Виа крестис (Мука)
Via Crucis , ( Die 14 Stationen des Kreuzwegs ) S. 53, — произведение Ференца Листа для смешанного хора, солистов и органа (также фисгармонии или фортепиано) . Работа посвящена Крестным станциям . Это одно из последних произведений Листа.
Лист начал сочинение этого произведения осенью 1878 года, когда находился в Риме, и закончил его в феврале 1879 года в Будапеште . Доступны три источника работы: первые наброски в Веймаре , рукопись всей работы в Будапеште и ее копия в Веймаре. Оригинальная версия была поставлена под аккомпанемент органа. Лист позже сделал версию с фортепиано.
Это произведение представляет собой особый случай в творчестве Листа, особенно потому, что это произведение великого умиротворения. Произведение особенное еще и потому, что оно достигает пределов тональности , нарушая статус-кво преобладающей тональной музыки того времени. В произведении сочетаются песни в унисон (Станции I и XIV) с лютеранскими хоралами (Станции IV и XII) и хоралами, вдохновленными хоралами Баха (Станции VI), тогда как другие станции состоят из солирующего органа (или фортепиано). Сам Лист хотел исполнить произведение в Колизее под аккомпанемент гигантской фисгармонии . Однако он так и не увидел исполнения этого произведения, поскольку первое исполнение состоялось только через 43 года после смерти композитора: его премьера состоялась в Будапеште в Страстную пятницу 29 марта 1929 года под управлением композитора Артура Хармата , профессора церковной музыки в Академии Листа .
Параметр
[ редактировать ]Работа осуществляется на четырнадцати станциях:
Открытие | Знамя короля , текст Венантия Фортуната | ||
Я. | Пилат приговаривает Иисуса к смерти. | Следовательно, я невиновен , Матфея 27:24. | |
II. | Иисус принимает свой крест. | Солист - баритон поет Ave Crux , из вступительного текста. | |
III. | Иисус падает в первый раз. | Мужской хор поет «Иисус кадит» , женский хор продолжает « Stabat Mater». | |
IV. | Иисус встречает свою мать Марию. | только орган | |
V. | Саймон помогает нести крест. | только орган | |
МЫ. | Вероника вытирает лицо Иисуса. | Хорал O Haupt, полный крови и ран , текст Пауля Герхарда , мелодия Ганса Лео Хасслера | |
VII. | Иисус падает во второй раз. | Как станция III | |
VIII. | Иисус встречает трех женщин Иерусалима. | Солист-баритон поет Nolite flere super me , Луки 23:28. | |
IX. | Иисус падает в третий раз. | Как станция III | |
Х. | С Иисуса снимают одежду. | только орган | |
XI. | Иисус пригвожден к кресту. | Мужской хор поет Crucifige (Распни Его). | |
XII. | Иисус умирает на кресте. | Солист-баритон поет Эли, Эли , In manus tuas , Consummatum est (слова распятия), а хор поет хорал O Traurigkeit на текст Иоганна Риста. | |
XIII. | Иисуса снимают с креста. | только орган | |
XIV. | Иисуса помещают в гробницу. | Частичная многоголосная вариация на тему вступительного Vexilla Regis. |
Источники
[ редактировать ]- Ференц Лист, Виа Креста. «14 станций креста» (1878/79), Избранные произведения вокальной церковной музыки, Буклет 3 , Томас Кольхазе, партитура с вступлением, Carus 40.173 , sa, sl (Тюбинген, 1977).
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Via Crucis : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур