Jump to content

Мелочь без тона

Bagatelle sans tonalité Багатель без тональности », S.216a ) — пьеса для фортепиано соло, написанная Ференцем Листом в 1885 году. Рукопись носит название «Четвертый вальс Мефисто». [ 1 ] и, возможно, предназначался для замены пьесы, ныне известной как Четвертый вальс Мефисто, когда выяснилось, что Лист не сможет ее закончить; фраза Bagatelle ohne Tonart фактически появляется в подзаголовке на первой странице рукописи.

«Багатель» — это вальс в типичной танцевальной форме с повторяющимися секциями, имеющими изобретательные вариации. Хотя это произведение не особенно диссонансно, оно чрезвычайно хроматично , становясь тем, что современник Листа Франсуа-Жозеф Фетис называл «омнитоническим». [ 2 ] в том, что ему не хватает какого-либо определенного ощущения тонального центра. [ 3 ] Некоторые критики, однако, предполагают, что различные основы произведения — другими словами, основные басовые ноты и мелодические элементы — работают вместе, подразумевая основную D. тональность [ 4 ] что связало бы Багатель по тональности с Четвертым вальсом Мефисто. [ 5 ]

Программа

[ редактировать ]

«Багатель», как и «Вальсы Мефисто», можно считать типичным примером программной музыки, взяв в качестве программы эпизод из «Фауста» , но не Гете , а Николауса Ленау (1802–1850). Следующая программная нота, взятая Листом у Ленау, появляется в печатной партитуре Вальса Мефисто № 1 :

В деревенской гостинице идет свадебный пир, с музыкой, танцами, кутежом. Мефистофель и Фауст проходят мимо, и Мефистофель побуждает Фауста войти и принять участие в празднестве. Мефистофель выхватывает скрипку из рук вялого скрипача и извлекает из нее неописуемо соблазнительные и опьяняющие звуки. Влюбчивый Фауст кружится с чистокровной деревенской красавицей в диком танце; они в безумном отчаянии выбегают из комнаты на открытое пространство, в лес. Звуки скрипки становятся все тише и мягче, и соловей поет свою любовную песню». [ 6 ]

Написанная в форме вальса, [ 4 ] «Багатель» остается одним из самых смелых экспериментов Листа по выходу за пределы тональности, завершающимся стремительным подъемом уменьшенных седьмых . Некоторые считают, что произведение построено на симметричном аккорде - G уменьшенном аккорде , которым заканчивается произведение, - с B F, тритоном символизирующим Мефистофеля как часть этого аккорда. [ 7 ] Отсутствие определенного ключевого чувства, продолжают эти критики, связано с тем, что пьеса опирается в основном на тритон и уменьшенную седьмую гармонию , а также с неопределенным финалом пьесы. [ 8 ]

Основная тема, обозначенная как Скерзандо , чередуется между F и F , предполагая традиционное колебание между мажорными и второстепенными ладами. Следовательно, основные элементы этой мелодии, E и A , сочетаются с C в басу, создавая то, что традиционно считается здесь доминантой . [ 4 ]

Контрастная секция аппассионато содержит басовую линию C –D–E –E–F, которая соответствует стандартной тональной прогрессии ре минор . Более того, мотивационная активность между этой басовой партией и мелодическими особенностями вступления усиливает значение D как тонального центра, перекрывая секционные контрасты. Вторая половина этой работы по сути является повторением первой половины с блестящими вариациями, основанными по большей части на гармонической основе. Тот факт, что Четвертый вальс Мефисто написан ре мажор, подтверждает некоторым критикам, что Лист, возможно, намеревался заменить его этим произведением и что оно действительно было написано в 1885 году. [ 9 ]

Премьера и публикация

[ редактировать ]

В отличие от Третьего и Четвертого вальсов Мефисто, премьера «Багатели» состоялась еще при жизни Листа его учеником Гуго Мансфельдтом в Веймаре 10 июня 1885 года. [ 10 ] Однако, как и «Четвертый вальс Мефисто», он был опубликован только в 1955 году.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Ховард, Вальсы , 1, 3.
  2. ^ Универсальная биография музыкантов… , с. 113
  3. ^ Сирл, Нью-Гроув 11:11:39.
  4. ^ Jump up to: а б с Бейкер, 117.
  5. ^ Бейкер, 118-19.
  6. ^ Цитируется по Юэну, 519-20.
  7. ^ Бейкер, 116-17.
  8. ^ Серль, Музыка , 115.
  9. ^ Бейкер, 117-18.
  10. ^ Уокер, Последние годы , 445–46.

Библиография

[ редактировать ]
  • ред. Юэн, Дэвид, Полная книга классической музыки (Englewood Cliffs, New Jersey: Prentice-Hall, Inc., 1965). LCCN   65--11033
  • ред. Гамильтон, Кеннет, Кембриджский товарищ Листа (Кембридж и Нью-Йорк: издательство Кембриджского университета, 2005). ISBN   0-521-64462-3 (мягкая обложка).
    • Бейкер, Джеймс М., «Обзор поздних фортепианных произведений»
    • Гамильтон, Кеннет, «Ранние и веймарские фортепианные произведения»
  • Ховард, Лесли, Ноты для Hyperion CDA66201, Вальсы Листа , Лесли Ховард, фортепиано.
  • Уокер, Алан, Лист: Последние годы, 1861–1886 (издательство Корнельского университета, 1997).
  • Сирл, Хамфри, изд. Стэнки Сэди, «Лист, Франц», Словарь музыки и музыкантов New Grove , 20 томов. (Лондон: Макмиллан, 1980). ISBN   0-333-23111-2 .
  • Сирл, Хамфри, Музыка Листа, второе исправленное издание (Нью-Йорк: Dover Publications, Inc., 1966). Каталожный номер карточки Библиотеки Конгресса 66-27581.
  • Сирл, Хамфри, «Последний период Листа», Oxford Journals, 1 апреля 1952 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d9344c569df37c2381bec1e6297010ec__1666926060
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d9/ec/d9344c569df37c2381bec1e6297010ec.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Bagatelle sans tonalité - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)