Фортепианный секстет (Ляпунов)
Секстет си ♭ . минор , соч «63» — единственное произведение камерной музыки российского композитора Сергея Ляпунова . Она написана для довольно необычного ансамбля фортепиано, двух скрипок, альта, виолончели и контрабаса. Обычное выступление занимает 35–40 минут.
История композиции
[ редактировать ]Ляпунов работал над секстетом в январе—марте 1916 года, а первое исполнение состоялось 30 апреля. [ 1 ] в том же году на концерте в Петроградской консерватории с композитором, исполняющим партию фортепиано. [ 2 ] Это был один из важнейших концертов в карьере Ляпунова, во второй половине которого полный цикл его 12 «Трансцендентальных этюдов» . впервые в России был исполнен [ 3 ] Вскоре после этого черновик секстета был затерян композитором в своем загородном доме (все черновики и черновики были им по привычке уничтожены), уже после того, как произведение было напечатано. Однако в результате несчастного случая во время войны все печатные экземпляры были потеряны. Некоторые части доказательств сохранились. [ 4 ] и отдельные инструментальные голоса, с помощью которых композитор реконструировал секстет в полном виде в августе 1921 года. [ 5 ] [ 6 ]
Осенью 1923 года чистый экземпляр новой редакции был вывезен Ляпуновым в Париж вместе с рукописями других, неопубликованных к тому времени крупных сочинений: Симфонии № 2 , Скрипичного концерта и кантаты «Вечерняя песня» , как он намеревался их исполнить. Все эти бумаги были утеряны после его смерти (1924 г.), возможно, во время немецкой оккупации Парижа . Секстет был опубликован Циммерманом в первой половине 1920-х годов. Эта окончательная версия 1921 года теперь известна как вторая версия . [ 5 ] [ 6 ]
Секстет посвящен Зенаиде Шандаровской (урожденной фон Хеннингс), которая училась у Ляпунова в Санкт-Петербургской консерватории и была одной из его любимых учениц. Посвящение секстета стало подарком Шандаровской после окончания учебы. Ляпунов объединял своих учеников в группы по три человека, и двое однокурсников Шандаровской также получали по сочинению, посвященному каждому из них: Сонатина, соч. 65 был посвящен Надежде Голубовской , а Вальс-Экспромт № 3, соч. 70 Александрине Белаевой-Боколе (урожденной Бушен). [ 7 ]
Третья часть, «Ноктюрн» , основана на неопубликованном «Ноктюрне фа » мажор для фортепиано, сочиненном Ляпуновым в июле 1914 года. [ 5 ]
Структура
[ редактировать ]Секстет состоит из традиционных четырех частей.
- I. Аллегро маэстосо
- II. Шутить. Живой веселый
- III. Ноктюрн. Медленно, но не слишком сильно
- IV. Финал. Решительно веселый
Записи
[ редактировать ]- (запись 2003 г.) Ляпунов: Секстет; Гречанинов: Струнный квартет № 3 — Квартет Данте (Крыся Осостович, Мэтью Траскотт, Джудит Басбридж, Пьер Думенж) с Джоном Туэйтсом и Леоном Бошем — Даттон CDSA6880
- (запись 2016/17) Глинка, Чайковский, Ляпунов: Большой секстет — Фаберже-квинтет (Родриго Райхель, Хавьер де Фелипе Прието, Эрик Венбо Сюй, Свен Форсберг, Петер Шмидт) с Ульрикой Пайер — ES-DUR ES 2072
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Эту дату приводит Онегина, не уточняя, по юлианскому или по григорианскому календарю.
- ^ The other performers were: Пранг, Гитер, Резник, Аренштейн and Краснопольский.
- ^ Онегина О. В. Фортепианная музыка С. М. Ляпунова. Черты стиля : автореферат дисс. ... кандидата искусствоведения. СПб., 2010
- ^ Они до сих пор хранятся в Российской национальной библиотеке .
- ^ Jump up to: а б с Онегина О. В. С. М. Ляпунов. Секстет соч. 63 / Musicus, 2010 No. 1–2
- ^ Jump up to: а б Онегина О. В. О судьбе рукописей неопубликованных фортепианных сочинений С. М. Ляпунова
- ^ Сартакова Д. В фортепианном классе Ляпунова
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Фортепианный секстет, соч. 63 : Партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур.
- Онегина О. В. С. М. Ляпунов. Секстет соч. 63 / Musicus, 2010 No. 1–2. — Composition history and musical analysis of the Sextet