Лео Ферре
Лео Ферре | |
---|---|
![]() Ферре в 1973 году | |
Справочная информация | |
Рожденный | Монако | 24 августа 1916 г.
Умер | 14 июля 1993 г. Кастеллина-ин-Кьянти , Италия. | (76 лет)
Жанры | Шансон , экспрессионизм , классика, устное слово , поп |
Род занятий | Музыкант, автор-исполнитель, композитор, дирижер |
Инструмент(ы) | Фортепиано, вокал |
Годы активности | 1946–1991 |
Этикетки | Le Chant du Monde , Odeon , Barclay , CBS , RCA , EPM , La Mémoire et la Mer |
Веб-сайт | www |
Лео Ферре (24 августа 1916 - 14 июля 1993) был поэтом и композитором французского происхождения монегасским , а также динамичным и противоречивым живым исполнителем. За этот период он выпустил около сорока альбомов, сочинив музыку и большую часть текстов. Он выпустил множество хит-синглов, особенно в период с 1960 по середину 1970-х годов. Некоторые из его песен стали классикой репертуара французского шансона , в том числе « Avec le temps », «C'est extra», «Jolie Môme» и «Paris-Canaille».
Ранний период жизни
[ редактировать ]Ферре был сыном Жозефа Ферре, французского менеджера по персоналу казино Монте-Карло , и Мари Скотто, монегасской портнихи итальянского происхождения из Пьемонта ; [ 1 ] у него была сестра Люсьен, на два года старше.
Ферре рано проявил интерес к музыке. В семь лет он присоединился к хору собора Монако и открыл для себя полифонию, исполняя произведения Джованни Пьерлуиджи да Палестрина и Томаса Луиса де Виктории . Его дядя, бывший скрипач и секретарь Казино, водил его на спектакли и репетиции в Оперу Монте-Карло . Ферре слушал таких музыкантов, как бас-певец Федор Шаляпин , открыл для себя Бетховена под управлением Артуро Тосканини ( «Кориолан» ) и был глубоко тронут Пятой симфонией . приятное присутствие композитора Мориса Равеля во время репетиций «Детства и сказок» . Но больше всего его впечатлило [ 2 ]
В девять лет Ферре поступил в колледж Сен-Шарль в Бордигере , которым руководили братья христианских школ в Италии. Он оставался там восемь долгих лет суровой дисциплины и скуки. [ 3 ] Об этом одиноком и запертом детстве он написал в автофантастике ( Бенуа Мизер , 1970). Он окончил среднюю школу в Монако, но отец не разрешил ему посещать Музыкальную консерваторию. [ 3 ]
Карьера
[ редактировать ]В 1945 году, еще будучи «фермером» и мастером на все руки на Радио Монте-Карло , Ферре встретил Эдит Пиаф , которая предложила ему попытать счастья в Париже. [ 3 ]
В апреле 1947 года Ферре согласился на турне по Мартинике , которое обернулось провалом. [ 3 ] С конца 1947 года Ферре продюсировал и вел на парижском вокзале несколько циклов программ, посвященных классической музыке. В «Византийской музыке» (1953–54) он расширил свои темы эстетики, такие как необходимость тональности, экзотическая мелодия, опера («песня богатых людей»), скука и оригинальность или «зефирная музыка». [ 4 ]
В 1950 году, чтобы сдать экзамен Верди в Ла Скала в Милане, он написал либретто и музыку к опере под названием «Жизнь художника» (то же название, что и у песни). Он превратил опыт своих прошлых лет в своего рода черную комедию, но Ферре, похоже, это не очень понравилось, и в конце концов он отказался от него ради других проектов. [ 5 ] Он начал петь на более крупных площадках, таких как L' Olympia , на разогреве у Жозефины Бейкер в 1954 году. [ 3 ] В 1956 году Ферре написал и сочинил «Нуи» ( «Ночь »), балет с певческими частями по заказу хореографа Ролана Пети , но который не нашел публики. [ 3 ]
С 1960 по 1970 год Ферре работал с аранжировщиком Жаном-Мишелем Дефе , чьи классические навыки и вкус хорошо сочетались с музыкальной чувствительностью Ферре ( Мориса Равеля например, они оба были поклонниками произведений ). Они поддерживали стабильный темп творчества, записывая почти по альбому в год, а иногда и больше. Эта художественная продукция, в том числе то, как Ферре будет писать для симфонических оркестров после 1970 года, окажет влияние в англоязычном мире на таких авторов-исполнителей, как Скотт Уокер , [ 6 ] Мартин Ньюэлл [ 7 ] и Бенджамин Клементина . [ 8 ]
В марте 1968 года Ферре не вернулся домой после концерта. В его отсутствие шимпанзе Ферре Пепе упал и отказался к нему приближаться. В конце концов, Мадлен попросила соседа-охотника избавить шимпанзе от страданий. Реквиемом Ферре по примату станет его одноименная песня «Pépée». Певец обвинил в смерти Пепе жену, и после долгих процедур они развелись. [ 9 ] [ 10 ]
В 1969 году Ферре поселился в Тоскане , в Италии. Огромный успех эротической баллады «C'est extra» значительно расширил его аудиторию, особенно среди французской молодежи, которая признала в поэте «пророка» собственного бунта. [ 3 ] Опираясь на эту новую энергию, Ферре начал разрушать традиционные песенные структуры, чтобы исследовать устную речь и длинные монологи. С очень точной работой над голосом (ритмом, речью) и риторическим письмом, заимствованным из прозы поэта Артюра Рембо , Ферре ритуализировал свою речь в заклинательной и драматической манере. [ 11 ]
В 1975 году Ферре последовательно дирижировал оркестром Института высших музыкальных исследований в Монтрё , Филармоническим оркестром Льежа и оркестром Пасделупа во Дворце конгрессов в Париже . Это был опасный вызов для Ферре, который дирижировал оркестром и одновременно пел. Он смешал фортепианный концерт Равеля для левой руки и со Бетховена увертюру «Кориолан» своими собственными сочинениями и поменял местами расположение оркестра. На сцене выступило 140 музыкантов и певцов хора. Это было беспрецедентное выступление, освободившееся от условностей и соединившее разные миры. Билеты на концерты были распроданы в течение пяти недель, но критики классической музыки отвергли это гибридное шоу. [ 3 ]
С 1976 по 1979 год он меньше гастролировал. Он отказался от своего яростно-декламационного выражения протеста, чтобы не попасть в типичный образ. [ 12 ]
В 1976 году Ферре подписал контракт с CBS Records International . С тех пор и до конца карьеры большая часть его записей делалась с миланским под Национальным симфоническим оркестром RAI его руководством. [ 13 ] CBS вскоре отказалась от Ферре, коммерческий потенциал которого был оценен слишком низко (его новая эстетика симфонического замедленного темпа шла вразрез с течением всех музыкальных тенденций, артиста было сложно вывести на радио и снижало вероятность стать хитом). Его бросили «профессионалы» и он навсегда почувствовал отвращение к тому, что является «товаром для продюсеров», [ 14 ] Ферре отказался принимать премии французской песни. [ 15 ] Он также отказался от предложения поступить в Орден искусств и литературы (на высшую степень) и поддержать президента Франции Франсуа Миттерана в его кампании по переизбранию в обмен на руководство и дирижирование первоклассным симфоническим оркестром. Он отказался быть почетным гостем на Victoires de la musique («Победы музыки»). [ 16 ] ежегодная французская церемония награждения лучших музыкальных исполнителей года. Ферре говорил: «Единственная честь для художника — это не получить ее». [ 17 ]
Лео Ферре умер в своем доме в июле 1993 года в возрасте 76 лет. Похоронен на кладбище Монако . [ 18 ]
Дискография
[ редактировать ]Студийные альбомы
[ редактировать ]
|
|
Живые альбомы
[ редактировать ]- 1955: Сольный концерт Лео Ферре в Олимпии.
- 1958: Лео Ферре в Бобино
- 1961: Сольный концерт Лео Ферре в Альгамбре.
- 1963: Флэш! Альгамбра – ABC
- 1969: Публичный концерт 1969 года в Бобино (2×LP)
- 1973: Один на сцене (Олимпия 1972) (2×LP)
- 1984: Лео Ферре в Театре Елисейских Полей (3×LP)
- 1988: Лео Ферре на публике в TLP Déjazet.
Посмертные релизы
[ редактировать ]- 1993: Алорс, Лео... (концерт в TLP Déjazet 1990, 2xCD)
- 2000: Métamec (демо-записи неизданных альбомов)
- 2000: Время красных роз (78 песен 1950 года)
- 2001: На сцене... (концерт в Лозанне , 1973, 2 × CD)
- 2001: Собака в Монтрё (концерт в Монтрё , 1973, EP)
- 2003: Forbidden Songs… и другие (песни 1961 года, ранее опубликованные на Eps)
- 2004: Мешок и веревки ( радиодрама 1951 года)
- 2004: Будь они прокляты! ( Демо-записи альбомов Верлена и Рембо , 2 × CD)
- 2006: La Mauvaise Graine (радиосессии и интервью 1959 года)
- 2008: Les Fleurs du Mal (продолжение и конец) (неизданные демо-записи альбома, 1976–77)
- 2018: Я поговорю с кем угодно (неизданная демо-запись альбома, 1977)
Боксовые наборы, сборники и раритеты
[ редактировать ]- 2013: Индинье (20xCD)
- 2018: Современная жизнь: интеграция 1944–1959 (14 компакт-дисков, охватывающих 15 лет жизни первого художника)
- 2020: L'Âge d'or: Integrale 1960–1967 (16 компакт-дисков, охватывающих следующие восемь лет творчества артиста)
- 2021: La Solitude: Integrale 1968–1974 (18-диск, охватывающий следующие семь лет творчества артиста)
- 2022: La Marge: Integrale 1975–1991 (20 компакт-дисков, охватывающих последние шестнадцать лет активной деятельности артиста)
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Вассал, Жак (2013). Лео Ферре, голос без хозяина . Париж: Ле Шерш миди. п. 17. ISBN 978-2-7491-2833-7 .
- ↑ Интервью с Мишелем Ланселотом, La Mémoire Courte ( Europe 1 ), 1969.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час «Лео Ферре» . РФИ Музыка . Ноябрь 2000 г. Архивировано из оригинала 2 декабря 2013 г. Проверено 28 ноября 2013 .
- ^ Лео Ферре, «Музыка часто захватывает меня... как любовь», La Mémoire et la mer , 1999, стр. 91.
- ^ Квентин Дюпон, «Знаете ли вы, кто я сейчас?», Память и море , 2003, с. 421.
- ^ Янг, Роб (2013). Скотт: Коллекция 1967–1970 , Universal.
- ↑ Музыкант Ньюэлла Луи Филипп говорит на своем веб-сайте, что они пошли на лечение Лео Ферре в струнных аранжировках такой песни, как "Arcadian Boys" из альбома Off-White (1995), поскольку Ферре - один из любимых певцов Ньюэлла.
- ^ «Бенджамин Клементин: будущее звучание Лондона» . Вечерний стандарт . 16 декабря 2013 года . Проверено 13 августа 2024 г.
- ^ Сэмюэл, Генри (24 мая 2013 г.). «Шимпанзе-тиран портит детство» . Возраст .
- ^ «Опасные экзотические домашние животные: приматы» . Гуманное общество .
- ^ Селин Шабо-Кане, Лео Ферре: символический голос и фразировка , L'Harmattan, 2008.
- ^ «Я думаю, что восстание больше неуместно. Бунт — это способ проникнуть в Город. Это племенная добродетель (...)». «Technique de l'exil» («Техника изгнания»), в La Mauvaise Grane , издание № 1, 1993.
- ↑ По условиям контракта на обложках пластинок оркестр будет называться Симфонический оркестр Милана.
- ↑ Интервью газете La Nouvelle République du Centre-Ouest , 5 июня 1979 г.
- ^ Интервью с Жаном-Луи Фулкье, Пыльца ( Франция Интер ), 1987.
- ^ Робер Беллере, Лео Ферре, une vie d'artiste : девятая часть, глава «Я даю вам эти стихи...», Actes Sud, 1996.
- ^ Интервью Пьера Бутейлера, Франция , 3 августа 1984 г.
- ^ «Похоронный визит в Монако» . Друзья и поклонники Пер-Лашез . Проверено 26 декабря 2015 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Официальный сайт
- 25 песен Лео Ферре, переведенные на английский язык (полные тексты)
- Виниловая дискография (на французском языке)
- Запись уникального интервью с Жоржем Брассенсом и Жаком Брелем , 6 января 1969 г. (на французском языке)
- Pays-Âges de Léo Ferré - галерея мест и людей из жизни Ферре (на французском языке)
- 1916 рождений
- 1993 смертей
- Композиторы-классики XX века
- Монако-певцы-мужчины
- Монако анархисты
- Монагасские поэты
- Французские певцы и авторы песен мужского пола
- Французские певцы и авторы песен
- Французские анархисты
- Французские сатирики
- Выпускники наук По
- Французы итальянского происхождения
- Монегаски итальянского происхождения
- Люди пьемонтского происхождения
- Французские поэты XX века
- Французские певцы ХХ века