Jump to content

Сарабанды (Сати)

Монохром, деталь цветного произведения искусства PD с низким разрешением (1893 г.)
Эрик Сати в армейской форме, картина Марселлена Дебутена, 1893 год. [ 1 ]

Сарабанды — три танца для фортепиано соло , написанные в 1887 году Эриком Сати . Наряду со знаменитыми «Гимнопедиями» (1888) они считаются его первыми важными произведениями, на которых главным образом основана его репутация как гармонического новатора и предшественника современной французской музыки, начиная с Дебюсси . [ 2 ] Сарабанды также сыграли ключевую роль в запоздалом «открытии» Сати музыкальным истеблишментом его страны в 1910-х годах, подготовив почву для его международной известности.

Французский композитор и критик Алексис Ролан-Мануэль писал в 1916 году, что Сарабанды представляют собой «веху в эволюции нашей музыки... произведения беспрецедентной гармонической техники, рожденные совершенно новой эстетикой, которые создают уникальную атмосферу, звучное волшебство». полной оригинальности». [ 3 ]

Цитадель Арраса . , где Сати находился во время своей военной службы

Сарабанды появились в тот момент жизни Сати , когда он начал утверждать свою независимость как мужчина и художник. В ноябре 1886 года 20-летний композитор бросил Парижскую консерваторию и записался во французскую армию. Его близкий друг и соратник в то время, поэт Контамин де Латур , утверждал, что Сати продолжал посещать ненавистные ему курсы в консерватории только для того, чтобы иметь право на освобождение от уплаты студенческой пошлины, которое сократило бы его пятилетнюю обязательную военную службу до одного года в резерве. [ 4 ] [ 5 ] Сати был назначен резервистом в 33-й пехотный полк в Цитадели в Аррасе . [ 6 ] прозванный La belle inutile («Бесполезная красота») за прекрасную архитектуру и отсутствие стратегического значения. [ 7 ] Но даже эта сравнительно мягкая обязанность оказалась для него слишком обременительной. Он пытался заболеть, выбираясь по ночам из казармы и гуляя с обнаженной грудью по зимнему воздуху, в результате чего заболел тяжелым бронхитом . [ 8 ] К апрелю 1887 года он вернулся в дом своей семьи в Париже в двухмесячный отпуск по болезни. [ 9 ]

Во время выздоровления Сати воссоединился с Латуром, прочитал Гюстава Флобера и « Саламбо» и «Искушение святого Антония» открыл для себя труды Жозефина Пеладана , будущего основателя Мистического Ордена Розы и Креста , с которым Сати был связан в ранние годы. 1890-е годы. В мае он был в восторге от исполнения Эммануэля Шабрие новой оперы «Король злого Луи » со смелым использованием неразрешенных седьмого и девятого аккордов. В качестве дани он посетил дом композитора и оставил консьержу копию одной из своих ранних партитур с экстравагантным посвящением, написанным красными чернилами. Шабрие так и не ответил на жест Сати. [ 10 ] [ 11 ]

После последующего увольнения из полка Сати начал делать наброски двух композиций: «Сарабанды» и «Гимнопедии» . [ 12 ] Наконец он сосредоточил свое внимание на Сарабандах и закончил их 18 сентября. [ 13 ] Это была последняя музыка, которую он сочинил под крышей своего отца. В ноябре 1887 года он был уволен из армии, а в следующем месяце - получив от отца в подарок 1600 франков на начало карьеры - он отправился в новую жизнь на Монмартре , богемном центре Парижа. [ 14 ]

Сарабанда танец размером в три метра, зародившийся в испанских колониях Центральной Америки в середине 1500-х годов. Он мигрировал в Европу в 17 веке, где во Франции стал популярным медленным придворным танцем. Современные интерпретации Сати состоят из трёх танцев общей продолжительностью около 15 минут:

Сарабанда № 1 - Ля-бемоль мажор
Сарабанда №2 Ре-диез минор
Сарабанда № 3 Си-бемоль минор [ 15 ] [ 16 ]

Биограф Мэри Э. Дэвис писала, что « Сарабанды представляют композиционные подходы, которые окажутся важными не только в более позднем творчестве Сати, но и в более широкой истории французской музыки… они представили новую концепцию крупномасштабной формы, в которой группы три очень похожих произведения, намеренно связанных между собой посредством мотивных ячеек, гармонических событий и повторяющихся интервальных рисунков, объединяются, чтобы составить единое произведение». [ 17 ] Сати назвал изобретенную им трехчастную структуру «абсолютно оригинальной формой», «хорошей сама по себе». [ 18 ] средство изучения центральной музыкальной идеи с трех разных точек зрения, не прибегая к традиционным методам вариаций. Вместо непрерывного развития нам даны мозаичные прогрессии неразрешенных диссонансов, переключение между движением и остановкой, которые придают величественному достоинству сарабанды приостановленное, вневременное качество. [ 19 ]

Эммануэль Шабрие

Возможное влияние Шабрие на продвинутый гармонический язык Сати 1880-х годов уже давно отмечалось Морисом Равелем в 1920-х годах . [ 20 ] и биограф Ролло Х. Майерс (1948) [ 21 ] до настоящего времени, сосредотачиваясь на сходстве неразрешенных девятых в « Сарабандах» и тех, что встречаются в прелюдии «Le roi malgré lui» . [ 22 ] Тем не менее, есть признаки того, что Сати уже прокладывал путь к гармонической «ничейной земле» в нетрадиционных девятых и даже тринадцатых долях, которые появляются в его трех мелодиях (на стихи Латура) 1886 года: [ 23 ] [ 24 ] и его тональный подход в «Сарабандах» радикально отличается. Диссонансы Шабрие в «Короле злого короля» обогащают музыкальный колорит, но функционируют в традиционных драматических рамках; Диссонансы Сати сами по себе становятся музыкальными событиями. Или, как выразился пианист и писатель Джозеф Смит: «Для Шабрие — соус А.1. , для Сати — стейк». [ 25 ] Роберт Орледж предположил, что настоящее влияние Шабрие заключалось в том, чтобы «доказать Сати, что вагнеровский путь был неправильным для остроумного и оригинального композитора». [ 26 ]

В одном из первых случаев, когда Сати добавлял внемузыкальный текст к одной из своих композиций, партитура Сарабанды № 1 изначально предварялась строфой из стихотворения Латура «Погибель» ( «Проклятие »):

Внезапно небеса разверзлись и проклятые упали,
Мчась и сталкиваясь в гигантском вихре;
И когда они остались одни в бессолнечную ночь,
Они обнаружили, что они полностью черные. Потом они богохульствовали. [ 27 ]

Эти апокалиптические куплеты не имеют очевидного отношения к музыке, хотя и отражают растущую религиозную озабоченность Сати, возможно, с долей юмора. Сарабанда когда-то была признана неприличной и запрещена в Испании. [ 28 ] заставив автора Мигеля де Сервантеса в шутку заявить, что этот танец родился и вырос в аду. [ 29 ] Пытливый ум Сати позволил ему хорошо разбираться в истории устоявшихся музыкальных форм, которыми он занимался, что привело пианиста-музыковеда Олофа Хёйера к вопросу, объясняют ли эти знания одновременно загадочную цитату Латура и «безошибочный намек на декадентскую чувственность», который он обнаружил в Сарабанды . [ 30 ] открыто высмеивал полемику по поводу еще одного «танца дьявола» с Запада, осуждаемого католической церковью, — танго . Три десятилетия спустя Сати в своей фортепианной сюите « Спорт и дивертисменты» (1914) [ 31 ]

Сарабанды также представляют собой первый пример музыкального «проказника» Сати с их странной энгармонической нотацией, которая может вызвать у исполнителя ненужные трудности. [ 32 ] Джозеф Смит заметил: «С пианистической точки зрения любой, кто умеет играть « Гимнопедии», может сыграть « Сарабанды» ; однако модальные «Гимнопедии» легко читаются, в то время как «Сарабанды» с их неприглядными скоплениями бемолей и двойных бемолей могут вызвать у самых недовольных глаз. читателю легко зачеркнуть и затуманить. Некоторые считают, что это обескураживающее написание нот — это способ Сати подразнить игрока, и, безусловно, так оно и есть. соответствует сатианскому юмору, который можно интерпретировать как самоуничижительный, обезоруживающий или враждебный». [ 33 ]

Производительность и публикация

[ редактировать ]
Морис Равель , 1910 год.

В отличие от «Гимнопедий» и более ранней фортепианной сюиты «Огив» (1886), которую он опубликовал за свой счет в конце 1880-х годов, Сати изначально решил не продвигать промежуточную версию. Сарабанды . Однако он не держал их в тайне от своих близких. Вероятно, они послужили образцом для «Сарабанды» его друга Клода Дебюсси , написанной в 1894 году и переработанной перед включением в набор « Pour le Piano» (1901). [ 34 ] [ 35 ] [ 36 ] В статье о музыке своего брата в июньском номере эзотерического религиозного журнала Le coeur за 1895 год Конрад Сати назвал неопубликованные «Сарабанды» «произведениями мистического язычника, которые дают предвкушение католика, который должен был написать « Танцы» . готика ». [ 37 ] Морис Равель, который впервые встретил Сати в 1893 году, знал об этих произведениях и высоко отзывался о них членам своего круга. В 1905 году Равель познакомил с Сати критика Мишеля-Димитри Кальвокоресси , который показал ему рукопись « Сарабанд» . Позже Кальвокоресси заявил: «Я сразу увидел истину в утверждении Равеля о том, что музыка Сати содержит зародыш многих вещей в современном развитии музыки». [ 38 ]

Номер «Гаво»

В 1909 году Равель ушел из Национального общества музыки (SNM), которое, по его мнению, стало слишком консервативным, и основал Независимое музыкальное общество (SMI), чтобы привлечь внимание к новым и забытым композиторам. На первом концерте второго сезона СМИ, 16 января 1911 года, Равель лично исполнил вторую «Сарабанду» Сати , прелюдию из «Детей звезд» (1892), и третью «Гимнопедию» в зале Гаво в Париже. В неподписанной программе Сати восхвалялась как «предшественница гения... Сегодняшним исполнением Второй Сарабанды (на которой стоит удивительная дата 1887 года) Морис Равель докажет уважение, с которым самые «продвинутые» композиторы относятся к этому творцу, который четверть века назад уже говорил смелую музыкальную идиому завтрашнего дня». [ 39 ] Сам Сати хвастался, что выступление Равеля стало «откровением» для многих на парижской музыкальной сцене. [ 40 ]

« Сарабанда № 1» была впервые опубликована в журнале, связанном с обществом Равеля, « Revue musice SIM» 15 марта 1911 года, а вторая «Сарабанда» появилась в качестве приложения в апрельском выпуске «Musica» за 1911 год . «Руар, Леролл и Си» опубликовали полное собрание «Сарабанд» летом 1911 года. В этом первом коммерческом издании Сати удалила стихотворение Латура и посвятила вторую «Сарабанду» Равелю в благодарность за его спонсорство. [ 41 ]

Последствия

[ редактировать ]
Эрик Сати и Клод Дебюсси в начале 1910-х годов.

Восхищение Равеля ранней музыкой Сати было искренним и продолжительным, но его продвижение ее через SMI не было лишено интриги. Одной из его целей в выявлении малоизвестных современных композиторов, таких как Сати, было бросить вызов репутации его главного соперника Дебюсси как источника всех современных тенденций во французской музыке. [ 42 ] Примечательно, что в программной заметке SMI восторгались неизвестными «Сарабандами» и ничего не говорилось о «Гимнопедиях» , две из которых были оркестрованы Дебюсси и исполнены по его настоянию SNM в 1897 году. [ 43 ] Дебюсси быстро понял, что Равель использует Сати против него. Он пытался противостоять пропаганде SMI (которая подразумевала, что ранее он ничего не сделал, чтобы помочь своему старому другу), добавив свои оркестровые версии «Гимнопедий » к концерту, состоящему исключительно из Дебюсси, который он должен был дирижировать для мюзикла «Серкль». Сообщив об этом Равель 4 марта, Сати написала: «Это то, что я в долгу перед тобой. Спасибо». [ 44 ] Две «Гимнопедии» стали неожиданным хитом программы Дебюсси 25 марта в зале Гаво. Их успех затмил музыку Дебюсси, и Дебюсси не скрывал чувства обиды на Сати. [ 45 ]

Концерты Равеля и Дебюсси в 1911 году прославили Сати в Париже, но стоящая за ними политика испортила и в конечном итоге разрушила его отношения с обоими мужчинами - в случае Дебюсси, вероятно, это была самая близкая дружба, которая у него когда-либо была. [ 46 ]

Консервативные критики во французской столице не приветствовали внезапное появление Сати из безвестности. Если его вообще и помнили, то это его богемные выходки 1890-х годов (вызов на дуэль директора Парижской оперы , основание собственной церкви для нападения на своих врагов) или его связь с сектой Розы + Креста. Журналист и второстепенный композитор Жан Пуэ , писавший под своим псевдонимом Октав Сере, кратко упомянул Сати в своей книге 1911 года Musiciens français d'aujourd'hui ( «Французские музыканты сегодня ») как «неуклюжего, но тонкого техника», чьи сарабанды глубоко впечатлили молодого Дебюсси; он снисходительно добавил, что «не следует придавать этому слишком большого значения». [ 47 ] Но чемпионство Равеля, пылкая похвала Ролана-Мануэля во время Первой мировой войны, а также более поздние свидетельства таких выдающихся музыкантов, как Шарль Кехлин , Дариус Мийо , Жорж Орик и Альфред Корто , привели биографа Сати Ролло Х. Майерса к выводу, что к годам Второй мировой войны казалось, существовал «консенсус во мнении», что Сарабанды предвосхитили некоторые гармонические процессы современной французской музыки. [ 48 ]

Альдо Чикколини (дважды для EMI, 1968 и 1988), Фрэнк Глейзер (Vox, 1968), Жан-Жоэль Барбье (Universal Classics France, 1971), Рейнберт де Леу (Harlekijn, 1975, переиздан Philips, 1980), Франс Клидат ( Форлане, 1984), Жан-Пьер Арменго (Circé, 1990), Клара Коерменди (Наксос, 1993), Боян Горишек (Классика аудиофилов, 1994), Олоф Хойер (Шведское общество Discofil, 1996), Паскаль Роже (Декка, 2000), Жан-Ив Тибоде (Decca, 2003), Штеффен Шлейермахер (MDG, 2003), Кристина Арианьо (Brilliant Classics, 2006), Хокон Аустбё (Brilliant Classics, 2006), Чисако Окано (Bella Musica, 2014).

Примечания и ссылки

[ редактировать ]
  1. Это половина портрета Дебутена «до и после». На другой половине Сати изображен в образе бородатого и длинноволосого представителя богемы, которым он был в 1893 году.
  2. ^ Ролло Х. Майерс, «Эрик Сати», Dover Publications, Inc., Нью-Йорк, 1968, стр. 19. Первоначально опубликовано в 1948 году издательством Denis Dobson Ltd., Лондон.
  3. ^ Александра Карпентера Allmusic Цитируется в обзоре «Эрик Сати / Сарабанды» (3) для фортепиано.
  4. ^ Роберт Орледж, «Сати вспомнила», Фабер и Фабер, Лондон, 1995, с. 17.
  5. ^ Фрэнк Нортен Мэгилл, «Словарь мировой биографии: 20-й век, ОЗ», Routledge, 1999, стр. 3331.
  6. ^ Майерс, «Эрик Сати», Dover Publications, Inc., Нью-Йорк, 1968, стр. 18.
  7. ^ Аррас Путеводитель по туризму по Франции: Цитадель Арраса
  8. ^ Орнелла Вольта (редактор), «Сати, увиденная в его письмах», Marion Boyars Publishers, Лондон, 1989, стр. 22-23.
  9. ^ Роберт Орледж, «Сати вспомнила», Faber and Faber Limited, 1995, стр. XXIII.
  10. ^ Пьер-Даниэль Темплие, «Эрик Сати», MIT Press, 1969, стр. 11. Перевод оригинального французского издания, опубликованного Ридером, Париж, 1932 г.
  11. Честно говоря, Шабрие, вероятно, думал о более насущных проблемах. «Король злого Луи» был представлен всего три раза в Зале Фавар Оперы-Комик в период с 18 по 23 мая 1887 года. Его показ был прерван 25 мая из-за катастрофического пожара, уничтожившего Зал Фавар, унесшего жизни 84 человек. Учитывая обстоятельства, неспособность Шабрие ответить неизвестному фанату (Сати) понятна. См. New York Times , «Парижский театр в огне», 26 мая 1887 г., по адресу https://www.nytimes.com/1887/05/26/archives/a-paris-theatre-on-fire-the-opera. -comique-burned-and-sixty-lives.html
  12. ^ Тамплиер, «Эрик Сати», с. 11.
  13. не «Гимнопедии» будут завершены до апреля 1888 года. См. Орледж, «Вспомнила Сати», стр. XXIII.
  14. ^ Мэри Э. Дэвис, «Эрик Сати», Reaktion Books, 2007, стр. 27.
  15. ^ 3 Сарабанды (Сати, Эрик) : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
  16. В оригинальной рукописи № 1 был посвящен Конраду Сати, брату композитора, а № 2 — Артуру Додементу, другу-музыканту со времен Сати в Консерватории. Они были удалены перед публикацией « Сарабанд» в 1911 году, когда № 2 был повторно посвящен Морису Равелю, который впервые исполнил эту пьесу публично. См. Орледж, «Композитор Сати», с. 270.
  17. ^ Мэри Э. Дэвис, «Эрик Сати», Reaktion Books, 2007, стр. 25-27.
  18. Роберт Орледж, Музыкальная и личная логика Сати , стенограмма лекции в Грешем-колледже, 16 апреля 2010 г.
  19. Джозеф Смит, примечания к «Первой сарабанде Эрика Сати», 2012, на сайте
  20. ^ Морис Равель, «Современная музыка», Брошюра Института Райса, Исследования Университета Райса, 15, вып. 2 (1928). Стенограмма лекции, которую Равель прочитал в Институте Райса (ныне Университет Райса), Хьюстон, Техас, 7 апреля 1928 года.
  21. ^ Майерс, «Эрик Сати», с. 68.
  22. ^ Тамплиер, «Эрик Сати», с. 76.
  23. ^ Роберт Орледж, «Композитор Сати», Cambridge University Press, 1990, стр. 34.
  24. Примечания Олофа Хёйера к «Эрику Сати: Полное собрание фортепианной музыки, том 1», стр. 15–17, Дискофил Шведского общества, 1996.
  25. ^ Смит, примечания к «Первой сарабанде Эрика Сати». См. примечание 18.
  26. ^ Орледж, «Композитор Сати», с. 36.
  27. ^ Цитируется по Орледжу, «Композитор Сати», с. 208.
  28. ^ Статья Britannica.com о Сарабанде.
  29. В одноактной комедии Сервантеса La cueva de Salamanca («Пещера Саламанки») , впервые опубликованной в 1615 году. Сервантес, Мигель де (17 ноября 2013 г.). Мигель де Сервантес, Полное собрание сочинений Мигеля де Сервантеса Delphi (Delphi Classics, 17 ноября 2013 г.) . ISBN  9781909496897 .
  30. ^ Хойер, примечания к «Эрик Сати: Полное собрание фортепианной музыки, Том 5», с. 23.
  31. ^ В произведении Le Tango . Фраза «танец дьявола» принадлежит Сати. См. Хёйер, примечания к «Эрик Сати: Полное собрание фортепианной музыки, Том 5», с. 23.
  32. ^ Патрик Гауэрс и Найджел Уилкинс, «Эрик Сати», «Новая роща: французские мастера двадцатого века», Macmillan Publishers Limited, Лондон, 1986, стр. 140. Перепечатано из «Словаря музыки и музыкантов Нью-Гроув», издание 1980 года.
  33. ^ Джозеф Смит, примечания к «Первой сарабанде Эрика Сати».
  34. ^ Фрэнсис Пуленк, «Фортепианная музыка Эрика Сати», La Revue Musicale , № 214, июнь 1952 г., стр. 23-26. Перепечатано Николасом Саутоном, «Фрэнсис Пуленк: статьи и интервью: заметки от сердца», Ashgate Publishing, Ltd., 2014 г.
  35. ^ Орледж, «Композитор Сати», с. 40.
  36. ^ Дэвис, «Эрик Сати», с. 36.
  37. ^ Конрад Сати, «Эрик Сати», Le coeur, июнь 1895 г., стр. 2-3. Цитируется по Роберту Орледжу, «Сати вспомнила», Фабер и Фабер, Лондон, 1995, стр. 49–50.
  38. ^ Мишель-Димитри Кальвокоресси, «Эрик Сати. Несколько воспоминаний и замечаний», The Monthly Musical Record , 55, 1 января 1925 г., стр. 6-7. Цитируется по Орледжу, «Сати вспомнила», стр. 148–149.
  39. ^ Цитируется по Дэвису, «Эрик Сати», стр. 81–82.
  40. ^ Роджер Николс, «Равель», издательство Йельского университета, 2011, стр. 120.
  41. ^ Орледж, «Композитор Сати», стр. 251, 270.
  42. ^ Вольта, «Сати сквозь его письма», с. 27.
  43. ^ Дэвис, «Эрик Сати», стр. 81-82. Это был единственный раз, когда Дебюсси оркестровал музыку другого композитора.
  44. Эрик Сати, письмо Морису Равелю от 4 марта 1911 года. Цитируется в Вольте, «Сати, увиденная в его письмах», стр. 88-89.
  45. Эрик Сати, письмо Конраду Сати от 11 апреля 1911 г., цитируется в Орледже, «Сати Композитор», стр. 59.
  46. ^ Луи Лалой, «Найденная музыка», Librairie Plon, Париж, 1928, стр. 258-259.
  47. ^ Вольта, «Сати сквозь его письма», с. 130.
  48. ^ Майерс, «Эрик Сати», с. 19.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 182b829193e85e99067106bcd179a4d7__1697964780
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/18/d7/182b829193e85e99067106bcd179a4d7.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Sarabandes (Satie) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)