Поздние произведения Ференца Листа
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( август 2023 г. ) |
Радикальное изменение Ференца Листа , претерпевшее за последние 20 лет его жизни, было беспрецедентным в западной классической музыке. композиционного стиля [ нужна ссылка ] Музыкальная традиция развивалась единообразно, вплоть до того, что Иоганна Брамса стала Первая симфония известна как «Десятая симфония Бетховена». Три периода композиции Бетховена монолитны. [ нужна ссылка ] и объединились. [ нужна ссылка ] По сравнению с этим работы Листа кажутся деконструктивистскими . Замена страниц, которые в более ранних сочинениях Листа были заполнены нотами и виртуозными отрывками, была суровой, когда каждая нота и пауза тщательно взвешивались и рассчитывались, а сами произведения становились более экспериментальными в гармоничном и формальном плане. [ 1 ]
Однако, как и его более ранние композиции, более поздние работы Листа продолжали изобиловать передовыми техническими приемами. Такие произведения, как Bagatelle sans tonalité («Багатель без тональности») намеренно, если не в точной манере, предвещают композиторов, которые будут дальше исследовать современную концепцию атональности . [ 2 ] Работа Листа также предвещала импрессионизм , который будет характеризовать творчество Дебюсси и Равеля , как показано в Les Jeux d'Eaux à la Villa d'Este (Фонтаны виллы д'Эсте ) из третьего тома Années de Pèlerinage . Еще одним предшественником импрессионизма является «Нюаж гри» , завоевавшая восхищение как Дебюсси , так и Стравинского .
Техника
[ редактировать ]Экономия средств
[ редактировать ]По сравнению с творческим изобилием более ранних сочинений музыка старости Листа необычайно экономна. Учитывая, что нот едва хватает, чтобы обеспечить их существование, его поздние произведения часто впадают в монодию , а затем в тишину. Иногда произведение имеет открытый конец и просто исчезает. Подобную практику «отбрасывания» произведения в воздухе ранее применяли Фредерик Шопен и Роберт Шуман . Однако практика Листа более радикальна. Пример тому — « Полька Мефисто» , где пьеса в конце просто пустует, без объяснения причин, затухая на одиночном F-натуральном . [ 3 ] Длинные отрывки состоят из отдельных нот, а определенных каденций обычно избегают, что часто ставит под сомнение общую тональность пьес. [ 4 ] Базовая ритмическая единица вместо того, чтобы стать основой обширной романтической мелодии, теперь сама по себе становится конечным продуктом. Во всех поздних произведениях чувствуется более свободная, почти импровизационное использование мелодии, но полученное из самых тесных структурных ячеек, которые только мог себе представить Лист. [ 5 ]
Тональность
[ редактировать ]Лист никогда не терял интереса к вопросу о тональности — вопросу, который для Листа стоял уже давно. Еще в 1832 году он посетил серию лекций Фетиса . Из этих лекций Лист вывел идею onde omnitonique Шёнберга , очень похожего на тональный ряд , который стал бы логической заменой традиционной тональности. Для него такой ряд был бы частью исторического процесса от «унитоники» (тональности) перешедшей к «плюритонике» ( политональности ) и закончившейся «омнитоникой» ( атональностью ), где каждая нота становилась тоникой . На полях своей биографии Рамана, написанной после того, как ему исполнилось 70 лет, Лист назвал «омнитоническое» Endziel или конечной целью исторического процесса. Он также написал «Всемирную прелюдию», чтобы проиллюстрировать свою теорию. Этот предмет долгое время считался утерянным, но недавно был обнаружен. [ 6 ]
Однако остаются утерянными наброски трактата Листа о современной гармонии. Артур Фридхайм , ученик Листа по игре на фортепиано, ставший его личным секретарем, писал о том, что видел его среди бумаг Листа в Веймаре:
В последние годы жизни Мастер выработал привычку вставать в пять часов утра, и я часто навещал его в этот час в одиночестве, даже время от времени играя с ним. В шутку он спрашивал, не сплю ли я еще или уже встал. Во время последнего из этих утренних визитов я застал его сосредоточенным над книгами и старыми рукописями. С его разрешения я присоединился к нему в этом очень интересном занятии. Увидев одну рукопись, которая особенно привлекла мое внимание, я взял ее и сказал: «Это возложит на вас ответственность за кучу чепухи, которая когда-нибудь обязательно будет написана». Я ожидал упрека за свое замечание, но он ответил очень серьезно: «Может быть. Я не опубликовал его, потому что время для него еще не пришло». Эта маленькая книжка называлась «Очерки гармонии будущего» . [ 7 ]

Хотя «Очерки», возможно, и исчезли, Лист оставил достаточно музыки этого периода, чтобы слушатели могли предположить, что могла содержать эта рукопись. Nuages gris Некоторые критики отмечают как произведение, которое можно услышать как ворота в современную музыку. Одной из его наиболее интригующих особенностей является финал, который переходит в состояние отсутствия ключа и прогрессирует к этому моменту, предвещая импрессионизм в музыке. [ 8 ]
Лист был также одним из первых композиторов, экспериментировавших с битональности . Одним из примеров является похоронный марш, который он написал для Ласло Телеки в своей «Historische ungarische Bildnisse» («Исторические венгерские портреты») . Этот марш основан на четырехнотном остинато по цыганской гамме. Вопрос о том, находится ли это остинато в соль минор или си минор , и возникающая в результате тональная двусмысленность остаются нерешенными. [ 9 ]
Аккордовая структура
[ редактировать ]Лист стал пионером в построении новых аккордов. До конца XIX века триада оставалась основным архитектурным элементом хордальной структуры. Мало кто из композиторов, казалось, задавался вопросом, возможны ли аккорды, построенные другими способами. Одним из достижений Листа было использование вместе взятых минорных и мажорных аккордов - прием, который он использовал в таких произведениях, как « Czárdás obstinée» . Еще одним достижением стало построение аккордов в интервалах, отличных от третей. Это означало полный отказ от триады на ее прежнем месте господства. [ 10 ]
Ярким примером экспериментирования Листа является нагромождение третей в вокальном произведении Ossa arida , которое он написал в 1879 году. Вдохновленный видением Иезекииля («О вы, сухие кости, услышьте слово Господне»), Лист изображает в музыкальном плане - поднятие плоти из праха путем сбора всех нот диатонической гаммы в восходящий столбец и последующего их одновременного звучания. Подобный подход не имел прецедентов, и произведение сохраняет поразительную оригинальность. Похожий подход - нагромождение четвертых в начале Третьего вальса Мефисто , написанного в 1883 году. В кульминации фортепианной пьесы Unstern! Лист противопоставляет два взаимоисключающих аккорда. Алан Уокер цитирует Питера Раабе, заявившего, что звучание этих двух аккордов вместе похоже на то, как заключенный стучит по стене, прекрасно зная, что его никто не услышит. [ 11 ]
Гармония
[ редактировать ]Отказ Листа от триады как основы гармонического аспекта музыки значительно опередил свое время. Арнольд Шёнберг начал экспериментировать с построением четвертных аккордов более чем через 30 лет после того, как это сделал Лист. Сообщается, что люди, разбирающиеся в музыке, приветствовали попытки Шенберга в то время как «новые». Однако Лист делал то же самое не только в тогда еще неопубликованных произведениях, таких как «Третий вальс Мефисто», но и в опубликованных, таких как «Венгерская рапсодия № 17». [ 12 ] Даже в таком популярном произведении, как «Вальс Мефисто № 1», оригинальность набора квинт в начале была удивительно передовой для своего времени. [ 13 ] Дополненные триады Unstern! (написано в 1885 году) уже появилось в Симфонии Фауста ; голые параллельные квинты « Чардаша жуткого» , как уже упоминалось, помогли дьяволу настроиться на «Вальс № 1» Мефисто. Однако в поздних произведениях Лист больше использует подразумеваемую гармонию, аккорды висят неразрешенными, как в конце « Nuages Gris» , а мелодии идут без сопровождения. [ 5 ] Эксперименты Листа сопровождались более смелым использованием хроматизма в двух формах — той, которая возникла из цыганской музыки, а также формы романтического стиля с его извилистым контрапунктом и энгармонической двусмысленностью. [ 14 ]
Масштабы и режимы
[ редактировать ]Интерес Листа к необычным масштабам и ладам сильно возрос в последние годы его жизни. Возможно, это было побочным эффектом его растущего участия в политической и музыкальной судьбе Венгрии, а также в националистической музыке в целом. Ему пришлось более подробно изучить масштабы венгерской и восточноевропейской музыки. Это исследование специфически венгерского способа выражения глубоко повлияло на Бартока. Целотоновая шкала была еще одним источником интереса Листа. [ 15 ]
Более сложная картина
[ редактировать ]В каком-то смысле может возникнуть соблазн думать о поздних произведениях как о расширении более ранних работ Листа, поскольку они демонстрируют аналогичную гармоническую авантюрность, интенсивный хроматизм и тональную двусмысленность. Новым является печаль сердца, которая пронизывает многие поздние произведения. [ 9 ] Как бы ни было заманчиво думать о Листе как об отце современной музыки на основе его поздней музыки, было бы ошибочно рассматривать его достижения в этих произведениях как самоцель. [ 16 ] Технические достижения Листа в его поздней музыке — это одна сторона более сложной картины. Наряду с уже упомянутым растущим интересом к венгерской и другим национальным композиторским школам, существенными частями этой картины являются трагедия личной жизни Листа и развитие его дружбы с Вагнером. [ 17 ]

В более поздние годы проблемы Листа со здоровьем, как физическим, так и психическим, повлияли на его способность создавать композиции. К началу 1880-х годов Листа часто терзала всеобщая печаль, наступавшая без предупреждения и угрожавшая подавить все, что он делал. Он сказал Лине Раманн : «Я несу с собой глубокую печаль сердца, которая время от времени должна прорваться наружу». [ 18 ] Кроме того, смерть его сына Даниэля в 1859 году и дочери Бландин в 1862 году принесла период глубоких личных страданий, которые сильно повлияли на его творческую жизнь. Когда он стал старше, на него также глубоко повлияла смерть некоторых политических деятелей, художников и личных знакомых. Эти события, среди прочих, вызвали элегические излияния, варьирующиеся от необычных до причудливых. Лист уже был известен тем, что употреблял значительное количество алкоголя без заметного влияния на его речь или игру на фортепиано; однако, начиная с 1882 года, друзья стали беспокоиться о качестве потребляемого им алкоголя, в который теперь входил абсент . Вполне возможно, что алкоголь одновременно усилил его депрессивное настроение и ограничил его способность к концентрации. [ 19 ]
Одним из вопросов, который обычно не обсуждался с Листом, но который был знаком композиторам конца XIX века, было его сознание того, что он работает в тени композиторов, которых он считал гигантами. В случае Листа это были тени Бетховена и Вагнера . Он заявлял, что находит утешение и вдохновение в их работах. Однако также возможно, что их величие повлияло на его собственные способности сочинять. Хотя еще в начале 1870-х он винил в своей неспособности завершить сочинения свой загруженный социальный календарь, к концу 1870-х годов он начал выражать опасения по поводу провала творческих способностей с его стороны. Однако, что наиболее важно, Листа не полностью отпугнула его неуверенность в себе или растущее осознание ослабевающих сил. Он продолжал работать до года до своей смерти, когда катаракта сделала композицию практически невозможной. [ 20 ] [ 21 ]
Лист ежедневно боролся с демонами запустения, отчаяния и смерти, создавая музыку, которая совершенно не находила своего слушателя. Теперь, оглядываясь назад, мы знаем, что современникам Листа была предоставлена возможность заглянуть в разум, находящийся на грани катастрофы. На основе поздних произведений они сформировали то, что Бенце Сабольчи называет «заговором молчания», который не был снят до наших дней. [ 22 ]
Работы Листа этого периода делятся на три категории:
- Музыка ретроспективы
- Музыка отчаяния
- Музыка смерти
В первую категорию вошли произведения, в которых обеспокоенная душа ищет утешения в воспоминаниях о прошлом. Лист называл эту музыку своими «забытыми» произведениями, сардонически относясь к композициям, забытым еще до того, как их сыграли, с такими названиями, как Valse oubliée , Polka oubliée и Romance oubliée . [ 23 ]
Вторая категория, музыка отчаяния, может оказаться гораздо более важной, поскольку названия произведений этой категории, казалось бы, указывают на беспокойный ум. Эти названия включают в себя:
- Бессонница! Вопрос и ответ
- Без кормы! Зловещий, Катастрофа
- Серые облака
- Осса Арида
- Таверна жуткая
- Прощание
Эти фрагменты, как и другие в этой категории, лучше всего понимать как фрагменты, отколовшиеся от большего целого, каждый из которых дает представление о патологии отчаяния. Хотя у них нет каких-либо явных музыкальных связей, они, кажется, подходят друг другу, как члены большой семьи, которые никогда не оседают на одном месте, но знакомятся благодаря случайным встречам на небольших собраниях. [ 23 ]
Третья категория — «Музыка смерти» — содержит произведения, в которых Лист возвел горе в высокое искусство. Мемориалы, элегии, похороны и другие аспекты процесса скорби находят свое место в этой музыке. Опять же, выборка названий в этой группе:
- Траурный марш императора Максимилиана.
- Семь венгерских исторических портретов
- Иштван Сечени (Плач)
- Йожеф Этвос
- Михай Вёрёшмарти
- Ласло Телеки (Траурная музыка)
- Ференц Деак
- Шандор Петыхфи (Памяти)
- Михай Мошони (Траурная музыка)
- Траурная прелюдия и Траурный марш
- Элегия памяти г-жи Мушановой
- И мы думали о мертвых
Лист однажды назвал свои работы в этой категории «погребальными произведениями», возможно, в шутку, призванную отвести критику. Как говорит Уокер: «Эти произведения раскрывают душу в смятении. Поскольку это тоже часть человеческого состояния, здесь может быть что-то для каждого из нас». [ 24 ]
Обзор работ
[ редактировать ]Лист написал около 100 отдельных произведений для фортепиано соло, а также множество других для различных вокальных ансамблей и пару оркестровых произведений с 1869 года и до конца своей жизни. Хотя некоторые из этих фортепианных произведений на самом деле представляют собой сборники пьес, поздние пьесы почти полностью представляют собой произведения меньшего размера. Лист завершил практически все свои масштабные произведения, включая ораторию «Христус» ; единственное большое произведение, которое он запланировал, оратория « Св. Станислав» , осталась незавершенной на момент его смерти, скорее всего, из-за плохого здоровья, а не какой-либо умственной неполноценности. [ 25 ]
Поздние работы Ференца Листа можно разделить на шесть категорий:
Музыка по мотивам чужих произведений
[ редактировать ]Хотя обычно не признается, что Лист продолжал писать транскрипции даже в старости, на самом деле это, безусловно, самая большая категория произведений, которые он создал в этот период. Он насчитывает 35 произведений, два из которых представляют собой сборники (два набора аранжировок песен Роберта и Клары Шуман ). Более того, во многих из этих произведений продолжает использоваться виртуозный стиль его ранней карьеры. Одним из примеров этого являются « Воспоминания о Бокканегре» , основанные на Верди опере и написанные в 1882 году. [ 26 ]
Музыкальные пристрастия Листа очевидны из пьес, которые он выбрал для постановки. Он продолжал переписывать музыку своего зятя Рихарда Вагнера и, похоже, в равной степени любил итальянскую музыку. Он считал Камилла Сен-Санса своим музыкальным союзником, поставив свой « Танец жуткого» в 1876 году ; эта работа, в свою очередь, могла повлиять на некоторые из более поздних дьявольских произведений Листа, таких как « Жуткий Чардаш» . Он также пропагандировал русскую музыку разных стилей и школ. Среди этих композиторов были Даргомыжский , Чайковский , Антон Рубинштейн и Кюи . Лист восхищался русскими, особенно за то, что они бросили вызов германской гегемонии в вопросах вкуса и стиля. [ 27 ] Одним из самых ярких поздних пересказов Листа является постановка Сарабанды и Чаконы из оперы Генделя «Альмира» . Эта транскрипция была написана в 1879 году для его английского ученика Уолтера Бача и является единственной постановкой произведения в стиле барокко позднего периода Листа. [ 28 ]
Абстрактные композиции
[ редактировать ]Эта группа работ значительно меньше остальных групп и насчитывает всего пять работ без какой-либо явной программной информации. Почти каждый предмет датирован 1873 годом или раньше; единственным исключением являются последние две из « Пяти маленьких пьес» , опубликованных только в 1963 году. Многие из этих пьес также представляют собой исследования с углубленной гармонией. Токката, например, противопоставляет мажорную и минорную, диатоническую и хроматическую гармонию . [ 28 ]
Одним из произведений этой категории, которое не следует считать поздним произведением, является «Фантазия и фуга на тему БАХа» . Хотя оно было написано в 1870 году и опубликовано в 1871 году, оно написано в его более раннем стиле и представляет собой произведение, которое он не сочинял впоследствии. В основу легли «Прелюдия и фуга на имя БАХ» Листа , написанные для органа в 1855-6 и переработанные в 1869-70. Он аранжировал переработанное органное произведение для фортепиано и опубликовал его под несколько другим названием. [ 29 ]
Националистическая и праздничная работа
[ редактировать ]Это стало чрезвычайно важной частью композиционного творчества Листа. Он состоит из 29 произведений праздничного или патриотического характера, 15 из которых связаны конкретно с Венгрией, включая комплект из семи венгерских исторических портретов, завершенных в 1885 году. Листа часто призывали писать музыку для государственных мероприятий, он написал три марша и Szózat und Ungarischer Hymnus — композиция национального гимна Венгрии, известная использованием необычных гамм и сопоставлением хроматически связанных гармоний. [ 30 ]
Лист перестал писать в венгерском стиле после 1873 года, но возобновил это в 1881 году; в этом году он посетил место своего рождения, Рейдинг. В конце жизни Лист обнаружил, что написание венгерской музыки позволяет ему более свободно экспериментировать, как будто утверждение своей национальной идентичности дает силу и целеустремленность, чтобы вырваться из ограничений западноевропейской музыки. Впервые он обратил свое внимание на чардаш — венгерский народный танец. В этом на него, возможно, также повлиял Сен-Санс, чей «Данс смерти» использует то же использование параллельных квинт, что и его «Чардаш жуткий» , написанный в 1881–1882 годах. Однако Лист использует в этой работе свой музыкальный материал с экстравертной энергией, предвкушая Белу Бартока . То же самое можно сказать и о втором, третьем и четвертом «Вальсах Мефисто» . [ 31 ] второй из которых был посвящен Сен-Сансу.
К трем чардашам, написанным Листом , — под названием «Чардаш» , «Чардаш упрямый» и «Чардаш жуткий» — относятся менее свободно, чем к « Венгерским рапсодиям» , и в тематическом материале они остаются более специфически венгерскими, чем цыганскими. Их свободные линии, угловатые ритмы и продвинутые гармонии показывают, что эти произведения являются прямыми предками творчества Бартока. Из-за этих качеств исследователи Листа считают чардаши одними из наиболее интересных произведений позднего композитора. [ 32 ] То же самое, как утверждают некоторые критики, нельзя сказать столь же однозначно о его «Венгерских рапсодиях 16–19», написанных после того, как он пренебрегал этим жанром в течение 30 лет. Из этих четырех поздних рапсодий только последняя содержит разнообразие, живость и размах лучших из более ранних, что делает ее эффективной в концертном исполнении; [ 33 ] остальные не могут стать удовлетворительными произведениями из-за их фрагментарной обработки. [ 34 ] Финальная рапсодия основана на темах дворян Чардаша Абрани ; остальные три основаны на оригинальном материале. [ 33 ]
Одной из потенциальных ошибок при обсуждении этих произведений является навешивание на них ярлыка атональных на основании того, что на поверхности музыки можно услышать странные звучания. « Жуткий Чардаш Например, » прочно основан на композиционных процедурах, соответствующих более раннему стилю Листа. В музыке основное внимание уделяется вариантам форм медианты с сопутствующим контрастом диезных и бемольных областей — в данном случае фа мажор , фа-диез минор и соль-бемоль мажор . [ 33 ]
Духовная музыка
[ редактировать ]Духовная клавирная музыка представляет собой небольшую группу пьес, наиболее существенные из которых были написаны в основном между 1877 и 1879 годами. Некоторые из этих произведений аранжированы на основе вокальной музыки, в том числе фортепианная сольная аранжировка Via Crucis , одной из самых смелых и оригинальных композиций Листа. композиции. [ 35 ] Наряду с расширенными вокальными произведениями, такими как Via Crucis и Rosario , Лист написал 29 более коротких хоровых произведений и постановку 129-го псалма. [ 36 ]
Via Crucis , пожалуй, ближе всего Лист подошел к созданию нового вида церковной музыки, объединив новый гармонический язык с традиционной литургией. В то время как общая атмосфера сдержанна и набожна в чувствах, гармония, лежащая в основе музыки, экспериментальна, включая широкое использование целотоновой гаммы. [ 37 ] Хотя композитор использует знакомые мелодии хорала и гимна, на слух создается общее впечатление неустоявшегося тонального языка. В трех из 15 номеров (введение вместе с изображениями 14 станций Крестного пути) используются скользящие хроматические линии и гармонии; и когда эти гармонии действительно приходят в состояние покоя, они часто уменьшаются или уникальны. Другие станции используют последовательные хроматические аккорды и могут внезапно заканчиваться на одном тоне. [ 38 ]
Музыка предчувствия, смерти и траура
[ редактировать ]Работы Листа в этой категории составляют небольшую, но важную коллекцию из 13 отдельных произведений, включая две версии «Служебной гондолы» . Здесь могли бы поместиться некоторые фрагменты из книги III «Анны де Пелеринаж» , а также «Виа Крусис» и « Исторические венгерские портреты» . На протяжении всей своей жизни Листа глубоко трогала смерть друзей и близких; эти потери, в свою очередь, оказали глубокое влияние на типы произведений, которые напишет Лист. Как и духовная музыка, произведения Листа, наполненные предчувствием, смертью и трауром, исходили из глубокого внутреннего импульса, и он обычно не стремился к их публикации. Многие из этих работ входят в число самых необычных его произведений, мешавших их всеобщей доступности. [ 39 ]
Программная музыка
[ редактировать ]Работы в этой категории имеют специальные, необщие названия. В их число входят четыре вальса Мефисто , четыре ублие-вальса , а также оркестровые и фортепианные сольные версии симфонической поэмы «От колыбели до могилы» . Эти работы были написаны в основном после 1876 года, многие из них — после решающего 1881 года. [ 40 ] когда Лист упал с лестницы Хофгартнерай в Веймаре, и его здоровье резко ухудшилось. [ 41 ] Вопреки общей репутации поздних произведений Листа как мрачных и строгих, произведения этой категории обычно содержат по крайней мере один из атрибутов, обычно ассоциируемых с его более ранним стилем, - дьявольскую энергию, блестящие эффекты головокружительного танца, нежную ностальгию и пылкую страсть. [ 40 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания и ссылки
[ редактировать ]- ^ Огдон, 134-5.
- ^ Сирл, Музыка , 115.
- ^ Уокер, Последние годы , 442.
- ^ Серл, Нью-Гроув , 11:38.
- ^ Jump up to: а б Огдон, 150.
- ^ Уокер, Последние годы , 439–40.
- ^ Фридхайм, 161.
- ^ Уокер, Последние годы , 440.
- ^ Jump up to: а б Уокер, Нью-Гроув , 14:783.
- ^ Уокер, Человек и музыка , 359-60.
- ^ Уокер, Нью-Гроув , 14:782.
- ^ Уокер, Человек и музыка , 360.
- ^ Уокер, Человек и музыка , 361.
- ^ Сирл, Нью-Гроув , 11:50.
- ^ Огдон, 150-51.
- ^ Уокер, Последние годы , 437.
- ^ Огдон, 135.
- ^ Уокер, Последние годы , 437–38.
- ^ Браун, 87-8.
- ^ Браун, 88-9.
- ^ Уокер, Последние годы , 500–501.
- ^ Уокер, «Последние годы» , 438.
- ^ Jump up to: а б Уокер, Лист: Последние годы , с. 438.
- ^ Уокер, Лист: Последние годы , с. 439
- ^ Уокер, Последние годы , 474.
- ^ Бейкер, 99.
- ^ Бейкер, 99, 102-3.
- ^ Jump up to: а б Бейкер, 103.
- ^ Бейкер, 106-7.
- ^ Бейкер, 107.
- ^ Бейкер, 108-10.
- ^ Ховард, Танцы , 3.
- ^ Jump up to: а б с Бейкер, 110.
- ^ Сирл, «Финал», 73.
- ^ Бейкер, 110-12.
- ^ Рыба, 241-43.
- ^ Сирл, «Финал», 77–8.
- ^ Рыба, 241.
- ^ Бейкер, 113-13.
- ^ Jump up to: а б Браун, 116.
- ^ Уокер, Последние годы , 403.
Библиография
[ редактировать ]- Фридхайм, Артур, изд. Теодор Л. Баллок, Жизнь и Лист: Воспоминания концертирующего пианиста (Нью-Йорк, 1961).
- ред. Гамильтон, Кеннет, Кембриджский компаньон Листа (Кембридж и Нью-Йорк: издательство Кембриджского университета, 2005). ISBN 0-521-64462-3 (мягкая обложка).
- Бейкер, Джеймс М., «Обзор поздних фортепианных произведений»
- Бейкер, Джеймс М., «Крупные формы в поздних фортепианных произведениях»
- Пеше, Долорес, «Священная хоровая музыка Листа»
- Ховард, Лесли, Ноты для Гипериона CDA66371/2, Лист в Опере I , Лесли Ховард, фортепиано.
- Ховард, Лесли, Ноты для Гипериона CDA66811/2, Танцы и марши Листа , Лесли Ховард, фортепиано.
- Ле Ван, Эрик, Ноты для BMG-Arte Nova 74321 76809 2/ Oehms Classics OC 246. Полное собрание сочинений для виолончели и фортепиано. Гвидо Шифен (виолончель); Эрик Ле Ван (фортепиано)
- Сирл, Джеффри, Музыка Листа (Нью-Йорк: Dover Publications, Inc., 1966). Библиотеки Конгресса 66-27581 Каталожный номер карточки
- Сирл, Джеффри, изд. Стэнли Сэди, «Лист, Франц», Словарь музыки и музыкантов New Grove , 20 томов. (Лондон: Макмиллан, 1980). ISBN 0-333-23111-2 .
- ред. Уокер, Алан, Ференц Лист: Человек и его музыка (Нью-Йорк: издательство Taplinger Publishing Company, 1970). ISBN 0-8008-2990-5
- Огдон, Джон, «Сольная фортепианная музыка (1861–86)»
- Уокер, Алан, «Лист и двадцатый век».
- Уокер, Алан, Лист: Последние годы, 1861–1886 (издательство Корнельского университета, 1997).
- Уокер, Алан, изд. Стэнли Сэди, «Лист, Франц», Словарь музыки и музыкантов New Grove, второе издание , 29 томов. (Лондон: Макмиллан, 2001). ISBN будет позже.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- AlexanderDjordjevic.com Послушайте избранные поздние произведения Ференца Листа в исполнении пианиста Александра Джорджевича , лауреата 35-го ежегодного Международного Гран-при Ференца Листа, проводимого Венгерским обществом Листа в 2010 году. http://www.lisztsociety.hu