Исламей
Исламей: Восточная фантазия ( русский : Исламей: Восточная фантазия ) — сочинение для фортепиано русского композитора Милия Балакирева , написанное в 1869 году. Гарольд К. Шонберг отметил, что Исламей «одно время… считался самым трудным из всех фортепианных произведений и является все еще один из хулиганов». [ 1 ] Его сложность привела к созданию многочисленных оссий (альтернативных отрывков) и сделала его популярным как виртуозное произведение.
Состав
[ редактировать ]Балакирев, убежденный националист, чья музыка была создана под влиянием русских традиций, вдохновился на написание произведения после поездки на Кавказ , как он рассказывает в письме:
...величественная красота тамошней пышной природы и гармонирующая с ней красота жителей – все это вместе произвело на меня глубокое впечатление... Поскольку я заинтересовался тамошней вокальной музыкой, я познакомился с одним Черкесский князь, который часто приходил ко мне и играл народные мелодии на своем инструменте, что-то вроде скрипки. Одна из них, под названием «Исламей», танцевальная мелодия, мне чрезвычайно понравилась, и, имея в виду произведение, которое я задумал на «Тамару», я начал аранжировать ее для фортепиано. Вторую тему мне сообщил в Москве армянский актер, приехавший из Крыма и , как он меня заверил, хорошо известный среди крымских татар . (Письмо Эдуарду Рейсу (1851–1911), 1892 г.)
Произведение было написано в течение одного месяца в 1869 году, что резко контрастирует с обычной привычкой Балакирева иногда тратить годы на завершение произведения. В партитуре он отметил, что начал работу 21 сентября в Москве, а завершил ее 13-25 сентября в Санкт-Петербурге. Балакирев переработал произведение в 1902 году. [ 2 ] Он разделен на три отдельные части: начало ( Allegro agitato ), которое представляет основную тему, середину ( Tranquillo – Andantino espressivo ), которая представляет совершенно новую тему (обе описаны в цитате выше), и третью ( Allegro vivo). — Presto Furioso ), возвращающий к основной теме.
Сложность
[ редактировать ]Во многих существующих изданиях есть множество альтернативных отрывков ( оссиас ) – большинство из них проще, некоторые сложнее. Эта техническая сложность сделала его фаворитом таких виртуозов , как Николай Рубинштейн (который представил пьесу), Ференц Лист , а также в истории Симон Барере , Юлиус Катчен , Дьердь Циффра , Борис Березовский , Михаил Плетнев , Иво Погорелич и Ланг Ланг . Балакирев, считавшийся в свое время пианистом-виртуозом, однажды признался, что в произведении были отрывки, с которыми он «не справился». Кроме того, Александр Скрябин серьезно повредил правую руку, фанатично отрабатывая пьесу под «Воспоминания о Дон Жуане» Листа , хотя травма со временем зажила. [ 3 ]
Наследие и влияния
[ редактировать ]Исламей оказал длительное влияние на сольную фортепианную музыку; Равель как-то заметил другу, что его цель при написании «Гаспара де ла Нюи» состояла в том, чтобы сочинить пьесу, которая была бы «сложнее, чем «Исламей» Балакирева». Это оказался «Скарбо » , третья пьеса в сюите. Александр Бородин включил цитаты из произведения в свою оперу «Князь Игорь» , а Николай Римский-Корсаков сделал то же самое в «Шехерезаду» . Произведение дважды аранжировалось для оркестра : Альфредо Казеллой незадолго до смерти Балакирева и Сергеем Ляпуновым . Юджин Орманди и Филадельфийский оркестр записали оркестровку Казеллы в стерео 26 февраля 1961 года для Columbia Records . [ 4 ]
Последние музыковедческие работы показали, что мелодии, сохраненные Балакиревым в этом произведении, до сих пор присутствуют в народной музыке бывшего СССР. Например, первой темой оказалась разновидность лезгинки из Кабардино -Балкарии , заметно отличающаяся от произведения Балакирева своим тактовым размером . Было продемонстрировано, что вторая тема имеет свое происхождение от Балакирева, а именно от татарской любовной песни. Сам Балакирев указал в партитуре, что коду следует играть аналогично русскому тропаку , опять-таки традиционному русскому напеву.
Записи
[ редактировать ]Среди известных записей: Саймон Барере (1947, апрель), Владимир Горовиц (1950, Sony/BMG), Эмиль Гилельс (1951, DOREMI), Юлиус Катчен (1958, Decca), Дьёрдь Чиффра (1957 и 1970, EMI), Борис Березовский. (1996, Тельдец) и Михаил Плетнев (2000, ДГ).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Гарольд К. Шонберг (15 марта 1976 г.). «Музыка: Легендарный пианист (опубликовано в 1976 году)» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 2 января 2022 г.
«Исламей» Балакирева [была] одно время… считалась самой сложной из всех фортепианных пьес и до сих пор остается одной из самых сложных.
- ^ «Балакирев, Милий Алексеевич» Стюарта Кэмбелла, Grove Music Online (требуется подписка)
- ^ Скоулз, Перси (1969) [1924]. Крючки: несколько коротких музыкальных нот . Фрипорт, Нью-Йорк: Книги для библиотек Press. п. 141. ИСБН 978-0-7222-5836-1 . OCLC 855415 . ISBN соответствует выпуску за январь 2001 г.
- ^ «Оркестровый» . Архивировано из оригинала 06.11.2018 . Проверено 2 марта 2012 г.
Источники
[ редактировать ]- Предисловие: Исламей: Восточная фантазия. КФ Питерс
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Исламей: восточная фантазия : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур