Готические танцы
Danses gothiques ( Готические танцы ) — фортепианная композиция Эрика Сати 1893 года , одно из произведений его « розенкрейцеровского » или «мистического» периода. Он был опубликован посмертно в 1929 году. [ 1 ] Спектакль длится около 12 минут.
Фон
[ редактировать ]были «Готические танцы» написаны в середине шестимесячного романа Сати (январь-июнь 1893 года) с художницей Сюзанной Валадон , когда он разрывался между своими религиозными заботами того периода и более земными делами. Известно, что это были единственные интимные отношения, которые у него были, и он явно был более эмоционально уязвимым из двоих. Свободолюбивый Валадон, которого Сати ласково называла «Бики», снял комнату рядом со своей на улице Корто, 6 на Монмартре , чтобы облегчить роман; и она нарисовала его ныне знаменитый портрет, одну из первых своих работ маслом. Но она отвергла его предложение руки и сердца и продолжила встречаться с другими мужчинами. [ 2 ] Главным среди них был биржевой маклер Поль Мусси, с которым у нее были периодические, но длительные отношения, пока они, наконец, не поженились в 1896 году. «На этом этапе ее жизни ее любовные связи, казалось, прошли мимо нее, как солнечный свет», - биограф Валадона Джун. – заметила Роуз. [ 3 ] Учитывая их общие связи на богемной сцене Монмартра, маловероятно, что Сати хотя бы не слышала слухов об этом. [ 4 ] О его статусе любовника по совместительству, осознавал он это или нет, свидетельствует его единственное сохранившееся письмо к Валадону, датированное 11 марта 1893 года. Он пытается договориться с ней о свидании: «Не забывай, что твоя бедная друг надеется увидеть тебя... Позвольте мне добавить, Biqui chéri, что я ни в коем случае не рассержусь, если вы не сможете прийти ни на одно из этих свиданий, я теперь стал ужасно разумным, и несмотря на это; какое огромное счастье мне доставляет видеть тебя, я начинаю понимать, что ты не всегда можешь делать то, что хочешь». [ 5 ]
Вскоре Сати начал работать над « Готическими танцами », которые были завершены между 21 и 23 марта 1893 года. Его противоречивые чувства отражены в подзаголовке произведения: « Новена для великого спокойствия и глубокого спокойствия моей души». [ 6 ]
Музыка и тексты
[ редактировать ]Название « Готические танцы» в некоторой степени неверное. Фактически это одно непрерывное музыкальное произведение, серия взаимосвязанных последовательностей аккордов, объединенных повторяющейся ритмической фигурой из двух восьмых и четвертной ноты. [ 7 ] Они были разделены - очевидно, после того, как музыка была написана - на девять частей с помощью того, что Роберт Орледж назвал «квазирелигиозными и жалостливыми к себе названиями». [ 8 ] В центре внимания — Танец № 5 ( «Для бедных умерших »), который по длине почти точно уравновешивает № 1 и использует все мотивы произведения, кроме одного. Сами «танцы» носят скорее медитативный, чем танцевальный характер, и все они должны исполняться très lent («очень медленно»), что является характерным темпом «розенкрейцерских» композиций Сати.
Любопытно, что четыре заголовка (№ 4, 7–9) представлены в середине мотива, скрывая, где части должны начинаться и заканчиваться. Сати, с его междисциплинарными интересами, был так же озабочен внешним видом своих партитур на печатной странице, как и их музыкальным эффектом. [ 9 ] Это побудило шведского пианиста-музыковеда Олофа Хёйера, записавшего полное клавишное произведение Сати в 1990-х годах, выдвинуть теорию о внемузыкальной структуре готических танцев : «Судя по внешнему виду рукописи, кажется, что его главным интересом была оптическая впечатление, которое произведет на партитуру аранжировка различных частей вместе с заголовками. Возможно, это ранний пример - может быть, даже первый - музыкальной мизансцены . художественно задуманная интеграция музыки, нот и текста, вполне вероятно, вдохновленная контактами Сати с современными поэтами». [ 10 ]
Посвящение Сати гласит: «Трансцендентному, торжественному и представительному экстазу святого Бенедикта и подготовительной методологии самого могущественного бенедиктинского ордена ». Названия:
- 1. По великой скорби случаю
- и Святой Церкви 2. К чему призываются Отцы Истинной
- От бедняги 3. имени
- 4. О сенбернаре и святой Люсии ( О сенбернаре и святой Люсии )
- 5. умершего бедного Для
- 6. Когда речь идет о обид полученных прощении
- 7. Из жалости к пьяным, опозоренным, испорченным, неисправным, неприятным и фальсификаторам . всякого рода
- честь преподобного Михаила, Архангела В благодатного . 8.
- получения прощения своих ошибок 9. После
Сати много читала о жизни католических святых. [ 11 ] и четыре, упомянутые в готических танцах, вполне могли иметь для него личное значение. Помимо проповеди разумности в жизни среди других, святой Бенедикт выступал за строгую и лишенную украшений архитектуру священных зданий. [ 12 ] творческая эстетика, которую Сати преследовал в музыке на протяжении всей своей жизни. Бенедикт также является покровителем умирающих, и это обеспечивает тематическую связь между посвящением и названиями Танцев № 5 и 8. Последний посвящен Святому Михаилу, архангелу смерти, который взвешивает души на весах, чтобы определить их право на небеса.
Название «О святом Бернаре и святой Люси» (№ 4) затрагивает давнее увлечение Сати глазами и их возвращение в качестве литературного мотива в его произведениях. [ 13 ] На первый взгляд французский аббат XII века, проповедовавший Второй крестовый поход , и сицилийская мученица III века могут показаться странной парой. Но святая Люсия — покровительница слепых, и в иконографии обоих фигурируют глаза. Святую Люсию часто изображали с глазами на блюде, которая (согласно одной традиции) сама выколола их, чтобы отогнать настойчивого поклонника. [ 14 ] А в варианте «Чуда лактации» святого Бернара он исцелился от недуга, угрожавшего его зрению, посредством молитвы образу Кормящей Мадонны . Икона ожила и брызнула ему в глаза грудным молоком. [ 15 ]
Остальные заголовки, кажется, имеют более прямой личный оттенок. Олоф Хойер писал: «Конечно, заманчиво рассматривать эти названия... как отсылки к [Сати] и его отношениям с Сюзанной Валадон, завуалированные литургическими формулировками. В целом странный и поразительный контраст: абстрактные и совершенно бесстрастные фортепианные структуры. действует как очищение души, измученной плотской похотью и эротическими конфликтами. Создана ли эта музыка для прослушивания или даже для игры?» [ 16 ]
Заключение
[ редактировать ]Сати, похоже, поначалу была довольна готикой Danses . 24 марта 1893 года, на следующий день после завершения, он зарегистрировал музыку в SACEM с прицелом на будущую публикацию. Но после того, как Валадон покинул его в июне, он отложил его пылиться. С делом Сати-Валадон и его концом связаны еще три композиции: короткая песня Bonjour Biqui, Bonjour! (1893), пресловутая фортепианная пьеса «Vexations» (ок. 1893) и «Messe des pauvres» (1893–1895). Практически ни один из этих материалов не был опубликован при жизни Сати.
В 1911 году, когда парижская публика с опозданием начала принимать его музыку, Сати позволил № 1 готических танцев появиться в мартовском номере Société Musical Indépendante , выпускаемого журнала Revue musice ; но он не предпринял дальнейших усилий для продвижения произведения, которое могло бы оставить у него болезненные воспоминания. После смерти Сати Дариус Мийо организовал публикацию полной партитуры в издательстве Rouart, Lerolle & Cie.
Записи
[ редактировать ]Фрэнк Глейзер (Vox, 1970)
Альдо Чикколини (дважды для EMI, в 1971 и 1988 годах)
Рейнберт де Леу (Harlekijn, 1975, переиздан Philips, 1980)
Жан-Пьер Арменго (Цирсе, 1990)
Клара Коерменди (Наксос, 1993 г.)
Боян Горишек (Классика аудиофилов, 1994)
Джон Уайт (Арс Нова, 1995)
Олоф Хойер (Дискофил Шведского общества, 1996)
Жан-Ив Тибоде (Декка, 2002)
Штеффен Шлейермахер (MGD, 2002)
Кристина Арианьо (Блестящая классика, 2006)
Алессандро Симонетто (Эвеа, 2016)
Алессандро Симонетто (OnClassical, 2021)
Норико Огава ( BIS , 2022 г.)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Эрик Швандт, «Новая Глория для Messe des pauvres Сати », Canadian University Music Review , vol. 18, нет. 2, 1998, с. 40, примечание 11, http://www.erudit.org/revue/cumr/1998/v18/n2/1014653ar.pdf.
- ^ Джон Сторм, «Драма Валадона: Жизнь Сюзанны Валадон», EP Dutton & Co., Нью-Йорк, 1959, стр. 104.
- ↑ Джун Роуз, «Сюзанна Валадон: Хозяйка Монмартра», собор Святого Мартина, 1999.
- ^ Олоф Хойер, примечания к «Эрик Сати: Полное собрание фортепианной музыки, том 2», стр. 18-20, Дискофил Шведского общества, 1996.
- ^ Орнелла Вольта , «Сати сквозь его письма», издательство Marion Boyars Publishers, Нью-Йорк, 1989, стр. 45-46.
- ^ «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 26 июня 2015 г. Проверено 16 февраля 2022 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ Обзор Rovi на Allmusic http://www.allmusic.com/composition/mc0002358058
- ^ Роберт Орледж, «Композитор Сати», Cambridge University Press, 1990, стр. 157, 276.
- ^ http://www.gresham.ac.uk/lectures-and-events/erik-satie-part-one-saties-musical-and-personal-logic-and-satie-as-poet . Роберт Орледж, «Музыкальная и личная логика Сати», стенограмма лекции в колледже Грешем, прочитанной 16 апреля 2010 г.
- ^ Олоф Хойер, примечания к «Эрику Сати», стр. 18-20.
- ^ Патрик Гауэрс и Найджел Уилкинс, «Эрик Сати», «Новая роща: французские мастера двадцатого века», Macmillan Publishers Limited, Лондон, 1986, стр. 130. Перепечатано из «Словаря музыки и музыкантов Нью-Гроув», издание 1980 года.
- ^ Албан Батлер, Пол Бернс, «Жития святых Батлера: август», A&C Black, 1995, стр. 201.
- ^ См. Роберт Орледж, примечания к изданиям музыки Сати на Soundkiosk, 2011, стр. 19. http://www.soundkiosk.com/pdffiles/Sample%20book%20web%20Vol%203.pdf
- ↑ В своем «Христианском балете» Успуд (1892) Сати представил Святого Миканара (?), тоже несущего на блюде свои глаза.
- ^ Патрик Дж. Хейс, «Чудеса: энциклопедия людей, мест и сверхъестественных событий от древности до наших дней», ABC-CLIO, 2016, стр. 78.
- ^ Хойер, примечания к «Эрику Сати», стр. 18-20.