Jump to content

Готические танцы

Эрик Сати , портрет маслом Сюзанны Валадон (1893)

Danses gothiques ( Готические танцы ) — фортепианная композиция Эрика Сати 1893 года , одно из произведений его « розенкрейцеровского » или «мистического» периода. Он был опубликован посмертно в 1929 году. [ 1 ] Спектакль длится около 12 минут.

Сюзанна Валадон , портрет на нотной бумаге работы Сати (1893)

были «Готические танцы» написаны в середине шестимесячного романа Сати (январь-июнь 1893 года) с художницей Сюзанной Валадон , когда он разрывался между своими религиозными заботами того периода и более земными делами. Известно, что это были единственные интимные отношения, которые у него были, и он явно был более эмоционально уязвимым из двоих. Свободолюбивый Валадон, которого Сати ласково называла «Бики», снял комнату рядом со своей на улице Корто, 6 на Монмартре , чтобы облегчить роман; и она нарисовала его ныне знаменитый портрет, одну из первых своих работ маслом. Но она отвергла его предложение руки и сердца и продолжила встречаться с другими мужчинами. [ 2 ] Главным среди них был биржевой маклер Поль Мусси, с которым у нее были периодические, но длительные отношения, пока они, наконец, не поженились в 1896 году. «На этом этапе ее жизни ее любовные связи, казалось, прошли мимо нее, как солнечный свет», - биограф Валадона Джун. – заметила Роуз. [ 3 ] Учитывая их общие связи на богемной сцене Монмартра, маловероятно, что Сати хотя бы не слышала слухов об этом. [ 4 ] О его статусе любовника по совместительству, осознавал он это или нет, свидетельствует его единственное сохранившееся письмо к Валадону, датированное 11 марта 1893 года. Он пытается договориться с ней о свидании: «Не забывай, что твоя бедная друг надеется увидеть тебя... Позвольте мне добавить, Biqui chéri, что я ни в коем случае не рассержусь, если вы не сможете прийти ни на одно из этих свиданий, я теперь стал ужасно разумным, и несмотря на это; какое огромное счастье мне доставляет видеть тебя, я начинаю понимать, что ты не всегда можешь делать то, что хочешь». [ 5 ]

Вскоре Сати начал работать над « Готическими танцами », которые были завершены между 21 и 23 марта 1893 года. Его противоречивые чувства отражены в подзаголовке произведения: « Новена для великого спокойствия и глубокого спокойствия моей души». [ 6 ]

Музыка и тексты

[ редактировать ]

Название « Готические танцы» в некоторой степени неверное. Фактически это одно непрерывное музыкальное произведение, серия взаимосвязанных последовательностей аккордов, объединенных повторяющейся ритмической фигурой из двух восьмых и четвертной ноты. [ 7 ] Они были разделены - очевидно, после того, как музыка была написана - на девять частей с помощью того, что Роберт Орледж назвал «квазирелигиозными и жалостливыми к себе названиями». [ 8 ] В центре внимания — Танец № 5 ( «Для бедных умерших »), который по длине почти точно уравновешивает № 1 и использует все мотивы произведения, кроме одного. Сами «танцы» носят скорее медитативный, чем танцевальный характер, и все они должны исполняться très lent («очень медленно»), что является характерным темпом «розенкрейцерских» композиций Сати.

Святой Бенедикт

Любопытно, что четыре заголовка (№ 4, 7–9) представлены в середине мотива, скрывая, где части должны начинаться и заканчиваться. Сати, с его междисциплинарными интересами, был так же озабочен внешним видом своих партитур на печатной странице, как и их музыкальным эффектом. [ 9 ] Это побудило шведского пианиста-музыковеда Олофа Хёйера, записавшего полное клавишное произведение Сати в 1990-х годах, выдвинуть теорию о внемузыкальной структуре готических танцев : «Судя по внешнему виду рукописи, кажется, что его главным интересом была оптическая впечатление, которое произведет на партитуру аранжировка различных частей вместе с заголовками. Возможно, это ранний пример - может быть, даже первый - музыкальной мизансцены . художественно задуманная интеграция музыки, нот и текста, вполне вероятно, вдохновленная контактами Сати с современными поэтами». [ 10 ]

Посвящение Сати гласит: «Трансцендентному, торжественному и представительному экстазу святого Бенедикта и подготовительной методологии самого могущественного бенедиктинского ордена ». Названия:

Святая Люси с глазами на блюде
1. По великой скорби случаю
и Святой Церкви 2. К чему призываются Отцы Истинной
От бедняги 3. имени
4. О сенбернаре и святой Люсии ( О сенбернаре и святой Люсии )
5. умершего бедного Для
6. Когда речь идет о обид полученных прощении
7. Из жалости к пьяным, опозоренным, испорченным, неисправным, неприятным и фальсификаторам . всякого рода
честь преподобного Михаила, Архангела В благодатного . 8.
получения прощения своих ошибок 9. После
Святой Михаил, взвешивающий души

Сати много читала о жизни католических святых. [ 11 ] и четыре, упомянутые в готических танцах, вполне могли иметь для него личное значение. Помимо проповеди разумности в жизни среди других, святой Бенедикт выступал за строгую и лишенную украшений архитектуру священных зданий. [ 12 ] творческая эстетика, которую Сати преследовал в музыке на протяжении всей своей жизни. Бенедикт также является покровителем умирающих, и это обеспечивает тематическую связь между посвящением и названиями Танцев № 5 и 8. Последний посвящен Святому Михаилу, архангелу смерти, который взвешивает души на весах, чтобы определить их право на небеса.

Сенбернар – чудо лактации

Название «О святом Бернаре и святой Люси» (№ 4) затрагивает давнее увлечение Сати глазами и их возвращение в качестве литературного мотива в его произведениях. [ 13 ] На первый взгляд французский аббат XII века, проповедовавший Второй крестовый поход , и сицилийская мученица III века могут показаться странной парой. Но святая Люсия — покровительница слепых, и в иконографии обоих фигурируют глаза. Святую Люсию часто изображали с глазами на блюде, которая (согласно одной традиции) сама выколола их, чтобы отогнать настойчивого поклонника. [ 14 ] А в варианте «Чуда лактации» святого Бернара он исцелился от недуга, угрожавшего его зрению, посредством молитвы образу Кормящей Мадонны . Икона ожила и брызнула ему в глаза грудным молоком. [ 15 ]

Остальные заголовки, кажется, имеют более прямой личный оттенок. Олоф Хойер писал: «Конечно, заманчиво рассматривать эти названия... как отсылки к [Сати] и его отношениям с Сюзанной Валадон, завуалированные литургическими формулировками. В целом странный и поразительный контраст: абстрактные и совершенно бесстрастные фортепианные структуры. действует как очищение души, измученной плотской похотью и эротическими конфликтами. Создана ли эта музыка для прослушивания или даже для игры?» [ 16 ]

Заключение

[ редактировать ]

Сати, похоже, поначалу была довольна готикой Danses . 24 марта 1893 года, на следующий день после завершения, он зарегистрировал музыку в SACEM с прицелом на будущую публикацию. Но после того, как Валадон покинул его в июне, он отложил его пылиться. С делом Сати-Валадон и его концом связаны еще три композиции: короткая песня Bonjour Biqui, Bonjour! (1893), пресловутая фортепианная пьеса «Vexations» (ок. 1893) и «Messe des pauvres» (1893–1895). Практически ни один из этих материалов не был опубликован при жизни Сати.

В 1911 году, когда парижская публика с опозданием начала принимать его музыку, Сати позволил № 1 готических танцев появиться в мартовском номере Société Musical Indépendante , выпускаемого журнала Revue musice ; но он не предпринял дальнейших усилий для продвижения произведения, которое могло бы оставить у него болезненные воспоминания. После смерти Сати Дариус Мийо организовал публикацию полной партитуры в издательстве Rouart, Lerolle & Cie.

Фрэнк Глейзер (Vox, 1970)

Альдо Чикколини (дважды для EMI, в 1971 и 1988 годах)

Рейнберт де Леу (Harlekijn, 1975, переиздан Philips, 1980)

Жан-Пьер Арменго (Цирсе, 1990)

Клара Коерменди (Наксос, 1993 г.)

Боян Горишек (Классика аудиофилов, 1994)

Джон Уайт (Арс Нова, 1995)

Олоф Хойер (Дискофил Шведского общества, 1996)

Жан-Ив Тибоде (Декка, 2002)

Штеффен Шлейермахер (MGD, 2002)

Кристина Арианьо (Блестящая классика, 2006)

Алессандро Симонетто (Эвеа, 2016)

Алессандро Симонетто (OnClassical, 2021)

Норико Огава ( BIS , 2022 г.)

  1. ^ Эрик Швандт, «Новая Глория для Messe des pauvres Сати », Canadian University Music Review , vol. 18, нет. 2, 1998, с. 40, примечание 11, http://www.erudit.org/revue/cumr/1998/v18/n2/1014653ar.pdf.
  2. ^ Джон Сторм, «Драма Валадона: Жизнь Сюзанны Валадон», EP Dutton & Co., Нью-Йорк, 1959, стр. 104.
  3. Джун Роуз, «Сюзанна Валадон: Хозяйка Монмартра», собор Святого Мартина, 1999.
  4. ^ Олоф Хойер, примечания к «Эрик Сати: Полное собрание фортепианной музыки, том 2», стр. 18-20, Дискофил Шведского общества, 1996.
  5. ^ Орнелла Вольта , «Сати сквозь его письма», издательство Marion Boyars Publishers, Нью-Йорк, 1989, стр. 45-46.
  6. ^ «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 26 июня 2015 г. Проверено 16 февраля 2022 г. {{cite web}}: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка )
  7. ^ Обзор Rovi на Allmusic http://www.allmusic.com/composition/mc0002358058
  8. ^ Роберт Орледж, «Композитор Сати», Cambridge University Press, 1990, стр. 157, 276.
  9. ^ http://www.gresham.ac.uk/lectures-and-events/erik-satie-part-one-saties-musical-and-personal-logic-and-satie-as-poet . Роберт Орледж, «Музыкальная и личная логика Сати», стенограмма лекции в колледже Грешем, прочитанной 16 апреля 2010 г.
  10. ^ Олоф Хойер, примечания к «Эрику Сати», стр. 18-20.
  11. ^ Патрик Гауэрс и Найджел Уилкинс, «Эрик Сати», «Новая роща: французские мастера двадцатого века», Macmillan Publishers Limited, Лондон, 1986, стр. 130. Перепечатано из «Словаря музыки и музыкантов Нью-Гроув», издание 1980 года.
  12. ^ Албан Батлер, Пол Бернс, «Жития святых Батлера: август», A&C Black, 1995, стр. 201.
  13. ^ См. Роберт Орледж, примечания к изданиям музыки Сати на Soundkiosk, 2011, стр. 19. http://www.soundkiosk.com/pdffiles/Sample%20book%20web%20Vol%203.pdf
  14. В своем «Христианском балете» Успуд (1892) Сати представил Святого Миканара (?), тоже несущего на блюде свои глаза.
  15. ^ Патрик Дж. Хейс, «Чудеса: энциклопедия людей, мест и сверхъестественных событий от древности до наших дней», ABC-CLIO, 2016, стр. 78.
  16. ^ Хойер, примечания к «Эрику Сати», стр. 18-20.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 84cba278516dd2a7a7655111db05676e__1708603740
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/84/6e/84cba278516dd2a7a7655111db05676e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Danses gothiques - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)