Вещи, видимые справа и слева (без очков)

Choses vues à droite et à gauche (sans lunettes) , обычно переводимая как «Вещи, видимые справа налево (без очков)» , — это сюита для скрипки и фортепиано Эрика Сати . Написанное в январе 1914 года и опубликованное в 1916 году, это единственное произведение, которое он написал для дуэта скрипки и фортепиано. [ 1 ] Обычное выступление длится около 5 минут.
Описание
[ редактировать ]Одна из нечастых экскурсий Сати в камерную музыку , Choses vues, возникла одновременно с основной частью его юмористических фортепианных сюит (1913–1914) и была задумана в том же духе. [ 2 ] Это было интерпретировано как пародия на академическое музыкальное образование, в частности на обучение в Schola Cantorum в Париже. [ 3 ] где композитор недавно закончил обучение (в 46 лет) у Винсента д'Инди .
Три коротких пьесы сюиты представляют собой сатирическое переосмысление музыкальных форм барокко , дополненное характерными забавными названиями Сати и направлениями исполнения.
1. Хоральный лицемер ( Hypocritical Chorale ) – соль мажор – Grave
У Сати было особое отношение к хоралу, этому «символу протестантского благочестия и музыкальной педагогики». [ 4 ] много использовал Бах . В своих композициях он ассоциировал это со скукой и конформизмом. [ 5 ] 10-тактовый «Хоральный лицемер» , сыгранный на приглушенных струнных, построен из резких самодостаточных фраз и вряд ли похож на певчую «мелодию», которую можно было бы ожидать от этого жанра. Почти болезненный диссонанс в середине (5-6 такты) отмечен в партитуре «с рукой на совести». В качестве постскриптума Сати добавил заявление, призванное позлить своих критиков: «Мои хоралы равны хоралам Баха, с той лишь разницей: их не так много, и они менее претенциозны». [ 6 ]
2. Нащупывающая фуга – быстро До мажор – Не
Повторяющаяся детская тема создает тему для свободно сплетенной фуги, начатой фортепиано «с глупой, но удобной наивностью». Он отклоняется от темы, которая, согласно аннотациям Сати, должна вызывать «нежность и фатальность» и «сухие и далекие кости». Партитура побуждает обоих игроков взяться за грандиозное финальное повторение темы «с большой головой».
3. Muscular Fantasy До – Немного мажор – оживленно
Это игриво-ироничное произведение бурлеска демонстрирует виртуозность скрипки, но, тем не менее, требует от исполнителя немалого мастерства. [ 7 ] Он представляет собой часто диссонирующие наборы струнных техник ( гармоники , пиццикато , трели , глиссандо ), кульминацией которых является каденция , которую исполнителю рекомендуется начинать «с энтузиазмом» и заканчивать «очень робко и холодно». Сюита затихает на разочаровывающем пианиссимо .

Если оставить в стороне юмор, Сати усердно старался переосмыслить эти старые музыкальные формы в современных терминах, гармонически и структурно. Он отверг первую законченную часть, безымянный хорал из 31 такта соль мажор, и экспериментировал с несколькими предметами фуги (включая цитату из народной песни Au clair de la lune ) для Fugue à tâtons . [ 8 ] [ 9 ] В своем анализе композиторских методов Сати Роберт Орледж отметил, «насколько обычными были его первые мысли». [ 10 ] и это, безусловно, относится к Choses vues . Оригинальный заказ Сати на пьесы — Фантазия , Хорал , Фуга. [ 11 ] - придало бы сюите традиционный рисунок «быстро-медленно-быстро», с каденцией, появляющейся в первой части в духе традиционного концерта , и кодой фуги , обеспечивающей убедительное завершение. В конце концов Сати перепутала эту сцену и, сделав « Фантазию» финалом, оставила большую часть музыкальных шуток сюиты напоследок.
Исполнение песен Choses , как и остальных композиций Сати 1914 года, было отложено из-за начала Первой мировой войны в июле. Сати посвятила ее скрипачу Марселю Шайе (1881–1936), который вместе с пианистом Рикардо Виньесом дал премьеру в школе Люсьена де Флагни в Париже 2 апреля 1916 года. Руар, Леролл и Си опубликовали партитуру позже в том же году.
Неиспользованный хорал соль мажор был обнаружен Робертом Орледжем и впервые исполнен им со скрипачкой Хелен Сандерсон в Эксетерском университете 29 мая 1987 года. [ 12 ] Он был опубликован под названием Autre choral в новой исполнительской версии Choses vues под редакцией Орледжа в 1995 году.
Записи
[ редактировать ]Известные записи включают записи скрипача Яна Паскаля Тортелье с пианистом Альдо Чикколини (Angel, 1971 и несколько переизданий EMI), Милларда Тейлора с Фрэнком Глейзером (Candide, 1972, переизданный Vox 1994 и X5 Music Group 2008), Гидона Кремера с Еленой Кремер ( Philips, 1980), Кейко Мизуно с Юдзи Такахаси (Denon, 1985), Томаз Лоренц с Бояном Горисеком (Intermusic, 1995), Шанталь Жюйе с Паскалем Роже (Decca, 2000) и Изабель Фауст с Александром Таро (Harmonia Mundi, 2009, переиздан в 2014 году).
Примечания и ссылки
[ редактировать ]- ↑ В марте 1917 года Сати планировала написать пьесу для скрипки и фортепиано « L'embarquement pour Cythère » для скрипачки Элен Журдан-Моранж , но отказалась от нее после нескольких набросков. Они были завершены Робертом Орледжем и опубликованы в 1995 году (Салаберт). Видеть http://data.bnf.fr/14793709/erik_satie_embarquement_pour_cythere/
- ↑ Роберт Орледж заметил, что заключительная Fantaisie musculaire приобрела свое название и «ложно-виртуозную концепцию» еще до того, как Сати написала заметку о ее окончательной версии. См. Роберт Орледж, «Композитор Сати», издательство Кембриджского университета, 1990, с. 100.
- ^ Джейн Ф. Фулчер, «Французская культурная политика и музыка: от дела Дрейфуса до Первой мировой войны», Oxford University Press, 1998, стр. 203.
- ^ Мэри Э. Дэвис, «Эрик Сати», Reaktion Books, 2007, стр. 98.
- ↑ Сати ясно выразил это отношение в своем вступительном слове « Неаппетитный хорал» к «Спорт и дивертисменты» (1914), который, как он утверждал, содержал «все, что я знаю о скуке» и посвящен «тем, кому я не нравлюсь». См. Ролло Х. Майерс, «Эрик Сати», Dover Publications, Inc., Нью-Йорк, 1968, с. 87. Первоначально опубликовано в 1948 году издательством Denis Dobson Ltd., Лондон.
- ^ Все внемузыкальные тексты Сати, цитируемые в этой статье, представляют собой английские переводы оригинальной партитуры 1916 года, доступной по адресу http://imslp.org/wiki/Choses_vues_%C3%A0_droite_et_%C3%A0_gauche_(Satie,_Erik) . См. также Ролло Х. Майерс, «Эрик Сати», с. 93.
- ↑ Уильям Томас Уокер, обзор сольного выступления Гидона Кремера Choses vues в Page Auditorium, Университет Дьюка, Дарем, Северная Каролина, 28 февраля 2003 г. http://cvnc.org/reviews/2003/february/KremerCole.html
- ^ Орледж, «Композитор Сати», с. 96.
- ↑ Сати процитирует Au clair de la lune в своей следующей работе «Спорт и развлечения» (в пьесе «Флирт »). См. Орледж, «Композитор Сати», с. 202.
- ^ Орледж, «Композитор Сати», с. 77.
- ^ Орледж, «Композитор Сати», с. 302.
- ^ Орледж, «Композитор Сати», с. 303.