Jump to content

Фортепианный концерт № 2 (Лист)

Ференц Лист написал черновики своего Концерта для фортепиано с оркестром № 2 ля мажор , S.125 , во время своего виртуозного периода, с 1839 по 1840 год. Затем он отложил рукопись на десятилетие. Когда он вернулся к концерту, он неоднократно его пересматривал и исследовал. Четвертый и последний период пересмотра закончился в 1861 году. Лист посвятил произведение своему ученику Гансу фон Бронсарту , который дал первое представление под дирижированием Листа в Веймаре 7 января 1857 года.

Обычное исполнение этого концерта длится около 25 минут.

Инструментарий

[ редактировать ]

Концерт партитурирован для фортепиано соло , трёх флейт (одна сдвоенная пикколо ), двух гобоев , двух кларнетов ля ля, двух фаготов , двух валторн ми ми , двух труб ми ми, трёх тромбонов (два тенора, один бас), тубы , литавр. в D и A, тарелки и струны .

Этот концерт представляет собой одну единую длинную часть , разделенную на шесть частей, связанных трансформациями нескольких тем:

  • Очень продолжительное адажио
    Ключевая музыкальная идея этого концерта впервые звучит в первом кларнете в сопровождении не более четырех других деревянных духовых инструментов: последовательность из двух аккордов - ля-мажорный аккорд с C на вершине, затем доминирующая септаккорд на F . Одна нота соединяет два аккорда A.
  • Аллегро возбужденно
    Технически это скерцо произведения. Начинается си минор и заканчивается минор до .
  • Аллегро модерато
    Вступительная тема исполняется соло на виолончели в сопровождении фортепиано, что демонстрирует влияние итальянского бельканто на творчество Листа.
  • Аллегро решил
  • Боевой немного менее веселый
    Еще одна трансформация нежной вступительной темы. Этот раздел также почти всегда подвергался нападкам как вульгарный и предающий как первоначальный характер этой темы, так и концерта в целом. Американский музыковед Роберт Винтер не согласился. Он назвал марш «мастерским ходом, демонстрирующим весь эмоциональный диапазон тематической трансформации». [ 1 ] В марше есть сила и вес, необходимые для восстановления основной тональности ля мажор, от которой музыка ушла довольно далеко с момента открытия концерта.
  • Аллегро анимированный

Второй концерт, хотя и менее виртуозный, чем Первый фортепианный концерт , демонстрирует гораздо большую оригинальность по форме. Листа В этом отношении оно обнаруживает более тесную связь с более известными симфоническими стихотворениями как по стилю, так и по структуре. Кроме того, хотя окончательную версию Первого концерта можно было бы считать образцом солиста, Второй показывает, как Лист пытается подтвердить свой композиционный талант, дистанцируясь при этом от своего виртуозного исполнительского происхождения. Лист менее щедр на технические приспособления для солиста, такие как и гаммы октавные противоположное движение ; вместо властного виртуоза пианист часто становится аккомпаниатором деревянных духовых и струнных инструментов. Солист не доминирует над тематическим материалом — более того, после вступления у пианиста никогда не бывает темы в ее первоначальном виде. Вместо этого их роль состоит в том, чтобы создавать или, по крайней мере, создавать видимость создания изобретательных вариаций, которые проводят слушателя через серию тематических трансформаций . Различные паузы и паузы не являются перерывами в музыкальном потоке, а скорее служат переходами в музыкальном дискурсе. «Органическое единство» придает структуру всему произведению. [ 2 ]

Симфонический концерт

[ редактировать ]

Лист назвал это произведение «Симфоническим концертом», пока оно было в рукописи. Это название было заимствовано из Симфонических концертов Генри Литольфа . Листу понравилось не только название Литольфа, но и идея, которую оно символизировало. Эта концепция представляла собой одну из тематических метаморфоз — объединение самых разнообразных тем из одного мелодического источника. Эта концепция была уже знакома Листу по изучению « Франца Шуберта » Фантазии странника . Бетховен также использовал такой прием в своей Девятой симфонии , преобразовав тему «Оды к радости» во время финальной части. Однако у Листа тематическая трансформация стала композиционным приемом, к которому он обращался снова и снова — в симфонических поэмах, «Фауст» и симфониях «Данте» и сонате для фортепиано си минор .

Использование тематической трансформации также изменило отношение Листа к композиционной форме. По сравнению со своими современниками, которые все еще использовали сонатную форму более или менее условно, Лист порой радикально отходил от нее. Темы перемешиваются в новые и неожиданные последовательности, их различные метаморфозы демонстрируют калейдоскопические контрасты.

Перепросмотры стали сокращенными. Коды принимают пропорции развития. Трех- и четырехходовые конструкции объединены в одно целое. Оправдание Листа, как он это сформулировал, заключалось в следующем: «Новое вино требует новых бутылок». [ 3 ]

Экстремальный уровень

[ редактировать ]

В своем Втором фортепианном концерте Лист довел практику создания крупномасштабной композиционной структуры из одних только метаморфоз до крайнего уровня. Его вступительная лирическая мелодия становится маршевой темой финала. Эта тема, в свою очередь, ближе к концу концерта превращается в страстную тему. Тема, с которой начинается скерцо, вновь появляется в конце этой части, замаскированная под совершенно другую мелодию в другой тональности. Это последнее преобразование настолько полное, что легко не заметить связи. Тональность, лад, тактовый размер, темп и тональный цвет — все было изменено. То, что Лист так радикально изменил нотную запись, оставаясь верным основной идее, лежащей в ее основе, свидетельствует о огромной изобретательности с его стороны.

Озвучка, материал и оформление Второго фортепианного концерта также предполагают влияние Вебера Концертштюка фа минор для фортепиано с оркестром. Лист был хорошо знаком с этим произведением. Он часто играл ее во время своих гастролей, начиная с 1833 года. Он также сделал аранжировку пьесы для фортепиано соло, а также исправленную версию сольной партии (которую он сам никогда не исполнял). Его знание структуры этого одночастного концерта имело такое же большое значение для его музыкального развития, как и изучение « Шуберта » Фантазии о страннике .

Как и в случае с Первым фортепианным концертом, композиционная структура постоянно развивается по ходу произведения. В Первом фортепианном концерте эта структура довольно четко принимает многочастный формат. Во Втором фортепианном концерте этого не происходит. Она также не соответствует одной длинной части, основанной на форме первой части сонаты, как это делает Соната для фортепиано си минор. Некоторые утверждали, что Лист, возможно, стремился найти структурное промежуточное звено между этими двумя полюсами. Именно поэтому, объясняют они, Второй фортепианный концерт может показаться структурно неоднозначным.

Это потенциальное чувство двусмысленности становится двояким. Во-первых, по мере развития музыки она становится произведением, состоящим из множества отдельных эпизодов, быстро следующих друг за другом. Это может привести к ощущению структурной фрагментации без видимого органического единства. Во-вторых, гармонический диапазон становится более широким. Музыка остается в одной тональности ровно настолько, чтобы перейти к другой тональности. В своем эссе «Неправильно понятый Лист» Альфред Брендель так комментирует эту технику:

В творчестве Листа есть что-то фрагментарное; его музыкальные аргументы , возможно, по своей природе, часто не доводятся до конца. Но разве этот фрагмент не является самой чистой, самой законной формой романтизма? Когда утопия станет основной целью, когда будет предпринята попытка сдержать безграничное, тогда форма должна будет оставаться «открытой», чтобы могло войти безграничное. Задача переводчика — показать нам, как общая пауза может соединять, а не разделять два абзаца, как переход может таинственным образом трансформировать музыкальную аргументацию. Это волшебное искусство. Каким-то непостижимым для интеллекта процессом устанавливается органическое единство, «открытая форма» достигает своих выводов в бесконечности. Тот, кто не знает привлекательности фрагментарности, останется чуждым большей части музыки Листа, а возможно, и романтизму в целом. [ 4 ]

Редакция

[ редактировать ]

Как и в случае с Первым фортепианным концертом, Лист значительно переработал фортепианную партию. В своих изменениях Лист достиг во многих отрывках такого же или даже большего эффекта, чем его первоначальная концепция, используя более простые средства. Важной особенностью была замена отрывков в ломаных октавах отрывками для попеременных рук. Лист выполнил аналогичные упрощения в « Трансцендентальных этюдах» и «Больших этюдах Паганини» .

История выступлений

[ редактировать ]

Лист с осторожностью относился к исполнению Второго фортепианного концерта. Это проистекало главным образом из его желания защитить своих учеников от неоправданного гнева критиков. Например, он писал Иоганну фон Гербеку , тогдашнему директору Венской филармонии: «В случае, если пианист Ганс фон Бюлов появится на филармоническом концерте, он, по моему совету, не сыграет ни мой концерт ля мажор (ни какое-либо другое произведение). мой ) , а просто один из концертов Баха или Бетховена. Мои близкие друзья прекрасно знают, что я не желаю ввязываться в какую бы то ни было концертную программу». [ 5 ]

Эта осторожность не всегда была непреложным правилом. 17-летний Карл Таузиг исполнил это произведение в Праге 11 марта 1858 года. Таузиг повторил его в Веймаре 8 августа 1860 года, вызвав всеобщее одобрение. Это произошло после инцидента в этом городе из-за Питера Корнелиуса » «Багдадского цирюльника и незадолго до того, как Лист ушел с поста музыкального руководителя.

См. также

[ редактировать ]

Библиография

[ редактировать ]
  • Колле, Роберт, изд. Алан Уокер, Ференц Лист: Человек и его музыка (Лондон: Barrie & Jenkins, 1976, 1970). ISBN   0-214-20345-X .
    Колле предлагает подробный анализ этого и ряда других произведений Листа для фортепиано с оркестром.
  • ред. Гамильтон, Кеннет, Кембриджский компаньон Листа (Кембридж и Нью-Йорк: издательство Кембриджского университета, 2005). ISBN   0-521-64462-3 (мягкая обложка).
    • Челенца, Анна, "Фортепианные концерты Листа"
  • Уокер, Алан , Ференц Лист: Том второй, Веймарские годы, 1848–1861 (Нью-Йорк: Альфред А. Кнопф, 1989). ISBN   0-394-52540-X .
    Прослеживает историю произведения и развитие тем в нем, хотя и не так подробно, как Колле.
  • Стейнберг, Майкл , Концерт (Нью-Йорк и Оксфорд: Oxford University Press, 1998). ISBN   0-19-510330-0 .
  1. ^ В музыкальных мыслях и запоздалых размышлениях (Принстон, штат Нью-Джерси: Princeton University Press, 1976). Цитируется по Стейнбергу, Майклу, Концерту (Нью-Йорк и Оксфорд: Oxford University Press, 1998), 243.
  2. ^ Селенца, 160-61.
  3. ^ Страдал, август, Мемуары Ференца Листа (Лейпциг, 1920), 76. Цитируется в Уокер, Алан, Ференц Лист: Том второй, Веймарские годы, 1848-1871 (Нью-Йорк: Альфред А. Кнопт, 1989), 309 .
  4. ^ В музыкальных мыслях и запоздалых мыслях . Цитируется у Штейнберга, 243.
  5. ^ Ла Мара, изд. Письма Ференца Листа , 8 томов. (Лейпциг, 1893–1905), 1:333–334. Цитируется у Уокера, 394.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 219267b2f6f19b7ecfb682dc99173495__1719991380
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/21/95/219267b2f6f19b7ecfb682dc99173495.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Piano Concerto No. 2 (Liszt) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)