Серые облака
Серые облака ( произносится [nɥaʒ ɡʁi] ; Французский , букв. Серые облака ), S.199 или Trübe Wolken — произведение для фортепиано соло, написанное Ференцем Листом 24 августа 1881 года. Это одно из самых экспериментальных произведений Листа, представляющее, по мнению Аллена Форте , «высшую точку в экспериментальном идиома относительно экспрессивной композиционной процедуры». [ 1 ]
Отойдя от своего раннего виртуозного стиля, Лист в последние годы своей жизни сделал несколько радикальных композиционных экспериментов, в том числе Nuages gris , Unstern S.208 и Bagatelle sans Tonalité S.216 . Однако только во второй половине двадцатого века значение поздних экспериментальных работ Листа стало осознаваться. Р. Ларри Тодд, например, отметил, что «возможно, Лист был первым композитором, который установил расширенное триаду как действительно независимую звучность, рассмотрел ее значение для современного лечения диссонанса и обдумал ее значение для будущего развития тональности. Достижения Листа в этих областях были значительны и в немалой степени подтверждают его положение, по выражению Бузони, как «хозяина свободы». [ 2 ] Такие ученые, как Хамфри Сирл , Золтан Харшаньи , Бенце Сабольчи , Лайош Бардос и Иштван Селени, внесли большой вклад во включение этих произведений в репертуар современных пианистов. [ 3 ]
Nuages Gris довольно короткий и технически простой. По словам Джима Самсона, «в этом небольшом произведении присутствуют наиболее отличительные черты позднего стиля Листа — отказ от традиционной каденциальной структуры, важность полутонального движения, использование расширенного трезвучия в качестве центральной гармонической единицы и параллелизма как центральной гармонической единицы». главное средство прогресса». [ 4 ] Гармонии основаны на расширенных трезвучиях, а мелодическая линия во многом отсылает к венгерской минорной гамме. Гармонии, сильно отличающиеся от тех, которые можно найти в его более ранних работах, придают произведению очень мрачное и почти болезненное ощущение. Леонард Ратнер прокомментировал: «Беспокойные, неразрешенные диссонансы Nuages gris — изолированные фигуры, чувство отчуждения — они имеют явное родство с несколько более поздним экспрессионизмом венских композиторов Малера и Шёнберга… [ Nuages gris ] — это музыкальный вожак, указывающий на то, что происходило и что будет происходить в европейской музыке: звук при помощи симметрии возьмет верх, гармония поглотится цветом и потеряет свою каденциальную функцию». [ 5 ]
Клод Дебюсси, вероятно, имел в виду Nuages gris , когда сочинял свои собственные Nuages . [ 6 ] Маурисио Кагель использовал серые облака в «Unguis incarnatus est» (1972). [ 7 ] в 1986 году Хайнц Холлигер переработал это произведение в «Две транскрипции Листа для оркестра» (совместно с Унштерном! ). [ 8 ] Шокирующая сцена в морге в Стэнли Кубрика последнем фильме «С широко закрытыми глазами» сопровождается Nuages gris .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Арнольд, Бен, изд., The List Companion, Greenwood Publishing Group, 2002, стр. 169.
- ^ Арнольд, Товарищ Листа, с. 140.
- ^ Арнольд, Товарищ Листа, с. 26.
- ^ Самсон, Джим, Музыка в переходный период , Нью-Йорк, 1977, стр. 17.
- ^ Арнольд, Товарищ Листа, с. 169.
- ^ Палмер, Кристофер, Импрессионизм в музыке , том 1973, часть 1, с. 58.
- ^ Декарсен, Фрэнсис. Листа 1985. « Серые облака Кагеля и Unguis Incarnatus Est : модель и ее проблема», перевод Джонатана Дансби . Музыкальный анализ 4, вып. 3: 259–6
- ^ Стефан Дрис, транскрипция против перерисовки. О творческой работе Хайнца Холлигера и Петера Ружички с поздними фортепианными произведениями Ференца Листа. В: New Magazine for Music , Шотт, Майнц, 04/2014, стр. 44.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Nuages Gris : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- Видеоклип на YouTube