Три мелодии (Сати)

Trois Mélodies ( Три песни ) — цикл песен для голоса и фортепиано Эрика Сати 1916 года . Одна из редких экскурсий Сати в мелодии (французские авторские песни ), ее исполнение длится менее четырех минут.
Первый англоязычный биограф композитора, Ролло Х. Майерс, считал, что это произведение содержит «сущность Сати-иронистки, остроумия и искусного пародиста». [ 1 ]
Песни
[ редактировать ]Цикл состоит из трех песен на причудливые стихи трех современных французских авторов. Помимо общего беззаботного тона, в музыке и текстах нет никаких объединяющих элементов. Сати задумала ее для голоса меццо-сопрано , но ее успешно исполнили вокалисты -сопрано и баритон .

- «Бронзовая статуя» (The Bronze Statue). Поэма Леона-Поля Фарга . Посвящается Джейн Батори . – Не слишком быстро В годы Первой мировой войны Сати нашла друга и родственную душу в лице писателя-авангардиста Леона-Поля Фарга, чья абсурдистская, практически непереводимая поэзия не может быть связана с какой-либо школой. Позже они совместно работали над циклом мелодий Сати Ludions (1923). Лирика Фарга к «Бронзовой статуе» описывает тоску декоративной садовой скульптуры, металлической лягушки, когда прохожие бросают монеты и другие предметы в ее зияющую пасть. , чувствуется сильный запах мюзик-холла Во вступлении, похожем на легкую прогулку , после которого партия фортепиано переходит в ритм остинато «ум-тьфу» . На этом первоначально бурная вокальная линия переходит в тихую задумчивость, поскольку искусственная лягушка размышляет о том, что ей лучше было бы с настоящими лягушками в пруду, «выдувающими музыкальные пузыри из мыла лунного света». [ 1 ] и как ночью его рот полон насекомых, которых он не может съесть.
- «Дафенео». Стихотворение М. Года. Посвящается Эмилю Энгелю . – Тихо «М. Бог» — псевдоним Марии Анны «Мими» Годебской (1899–1949), 17-летней племянницы Мисии Серт , главной покровительницы Сати того периода. Вместе со своим младшим братом Жаном она была поклонницей Мориса Равеля фортепианного дуэта Ma mère l'Oye (1910). Стихотворение Годебской представляет собой глупый диалог о деревьях между двумя псевдомифическими персонажами, Дафенео и Хризалиной. Обозреватель AllMusic Вирджиния Сублетт отметила, что разборчивость песни «зависит от непереводимого каламбура: исключение последней буквы «n» превращает un oisetier (несуществующее слово, означающее «птичье дерево») в un Noisetier или «ореховое дерево». [ 2 ] Торжественное, мягко покачивающееся подчеркивание Сати придает тексту ироническое достоинство. Майерс с энтузиазмом сказал: «Эффект непреодолимо комичен, хотя средства, использованные Сати для превращения этой чепухи в музыку, являются классическими по своей трезвости и сдержанности». [ 3 ]

- «Le chapelier» (Шляпник). Поэма Рене Шалупта по мотивам Льюиса Кэрролла . Посвящается Игорю Стравинскому . — Аллегретто (жанр Гуно) ( достаточно бойкий, в манере Гуно ) Сати была большой поклонницей творческой и юмористической литературы и очень любила « Приключения Алисы в стране чудес» Льюиса Кэрролла (1865). Однажды он планировал написать на эту тему балет. [ а ] В этой песне умело используются несколько уровней литературной и музыкальной стилизации. Поэт-журналист Рене Шалуп (1885–1957) заимствовал свои тексты из главы 7 « Алисы » «Безумное чаепитие», сосредоточив внимание на Безумном Шляпнике . Персонаж беспокоится о своих карманных часах, которые отстают «на три дня», хотя он смазывает их «лучшим маслом» и макает в чай. Аккомпанемент Сати пародирует любовный дуэт «Шансон де Магали» из оперы Гуно «Мирей» (1864), которая сама по себе представляет собой адаптацию старинной провансальской народной песни. [ 5 ] Роберт Орледж предположил, что игровое направление «жанр Гуно» было сдержанным способом композитора ткнуть носом (в музыкальном плане) Гуно, «этому воплощению буржуазной сентиментальности». [ 6 ] Сати настолько понравилась «Шапелье», что он посвятил ее своему другу Игорю Стравинскому, одному из немногих современных композиторов, которыми он безоговорочно восхищался. [ 7 ]
Забавность « Трех мелодий» , по-видимому, связывает их с юмористическими или «фантазийными» композициями Сати 1910-х годов. Но в этом песенном цикле, помимо упоминания «жанра Гуно», он воздержался от использования остроумных игровых направлений и внемузыкальных комментариев, которые помогли определить общественное восприятие его музыки в эпоху перед Первой мировой войной. Видимо, ему надоела эта формула. [ б ] Сати вернулся к этому лишь однажды, для своей пародии на фортепианную музыку XVIII века, «Бюрократической сонаты» (1917).
История
[ редактировать ]
Сати написала « Три мелодии» для меццо-сопрано Джейн Батори , звезды парижского оперного мира и энергичного пропагандиста новой французской музыки. Хотя Батори знал о репутации Сати через их общего друга Клода Дебюсси . [ 9 ] Фактически они встретились только в начале апреля 1916 года, в рамках подготовки к предстоящему фестивалю Равеля -Сати, спонсируемому Société Lyre et Palette. Сати сразу же согласилась предоставить для нее два новых вокальных номера, а песни «Daphénéo» и «Le chapelier» были завершены к 14 апреля. Впервые они были исполнены Батори и пианистом Рикардо Виньесом на фестивале, проходившем в зале Гюйгенс в Париже. 18 апреля 1916 г. [ 10 ]
Затем Батори пригласили исполнить две песни на более престижном мероприятии - благотворительном концерте «для артистов, пострадавших от войны», спонсируемом Жермен Бонгард , сестрой модельера Поля Пуаре , запланированном на следующий месяц. Его планировалось провести вместе с выставкой современной живописи, а Анри Матиссу и Пабло Пикассо . разработать программу было поручено [ 11 ] Сати обычно предпочитал строить свои композиции группами по три человека, и 16 мая он отправил Леону-Полю Фаргу записку с просьбой завершить цикл Батори небольшим стихом - «чем-то очень коротким и ужасно циничным». [ 12 ] Совершенно новое стихотворение Фарга «Бронзовая статуя» было поставлено должным образом, и 26 мая Сати завершил постановку. Премьера полного собрания «Трех мелодий» состоялась Батори и Сати в галерее Томаса в Париже 30 мая 1916 года. опубликовано Rouart-Lrolle et Cie в 1917 году.
В последние годы своей жизни вспыльчивый Сати разорвал отношения с двумя соавторами «Трех мелодий » Рене Шалуптом и Леоном-Полем Фаргом из-за мелких недоразумений. [ 13 ] [ 14 ] Но Джейн Батори продолжала продвигать его музыку после смерти композитора в 1925 году. С учеником Сати Дариусом Мийо в качестве аккомпаниатора она сделала первую запись « Трех мелодий» , выпущенную Колумбией в 1929 году. [ 15 ]

Дискография
[ редактировать ]- Джейн Батори и Дариус Мийо (Колумбия, 1929)
- Пьер Бернак и Франсис Пуленк (Columbia Masterworks, 1952)
- Элейн Бонацци и Фрэнк Глейзер (Vox, 1971)
- Мади Меспле и Альдо Чикколини (только 2 песни, за исключением «Бронзовой статуи» , «Арабески», 1974)
- Марьянн Квексильбер и Рейнберт де Леу (Harlekijn, 1976, переиздан Philips, 1982)
- Джесси Норман и Далтон Болдуин (Philips, 1977)
- Бруно Лапланте и Марк Дюран («Каллиопа», 1985)
- Эйлин Халс и Робин Боуман (Factory Classical, 1990)
- Сигуне фон Остен и Армин Фукс (ITM Classics, 1994)
- Джейн Мэннинг и Боян Горишек (классика аудиофилов, 2002)
Примечания и ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Сати предложила балет «Алиса в стране Мервей» в июне 1921 года. Американская переводчица Луиза Нортон и французский писатель Анри-Пьер Роше все лето безуспешно работали над сценарием, и проект был заброшен. [ 4 ]
- ↑ Например, цикл песен Сати «Trois poèmes d'amour» (составленный в 1914 году) был задуман в его старинном юмористическом духе, но после его отложенной публикации в 1916 году он решил удалить все внемузыкальные шутки и словоблудие. [ 8 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Майерс 1968 , с. 94.
- ^ Вирджиния Саблетт. Эрик Сати: Мелодии (3) 1916 года, для голоса и фортепиано на AllMusic
- ^ Майерс 1968 , с. 95.
- ^ Орледж 1990 , с. 325.
- ^ Орледж 1990 , стр. 21–24.
- ^ Орледж 1990 , с. 22.
- ^ Дрю, Дэвид (июль 2001 г.). «Дикий парад - от Сати, Кокто и Пикассо до Бриттена из Les Illuminations и не только ». Темп . Новая серия (217): 7–21 (7). doi : 10.1017/S0040298200017265 . JSTOR 946867 .
- ^ Орледж 1990 , стр. 308–309.
- ^ Орледж 1990 , с. 52.
- ^ Орледж 1990 , стр. 311–312.
- ^ Орледж 1990 , с. 312.
- ^ Кэролайн Поттер, «Эрик Сати: музыка, искусство и литература», Routledge, 2016, стр. 299. ISBN 9781138247697
- ^ Роберт Орледж , Сати вспомнила , Фабер и Фабер, 1995, стр. 126–127. ISBN 978-0571172726
- ^ Орнелла Вольта (редактор), Сати, увиденная в его письмах , Издательство Marion Boyars, Лондон, 1989, стр. 164. ISBN 978-0714528113
- ^ Библиотеки Конгресса Каталог
Источники
- Орледж, Роберт (1990). Сати Композитор . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521350372 .
- Майерс, Ролло Х. (1968) [1948, Денис Добсон, Лондон]. Эрик Сати . Нью-Йорк: Dover Publications. ISBN 978-0486219035 . OCLC 170903 .