Мелочь без тона
Bagatelle sans tonalité (« Багатель без тональности », S.216a ) — пьеса для фортепиано соло, написанная Ференцем Листом в 1885 году. Рукопись носит название «Четвертый вальс Мефисто». [ 1 ] и, возможно, предназначался для замены пьесы, ныне известной как Четвертый вальс Мефисто, когда выяснилось, что Лист не сможет ее закончить; фраза Bagatelle ohne Tonart фактически появляется в подзаголовке на первой странице рукописи.
«Багатель» — это вальс в типичной танцевальной форме с повторяющимися секциями, имеющими изобретательные вариации. Хотя это произведение не особенно диссонансно, оно чрезвычайно хроматично , становясь тем, что современник Листа Франсуа-Жозеф Фетис называл «омнитоническим». [ 2 ] в том, что ему не хватает какого-либо определенного ощущения тонального центра. [ 3 ] Некоторые критики, однако, предполагают, что различные основы произведения — другими словами, основные басовые ноты и мелодические элементы — работают вместе, подразумевая основную D. тональность [ 4 ] что связало бы Багатель по тональности с Четвертым вальсом Мефисто. [ 5 ]
Обзор
[ редактировать ]Программа
[ редактировать ]«Багатель», как и «Вальсы Мефисто», можно считать типичным примером программной музыки, взяв в качестве программы эпизод из «Фауста» , но не Гете , а Николауса Ленау (1802–1850). Следующая программная нота, взятая Листом у Ленау, появляется в печатной партитуре Вальса Мефисто № 1 :
В деревенской гостинице идет свадебный пир, с музыкой, танцами, кутежом. Мефистофель и Фауст проходят мимо, и Мефистофель побуждает Фауста войти и принять участие в празднестве. Мефистофель выхватывает скрипку из рук вялого скрипача и извлекает из нее неописуемо соблазнительные и опьяняющие звуки. Влюбчивый Фауст кружится с чистокровной деревенской красавицей в диком танце; они в безумном отчаянии выбегают из комнаты на открытое пространство, в лес. Звуки скрипки становятся все тише и мягче, и соловей поет свою любовную песню». [ 6 ]
Форма
[ редактировать ]Написанная в форме вальса, [ 4 ] «Багатель» остается одним из самых смелых экспериментов Листа по выходу за пределы тональности, завершающимся стремительным подъемом уменьшенных седьмых . Некоторые считают, что произведение построено на симметричном аккорде - G ♯ уменьшенном аккорде , которым заканчивается произведение, - с B – F, тритоном символизирующим Мефистофеля как часть этого аккорда. [ 7 ] Отсутствие определенного ключевого чувства, продолжают эти критики, связано с тем, что пьеса опирается в основном на тритон и уменьшенную седьмую гармонию , а также с неопределенным финалом пьесы. [ 8 ]
Основная тема, обозначенная как Скерзандо , чередуется между F ♯ и F ♮ , предполагая традиционное колебание между мажорными и второстепенными ладами. Следовательно, основные элементы этой мелодии, E и A , сочетаются с C ♯ в басу, создавая то, что традиционно считается здесь доминантой . [ 4 ]
Контрастная секция аппассионато содержит басовую линию C ♯ –D–E ♭ –E–F, которая соответствует стандартной тональной прогрессии ре минор . Более того, мотивационная активность между этой басовой партией и мелодическими особенностями вступления усиливает значение D как тонального центра, перекрывая секционные контрасты. Вторая половина этой работы по сути является повторением первой половины с блестящими вариациями, основанными по большей части на гармонической основе. Тот факт, что Четвертый вальс Мефисто написан ре мажор, подтверждает некоторым критикам, что Лист, возможно, намеревался заменить его этим произведением и что оно действительно было написано в 1885 году. [ 9 ]
Премьера и публикация
[ редактировать ]В отличие от Третьего и Четвертого вальсов Мефисто, премьера «Багатели» состоялась еще при жизни Листа его учеником Гуго Мансфельдтом в Веймаре 10 июня 1885 года. [ 10 ] Однако, как и «Четвертый вальс Мефисто», он был опубликован только в 1955 году.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Библиография
[ редактировать ]- ред. Юэн, Дэвид, Полная книга классической музыки (Englewood Cliffs, New Jersey: Prentice-Hall, Inc., 1965). LCCN 65--11033
- ред. Гамильтон, Кеннет, Кембриджский товарищ Листа (Кембридж и Нью-Йорк: издательство Кембриджского университета, 2005). ISBN 0-521-64462-3 (мягкая обложка).
- Бейкер, Джеймс М., «Обзор поздних фортепианных произведений»
- Гамильтон, Кеннет, «Ранние и веймарские фортепианные произведения»
- Ховард, Лесли, Ноты для Hyperion CDA66201, Вальсы Листа , Лесли Ховард, фортепиано.
- Уокер, Алан, Лист: Последние годы, 1861–1886 (издательство Корнельского университета, 1997).
- Сирл, Хамфри, изд. Стэнки Сэди, «Лист, Франц», Словарь музыки и музыкантов New Grove , 20 томов. (Лондон: Макмиллан, 1980). ISBN 0-333-23111-2 .
- Сирл, Хамфри, Музыка Листа, второе исправленное издание (Нью-Йорк: Dover Publications, Inc., 1966). Каталожный номер карточки Библиотеки Конгресса 66-27581.
- Сирл, Хамфри, «Последний период Листа», Oxford Journals, 1 апреля 1952 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Багатель без тональности : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур