Три небольших собранных кусочка

Trois petites pièces montées » ( « Три маленькие мягкие пьесы ) — сюита для небольшого оркестра Эрика Сати , вдохновленная темами из серии романов Гаргантюа и Пантагрюэль» « Франсуа Рабле . Премьера состоялась в «Комеди Елисейских полей» 21 февраля 1920 года в Париже под управлением Владимира Гольшмана . Позже Сати переложила ее для фортепиано в четыре руки , и сегодня в этой версии ее чаще можно услышать. Обычное выступление длится около пяти минут.
Фон
[ редактировать ]
Сати был начитан в юмористической и творческой литературе, и фигура Рабле вырисовывалась в его богемной юности. Французский сатирик XVI века был кумиром сцены кабаре раннего Монмартра . В «Чате Нуар» , где Сати играла на фортепиано в конце 1880-х годов, почтительно выставлена чашка для питья, предположительно принадлежавшая автору. [ 1 ] Вспоминая те дни в эссе 1922 года, Сати зашел так далеко, что заявил, что один из его двоюродных дедушек «сгибал локоть» с Рабле в легендарной таверне Pomme de Pin в Париже. [ 2 ] Если не считать песни о Безумном Шляпнике , Le chapelier из его цикла «Три мелодии» (1916), единственными комическими литературными персонажами, которых Сати вызывала в своей музыке, были бесконечно голодные и пьяные гиганты Гаргантюа и его сын Пантагрюэль. [ 3 ]
Еда и прием пищи были частыми темами внемузыкального юмора Сати. Из-за своей бедности он временами был слишком знаком с голодом. [ 4 ] что привело к его ироническому замечанию: «Это странно. В каждом баре вы найдете кого-нибудь, готового угостить вас выпивкой. Никто никогда не мечтает подарить вам сэндвич». [ 5 ] В письме своему брату Конраду Сати в шутку утверждал, что его аппетит был гигантским в тех случаях, когда он мог есть сколько душе угодно: он мог съесть омлет из 30 яиц или 150 устриц за один присест. [ 6 ] Его близость к непристойному, одержимому едой Рабле ярко выражена в « Trois petites pièces montées» .
История композиции
[ редактировать ]
В ноябре 1919 года молодой историк кулинарии Бертран Геган [ 7 ] попросил Сати положить стихотворение на музыку для его «Альманаха коканя» ( Cockaigne Almanac ), ежегодного издания, «посвященного истинным гурманам и серьезным пьющим». [ 8 ] Сати заявил, что срок был слишком коротким для того, чтобы он мог выполнить работу должным образом, и вместо этого представил короткий марш, похожий на фанфары, для двух труб, дав ему название Marche de Cocagne . Поскольку музыкальные фанфары использовались для объявления хода роскошных французских банкетов со времен Средневековья, [ 9 ] [ 10 ] его предложение соответствовало гастрономической и исторической тематике журнала Гегана. В 1920 году он появился на фронтисписе « Альманаха » с гравюрой на дереве Рауля Дюфи . Это было ядром «Trois petites pièces montées» .

Жан Кокто , который в то время позиционировал себя как пропагандист модерна послевоенной французской музыки, затем пригласил Сати принять участие в театральном мероприятии, которое он организовывал к концу парижского зимнего сезона. Очарованный Дариуса Мийо новой партитурой к спектаклю «Беф-сюр-ле-туа» , он убедил богатого французского дворянина графа Этьена де Бомона зарезервировать комедийную сцену Театра Елисейских Полей на неделю для представлений, и теперь ему нужно было заполнить оставшуюся часть программы. [ 11 ] Его первоначальный план состоял в том, чтобы включить еще не исполненную Сати «Cinq grimaces pour Le songe d'une nuit d'été» Кокто « в цирке Медрано , сочиненную в 1915 году для нереализованной постановки Сна в летнюю ночь» . [ 12 ] Сати написала Мийо с другой идеей:
- «Мой дорогой друг, мне очень жаль: « Гримасы» написаны для слишком большого оркестра. Если хотите, я мог бы написать «Три маленьких марша» , включая « Марш де Кокань », для маленького оркестра продолжительностью 10 минут... " [ 13 ] [ 14 ]
Это предложение было принято, и Сати приступил к сочинению в декабре 1919 года. Как «Три маленьких марша» превратились в сюиту на тему Рабле с откровенно сатирическим финалом, остается загадкой, поскольку Сати скрывал, что побудило его сочинять. Его намерения, возможно, были предметом записки, которую он отправил Мийо 10 января 1920 года, когда работа еще продолжалась: «Приходите завтра и... «Ничего не отдавайте». Ни слова НИКОМУ, а главное: «Ничего не отдавайте». СЕРЬЕЗНЫЙ." [ 15 ] В своей книге «Богемная Сати» (1999) Стивен Мур Уайтинг подробно описал непростые отношения Сати с Кокто и предположил, что заключительная «Coin de Polka» , с ее намеками на раблезианскую непристойность и «деспотичный» юмор в стиле мюзик-холла, была « карикатура на всю затею Кокто». [ 16 ] Краткая партитура для « монте» была завершена 3 января 1920 года, а оркестровка — к 24 января, когда Сати сообщила Мийо: «Я закончила — я счастлива». [ 17 ]
Музыкальные и литературные темы
[ редактировать ]Распространенный английский перевод коллективного названия Сати « Три маленьких фаршированных кусочка » во многом теряет каламбур оригинального французского языка. Pièce montée — съедобная кондитерская скульптура, сделанная из сахара и других кондитерских изделий и служащая центральным элементом официального банкета; «Piece» также может относиться к короткой музыкальной композиции, а глагол monter по-разному означает «монтировать», «лазить», «набивать» или «идти в гору».
Пьесы различаются по стилю и тону, и не предпринимается никаких попыток связать их музыкально, хотя фагот играет заметную роль в №№ 1 и 3. Тем не менее, по мере того, как музыка переходит от нежной Rêverie к от более экстравертного Marche до хриплой Coin de Polka . Названия внешних частей представляют собой заголовки глав из «Гаргантюа» и «Пантагрюэля» , которые служат подтекстом для тех, кто знаком с Рабле; сама музыка не следует буквальной программе.
Сати написал сюиту для стандартного ансамбля мюзик-холла из 25 исполнителей (исключая тубу ): 1 флейта , 1 гобой , 1 кларнет , 1 фагот , 1 валторна фа фа, 2 трубы до мажор, 1 тромбон , малый барабан , тарелки , бас. барабаны и струнные (первая и вторая скрипки , альты , виолончели и контрабасы ). Он посвящен мадам Жюльен Анрике.

1. Младенчество Пантагрюэля - Мечтательность
В книге 2, главе 4 «Гаргантюа и Пантагрюэля» Рабле описывает, как огромный младенец Пантагрюэль при каждом кормлении пил молоко 4600 коров прямо из источника и был прикован цепью к колыбели, чтобы не дать ему запихнуть животных в рот. Несмотря на ограничения, он умеет ходить и следует за своим носом в королевский банкетный зал, неся колыбель на спине, «как черепаха, карабкающаяся по стене». Гаргантюа освобождает его и постановляет, что Пантагрюэль теперь достаточно большой, чтобы обедать со взрослыми.
Несмотря на название Rêverie , музыка Сати скорее тихая лирическая, чем сказочная. Оно имеет отстраненный характер, недалеко от его предыдущих сочинений, « Ноктюрнов для фортепиано» (1919), серии, которую он сократил, чтобы написать эту сюиту. [ 18 ] Сати придает ему определенную тяжеловесность, отдавая главную тему части А фаготу поверх волнистого остинато струны, а также с помощью того, что пианист Олоф Хойер описал как «тяжелоногий, раздутый характер его движений». [ 19 ] В перепросмотре тема фагота расширяется за счет повторений и каденциальных фраз.
2. Марш Кокень - Подход

Кокень был мифической страной изобилия в литературе Средневековья и Возрождения , где с небес шел дождь из заварного крема, реки вина текли под горами масла и сыра, а лень вознаграждалась. Рабле не упоминает Кокена напрямую, но высмеивает эту предпосылку в различных местах «Гаргантюа» и «Пантагрюэля» . [ 20 ] особенно в Книге IV, в которой Пантагрюэль посещает остров, жители которого (называемые «гастроляторами») поклоняются животу как своему единственному богу. Позже этот миф стал метафорой обжорства и излишеств. Во времена Сати «Кокейн» было шутливым прозвищем Парижа, а также Лондона. [ 21 ] [ 22 ]
Marche de Cocagne — это упражнение в неоклассической музыке. Вступление воспроизводит оригинальный 8-тактовый дуэт труб, а центральная часть представляет собой величественную небольшую процессию, возглавляемую струнными très chanté («очень песенно»). [ 23 ] Внушительная медленная раскачка большого барабана предполагает приход чего-то большого, что оказывается триумфальным повторением темы трубы большей частью ансамбля (за исключением валторны и перкуссии).
3. Игры Гаргантюа – Уголок польки

После относительной серьезности двух предыдущих частей юморист из Сати занимает центральное место в этой «кусочке польки», носящей название Книги 1, Главы 22 « Гаргантюа ». Большая часть этой главы посвящена длинному списку игр, которыми юный Гаргантюа наслаждался после еды, среди них такие развлечения, как «Грабеж», «Пытка», «Изнасилование быка», «Дерьмо в его бороду» и «Залп пердежа». " [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ]
Забавная фраза, похожая на «ум-тьфу-тьфу», представляет собой мешанину музыкальных клише из французских ярмарочных площадей, кабаре и цирка. [ 27 ] в частности, преувеличенные перкуссионные эффекты (раскаты малого барабана, удары большого барабана и тарелок), которые появляются в, казалось бы, произвольные моменты музыки. За этим следует несопровождаемая беседа между кларнетом и фаготом, по указанию играть niaisement композитора («тупо»). Фагот, первоначально довольствовавшийся имитацией трехнотного бормотания кларнета, вскоре доминирует в игре тет-а-тет. Оба инструмента обрываются четырьмя газированными звуками тромбона (в партитуре отмечены «удар без атаки»), и весь оркестр ускоряет сюиту до напыщенного завершения.
Прием
[ редактировать ]
«Премьерный спектакль-концерт» Кокто, как он назвал свое музыкальное мероприятие, открылся перед избранной публикой в Комедии Елисейских полей 21 февраля 1920 года. Его темой было прославление французской массовой культуры в лице новокрещеных композиторов. группы Les Six и их «хозяина» Эрика Сати. [ 28 ] В программу вошли Увертюра и песенный цикл «Кокарды» (на тексты Кокто) Франсиса Пуленка ; Прощай, Нью-Йорк! , фокстрот Жоржа Орика в исполнении двух акробатов; Сати Монте-пьесы ; и Le bœuf sur le toit . Хотя полностью поставленный «фарс-пантомима» Ле Бёф в конечном итоге доминировал в спектакле, публика так благосклонно отреагировала на сюиту Сати, что дирижер Гольшманн дважды исполнил ее на бис. [ 29 ] Второе представление состоялось в пользу инвалидов войны 23 февраля, еще три (включая утренник) состоялись 25 и 28 февраля 1920 года. [ 30 ]
Сати аранжировала сюиту для фортепиано в 4 руки и сделала отдельную аранжировку первой пьесы для фортепиано соло под названием Rêverie de l'enfance de Pantagruel ; оба были опубликованы издательством Éditions de la Sirène в 1920 году. 19 декабря того же года композитор и пианист Андре Саломон [ 31 ] Премьера дуэтной версии состоялась во время концерта Сати в Galerie la Boétie в Париже. В 1921 году издание Éditions de la Sirène выпустило оригинальную оркестровую партитуру.
Среди примечательных исполнений « Трех маленьких пьес» при жизни Сати можно назвать дирижера Габриэля Пьерне исполнение в составе Concerts Colonne 17 декабря 1921 года; [ 32 ] и четыре выступления Владимира Гольшмана на концертах, спонсируемых Ballets suédois (25–31 октября 1923 г.). [ 33 ] В июне 1924 года хореограф Леонид Мясин собрал два фортепианных дуэта Сати, «Trois morceaux en forme de poire» (1903) и клавишную редукцию пьес «Montées» , в балет «Premier Amour» для сценической труппы «Парижских вечеров» в Театре де ла Сигал. . Это был сольный номер с Лидией Лопоковой в роли девушки, мечтающей влюбиться в куклу. Сати и Марсель Мейер играли на фортепиано во время нескольких выступлений. [ 34 ] [ 35 ] После смерти Сати первоначальная версия сюиты в значительной степени игнорировалась даже дирижерами ( Морис Абраванель , Мишель Плассон ), которые записали на диск большую часть своего скромного оркестрового каталога. [ 36 ]
Записи
[ редактировать ]Французский дирижер Пьер Шаньон и неизвестный ансамбль записали « Trois petites pièces montées» для лейбла Columbia в 1928 году, одну из самых ранних записей оркестровой музыки Сати. [ 37 ] Шаньон повсюду использует быстрый темп, предположительно, чтобы соответствовать ограничениям одной стороны со скоростью 78 об / мин; Спектакль длится чуть менее 4 минут.
Коммерческие релизы в стерео- и цифровую эпоху представлены Энтони Бернаром с Лондонским камерным оркестром (RCA Victor, 1959), Мануэлем Розенталем с Французским национальным оркестром радио и телевидения (Эверест, 1968), Фридрихом Серха и ансамблем "Die Reihe". («Кандид», 1970), Геннадий Рождественский с Камерным ансамблем Ленинградской филармонии («Мелодия», 1976, переиздан ABC Westminster Gold и Eurodisc), а также Ютака Садо и оркестр Ламуре (Erato, 2001).
Фортепиано в 4 руки: Альдо Чикколини дважды записал ее для EMI, сам наложив вторую партию фортепиано в 1971 году и в паре Габриэлем Таккино на с Наксосе, 1994), Олоф Хойер и Макс Лорстад (Шведское общество, 1996 г.), Жан-Филипп Коллар и Паскаль Роже (Декка, 2000 г.), а также Катя и Мариэль Лабек (KML, 2009 г.).
Примечания и ссылки
[ редактировать ]- ^ Журнал Harper's Magazine, том 78, 1889, стр. 702.
- ↑ В его очерке «Болезненные примеры» ( каталог № 5, октябрь 1922 г.). См. Найджел Уилкинс (редактор), «Сочинения Эрика Сати», Eulenburg Books, Лондон, 1980, стр. 121–122.
- ↑ Лафонтена Среди нереализованных проектов Сати были балеты по мотивам «Басен» Льюиса Кэрролла и «Алисы в стране чудес» .
- ↑ В письмах к своему брату Конраду весной 1899 года Сати отмечал: «Я не ел два дня» и «пустой желудок, пересохшее горло не доставляют мне никакого удовольствия». В аналогичном положении 20 лет спустя он написал Валентину Гюго: «Мне надоела жизнь этого нищего». См. Орнелла Вольта (редактор), «Сати, увиденная в его письмах», издательство Marion Boyars Publishers, Лондон, 1989, стр. 78, и «Эрик Сати: Прескэ по переписке завершено», Файяр, Париж, 2003.
- ^ Рене Лансер, «Заметки и воспоминания - Эрик Сати», Matin d'Anvers , 9 июля 1925 г.
- ^ Роберт Орледж, «Композитор Сати», Cambridge University Press, 1990, стр. 15.
- ↑ Бертран Геган (1892–1943) был редактором издательства Éditions de la Sirène, с которым в начале 1920-х годов у Сати был эксклюзивный контракт. Его известные кулинарные работы включают La Fleur de la Cuisine Française (2 тома, 1921 г.), сборник французских рецептов от 13 века до наших дней; первый французский перевод древнеримской кулинарной книги «Апиций» (1933 г.), за который Французская академия наградила его призом Ланглуа 1934 г.; и Le cuisinier français (1934). Он также редактировал критическое издание Мольера (7 томов, 1925–1929). Во время Второй мировой войны Геган участвовал во французском Сопротивлении и был казнен нацистами. См. http://data.bnf.fr/11906122/bertrand_guegan/.
- ^ Гегана «Альманах Коканя» выходил ежегодно с 1920 по 1922 год. Наряду с классическими рецептами в нем были представлены эссе, произведения искусства и даже партитуры выдающихся французских творческих деятелей. Для издания 1922 года Сати опубликовал эссе «Стол», в котором с любовью вспоминал свои еженедельные обеды с Дебюсси. См. Орнелла Вольта (редактор), «Записная книжка млекопитающего: сочинения Эрика Сати», Atlas Publishing, Лондон, 1996 г. (переиздан в 2014 г.), стр. 121.
- ^ «Средневековые банкеты | Энциклопедия.com» .
- ^ Д. Элеонора Скалли, Теренс Скалли, «Ранняя французская кулинария: источники, история, оригинальные рецепты и современные адаптации», University of Michigan Press, 2002, стр. 319-320.
- ^ http://daniellathompson.com/Texts/Le_Boeuf/boeuf.pt.15-16.htm . Цитаты из автобиографии Мийо «Записки без музыки» (1949), в которой он описывает, как Кокто «импровизировал» весь концерт вокруг Le Boeuf sur le Toit .
- ↑ « Гримасы Cinq для «Сна в летнюю ночь» не исполнялись при жизни Сати. Он был опубликован посмертно в 1929 году.
- ^ Найджел Уилкинс, «Письма Эрика Сати Мийо и другим», The Musical Quarterly , Vol. 66, № 3 (июль 1980 г.), с. 418. Уилкинс называет дату письма Сати «1 января 1919 года», но это явно ошибочно.
- ^ Гримасы Cinq никогда не исполнялись и не публиковались при жизни Сати.
- ^ Стивен Мур Уайтинг, «Богемная Сати: от кабаре до концертного зала», Oxford University Press, 1999, стр. 499.
- ^ Уайтинг, «Богемская Сати», с. 499.
- ^ Найджел Уилкинс, «Письма Эрика Сати Мийо и другим», The Musical Quarterly , Vol. 66, № 3 (июль 1980 г.), стр. 404–428.
- ↑ Ноктюрн № 5 датирован ноябрем 1919 года . Сати отказалась от почти полного наброска № 6 вместе с гармоническим планом № 7 и эскизами других возможных произведений серии. См. Орледж, «Композитор Сати», стр. 194–198, 317–318.
- ^ Олоф Хойер, примечания к «Эрик Сати: Полное собрание фортепианной музыки, том 6», Discofil Шведского общества, 1996.
- ^ Роберт Аппелбаум, «Говядина Агечика, икота отрыжки и другие гастрономические междометия: литература, культура и еда среди раннего Нового времени», University of Chicago Press, 2008, стр. 136.
- ^ Фрэнк Мур Колби, Талкотт Уильямс (редактор), Новая международная энциклопедия , Додд, Мид, 1918, стр. 532.
- ↑ Композитор Эдвард Элгар написал свою увертюру «Кокейн» (1901) о Лондоне и лондонцах.
- ^ Все показатели производительности, приведенные в этой статье, взяты из оригинальной партитуры 1921 года, доступной по адресу http://imslp.org/wiki/3_Petites_pi%C3%A8ces_mont%C3%A9es_(Satie,_Erik).
- ↑ Это были названия реальных игр (часто с использованием карт или игральных костей), в которые играли во Франции 16 века, но озорное остроумие Рабле позволяет неосведомленным интерпретировать их буквально. Для придания пикантности он отмечает их рядом с нардами, шахматами и детской классикой, такой как «Жмурки» и «Прятки». Историк Ив Рифо определил 190 из 215 игр в списке Рабле. См. http://www.ecole-alsacienne.org/CDI/pdf/1301/130220_RIF.pdf.
- ^ Уайтинг, «Богемская Сати», с. 499 (сноска).
- ^ Энн-Мари Хэнлон, «Три маленьких декорации», 2009, «Эрик Сати | Трое маленьких кусочков Монте» . Архивировано из оригинала 13 апреля 2015 г. Проверено 13 апреля 2015 г.
- ^ Уайтинг, «Богемская Сати», с. 499.
- ↑ Энн-Мари Хэнлон, «Три маленькие свадебные пьесы», 2009.
- ↑ Луи Лалой, Comoedia , 23 февраля 1920, 2. Музыкальный критик Лалой (не поклонник Сати) высказал мнение, что после «грубых» предложений Пуленка и Орика pièces montées казались «восхитительным освежением», но выходы на бис только обнажили «любезная банальность» сюиты.
- ^ В объявлении Фигаро , 18 февраля,
- ↑ Андре Саломон (1881–1944) был франко-еврейским пианистом и учителем, связанным с музыкой Сати времен Первой мировой войны и послевоенных эпох, включая исполнения musique d'ameublement («мебельная музыка»). второй из своих «Ноктюрнов» Сати посвятил ему . Саломон погиб в нацистском лагере смерти Освенцим во время Второй мировой войны. См. http://data.bnf.fr/15731335/andre_salomon/.
- ^ Энн-Мари Хэнлон, «Сати и французский музыкальный канон: исследование приема», Университет Ньюкасла-апон-Тайн, 2013, стр. 346.
- ^ «10/20 270 концертов Шведские балеты, Парижские вечера, Русские балеты… - Роже Дезормьер (1898-1963)» .
- ^ Лесли Нортон, «Леонид Мясин и балет 20-го века», МакФарланд, 2004, с. 98.
- ^ Салли Бэйнс, «Написание танцев в эпоху постмодернизма», второе издание, Wesleyan University Press, 2011, Часть II, Глава 8.
- ^ Абраванель в своем новаторском наборе оркестровой музыки Сати из двух дисков с Симфоническим оркестром Юты (Авангард, 1968) записал аранжировки фортепианных пьес, сделанных другими (Дебюсси, Мийо, Пуленк, Дезормьер), но пропустил оркестровое произведение, которое было 100% Сати.
- ^ Viva-Tonal Columbia 50292-D [WLX336/WLX710].