Jump to content

Три мелодии (Сати)

Эрик Сати

Trois Mélodies ( Три песни ) — цикл песен для голоса и фортепиано Эрика Сати 1916 года . Одна из редких экскурсий Сати в мелодии (французские авторские песни ), ее исполнение длится менее четырех минут.

Первый англоязычный биограф композитора, Ролло Х. Майерс, считал, что это произведение содержит «сущность Сати-иронистки, остроумия и искусного пародиста». [ 1 ]

Цикл состоит из трех песен на причудливые стихи трех современных французских авторов. Помимо общего беззаботного тона, в музыке и текстах нет никаких объединяющих элементов. Сати задумала ее для голоса меццо-сопрано , но ее успешно исполнили вокалисты -сопрано и баритон .

Леон-Поль Фарг
  1. «Бронзовая статуя» (The Bronze Statue). Поэма Леона-Поля Фарга . Посвящается Джейн Батори .
    – Не слишком быстро
    В годы Первой мировой войны Сати нашла друга и родственную душу в лице писателя-авангардиста Леона-Поля Фарга, чья абсурдистская, практически непереводимая поэзия не может быть связана с какой-либо школой. Позже они совместно работали над циклом мелодий Сати Ludions (1923). Лирика Фарга к «Бронзовой статуе» описывает тоску декоративной садовой скульптуры, металлической лягушки, когда прохожие бросают монеты и другие предметы в ее зияющую пасть. , чувствуется сильный запах мюзик-холла Во вступлении, похожем на легкую прогулку , после которого партия фортепиано переходит в ритм остинато «ум-тьфу» . На этом первоначально бурная вокальная линия переходит в тихую задумчивость, поскольку искусственная лягушка размышляет о том, что ей лучше было бы с настоящими лягушками в пруду, «выдувающими музыкальные пузыри из мыла лунного света». [ 1 ] и как ночью его рот полон насекомых, которых он не может съесть.
  2. «Дафенео». Стихотворение М. Года. Посвящается Эмилю Энгелю .
    Тихо
    «М. Бог» — псевдоним Марии Анны «Мими» Годебской (1899–1949), 17-летней племянницы Мисии Серт , главной покровительницы Сати того периода. Вместе со своим младшим братом Жаном она была поклонницей Мориса Равеля фортепианного дуэта Ma mère l'Oye (1910). Стихотворение Годебской представляет собой глупый диалог о деревьях между двумя псевдомифическими персонажами, Дафенео и Хризалиной. Обозреватель AllMusic Вирджиния Сублетт отметила, что разборчивость песни «зависит от непереводимого каламбура: исключение последней буквы «n» превращает un oisetier (несуществующее слово, означающее «птичье дерево») в un Noisetier или «ореховое дерево». [ 2 ] Торжественное, мягко покачивающееся подчеркивание Сати придает тексту ироническое достоинство. Майерс с энтузиазмом сказал: «Эффект непреодолимо комичен, хотя средства, использованные Сати для превращения этой чепухи в музыку, являются классическими по своей трезвости и сдержанности». [ 3 ]
Безумного Шляпника Чаепитие , иллюстрация сэра Джона Тенниела.
  1. «Le chapelier» (Шляпник). Поэма Рене Шалупта [ фр ] по мотивам Льюиса Кэрролла . Посвящается Игорю Стравинскому .
    — Аллегретто (жанр Гуно) ( достаточно бойкий, в манере Гуно )
    Сати была большой поклонницей творческой и юмористической литературы и очень любила « Приключения Алисы в стране чудес» Льюиса Кэрролла (1865). Однажды он планировал написать на эту тему балет. [ а ] В этой песне умело используются несколько уровней литературной и музыкальной стилизации. Поэт-журналист Рене Шалуп (1885–1957) заимствовал свои тексты из главы 7 « Алисы » «Безумное чаепитие», сосредоточив внимание на Безумном Шляпнике . Персонаж беспокоится о своих карманных часах, которые отстают «на три дня», хотя он смазывает их «лучшим маслом» и макает в чай. Аккомпанемент Сати пародирует любовный дуэт «Шансон де Магали» из оперы Гуно «Мирей» (1864), которая сама по себе представляет собой адаптацию старинной провансальской народной песни. [ 5 ] Роберт Орледж предположил, что игровое направление «жанр Гуно» было сдержанным способом композитора ткнуть носом (в музыкальном плане) Гуно, «этому воплощению буржуазной сентиментальности». [ 6 ]
    Сати настолько понравилась «Шапелье», что он посвятил ее своему другу Игорю Стравинскому, одному из немногих современных композиторов, которыми он безоговорочно восхищался. [ 7 ]

Забавность « Трех мелодий» , по-видимому, связывает их с юмористическими или «фантазийными» композициями Сати 1910-х годов. Но в этом песенном цикле, помимо упоминания «жанра Гуно», он воздержался от использования остроумных игровых направлений и внемузыкальных комментариев, которые помогли определить общественное восприятие его музыки в эпоху перед Первой мировой войной. Видимо, ему надоела эта формула. [ б ] Сати вернулся к этому лишь однажды, для своей пародии на фортепианную музыку XVIII века, «Бюрократической сонаты» (1917).

Джейн Батори

Сати написала « Три мелодии» для меццо-сопрано Джейн Батори , звезды парижского оперного мира и энергичного пропагандиста новой французской музыки. Хотя Батори знал о репутации Сати через их общего друга Клода Дебюсси . [ 9 ] Фактически они встретились только в начале апреля 1916 года, в рамках подготовки к предстоящему фестивалю Равеля -Сати, спонсируемому Société Lyre et Palette. Сати сразу же согласилась предоставить для нее два новых вокальных номера, а песни «Daphénéo» и «Le chapelier» были завершены к 14 апреля. Впервые они были исполнены Батори и пианистом Рикардо Виньесом на фестивале, проходившем в зале Гюйгенс в Париже. 18 апреля 1916 г. [ 10 ]

Затем Батори пригласили исполнить две песни на более престижном мероприятии - благотворительном концерте «для артистов, пострадавших от войны», спонсируемом Жермен Бонгард [ фр ] , сестрой модельера Поля Пуаре , запланированном на следующий месяц. Его планировалось провести вместе с выставкой современной живописи, а Анри Матиссу и Пабло Пикассо . разработать программу было поручено [ 11 ] Сати обычно предпочитал строить свои композиции группами по три человека, и 16 мая он отправил Леону-Полю Фаргу записку с просьбой завершить цикл Батори небольшим стихом - «чем-то очень коротким и ужасно циничным». [ 12 ] Совершенно новое стихотворение Фарга «Бронзовая статуя» было поставлено должным образом, и 26 мая Сати завершил постановку. Премьера полного собрания «Трех мелодий» состоялась Батори и Сати в галерее Томаса в Париже 30 мая 1916 года. опубликовано Rouart-Lrolle et Cie [ фр ] в 1917 году.

В последние годы своей жизни вспыльчивый Сати разорвал отношения с двумя соавторами «Трех мелодий » Рене Шалуптом и Леоном-Полем Фаргом из-за мелких недоразумений. [ 13 ] [ 14 ] Но Джейн Батори продолжала продвигать его музыку после смерти композитора в 1925 году. С учеником Сати Дариусом Мийо в качестве аккомпаниатора она сделала первую запись « Трех мелодий» , выпущенную Колумбией в 1929 году. [ 15 ]

Три мелодии , обложка первого издания (1917)

Дискография

[ редактировать ]

Примечания и ссылки

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Сати предложила балет «Алиса в стране Мервей» в июне 1921 года. Американская переводчица Луиза Нортон и французский писатель Анри-Пьер Роше все лето безуспешно работали над сценарием, и проект был заброшен. [ 4 ]
  2. Например, цикл песен Сати «Trois poèmes d'amour» (составленный в 1914 году) был задуман в его старинном юмористическом духе, но после его отложенной публикации в 1916 году он решил удалить все внемузыкальные шутки и словоблудие. [ 8 ]
  1. ^ Jump up to: а б Майерс 1968 , с. 94.
  2. ^ Вирджиния Саблетт. Эрик Сати: Мелодии (3) 1916 года, для голоса и фортепиано на AllMusic
  3. ^ Майерс 1968 , с. 95.
  4. ^ Орледж 1990 , с. 325.
  5. ^ Орледж 1990 , стр. 21–24.
  6. ^ Орледж 1990 , с. 22.
  7. ^ Дрю, Дэвид (июль 2001 г.). «Дикий парад - от Сати, Кокто и Пикассо до Бриттена из Les Illuminations и не только ». Темп . Новая серия (217): 7–21 (7). doi : 10.1017/S0040298200017265 . JSTOR   946867 .
  8. ^ Орледж 1990 , стр. 308–309.
  9. ^ Орледж 1990 , с. 52.
  10. ^ Орледж 1990 , стр. 311–312.
  11. ^ Орледж 1990 , с. 312.
  12. ^ Кэролайн Поттер, «Эрик Сати: музыка, искусство и литература», Routledge, 2016, стр. 299. ISBN   9781138247697
  13. ^ Роберт Орледж , Сати вспомнила , Фабер и Фабер, 1995, стр. 126–127. ISBN   978-0571172726
  14. ^ Орнелла Вольта (редактор), Сати, увиденная в его письмах , Издательство Marion Boyars, Лондон, 1989, стр. 164. ISBN   978-0714528113
  15. ^ Библиотеки Конгресса Каталог

Источники

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 280d93be6347c58f4d1c8669991bc5b0__1724545920
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/28/b0/280d93be6347c58f4d1c8669991bc5b0.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Trois mélodies (Satie) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)