Сергей Ляпунов
Сергей Ляпунов | |
---|---|
![]() | |
Справочная информация | |
Рожденный | Ярославль | 30 ноября 1859 г.
Умер | 8 ноября 1924 г. Париж | ( 64 года
Жанры | Классический |
Род занятий | Композитор , пианист, дирижёр |
Инструмент(ы) | Фортепиано |
Сергей Михайлович Ляпунов (или Ляпунов ; русский : Сергей Михайлович Ляпунов , Русское произношение: [sʲɪrˈɡʲej mʲɪˈxajləvʲɪtɕ lʲɪpʊˈnof] ; 30 ноября [ OS 18 ноября] 1859 — 8 ноября 1924) — русский композитор , пианист и дирижёр.
Жизнь
[ редактировать ]Ляпунов родился в Ярославле в 1859 году. После смерти отца Михаила Ляпунова , когда ему было около восьми лет, Сергей, его мать и два его брата (одним из них был Александр Ляпунов , впоследствии крупный математик) переехали жить в Ярославль. более крупный город Нижний Новгород . Там он посещал гимназию вместе с классами вновь образованного местного отделения Русского музыкального общества. По рекомендации Николая Рубинштейна , директора Московской консерватории , он поступил в это учреждение в 1878 году. Его основными учителями были Карл Клиндворт (фортепиано; бывший ученик Ференца Листа ) и Сергей Танеев (композиция; бывший ученик Петра Ильича Чайковского и его преемника в консерватории).
Он окончил школу в 1883 году, его больше привлекли националистические элементы в музыке Новой русской школы, чем более космополитический подход Чайковского и Танеева. В 1885 году он отправился в Петербург искать Милия Балакирева , став самым важным членом новоявленного кружка Балакирева. Балакирев, который сам родился и вырос в Нижнем Новгороде, взял Ляпунова под свою опеку и курировал его ранние сочинения так же внимательно, как он это делал с членами своего кружка в 1860-е годы, ныне известного как «Пятерка» . Влияние Балакирева оставалось доминирующим в его творческой жизни. [1]

В 1893 году Императорское географическое общество поручило Ляпунову вместе с Балакиревым и Анатолием Лядовым собрать народные песни из областей Вологды , Вятки (ныне Киров) и Костромы . Они собрали около 300 песен, которые общество опубликовало в 1897 году. Ляпунов аранжировал 30 из этих песен для голоса и фортепиано и использовал аутентичные народные песни в нескольких своих сочинениях 1890-х годов. [1]

С 1904 года Ляпунов выступал как дирижер, поднимаясь по приглашению на трибуну в Берлине и Лейпциге в 1907 году. [2] Он также сделал успешную карьеру пианиста. Весной 1910 Ляпунов записал несколько собственных сочинений для воспроизводящего фортепиано «Вельте-миньон» (соч. 11, №№ 1, 5, 12; соч. 35). Ляпунов совершил несколько турне по Западной Европе, в том числе по Германии и Австрии в 1910–1911 годах.
Он сменил Николая Римского-Корсакова на посту помощника музыкального директора Императорской капеллы, стал директором Бесплатного музыкального училища, затем его руководителем, а в 1911 году — профессором Петербургской консерватории. После революции эмигрировал в в Париже в 1923 году и руководил музыкальной школой для русских эмигрантов, но в следующем году умер от сердечного приступа. В течение многих лет официальная советская версия заключалась в том, что Ляпунов умер во время концертного тура по Парижу, причем его добровольное изгнание не признавалось. [3]
Ляпунова больше всего помнят благодаря его «Двум этюдам трансцендентного исполнения» . Этот набор завершил цикл из 24 мажорных и минорных тональностей , который Ференц Лист начал со своих собственных «Трансцендентальных этюдов», но оставил незавершенным. [4] Памяти Ференца Листа не только был посвящен весь комплекс этюдов Ляпунова, но и финальный этюд получил конкретное название «Элегия в памяти Франсуа Листа» . В Великобритании пианист Эдвард Митчелл был одним из первых сторонников, впервые исполнив и транслировав этюды Douze в 1927 году. [5] Луи Кентнер сделал премьерную запись в 1949 году. [6]
Работает
[ редактировать ]
Работает с номерами опусов
[ редактировать ]- Оп. 1 – Три пьесы
- «Этюд» ре ♭ мажор
- «Интермеццо» ми ♭ минор
- «Вальс» ля ♭ мажор
- Оп. 2 - Баллада (оркестр; 1883; также в переложении для 2-х фортепиано)
- Соч. 3 – Вечерняя задумчивость си минор.
- Оп. 4 - Концерт для фортепиано с оркестром № 1 ми ♭ минор (1890)
- Оп. 5 - Экспромт ля ♭ мажор
- Оп. 6 - Семь прелюдий (1896)
- Аллегро рисолюто си ♭ мажор
- Vivace соль ♭ мажор
- Ленто ми ♭ минор
- Игровое аллегро си мажор
- Allegro grazioso ля ♭ мажор
- Андантино моссо фа минор
- Очень оживленно ре ♭ мажор.
- Оп. 7 – Торжественная увертюра на русские темы (1886)
- Оп. 8 - Ноктюрн ре ♭ мажор
- На. 9 – Две мазурки (1898)
- На. 10 – 30 русских народных песен
- Оп. 11 – 12 трансцендентальных этюдов (посвященных Ференцу Листу )
- «Berceuse» («Колыбельная») фа ♯ мажор
- «Ronde des Fantômes» («Танец привидений») ре ♯ минор.
- «Карильон» («Колокола») си мажор.
- «Терек» («Река Терек ») соль ♯ минор.
- «Nuit d'été» («Летняя ночь») ми мажор.
- «Tempête» («Буря») до ♯ минор.
- «Идиллия» ля мажор
- «Chant épique» («Эпическая песня») фа ♯ минор.
- «Harpes éoliennes» (« Эолова арфа ») ре мажор.
- « Лесгинка » си минор.
- «Ronde des sylphes» («Танец сильф») соль мажор.
- «Элегия памяти Франсуа Листа» («Элегия памяти Листа») ми минор
- Оп. 12 - Симфония № 1 си минор (1887) [7] [8]
- На. 13 – 35 русских народных песен (1897)
- Оп. 14 – Четыре песни
- Оп. 15 – Русские песни (1900)
- Оп. 16 - Полонез для Большого оркестра ре мажор (1902) [позже в аранжировке (возможно, не композитором?) для фортепиано соло, фортепиано 4h и 2pf 8h]
- На. 17 – Мазурка №1. 3
- На. 18 – Новелетка
- На. 19 – Мазурка №. 4
- Оп. 20 - Задумчивый вальс ре ♭ мажор
- На. 21 – Мазурка №. 5
- Соч. 22 - Песня сумерек.
- Оп. 23 - Вальс-экспромт № 1 ре мажор
- На. 24 – Мазурка №. 6
- На. 25 – Тарантелла
- Оп. 26 - Chant d'automne («Осенняя песня»)
- Оп. 27 - Соната для фортепиано фа минор
- Оп. 28 - Рапсодия на украинские темы для фортепиано с оркестром (1907)
- На. 29 - Вальс-экспромт №. 2 соль ♭ мажор
- Оп. 30 – Четыре песни
- На. 31 – Мазурка №. 7
- Оп. 32 – Четыре песни
- Оп. 33 – Две фортепианные пьесы из Глинки оперы « Руслан и Людмила».
- «Колыбельная фей»
- «Бой и смерть Черномора»
- Оп. 34 – Юмореска
- Соч. 35 - Развлечения
- ""Лу-гару"
- «Стервятник: детская игра»
- «Детский тур»
- «Колен-Майяр»
- «Детская песенка»
- «Гоночная игра»
- На. 36 – Мазурка №. 8
- Оп. 37 — Желазова Вола , симфоническая поэма памяти Шопена (кириллица, Желазова Вола ; отсылка к месту рождения Шопена Желязова Воля )
- Оп. 38 - Концерт для фортепиано с оркестром № 2 ми мажор (1909)
- Оп. 39 – Три песни
- Оп. 40 – Три пьесы средней сложности.
- «Прелюдия» ре ♭ мажор
- «Элегия» фа ♯ минор
- «Юмореска» фа мажор
- Соч. 41 - Рождественские гулянья.
- «Рождественская ночь»
- «Кортеж волхвов»
- «Рождественские гимны»
- «Рождественская песнь»
- Оп. 42 – Три песни (1910–11).
- Оп. 43 – Семь песен (1911)
- Оп. 44 – Три песни (1911)
- На. 45 – Скерцо (1911)
- Оп. 46 - Баркарола соль ♯ минор
- Оп. 47 - Пять квартетов (мужские голоса)
- Оп. 48 – Пять квартетов (мужские голоса; 1912)
- Оп. 49 – Вариации на русскую тему (1912)
- Оп. 50 – Четыре песни (1912)
- Оп. 51 – Четыре песни (1912)
- Оп. 52 – Четыре песни (1912)
- Оп. 53 – Гашиш, восточная симфоническая поэма
- На. 54 – Пасторальная прелюдия (орган)
- Оп. 54b - Пасторальная прелюдия (аранжировка 2-х фортепиано) (если аранжировка автора, не подтверждена)
- Соч. 55 - Концертный полонез (ред. Йозефа Левина )
- Оп. 56 – Четыре песни (1913)
- Оп. 57 – Три пьесы (1913)
- Оп. 58 – Прелюдия и фуга (1913)
- Оп. 59 – Шесть простых пьес
- «Jeu de paume» («Игра в мяч»)
- «Berceuse d'un poupée» («Колыбельная для куклы»)
- «Sur une escarpolette» («На качелях»).
- «A cheval sur un bâton» («Езда на палке»).
- «История медсестры»
- «Ramage des enfants» («Детская болтовня»)
- Оп. 60 – Вариации на грузинскую тему
- Оп. 61 - Концерт для скрипки с оркестром (1915; переработка 1921 г.)
- Оп. 62 – Священные произведения (смешанный; 1915)
- Оп. 63 - Секстет для фортепиано, струнного квартета и контрабаса (1916 г., но утерян, переработанная версия 1921 г.)
- Оп. 64 - Псалом (редакция 1916 г., 1923 г.)
- Оп. 65 - Сонатина (1917)
- Оп. 66 - Симфония № 2 си ♭ минор (1917)
- Оп. 67 – (на этот номер не закреплено ни одной работы)
- Op. 68 – Vechernyaya pesn [Evening song], Cantata for Tenor, Chorus and Orchestra (1920)
- Оп. 69 – Четыре песни (1919)
- На. 70 - Вальс-экспромт №. 3 ми мажор
- Оп. 71 – Четыре песни (1919–1920).
Работает без номера опуса
[ редактировать ]- Gifts of the Terek (Дары Терека), Cantata for viola solo, chorus and orchestra (1883)
- 6 очень простых пьес (1918–1919)
- Токката и фуга (1920)
- Канон (1923)
- Джокер Аллегретто (1923)
- 2 прелюдии
- Фортепианная транскрипция «Канона Пахельбеля » ре мажор [9]
- Фортепианная транскрипция Глинки . «Камаринской»
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Нью-Гроув , 11:385.
- ^ Нью-Гроув , 11:386
- ^ Нью-Гроув , 11:385–386.
- ^ Hyperion Records, Лесли Ховард
- ↑ Radio Times , выпуск 183, 3 апреля 1927 г., стр. 10.
- ^ «Луи Кентнер играет Балакирева, Ляпунова и сонату Листа» APR6020
- ^ Эггеркинг, Вольфганг (2010). «Предисловие к партитуре Первой симфонии» . Musikproduktion Höflich (на немецком языке) . Проверено 2 октября 2020 г.
- ^ Спотифай. Ляпунов Симфония №1 / Фортепианный концерт №2, Симфонический оркестр BBC. https://open.spotify.com/album/29TvguakRdDCWbcYpOsf9t
- ^ «Пахельбель: Канон ре мажор (Аранжировка Ляпунова) ре мажор, – Ноты» .
Источники
[ редактировать ]- Гарден, Эдвард, Аннотации к Hyperion CDA 67326, Ляпунов: Концерты для фортепиано с оркестром 1 и 2; Рапсодия на украинские темы (Лондон: Hyperion Records Limited, 2002).
- ред. Стэнли Сэди, Словарь музыки и музыкантов New Grove , 20 томов. (Лондон: Макмиллан, 1980). ISBN 0-333-23111-2 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Бесплатные партитуры (на русском языке)
- Бесплатные партитуры Сергея Ляпунова в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)
- Ричард Битти Дэвис `Ляпунов `Красавица Беляева`. G Clef Publishing, Бедфорд, Великобритания, 2008 г. ISBN 978-1-905912-14-8
- рабочий список в Русском музыкальном архиве
- Биография Ляпунова, изображения, список записей и многое другое Райана Лэйна Уитни
- 1859 рождений
- 1924 смерти
- Композиторы-классики XIX века
- Классические пианисты XIX века
- Музыканты-мужчины XIX века
- Композиторы-классики XX века
- Классические пианисты 20 века
- Композиторы для фортепиано
- Похороны на Батиньольском кладбище
- Русские классические пианисты-мужчины
- Эмигранты из Российской империи во Францию
- Семья Ляпуновых
- Композиторы-романтики Российской империи.
- Пианисты Российской Империи.
- Классические композиторы Российской Империи.
- Музыкальные педагоги Российской империи.
- Люди из Ярославля
- Выпускники Московской консерватории.