Рикардо Виньес

Рикардо Виньес и Рода (англ. Испанское произношение: [riˈkaɾðo ˈβiɲes] , каталанское : Ricard Viñes i Roda , Каталонское произношение: [riˈkaɾd ˈbiɲəs] ; 5 февраля 1875 — 29 апреля 1943) — испанский пианист. Он дал премьеры произведений Равеля , Дебюсси , Сати , Фальи и Альбениса . Он был учителем игры на фортепиано у композитора Франсиса Пуленка и пианистов Марселя Мейера , Хоакина Нин-Калмелла и Лео-Поля Морена .
Жизнь и карьера
[ редактировать ]Виньес родился в Лериде , Испания . Он изучал игру на фортепиано в Парижской консерватории у Шарля-Вильфрида де Берио , а также композицию и гармонию у Бенжамена Годара и Альберта Лавиньяка . [ 1 ]
В 1895 году Виньес дебютировал в зале Плейель в Париже. С 1900 года он сделал международную карьеру, гастролируя по России, Европе и Южной Америке. С 1930 по 1936 год он жил в Аргентине, а в 1936 году вернулся в Париж, где продолжал играть до последнего года своей жизни. [ 1 ]
По словам Чарльза Тимбрелла и Эсперансы Беррокаль в Словаре музыки и музыкантов Grove , клавишная техника Виньеса была великолепной, а его репертуар обширным. Помимо признанной классики, он отстаивал новые произведения многих композиторов, близким другом которых был. Среди них были Равель , Дебюсси , Сати , Фалья , Гранадос , Альбенис и Деодат де Северак . [ 1 ] Он также был сторонником русской музыки и познакомил Францию с произведениями Мусоргского ( «Картинки с выставки» ), Балакирева ( «Исламей» ) и Прокофьева ( «Сарказмы» ). Гроув перечисляет среди многих посвященных ему работ «Трусливые писания Дебюсси » Равеля, «Пуассон д’Ор» Фальи и «Ночи в Испании» . [ н 1 ]
Виньес написал небольшое количество произведений, наиболее известными из которых являются два «Посвящения» Севераку и Сати. Он также написал несколько статей, в основном об испанской музыке, а его дневники часто цитируются биографами его современников-музыкантов. Среди его учеников по игре на фортепиано были Марсель Мейер , Хоакин Нин-Кульмелл , Лео-Поль Морен и Франсис Пуленк . [ 1 ] Позже Пуленк сказал о своем учителе:
Я безумно восхищался им, потому что в это время, в 1914 году, он был единственным виртуозом, игравшим Дебюсси и Равеля. Та встреча с Виньесом имела главное значение в моей жизни: я всем обязан ему. … На самом деле именно Виньесу я обязан своими начинающими усилиями в музыке и всем, что знаю о фортепиано. [ 3 ] Виньес был восхитительным персонажем, какой-то странный Идальго с огромными усами, коричневым сомбреро в истинно барселонском стиле и ботинками на пуговицах, которыми он бил меня по голеням, когда я неуклюже крутил педали. Никто не мог лучше Виньеса научить искусству использования педалей, важнейшей особенности современной фортепианной музыки. Ему каким-то образом удалось извлечь ясность именно из неясностей педалей. Его стаккато игра была столь же примечательна. Марсель Мейер, его самая блестящая ученица, заявила, что даже Петрушка ему показался легким. [ 4 ]
Ежегодный Международный конкурс пианистов «Рикар Виньес» проводится с 1995 года в его родном городе Лерида. Городской совет назвал одну из самых популярных площадей города «Plaça Ricard Vinyes», а Llotja de Lleida в его честь также назван главный зал театра и конгресс-центра (открыт в 2010 году).
Виньес умер в Барселоне в возрасте 68 лет. Он не был женат.
Дискография
[ редактировать ]Сообщается, что Виньес сильно не любил процесс записи, но, тем не менее, оставил 25 записей, датированных 1930-ми годами. [ 5 ] По мнению Гроува , записанная игра демонстрирует «непринужденную виртуозность, очаровательную ритмичность и мерцающие педальные эффекты». [ 1 ]
Все записи, перечисленные ниже, были выпущены Marston Records в 2007 году как «Рикардо Виньес: Полные записи». Другие релизы перечислены под отдельными композициями.
- Исаак Альбенис
- Гранада (Серенада), Op.47 №1 (запись 1930 г.)
- Torre vermeja, Op.92 No.12 (запись 1930 г.)
- Опал (Жемчуг), «Рикардо Виньес и Франсис Планте», 1994 г.
- Orientale, Op.232 No.2 (запись 1930 г.)
- Опал (Жемчуг), «Рикардо Виньес и Франсис Планте», 1994 г.
- Сегидильяс, Op.232 №5 (запись 1930 г.)
- Опал (Жемчуг), «Рикардо Виньес и Франсис Планте», 1994 г.
- Испанская серенада, Op.181 (запись 22 июля 1936 г.)
- Опал (Жемчуг), «Рикардо Виньес и Франсис Планте», 1994 г.
- Танго ля минор, Op.164 No.2 (запись 22 июля 1936 г.)
- Опал (Жемчуг), «Рикардо Виньес и Франсис Планте», 1994 г.
- Педро Умберто Альенде
- Две чилийские мелодии (запись 22 июля 1936 г.)
- Опал (Жемчуг), «Рикардо Виньес и Франсис Планте», 1994 г.
- Две чилийские мелодии (запись 22 июля 1936 г.)
- Мануэль Бланкафорт
- L'Orgue du Carrousel (из Le Parc d'Amusements) (запись 1930 г.)
- Опал (Жемчуг), «Рикардо Виньес и Франсис Планте», 1994 г.
- Полька де l'Equilibriste (из Le Parc d'Amusements) (запись 1930 г.)
- Опал (Жемчуг), «Рикардо Виньес и Франсис Планте», 1994 г.
- L'Orgue du Carrousel (из Le Parc d'Amusements) (запись 1930 г.)
- Alexander Borodin
- Скерцо в Абе (запись 1930 г.)
- Опал (Жемчуг), «Рикардо Виньес и Франсис Планте», 1994 г.
- Скерцо в Абе (запись 1930 г.)
- Клод Дебюсси
- Вечер в Гранаде (Эстампы №2) (запись 1930 г.)
- Опал (Жемчуг), «Рикардо Виньес и Франсис Планте», 1994 г.
- Золотая рыбка (Изображения, Набор 2 № 3) (запись 1930 г.)
- Опал (Жемчуг), «Рикардо Виньес и Франсис Планте», 1994 г.
- Наксос, "AZ пианистов - Джонатана Саммерса", набор из 4 компакт-дисков, 2007 г.
- Ysaÿe Records, «Клод Дебюсси - Images Pour Piano», 2008 г.
- Посвящение Рамо (Изображения, Серия 1 № 2) (неполное; запись 1938 г.) [ 6 ]
- Arbiter Records, «Мастера французской фортепианной традиции», 2007 г.
- Этюд № 10 «Для противоположных звучностей» (неполный; запись 1938 г.) [ 6 ]
- Arbiter Records, «Мастера французской фортепианной традиции», 2007 г.
- Виньес говорит о Дебюсси (радиообращение на французском языке, посвященное 20-летию со дня смерти Дебюсси, 1938 г.) [ 7 ]
- Вечер в Гранаде (Эстампы №2) (запись 1930 г.)
- Мануэль де Фалья
- Танец террора (запись 1930 г.)
- Сказка о рыбаке (запись 1930 г.)
- Введение и ритуальный танец огня (запись 1930 г.)
- Глюк - Брамс
- Гавот ля ля (запись 1930 г.)
- Опал (Жемчуг), «Рикардо Виньес и Франсис Планте», 1994 г.
- Гавот ля ля (запись 1930 г.)
- Карлос Лопес-Бухардо
- Байлечито (запись 22 июля 1936 г.)
- Опал (Жемчуг), «Рикардо Виньес и Франсис Планте», 1994 г.
- Байлечито (запись 22 июля 1936 г.)
- Доменико Скарлатти
- Соната ре мажор, K.29 (L.461) (запись 1930 г.)
- Опал (Жемчуг), «Рикардо Виньес и Франсис Планте», 1994 г.
- Соната ре мажор, K.29 (L.461) (запись 1930 г.)
- Каэтано Трояни
- Милонга (запись 22 июля 1936 г.)
- Опал (Жемчуг), «Рикардо Виньес и Франсис Планте», 1994 г.
- Милонга (запись 22 июля 1936 г.)
- Хоакин Турина
- Мирамар (из «Песен Испании») (запись 1930 г.)
- Опал (Жемчуг), «Рикардо Виньес и Франсис Планте», 1994 г.
- В садах Мурсии (запись 1930 г.)
- Опал (Жемчуг), «Рикардо Виньес и Франсис Планте», 1994 г.
- Мирамар (из «Песен Испании») (запись 1930 г.)
Примечания и ссылки
[ редактировать ]- Примечания
- ↑ Хосе Кубилес был выбран солистом на премьере пьесы Фалья в Мадриде в 1916 году, но вскоре после этого Виньес исполнил ее на своем первом представлении за пределами Мадрида, в Сан-Себастьяне . [ 2 ]
- Ссылки
- ^ Jump up to: а б с д и Тимбрелл, Чарльз и Эсперанса Беррокаль. "Viñes, Ricardo" , Grove Music Online, Oxford University Press, получено 19 сентября 2014 г. (требуется подписка)
- ^ Классика из слоновой кости
- ^ Цитируется по Шмидту, с. 20
- ^ Ад, стр. 3–4; и Пуленк, стр. 37.
- ↑ Примечания к вкладышу Марстона . Архивировано 24 мая 2010 года в Wayback Machine , получено 17 июня 2010 года.
- ^ Jump up to: а б В релизе Marston говорится, что дата записи неизвестна, а в релизе Arbiter указано, что он был записан в 1938 году.
- ↑ Английский перевод. Архивировано 28 июля 2011 года на Wayback Machine , получено 17 июня 2010 года.
- Источники
- Черт, Анри (1959). Франсис Пуленк . Нью-Йорк: Гроув Пресс. OCLC 1268174 .
- Пуленк, Франциск (1978). Одель, Стефан (ред.). Мои друзья и я . Перевод Хардинга, Джеймса. Лондон: Деннис Добсон. ISBN 0234772514 .
- Шмидт, Карл (2001). Чарующая муза: документированная биография Фрэнсиса Пуленка . Хиллсдейл, Нью-Йорк: Pendragon Press. ISBN 1576470261 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Бесплатные партитуры Рикардо Виньеса в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)