Воспоминания о Дон Жуане
«Воспоминания о Дон Жуане» (S. 418) — опера- фантазия для фортепиано Ференца Листа на темы из оперы Моцарта 1787 года «Дон Жуан» .
Описание
[ редактировать ]Пьеса начинается с музыки в исполнении Коммендаторе, как из сцены на кладбище, где он угрожает Дон Жуану (« Di rider finirai pria dell'aurora! Ribaldo audace! Lascia a' morti la pace! » — « Ваш смех не продлится даже до утра. Оставьте мертвых в покое! ») и из финала, где он приговаривает Дон Жуана к аду . Далее следует любовный дуэт Дон Жуана и Церлины (« Là ci Darem la mano »), а также две вариации на эту тему, затем расширенная фантазия на арию Шампанского (« Fin ch'han dal vino ») и, наконец, произведение заканчивается угрозой Коммендатора.
В отличие, пожалуй, от большинства оперных фантазий, написанных в девятнадцатом веке, парафраз Листа «Дон Жуан» представляет собой гораздо более строго контролируемое и значимое произведение. Там, где стандартная транскрипция оперы представляет собой просто сборник известных мелодий,
Лучшие из оперных фантазий [Листа...] представляют собой нечто гораздо большее: они сопоставляют различные части оперы таким образом, чтобы выявить новое значение, в то время как первоначальный драматический смысл отдельного номера и его места в опере никогда не раскрывается. вне поля зрения. [ 1 ]
Сложность
[ редактировать ]На протяжении всего произведения «Воспоминания» предъявляют пианисту множество продвинутых технических требований, в том числе пассажи в хроматических терциях , многочисленные десятые и примеры быстрых прыжков обеими руками почти на всю ширину клавиатуры, что, по словам Генриха Нейгауза , «за исключением Гинзбурга , наверное, никто, кроме пианолы, не играл без подтеков».
Оно чрезвычайно технически сложно и считается одним из самых сложных произведений Листа во всем репертуаре. По этой причине, а, возможно, также из-за своей продолжительности и драматической интенсивности, он не появляется в концертных программах так часто, как более легкие и популярные произведения Листа, такие как « Парафраз Риголетто» . Как говорит Ферруччо Бузони в предисловии к своему изданию произведения 1918 года, « Воспоминания» имеют «почти символическое значение как высшая точка пианизма». Лист написал произведение в 1841 году и опубликовал версию для двух фортепиано (S. 656) в 1877 году. Версия для двух фортепиано имеет структурное сходство с оригиналом.
Это было заключительное произведение выпускного концерта Горовица в Киевской консерватории; в конце все профессора встали, чтобы выразить свое одобрение. Горовиц, без колебаний заявив Бакхаусу, что самой сложной фортепианной пьесой, которую он когда-либо играл, были «Feux-follets» он без колебаний Листа , добавил, что «Воспоминания о Дон Жуане» тоже непростая пьеса. Горовиц использовал его в своих концертных программах, а также в Сонате Листа, которую в то время исполняли нечасто, в первые годы его пребывания в Европе. [ 2 ] .
Александр Скрябин повредил правую руку, переучивая это произведение и Балакирева » «Исламей , и написал похоронный марш своей Первой фортепианной сонаты в память о поврежденной руке.
Записи
[ редактировать ]Знаменитые записи « Воспоминания» включают записи Хорхе Боле , Эрла Уайлда , Тамаша Васари , Саймона Барера , Григория Гинзбурга , Луиса Кентнера , Чарльза Розена , Лесли Ховарда и Лео Сироты . Более поздние версии были записаны Марком-Андре Амленом , Валентиной Лисицей , Мэтью Кэмероном, Мин Квоном и Ланг Лангом .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Чарльз Розен, Романтическое поколение , с. 528.
- ^ Шенберг 1993 , с. [ нужна страница ] .
Источники
[ редактировать ]- Розен, Чарльз. 1995. Романтическое поколение . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-77933-4 .
- Шенберг, Гарольд К. (1993). Горовиц: Его жизнь и музыка . Пробный камень. ISBN 0-671-71223-3 . OCLC 1105485907 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Воспоминания о Дон Жуане : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур