Листомания (фильм)
Мучная мания | |
---|---|
![]() Афиша театрального релиза | |
Режиссер | Кен Рассел |
Написал | Кен Рассел |
На основе | Нелида книга 1848 года от Мари д'Агу |
Продюсер: |
|
В главных ролях | |
Кинематография | Питер Сушицкий |
Под редакцией | Стюарт Бэрд |
Музыка |
|
Производство компании | |
Распространено | Уорнер Бразерс. |
Дата выпуска |
|
Время работы | 103 минуты |
Страна | Великобритания |
Язык | Английский |
Бюджет | 1,2 миллиона фунтов стерлингов [ 1 ] [ 2 ] или £603,249 [ 3 ] |
«Листомания» — британская сюрреалистическая биографическая музыкальная комедия 1975 года, написанная и снятая Кеном Расселом о композиторе XIX века Ференце Листе . Сценарий частично заимствован из книги » Нелида Мари д'Агу « (1848) о ее романе с Листом.
, изображающем яркого Листа как первую звезду классической поп-музыки, В фильме « Листомания» в роли Ференца Листа выступает звезда современного рока Роджер Долтри (из The Who ). Фильм был выпущен в том же году, что и «Томми» , в котором также снимался Долтри, а режиссером был Рассел.
Рик Уэйкман из прогрессив-рок-группы Yes написал альбому «Листомания» саундтрек к , в который вошли синтезаторные аранжировки произведений Листа и Рихарда Вагнера . Он также появляется в фильме как Тор , скандинавский бог грома. Долтри и Рассел написали тексты для саундтрека, а Долтри исполнил вокал. Из других рок-знаменитостей, появляющихся в фильме, Ринго Старр выступает в роли Папы.
Термин «листомания» был придуман немецким литературным деятелем-романтиком Генрихом Гейне для описания массового общественного отклика на виртуозные игры Листа на фортепиано. На этих выступлениях якобы присутствовали кричащие женщины, а публика порой ограничивалась стоячими местами.
В этом фильме впервые использовалась новая звуковая система Dolby Stereo .
Сюжет
[ редактировать ]В фильме рассказывается о жизни Листа через сюрреалистические эпизоды, сочетающие в себе факты, фантазии и анахронические элементы. Вначале Лист застает в постели с Мари д'Агу ее муж, граф д'Агу. Граф вызывает Листа на бой на саблях, но Мария умоляет графа позволить ей разделить судьбу Листа. Сотрудники графа запирают Листа и Мари в корпусе пианино и оставляют его на железнодорожных путях.
Показано, что это воспоминание, вызванное вспышкой фотографов за кулисами перед одним из концертов Листа. Лист знакомит Рихарда Вагнера со своими коллегами, включая Джоаккино Россини , Гектора Берлиоза , Фредерика Шопена и Ганса фон Бюлова . Лист платит Вагнеру за разрешение исполнить вариацию на тему Риенци . На концерте Вагнера отталкивает зрелищность Листа, доставляющая удовольствие публике, в ущерб серьезному музыкальному мастерству, которое включает добавление мелодии Chopsticks к его Риенци вариации . Однако толпа, состоящая в основном из молодых кричащих девушек, сходит с ума от выступления Листа, штурмуя сцену. Лист использует фон Бюлова , чтобы предложить аудитории потенциально богатых женщин. Одна из них — принцесса Каролин , которая сообщает Листу свой адрес в России.
Домашняя жизнь Мари и Листа наполнена ревностью по поводу его постоянных гастролей и измен. Сейчас у них трое детей, старшим из которых является Козима . Домашняя жизнь напрягла творческие способности Листа. Лист готовится отправиться в Петербург играть за царя . Мари угрожает бросить его, если он уйдет. Лист говорит Козиме, что продаст душу дьяволу, чтобы снова сочинять блестящую музыку. Козима говорит, что будет молиться Богу каждый день, чтобы Лист встретился с дьяволом и продал ему свою душу.
Она соблазняет его, предлагая возможность сочинять блестящую музыку в обмен на полный контроль над его жизнью. В показной сцене Лист галлюцинирует сцену танца с женщинами из двора Кэролайн, в то время как Кэролин зловеще наблюдает издалека. Затем женщины тащат Листа и его огромную эрекцию на гильотину: Кэролин показывает, что сделка за вновь обретенную музыкальную плодовитость Листа - это отказ от его распутства.
Затем Лист в Дрездене во время Майского восстания находится в противоречии из-за того, что не поддерживает своих друзей в восстании и проводит все свое время в изоляции, чтобы сочинять музыку (в значительной степени подразумевается, что Мари и двое его младших детей были убиты). Вагнер просит у Листа денег, чтобы он мог сбежать из страны со своей семьей. Вагнер накачивает Листа наркотиками и оказывается вампиром, миссия которого - писать музыку, вдохновляющую новый немецкий национализм . Он пьет кровь Листа и сочиняет на фортепиано. Перед отъездом Вагнер оставляет ему свою последнюю политическую брошюру — комикс о Супермене (пьеса по мотивам Фридриха Ницше » «Супермена ).
Лист и Кэролайн едут в Ватикан, чтобы пожениться после того, как Папа соглашается дать ей развод с мужем. Свадьба в конечном итоге аннулируется из-за вмешательства ее мужа и царя. Разъяренная Кэролайн угрожает написать антологию о своих разногласиях с церковью ( Causes intérieures de la faiblesse extérieure de l'Église en 1870 ). Лист присоединяется к церкви в качестве аббата .
Папа сообщает Листу, что Вагнер женился на Козиме и возглавляет дьявольский культ, организованный вокруг его музыки. Он приказывает Листу изгнать из него нечистую силу и вернуть его в христианскую веру, иначе Лист будет отлучен от церкви , а его музыка запрещена.
Лист отправляется в замок Вагнера, где Вагнер и Козима, одетые в костюмы Супермена, проводят секретный нацистский ритуал. Лист противостоит Вагнеру, который построил механического викинга Зигфрида, чтобы избавить страну от евреев. Вагнер представляется Листу вампиром и угрожает украсть его музыку, чтобы вагнеровский викинг мог жить. Лист играет музыку, чтобы изгнать Вагнера. Козима заключает Листа в тюрьму и воскрешает Вагнера на нацистской церемонии в образе Франкенштейна - Гитлера с гитарой -пулеметом . Козима возглавляет отряд Вагнера-Гитлера, чтобы расстрелять городских евреев, и убивает Листа куклой вуду .
На Небесах Лист воссоединяется с женщинами, с которыми он встречался в своей жизни, и Козимой, которые живут в гармонии. Лист и женщины летят на Землю на космическом корабле, чтобы уничтожить Вагнера-Гитлера. Лист поет, что он «наконец-то нашел мир».
Бросать
[ редактировать ]- Роджер Долтри в роли Ференца Листа
- Сара Кестельман в роли принцессы Каролин
- Пол Николас в роли Рихарда Вагнера
- Ринго Старр в роли Папы Римского
- Рик Уэйкман в роли Тора
- Джон Джастин в роли графа д'Агу
- Фиона Льюис в роли Мари д'Агу
- Вероника Куиллиган в роли Козимы Вагнер
- Нелл Кэмпбелл в роли Ольги Янины
- Энди Рейли в роли Ганса фон Бюлова
- Дэвид Инглиш, как капитан
- Имоджен Клэр в роли Жорж Санд
- Рикки Ховард, как графиня
- Дэвид Корти, как Дэниел
- Анулька Дзюбинская в роли Лолы Монтес
- Люси Уиллерс в роли Бландин
- Фелисити Девоншир — гувернантка
В актерском составе были эпизодические роли актеров из постоянного ансамбля режиссера Кена Рассела, которые ненадолго появлялись в роли других известных композиторов, в том числе: Мюррей Мелвин в роли Гектора Берлиоза , Эндрю Фолдс в роли Иоганна Штрауса II , Кеннет Колли в роли Фредерика Шопена (в титрах - Кен Колли, как в другие его работы Рассела) и Отто Диамант в роли Феликса Мендельсона .
Производство
[ редактировать ]Фон
[ редактировать ]Компания Дэвида Паттнэма Goodtimes планировала снять серию из шести фильмов о композиторах, режиссером которых будет Кен Рассел . В число испытуемых должны были входить Ференц Лист , Джордж Гершвин , Берлиоз и Воан Уильямс ; первым был Малер (1974), имевший небольшой успех. В июле 1974 года Рассел заявил, что хочет, чтобы Мик Джаггер сыграл Листа, потому что Лист был «первой поп-звездой». [ 4 ]
Паттнэм говорит, что хотел бы снять биографический фильм о Гершвине с Аль Пачино в главной роли, но утверждает, что Рассел только что снял Томми и хотел снять фильм о Листе с Роджером Долтри . [ 5 ] Эти два фильма содержат несколько тематических связей, включая общественное восприятие славы и виртуозности, а также романтические аспекты современной музыки и кино. [ 6 ] Рассел писал, что он написал фильмы как о Листе, так и о Гершвине - последний назывался «Мечта Гершвина» , и именно Паттнэм выбрал Листа; Рассел сказал, что это произошло «вероятно», потому что Рассел хотел сыграть Листа. [ 7 ]
В октябре 1974 года Рассел объявил, что Роджер Долтри сыграет Листа. [ 8 ] «Музыка Листа очень похожа на современный рок», — сказал Долтри в ноябре. «Он был очень похож на меня… у него была такая же религиозная черта, как и у меня, но он все равно жаждал женщин». [ 9 ] «Роджер — прирожденный, блестящий исполнитель», — сказал Рассел. «Он действует так, как поет, и результаты волшебны. Ему также свойственна удивительная невинность, поэтому он был идеальным Томми и почему он единственный человек, играющий Листа». [ 10 ]
В декабре 1974 года Mayfair объявила о подписании соглашения о распространении пяти фильмов Рассела, а Goodtimes начала с одного о Листе. [ 11 ]
В феврале 1975 года Рассел заявил, что Марти Фельдман будет играть Вагнера. [ 12 ] В том же месяце название было изменено с «Лист» на «Листомания» . [ 13 ]
Производственные примечания
[ редактировать ]- Паттнэм сказал: «Проблема заключалась в том, что он [Рассел] так и не закончил свой сценарий, и, честно говоря, он, казалось, просто сошел с ума». [ 2 ] Рассел сказал, что его больше всего заинтриговали отношения Листа с Вагнером, но Паттнэм «чувствовал себя больше дома на поп-концерте, чем в концертном зале. Он выбросил мой первый сценарий за то, что он был слишком прямолинейным, и посоветовал мне написать другой, подчеркивая поп-элемент. " [ 7 ]
- В материалах для прессы утверждалось, что сценарий Рассела состоял из 57 страниц. [ 14 ]
- Позже Рассел написал, что «я играл Трилби » [Паттнэма] под его «Свенгали ». [ 15 ] Он утверждает, что именно Паттнэм предложил Ринго Старру сыграть второстепенную роль, поручил Рику Уэйкману написать музыку и предложил Расселу стать анаморфотом . [ 15 ]
- Долтри сказал, что эта роль показалась ему сложной, потому что у него не было строк в «Томми» и он не умел играть на фортепиано. [ 16 ]
- Паттнэм сказал, что «бюджет фильма стремительно превышал бюджет, и каждый раз, когда я возвращался со сбора денег, бюджет снова увеличивался. Я старался изо всех сил, но это был кошмар, за которым невозможно было угнаться». [ 2 ]
- Сэнди Либерсон из Goodtimes сказала, что Рассел «сошел с ума», вынудив Либерсона и Паттнэма вложить в фильм свои собственные деньги. [ 2 ]
- «Фильм будет похож на скачку Тома Джонса в «Сверкающих седлах », - сказал Рассел. [ 10 ]
Прием
[ редактировать ]Критический прием
[ редактировать ]Роджер Эберт из «Чикаго Сан-Таймс» дал фильму три звезды из четырех и назвал его «безумным упражнением безумного гения, и на этом уровне (я хочу выразить свою похвалу явно) он работает, а иногда даже работает. вероятно, презираю это». [ 17 ] Ричард Эдер из «Нью-Йорк Таймс» что первые полчаса фильм «безумный и чрезвычайно забавный . написал , - лючить мебель и имитировать агонию». [ 18 ] Джин Сискел из Chicago Tribune дал фильму одну звезду из четырех и написал, что «Рассел наполняет экран достаточным количеством диковинных сексуальных образов, чтобы притупить чувства. Публицисты фильма хотят, чтобы вы поверили, что Листомания возмутительна; напротив, это просто скучный." [ 19 ] Кевин Томас из Los Angeles Times назвал его «жизнерадостным, последовательно связным и творческим фильмом, который попеременно, а иногда и одновременно, возмутителен, весел и пронзителен». [ 20 ] Гэри Арнольд из The Washington Post писал, что «становится до боли очевидным, что Расселу, великому вульгарнику современного кинопроизводства, следовало уйти, пока он был впереди, своего рода. Будуарно-фарсовый подход к жизни и легенде Листа был бы тривиальным». несерьезный, но безобидно тривиальный по сравнению с коллекцией непристойных фантазий и газированных глубокомыслий, к которым прибегает Рассел после того, как у его музы кончаются комические идеи». [ 21 ] Полин Кель написала: «В нескольких эпизодах это успешно вспыхивает искренним безумием комиксов, но, несмотря на всю свою ярость фарса, режиссер Кен Рассел, похоже, не может собрать воедино элементы кинопроизводства. " [ 22 ]
В обзоре для Die Zeit Ханс-Кристоф Блюменберг резюмировал фильм следующим образом:
Для Рассела, которому удалось создать портрет художника с причудливой точностью вместе с Малером , Листомания представляет собой лишь утомительный перечень номеров кабаре, который посредством анахронизмов, псевдокритических аналогий и смелых подборов актеров (например, Ринго Старр в роли папа) обретает убежденность... В «Листомании» непомерно злобный берсерк дрейфует в руинах своего таланта, теряется в обилии весьма разрозненных происшествий, которые, тем не менее, заканчиваются лишь пронзительным однообразием». [ 23 ]
Другой немецкий рецензент, Ханс Й. Вульф, посвятил фильму шестистраничную статью и прокомментировал:
Фильмы порывают с традицией биографического повествования, сценической музыки и музыкальной культуры в диком коллаже, в котором собран разнородный материал. «Листомания» — самый неправильно оцененный из всех фильмов Рассела, в то же время самый сложный и в то же время самый раздражающий… Очарование «Листомании» — это метод. Вся [западная] культурная история — это материал, из которого Рассел конструирует свой монтаж, независимо от того, высокая это культура или тривиальная. Множество культурных знаний, хотя и строго контролируемых, являются темой фильма, придавая ей выразительность и яркость». [ 24 ]
Путеводитель Леонарда Малтина по фильму дал фильму полторы звезды из четырех. [ 25 ] в то время как золотой киноретривер сказал «ГАВ!» [ 26 ]
фильм имеет рейтинг 50% На сайте Rotten Tomatoes на основе 10 рецензий. [ 27 ]
Позже Рассел сказал, что «он неправильно начал» с фильмом, который «требовал большего бюджета, чем у нас был, поэтому фильм не работает так хорошо, как мне хотелось. Более того, символизм слишком безжалостен, и фэнтезийные эпизоды имеют тенденцию затмевать реальность персонажей. Думаю, я исчерпал жизнеописания композиторов того времени». [ 28 ]
Театральная касса
[ редактировать ]Фильм провалился в прокате и положил конец планам Goodtimes Enterprises снимать больше фильмов с Расселом. [ 29 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Александр Уокер, Национальные герои: британское кино семидесятых и восьмидесятых годов , Харрап, 1985, стр. 83
- ^ Jump up to: а б с д Йоль стр. 51
- ^ Джастин Смит (2014) Рассчитанные риски: финансы кино и британцы Независимые в 1970-х годах, Исторический журнал кино, радио и телевидения, 34:1, 85-102, стр.99 DOI: 10.1080/01439685.2014.879007
- ^ «Личности плюс», Робин Адамс Слоан. Чикаго Трибьюн, 21 июля 1974 г.: g9.
- ^ Юл, стр. 49–51.
- ^ Кухня, Уилл (2020) Романтизм и кино: Ференц Лист и аудиовизуальное объяснение . Лондон и Нью-Йорк: Bloomsbury Academic: 165.
- ^ Jump up to: а б Рассел стр. 166
- ↑ Джули: «Ошибка сокрытия», The Washington Post, 16 октября 1974 г.: B2.
- ^ «Боевое крещение Долтри в «Томми» Кена Рассела», Льюис, Фиона. Los Angeles Times, 17 ноября 1974 г.: стр. 34.
- ^ Jump up to: а б «Рок-звезда, играющая Ференца Листа: Рок-звезда, играющая Ференца Листа», УИЛЬЯМ ХОЛЛ. Нью-Йорк Таймс, 18 мая 1975 г.: D1.
- ^ «Посвящение Дороти Арзнер», Мерфи, Мэри. Лос-Анджелес Таймс (1923–1995); Лос-Анджелес, Калифорния, 27 декабря 1974 г.: f19.
- ^ «Фильмы: Кен Рассел напевает несколько баров Флэтли, Гай». Лос-Анджелес Таймс, 16 февраля 1975 г.: z24.
- ^ «Поп-жизнь: имя белое, но звук черный», New York Times, 28 февраля 1975 г.: 15.
- ^ Кен Рассел: «У него есть немного Листа», Los Angeles Times (1923–1995); Лос-Анджелес, Калифорния, 24 октября 1975 г.: f14.
- ^ Jump up to: а б Рассел стр. 167
- ^ «ОТ 'ТОММИ' ДО ЛИСТА: Кинокарьера стала сюрпризом для Долтри. Кинокарьера стала сюрпризом для Роджера Долтри», Хант, Деннис. Лос-Анджелес Таймс, 12 августа 1975 г.: e1.
- ^ Эберт, Роджер (28 октября 1975 г.). «Листомания» . РоджерЭберт.com . Проверено 18 декабря 2018 г.
- ↑ Эдер, Ричард (11 октября 1975 г.). «Экран: 'Листомания'». Нью-Йорк Таймс . 23.
- ↑ Сискель, Джин (30 октября 1975 г.). «« Листомания »: много ярких образов бывшего режиссера». Чикаго Трибьюн . Раздел 3, с. 4.
- ^ Томас, Кевин (17 октября 1975 г.). «'Листомания': опера-фантазия». Лос-Анджелес Таймс . Часть IV, с. 13.
- ↑ Арнольд, Гэри (24 октября 1975 г.). «Непристойный Лист под рок-бит». Вашингтон Пост . Б10.
- ^ Полин Кель, 5001 ночь в кино, Генри Холт и компания, 1983, с. 330
- ^ Ханс К. Блюменберг в Die Zeit , 4 июня 1976 г.: "Filmtips", получено 6 сентября 2011 г.
- ↑ Ханс Дж. Вульф в книге «Кильский вклад в исследование музыки в кино» , 1/2008, стр. 165 и далее: «Листомания», получено 6 сентября 2011 г.
- ^ Леонард Малтин, Путеводитель по фильмам и видео , 2003, Нью-Йорк, Plume, 2002 г.
- ^ Мартин Коннорс и Джим Крэддок, редакторы, Golden Movie Retriever Video Hound , Детройт: Visible Ink Press, 1998 год
- ^ «Листомания» . Гнилые помидоры . Архивировано из оригинала 2 декабря 2017 года . Проверено 21 августа 2017 г.
- ^ ФАКТ, ФАНТАЗИЯ И ФИЛЬМЫ КЕНА РАССЕЛА: ИНТЕРВЬЮ, Филлипс, Джин Д., Журнал популярного кино ; Вашингтон, округ Колумбия Том. 5, вып. 3, (1 января 1976 г.): 200.
- ^ Юл, стр. 52
Внешние ссылки
[ редактировать ]- фильмы 1975 года
- Британские музыкальные фильмы
- Британские биографические фильмы
- Британский авангард и экспериментальные фильмы
- Британские независимые фильмы
- Музыкальные фильмы, основанные на реальных событиях
- Фильмы Кена Рассела
- Фильмы о классической музыке и музыкантах
- Фильмы о композиторах
- Фильмы о фортепиано и пианистах
- Биографические фильмы о музыкантах
- Рок-оперы
- Британские фильмы о рок-музыке
- Культурные изображения Ференца Листа
- Культурные изображения Рихарда Вагнера
- Фильмы Warner Bros.
- Музыкальные фильмы 1970-х годов
- Фильмы, действие которых происходит в Германии
- Фильмы, действие которых происходит в 19 веке.
- Фильмы продюсера Дэвида Паттнэма
- Фильмы, написанные Риком Уэйкманом
- танцевальные фильмы 1970-х годов
- Англоязычные фильмы 1970-х годов
- Британские фильмы 1970-х годов