Парад (балет)
Парад | |
---|---|
![]() | |
Хореограф | Леонид Мясин |
Музыка | Эрик Сати |
Премьера | 18 мая 1917 г Театр дю Шатле , Париж |
Оригинальная балетная труппа | Русские балеты |
Дизайн | Пабло Пикассо |
«Парад» — балет в постановке Леонида Мясина на музыку Эрика Сати и одноактный сценарий Жана Кокто . Балет был написан в 1916–17 для Сергея Дягилева » «Русского балета . Премьера балета состоялась в пятницу, 18 мая 1917 года, в Театре дю Шатле в Париже, костюмы и декорации были созданы Пабло Пикассо , хореография Леонида Мясина (который танцевал) и оркестра под управлением Эрнеста Ансерме .
Обзор
[ редактировать ]Идея балета, кажется, принадлежит Жану Кокто. [1] Он услышал на концерте «Trois morceaux en forme de poire» Сати («Три пьесы в форме груши») и задумал написать на такую музыку сценарий балета. Сати приветствовал идею сочинения балетной музыки (чего он никогда раньше не делал), но отказался разрешить использование каких-либо из своих предыдущих композиций по этому случаю, поэтому Кокто начал писать сценарий (тема представляла собой рекламный парад , в котором три группы артисты цирка пытаются привлечь публику на представление в помещении), музыку к которому написала Сати (с некоторыми дополнениями к оркестровой партитуре Кокто). [2]
Работа над постановкой началась в середине Первой мировой войны, когда Кокто путешествовал туда и обратно на фронт в Бельгии во время планирования и подготовки к производству. [3] Однако самой сложной частью творческого процесса, похоже, было убедить Мисию Эдвардс поддержать идею постановки этого балета в исполнении Ballets Russes. Ее легко было обидеть, но Сергей Дягилев полностью доверял ей советы по поводу своих постановок. [4] Первая версия музыки (для фортепиано) была посвящена Мисии и исполнена в 1916 году. [5]
В конце концов, после отказа от некоторых других планов (и еще нескольких интриг), Дягилев получил поддержку, и хореографию поручили Леониду Мясину, который недавно стал солистом Русского балета и любителем Дягилева, заменив Вацлава Нижинского. ушедшего Париж незадолго до начала войны. [6] Дизайн декораций и костюмов был поручен тогдашнему художнику-кубисту Пабло Пикассо . В дополнение к эскизам костюмов Пикассо также разработал занавес, на котором изображена группа артистов на ярмарке, обедающих перед выступлением. [7] Итальянский художник-футурист Джакомо Балла помогал Пикассо в создании занавеса и других рисунков для Парада . [8] В феврале 1917 года все сотрудники, за исключением Сати, встретились в Риме, чтобы начать работу над «Парадом» , премьера которого запланирована на май. [9]



Поэт Гийом Аполлинер описал Парад как «разновидность сюрреализма» ( une sorte de surréalisme ), когда писал программную заметку в 1917 году, таким образом придумав это слово за три года до того, как сюрреализм возник как художественное движение в Париже. [10] Английская премьера « Парада» в исполнении Ballets Russes состоялась в лондонском театре «Эмпайр» 14 ноября 1919 года и стала культурным событием. [11]
Балет был замечательный [ нужна ссылка ] по нескольким причинам.Это было первое сотрудничество Сати и Пикассо, а также первый раз, когда каждый из них работал над балетом, то есть первый раз, когда они сотрудничали с Дягилевым и «Русским балетом». [ нужна ссылка ] Сюжет «Парада» был вдохновлен популярными развлечениями того периода, такими как парижские мюзик-холлы и американские немые фильмы. [ нужна ссылка ] Большая часть декораций, использованных в сюжете «Парада», происходила за пределами формального парижского театра и изображала улицы Парижа. [12] Сюжет воспроизводит различные элементы повседневной жизни, такие как музыкальный зал и ярмарочная площадь. До «Парада» использование популярных развлекательных материалов считалось неподходящим для элитного мира балета. [ нужна ссылка ] Сюжет «Парада», сочиненного Кокто, включает в себя неудавшуюся попытку труппы артистов привлечь зрителей к просмотру своего шоу. [13] Пикассо Некоторые из кубистских костюмов были сделаны из плотного картона, что позволяло танцорам лишь минимум движений. [ нужна ссылка ] Партитура содержала несколько «шумящих» инструментов ( пишущая машинка , туманный горн , набор молочных бутылок , пистолет и так далее), которые добавил Кокто (к некоторому разочарованию Сати). [ нужна ссылка ] Предполагается, что [ ВОЗ? ] что такие дополнения Кокто демонстрируют его стремление создать скандальный успех , сравнимый с успехом Игоря Стравинского » «Весны священной , премьера которой состоялась в «Русском балете» несколькими годами ранее, и вызвали не меньший скандал. [2] Хотя Парад был довольно революционным, он принес элите обычные уличные развлечения, вызвал презрение публики и восхвалялся критиками, [ нужна ссылка ] тем не менее, много лет спустя Стравинский все еще мог гордиться тем, что ему никогда не удавалось превзойти скандальных успехов . [ нужна ссылка ] Рэгтайм , содержащийся в «Параде», позже был адаптирован для фортепиано соло и имел значительный успех как отдельное фортепианное произведение. [ нужна ссылка ] Финал представляет собой «быстрый танец в стиле рэгтайм, в котором весь актерский состав [делает] последнюю отчаянную попытку заманить публику посмотреть их шоу». [14]
Премьера балета обернулась рядом скандалов. Одна часть публики освистывала, шипела и вела себя очень неуправляемо, чуть не вызвав бунт, прежде чем их заглушили восторженные аплодисменты. [15] Многие из их возражений были сосредоточены на кубистском дизайне Пикассо, который был встречен криками «продажа бош». [16]
По словам художника Габриэля Фурнье, одним из самых запоминающихся скандалов стала ссора между Кокто, Сати и музыкальным критиком Жаном Пуэ , давшим «Параду» неприятную оценку. [ нужна ссылка ] Сати написала критику открытку, на которой было написано: «Monsieur et cher ami – vous êtes un cul, un cul sans musique! Signé Erik Satie» («Сэр и дорогой друг – вы задница, осел без музыки! Подписано: Эрик Сати»). Критик подал в суд на Сати, и на суде Кокто был арестован и избит полицией за то, что неоднократно кричал «задница» в зале суда. Сати приговорили к восьми дням тюремного заключения. [17] [18]
Наследие
[ редактировать ]В 2013 году Дейл Эйзингер из Complex поставил «Парад» на 20-е место среди лучших произведений исполнительского искусства в истории, написав: «Хотя и раньше было сотрудничество в балетах и операх, ни один из них не освободился от традиционных представлений о формах так, как это сделала эта группа художников. в начале 20 века». [19]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Стигмюллер, Фрэнсис (1970). Кокто . Бостон: Годин. стр. 145-46, 194, 232.
- ^ Jump up to: а б Харбек, Жасинта (26 апреля 2023 г.). «1917 год. Парад, появление кубизма на сцене» . Новая история музыки во Франции (1870-1950) (на французском языке).
- ^ Стигмюллер, стр. 121–39, 140–60, 161–80, 194.
- ^ Стигмюллер, стр. 69–74, 96, 162–63.
- ^ Стигмюллер, с. 154.
- ^ Стигмюллер, стр. 168, 180.
- ^ Харгроув, Нэнси (1998). «Великий парад: Кокто, Пикассо, Сати, Мясин, Дягилев — и Т. С. Элиот». Журнал междисциплинарного изучения литературы . 31 (1).
- ^ Маккаррен, Фелисия (2003). Танцующие машины: хореографии эпохи механического воспроизведения . Стэнфорд: Издательство Стэнфордского университета.
- ^ Стигмюллер, стр. 173-80, 183.
- ^ Стигмюллер, стр. 182, 513.
- ^ Харгроув, 1998.
- ^ Хоманс, Дженнифер (2010). Ангелы Аполлона: История балета . Случайный дом . п. 328. ИСБН 978-0-8129-6874-3 .
Речь шла о коммерчески привлекательных сценках и интермедиях, разыгрываемых вне театра...
- ^ Кристиансен, Руперт (2022). Империя Дягилева: как русские балеты покорили мир . Пикадор . п. 132. ИСБН 978-1-250-87253-1 .
- ^ Мясин, Леонид (1968). Моя жизнь в балете . Лондон: Макмиллан.
- ^ Петеркин, Норман. «Парад Эрика Сати», The Musical Times, Vol. 60, № 918 (1 авг. 1919), 426.
- ^ Дэвис, Мэри Э. «Современность в моде: популярная культура и авангардизм в спорте и развлечениях Эрика Сати», Musical Quarterly (1999) 83 (3): 465.
- ^ Остин, Уильям В. Музыка в 20 веке. Нью-Йорк. У. В. Нортон, 1966. Карточка каталога Библиотеки Конгресса № 64-18776.
- ^ Дэвис, Мэри; Эрик Сати , стр.120
- ^ Эйзингер, Дейл (9 апреля 2013 г.). «25 лучших произведений исполнительского искусства всех времен» . Сложный . Проверено 28 февраля 2021 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Полная партитура этого произведения
- Парад (балет) : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур.
- «Реальные присутствия: декоративные элементы парадов и балетов Меркьюри, рассматриваемые как скульптуры» , Оливье Берггрюэн , лекция, прочитанная на коллоквиуме по скульптуре в Музее Пикассо , 24 марта 2016 г. (на французском языке).