Jump to content

Три небольших собранных кусочка

Эрик Сати

Trois petites pièces montées » ( « Три маленькие мягкие пьесы ) — сюита для небольшого оркестра Эрика Сати , вдохновленная темами из серии романов Гаргантюа и Пантагрюэль» « Франсуа Рабле . Премьера состоялась в «Комеди Елисейских полей» 21 февраля 1920 года в Париже под управлением Владимира Гольшмана . Позже Сати переложила ее для фортепиано в четыре руки , и сегодня в этой версии ее чаще можно услышать. Обычное выступление длится около пяти минут.

Франсуа Рабле (1494–1553)

Сати был начитан в юмористической и творческой литературе, и фигура Рабле вырисовывалась в его богемной юности. Французский сатирик XVI века был кумиром сцены кабаре раннего Монмартра . В «Чате Нуар» , где Сати играла на фортепиано в конце 1880-х годов, почтительно выставлена ​​чашка для питья, предположительно принадлежавшая автору. [ 1 ] Вспоминая те дни в эссе 1922 года, Сати зашел так далеко, что заявил, что один из его двоюродных дедушек «сгибал локоть» с Рабле в легендарной таверне Pomme de Pin в Париже. [ 2 ] Если не считать песни о Безумном Шляпнике , Le chapelier из его цикла «Три мелодии» (1916), единственными комическими литературными персонажами, которых Сати вызывала в своей музыке, были бесконечно голодные и пьяные гиганты Гаргантюа и его сын Пантагрюэль. [ 3 ]

Еда и прием пищи были частыми темами внемузыкального юмора Сати. Из-за своей бедности он временами был слишком знаком с голодом. [ 4 ] что привело к его ироническому замечанию: «Это странно. В каждом баре вы найдете кого-нибудь, готового угостить вас выпивкой. Никто никогда не мечтает подарить вам сэндвич». [ 5 ] В письме своему брату Конраду Сати в шутку утверждал, что его аппетит был гигантским в тех случаях, когда он мог есть сколько душе угодно: он мог съесть омлет из 30 яиц или 150 устриц за один присест. [ 6 ] Его близость к непристойному, одержимому едой Рабле ярко выражена в « Trois petites pièces montées» .

История композиции

[ редактировать ]
Рукопись с автографом Сати Marche de Cocagne

В ноябре 1919 года молодой историк кулинарии Бертран Геган [ 7 ] попросил Сати положить стихотворение на музыку для его «Альманаха коканя» ( Cockaigne Almanac ), ежегодного издания, «посвященного истинным гурманам и серьезным пьющим». [ 8 ] Сати заявил, что срок был слишком коротким для того, чтобы он мог выполнить работу должным образом, и вместо этого представил короткий марш, похожий на фанфары, для двух труб, дав ему название Marche de Cocagne . Поскольку музыкальные фанфары использовались для объявления хода роскошных французских банкетов со времен Средневековья, [ 9 ] [ 10 ] его предложение соответствовало гастрономической и исторической тематике журнала Гегана. В 1920 году он появился на фронтисписе « Альманаха » с гравюрой на дереве Рауля Дюфи . Это было ядром «Trois petites pièces montées» .

Жан Кокто

Жан Кокто , который в то время позиционировал себя как пропагандист модерна послевоенной французской музыки, затем пригласил Сати принять участие в театральном мероприятии, которое он организовывал к концу парижского зимнего сезона. Очарованный Дариуса Мийо новой партитурой к спектаклю «Беф-сюр-ле-туа» , он убедил богатого французского дворянина графа Этьена де Бомона зарезервировать комедийную сцену Театра Елисейских Полей на неделю для представлений, и теперь ему нужно было заполнить оставшуюся часть программы. [ 11 ] Его первоначальный план состоял в том, чтобы включить еще не исполненную Сати «Cinq grimaces pour Le songe d'une nuit d'été» Кокто « в цирке Медрано , сочиненную в 1915 году для нереализованной постановки Сна в летнюю ночь» . [ 12 ] Сати написала Мийо с другой идеей:

«Мой дорогой друг, мне очень жаль: « Гримасы» написаны для слишком большого оркестра. Если хотите, я мог бы написать «Три маленьких марша» , включая « Марш де Кокань », для маленького оркестра продолжительностью 10 минут... " [ 13 ] [ 14 ]

Это предложение было принято, и Сати приступил к сочинению в декабре 1919 года. Как «Три маленьких марша» превратились в сюиту на тему Рабле с откровенно сатирическим финалом, остается загадкой, поскольку Сати скрывал, что побудило его сочинять. Его намерения, возможно, были предметом записки, которую он отправил Мийо 10 января 1920 года, когда работа еще продолжалась: «Приходите завтра и... «Ничего не отдавайте». Ни слова НИКОМУ, а главное: «Ничего не отдавайте». СЕРЬЕЗНЫЙ." [ 15 ] В своей книге «Богемная Сати» (1999) Стивен Мур Уайтинг подробно описал непростые отношения Сати с Кокто и предположил, что заключительная «Coin de Polka» , с ее намеками на раблезианскую непристойность и «деспотичный» юмор в стиле мюзик-холла, была « карикатура на всю затею Кокто». [ 16 ] Краткая партитура для « монте» была завершена 3 января 1920 года, а оркестровка — к 24 января, когда Сати сообщила Мийо: «Я закончила — я счастлива». [ 17 ]

Музыкальные и литературные темы

[ редактировать ]

Распространенный английский перевод коллективного названия Сати « Три маленьких фаршированных кусочка » во многом теряет каламбур оригинального французского языка. Pièce montée — съедобная кондитерская скульптура, сделанная из сахара и других кондитерских изделий и служащая центральным элементом официального банкета; «Piece» также может относиться к короткой музыкальной композиции, а глагол monter по-разному означает «монтировать», «лазить», «набивать» или «идти в гору».

Пьесы различаются по стилю и тону, и не предпринимается никаких попыток связать их музыкально, хотя фагот играет заметную роль в №№ 1 и 3. Тем не менее, по мере того, как музыка переходит от нежной Rêverie к от более экстравертного Marche до хриплой Coin de Polka . Названия внешних частей представляют собой заголовки глав из «Гаргантюа» и «Пантагрюэля» , которые служат подтекстом для тех, кто знаком с Рабле; сама музыка не следует буквальной программе.

Сати написал сюиту для стандартного ансамбля мюзик-холла из 25 исполнителей (исключая тубу ): 1 флейта , 1 гобой , 1 кларнет , 1 фагот , 1 валторна фа фа, 2 трубы до мажор, 1 тромбон , малый барабан , тарелки , бас. барабаны и струнные (первая и вторая скрипки , альты , виолончели и контрабасы ). Он посвящен мадам Жюльен Анрике.

Гюстав Доре , «Детство Пантагрюэля» (1873)

1. Младенчество Пантагрюэля - Мечтательность

В книге 2, главе 4 «Гаргантюа и Пантагрюэля» Рабле описывает, как огромный младенец Пантагрюэль при каждом кормлении пил молоко 4600 коров прямо из источника и был прикован цепью к колыбели, чтобы не дать ему запихнуть животных в рот. Несмотря на ограничения, он умеет ходить и следует за своим носом в королевский банкетный зал, неся колыбель на спине, «как черепаха, карабкающаяся по стене». Гаргантюа освобождает его и постановляет, что Пантагрюэль теперь достаточно большой, чтобы обедать со взрослыми.

Несмотря на название Rêverie , музыка Сати скорее тихая лирическая, чем сказочная. Оно имеет отстраненный характер, недалеко от его предыдущих сочинений, « Ноктюрнов для фортепиано» (1919), серии, которую он сократил, чтобы написать эту сюиту. [ 18 ] Сати придает ему определенную тяжеловесность, отдавая главную тему части А фаготу поверх волнистого остинато струны, а также с помощью того, что пианист Олоф Хойер описал как «тяжелоногий, раздутый характер его движений». [ 19 ] В перепросмотре тема фагота расширяется за счет повторений и каденциальных фраз.

2. Марш Кокень - Подход

Питер Брейгель Старший , «Земля кокейнов» (1567)

Кокень был мифической страной изобилия в литературе Средневековья и Возрождения , где с небес шел дождь из заварного крема, реки вина текли под горами масла и сыра, а лень вознаграждалась. Рабле не упоминает Кокена напрямую, но высмеивает эту предпосылку в различных местах «Гаргантюа» и «Пантагрюэля» . [ 20 ] особенно в Книге IV, в которой Пантагрюэль посещает остров, жители которого (называемые «гастроляторами») поклоняются животу как своему единственному богу. Позже этот миф стал метафорой обжорства и излишеств. Во времена Сати «Кокейн» было шутливым прозвищем Парижа, а также Лондона. [ 21 ] [ 22 ]

Marche de Cocagne — это упражнение в неоклассической музыке. Вступление воспроизводит оригинальный 8-тактовый дуэт труб, а центральная часть представляет собой величественную небольшую процессию, возглавляемую струнными très chanté («очень песенно»). [ 23 ] Внушительная медленная раскачка большого барабана предполагает приход чего-то большого, что оказывается триумфальным повторением темы трубы большей частью ансамбля (за исключением валторны и перкуссии).

3. Игры Гаргантюа – Уголок польки

Изображение Доре юного Гаргантюа.

После относительной серьезности двух предыдущих частей юморист из Сати занимает центральное место в этой «кусочке польки», носящей название Книги 1, Главы 22 « Гаргантюа ». Большая часть этой главы посвящена длинному списку игр, которыми юный Гаргантюа наслаждался после еды, среди них такие развлечения, как «Грабеж», «Пытка», «Изнасилование быка», «Дерьмо в его бороду» и «Залп пердежа». " [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ]

Забавная фраза, похожая на «ум-тьфу-тьфу», представляет собой мешанину музыкальных клише из французских ярмарочных площадей, кабаре и цирка. [ 27 ] в частности, преувеличенные перкуссионные эффекты (раскаты малого барабана, удары большого барабана и тарелок), которые появляются в, казалось бы, произвольные моменты музыки. За этим следует несопровождаемая беседа между кларнетом и фаготом, по указанию играть niaisement композитора («тупо»). Фагот, первоначально довольствовавшийся имитацией трехнотного бормотания кларнета, вскоре доминирует в игре тет-а-тет. Оба инструмента обрываются четырьмя газированными звуками тромбона (в партитуре отмечены «удар без атаки»), и весь оркестр ускоряет сюиту до напыщенного завершения.

Театр Елисейских полей в Париже, место премьеры спектакля « Три маленьких монтированных пьесы» . Отдельный вход в театр Комеди справа.

«Премьерный спектакль-концерт» Кокто, как он назвал свое музыкальное мероприятие, открылся перед избранной публикой в ​​Комедии Елисейских полей 21 февраля 1920 года. Его темой было прославление французской массовой культуры в лице новокрещеных композиторов. группы Les Six и их «хозяина» Эрика Сати. [ 28 ] В программу вошли Увертюра и песенный цикл «Кокарды» (на тексты Кокто) Франсиса Пуленка ; Прощай, Нью-Йорк! , фокстрот Жоржа Орика в исполнении двух акробатов; Сати Монте-пьесы ; и Le bœuf sur le toit . Хотя полностью поставленный «фарс-пантомима» Ле Бёф в конечном итоге доминировал в спектакле, публика так благосклонно отреагировала на сюиту Сати, что дирижер Гольшманн дважды исполнил ее на бис. [ 29 ] Второе представление состоялось в пользу инвалидов войны 23 февраля, еще три (включая утренник) состоялись 25 и 28 февраля 1920 года. [ 30 ]

Сати аранжировала сюиту для фортепиано в 4 руки и сделала отдельную аранжировку первой пьесы для фортепиано соло под названием Rêverie de l'enfance de Pantagruel ; оба были опубликованы издательством Éditions de la Sirène в 1920 году. 19 декабря того же года композитор и пианист Андре Саломон [ 31 ] Премьера дуэтной версии состоялась во время концерта Сати в Galerie la Boétie в Париже. В 1921 году издание Éditions de la Sirène выпустило оригинальную оркестровую партитуру.

Среди примечательных исполнений « Трех маленьких пьес» при жизни Сати можно назвать дирижера Габриэля Пьерне исполнение в составе Concerts Colonne 17 декабря 1921 года; [ 32 ] и четыре выступления Владимира Гольшмана на концертах, спонсируемых Ballets suédois (25–31 октября 1923 г.). [ 33 ] В июне 1924 года хореограф Леонид Мясин собрал два фортепианных дуэта Сати, «Trois morceaux en forme de poire» (1903) и клавишную редукцию пьес «Montées» , в балет «Premier Amour» для сценической труппы «Парижских вечеров» в Театре де ла Сигал. . Это был сольный номер с Лидией Лопоковой в роли девушки, мечтающей влюбиться в куклу. Сати и Марсель Мейер играли на фортепиано во время нескольких выступлений. [ 34 ] [ 35 ] После смерти Сати первоначальная версия сюиты в значительной степени игнорировалась даже дирижерами ( Морис Абраванель , Мишель Плассон ), которые записали на диск большую часть своего скромного оркестрового каталога. [ 36 ]

Французский дирижер Пьер Шаньон и неизвестный ансамбль записали « Trois petites pièces montées» для лейбла Columbia в 1928 году, одну из самых ранних записей оркестровой музыки Сати. [ 37 ] Шаньон повсюду использует быстрый темп, предположительно, чтобы соответствовать ограничениям одной стороны со скоростью 78 об / мин; Спектакль длится чуть менее 4 минут.

Коммерческие релизы в стерео- и цифровую эпоху представлены Энтони Бернаром с Лондонским камерным оркестром (RCA Victor, 1959), Мануэлем Розенталем с Французским национальным оркестром радио и телевидения (Эверест, 1968), Фридрихом Серха и ансамблем "Die Reihe". («Кандид», 1970), Геннадий Рождественский с Камерным ансамблем Ленинградской филармонии («Мелодия», 1976, переиздан ABC Westminster Gold и Eurodisc), а также Ютака Садо и оркестр Ламуре (Erato, 2001).

Фортепиано в 4 руки: Альдо Чикколини дважды записал ее для EMI, сам наложив вторую партию фортепиано в 1971 году и в паре Габриэлем Таккино на с Наксосе, 1994), Олоф Хойер и Макс Лорстад (Шведское общество, 1996 г.), Жан-Филипп Коллар и Паскаль Роже (Декка, 2000 г.), а также Катя и Мариэль Лабек (KML, 2009 г.).

Примечания и ссылки

[ редактировать ]
  1. ^ Журнал Harper's Magazine, том 78, 1889, стр. 702.
  2. В его очерке «Болезненные примеры» ( каталог № 5, октябрь 1922 г.). См. Найджел Уилкинс (редактор), «Сочинения Эрика Сати», Eulenburg Books, Лондон, 1980, стр. 121–122.
  3. Лафонтена Среди нереализованных проектов Сати были балеты по мотивам «Басен» Льюиса Кэрролла и «Алисы в стране чудес» .
  4. В письмах к своему брату Конраду весной 1899 года Сати отмечал: «Я не ел два дня» и «пустой желудок, пересохшее горло не доставляют мне никакого удовольствия». В аналогичном положении 20 лет спустя он написал Валентину Гюго: «Мне надоела жизнь этого нищего». См. Орнелла Вольта (редактор), «Сати, увиденная в его письмах», издательство Marion Boyars Publishers, Лондон, 1989, стр. 78, и «Эрик Сати: Прескэ по переписке завершено», Файяр, Париж, 2003.
  5. ^ Рене Лансер, «Заметки и воспоминания - Эрик Сати», Matin d'Anvers , 9 июля 1925 г.
  6. ^ Роберт Орледж, «Композитор Сати», Cambridge University Press, 1990, стр. 15.
  7. Бертран Геган (1892–1943) был редактором издательства Éditions de la Sirène, с которым в начале 1920-х годов у Сати был эксклюзивный контракт. Его известные кулинарные работы включают La Fleur de la Cuisine Française (2 тома, 1921 г.), сборник французских рецептов от 13 века до наших дней; первый французский перевод древнеримской кулинарной книги «Апиций» (1933 г.), за который Французская академия наградила его призом Ланглуа 1934 г.; и Le cuisinier français (1934). Он также редактировал критическое издание Мольера (7 томов, 1925–1929). Во время Второй мировой войны Геган участвовал во французском Сопротивлении и был казнен нацистами. См. http://data.bnf.fr/11906122/bertrand_guegan/.
  8. ^ Гегана «Альманах Коканя» выходил ежегодно с 1920 по 1922 год. Наряду с классическими рецептами в нем были представлены эссе, произведения искусства и даже партитуры выдающихся французских творческих деятелей. Для издания 1922 года Сати опубликовал эссе «Стол», в котором с любовью вспоминал свои еженедельные обеды с Дебюсси. См. Орнелла Вольта (редактор), «Записная книжка млекопитающего: сочинения Эрика Сати», Atlas Publishing, Лондон, 1996 г. (переиздан в 2014 г.), стр. 121.
  9. ^ «Средневековые банкеты | Энциклопедия.com» .
  10. ^ Д. Элеонора Скалли, Теренс Скалли, «Ранняя французская кулинария: источники, история, оригинальные рецепты и современные адаптации», University of Michigan Press, 2002, стр. 319-320.
  11. ^ http://daniellathompson.com/Texts/Le_Boeuf/boeuf.pt.15-16.htm . Цитаты из автобиографии Мийо «Записки без музыки» (1949), в которой он описывает, как Кокто «импровизировал» весь концерт вокруг Le Boeuf sur le Toit .
  12. « Гримасы Cinq для «Сна в летнюю ночь» не исполнялись при жизни Сати. Он был опубликован посмертно в 1929 году.
  13. ^ Найджел Уилкинс, «Письма Эрика Сати Мийо и другим», The Musical Quarterly , Vol. 66, № 3 (июль 1980 г.), с. 418. Уилкинс называет дату письма Сати «1 января 1919 года», но это явно ошибочно.
  14. ^ Гримасы Cinq никогда не исполнялись и не публиковались при жизни Сати.
  15. ^ Стивен Мур Уайтинг, «Богемная Сати: от кабаре до концертного зала», Oxford University Press, 1999, стр. 499.
  16. ^ Уайтинг, «Богемская Сати», с. 499.
  17. ^ Найджел Уилкинс, «Письма Эрика Сати Мийо и другим», The Musical Quarterly , Vol. 66, № 3 (июль 1980 г.), стр. 404–428.
  18. Ноктюрн № 5 датирован ноябрем 1919 года . Сати отказалась от почти полного наброска № 6 вместе с гармоническим планом № 7 и эскизами других возможных произведений серии. См. Орледж, «Композитор Сати», стр. 194–198, 317–318.
  19. ^ Олоф Хойер, примечания к «Эрик Сати: Полное собрание фортепианной музыки, том 6», Discofil Шведского общества, 1996.
  20. ^ Роберт Аппелбаум, «Говядина Агечика, икота отрыжки и другие гастрономические междометия: литература, культура и еда среди раннего Нового времени», University of Chicago Press, 2008, стр. 136.
  21. ^ Фрэнк Мур Колби, Талкотт Уильямс (редактор), Новая международная энциклопедия , Додд, Мид, 1918, стр. 532.
  22. Композитор Эдвард Элгар написал свою увертюру «Кокейн» (1901) о Лондоне и лондонцах.
  23. ^ Все показатели производительности, приведенные в этой статье, взяты из оригинальной партитуры 1921 года, доступной по адресу http://imslp.org/wiki/3_Petites_pi%C3%A8ces_mont%C3%A9es_(Satie,_Erik).
  24. Это были названия реальных игр (часто с использованием карт или игральных костей), в которые играли во Франции 16 века, но озорное остроумие Рабле позволяет неосведомленным интерпретировать их буквально. Для придания пикантности он отмечает их рядом с нардами, шахматами и детской классикой, такой как «Жмурки» и «Прятки». Историк Ив Рифо определил 190 из 215 игр в списке Рабле. См. http://www.ecole-alsacienne.org/CDI/pdf/1301/130220_RIF.pdf.
  25. ^ Уайтинг, «Богемская Сати», с. 499 (сноска).
  26. ^ Энн-Мари Хэнлон, «Три маленьких декорации», 2009, «Эрик Сати | Трое маленьких кусочков Монте» . Архивировано из оригинала 13 апреля 2015 г. Проверено 13 апреля 2015 г.
  27. ^ Уайтинг, «Богемская Сати», с. 499.
  28. Энн-Мари Хэнлон, «Три маленькие свадебные пьесы», 2009.
  29. Луи Лалой, Comoedia , 23 февраля 1920, 2. Музыкальный критик Лалой (не поклонник Сати) высказал мнение, что после «грубых» предложений Пуленка и Орика pièces montées казались «восхитительным освежением», но выходы на бис только обнажили «любезная банальность» сюиты.
  30. ^ В объявлении Фигаро , 18 февраля,
  31. Андре Саломон (1881–1944) был франко-еврейским пианистом и учителем, связанным с музыкой Сати времен Первой мировой войны и послевоенных эпох, включая исполнения musique d'ameublement («мебельная музыка»). второй из своих «Ноктюрнов» Сати посвятил ему . Саломон погиб в нацистском лагере смерти Освенцим во время Второй мировой войны. См. http://data.bnf.fr/15731335/andre_salomon/.
  32. ^ Энн-Мари Хэнлон, «Сати и французский музыкальный канон: исследование приема», Университет Ньюкасла-апон-Тайн, 2013, стр. 346.
  33. ^ «10/20 270 концертов Шведские балеты, Парижские вечера, Русские балеты… - Роже Дезормьер (1898-1963)» .
  34. ^ Лесли Нортон, «Леонид Мясин и балет 20-го века», МакФарланд, 2004, с. 98.
  35. ^ Салли Бэйнс, «Написание танцев в эпоху постмодернизма», второе издание, Wesleyan University Press, 2011, Часть II, Глава 8.
  36. ^ Абраванель в своем новаторском наборе оркестровой музыки Сати из двух дисков с Симфоническим оркестром Юты (Авангард, 1968) записал аранжировки фортепианных пьес, сделанных другими (Дебюсси, Мийо, Пуленк, Дезормьер), но пропустил оркестровое произведение, которое было 100% Сати.
  37. ^ Viva-Tonal Columbia 50292-D [WLX336/WLX710].
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: cd4d25c52473c0127017e1ab7302ad78__1700925480
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/cd/78/cd4d25c52473c0127017e1ab7302ad78.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Trois petites pièces montées - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)