Jump to content

Дон Санче

Дон Санче
Опера Ференца Листа
Композитор, ок. 1827 г.
Либреттист
Язык Французский
На основе рассказ Жан-Пьера Клариса де Флориана
Премьера
17 октября 1825 г. ( 17.10.1825 )

Дон Санче, или Замок любви (английский: Дон Санче, или Замок любви ), S.1 — одноактная опера, написанная в 1824–1825 годах Ференцем Листом в раннем подростковом возрасте, на французское либретто. Теулона Флориана и де Рансе по рассказу Жана-Пьера Клариса де . [ 1 ] В течение 30 лет он считался утерянным, пока не был вновь открыт в 1903 году. Первое современное представление состоялось в 1977 году, через 74 года после его повторного открытия.

Опера, по-видимому, была готова уже в сентябре 1824 года. Известно, что 20 июня 1825 года Лист представил увертюру на своем втором концерте в Бирмингеме. Вероятно, это увертюра из «Дона Санче» , поскольку другой увертюры этого периода не существует. Рукопись содержит множество отрывков, напоминающих стиль его учителя композиции Фердинандо Паера , который, по общему признанию, помогал Листу с оркестровкой. Лист получил за свою оперу всего 170 франков (примерно 2100 долларов в долларах 2016 года). Позже, в 1840-х годах, Лист попытался продолжить карьеру оперного композитора. Он планировал, делал наброски, но так и не завершил несколько других опер. Среди них произведение в итальянском стиле, известное как Сарданапале , из которого существует 111 страниц с эскизами. [ 2 ]

Премьера

[ редактировать ]

в зале Ле Пелетье Парижской оперы Премьера «Дон Санче» состоялась 17 октября 1825 года под управлением Родольфа Крейцера . На момент премьеры Листу не хватило нескольких дней до 14 лет. Лина Раманн , его биограф, писала: [ 3 ]

Наступило 17 октября (1825 г.), день, когда «Дон Санчо» [sic] должен был быть представлен публике. В Оперном театре собралась блестящая публика. Рудольф Крейцер был режиссером, благородный и знаменитый тенор, главную партию пел Адольф Нуррит; все сотрудники делали все возможное, чтобы обеспечить успех, и публика с возрастающим интересом следила за первым произведением молодого композитора. В заключение аплодисменты были безграничны; публика восторженно звала свою возлюбленную и Нуррита, певицу главной партии. Тогда последний, высокая и статная фигура, с переполненной любезностью взял на руки молодого композитора, еще маленького для своих четырнадцати лет, и понес его перед публикой, ликованию которой не было предела. Крейцер тоже подошел, приласкал и обнял его. Адам Лист был вне себя от радости. Слезы текли из его глаз, прием, который устроил «Дон Санчо» [sic], превзошел все ожидания! Франц, напротив, был только рад за отца; его манеры были серьезными, почти угрожающими; что Нурриту, несмотря на его трудности, пришлось вынести его перед публикой, как ребенка, грызущего его самое сокровенное сердце. Он также получил аплодисменты, предназначенные только для его юности, и вряд ли мог быть спокоен ни в отношении себя, ни в отношении ценности своей работы.

Отзывы были неоднозначными. В 1826 году «Альманах зрелищ» заявил, что «к этой работе следует относиться снисходительно». В ответ своему биографу на вопрос об увертюре к «Дону Санче» в 1880 году Лист ответил, что, если утраченная опера когда-нибудь выйдет на свет, ее не следует публиковать, «поскольку она была ничем, она стала ничем». Опера не получила одобрения, состоялось всего 4 представления. Опера не ставилась более 150 лет. [ 2 ]

повторное открытие

[ редактировать ]

Считалось, что рукопись погибла во время пожара в Зале Пелетье в 1873 году. [ 3 ] Однако в 1903 году ученый Жан Шантавуан нашел рукописную партитуру оперы в двух томах в библиотеке Дворца Гарнье. Партитура не переписана рукой Листа, содержит обширные репетиционные пометки и отрывки, напоминающие Паера, и все это побудило Эмиля Харасти , музыкального критика, заявить, что опера вовсе не была написана Листом, а была постановкой только Паера. Он не мог заставить себя поверить, что 13-летний мальчик мог создать такую ​​относительно безупречную работу. Однако Адам Лист раскрыл Карлу Черни так много подробностей о незавершенной опере своего сына, что подобные утверждения абсурдны. [ 2 ]

С момента открытия опера была поставлена ​​​​несколько раз. Первое современное представление состоялось 20 октября 1977 года в Университетском театре в Лондоне. [ 2 ] На сегодняшний день партитура оперы не опубликована, а лишь несколько микрофильмов рукописи находятся в обращении в различных библиотеках Европы и США. Оригинал партитуры находится в Библиотеке-музее Оперы в Париже. [ 4 ]

Роль Тип голоса Премьера актерского состава, 17 октября 1825 г.
(Дирижер: Родольф Крейцер )
Дон Санче тенор Адольф Нурри
Принцесса Эльзира сопрано или меццо-сопрано Кэролайн Грассари
Алидор баритон
Страница сопрано
Зелизе сопрано или меццо-сопрано
Леди сопрано
Рыцарь тенор

Краткое содержание

[ редактировать ]

Ночью полная луна очерчивает силуэт готического замка, Замка Любви.

В замке веселая компания слышит пригласительную пасторальную песню. Здесь сословие и чин не имеют значения, и песни крестьян и дворян вплетаются в хор влюбленных пар. рыцарь Дон Санче Прибывает , но паж преграждает ему путь у ворот, поскольку только пары могут войти в этот замок, где любовь является обязательным условием. Дон Санче рассказывает о том, что тяжело лежит на его сердце: он не может присоединиться к счастливым обитателям замка, потому что та, кого он любит, прекрасная принцесса Эльзира , жестока и не отвечает на его чувства. Легкий марш пажа и хора не сулят особой надежды отчаявшемуся рыцарю и дон Санче почти играет с мыслью о самоубийстве.

Появляется Алидор , хозяин замка. Он рассказывает, как построил свой замок как памятник любви, в благодарность судьбе за то, что она подарила ему много счастливых свиданий влюбленных. Алидор, который также является волшебником, видит будущее Эльзиры: девушка выберет себе в мужья королевского отпрыска. В доне Санче просыпаются ревность и желание бороться, и он поет гневным дуэтом с Алидором. Тем временем он узнает от Алидора, что принцесса направляется в Наварру. Волшебник обещает отвлечь Эльзиру от намеченного маршрута. Алидор остается один и, поскольку небо затягивается тучами, он отдает приказ духам вызвать бурю до того, как приблизится Эльзира со своей свитой.

Жители деревни боятся разрушительного шторма. Когда гром утих, Эльзира и Зелис, ее фрейлина, ищут убежища в Замке Любви, но их тоже останавливает паж. Он в песне рассказывает новичкам правила игры. Эльзире и Зелис выражают ужас по поводу строгого приказа. Ничего не поделаешь: Эльзира и ее свита не могут войти, хотя уже ночь и бушует буря. У пажа есть спасительная идея: он упоминает дона Санче как возможное средство проникновения в замок, поскольку юноша безумно любит принцессу. Но Эльзир и слышать об этом не хочет.

Буря снова начинает бушевать, паж уходит в замок, а разводной мост поднимается. Люди Эльзира ищут убежища в лесу. Зелис упрекает свою даму в ее холодности и гордыне и объясняет произошедшее местью любви. Рыцарь по имени Ромуальде приставает к принцессе Эльзире своей любовью, а также оказывается, что в Наварре Эльзира надеется встретить своего предполагаемого мужа. От Эльзиры мы узнаем, что именно этот неизвестный герой и будущий муж стал причиной ее отказа от дона Санче, хотя фигура героя пока появлялась принцессе только в снах. Зелис считает, что лучше было бы принять любовные услуги находящегося здесь дона Санче, тем более что ночь очень холодная. Появляется Дон Санче, но Эльзир остается твердым, как скала. Алидор появляется на террасе замка и вызывает своей палочкой кусок дерна. Уставшая принцесса ложится под лиственной беседкой и засыпает. В таком же мечтательном, убаюкивающем настроении дон Санче поет колыбельную своей любимой. Молодой человек также мечтает о том, чтобы его дама ответила на его любовь. [ 5 ]

Группа возвращается в секретные залы замка. Хор возвещает о приближении злого рыцаря Ромуальда, который, не теряя времени, просит руки принцессы, даже угрожая ей силой. Дон Санче не может этого терпеть, и два рыцаря обнажают мечи. Пока дон Санче борется за даму, которую так безнадежно любит, Эльзира охватывает раскаяние, и сочувствие к отважному рыцарю медленно пробуждает в ней любовь. Ее молитва Амуру – это молитва покаяния и признания в любви.

Дон Санче смертельно ранен в бою, и его последнее желание — попрощаться с жизнью рядом со своей любимой дамой. Раненого героя несут в Эльзире под звуки похоронного марша. Приняв внезапное решение, Принцесса велит Зелис попросить войти в Замок Любви, поскольку она готова отдать свою жизнь дону Санче в обмен на его жизнь. Страница уступает запросу Эльзира. Оказывается, роль злого Ромуальда сыграл волшебник Алидор, а бой и смертельная рана были испытанием любви. Эльзира и Дон Санче клянутся друг другу в бессмертной любви, а народ вместе со счастливыми влюбленными парами ликующе прославляет торжество любви. [ 5 ]

Отмеченные арии

[ редактировать ]
  • «Любить, любить, вот и все» — Дон Санче, часть I, сцена III. [ 2 ]
  1. ^ Сирл, Хамфри (1966). Музыка Листа . Нью-Йорк: Dover Publications. (стр. 3-4)
  2. ^ Jump up to: а б с д и Уокер, Алан (1987). Ференц Лист: Виртуозные годы (1811–1847) . Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета. (стр. 115-16)
  3. ^ Jump up to: а б Раманн, Лина (1882). Ференц Лист, художник и человек. 1811-1840 гг . Лондон: WH Allen & Co. (стр. 125–26).
  4. ^ Запись Worldcat
  5. ^ Jump up to: а б «ABC Classic FM, Подробности о музыке на воскресенье, 23 июля 2000 г.» . Австралийская радиовещательная корпорация . Архивировано из оригинала 3 октября 2008 года . Проверено 16 декабря 2007 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8558c64dd7d9f6757efc1ca58bc443ff__1709588040
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/85/ff/8558c64dd7d9f6757efc1ca58bc443ff.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Don Sanche - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)