассо. [8]

«Мона Лиза найдена», Le Petit Parisien , № 13559, 13 декабря 1913 года.

В 1911 году он присоединился к Группе Пюто, ветви кубистского движения, которая вскоре стала известна как « Золотая секция» . Вступительную речь на Салоне «Золотая секция» 1912 года — самой важной выставке кубизма перед Первой мировой войной — произнес Аполлинер. [9] [10]

7 сентября 1911 года полиция арестовала и заключила его в тюрьму по подозрению в пособничестве краже Моны Лизы и ряда египетских статуэток из Лувра . [4] [11] но освободили его через неделю. Кража статуй была совершена в 1907 году бывшим секретарем Аполлинера Оноре Жозефом Жери Пьере, который недавно вернул одну из украденных статуй французской газете Paris-Journal . [12] своего друга Пикассо, купившего у Пьере иберийские статуи и также привлеченного на допрос Аполлинер обвинил в краже Моны Лизы , но и тот был реабилитирован. [13] [12] Кража Моны Лизы была совершена Винченцо Перуджи , итальянским маляром, который действовал в одиночку и был пойман только два года спустя, когда он пытался продать картину во Флоренции.

Жан Метцингер , 1911, Этюд к портрету Гийома Аполлинера , бумага, графит, 48 × 31,2 см, Национальный музей современного искусства , Центр Жоржа Помпиду , Париж

Аполлинер написал предисловие к первой кубистской выставке за пределами Парижа; VIII Салон Независимых , Брюссель, 1911 год. [14] В откровенном предисловии к каталогу выставки «Независимые» в Брюсселе Аполлинер заявил, что эти «новые художники» приняли присвоенное им имя кубистов. Кубизм он описывал как новое проявление и высокое искусство [ pression nouvelle et très élevée de l'art ], а не как систему, ограничивающую талант [ non-point un système contraignant les Talents ], и как различия, характеризующие не только таланты, но даже стили этих художников – очевидное тому подтверждение. [15] [16] По словам Аполлинера, среди художников, участвовавших в этом новом движении, были Пабло Пикассо (который представлял Аполлинера в его картине «Три музыканта» ), Жорж Брак , Жан Метценже , Альберт Глез , Робер Делоне , Фернан Леже и Анри Ле Фоконье . [17] К 1912 году к кубистам присоединились и другие: Жак Вийон , Марсель Дюшан , Раймон Дюшан-Вийон , Франсис Пикабиа , Хуан Грис и Роже де ла Френе , среди них. [15] [18] [19] [20]

Считается, что самая левая фигура на картине Пабло Пикассо « Три музыканта» представляет Аполлинера.

Термин «орфизм» был придуман Аполлинером в Салоне « Золотая секция» в 1912 году, имея в виду работы Робера Делоне и Франтишека Купки . Во время своей лекции на выставке «Золотая секция» Аполлинер представил три абстрактные работы Купки как прекрасные образцы чистой живописи , столь же антифигуративной, как музыка. [19]

В «Les Peintres Cubistes», «Méditations Esthétiques» (1913) Аполлинер описал орфизм как «искусство рисования новых целостностей с элементами, которые художник не берет из визуальной реальности, а создает полностью сам. [...] Работы орфического художника должны передавать безмятежное . эстетическое удовольствие , но в то же время осмысленная структура и возвышенное значение . По мнению Аполлинера, орфизм представлял собой движение к совершенно новой форме искусства, так же, как музыка была в литературе [21]

Сюрреализм

[ редактировать ]

Термин «сюрреализм» впервые был использован Аполлинером в отношении балета « Парад» в 1917 году. Поэт Артюр Рембо хотел быть провидцем, воспринимать скрытую сторону вещей в царстве другой реальности. В продолжение Рембо Аполлинер отправился на поиски скрытой и загадочной реальности. Термин «сюрреализм» впервые появился в марте 1917 года («Chronologie de Dada et du surréalisme», 1917) в письме Аполлинера Полю Дерме : «Принимая во внимание все обстоятельства, я думаю, что на самом деле лучше принять сюрреализм, чем сверхнатурализм, который я впервые использовал» [ Tout bien explorené, je crois en effet qu'il vaut mieux Accepter surréalisme que surnaturalisme que j'avais d'abord Employé ]. [22]

Он описал Парад как «разновидность сюрреализма» ( une sorte de surréalisme ), когда написал программную заметку на следующей неделе, таким образом придумав это слово за три года до того, как сюрреализм возник как художественное движение в Париже. [23]

Первая мировая война и смерть

[ редактировать ]

Аполлинер служил офицером пехоты во время Первой мировой войны и в 1916 году получил серьезное осколочное ранение в висок, от которого так и не смог полностью оправиться. [6] Он написал Les Mamelles de Tiresias, пока выздоравливал от этой раны. В этот период он придумал слово « сюрреализм » в программе » Жана Кокто и Эрика Сати балета «Парад , впервые исполненного 18 мая 1917 года. Он также опубликовал художественный манифест « L'Esprit nouveau et les poètes» . Статус Аполлинера как литературного критика наиболее известен и влиятельный в связи с признанием им маркиза де Сада , произведения которого долгое время были малоизвестны. [ нужна ссылка ] , но популярность которого возникла под влиянием художественных движений дадаизма и сюрреализма, происходивших на Монпарнасе в начале двадцатого века, как «самый свободный дух, который когда-либо существовал». [ нужна ссылка ]

Ослабленный войной Аполлинер умер в возрасте 38 лет 9 ноября 1918 года от гриппа во время пандемии испанского гриппа 1918 года, опустошавшей в то время Европу, через два года после ранения во время Первой мировой войны . [6] Из-за его военной службы на время войны он был объявлен «Мертвым за Францию» ( Mort pour la France ). французским правительством [3] Он был похоронен на кладбище Пер-Лашез в Париже.

Работает

[ редактировать ]

В 1900 году он написал свой первый роман «Mirely, ou le petit trou pas cher » (порнографический), который со временем был утерян. [6] Первым сборником стихов Аполлинера был «L'enchanteur pourrissant» (1909), но «Алкоголи» (1913) укрепили его репутацию. Стихи, частично под влиянием символистов , сопоставляют старое и новое, сочетая традиционные поэтические формы с современными образами. В 1913 году Аполлинер опубликовал эссе «Les Peintres Cubistes, Méditations Esthétiques» о художниках -кубистах , движении, которое он помог определить. Он также ввел термин «орфизм» , чтобы описать тенденцию к абсолютной абстракции в картинах Робера Делоне и других. В 1917 году Аполлинер поставил «Картины Леопольда Сюрважа»; Dessins et aquarelles d'Irène Lagut (Картины Леопольда Сюрважа; рисунки и акварели Ирен Лагут), который включен в постоянную коллекцию Художественного музея Переса в Майами, США. [24]

опубликовал известный эротический роман В 1907 году Аполлинер «Одиннадцать тысяч жезлов» ( Les Onze Mille Verges ). [25] [26] Официально запрещенный во Франции до 1970 года, его различные издания широко распространялись в течение многих лет. Аполлинер никогда публично не признавал авторство романа. Другой приписываемый ему эротический роман - « Подвиги юного Дон Жуана» (Les подвиги d'un jeune Don Juan) , в котором 15-летний герой становится отцом троих детей от различных членов своего окружения, включая свою тетю. [27] [28] Подарок Аполлинера Пикассо оригинальной рукописи 1907 года был одним из самых ценных вещей художника. [29] по книге был экранизирован фильм В 1986 году .

Вскоре после его смерти Mercure de France опубликовал «Каллиграммы» , сборник его конкретных стихов (поэзия, в которой типографика и верстка усиливают общий эффект), а также более ортодоксальные, хотя и все же модернистские стихи, основанные на опыте Аполлинера во время Первой мировой войны и в для чего он часто использовал технику автоматического письма.

В юности Аполлинер некоторое время жил в Бельгии , освоив валлонский диалект в достаточной степени, чтобы писать стихи, некоторые из которых сохранились.

  • Гниющий чародей (1909). Чародей Гниет
  • Бестиарий или Шествие Орфея (1911)
  • Спирты (1913)
  • Потратить жизнь на любовь (1917)
  • Каллиграммы , стихи мира и войны 1913–1916 (1918) (опубликованы вскоре после смерти Аполлинера)
  • Есть... (1925) Альберт Мессейн
  • Джули или Роза (1927)
  • Тень моей любви (1947). Стихи, адресованные Луизе де Колиньи-Шатийон
  • Тайные стихи Мадлен (1949). Пиратское издание
  • Меланхоличный наблюдатель (1952). Ранее неопубликованные работы
  • Стихи Лу (1955)
  • Сольдес (1985). Ранее неопубликованные работы
  • И я тоже художник (2006). Альбом рисунков к каллиграммам из частной коллекции.
  • Mirely ou le Petit Trou pas cher (1900). Майли, или Дешевая дырочка (неопубликовано)
  • Que faire? (1900). Что делать?
  • Одиннадцать тысяч ярдов, или Любовь господаря (1907). Одиннадцать тысяч жезлов ; Развратный господарь
  • «Подвиги молодого Дон Жуана» (1911). «Любовные подвиги молодого повесы» , пер. Ривз Тессор (1959)
  • Рим де Борджиа (1914). Рим Борджиа
  • «Конец Вавилона» (1914). Падение Вавилона
  • Трое Дон Жуана (1915). Три Дон Жуана
  • Сидящая женщина (1920). Сидящая женщина

Сборники рассказов

[ редактировать ]
  • L'Hérèsiarque et Cie (1910). Ересиарх и компания , пер. Реми Инглис Холл (1965) [31]
  • Убитый поэт (1916). Убит поэт , пер. Мэтью Джозефсон (1923, заглавный рассказ); [32] пер. Рон Пэджетт (1968, без сокращений) [33]
  • Булавки (1928). Булавки
  • Итальянский театр , иллюстрированная энциклопедия, 1910 год.
  • Предисловие, Каталог 8-го ежегодного салона Cercle d’art Les Indépendants , Современный музей Брюсселя, 10 июня – 3 июля 1911 г.
  • Анекдотическая жизнь , Хроники в Le Mercure de France, 1911–1918 гг.
  • Страницы истории, хроника великих веков Франции , хроники, 1912 год.
  • Художники-кубисты, «Эстетические размышления» , 1913 год.
  • Современная живопись , 1913 год.
  • Футуристическая антитрадиция, манифест синтеза , 1913 г.
  • Жан Метцингер в галерее Вейля , Художественные хроники Гийома Аполлинера, L'Intransigeant , Paris Journal, 27 мая 1914 г.
  • Дело д'Армонс , 1915 год.
  • Новый дух и поэты , 1918 год.
  • Flâneur des Deux Rives , хроники, 1918 г.

Переводы на английский язык

[ редактировать ]
  • Убит поэт , пер. Мэтью Джозефсон (The Broom Publishing, 1923)
  • Избранные сочинения , пер. Роджер Шаттук (Новые направления, 1948)
  • Алкоголи: Стихи 1898–1913 , пер. Уолтер Мередит (Даблдэй, 1964)
  • Алкоголи , пер. Энн Хайд Привет (Калифорнийский университет Press, 1965)
  • Избранные стихи , пер. Оливер Бернард (Penguin, 1965; расширенное двуязычное издание, Anvil Press, 1986)
  • Ересиарх и компания , пер. Реми Инглис Холл (1965), опубликовано в Великобритании как «Блуждающий еврей и другие истории» (1967). [34]
  • Убит поэт , пер. Рон Пэджетт (Холт, Райнхарт и Уинстон, 1968)
  • Каллиграммы , пер. Энн Хайд Приветствие (Unicorn Press, 1970) [35]
  • Аполлинер об искусстве: Очерки и обзоры, 1902-1918 , пер. Сьюзан Сулейман (1972)
  • Зона , пер. Сэмюэл Беккет (Dolmen Press, 1972)
  • Алкоголи: Стихи , пер. Дональд Ревелл (издательство Уэслианского университета, 1995)
  • Саморасчлененный человек: Избранные более поздние стихи , пер. Дональд Ревелл (издательство Уэслианского университета, 2004 г.)
  • Маленький Авто , пер. Беверли Би Браич (выпуски CB, 2012 г.)
  • «Зона», пер. Дэвид Леман , в Ежеквартальном обзоре Вирджинии (2013) [36]
  • Зона: Избранные стихи , пер. Рон Пэджетт (New York Review Books, 2015)
  • Избранные стихи , пер. Мартин Соррелл (Oxford University Press, 2015)
[ редактировать ]
  • Французский композитор Франсис Пуленк положил стихи Аполлинера на музыку в своем песенном цикле из пяти частей Banalités (1940), который, в свою очередь, вдохновил группу Pink Martini на создание песни Symphonique (je ne sais pas travail) в 1997 году.
  • Голландский композитор Марджо Таль положил на музыку некоторые стихи Аполлинера. [37]
  • Французский композитор Дениз Роже положила на музыку стихи Аполлинера. [38]
  • Аполлинера играет Сет Габель в телесериале 2018 года «Гений» , посвященном жизни и творчеству Пабло Пикассо.

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Его полное имя при рождении на польском языке Вильгельм-Альберт-Влодзимеж-Александр-Аполлинарий Костровицкий ( белорусский : Гийом-Альбер-Владимир-Александр-Аполлинарий Костровицкий ) из герба Вонжа .

Ссылки и источники

[ редактировать ]
Ссылки
  1. ^ Дэниел Роббинс, 1964, Альберт Глейз 1881–1953, Ретроспективная выставка , опубликованная Фондом Соломона Р. Гуггенхайма, Нью-Йорк, в сотрудничестве с Национальным музеем современного искусства, Париж, Музей в Оствале, Дортмунд
  2. ^ Судья Гарри Джордж; Тойн, Энтони, ред. (1985–1993). Оксфордская иллюстрированная энциклопедия . Издательство Оксфордского университета. п. 18. ISBN  0-19-869129-7 . OCLC   11814265 .
  3. ^ Перейти обратно: а б Кэтрин Мур, Марк Мур, официальный сайт Гийома Аполлинера, Биография: Хронология , Университет Западного Иллинойса
  4. ^ Перейти обратно: а б "Газетные "старости" (Архив)" . Starosti.ru. 9 January 1907 . Retrieved 6 December 2011 .
  5. ^ «Как польские корни Аполлинера повлияли на его жизнь и творчество» . Культура.пл . Проверено 4 марта 2022 г.
  6. ^ Перейти обратно: а б с д Джон Бакстер (10 февраля 2009 г.). Плотские познания: Краткая энциклопедия современного секса Бакстера . ХарперКоллинз. п. 13 . ISBN  978-0-06-087434-6 . Проверено 24 декабря 2011 г.
  7. ^ Клод Шумахер, Альфред Жарри и Гийом Аполлинер , Современные драматурги, Международное высшее образование Macmillan, 1984, стр. 4, 14, 23, 148, 168, ISBN   1349173282
  8. ^ Жан Метцингер, 1910, Портрет Гийома Аполлинера , Christie's в Париже, 2007.
  9. Lasection d'Or , специальный выпуск, 9 октября 1912 г.
  10. История и хронология кубизма. Архивировано 14 марта 2013 года в Wayback Machine , стр. 5.
  11. ^ «Известный литератор арестован как получатель» , Le Petit Parisien , 9 сентября 1911 г. (на французском языке).
  12. ^ Перейти обратно: а б Краусс, Розалинда (2016). «1911 год». В Хэле Фостере; Розалинда Э. Краусс; Ив-Ален Буа; БХД Бухло; Дэвид Джоселит (ред.). Искусство с 1900 года: модернизм, антимодернизм, постмодернизм (Третье изд.). Лондон: Темза и Гудзон. п. 118. ИСБН  978-0-500-23953-7 . OCLC   958112079 .
  13. Ричард Лакайо, «Великий детектив искусства: Кража Моны Лизы в 1911 году» , Time , 27 апреля 2009 г.
  14. ^ Предисловие в Каталоге du 8. и Ежегодная выставка художественного кружка Les Indépendants , Брюссельский современный музей, 10 июня – 3 июля 1911 года.
  15. ^ Перейти обратно: а б Дуглас Купер, 1971, Дуглас Купер, Эпоха кубизма , Художественный музей округа Лос-Анджелес, Метрополитен-музей, Нью-Йорк, Нью-Йорк, 1970, с. 97
  16. ^ Франсуаза Робертс-Джонс, Хроника музея: Королевский музей изящных искусств Бельгии , Брюссель.
  17. ^ Дэниел Роббинс, 1985, Жан Метцингер в ретроспективе, Жан Метцингер: В центре кубизма , Художественный музей Университета Айовы, Айова-Сити, Фонд Дж. Пола Гетти, University of Washington Press, стр. 9–23
  18. ^ Аполлинер, Гийом (7 августа 1913 г.). Художники-кубисты. Первая серия . Все искусства. Эжен Фигьер и другие, издатели – через каталог библиотеки Library.metmuseum.org.
  19. ^ Перейти обратно: а б Гийом Аполлинер, Les Peintres Cubistes ( Художники-кубисты ), опубликованные в 1913 году , Питер Рид (переводчик), University of California Press, 25 октября 2004 г.
  20. ^ Гершель Браунинг Чипп, Питер Зельц, Теории современного искусства: справочник художников и критиков , University of California Press, 1968, стр. 221–248 , ISBN   0-520-01450-2
  21. ^ Хаджо Дюхтинг, Орфизм , МоМА, From Grove Art Online, 2009 Oxford University Press.
  22. ^ Жан-Поль Клебер, Словарь сюрреализма , ATP & Le Seuil, Chamalières, стр. 17, 1996.
  23. ^ Харгроув, Нэнси (1998). «Великий парад: Кокто, Пикассо, Сати, Мясин, Дягилев — и Т. С. Элиот». Журнал междисциплинарного изучения литературы 31 (1)
  24. ^ «Картины Леопольда Сюрважа; рисунки и акварели Ирен Лагут (Картины Леопольда Сюрважа; рисунки и акварели Ирен Лагут) • Художественный музей Переса в Майами» . Художественный музей Переса в Майами . Проверено 27 сентября 2023 г.
  25. ^ Патрик Дж. Кирни, История эротической литературы , 1982, стр. 163–164.
  26. ^ Карин Лесник-Оберштейн, Последнее табу: женщины и волосы на теле , Manchester University Press , 2006, ISBN   0-7190-7500-9 , стр.94
  27. ^ Нил Корнуэлл, Абсурд в литературе , Manchester University Press , 2006, ISBN   0-7190-7410-X , стр. 86–87.
  28. ^ Роджер Шаттак, Годы банкета: искусство во Франции, 1885–1918: Альфред Жарри, Анри Руссо, Эрик Сати, Гийом Аполлинер , Doubleday , 1961, стр. 268.
  29. ^ Голдинг, Джон (1994). Видения современности . Издательство Калифорнийского университета. п. 109 . ISBN  0520087925 .
  30. ^ Действие: Индивидуалистические тетради по философии и искусству, октябрь 1920 г. , Проект Blue Mountain, Принстонский университет.
  31. ^ Аполлинер, Гийом (1965). Ересиарх и компания . Интернет-архив. Гарден-Сити, Нью-Йорк, Даблдей.
  32. ^ Аполлинер, Гийом (1923). Поэт убит / Гийом Аполлинер; перевод с французского с биографическими примечаниями и примечаниями Мэтью Джозефсона . Исследовательский институт Гетти. Нью-Йорк: Паб Broom.
  33. ^ Аполлинер, Гийом (1985). Убит поэт: и другие истории . Интернет-архив. Манчестер: Каркане. ISBN  978-0-85635-548-6 .
  34. ^ Аполлинер, Гийом (1967). «Странствующий еврей» и другие рассказы; . Интернет-архив. Лондон, Харт-Дэвис.
  35. ^ Аполлинер, Гийом (1980). Каллиграммы: стихи о мире и войне (1913–1916) . Интернет-архив. Беркли: Издательство Калифорнийского университета. ISBN  978-0-520-01968-3 .
  36. ^ Леман, Дэвид (весна 2013 г.). «Зона Аполлинера » . Ежеквартальный обзор Вирджинии .
  37. ^ трилобиет, acdhirr для. «Марджо Таль» . www.forbiddenmusicregained.org . Проверено 4 сентября 2021 г.
  38. ^ "Тексты песен Дениз Изабель Роджер | LiederNet" . www.lieder.net . Проверено 8 мая 2024 г.
Источники
  • Аполлинер , Марсель Адема, 1954 год.
  • Аполлинер, Поэт среди художников , Фрэнсис Стигмюллер , 1963, 1971, 1973 гг.
  • Аполлинер , М. Дэвис, 1964 г.
  • Гийом Аполлинер , С. Бейтс, 1967 год.
  • Гийом Аполлинер , П. Адема, 1968 г.
  • «Годы банкета» , Роджер Шаттак, 1968 год.
  • Аполлинер , Р. Куффиньяль, 1975 г.
  • Гийом Аполлинер , LC Breuning, 1980 г.
  • Читая Аполлинера , Т. Мэтьюз, 1987 г.
  • Гийом Аполлинер , Ж. Гримм, 1993 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e96dace5c785a6c96efe5dc664c8ec6b__1720651740
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e9/6b/e96dace5c785a6c96efe5dc664c8ec6b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Guillaume Apollinaire - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)